Воздушная картечница Гебауэра

20
Хотя во французском языке слово Mitrailleuse означает любое малокалиберное скорострельное оружие, кроме ручного, в России митральезами или картечницами принято называть пулеметы, действующие с помощью внешнего привода. Как правило, "приводным механизмом" являлся сам стрелок, вращавший рукоятку, связанную с затвором. Ручные многоствольные картечницы стали в современной поп-культуре одним из символов эпохи стимпанка.
Однако были и исключения из этого правила. Одно из них - оригинальная двуствольная авиационная митральеза, спроектированная в 1917 году австрийским инженером Францем Гебауэром и предназначенная для вооружения истребителей. Ее механизм работал за счет отбора мощности от карданного вала самолетного мотора.

Такая система давала целый ряд преимуществ. Во-первых, отпадала необходимость в синхронизаторе и устранялась угроза при его поломке отстрелить собственный винт (во времена Первой мировой войны такие случаи бывали не редко). Во-вторых, пулемет Гебауэра на полных оборотах мотора обладал довольно большой скорострельностью - до 1500 выстрелов в минуту. Кроме того, система получилась легкой и компактной, на самолете она занимала гораздо меньше места, чем два обычных пулемета.

Но были и недостатки. При уменьшении оборотов мотора, соответственно, падала скорострельность. К тому же, отбор мощности на привод оружия снижал мощность, передаваемую на винт.

Тем не менее, испытания, проведенные в июне 1918 года сочли успешными. В августе австрийское командование заказало 100 "моторных картечниц" на венской оружейной фирме "Солюкс", сотрудником которой являлся Гебауэр. Ими собирались вооружать новейший истребитель WKF D. I, незадолго до этого так же успешно прошедший испытания. Заказ был выполнен к концу октября, и тогда же из цехов завода "Винер Кароссерие Флюгцойгфабрик" начали выходить первые серийные WKF.

Однако 3 ноября из-за поражений на фронтах, голодных бунтов в тылу, солдатских восстаний и начала распада страны Австрии пришлось капитулировать. Мировая война для нее закончилась, а вслед за этим были аннулированы все военные контракты. Истребителей с митральезами Гебауэра построили всего 20 штук, но и они, так и не успев вступить бой, вскоре были уничтожены по требованию держав-победительниц.



Митральеза Гебауэра в экспозиции венского военного музея. За ней - также весьма интересный двуствольный авиапулемет Гаста.



Она же с металлической лентой и переходником, соединявшим ее с карданным валом мотора.
Установка использовала винтовочные патроны калибра 8 мм.



Картечница, укрепленная на двигателе в ходе наземных испытаний.





Опытный образец истребителя WKF D.I.





Первые серийные WKF (возможно, на обоих снимках одна и та же машина).



Истребители WKF красились в своеобразный камуфляж, состоящий из коричнево-зеленых пятен причудливой формы,
нанесенных поверх розовато-песочного фона.



Оригинальный проектный чертеж WKF в варианте фоторазведчика. Самолет планировалось оснастить радиостакцией, а за кабиной - установить длиннофокусный аэрофотоаппарат с дистанционным приводом.
Неизвестно, была ли построена эта машина.



WKF D.I в трех стандартных проекциях. Самолет оснащался двигателем "Иеронимус" мощностью 230 л.с. Его взлетная масса составляла 732 кг, максимальная скорость - 195 км/ч, время набора высоты 2000 м - 5,2 минуты, потолок - 6500 м.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 сентября 2014 10:02
    Оригинальные конструкции,ни чего не скажешь,продвинутые для своего времени.
  2. Vadim-61
    +1
    25 сентября 2014 10:26
    "То не пальнула митральеза,
    Не лопнул купол из стекла,-
    То "Обозленная поэза"
    Такой эффект произвела!"

    Игорь Северянин. Соловей. 1918.
  3. +1
    25 сентября 2014 10:47
    Задумка хорошая. Голова!
  4. 0
    25 сентября 2014 11:08
    Интересная статья. Эх раскрыть бы поболее... Автору заслуженый "+". Спасибо! smile
  5. +1
    25 сентября 2014 13:29
    Статья очень интересная!
    А так выглядит пулемет голландца Антона Фоккера:
  6. 0
    25 сентября 2014 13:33
    Болгарский пилот на своем "Фоккере" готовится к бою на Македонском фронте, 1918 г.
  7. 0
    25 сентября 2014 13:37
    Новая техника всегда привлекала внимание болгарских крестьян. Македонский фронт, 1918 г.
  8. 0
    25 сентября 2014 13:40
    Бывают и такие моменты - аварийное приземление болгарского "Фоккера Е 3". Македонский фронт, 1918 г.
  9. 0
    25 сентября 2014 13:46
    Болгарские и немецкие летчики из Первого аеропланного отделения и группы "34" на аеродроме Белица, Македонский фронт, 1918 г.
  10. 0
    25 сентября 2014 13:49
    Болгарские летчики, аеродром Белица, Македонский фронт, 1918 г.
  11. 0
    25 сентября 2014 13:54
    Болгарский генерал Георги Тодоров и офицеры пехоты и кавалерии, болгари и немцы, в гостях у авиаторов Първого аеропланного отделения на яеродроме Белица, 1917 г. Фотография пред трофейным британским самолетом Армстронг-Уитуърт (Armstrong-Whitworth FK3 Nr. 6219)
  12. 0
    25 сентября 2014 13:59
    Первый болгарский военный летчик капитан Радул Милков у своего самолета Албатрос Б.I (Albatros B.I), июнь 1916 г.
  13. 0
    25 сентября 2014 14:03
    Болгарский летчик отдает последний почет своему сбитому британскому противнику, район Дойрана, Македонский фронт, 1917 г.
  14. 0
    25 сентября 2014 14:06
    Это осталось от британского самолета после боя с болгарским истребителем, Македонский фронт, 1918 г.
  15. +1
    25 сентября 2014 14:08
    Болгарский генерал Георги Тодоров осматривает сбитый британскиий самолет, г.Гевгели, Македонский фронт, 1917 г.
  16. 0
    25 сентября 2014 14:15
    Болгарские авиаторы в трофейном британсков бомбардировчике Армстронг-Уитуърт (Armstrong-Whitworth FK3 Nr. 6219) на аеродроме Белица, 1918 г.
  17. Комментарий был удален.
  18. +1
    25 сентября 2014 14:21
    Болгарские авиаторы перед боевым полетом с разведывателном биплане Albatros C.III, названном “Тутракан”. В кабине наблюдателя - подполковник Васил Златаров, командир болгарской авиации во время Первой мировой войны, пулемет - авиационный 7,92-mm MG 14 Parabelum („Парабелум”), 1918 г.
  19. 0
    25 сентября 2014 14:22
    Интересно, на крыле у него радиатор или еще что?
  20. RJN
    0
    25 сентября 2014 19:21
    Когда читаешь о приводе от "карданного вала" самолета, начинаешь сомневаться в квалификации автора. По-моему речь идет о приводе от коленчатого вала двигателя.
  21. 0
    26 сентября 2014 01:42
    Дочтаточно грозный пулемет и на сегодняшний день. Kotevy так же спасибо за исторические фото.
  22. anomalocaris
    0
    27 сентября 2014 09:07
    Автор забыл упомянуть ещё один недостаток таких систем - в ожидании боя, механизм частично работает, что крайне негативно сказывается на ресурсе.