США создают "Великий зелёный флот"

Обладание самым мощным флотом на планете создает США массу преимуществ, подкрепляя их претензии на мировое господство. Недаром без вмешательства ВМС не проходит ни один конфликт, где участвуют США. Морская авиация и морская пехота США считаются элитной частью американских вооруженных сил.

США перехватили пальму первенства в морях и океанах у Британской империи, которая долго была «владычицей морей». «Сигнал» миру был послан в 1907–1909 годах – 4 американские эскадры, которые назвали «Великий белый флот» (корабли были выкрашены в белый цвет в знак мирных намерений), совершили кругосветное плавание. Это плавание было совершено по указанию американского президента Теодора Рузвельта и было призвано показать миру военно-морскую мощь США — в том числе, наличие у державы флота открытого моря.


После Первой мировой войны, когда статус великих морских держав потеряли Россия и Германия, а Великобритания понесла тяжёлые потери, США ещё более усилили свои позиции в Мировом океане. А после завершения Второй мировой войны окончательно заняли лидирующие позиции в области морских вооружений, ВМС. Правда, тогда им на «пятки» наступал Советский Союз, который хоть и не претендовал на роль «хозяина морей», но имел мощный флот, способный, опираясь на береговые силы, защитить свои берега от любого противника.

В настоящее время флот Российской Федерации уступает американскому фактически по всем статьям, ВМС Китая хоть и быстро усиливаются, ещё долго не смогут бросить вызов США на море. То есть прямой угрозы морскому могуществу США нет, куда большую обеспокоенность американских политиков и военных вызывают другие факторы – дестабилизация сырьевого рынка, колебание цен на энергоносители, финансово-экономический кризис в самих США. Оборонное ведомство США тратит нефтепродуктов больше, чем любая другая государственная или частная структура на планете. Так, в 2010 году военные США сожгли 135 млн. баррелей нефти. Растёт не только потребление, но стоимость – в 2010 году военные США потратили 20 млрд. долларов на электроэнергию и топливо, это бюджет целой страны на год.

В настоящее время Пентагон и Белый Дом не собираются сокращать свой флот, идти на масштабные урезания программ перевооружения, создания новых вооружений. Американское руководство пошло другим путём: снижение зависимости от зарубежных поставок энергоносителей, причём речь идёт не только о Вооружённых силах, в частности, ВМС, а всей экономики Штатов. США планируют перевести значительную часть своего хозяйство на биотопливо, увеличить использование альтернативных, возобновляемых источников топлива. Планы Пентагона грандиозны, уже в 2016 году моря и океаны должен бороздить «Великий зелёный флот», куда войдут корабли на ядерной энергии, гибридные электрические корабли и морская авиация на биотопливе. А в 2020 году весь американский флот должен будет на 50% обеспечивать свои потребности в топливе за счёт «зелёных», возобновляемых источников энергии. Таким образом, Вашингтон сможет намного сократить зависимость от импорта, повысить автономность своей экономики и вооруженных сил. Кроме того, показать всему миру, что они лидеры и в области «зелёных» технологий.

США создают "Великий зелёный флот"

Министр ВМС США Рэй Мэйбус (справа) и его заместитель по энергетике Томас Хикс докладывают конгрессменам об Инициативе ВМС по энергосбережению.

Правда есть и определённые сомнения, так, в докладе Rand Corp., который сделали в начале 2011 года, говорят о том, что делать ставку только на биотопливо было бы ошибкой, нельзя сразу отказаться от нефти: «Мы не можем работать на этаноле, потому что он имеет недостаточную энергетическую плотность». В настоящее время на ВМС США лишь один процент энергии приходится на возобновляемые источники.

Командование ВМС получают под эти программы дополнительное финансирование, их технологии имеют двойное значение и после «обкатки» во флоте будут использованы и в гражданских целях. Не отказываются в пользу «зелёной энергетики» и от атомной энергетики, американские военные отлично понимают, что заменить атомные силовые установки нечем, не только в краткосрочной, но и среднесрочной перспективе. Ещё нет ясности, смогут ли возобновляемые источники энергии быть конкурентоспособными, не снят вопрос и об их безвредности для экологии. Так, уже было заявление о том, что использование биотоплива нанесёт экологии еще больший вред, чем привычное применение нефти и её продуктов.


Универсальный десантный корабль Makin Island оснащен электрогазотурбинной установкой нового поколения, позволяющей экономить топливо.

Основные «зелёные» программы ВМС

- Успешно был завершён первый этап испытания палубного истребителя-штурмовика F/A-18 Super Hornet, который получил название Green Hornet («Зеленый шершень»). На нём в качестве топлива была использована смесь обычного авиационного керосина и рыжикового масла в пропорциях примерно 50% на 50%. Это топливо не повлияло на режимы работы двигателей боевой машины. Истребитель летает на сверхзвуковых скоростях, на больших и предельно малых высотах, выполняет самые разные маневры, в том числе на форсаже. В настоящее время испытатели выясняют, окажет ли новое топливо какое-то влияние на ресурс работы авиадвигателей.

- После «зелёного шершня» начались испытания многоцелевого вертолета MH-60S Sea Hawk, который используют ВМС в Корпусе морской пехоты в качестве противолодочной, транспортной, поисково-спасательной и десантно-штурмовой машины. В баках вертолёта MH-60S Sea Hawk также оказалась смесь из керосина и рыжикового масла. Испытания еще не закончены, но уже очевидно, что топливная смесь из двух компонентов не вредит здоровью двигателей этой машины.


Взлетает MH-60S Sea Hawk на композитном топливе.

По мнению главы службы энергетической и экологической готовности американских ВМС (эта организация координирует усилия ВМС по разработке и внедрению возобновляемых энергетических ресурсов) контр-адмирала Филипа Каллома, проект получения топлива из этого растения (семян рыжика - Camelina sativa) весьма перспективен. Это растение очень неприхотливо (это фактически сорняк), его можно выращивать для нужд промышленности с минимальными затратами.

- На базе ВМС Норфолк успешно прошли ходовые испытания экспериментального прибрежного катера сил специальных операций (Riverine Command Boat (experimental) – RCB-X). Экспериментальным он стал из-за того, что на нём был использован новый вид топлива. На американском катере было использовано композитное топливо, которое на половину состоит из типичного дизельного топлива Северо-Атлантического Альянса марки F-76, а вторую половину составляет топливо на основе водорослей, известное под маркой HR-D. Производство этого биотоплива в настоящее время довольно хлопотное и недешевое занятие. Водоросли приходится выращивать в специальных биореакторах, затем их собирают, высушивают и превращают в порошок, из которого и получают горючую жидкость. Это биотопливо получилось высокого качества, так, катер полным водоизмещением 19 тонн и длиной почти в 16 метров развил скорость в 44,5 узла и одновременно продемонстрировал отличные маневренные качества. После завершения этих испытаний контр-адмирал Филип Каллом заявил следующее: «Это еще один шаг, но шаг исторической важности».


Контр-адмирал Филип Каллом остался доволен результатами испытаний катера RCB-X.

- На базах Корпуса морской пехоты и береговых объектах ВМС в южных регионах США развертываются панели солнечных фотоэлектрических станций (СФС). Для Корпуса морской пехоты создана и т. н. экспедиционная энергетическая система, которая состоит из 300-ваттных солнечных батарей, их легко развернуть и свернуть всего за несколько минут.

- Военные США планируют использовать и другие возобновляемые источники, например хлопковое масло, его можно добавлять в топливо военных машин.

- Занимаются военные и совершенствованием энергосберегающих технологий, так, министр ВМС США Рэй Мэйбус, выступая перед представителями американской промышленности, сообщил об универсальном десантном корабле Makin Island (LHD 8). В нём установлена комбинированная электрогазотурбинная энергетическая установка нового поколения: ГЭУ Makin Island лишена недостатка неэкономичности работы двигателей на скоростях менее 10 узлов. По словам Мэйбуса, общая экономия от эксплуатации этой установки в течение всего жизненного цикла боевого корабля составит примерно 250 млн. долларов.

Источники:
http://nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2011/0414/22225912/print.shtml
http://www.pravda.ru/world/northamerica/usacanada/28-07-2011/1085536-ecology-0/
http://vertopedia.ru/news/show/208
http://lenta.ru/news/2010/04/23/biofuel/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти