Приметы и суеверия лётчиков-штурмовиков

Суеверия и приметы возникли очень давно, и по сей день играют немаловажную роль в нашей жизни. Не обошли они и авиацию. Вам представлена небольшая подборка примет и суеверий боевых летчиков, воевавших в Великой Отечественной Войне. Двумя самыми распространенными приметами среди них были: не бриться перед вылетом и не фотографироваться перед вылетом.

Приметы и суеверия лётчиков-штурмовиков


«Как и во многих других летных частях, считалось плохой приметой бриться, стричься или фотографироваться перед боевым вылетом. В Польше как-то сидим на аэродроме, погода нелетная, низкая облачность. Уже после обеда стало ясно, что сегодня для нас войны не будет. Начали играть в карты, в домино, а два летчика, Колесниченко и Тамаркин, пошли бриться. Вдруг приказ: «Вылет 1-й эскадрилье!» Уже после штурмовки возвращались домой по ориентиру, над шоссейной дорогой, и немцы сбили двух наших правых ведомых, а именно – Колесниченко и Тамаркина. У первого это был шестидесятый вылет, а у второго – четвертый…» – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.


«Вставали утром еще до рассвета, за несколько часов до того, как надо было появиться на КП эскадрильи. Умывались, но никогда не брились – брились только с вечера. У нас был случай, когда Петя Говоров брился днем, уже после того, как сыграли отбой, а тут неожиданно тревога. Он даже не успел добриться, только пену полотенцем с лица вытер. Из вылета он не вернулся… Так что бриться перед вылетом – примета плохая», – младший лейтенант Хухриков Юрий Михайлович, 566-й штурмовой авиационный полк.

«Брились тоже на ночь. Перед полетами бриться нельзя – примета плохая. Кроме того, нельзя принимать цветы, фотографироваться, интервью давать», – капитан Анкудинов Павел Ефимович, 621-й штурмовой авиационный полк.

Нередкими были талисманы и «счастливые предметы».
«Упал возле винта самолета и, смотрю, лежит кисет с табаком, а передо мной лежит наш солдат. Если бы самолет еще метр прополз, то я бы его раздавил. Выбрались мы оттуда. Вот этот кисет стал моим талисманом, я без него никогда не летал. Летал в одной гимнастерке. Она уже вся прогнила, рваная, желтая, а все равно в ней». – старший лейтенант Пургин Николай Иванович, 155-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

«Приметы были у каждого свои. Я вот никогда никому не рассказывал в досужих разговорах, сколько у меня вылетов, да как летал, да как атаковал – избегал хвалиться, всегда считал, что отозваться может. Коля Прибылов – летчик от бога – круглый год летал в одном и том же зимнем комбинезоне. Даже летом! Ему говорят: «Смени ты его, упаришься ведь!» – «Нет! Комбинезон счастливый, в нем меня не собьют». Другой парень был – тот, как линию фронта пересекаем, всегда крестился. Еще один в кармане зашитую иконку носил, мать зашила, когда провожала», – лейтенант Черкашин Григорий Григорьевич, 672-й штурмовой авиационный полк.

Распространенной была и вера в «роковые числа».
«Летчики народ суеверный, у нас считалось, что главное – перейти чертову дюжину, а вот у меня чувство неуязвимости появилось пораньше», – младший лейтенант Коновалов Иван Иванович, 953-й штурмовой авиационный полк.
«Мы все это и так прекрасно знали еще до прибытия на фронт. А в полку нам «старики» сказали, что есть у летчиков-штурмовиков три «проклятые приметы», что обычно сбивают на 3–4-м вылете, на 13–14-м вылете и на 33–34-м вылете. Если 35 вылетов сделал и до сих пор жив и не сбит, значит, есть шанс, что еще долго протянешь. Кстати, примета оказалось верной, меня три раза сбивали, и именно на этих «роковых числах», строго следуя «летной мистике», – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

«Первый боевой вылет делал на самолете с номером 13. А ведь мы, летчики, суеверные… Моя прабабушка прожила 101 год. Она очень меня любила. Я уже в аэроклубе учился. Как-то раз пришел, а она говорит: «Сынок, я тебя научу молитве. Будет дождь идти, молния, прочитаешь, в тебя молния не попадет, обойдет тебя». Идем к самолету, а я все думаю:
«Что делать?» Вспомнил! Снаряд – это тоже молния, трассирующая молния. Прочел эту молитву. И потом перед каждым вылетом ее читал и был уверен, что снаряд в меня не попадет, Аллах сбережет. И до сих пор читаю!», – капитан Бегельдинов Талгат Якубекович, 144-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

Но были также и «роковые женщины».
«Или была у нас мотористка, девушка по имени П-я. Кто с ней переспит, сразу погибал. Троих ее «кавалеров» сбили уже при мне. На эту «роковую бабу» все смотрели с опаской. Сразу после войны наши пьяные механики, человек пятнадцать, изнасиловали «хором» эту П-ю. Командование, стараясь замять ЧП и не доводить это позорное дело до серьезного расследования, моментально демобилизовало эту несчастную девушку из армии», – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. Сергей-8848 27 сентября 2014 07:49
    Вот за такие статьи - спасибо "Военному обозрению"!
  2. Карабанов 27 сентября 2014 08:24
    Забавно... Хотя последний случай, скорее печальный.
    1. sandrmur76 27 сентября 2014 13:21
      Суеверие окружает нас везде и всегда.А вот механики были не правы!Чуть раньше-За насилие и изнасилование было приговорено к расстрелу 4148 советских офицеров. Прокурор 1-го белорусского фронта Л. Яченин сообщил в Кремль, что к маю волну насилия удалось сбить. what
  3. brn521 27 сентября 2014 09:40
    По воспоминаниям собирали, но список неполный. Не в се же одни приметы, есть и вполне логичные закономерности.
    Например, летчики боялись летать на самолетах с 13-м номером. Но один вспоминает, что и немцы как раз тоже боялись связываться с советским самолетом под таким номером. Все цели разбирали нормально, а от 13-го отворачивали.
    Ну а про то, что пить перед боем даже 100 грамм для летчиков и танкистов смертельно опасно, можно даже не упоминать. Хотя и тут есть одно упоминание о некоторых исключениях, причем среди летчиков-истребителей. Отдельные персонажи нормально воевали лишь опрокинув стакан перед вылетом.
    1. Карабанов 27 сентября 2014 10:03
      Цитата: brn521

      Например, летчики боялись летать на самолетах с 13-м номером

      Да, действительно летчики от 13-го отказывались. Суеверия, однако...
      Цитата: brn521

      Но один вспоминает, что и немцы как раз тоже боялись связываться с советским самолетом под таким номером. Все цели разбирали нормально, а от 13-го отворачивали.

      А это как раз связано с тем, что знаменитый Покрышкин долгое время летал именно на аэрокобре под №13. И не разу не был сбит, зато фашистов колотил дай бог... (Позже пересел на новый самолет под №100, и позывной "сотый" стало классикой).

      По воспоминаниям сослуживцев, когда по ленд-лизу поступили самолеты, никто из летчиков не хотел принимать аэрокобру с бортовым номером 13. Все от него шарахались, как от чумы. Покрышкин опробывал самолет и остался доволен. На вопрос о номере, сказал - А что такого? Номер, как номер...
      Летчики наверное самые суеверные вояки, но иногда эти суеверия оказываются чрезмерно надуманы.
      1. 0255 27 сентября 2014 10:22
        Покрышкин ещё и родился в 1913 году
      2. SHILO 27 сентября 2014 10:35
        Цитата: Карабанов
        Летчики наверное самые суеверные вояки, но иногда эти суеверия оказываются чрезмерно надуманы.

        Ну скажем все суеверия они и есть суеверия request Ни больше, ни меньше.
        И для смеха подборка:
        -Женщину нельзя сажать в машину первой – быть беде. (Да, мы коварные... )
        -Если чешется под коленом, – это к дороге.
        -Затоптать на дороге чужой горящий окурок – к удаче. (Посмотреть бы на это со стороны)
        -Перед дальней поездкой, в доме нельзя прибираться, - беду накличешь. (Правильно, все равно за пылится)
        -Ключи оставлять на столе – в доме не будут водиться деньги.
        -Пустую бутылку на столе не держат, иначе будет безденежье. (и откуда же пьянство берется... )
        -Когда солнышко закатилось, новый хлеб не начинают; бедность одолеет. (Терпите до рассвета. Голодно? А никуда не денешься... иначе еще хуже будет)
        -Нос чешется – к выпивке или новостям.
        -Шея чешется – к пирушке в интересной компании. (всё пирушки, всё пирушки, эх..)
        -Если двое зевают одновременно, то им предстоит вместе вино пить.
        -Если месячные у женщины начались в воскресенье, то весь месяц удачным будет. (Девушки, а ну ка поднатужтесь... удача никогда лишней не бывает)
        -Нельзя петь в лесу – грибы разбегутся. (Угу, ток пятки их увидишь... побольше кушай грибочков, побольше)
        -При встрече с церковным служителем или монахом надо держаться за пуговицу, тогда ничего плохого не произойдет. (Вот это вообще шик )
        -Кто, вставая утром, надевает тапочек на левую ногу, у того не будут болеть зубы.
        -Дарить носовой платок мужчине – к расставанию.(Не знаете как порвать надоевшие отношения? Решение есть!)
        -Чаинка плавает в стакане – быть подарку. (А если их много? )
        -Муха угодила в еду или питье – быть подарку. (без комментариев)
        -Посаженная у дома береза отпугивает зло, отводит молнию. (Хых... темнота...)
        -Нельзя оставлять открытой посуду на столе – в ней ночью резвится нечистая сила.
        -Если в первое новогоднее утро первым в дом придет мужчина, - это к счастью, если первой женщина – к несчастью. (Дискриминация!!!! )
        -Дева локоть ушибет – холостой парень вспоминает. (Бьёмся об углы девочки)
        1. SHILO 27 сентября 2014 10:38
          -Кони ржут – к добру. (Ии-го-го)
          -Съесть хлеб или сыр, который мышь подгрызла, - значит укрепить свои зубы. (Мышеловкам - нет!)
          -Паук сидит на платье – к прибыли.
          -Если собака ночью воет, то нужно перевернуть подушку под головой и сказать: "На свою голову", - и она замолчит. (У кого есть собаки, проверите, а? Интересно даже)
          -Черная кошка, черная собака и черный петух в доме – спасают от грозы и воров.
          -Нельзя дарить булавку – взамен надо взять копейку, если не хочешь поссориться. (можно бизнес делать )
          -Нельзя оставлять хлеб перевернутым – будут неприятности. (Хм, а вот это вообще как? Маслом вниз нельзя оставлять? )
          -Чужие вещи носить – свою судьбу менять.
          -Нельзя давать допивать после себя вино – чтобы не узнали твоих мыслей. (Мда, я ещё говорят:" язык твой, враг твой"))))
          -Нельзя одновременно вытираться с кем-то одним полотенцем – поссоришься. (Одновременно! )
          -Кто не доедает из блюда дочиста, у того жена будет корявая. ( )
          -Дарить носовые платки и носки - к слезам и разлуке. (А раньше только этим и занимались... мужчинам носки дарили )
          -Если после метения пола от веника остались листья, - жди гостей. (Или убейся об стенку.... что руки не из того места растут)

          Родители делали парню наставление, чтобы доедал суп, - иначе жена будет рыжая. (это видимо ооочень плохо )
          А девушке советовали не терять пояс от пальто или от платья, иначе может появиться незаконнорожденный ребенок. (Лучше б о предохранении рассказывали...)

          Короче список далеко не полный. Соблюдать заморишься.
          1. Dikson 27 сентября 2014 22:43
            Цитата: SHILO
            -Съесть хлеб или сыр, который мышь подгрызла, - значит укрепить свои зубы. (Мышеловкам - нет!)
            ага.. и привет, желтуха! - грызуны переносят тучу всяких болезней, включая чуму... зубы, конечно могут и не испортиться, но копыта можно легко отбросить..))
            1. maxxdesign 28 сентября 2014 07:50
              заразу переносят крысы, так как питаются всем подряд и на помойках... а мышь дрянь есть не станет! у меня даже кошка понимает что крысы это грязь).. мышей когда ловит подчистую съедает, а крыс только давит и не трогает больше!
        2. Карабанов 27 сентября 2014 14:15
          Как-то смотрел передачу про Куклачева. На вопрос: если черная кошка перебежала дорогу, как вы отреагируете? Тот ответил - На счастье!
          Конечно существует много всяких предрассудков и суеверий. Одни и те же явления для разных людей могут быть как хорошими, так и плохими. Но как к этому относиться, решает сам человек.
      3. svp67 27 сентября 2014 11:26
        Цитата: Карабанов
        А это как раз связано с тем, что знаменитый Покрышкин долгое время летал именно на аэрокобре под №13.

        Летчика принявшего у Александра Ивановича "тринадцатую",сбили на этом самолете В ПЕРВОМ БОЮ. Ну тут кто что говорит...Кто,что летчик заставил присвоить самолету иной номер и в этот бой она уже шла не "13". Кто,что летчик был так себе, ниже средненького. Кто,что самолет уже был существенно поизношен, в результате и не смог увернуться от атак немцев... Каждый верит в своё
        1. Карабанов 27 сентября 2014 13:56
          Интересно. Не знал.
          1. svp67 27 сентября 2014 16:40
            Цитата: Карабанов
            Интересно. Не знал.
            К слову, вот еще один "птенец гнезда Покрышкина..."
            Григорий Андреевич Речкалов : 61 личная победа и 4 групповых (62,41 в десятичном виде). Родился в деревне Худяково Свердловской области, 9 февраля 1920 года. Окончил неполную среднюю школу и аэроклуб. В рядах Красной Армии с 1938 года, а в 1939 году окончил курс Пермской авиационной школы пилотов. С первых дней войны младший лейтенант Речкалов находился в рядах действующей армии. Находился в составе 55-го ИАП, с которым сражался на различных фронтах Великой Отечественной. С марта 1945 года служил в управлении 9-й Гвардейской ИАД. Его боевая судьба переплелась с судьбой А.И. Покрышкина. На устаревшем биплане И-153 с синим хвостовым номером "13" он одержал свою первую победу - 26 июня 1941 года залпом реактивных снарядов сбив одного из атаковавших его Ме-109. Как и Покрышкин, позднее он говорил, что его 13-й номер "несчастливый для врага". За время войны им было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Дважды удостоен звания Герой Советского Союза. К концу войны он стал самым результативным лётчиком летающим на "Аэрокобре" (44 победы), большинство из которых он одержал на машинах P-39N-0 (номер 42-747) и P-39Q-15 (номер 42-547). "Аэрокобра" Р-39Q-15, широко известна, как истребитель Покрышкина. Но это не так. Просто снимали Александра Ивановича на фоне именно этого самолёта (видимо хотели показать множество звёзд - отметок о победах). На этой машине Речкалов и закончил войну.

            http://www.wio.ru/aces/rechkalov.htm
        2. brn521 29 сентября 2014 10:43
          Цитата: svp67
          Летчика принявшего у Александра Ивановича "тринадцатую",сбили на этом самолете В ПЕРВОМ БОЮ.

          Аэрокобры нередко выдавали полным нубам с несколькими часами налета.
          Ну и двигатели у них сильно изнашивались от пыли на грунтовых аэродромах.
          1. upsarin 29 сентября 2014 11:46
            Летал в War Thunder на кобре - хорошая машина, с большими калибрами... Не знаю на сколько это приближенно к реальности, но машина по игре очень хорошая.
            1. brn521 29 сентября 2014 16:10
              Ветераны ВОВ тоже эту машину хвалили. Очень хоршие динамические характеристики и управляемость, что на виражах, что на вертикалях. Хорошая живучесть. Отличная радиосвязь. Но дорогие, требовали особого топлива и плохо переносили пыль на грунтовых аэродромах.
              Большая часть была бездарно слита на обычное сопровождение или даже патрулирование. Много самолетов было потеряно потому, что неопытным пилотам было вообще не до боя, лишь бы не заблудиться, не потеряться, и строй удержать - тут не до смотрения по сторонам. На них надо было сажать опытных пилотов и отправлять на свободную охоту.
  4. parusnik 27 сентября 2014 09:50
    Двумя самыми распространенными приметами среди них были: не бриться перед вылетом и не фотографироваться перед вылетом Если, кто помнит фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика", там есть эпизод..один из героев фильма, рисует портрет товарища из другого экипажа..Этот экипаж получает задание и не возвращается...
  5. мичман 27 сентября 2014 10:01
    У боевых летчиков приметы для возможности вернуться с задания были из покон веков, с момента зарождения авиации. О своих приметах мне рассказывали Маршалы П.С. Кутахов и Е.Я. Савицкий. О них я не имею право поведать вам. Почему сделал более 100 вылетов известный летчик-истребитель на подаренном ему самолете нашим известным экстросенсом Месингом - было заклинание о бессмертии. И оно сбылось.
    Приметы есть и на флоте. Наши подводники не выходили в поход 13 числа, если это была пятница, а фашисты тоже 13 числа, если суббота.
    Вообще о приметах воинов стоит выпустить отдельный рассказ. Для многих они будут откровениями. Честь имею.
  6. air wolf 27 сентября 2014 10:28
    Да в авиации есть такое, нет слово последний, крайний везде применим, ну и обосать колесо перед вылетом и часто вылезала из хвоста девушка аошница с магнитофонными бобинами))) Она матерясь постоянно ругала нас)) а цифры 13 как то не боялись.
    1. asar 27 сентября 2014 16:10
      "Крайний" - не только в авиации!
      "Крайний" "выход", например, перед отпуском! "Крайний" прыжок! Да мало ли!
      У самого есть молитва, какая не скажу, помогала не раз, хоть и не суеверный особо!

  7. A1L9E4K9S 27 сентября 2014 10:41
    Как говорят,суеверие однако,верить в приметы или не верить,всё зависит от самого человека,кто верит,кто не верит,хотя с одной стороны наша жизнь соткана из примет и суеверий,а ещё говорят загадывать нельзя,загадаешь и обязательно не сбудется,так что суеверие вещь тонкая не понятная нам.
  8. ё-моё 27 сентября 2014 10:45
    Мы тоже никогда не брились перед полётами, только с вечера. Хотя это было не суеверие, а простая необходимость - на лице постоянно кислородная маска и на свежевыбритой "мордахе" начинается жуткое раздражение.
  9. Dragon-y 27 сентября 2014 10:52
    Да это не только у летчиков...
    Как-то поступила команда выезжать на одну из дальних "площадок" - а дело было в пятницу, 13 числа... Ну так не хотелось ехать... Приказ есть приказ, перенести выезд на понедельник не удалось.
    Ехать нужно было около 80 км в одну сторону. Добрались туда - там нужных людей как всегда на месте не оказалось, пока то-сё - день почти прошел, ничего путного не сделали, возвращаемся... И тут на полдороге рвется ремень у двигателя "Урала". У водилы был запасной,стал ставить- а он намного короче оказался, чем нужно, поставить не удалось. Сотовая связь тогда была "символическая", да и место там было "в яме", дозвониться не удалось, отправленная СМС ("Задерживаемся") пришла только через сутки. Но в конце концов, водила нашел у себя не до конца разлезшийся ремень, поставил... потихоньку доехали.
    А вы говорите - суеверия... :)
  10. RoTTor 27 сентября 2014 12:06
    приметы - свои у КАЖДОГО
  11. Нестор Петрович 27 сентября 2014 14:55
    В приметы не верю,когда мне кто-то говорит что у него где-то там чешется(нос,коленка,нога),отвечаю что мыться чаще нужно)))
  12. padonok.71 27 сентября 2014 15:24
    Хирург руку когда чинил отдал осколок, сказал - Носи, ни чего не возьмет! И до пенсии носил (и щас ношу) и НИ ЧЕГО! А в передрягах бывал знатных. До осколка, до этого за 5 лет 2 пулевых, 2 осколочных. Вот те и приметы.
    padonok.71
  13. Артём 27 сентября 2014 17:32
    когда служил в транспортной авиации, у нас не было бортов с №13, был 12 и 14 и.т.д. С бритьём никто не парился, а вот мочится ни в коем случае перед винтами! Однажды должны были доставить высокую комиссию начальства с инспекцией в другой гарнизон, и перед полётом толпа пошла помочиться на "дорожку", и один не лётный инженер, видно стесняясь большой компании, пошёл и сделал пи-пи :) пред носом самолёта, и когда ЭТО увидели, давай на него кричать и ругать, а в звании он был не ниже полковника! Но дело было сделано и все пошли в самолёт на вылет. Запустили винты и только начали выруливать как лопнул шток поршня рулевого колеса передней стойки шасси! Вот и не верь в приметы!
  14. мотострелок 27 сентября 2014 18:01
    Человек и суеверия, это одна тема, а суеверия на войне, тема всё же немножечко другая. Ну вот как образуются суеверия, я имею ввиду не общепринятые как черная кошка (в Англии кстати, её роль исполняет белая), а личные, так сказать "выстраданные". Всё очень просто, к примеру человек становиться свидетелем какого нибудь события, ну порезался при бритье. Дело было утром, значит впереди целый день и поскольку в течении этого дня, с ним происходит ряд событий, то хорошие и плохие события возникают в среднем с вероятностью 0,5 (либо хорошее, либо плохое), но плохое лучше фиксируется сознанием, потому, что анализируется и автоматически связывается с порезом. В следующие разы, порезы будут угнетать психику, вызывая осознанное ожидание неудачи со всеми вытекающими психологическими последствиями, ведущими к чёткому закрепления взаимосвязи событий. А на войне, когда вероятность плохих событий велика, человек начинает чувствовать свою беспомощность перед этой вероятностью. Вспоминаю фильм про А.И.Покрышкина, когда он рассказывал о начальном периоде войны. Гибли товарищи, и он думал про себя, что сегодня он выжил, а завтра, после завтра, точно собьют. Лишь по прошествии какого то времени, как он сам говорил: " Я вдруг осознал, что меня больше ни собьют!" Каждый человек в психологическом плане, сам выстраивал "линию обороны". Кто то имел талисманы, кто то придерживался какого то ритуала, смысл всех этих действий - разгрузить свою психику, что бы повысить шансы на выживание, ведь если "случилась плохая примета" перед боем и её нечем "нейтрализовать", то человек подавлен, его ум не раскрепощён, ну и примете тогда, легче "подтвердиться". Поэтому в "выигрышном" психологическом положении, всё же оказывались люди, ни в какие приметы не верившие.
    1. padonok.71 27 сентября 2014 18:28
      И да и нет. Когда человек (боец) не верит в приметы это хорошо. Но когда есть талисман чисто психологически это огромный стимул. Если у тебя есть"волшебная штука" это делает тебя сильней, тебе не так страшно, ты более уверен в себе. У меня есть дружок, веря в силу локона волос своей дочки с простреленным легким сам дошел до МПП, а это 30 (ну +/-) км. Врачи только руками разводили потом. Он потом расказывал что просто шел, зная что он не умрет, ведь его "ведет" такая сила. Терял сознание, плевался кусками легкого, но просто шел. И до сих пор уверен что его дочка вывела. Я не переубеждаю, может и так.
      А над осколком моим смеется.
      padonok.71
  15. gameover_65 27 сентября 2014 19:44
    бриться перед боем всем нежелательно, не только лётчикам. этому есть объяснение.
    борода у мужчины, это как антенны. можно, грубо конечно, сравнить с усами кота.
    только связь эти антенны держат с предками. чем длинней борода, тем лучше связь.
    а побрился перед боем, лишил себя связи.

    одежда тоже интересный момент. каратисты, не стирают пояс, там скапливается энергетика. кимано стирают, а пояс нет. ) вот отсюда и сгнившие гимнастёрки, и тёплые комбинезоны.

    людям вообще сказали всё, нет ни какой энергетики и богов! но природу то не обмануть, мы чувствуем, что есть!
  16. Achtuba1970 27 сентября 2014 21:57
    У нас и сейчас в пятницу 13 не летают. Читал книгу Скоморохова, он там пишет про фотографию: прилетел к ним фронтовой кореспондент, сфотографировал л/с эскадрильи, а тут команда - пара на вылет, он комэск вызывает добровольцев, никто не выходит из строя. Он летит ведущим и сбивает 1 или 2 фашистов.
  17. kotev19 27 сентября 2014 21:58
    Ну, можно быть и небритым!
  18. номер 17 27 сентября 2014 22:28
    Насчет примет. Служил срочку на заставе в Севастополе. Должность была оперативный дежурный по заставе соответстено номер 17 у командира заставы номер 1. У меня постоянно были ключи от оружейки и прочего имущества. Если я шел по коридору и подкидывая ключи их ловил все нормально. Если ронял- жди проверки и комиссии. Так было всегда три раза ронял три раза приезжало руководство.
    1. pv1005 28 сентября 2014 07:50
      Не многовата ли для срочника должность оперативного дежурного по заставе? Оперативный сидит в отряде.
  19. Кэптен45 28 сентября 2014 10:38
    У А.Бушкова есть интересная книга "НКВД-война с неведомым",в книге приводятся воспоминания фронтовиков,работников спецслужб СССР,которым довелось столкнуться в своей жизни с необъяснимыми случаями.Интересно описано,только факты и никаких версий и объяснений случившегося.
    1. Zymran 28 сентября 2014 11:47
      Там никаких фактов просто "байки из склепа". Писатель капусту рубит.
  20. Bosk 28 сентября 2014 14:22
    С бритьём есть как ест, к примеру у меня с некоторых давних времён устойчиво вошло в привычку бриться только в "Пятницу" вечером... потому как у нас не официально считалось что "Бритый в "Поле" не жилец"...
  21. EDELVEISS 28 сентября 2014 14:30
    Спасибо за статью! good
  22. fan1945 6 октября 2014 22:07
    Цитата: brn521
    Большая часть была бездарно слита на обычное сопровождение или даже патрулирование. Много самолетов было потеряно потому, что неопытным пилотам было вообще не до боя, лишь бы не заблудиться, не потеряться, и строй удержать - тут не до смотрения по сторонам. На них надо было сажать опытных пилотов и отправлять на свободную охоту.


    Почему бездарно? Учились!Весна - лето 1943 г учеба и закрепление навыков...И
    Покрышкин и Савицкий писали какой "сырой" контингент поступал.Из трех эскадрилий полка,одна постоянно была учебной.И Покрышкин живописал вылет с
    молодыми,шестеркой...И как "молодые" дружно дали дёру...от пары "мессеров"(?)
    А посему и вопросы "свободной охоты" до лета 1944 даже не поднимались.Дай Бог
    с обычной работой справиться...

    Цитата: мотострелок
    Но когда есть талисман чисто психологически это огромный стимул. Если у тебя есть"волшебная штука" это делает тебя сильней, тебе не так страшно, ты более уверен в себе.


    Мне представляется это наиболее точное определение смысла и значения талисмана/оберега.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня