Многобашенные танки СССР. Часть 2. Средний танк Т-28

55 156 32
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 сентября 2014 09:39
    Очень интересный танк! Ещё бы чертежей в статью (ну или в следующую, про Т-35).
    1. +1
      26 сентября 2014 14:04
      T-28 Наставление автобронетанковых войск РККА M CH.pdf - https://yadi.sk/i/Mfb-Ot6Sbg5HQ
  2. avt
    +6
    26 сентября 2014 10:02
    Цитата: Сергей-8848
    Ещё бы чертежей в статью

    Лучше фото с 85мм пушкой.
  3. +7
    26 сентября 2014 10:41
    На вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.
    не смотря на свои недостатки, машина была не плохая...
  4. Крэнг
    +5
    26 сентября 2014 10:48
    Получается что Т-28М был до Т-34 лучшим в мире средним танком.
    1. avt
      +2
      26 сентября 2014 11:19
      Цитата: Крэнг
      Получается что Т-28М был до Т-34 лучшим в мире средним танком.

      Для Гинзбурга , его любимое детище , но справедливости ради - можно было его модернизировать по броне и вооружению в частности , что Гинзбург и предлагал , но все одно после 41го массово не жилец.Не плохой образец танка был для СВОЕГО времени.
      1. Крэнг
        +2
        26 сентября 2014 16:08
        Представьте его с 85мм пушкой. А в маленьких башенках - 12,7мм пулеметы ДШК. Это было бы неплохо и для конца 2МВ.
        1. avt
          +4
          26 сентября 2014 16:19
          Цитата: Крэнг
          Представьте его с 85мм пушкой.

          Ставили в порядке эксперимента Ф-30 и даже 95мм Ф-39
          Цитата: Крэнг
          . А в маленьких башенках - 12,7мм пулеметы ДШК.
          и это было но в ЭП.Обидно другое - на КВ-1 практически доработали установку 85мм Ф-30 и даже уже рекомендовали к установке ! НО забили и решили поставить 107мм Ф-42 ! В итоге ни того , ни другого и все вопросы к Кулику и Павлову. sad А ведь РЕАЛЬНО мог быть КВ-1 в 41м уже с 85мм в серии!
        2. 0
          28 сентября 2014 21:52
          Цитата: Крэнг
          А в маленьких башенках - 12,7мм пулеметы ДШК. Это было бы неплохо и для конца 2МВ.



          не плохо но и не хорошо, многобашнные танки как ветвь развития была оставленна Советскими инженерами/армией.

          разве не лучше иметь в строю кв-1, т-34, ис 1/2/3 бт 7, т-40 ?

          они были грозными орудиами войны а также и красавцами...
          1. +2
            6 октября 2014 17:17
            Цитата: Маки Авелльевич
            они были грозными орудиами войны а также и красавцами...

            Да и этот Змей-Горыныч тоже неплохо смотрится. Просто время многобашенных танков уже уходило. Хотя, как ИМХО, при хорошем дизельном движке и надежной гусенице можно было бы и броню нарастить, и вооружение усилить. Но, как говорится, по одежке и протягивай ножки. А жаль...
  5. +12
    26 сентября 2014 11:12
    Нельзя не вспомнить подвиг экипажа (в общем то сводного) Т-28 в июле 1941 в Минске.
    1. +1
      26 сентября 2014 11:27
      Участники того прорыва отмечали, что вражеские снаряды от брони отскакивали несколько раз!
  6. +4
    26 сентября 2014 11:27
    Цитата: parusnik
    На вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.
    не смотря на свои недостатки, машина была не плохая...

    Лазил по одному такому в Пароле в танковом музее - танк производит впечатление недоделки - щели, пригнано плохо, броня в пулеметных башнях тонкая, на внешний вид даже ходовая хлипкая, но по сравнению со своими "одногодичниками" - это весьма серьезный агрегат был.
  7. +11
    26 сентября 2014 11:33
    По воспоминаниям ветеранов танкопрома, главный конструктор Т28 Гинзбург, был в составе советской делегации во время покупки лицензии на "6 тонный" и проявил очень много "прыткости и наглости" в ознакомлении с "16 тонным", облазив его "с линейкой и блокнотом". Но талант есть талант и Семен Александрович создал действительно хорошую машину, да так,что некоторые его решения "чистокровные арийцы" не постеснялись скопировать на свою Пантеру, ничуть не страдая, что копируют идеи еврея...
    А Семен Александровича жаль. Говорят, что некоторые "личности", что бы очистить дорогу перед зятем Ворошилова, Котиным, написали куда надо и о чем надо и в результате,Гизбург оказался в "жерновах", но был "прощен" и назначен на должность заместителя командира 32-й танковой бригады по технической части. И уроженец города Луганска, погиб в битве на Курской дуге, во время авианалета 3 августа 1943, д. Малая Томаровка, Курской области
    1. avt
      +3
      26 сентября 2014 15:42
      Цитата: svp67
      емен Александровича жаль. Говорят, что некоторые "личности", что бы очистить дорогу перед зятем Ворошилова, Котиным, написали куда надо и о чем надо и в результате,Гизбург оказался в "жерновах", но был "прощен" и назначен на должность заместителя командира 32-й танковой бригады по технической части.

      Первый раз вообще то он оказался в ,,жерновах" c подачи Тухачевского - столь любимый ему двухбашенный танк аглицкий , 6ти тонный вообще то похоронил работу Гинзбурга - Т-19.Еще и артиллерист Сячинтов под замес попал.Ну а про второй замес , приведший к его отправке на фронт, так это скорее склоки Зальцмана в отношении Малышеваб ну когда он его подсидел ,обещав Сталину что он то точно увеличит производство танков .Ну а потом свалил невыполнение обещания на Гинзбурга . Так по крайне мере по воспоминаниям Горлицкого - очевидца и участника тех лет . Ну а правоту его подтверждает реакция Сталина , который Зальцмана снял аккурат после гибели Гинзбурга.
    2. +1
      16 октября 2014 15:56
      В данном случае это был Зальцман, который в качестве НК отправил Гинзбурга на фронт в качестве единственного виновного низкой надёжности первой серии СУ-76.
  8. +2
    26 сентября 2014 14:49
    А ведь кроме всего прочего изучалась возможность установки на Т-28 85 мм. орудия (зенитного). Если мне память не изменяет, то буквально за несколько дней до 22 июня 2 Т-28 с 85мм. орудиями проходили ходовые испытания. И ещё гд-0то давно читал воспоминания танкиста с Т-28. Так вот он говорил, что Т-28 не смог себя проявить так, как вообще говоря мог. Достойный танк был(с его слов).
    1. +2
      6 октября 2014 17:22
      Цитата: пенсионер
      А ведь кроме всего прочего изучалась возможность установки на Т-28 85 мм. орудия (зенитного).

      Тоже читал об этом, даже изображение видел, но вот только, ЕМНИП, не фото, а рисунок, в проекции сзади с башней, повернутой влево. Солидно смотрится, думаю, мощь была бы неслабая.
  9. +1
    26 сентября 2014 16:52
    отличный танк для конца 30-х.Экранирывали,довели толщину на уровне тяжелых танков,85-мм для него тяжолая на него поставить длинноствольную 57-мм в самый раз.В особо торжественных случаях ношу т-28 на груди.
  10. +4
    26 сентября 2014 16:53
    Да, статья очень интересная. И от меня 1 фотография - район Северной Карелии, июль 1941 г.
    1. +1
      28 сентября 2014 22:08
      Да..а 2 башенки видимо элемент "многослойной брони".
      Танк, "опередивший" свое время.
  11. +3
    26 сентября 2014 16:56
    По свидетельствам тех же современников танк страдал от недостаточной надежности подвески. Из-за этого проекты САУ на его базе и увеличение главного калибра успехом не заканчивались. К тому же танк реально слишком высок. Для сравнения он на пол-метра выше современных танков и на 20 см выше Т-34. Притом, заметьте, из-за двух малых башен линия установки орудия очень высока, при стрельбе из пушки с мощной отдачей танк раскачивался.

    И хотя на 1941 год он и мог крошить панцеры с успехом, но при росте толщины брони у немцев он уже не справился бы.
  12. +1
    26 сентября 2014 17:54
    В металле существовал также очень интересный вариант Т-28-го-Т-29. Созданный в 1937 году , танк был вооружен 76,2 мм пушкой Л-10( в последнем варианте) и 4-5 пулеметами ДТ. Притом же двигателе М-17Т и таком же бронировании за счет новой подвески и применения катков большого диаметра, танк развивал максимальную скорость на гусеницах-52 км/ч, на колесах-82 км/ч. Гип движителя-колесно-гусеничный.
    Интересной особенностью конструкции Т-29 была синхронизация движителей, т.е., танк мог двигаться одновременно на гусенице с одного борта и колесах другого.
    Обладая такой же скоростью, как БТ-5,7, танк можно было использовать вместе с БТ в глубоких рейдах в тыл противника в качестве танка усиления.
    Танков Т-29 было построено 3 экземпляра-Т-29эталон, Т-29-4, Т-29-5.
    Судьба эталона-во время Зимней войны он был передан в "распоряжение 13 АБТВ 13-й армии ". Дальнейшая судьба неизвестна.
    Т-29-4 после испытаний в Кубинке был передан осенью 1941 года в 22-ю танковую бригаду. Дальнейшая судьба-неизвестна.
    Т-29-5 был разобран в 1938 году.
    1. 0
      16 октября 2014 15:50
      Это был по своей конструкции новый танк. В модификации Т-29-5 он имел три пары ведущих колёс для колёсного хода. Плата за возможность сохранять ход при потери гусеницы - уменьшенный объём боевого отделения с уменьшенным погоном главной башни (командир снова становился заряжающим в башне от Т-26А).
      Наличие Т-28А и высокая стоимость Т-29 закрыли проект.
  13. +1
    26 сентября 2014 18:07
    Все известные фото Т-29.
  14. +2
    26 сентября 2014 18:10
    Т-29 на колесах.
  15. +1
    26 сентября 2014 18:11
    Т-29 на гусеницах.
  16. 0
    26 сентября 2014 19:19
    Цитата: Сергей-8848
    Очень интересный танк! Ещё бы чертежей в статью (ну или в следующую, про Т-35).

    Да, про Т-35. Интересно было бы почитать про этот линкор.
  17. 0
    27 сентября 2014 06:19
    Т-28 хорошо себя показали в советско-финскую войну, основной недостаток был в слабом бронировании.
  18. +1
    27 сентября 2014 18:44
    Трофейные танки Т-28 также использовались вооруженными силами Финляндии. При этом на вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.

    Очееень экономные финны в смысле и вооружений своей армии
    1. +1
      28 сентября 2014 12:33
      У финнов эти танки получили кличку "почтовый танк",
      потому что первый Т-28, который они захватили исправным, вез почту
      солдатам на передовую. Но на самом деле, эти трофейные танки любили,
      усиливали навесной броней и активно использовали.
      В начале "зимней войны" у финнов был всего десяток легких "Виккерс" ( тот же Т-26),
      но в конце, несмотря на общее поражение, они владели уже несколькими десятками
      исправных танков Красной армии разных типов.
  19. +1
    29 сентября 2014 05:26
    берем Т-28, немного дорабатываем подвеску, получаем т-29. Ставим пушку чуть длиннее

    Еще немного дорабатываем, убираем лишние башни, снижаем силуэт.
    Модернизируем двигатель, ставим дизель и получаем
  20. 0
    16 октября 2014 13:54
    Очередной сжатый пересказ существующих работ по Т-28. Важнее то о чём не написано в этих работах и вследствие этого отсутствует в статье.
    Во-первых, на момент своего создания, Т-28 попадает под определение основного боевого танка. По вооружению и бронированию он соответствует тяжёлому Т-35, а по реальной подвижности на пересечённой местности находится на уровне БТ-5.
    Во-вторых, по уровню удобства работы экипажа, Т-28 находится на уровне 60-х годов прошлого века. Подвесной полик главной башни, удобные сидения, относительно хороший обзор.
    В-третьих, это единственный полностью радиофицированный серийный танк.
    В-четвёртых, разработанный ещё в 1936 году вариант экранирования танка, обеспечивал высокую живучесть танка при обстреле массовыми ПТО и не уступал по бронезащите Т-34. Фактически, до массового выхода на поле боя 57-75-76мм ПТО многобашенная схема Т-28 мало уступала тому же Т-34. А наличие малых башенок повышала самозащиту танка от пехоты и лёгких ПТО (малые дистанции действительного огня и слабая защита расчёта от стрелкового оружия).
    В-пятых, по Т-28 было наименьшее число претензий связанных с конструкцией танка. Опыт "Зимней войны" показал, что при наличии технической поддержки можно обеспечить большой процент восстановления подбитых танков и высокую живучесть Т-28.
    В-шестых, размещение топливных баков в кормовой части Т-28 за бронеперегородками обеспечил высокую выживаемость экипажей.
    В-седьмых, мелкосерийный Т-28 был дешевле массового Т-34 до перехода на полуавтоматическую сварку, литьё и массовое упрощение Т-34 после 1942 года.
    В-восьмых, главная башня Т-28 позволяла установить в неё танковые пушки до калибра 100 мм включительно без потери рабочего пространства экипажа, требовалось только усилить погон. Именно на серийном Т-28 испытывали возкой Ф-30/39.
    В-девятых, модификация Т-28А была самым быстрым серийным средним танком до появлении Т-64.
    В-десятых, сложная и требующая постоянного ухода подвеска обеспечивала Т-28 уникальную для того времени плавность хода - Т-28 выполнял "дорожку" на пахоте на скорости до 20 км/ч против 12 км/ч у Т-34. Именно поэтому штатное расписание Т-28 состояло из 8-и военнослужащих.
    Вывод. При выполнении планов производства 100 единиц в год (односменная работа), обеспечения серийного производства ПС-3 и выпуска необходимого числа комплектующих для ремонта, РККА мог получить необходимое количество сильнейших в мире танков. Большой запас конструкции для модернизации позволял сохранять его на вооружении вплоть до конца ВОВ, а при кардинальной модернизации и длительное время после неё.
  21. 0
    31 октября 2014 18:27
    Т-28 - самый успешный вариант многобашенного танка в СССР, неплохо показал себя в финской войне и в начале ВОВ.
  22. 0
    22 февраля 2017 10:49
    Цитата: avt
    Обидно другое - на КВ-1 практически доработали установку 85мм Ф-30 и даже уже рекомендовали к установке ! НО забили и решили поставить 107мм Ф-42 ! В итоге ни того , ни другого и все вопросы к Кулику и Павлову. sad А ведь РЕАЛЬНО мог быть КВ-1 в 41м уже с 85мм в серии!

    Зачем он нужен был в серии в 41-м году? Чтоб Колобанов мог пробить одним снарядом 3 немецких танка в колонне, которые пробивались и76мм пушкой? :) Другое дело, что не нужно было бросать работы в этом направлении, в конце 42 года испытанная конструкция таких танков позволила бы быстро поставить их в серию. Но не только пушку изменить, но и броню экранировать. КВ с пушкой 85мм, а лучше 107мм, да с экранированной лобовой бронёй до 120мм составили равных соперников Пантерам и Тиграм до создания ИСа. А КВ-85 стали выпускать аж в конце лета 43-го года, да на базе КВ-1С без усиления бронирования. Танк получился ни то ни сё. Защита недостаточна, маневренность слабая, огневая мощь, как у среднего Т-34-85.