Многобашенные танки СССР. Часть 2. Средний танк Т-28

Т-28 — это советский средний трехбашенный танк, относящийся к межвоенному периоду, он был разработан в 1930-1932 годах инженерами танко-тракторного КБ ВОАО, руководил работами по проекту С. А. Гинзбург. Данная машина стала первым средним танком в Советском Союзе, который удалось запустить в серийное производство. В период с 1933 по 1940 годы в Ленинграде на Кировском заводе было изготовлено 503 экземпляра танка Т-28.

В 1930 году Советский Союз вел переговоры с Великобританией о поставке в страну более тяжелых танков, обсуждалась возможность покупки трехбашенных танков Vickers Medium Mark III, которые также были известны как «Виккерс 16 тонн». На основе закупленных в Англии машин планировалось развернуть свое производство танков прорыва. Однако переговоры завершились неудачей, компания Vickers-Armstrong не поддержала идею продать несколько образцов танка, сославшись на секретность его конструкции. При этом СССР были предложены жесткие условия, при выполнении которых сделку можно было бы заключить. В частности, Советскому Союзу было предложено оплатить ознакомление с конструкцией танка, приобрести 10 танков Vickers Medium Mark III, а также гарантировать приобретение легких танков Vickers Mk. E и танкеток Carden Loyd Mk. VI.

Однако Москву такие условия сделки не устраивали, и все варианты были отвергнуты. В результате в СССР приступили к работам над созданием собственного аналога танка Vickers Medium Mark III. Эскизным проектированием нового танка занялся факультет моторизации и механизации Военно-технической академии, носящей имя Дзержинского, а также танко-тракторное конструкторское бюро ВОАО (Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение). К новому танку советские военные сформулировали следующие требования: сохранение общей компоновки английской боевой машины, вес не более 16 тонн, вооружение — 45-мм пушка в главной башне и танковые пулеметы в малых. Танк планировалось оснащать комбинированной броней, которая включала в себя листы толщиной 10 мм на крыше, 17 мм на вертикальных поверхностях машины, в лобовой части — 20 мм.


Многобашенные танки СССР. Часть 2. Средний танк Т-28
Vickers Medium Mark III


Первый прототип нового танка получил обозначение Т-28-1, машина была выполнена из неброневой стали, танк был готов в мае 1932 года, тогда же он смог совершить свой первый испытательный пробег. В отличие от утвержденного ранее проекта, танк отличался установкой более мощного V-образного 12-цилиндрового поршневого авиационного двигателя модели М-17, имеющего водяное охлаждение. Также танк получил 37-мм пушку ПС-2, так как на тот момент танковая 45-мм пушка еще не была готова. Позднее этот прототип танка был представлен на суд Управления моторизации и механизации РККА. Управление оценило машину положительно, предложив при этом установку на танк дизельного двигателя ПГЕ, пушки ПС-3 калибра 76,2-мм и проведения еще ряда улучшений конструкции. В результате все пожелания заказчиков были выполнены, за исключением установки дизельного двигателя ПГЕ, так как его создание еще не было закончено.

Серийно новый танк по-настоящему начал выпускаться лишь в 1934 году, когда удалось изготовить 50 танков, а также запасные части к Т-28 на общую сумму в полмиллиона рублей. К этому времени удалось осуществить большой объем работ по реорганизации производственного цеха, перестановке необходимого при создании танка оборудования, выпуску большого числа специального мерительного и режущего инструмента. Также была налажена надежная кооперация со всеми предприятиями-смежниками по данному проекту.

Корпус серийных танков Т-28 собирался из листов броневой стали толщиной 20-30 мм. В танке имелось 4 отделения различного назначения: механика-водителя, боевое, трансмиссионное и моторное. Одновременно с этим сам корпус танка выпускался в двух различных вариантах: клепано-сварным или цельносварным. Позднее в главной орудийное башне начали ставить 76,2-мм пушки КТ-28 или Л-10. Стоит отметить, что 76,2-мм пушка КТ-28 (кировская танковая) образца 1927-1932 годов с длиной ствола всего 16,5 калибров могла посылать бронебойный снаряд со скоростью всего 381 м/с. Пушка устанавливалась в главной башне танка, справа от нее, а также в нише башни монтировались 7,62-мм пулеметы ДТ.

Многобашенные танки СССР. Часть 2. Средний танк Т-28


Прицельный комплекс орудия КТ-28 включал в себя телескопический прицел образца 1930 года и перископ образца 1932 года. Механизм поворота башни танка имел как электрическое, так и ручное управление. В орудийной башне использовался подъемный механизм секторного типа — ручной. В еще двух малых башнях ставилось по одному пулемету ДТ. При этом главная башня танка обладала круговым сектором обстрела, тогда как малые пулеметные башни имели сектор обстрела в 165 градусов.

С 1938 года на танки Т-28 начали ставить новую более мощную танковую пушку Л-10, обладающую длиной ствола в 26 калибров. Скорость выпущенного из такой пушки снаряда достигала уже 555 м/с. Орудие было гораздо мощнее старой танковой пушки КТ-28. В новых танках также была использована оригинальная схема расположения боеприпасов — снаряды располагались во вращающихся боеукладках, расположенных под сиденьями наводчика и командира танка. В каждой такой боеукладке помещалось по 12 снарядов. Помимо этого, слева и справа от места механика-водителя находились вращающиеся барабаны — на 40 магазинов к пулеметам ДТ каждый.

Экипаж танка Т-28 включал в себя 6 танкистов: механика-водителя, командира танка, который одновременно был и заряжающим пушки и стрелком, радиста, который выполнял также функции второго заряжающего, наводчика, а также двух стрелков, располагающихся в пулеметных башнях.

Многобашенные танки СССР. Часть 2. Средний танк Т-28


За время серийного выпуска танка Т-28 вплоть до 1940 года конструкторы успели внести в танк порядка 600 различных правок, включая установку зенитной турели П-40, замену общего посадочного люка двумя. Помимо этого, удалось увеличить напряжение электромотора главной башни танка в 2 раза — с 12 до 24 В. Также приборы внутренней связи «Сафар», которые ставились на танках первой серии, заменялись отечественным танковым переговорным устройством ТПУ-6, рассчитанным на всех членов экипажа. На всех средних трехбашенных танках Т-28 были смонтированы радиостанции 71-ТК-1 или 71-ТК-3.

При этом в первые годы серийного выпуска (с 1933 по 1935 годы) танк страдал от хронических болезней, машина обладала большим количеством недостатков, которые в некоторых случаях были очень серьезными. По этой причине некоторые уже выпущенные танки надолго задерживались военной приемкой, а в уже сданных военным машинах приходилось работать над устранением дефектов. Работы велись прямо в войсках с привлечением специальных заводских бригад. Все это время советские инженеры не оставляли попыток по модернизации танка Т-28.

Осенью 1935 года в СКБ-2 приступили к реализации проекта по созданию «скоростного» варианта танка Т-28. Маневренные и скоростные качества трехбашенного танка предлагалось повысить за счет работ по перепроектированию коробки передач и бортовых редукторов. Свое первое испытание новый вариант танка, получивший обозначение Т-28А, прошел 11 сентября 1935 года. Танк без особого труда сумел показать скорость в 55,8 км/ч. После проведения необходимых проекту доработок в мае 1936 года комиссия провела очередные испытания танка — скоростной машины Т-28А «Сталин».

Многобашенные танки СССР. Часть 2. Средний танк Т-28


В заключении по результатам испытаний представители комиссии отметили, что скоростной танк Т-28А по своим ТТХ и конструктивным особенностям является полноценным боевым образцом и пригоден для эксплуатации в войсковых частях. Танки Т-28А начали строить серийно с июня 1936 года. До конца года их было собрано 52 штуки. В ноябре 1936 года на среднем трехбашенном танке Т-28А с заводским номером 1551 была смонтирована трансмиссия измененной конструкции. Во время проведения испытаний данного образца танк сумел показать рекордную скорость — 65 км/ч.

Применение средних танков Т-28 в Зимней войне с Финляндией выявило недостаточность бронирования машин. Учитывая это, была создана схема дополнительного экранирования танка. Боевые машины оснащались экранной броней в заводских условиях. Экранирование производилось методом приваривания дополнительных листов броневой стали толщиной 20-30 мм к корпусу танка и его башням. За счет экранирования толщину брони корпуса довели до 50-60-мм, а верхней части бортов машины и башен — до 40-мм. Такой ход позволил серьезно увеличить защищенность Т-28, но при этом самым негативным образом сказался на динамических характеристиках танка, так как его масса после экранирования вырастала до 32 тонн.

Экранирование Т-28 проводилось непосредственно на Кировском заводе в Ленинграде в 1940 году. Танки, прошедшие эту процедуру, получали обозначение Т-28Э (экранированный). Планировалось нарастить броню на всех имеющихся в наличии танках (более 400 единиц), но, по имеющейся документальной информации, всего экранировано было 111 танков. Из них 103 машины были экранированы полностью, еще 8 — частично. Большая часть экранированных средних танков Т-28 досталась частям Ленинградского военного округа (примерно 80%), еще 15% танков осели в Киевском особом военном округе, всего 2 таких танка успели получить части Западного особого военного округа.

Многобашенные танки СССР. Часть 2. Средний танк Т-28


Согласно информации на 1 января 1941 года, на вооружении РККА находилось еще 411 средних танков Т-28 различных модификаций. Изначально данные машины шли на комплектование отдельных тяжелых танковых полков РГК (Резерв главного командования), которые уже в декабре 1935 года решено было переименовать в отдельные тяжелые танковые бригады. В каждой такой бригаде состояло на вооружении 54 танка. Две из таких бригад — 20-я и 10-я, на вооружении которых состояли танки Т-28, успели принять участие в боевых действиях на Карельском перешейке. При этом танк не «молодел», к 1941 году Т-28 морально устарел, хотя по своему вооружению он превосходил все немецкие танки тех лет, а по уровню защищенности он уступал лишь одной машине — немецкому PzKpfw IV.

Танки Т-28 принимали активное участие в боевых действиях на первом этапе Великой Отечественной войны. Практически все эти машины были потеряны в летних боях 1941 года. Уцелевшие танки ограниченно использовались в боях вплоть до 1944 года. Последнее документально подтвержденное свидетельство использования танков Т-28 в бою относится к июлю 1944 года. Боевые машины применялись во время наступления частей Красной Армии в Карелии. Трофейные танки Т-28 также использовались вооруженными силами Финляндии. При этом на вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/19/tanks
http://vspomniv.ru/t28
http://milday.ru/index.php?newsid=13
https://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 31
  1. Сергей-8848 26 сентября 2014 09:39
    Очень интересный танк! Ещё бы чертежей в статью (ну или в следующую, про Т-35).
    1. igordok 26 сентября 2014 14:04
      T-28 Наставление автобронетанковых войск РККА M CH.pdf - https://yadi.sk/i/Mfb-Ot6Sbg5HQ
  2. avt 26 сентября 2014 10:02
    Цитата: Сергей-8848
    Ещё бы чертежей в статью

    Лучше фото с 85мм пушкой.
    avt
  3. parusnik 26 сентября 2014 10:41
    На вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.
    не смотря на свои недостатки, машина была не плохая...
  4. Крэнг 26 сентября 2014 10:48
    Получается что Т-28М был до Т-34 лучшим в мире средним танком.
    Крэнг
    1. avt 26 сентября 2014 11:19
      Цитата: Крэнг
      Получается что Т-28М был до Т-34 лучшим в мире средним танком.

      Для Гинзбурга , его любимое детище , но справедливости ради - можно было его модернизировать по броне и вооружению в частности , что Гинзбург и предлагал , но все одно после 41го массово не жилец.Не плохой образец танка был для СВОЕГО времени.
      avt
      1. Крэнг 26 сентября 2014 16:08
        Представьте его с 85мм пушкой. А в маленьких башенках - 12,7мм пулеметы ДШК. Это было бы неплохо и для конца 2МВ.
        Крэнг
        1. avt 26 сентября 2014 16:19
          Цитата: Крэнг
          Представьте его с 85мм пушкой.

          Ставили в порядке эксперимента Ф-30 и даже 95мм Ф-39
          Цитата: Крэнг
          . А в маленьких башенках - 12,7мм пулеметы ДШК.
          и это было но в ЭП.Обидно другое - на КВ-1 практически доработали установку 85мм Ф-30 и даже уже рекомендовали к установке ! НО забили и решили поставить 107мм Ф-42 ! В итоге ни того , ни другого и все вопросы к Кулику и Павлову. sad А ведь РЕАЛЬНО мог быть КВ-1 в 41м уже с 85мм в серии!
          avt
        2. Маки Авелльевич 28 сентября 2014 21:52
          Цитата: Крэнг
          А в маленьких башенках - 12,7мм пулеметы ДШК. Это было бы неплохо и для конца 2МВ.



          не плохо но и не хорошо, многобашнные танки как ветвь развития была оставленна Советскими инженерами/армией.

          разве не лучше иметь в строю кв-1, т-34, ис 1/2/3 бт 7, т-40 ?

          они были грозными орудиами войны а также и красавцами...
          1. Алекс 6 октября 2014 17:17
            Цитата: Маки Авелльевич
            они были грозными орудиами войны а также и красавцами...

            Да и этот Змей-Горыныч тоже неплохо смотрится. Просто время многобашенных танков уже уходило. Хотя, как ИМХО, при хорошем дизельном движке и надежной гусенице можно было бы и броню нарастить, и вооружение усилить. Но, как говорится, по одежке и протягивай ножки. А жаль...
  5. Владимирец 26 сентября 2014 11:12
    Нельзя не вспомнить подвиг экипажа (в общем то сводного) Т-28 в июле 1941 в Минске.
    1. samoletil18 26 сентября 2014 11:27
      Участники того прорыва отмечали, что вражеские снаряды от брони отскакивали несколько раз!
  6. igorspb 26 сентября 2014 11:27
    Цитата: parusnik
    На вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.
    не смотря на свои недостатки, машина была не плохая...

    Лазил по одному такому в Пароле в танковом музее - танк производит впечатление недоделки - щели, пригнано плохо, броня в пулеметных башнях тонкая, на внешний вид даже ходовая хлипкая, но по сравнению со своими "одногодичниками" - это весьма серьезный агрегат был.
  7. svp67 26 сентября 2014 11:33
    По воспоминаниям ветеранов танкопрома, главный конструктор Т28 Гинзбург, был в составе советской делегации во время покупки лицензии на "6 тонный" и проявил очень много "прыткости и наглости" в ознакомлении с "16 тонным", облазив его "с линейкой и блокнотом". Но талант есть талант и Семен Александрович создал действительно хорошую машину, да так,что некоторые его решения "чистокровные арийцы" не постеснялись скопировать на свою Пантеру, ничуть не страдая, что копируют идеи еврея...
    А Семен Александровича жаль. Говорят, что некоторые "личности", что бы очистить дорогу перед зятем Ворошилова, Котиным, написали куда надо и о чем надо и в результате,Гизбург оказался в "жерновах", но был "прощен" и назначен на должность заместителя командира 32-й танковой бригады по технической части. И уроженец города Луганска, погиб в битве на Курской дуге, во время авианалета 3 августа 1943, д. Малая Томаровка, Курской области
    1. avt 26 сентября 2014 15:42
      Цитата: svp67
      емен Александровича жаль. Говорят, что некоторые "личности", что бы очистить дорогу перед зятем Ворошилова, Котиным, написали куда надо и о чем надо и в результате,Гизбург оказался в "жерновах", но был "прощен" и назначен на должность заместителя командира 32-й танковой бригады по технической части.

      Первый раз вообще то он оказался в ,,жерновах" c подачи Тухачевского - столь любимый ему двухбашенный танк аглицкий , 6ти тонный вообще то похоронил работу Гинзбурга - Т-19.Еще и артиллерист Сячинтов под замес попал.Ну а про второй замес , приведший к его отправке на фронт, так это скорее склоки Зальцмана в отношении Малышеваб ну когда он его подсидел ,обещав Сталину что он то точно увеличит производство танков .Ну а потом свалил невыполнение обещания на Гинзбурга . Так по крайне мере по воспоминаниям Горлицкого - очевидца и участника тех лет . Ну а правоту его подтверждает реакция Сталина , который Зальцмана снял аккурат после гибели Гинзбурга.
      avt
    2. mkpda 16 октября 2014 15:56
      В данном случае это был Зальцман, который в качестве НК отправил Гинзбурга на фронт в качестве единственного виновного низкой надёжности первой серии СУ-76.
  8. пенсионер 26 сентября 2014 14:49
    А ведь кроме всего прочего изучалась возможность установки на Т-28 85 мм. орудия (зенитного). Если мне память не изменяет, то буквально за несколько дней до 22 июня 2 Т-28 с 85мм. орудиями проходили ходовые испытания. И ещё гд-0то давно читал воспоминания танкиста с Т-28. Так вот он говорил, что Т-28 не смог себя проявить так, как вообще говоря мог. Достойный танк был(с его слов).
    1. Алекс 6 октября 2014 17:22
      Цитата: пенсионер
      А ведь кроме всего прочего изучалась возможность установки на Т-28 85 мм. орудия (зенитного).

      Тоже читал об этом, даже изображение видел, но вот только, ЕМНИП, не фото, а рисунок, в проекции сзади с башней, повернутой влево. Солидно смотрится, думаю, мощь была бы неслабая.
  9. фа2998 26 сентября 2014 16:52
    отличный танк для конца 30-х.Экранирывали,довели толщину на уровне тяжелых танков,85-мм для него тяжолая на него поставить длинноствольную 57-мм в самый раз.В особо торжественных случаях ношу т-28 на груди.
  10. kotev19 26 сентября 2014 16:53
    Да, статья очень интересная. И от меня 1 фотография - район Северной Карелии, июль 1941 г.
    1. лексей2 28 сентября 2014 22:08
      Да..а 2 башенки видимо элемент "многослойной брони".
      Танк, "опередивший" свое время.
  11. abc_alex 26 сентября 2014 16:56
    По свидетельствам тех же современников танк страдал от недостаточной надежности подвески. Из-за этого проекты САУ на его базе и увеличение главного калибра успехом не заканчивались. К тому же танк реально слишком высок. Для сравнения он на пол-метра выше современных танков и на 20 см выше Т-34. Притом, заметьте, из-за двух малых башен линия установки орудия очень высока, при стрельбе из пушки с мощной отдачей танк раскачивался.

    И хотя на 1941 год он и мог крошить панцеры с успехом, но при росте толщины брони у немцев он уже не справился бы.
  12. Альф 26 сентября 2014 17:54
    В металле существовал также очень интересный вариант Т-28-го-Т-29. Созданный в 1937 году , танк был вооружен 76,2 мм пушкой Л-10( в последнем варианте) и 4-5 пулеметами ДТ. Притом же двигателе М-17Т и таком же бронировании за счет новой подвески и применения катков большого диаметра, танк развивал максимальную скорость на гусеницах-52 км/ч, на колесах-82 км/ч. Гип движителя-колесно-гусеничный.
    Интересной особенностью конструкции Т-29 была синхронизация движителей, т.е., танк мог двигаться одновременно на гусенице с одного борта и колесах другого.
    Обладая такой же скоростью, как БТ-5,7, танк можно было использовать вместе с БТ в глубоких рейдах в тыл противника в качестве танка усиления.
    Танков Т-29 было построено 3 экземпляра-Т-29эталон, Т-29-4, Т-29-5.
    Судьба эталона-во время Зимней войны он был передан в "распоряжение 13 АБТВ 13-й армии ". Дальнейшая судьба неизвестна.
    Т-29-4 после испытаний в Кубинке был передан осенью 1941 года в 22-ю танковую бригаду. Дальнейшая судьба-неизвестна.
    Т-29-5 был разобран в 1938 году.
    1. mkpda 16 октября 2014 15:50
      Это был по своей конструкции новый танк. В модификации Т-29-5 он имел три пары ведущих колёс для колёсного хода. Плата за возможность сохранять ход при потери гусеницы - уменьшенный объём боевого отделения с уменьшенным погоном главной башни (командир снова становился заряжающим в башне от Т-26А).
      Наличие Т-28А и высокая стоимость Т-29 закрыли проект.
  13. Альф 26 сентября 2014 18:07
    Все известные фото Т-29.
  14. Альф 26 сентября 2014 18:10
    Т-29 на колесах.
  15. Альф 26 сентября 2014 18:11
    Т-29 на гусеницах.
  16. Cap.Nemo58rus 26 сентября 2014 19:19
    Цитата: Сергей-8848
    Очень интересный танк! Ещё бы чертежей в статью (ну или в следующую, про Т-35).

    Да, про Т-35. Интересно было бы почитать про этот линкор.
  17. La-5 27 сентября 2014 06:19
    Т-28 хорошо себя показали в советско-финскую войну, основной недостаток был в слабом бронировании.
  18. xomaNN 27 сентября 2014 18:44
    Трофейные танки Т-28 также использовались вооруженными силами Финляндии. При этом на вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.

    Очееень экономные финны в смысле и вооружений своей армии
    1. voyaka uh 28 сентября 2014 12:33
      У финнов эти танки получили кличку "почтовый танк",
      потому что первый Т-28, который они захватили исправным, вез почту
      солдатам на передовую. Но на самом деле, эти трофейные танки любили,
      усиливали навесной броней и активно использовали.
      В начале "зимней войны" у финнов был всего десяток легких "Виккерс" ( тот же Т-26),
      но в конце, несмотря на общее поражение, они владели уже несколькими десятками
      исправных танков Красной армии разных типов.
  19. viacheslav77 29 сентября 2014 05:26
    берем Т-28, немного дорабатываем подвеску, получаем т-29. Ставим пушку чуть длиннее

    Еще немного дорабатываем, убираем лишние башни, снижаем силуэт.
    Модернизируем двигатель, ставим дизель и получаем
  20. mkpda 16 октября 2014 13:54
    Очередной сжатый пересказ существующих работ по Т-28. Важнее то о чём не написано в этих работах и вследствие этого отсутствует в статье.
    Во-первых, на момент своего создания, Т-28 попадает под определение основного боевого танка. По вооружению и бронированию он соответствует тяжёлому Т-35, а по реальной подвижности на пересечённой местности находится на уровне БТ-5.
    Во-вторых, по уровню удобства работы экипажа, Т-28 находится на уровне 60-х годов прошлого века. Подвесной полик главной башни, удобные сидения, относительно хороший обзор.
    В-третьих, это единственный полностью радиофицированный серийный танк.
    В-четвёртых, разработанный ещё в 1936 году вариант экранирования танка, обеспечивал высокую живучесть танка при обстреле массовыми ПТО и не уступал по бронезащите Т-34. Фактически, до массового выхода на поле боя 57-75-76мм ПТО многобашенная схема Т-28 мало уступала тому же Т-34. А наличие малых башенок повышала самозащиту танка от пехоты и лёгких ПТО (малые дистанции действительного огня и слабая защита расчёта от стрелкового оружия).
    В-пятых, по Т-28 было наименьшее число претензий связанных с конструкцией танка. Опыт "Зимней войны" показал, что при наличии технической поддержки можно обеспечить большой процент восстановления подбитых танков и высокую живучесть Т-28.
    В-шестых, размещение топливных баков в кормовой части Т-28 за бронеперегородками обеспечил высокую выживаемость экипажей.
    В-седьмых, мелкосерийный Т-28 был дешевле массового Т-34 до перехода на полуавтоматическую сварку, литьё и массовое упрощение Т-34 после 1942 года.
    В-восьмых, главная башня Т-28 позволяла установить в неё танковые пушки до калибра 100 мм включительно без потери рабочего пространства экипажа, требовалось только усилить погон. Именно на серийном Т-28 испытывали возкой Ф-30/39.
    В-девятых, модификация Т-28А была самым быстрым серийным средним танком до появлении Т-64.
    В-десятых, сложная и требующая постоянного ухода подвеска обеспечивала Т-28 уникальную для того времени плавность хода - Т-28 выполнял "дорожку" на пахоте на скорости до 20 км/ч против 12 км/ч у Т-34. Именно поэтому штатное расписание Т-28 состояло из 8-и военнослужащих.
    Вывод. При выполнении планов производства 100 единиц в год (односменная работа), обеспечения серийного производства ПС-3 и выпуска необходимого числа комплектующих для ремонта, РККА мог получить необходимое количество сильнейших в мире танков. Большой запас конструкции для модернизации позволял сохранять его на вооружении вплоть до конца ВОВ, а при кардинальной модернизации и длительное время после неё.
  21. Prager 31 октября 2014 18:27
    Т-28 - самый успешный вариант многобашенного танка в СССР, неплохо показал себя в финской войне и в начале ВОВ.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня