Танки мятежевойны

Для контрпартизанских операций нужна особая бронетехника

Танки мятежевойны


После окончания Второй мировой наиболее распространенным видом боевых действий на планете стала мятежевойна. Это явление было осмыслено и описано выдающимся военным теоретиком русского зарубежья Евгением Месснером еще в 60-х годах прошлого века, однако до начала нового, XXI столетия армии ведущих государств мира продолжали готовиться к масштабным сражениям образца 1941-1945 годов. И поэтому оснащались военной техникой, прежде всего бронетанковой, предназначенной главным образом для проведения крупных общевойсковых операций. Но войскам, привлеченным к выполнению контрпартизанских и контртеррористических задач, на этой технике приходилось участвовать совершенно в других боях. Вьетнам для США и Афганистан для СССР, кажется, отчетливо продемонстрировали, что армиям нужны принципиально новые бронированные машины. Однако на вооружение, к примеру, американских частей и подразделений они начали поступать лишь в ходе второй кампании в Ираке. К сожалению, у российских военнослужащих машин с повышенным уровнем противоминной защиты пока и вовсе нет.


По статистике, потери армии США, понесенные в результате подрывов на минах и атак из засад, в ходе Второй мировой и корейской войн не превышали пяти процентов. Во Вьетнаме этот показатель возрос более чем в шесть раз (до 33%). А в 2007 году, когда стартовала программа массовых закупок автомобилей с повышенным уровнем противоминной защиты (MRAP), 63% убитых во время боевых действий в Ираке американских солдат и офицеров
погибли в результате подрывов на самодельных взрывных устройствах.

РЕШЕНИЕ, ПРОВЕРЕННОЕ ВРЕМЕНЕМ

Между тем первая атака на транспортную колонну армии США в Ираке произошла уже на третий день войны, 23 марта 2003 года. Тогда на окраине Ан Насирии иракцы напали на конвой в составе 18 машин 507-й ремонтной роты. Это были транспортные 5-тонные грузовики M923 и их модификации: седельный тягач M931, техничка M936, бензовоз, тягач HEMTT, тащивший неисправный M931, и три HMMWV. Ни один из автомобилей не имел бронезащиты. Вдобавок в распоряжении атакованных американцев находилась лишь одна единица тяжелого вооружения - 12,7-мм пулемет, который отказал при попытке открыть из него огонь. То есть ремонтники могли отбиваться только из личного оружия - автоматических винтовок М16 и ручных пулеметов М249. Такая небрежность в организации проводки этой колонны обошлась дорого: в ходе боя из 33 военнослужащих, следовавших в составе конвоя, 11 погибли, 9 получили ранения, 7 попали в плен.

Последовал стандартный ответный ход. В августе в 253-й транспортной роте были построены шесть вооруженных грузовиков-гантраков. Конструкция их оказалась традиционной, опробованной еще во Вьетнаме: коробка из стальных листов толщиной около 10 мм и мешки с песком (в сухом климате это более или менее приемлемое решение). Вооружение - 12,7-мм пулемет в люке кабины, еще один такой же пулемет или 40-мм автоматический гранатомет МК19 - в кузове. Экипаж машины состоял из пяти военнослужащих-добровольцев 253-й роты.

В ходе войны во Вьетнаме, столкнувшись с необходимостью оборонять транспортные конвои, американцы принялись вооружать пулеметами обычные грузовики, усиливая борта импровизированной защитой. Сначала это были просто мешки с песком, затем - листы броневой стали, иногда - в варианте разнесенной брони. А наиболее «крутым» средством борьбы с засадами вьетконговцев может считаться установленный в кузов корпус бронетранспортера М113.

Ровно по тому же пути американцам пришлось идти в начальный период операции «Свобода Ираку». Поскольку строительство гантраков в транспортных подразделениях велось из штатных машин, то есть их, как и во Вьетнаме, приходится отрывать от выполнения штатных задач по снабжению войск, в ход пошли менее ценные экземпляры. На фотографиях можно увидеть гантраки, построенные на базе самосвалов и даже седельных тягачей. Довольно много гантраков было создано и на шасси небронированных версий HMMWV.

Однако если вооруженные грузовики оказались способны более или менее успешно противодействовать боевикам, обстреливающим транспортную колонну из засады, то от подрыва на самодельном взрывном устройстве их экипажи фактически никак не были защищены. Поэтому уже к 2007 году развернулась массовая программа закупки автомобилей с повышенным уровнем противоминной защиты (MRAP).

MRAP, предназначенные для патрулирования, сопровождения транспортных конвоев и переброски личного состава в условиях партизанской войны, стали одним из наиболее востребованных образцов бронетехники для ВС США после 1945 года. Всего за три года в интересах армии, флота, корпуса морской пехоты и сил специальных операций было закуплено около 17,5 тысячи таких ББМ на сумму свыше 26 млрд долларов. Для сравнения: наиболее массовый американский основной боевой танк М60 был произведен в количестве 15 тысяч экземпляров (и экспортировался более чем в 20 стран). Танков М1 Abrams выпущено около 9 тысяч. В настоящее время армия США располагает 10 тысячами БТР М113 и M2 Bradley (справедливости ради стоит отметить, что всего с 1960 года изготовлено более 80 тысяч экземпляров М113).

Танки мятежевойны


АФРИКАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Впрочем, подлинной родиной машин с усиленной противоминной защитой является Родезия (ныне Зимбабве) - уже полузабытое государство в Африке, где власть принадлежала потомкам европейских колонизаторов. Там много лет шла ожесточенная партизанская война. Этой небольшой стране с ограниченными людскими ресурсами волей-неволей приходилось беречь жизни собственных солдат.


Первоначально в Родезии пытались кустарными методами повышать устойчивость внедорожников Lend Rover к подрывам, но быстро выяснилось, что переделка стандартной машины - это путь в тупик. Необходимо создавать специальную ББМ с использованием серийных узлов и агрегатов. Методы снижения поражающего эффекта противотанковых мин и самодельных фугасов в целом были ясны. Вот главные особенности устройства бронетранспортера с усиленной противоминной защитой:

- V-образная форма днища бронекорпуса, максимально возможный подъем его над дорогой - эти меры позволили уменьшить воздействие и отвести от корпуса энергию взрывной волны;

- максимально возможное удаление от бронекорпуса массивных узлов конструкции, которые при подрыве сами становятся поражающими элементами: двигателя, трансмиссии, подвески;

- полное или частичное использование шасси серийных коммерческих грузовиков, что снижает общую стоимость машин и затраты на их эксплуатацию.

После победы черного большинства в Родезии эстафету разработки машин с усиленной противоминной защитой приняла ЮАР, вынужденная вести продолжительную пограничную войну. Своеобразным этапом в процессе воплощения в жизнь концепции MRAP стало появление в 1978 году машины Buffel, в конструкцию которой весьма органично был вписан весь родезийский и южноафриканский опыт создания и применения устойчивых к подрывам бронетранспортеров. Следующим шагом можно считать разработку в 1995 году машины Mamba. Ее более совершенная версия RG-31 Nyala используется в 8 странах мира, а на вооружение корпуса морской пехоты США поступило 1385 машин RG-31. Дальнейшее развитие ББМ этой серии - RG-33 Пентагон заказал в количестве 1735 экземпляров.

В американских ВС в настоящее время в зависимости от массы и габаритов различают три категории машин типа MRAP. ББМ категории I - самые компактные. Они предназначены для патрулирования в условиях города. Категория II - более тяжелые машины, пригодные для сопровождения конвоев, транспортировки личного состава, перевозки раненых, использования в качестве инженерных машин. Сравнительно малочисленная категория III представлена бронетранспортерами Buffalo, специально предназначенными для разминирования территории. Они оснащены 9-метровым манипулятором для дистанционного обезвреживания взрывных устройств.

В ВС США наиболее распространенными типами ББМ MRAP стали машины International MaxxPro и Cougar. MaxxPro были заказаны ВС США в количестве 6444 штук, Cougar в различных модификациях - 2510.

Cougar представлен в двухосном и трехосном вариантах. Помимо экипажа из двух человек, Cougar 4х4 может перевозить 6 человек, в варианте 6х6 - 10. Машина разработана в ЮАР, ее производством в США занимаются компании Force Protection Inc (корпус) и Spartan Motors (ходовая часть). Cougar имеет несущий кузов, двигатель Caterpillar, АККП Allison и неразрезные мосты компании Marmon-Herrington. Она вооружена дистанционно управляемой турелью с 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом. Штатное бронирование обеспечивает защиту находящихся внутри людей от обстрела патронами 7.62x51 mm NATO с дистанции 5-10 метров и при подрыве заряда, эквивалентного 13,5 кг тротила под одним из колес и 6,7 кг - под кузовом. Дополнительно возможна навеска активной брони и решетчатых экранов для зашиты от противотанковых гранатометов.

International MaxxPro также поставляется в двух вариантах, оба вместимостью 6-8 человек. По габаритам и количеству осей машины совершенно одинаковые, отличие лишь в двигателе. Просто MaxxPro имеет мотор мощностью 330 л. с., а дизель MaxxPro Plus выдает 375 л. с. Соответственно грузоподъемность базового варианта - 1,6 тонны, а у MaxxPro Plus - 3,8 тонны. Учитывая, что оба броневика могут перевозить одинаковое число десантников (4-6 человек), прирост мощности у MaxxPro Plus позволяет либо добиться большей подвижности машины, либо усилить ее защищенность за счет навески дополнительных элементов. MaxxPro построен по традиционной схеме: бронекапсула установлена на шасси коммерческого грузовика с обычной лестничной рамой и неразрезными мостами, имеющими рессорную подвеску.

Применение машин типа MRAP позволило резко, почти на 90 процентов снизить потери от подрывов. По официальным данным МО США, в Ираке в мае 2008 года 11 военнослужащих погибли в результате взрывов фугасов на дорогах, в то время как в мае 2007 года в тех же условиях были убиты 92 американских солдата. Однако головной боли для чиновников Пентагона меньше не стало. Выяснилось, что решения, показавшие себя вполне обоснованными в Ираке, плохо работают в Афганистане, куда в последнее время переместилась активность американской армии.

АФГАНСКИЕ РЕАЛИИ

В отличие от Ирака, где MRAP передвигались по дорогам и пустынной местности, в Афганистане им пришлось действовать в горах, в узких ущельях и в условиях практически полного бездорожья. Здесь тяжелые машины с высоким центром тяжести, а значит, предрасположенные к опрокидыванию, не в состоянии ехать быстро. Следовательно, увеличивается риск поражения в случае засады. К тому же афганские партизаны разработали свою тактику борьбы с MRAP, что не замедлило сказаться на статистике потерь.

Первым шагом для преодоления сложившейся ситуации стало создание несколько облегченного варианта MRAP. В сентябре 2008 года фирма Navistar получила заказ на разработку и постройку более компактного, легкого и подвижного варианта MaxxPro, специально предназначенного для Афганистана. Новая машина получила название MaxxPro Dash. Она на 20 см короче, чем базовый вариант, и почти на две тонны легче. Экипаж остался прежним: водитель, командир и стрелок, а десант сократился до четырех человек. Хорошая подвижность обеспечивается двигателем мощностью 375 л. с. Контракт на создание и производство 822 ББМ MaxxPro Dash стоил 752 млн долларов и был выполнен к февралю 2009 года.

Однако выпуск MaxxPro Dash оказался не более чем полумерой, призванной как можно быстрее сконструировать образец, пригодный для действий в афганских условиях. Не останавливаясь на достигнутом, Пентагон объявил конкурс на разработку броневиков MRAP второго поколения. Его победителем в июне 2009 года стала компания Oshkosh, представившая машину M-ATV.

Эта ББМ, обеспечивая тот же уровень защиты экипажа и десанта, что и первое поколение MRAP, более компактная и приспособленная для передвижения по пересеченной местности. M-ATV имеет снаряженную массу 11,3 тонны (MaxxPro Dash весит почти 15 тонн, а MaxxPro Plus - более 17,6 тонны), оснащена двигателем Caterpillar C7 мощностью 370 л. с. и автоматической трансмиссией, независимой подвеской типа TAK-4 (уникальная разработка компании Oshkosh).

Централизованная система подкачки колес позволяет машине сохранять подвижность при повреждении покрышек. По заявлению разработчиков, M-ATV в состоянии продолжать двигаться не менее километра при боевых повреждениях систем смазки и охлаждения двигателя. M-ATV вмещает 5 человек, включая водителя и стрелка. На ней установлена универсальная турель, на которой могут монтироваться пулеметы различного типа, 40-мм автоматический гранатомет или ПТРК TOW. В зависимости от ситуации огонь ведется или вручную, или дистанционно.

Для снижения логистических расходов Пентагон выбрал M-ATV в качестве единственного типа ББМ с повышенным уровнем противоминной защиты второго поколения, поскольку разношерстный парк первых MRAP порождал определенные трудности в ремонте и эксплуатации. По состоянию на февраль 2010 года общий объем заказов на M-ATV превысил 8 тысяч единиц.
Автор: Илья КЕДРОВ
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. dred 15 декабря 2011 12:02
    Честно говоря не знал что разработки таких рода машин делали в Зимбабве.
    dred
  2. Gonoriy 26 июня 2012 19:32
    Одним из самых популярных в ЮАР был БТР Каспир
  3. dred 25 июля 2012 18:05
    Цитата: Gonoriy
    Одним из самых популярных в ЮАР был БТР Каспир

    Так да.Даже ы приняли его на вооружение.
    dred
  4. Русский мясник. 14 сентября 2014 04:19
    Пару УАЗ бы поставили и ездили бы себе спокойно.
    Русский мясник.
  5. kgbers 2 февраля 2015 00:14
    а у нас были бтр-60 "чайка" и брдм -2.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня