Указ президента № 744: обороноспособность или прелюдия к вступлению в НАТО?

Указ президента № 744: обороноспособность или прелюдия к вступлению в НАТО?


На этой неделе порадовал указ украинского президента "Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 28 серпня 2014 року "Про невідкладні заходи щодо захисту України та зміцнення її обороноздатності"".


Обеспечат ли упомянутые в указе "неотложные мероприятия" СНБО защиту Украины и укрепят ли её обороноспособность – неизвестно. На этот счёт лично у меня имеются сомнения, так как в течение всей своей истории существования Совет национальной безопасности и обороны Украины лишь продуцировал красивые, но бесполезные бумажки, про которые все забывали на следующий день после их публикации.

На мой взгляд, названный указ интересен не своим практическим применением, а ярким освещением представлений Банковой о том, кто является на данный момент главным врагом нынешней власти в Украине, и кто этой власти должен помочь в борьбе с врагом.

С точки зрения украинского президента, главной стратегической задачей органов государственной власти в сфере обороны и безопасности является обеспечение готовности общества и государства к отражению вооружённой агрессии против Украины.

Любопытно то, что в отличие от своих официальных заявлений (в которых сообщалось о том, что Украина является жертвой внешней агрессии), в своём указе Пётр Порошенко говорит не об отражении агрессии, а об обеспечении готовности её отразить. Из чего можно заключить, что на данный момент агрессии извне Украина всё-таки не подверглась, а громогласные заявления президента о российском вторжении были попытками выдать желаемое за действительное.

Из указа Порошенко так же можно понять, что главными гарантами обороны и безопасности Украины являются США, ЕС и НАТО. А противодействовать агрессии в отношении нашей страны главные гаранты украинской безопасности будут при помощи таких документов как Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, Хартии Украина – США о стратегическом партнёрстве от 19 декабря 2008 года и Хартии об особом партнёрстве между Украиной и НАТО от 9 июля 1997 года.

Но каким образом отношения Украины, построенные с её главными союзниками на основе вышеприведённых документов, могут укрепить украинскую безопасность и обороноспособность понять крайне сложно. Соглашение об ассоциации касается сугубо торгово-экономических вопросов и к обороне с безопасностью никакого отношения не имеет. Хартия Украина – США о стратегическом партнёрстве это всего лишь декларация, не обладающая юридической силой.

После подписания данного документа, У. Тейлор, будучи на тот момент послом США в Украине, пояснил, что хартия "не обязывает ни одну из сторон оказывать помощь военными средствами". Точно такая же ситуация и с Хартией об особом партнёрстве между Украиной и НАТО. В данном документе члены Альянса выражают свою поддержку суверенитету, независимости и территориальной целостности Украины, но не берут на себя никаких обязательств по их защите.

А дополнения к хартии лишь предусматривают возможность созыва комиссии Украина-НАТО по требованию украинской стороны, если она будет чувствовать прямую угрозу своей территориальной целостности и безопасности. И не более того.

Таким образом, можно сделать вывод, что Украина в обеспечении своей безопасности и обороны решила сделать ставку на никого ни к чему не обязывающие декларации и соглашении об торгово-экономическом сотрудничестве. Какой в этом смысл понять трудно. Судя по всему, вышеупомянутыми документами клерки СНБО реши украсить список своих "мероприятий".

Возможно, о практической помощи Украине со стороны США и НАТО говорится в третьем, засекреченном, пункте президентского указа. Однако на этот счёт мы можем лишь строить догадки и предположения.

Более интересно в указе президента выглядит мысль о необходимости написания новой Стратегии национальной безопасности Украины, новой Военной доктрины и неотложном отказе от внеблокового статуса. Очевидно, три эти задачи объединены одной общей стратегической целью – вступлением Украины в НАТО.

Так же из президентского указа можно понять, что на данный момент идёт процесс перевода украинской экономики на функционирование в условиях особого периода. В данном случае наибольший интерес вызывает понятие"особый период". В советском праве это – промежуток времени, в течение которого в целях отражения вооруженного нападения извне интенсивно осуществляется непосредственная подготовка страны, её вооруженных сил и органов государственной власти к войне. Из этого можно заключить, что на данный момент политическое руководство Украины готовит экономику страны к функционированию в условиях войны.


Также из президентского указа следует, что в ближайшее время украинское правительство попытается создать централизованную систему логистического обеспечения военных формирований и правоохранительных органов. Иными словами речь идёт о создании тыловых частей, которые должны заменить не оправдавшие себя в АТО волонтёрские структуры.

Кроме того, президентский указ поручает Кабмину рассмотреть вопрос увеличения зарплат военнослужащим, предоставление им жилья и определения порядка документального подтверждения участия граждан в антитеррористической операции.

Также президент Украины в своём указе поручил правительству в месячный срок подготовить законы о:

- формировании на 3 года государственного оборонного заказа;

- функционировании финансовой системы в особый период;

- создании и производстве вооружений и военной техники;

- государственной поддержке предприятий украинского ВПК;

- военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.


А в двухмесячный срок президент обязал Кабмин внести изменения в законодательство, касающееся вопросов национальной безопасности, а так же увеличить средства для закупки вооружений и военной техники.

Любопытно то, что директивы для МИДа в президентском указе выписаны не с позиции подготовки к отражению возможной агрессии извне, а с позиции агрессии как свершившегося факта. Если общество и государство с точки зрения украинского президента и СНБО должны готовиться к отражению вооружённой агрессии против Украины, то Министерство иностранных дел обязано активно участвовать в отражении вооружённой агрессии, которая уже произошла.

В частности МИДу надлежит, "в связи с вооружённой агрессией против Украины" обратиться: к НАТО с просьбой созыва Совета НАТО и проведения официальных консультаций, к государствам–сторонам Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия с просьбой проведения консультаций, а к США и Великобритании с просьбой об оказании военной помощи.

Явный разнобой в отношении "вооружённой агрессии", которая для кого-то на Украине уже началась, а для кого-то только ожидается, свидетельствует о том, что сама эта тема является лишь элементом пропаганды и информационной войны, вокруг которой выстраиваются все действия украинского руководства. Киев и его западные покровители действует по принципу:"если агрессии нет, её надо придумать". Для Украины и Запада это выгодно по целому ряду причин.

Любопытно то, что в указе украинского президента прямо не называется "вооружённый агрессор", который, то ли готовится напасть на Украину, то ли уже напал. Как для официального документа, определяющего мероприятия по обеспечению безопасности и обороны страны то ли в условиях войны, то ли в условиях "особого периода", это особенность выглядит более чем странно.

О том кто является для украинского руководства "агрессором" можно лишь догадываться по таким косвенным признакам как временное закрытие пунктов пропуска на границе с РФ, проведение односторонней демаркации государственной границы и документирования фактов нарушения государственной границы со стороны РФ. Очевидно, с точки зрения президента Украины, не имеет большого значения, напал на страну враг или только готовится напасть и кто вообще этот враг. Умные исполнители указа сами догадаются, а дуракам это и не надо.

Хотя, можно предположить, что коварный "агрессор" указан в секретных пунктах президентского указа. В таком случае не совсем понятно, почему украинские граждане и всё мировое сообщество не имеет право знать, кто именно напал на Украину. Почему это государственная тайна?
В целом, данный документ представляет собой не чёткий план мероприятий, а некий эклектичный список благих пожеланий составленный эрудированными клерками СНБО по принципу "что придумал, то и написал".

Именно поэтому в нём бессвязно скинуты в кучу такие "необходимости" как: усовершенствование деятельности национальных координаторов по вопросам партнерства Украины с НАТО, создание центра киберзащиты и противодействия киберугрозам, использование в интересах развития украинского ВПК сотрудничества Украины с НАТО в сфере вооружений и технических стандартов, усиление охраны военных и государственных объектов, предотвращение и прекращение террористической деятельности, ускорение процесса обустройства частей ВМФ и формирования Сил специальных операций ВСУ, усиление охраны иностранных диппредставительств, выявление каналов политической, информационной и иной поддержки террористической деятельности, действенное контрразведывательное обеспечение военных формирований и правоохранительных органов, предотвращение террористических актов, коренное улучшение патриотического воспитания молодёжи и прочие крайне полезные мероприятия.

В данном указе президента важно и то, что многие его положения с большим трудом сочетаются с реальной действительностью. К примеру, что собой представляет перевод украинской экономики на функционирование в условиях особого периода? В советские времена в условиях предвоенного периода все заводы и фабрики начинали производить оружие, боеприпасы, боевую технику, обмундирование и иную продукцию военного назначения. А что такое функционирование экономики в предвоенное время по-украински? Перевод всего её производства на военные рельсы? Но ведь не секрет, что самостоятельно Украина не способна производить оружие и военную технику. Без тесной производственной кооперации с Россией, без возможности получения российских комплектующих, весь украинский ВПК – абсолютный ноль. Максимум что может самостоятельно делать Украина, это ремонтировать имеющуюся в наличии не полностью разбитую военную технику. И больше ничего.

Тогда что собой может представлять трёхгодичный государственный оборонный заказ для украинского ВПК, предусматривающий создание и производство вооружений и военной техники? Очередную фикцию Кабмина?

А что такое "финансовая система в особый период" по-украински? В данном случае даже сложно представить, что имели в виду клерки СНБО. Чем обычное функционирование финансовой системы страны отличается от функционирования в"особый период"? Отменят деньги и введут продовольственные карточки?

В целом возникает ощущение, что данный президентский указ, вроде бы как предлагающий план по защите Украины и укреплению её обороноспособности, был издан лишь с одной единственной целью – инициировать ликвидацию внеблокового статуса Украины. А все остальные "неотложные мероприятия", якобы обусловленные, то ли надвигающейся, то ли уже произошедшей "агрессией", не более чем обоснование ликвидации внеблокового статуса, открывающей Украине прямую дорогу в НАТО.

В этом случае всё становится логичным. Вашингтону необходима украинская территория как военный плацдарм против России. Для этого, вначале, организуется истерика в СМИ по поводу якобы российской агрессии, а потом под шум этой истерики отменяется внеблоковый статус Украины и она благополучно заталкивается в НАТО.

Непонятно только одно, неужели нынешнее руководство Украины считает, что Россия будет, сложа руки, наблюдать за тем, как НАТО готовится выдвинуть свои военные базы непосредственно к российским границам?
Автор:
Андрей Ваджра
Первоисточник:
http://rian.com.ua/view/20140926/357531206.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти