Православный Герой Соцтруда

Православный Герой СоцтрудаДрама жизни великого авиаконструктора не только в том, что он сидел в тюрьме по несправедливому обвинению и работал в «шарашке». Николай Николаевич спроектировал лучший истребитель Великой Отечественной войны, который так и не был запущен в серийное производство, и умер, немного не дожив до Победы, едва разменяв шестой десяток.

Н.Н. Поликарпов скончался более 70 лет назад, 30 июля 1944 года. А родился он в 26 июня (8 июля) 1892-го в селе Георгиевском Орловской губернии, в семье сельского священника.

Закончил Ливенское духовное училище, потом учился в Орловской семинарии. Но ее не закончил, а, сдав экстерном экзамены в гимназии, поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. Хотел стать моряком и строить корабли, но потом увлекся авиацией и стал заниматься на воздухоплавательных курсах. После защиты дипломного проекта начал работать в авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода под руководством русского гения авиации Игоря Сикорского и принял участие в постройке его самого большого тогда в мире самолета «Илья Муромец».


Вскоре после революции Игорь Сикорский, как известно, покинул Россию, звал с собой и Николая Поликарпова, но тот отказался. Работал на заводе «Дукс» - авиазаводе № 1, где руководил техническим отделом. В 1923 году под его руководством был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400). Это был первый в мире моноплан.

В 1928 под руководством Николая Николаевича был создан легендарный учебный самолет У-2, ставший одним из самых массовых самолетов в мире. Однако до войны на нем учились летать все наши летчики. Этот аэроплан был исключительно надежен, необыкновенно прост и экономичен. Во время войны его переоборудовали в ночной бомбардировщик, немцы называли его «кофемолка» и «швейная машинка». Бесшумно и незаметно, на небольшой высоте он подлетал к позициям врага, бомбил колонны войск и железнодорожные станции противника – помните фильм «Небесный тихоход» с Николаем Крючковым в главной роли? У-2 побил все рекорды «долгожительства» в авиации: эксплуатировался с 1927 по 1959 год.

Всего в СССР было построено 40 тысяч таких машин, после смерти Поликарпова самолет переименовали в его честь, назвав По-2. Даже если бы он создал только один этот самолет, то уже навсегда остался бы в истории авиации.
Николай Поликарпов был глубоко верующим, и не скрывал этого. Ходил в церковь, открыто носил крестик. В те времена такое поведение и явно не пролетарское происхождение делали любого человека неблагонадежным в глазах «органов». В ноябре 1929 года конструктор был арестован ОГПУ, его обвинили в «участии в контрреволюционной вредительской организации», и без суда приговорили к смертной казни. Следователи особо отмечали, что Н. Поликарпов – сын священника, а потому «не способен проникнуться марксистско-ленинской идеологией, уверовать в светлые идеалы коммунизма». Чудом сохранилось письмо Николая Николаевича, написанное в камере смертников жене Александре и дочери Марианне: «Я все время беспокоюсь, как вы живете, как ваше здоровье, как вы переживаете наше общее несчастье. Об этом не стоит и вспоминать, я совсем убит этим горем. Изредка, ночью или рано утром, я слышу звуки жизни: трамвай, автобус, автомобиль, звон к заутрене, а в остальном моя жизнь течет монотонно, удручающе...».

Два месяца ждал расстрела, но потом вдруг двери камеры смертников распахнулись. Стране были нужны самолеты, казнь отменили, и авиационного гения отправили в Особое конструкторское бюро, ЦКБ-39 ОГПУ, так называемую «шарашку».

Там Н. Поликарпов спроектировал самолет ВТ-1 - «ВТ» официально расшифровывалось как «Внутренняя тюрьма». Но заключенным конструкторам больше нравилась другая расшифровка: «Вредители – трудящимся».
Обычно на создание нового самолета отводилось два года. Чекисты решили заключенных конструкторов «простимулировать». Сказали: можете делать два года, но на свободу выйдете, только когда сделаете. Те посовещались и ответили: «Полгода хватит». Начальство удивилось: «Ах, у вас есть внутренние резервы? Три месяца!». Самолет был готов через месяц.

Незадолго до ареста конструкторским коллективом Поликарпова был спроектирован самолет Р-5. Как и У-2, он дорабатывался и совершенствовался уже в «шарашке». Это был двухместный деревянный полутораплан многоцелевого назначения, он с успехом конкурировал с иностранными машинами такого же класса. В 1930 году, на международном конкурсе в Тегеране машина «контрреволюционера» заняла первое место, опередив лучшие самолеты Англии, Франции и Голландии, и стала первым советским самолетом, поставлявшимся на экспорт.

В 1933 году советские летчики, по просьбе китайского правительства, на самолетах Р-5 приняли участие в подавлении мятежа в провинции Синьцзян. В 1934 году на этих самолетах спасали челюскинцев, в 1936 году они прибыли в Испанию. В Великую Отечественную войну, осенью 1941 года, было сформировано 27 авиаполков Р-5.

В «шарашке», вместе с Дмитрием Григоровичем, Поликарпов разработал также истребитель И-5, который стоял на вооружении 9 лет. Этот истребитель-биплан развивал скорость около 300 километров в час, был одним из самых мощных по вооружению и самых легких в мире истребителей. Но бдительные органы не дремали, в 1931 году, вместо отсроченной смертной казни, Поликарпов получил десять лет лагерей. Однако после удачного показа И. Сталину, К. Ворошилову и С. Орджоникидзе самолета И-5, который пилотировали Валерий Чкалов и Александр Анисимов, в его судьбе наступил неожиданный перелом.

Довольный вождь решил подвезти конструктора и его сотрудника, Василия Тарасова, с аэродрома домой. Как вспоминал потом В. Тарасов, «машина была семиместная. Сталин – на заднем диванчике, шофер и охрана – впереди, авиаконструкторы разместились на откидных сиденьях. Вождь благодушно говорит, попыхтев трубкой: «Вот, Николай Николаевич, вы знаете, что между нами общего?» «Не знаю», – отвечает Поликарпов. «Все очень просто: вот и ты учился в семинарии, и я учился в семинарии – вот что у нас общего. А знаешь, чем мы отличаемся?» «Нет», – откликается Поликарпов. «Ты семинарию закончил, а я – нет». Опять клубок дыма. Поликарпов невозмутимо брякает: «Оно и видно, Иосиф Виссарионович». Сталин насупился, погрозил трубкой: мол, знай свое место».

Однако конструктора вождь зауважал, и больше в обиду его не давал. В июле того же года Президиум ЦИК СССР амнистировал Николая Николаевича. Однако дело против него было прекращено только в 1956 году, через 12 лет после смерти.

Переселившись в Москву, Николай Николаевич регулярно посещал храм апостола Филиппа на Арбате. Благословляя летчиков перед испытаниями, говорил им: «С Богом!». В те суровые атеистические времена такое осмеливались произнести немногие.
А нательный крест был главной семейной реликвией. Когда его предок – о. Михаил – вернулся с Отечественной войны 1812 года, то собрал семейное серебро и отнес к ювелиру, попросив изготовить крест. Согласно его завещанию, эта реликвия передавался потом старшему в роду.

Н. Поликарпов руководил созданием истребителей И-15, И-16 – «Ишачка», И-153 - «Чайки», которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. В январе 1934 года Валерий Чкалов развил на И-16 скорость в 454 километров в час. Позднее на одной из модификаций «Ишачка» была достигнута колоссальная по тем временам максимальная скорость полета – 525 километров в час.

Однако во время войны в Испании наши летчики и специалисты стали говорить, что немецкие самолеты по ряду параметров превосходят И-16. А во время Великой Отечественной войны это отставание проявилось еще отчетливее. Но был ли виноват в этом Николай Поликарпов?

Конечно, нет. Им был разработан самолет И-17, который опережал всех иностранных конкурентов. Валерий Чкалов о нем образно говорил так: «Перейти с самолета И-16 на самолет И-17 – это все равно, что с «Форда» пересесть на «Линкольн».

Однако в серию этот самолет так и не был запущен. Получилось, что он попросту опережал время, и советская авиапромышленность к выпуску такого самолета была еще не готова, отсутствовал для него мощный и надежный двигатель.

После ареста Андрея Туполева в 1937 году Н. Поликарпов был назначен главным конструктором КБ, размещенного на территории авиазавода № 156. К концу 1938 года был построен истребитель И-180. Но во время его испытаний произошла трагедия – погиб Валерий Чкалов. Стали лихорадочно искать «вредителей»: были арестованы директор завода и многие другие. Н. Поликарпов не подписал полетные листы и акт о готовности самолета к первому вылету, поэтому его на этот раз не арестовали, но расположение И. Сталина он утратил. А в то время это было равнозначно приговору. Окружение вождя тут же отреагировало, Николая Николаевича стали «зажимать», подсиживать, задерживать поставки двигателей и материалов…

В книге "Познать себя в бою" трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин вспоминал об одной из встреч со знаменитым летчиком-испытателем С. Супруном: "Он рассказывал, как проходит испытание истребитель И-180 конструкции Николая Николаевича Поликарпова. Скорость его достигала шестисот восьмидесяти километров в час. Он был вооружен двумя или тремя пушками. Это был самолет-мечта. В одном из испытательных полетов на этом истребителе разбился кумир нашей авиации Валерий Чкалов. Нашлись влиятельные люди, которые "зарезали" доводку И-180, хотя по скорости и вооружению ему не было равного в мире истребителя. Мечта летчиков была погребена в обломках разбившейся машины".

Уже после войны Покрышкин не раз говорил, что если бы истребитель Поликарпова поступил в наши истребительные полки в начале войны, "потери были бы неизмеримо меньше, и мы бы не докатились до Москвы, Волги и Кавказа…".
…В 1940 году Н. Поликарпову было все же присвоено звание Героя Социалистического Труда. До войны этого высокого звания были удостоены всего 11 человек, а указ о награждении авиаконструктора от 28 октября 1940 года был вообще третьим по счету. Но и врагов и недоброжелателей становилось все больше, особенно его ненавидели братья Кагановичи. Лазарь был могущественным членом Политбюро ЦК, а Михаил – наркомом авиапромышленности. За его веру они звали Поликарпова «крестоносцем».

Роковую роль в судьбе конструктора сыграл также Александр Яковлев, который стал заместителем наркома авиационной промышленности и, пользуясь этим, начал «пробивать» собственные самолеты, видя в Н. Поликарпове опасного конкурента. А. Яковлев сумел войти в доверие к И. Сталину, причем, как считают историки, сделал это не вполне честным путем. Зная, что Сталин придает большое значение скорости, Яковлев создал бомбардировщик ББ-22, который по скорости превосходил даже некоторые истребители. Однако сделал это за счет «ужимания» других важных показателей: вооружения, маневренности, дальности полета. А вождь удивлялся: «Чудеса, да и только!», все больше доверяя молодому конструктору. Его самолет еще до завершения испытаний был запущен в серийное производство.

В результате, когда Н. Поликарпов ездил в Германию знакомиться с немецкой авиапромышленностью, у него отобрали завод и его конструкторов и передали малоизвестному тогда Артему Микояну. Взамен в старом ангаре на окраине Ходынки для Н. Поликарпова был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы. Когда, вернувшись из Германии, Н. Поликарпов узнал об этом, то был буквально ошеломлен. По словам очевидцев, сумел произнести только одну фразу: «Жаль, что меня не дождались».

Но конструктор не сломался, даже на этом небольшом, по сравнению с предыдущим, заводе в невероятно сложных условиях были созданы опытные и предсерийные лучшие советские истребители времен Второй мировой войны — И-185 и другие, начата целая серия так и не оконченных проектов. В акте по результатам государственных испытаний И-185 М-71 был назван «лучшим современным истребителем». За него в марте 1943 года ему была присуждена Сталинская премия I степени. Однако катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель Василий Степанчонок, и отсутствие завода не позволили запустить этот самолет в серию.

Тем не менее, именно истребитель И-16 Поликарпова сбил 22 июня 1941 года первый немецкий самолет...

Коллеги знали о необыкновенном благородстве Николая Николаевича. Когда арестовали Андрея Туполева и его сотрудников, то Валерий Чкалов, тоже его недолюбливавший, радостный, забежал к Н. Поликарпову и объявил: «Слышали? Дуба свалили!». В ответ услышал: «Да, им сейчас тяжело приходится, помолиться за них надо».

Когда посадили его заместителя, Н. Поликарпов обеспечивал его семью деньгами и продуктами. А когда в НКВД поступил донос на его молодого сотрудника Михаила Янгеля – будущего корифея советского ракетостроения, которого обвинили в том, что он сын кулака - то авиаконструктор дал ему отпуск и отправил в Сибирь, собирать документы о невиновности отца.
Помогал его семье. Жена М. Янгеля Ирина Стражева вспоминала, что когда в 1941 году у них с детьми не осталось ни хлеба, ни денег, вдруг раздался стук в дверь. «Открываю, а там стоит зверообразного вида баба, говорит: «Поликарпов узнал, что вам плохо живется, прислал мешок картошки», - рассказывала она.

Петр Стефановский, испытывавший самолеты Н. Поликарпова, писал о нем: «Высококвалифицированный инженер, человек огромной научной эрудиции, Николай Николаевич был исключительно прост в обхождении с людьми, всегда внимателен и вежлив. Он вел абсолютно аскетический образ жизни… Мне всегда казалось, что главнейшей особенностью конструкторской деятельности Н.Н. Поликарпова было стремление к созданию того, чего не существовало в авиации ранее. Везде Николай Николаевич прокладывал дорогу первым, получая порой весьма ощутимые удары судьбы».

С 1943 года Николай Николаевич, одновременно с работой в ОКБ, был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов знаменитого Московского авиационного института. Преждевременная смерть оборвала работу над созданием первого советского реактивного самолета… В авиационных кругах его называли «королем истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали только его машинами.

Его называют «самой трагической фигурой в истории советской авиации».
Автор:
Владимир Малышев
Первоисточник:
http://www.stoletie.ru/sozidateli/pravoslavnyj_geroj_soctruda_423.htm
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. пенсионер Офлайн
    пенсионер (юрий) 29 сентября 2014 09:22
    +5
    Мой любимый авиаконструктор. И-16 до сих пор - один из моих любимейших самолётов.
    И ещё. Я в своё время так и не понял: почему Поликарпов прекратил работы над И-17. Ведь, если не ошибаюсь, И-17 полетел в 35году. Если бы его довели году к 38-му, то и не было бы такой бешеной гонки с конструированием новых типов истребителей перед самой войной. Если кто в курсе-просветите: что же с И-17 случилось всё-таки.
    1. svp67 Онлайн
      svp67 (Сергей) 29 сентября 2014 09:37
      +6
      Цитата: пенсионер
      в своё время так и не понял: почему Поликарпов прекратил работы над И-17. Ведь, если не ошибаюсь, И-17 полетел в 35году.
      Из-за отсутствия должной мощности мотора. В результате для достижения хороших результатов Поликарпов был вынужден через-чур "обжать" и "ужать" этот самолет, да так,что в этим самолетом мог управлять, фактически, только человек далеко не богатырской комплекции. Николай Николаевич увидел более перспективный путь - установку на истребитель "двухрядной звезды" и именно благодаря этому и появился И180 и И185. Но и ветку "с жидкостным охлаждением" "эН.ЭН." не бросал. Им был разработан И19 с мощным мотором Микулина, но "эН.эН" увидел , что с Микулинскин мотором не получится того истребителя, который был бы лучшим и работы приостановил. Но, очередное но...И19 обладал одним явным качеством - очень высокой скоростью и вот именно проект этого истребителя, когда
      у него отобрали завод и его конструкторов и передали малоизвестному тогда Артему Микояну.
      был реанимирован и в результате появился МиГ1 и МиГ3...вот так.
      К слову И17, правда как гоночный самолет был показан на парижской выставке 1937 годы...
      Для почитателей таланта Н.Н.Поликарпова - наладите видом и звуком
    2. shershen Офлайн
      shershen 29 сентября 2014 11:59
      +7
      Читая такие статьи думаешь - какие люди были у нас! Нам есть чем гордиться и что помнить. Гордость, честь и слава России - это не Серёжа Зверев или Макаревич, это такие как Поликарпов.
      1. anomalocaris
        anomalocaris 29 сентября 2014 16:10
        +2
        Смотря сейчас по сторонам, думаешь, какие люди есть сейчас! Но подумав, понимаешь, что о них, может быть, скажут: какие люди были тогда...
  2. ImperialKolorad Офлайн
    ImperialKolorad (Altergo) 29 сентября 2014 09:27
    +7
    Читал его биографию. Одним словом человек великого таланта и тяжёлой судьбы. Основная проблема его самолётов была в двигателях, всё никак не могли довести до ума. К слову сказать, на двигателях что предназначались для его творений самолёты Лавочкина стали одними из лучших в ВОВ.
  3. bionik Офлайн
    bionik (владислав) 29 сентября 2014 09:41
    +7
    Легендарный У-2 затем переименованный в честь конструктора в ПО-2,на котором воевали женщины из 43-( Таманского)гвардейского ночного бомбардировачного авиаполка,23 летчицы были удостоены звания Героя Советского Сооюза
    1. miv110 Офлайн
      miv110 (вадим) 29 сентября 2014 11:46
      +2
      "Всего в СССР было построено 40 тысяч таких машин" и не допёрли сохранить хоть десяток! а на этой машине хоть сейчас обучайся лётному делу.
      1. svp67 Онлайн
        svp67 (Сергей) 29 сентября 2014 12:09
        0
        Цитата: miv110
        и не допёрли сохранить хоть десяток! а на этой машине хоть сейчас обучайся лётному делу.
        При желании наладить его производство возможно хоть сейчас, но есть ли в этом смысл? В современных условиях уже нет. Скорости возросли,страна и воздушное законодательство изменились... Для нынешнего времени нужны иные самолеты...
        А то, что не сберегли...так это оборотная сторона простоты изготовления, из - за этого У2 просто не мог долго хранится.
        1. ranger Офлайн
          ranger (виктор николаевич) 29 сентября 2014 13:54
          0
          Цитата: svp67
          А то, что не сберегли...так это оборотная сторона простоты изготовления, из - за этого У2 просто не мог долго хранится.


          Бронированный штурмовик ИЛ-2 мог храниться долго - это не фанерный у-2, однако ни одного его экземпляра тоже не сохранилось, в настоящее время энтузиасты в Самаре пытаются по всеми возможными способами собрать один самолет...Так что дело не долговечности конструкции - дело в людях и их отношении к истории своей страны....
          P.S. Кстати, в США имеется единственный восстновленный летающий экземпляр ИЛ-2.
          1. anomalocaris
            anomalocaris 29 сентября 2014 16:14
            +2
            Приезжай в Новосибирск. Ил-2 там есть и летает.
          2. svp67 Онлайн
            svp67 (Сергей) 29 сентября 2014 18:39
            +2
            Цитата: ranger
            Бронированный штурмовик ИЛ-2 мог храниться долго -
            Вы сильно ошибаетесь, бронированная капсула штурмовика Ил2, да могла храниться долго, но вот вот его ДЕРЕВЯННЫЙ хвост, полгода в полевых условиях, и всё. И это у довоенных, военной же поры еще и деревянное крыло имели...
            однако ни одного его экземпляра тоже не сохранилось,
            Ну не правда Ваша...
            Вот в музеи ВВС

            Вот на Поклонной горе

            Вот в Самаре, памятник, но он настоящий

            В Киркенесе
            [img]http://fortoved.ru/forum/index.php?t=getfile&id=1548&private=0[/img]
        2. DOTS Офлайн
          DOTS (Виктор) 25 января 2015 22:24
          0
          из - за этого У2 просто не мог долго хранится.

          О сохранности военной техники это отдельный вопрос, но Вам этого не понять. Не понять,что это летает. Рожденный ползать летать не может. laughing
  4. parusnik Онлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 29 сентября 2014 09:56
    +4
    Его называют «самой трагической фигурой в истории советской авиации»....Действительно так...А талантище какой...
  5. avt Онлайн
    avt 29 сентября 2014 10:04
    0
    Да , ,,схарчили",, Короля истребителей более ловкие в аппаратной игре ребята .
    1. miv110 Офлайн
      miv110 (вадим) 29 сентября 2014 11:49
      0
      И не без основания надо предполагать, что одним из злых гениев был Яковлев. Кроме того не совсем понятна фраза - "Однако дело против него было прекращено только в 1956 году, через 12 лет после смерти".Если человек был амнистирован то значит был приговор т. е. был осуждён и получил конкретный срок. Так какое же дело было прекращено?
  6. bistrov. Офлайн
    bistrov. 29 сентября 2014 10:40
    +7
    В городе Орле,на Московской улице, в специальном сквере, установлен весьма оригинальный памятник Николаю Поликарпову: авиаконструктор сидит в кресле и держит в руке модель истребителя И-16,рядом находятся машиностроительный техникум и кинотеатр "Родина",тоже оригинальной архитектуры ,похожие на небольшие замки.
    1. svp67 Онлайн
      svp67 (Сергей) 29 сентября 2014 11:34
      0
      Цитата: bistrov.
      держит в руке модель истребителя И-16,
      Мне же модель более напоминает "несчастный" И180...что не удивительно, так как он фактически его развитие...
    2. ЗубореЗ Офлайн
      ЗубореЗ (111) 29 сентября 2014 20:12
      0
      В ОКБ Сухого бюст Поликарпову стоит ,а за ним И-15.
      С фотками трудно,ибо "режим".
      1. svp67 Онлайн
        svp67 (Сергей) 29 сентября 2014 20:37
        0
        Цитата: ЗубореЗ
        В ОКБ Сухого бюст Поликарпову стоит ,а за ним И-15.
        Только это И153...
  7. пузан Офлайн
    пузан 29 сентября 2014 12:17
    +1
    И-17 в музее Чкалова в Чкаловске
    1. svp67 Онлайн
      svp67 (Сергей) 29 сентября 2014 12:28
      0
      Цитата: пузан
      И-17 в музее Чкалова
      что и не удивительно, так как Валерий Павлович был шеф-пилотом КБ Поликарпова... И там есть "главный истребитель" в судьбу которого ВэПэ внес исключительную лепту - И16
    2. Jurkovs Офлайн
      Jurkovs (Юрков Сергей) 29 сентября 2014 15:00
      0
      Судя по фото у него неубирающееся шасси. Но это нонсенс для "лучшего истребителя" войны.
      1. пузан Офлайн
        пузан 29 сентября 2014 15:02
        0
        я думаю, что шасси на музейном экспонате - новодел. возможно не только шасси.
        1. svp67 Онлайн
          svp67 (Сергей) 29 сентября 2014 17:49
          0
          Цитата: Jurkovs
          Судя по фото у него неубирающееся шасси.

          Цитата: пузан
          я думаю, что шасси на музейном экспонате - новодел

          Правильно, так как в полете он должен был выглядеть так:

          А вот так вот выглядел на испытаниях:

          Цитата: Jurkovs
          Но это нонсенс для "лучшего истребителя" войны.
          Правильно, но И17 не когда так и не позиционировался, это почетное наименование принадлежит И-185 М-71
  8. svp67 Онлайн
    svp67 (Сергей) 29 сентября 2014 12:34
    0
    А вообще очень жаль, что , скажем прямо НЕ ДАЛИ полностью реализоваться таланту Н.Н.Поликарпова. С уважением отношусь ко многому,что сделал И.В.Сталин, в развитии авиастроения моей страны, но с эНэН он ошибся... Прояви большей поддержки КБ Поликарпова и наша армия в нужный момент получила бы то,что ей надо было, в нужном количестве и в отличном качестве... и не только "сверх-истребители", но и "легкие и скоростные самолеты поля боя"
    ВИТ-2

    и его развитие СПБ
    Которые были явно лучше Пе2 и могли частично облегчить работу для Ил2
    Так же "многофункциональный ТИС". который мог быть не только истребителем сопровождения ДБА, чего нашей авиации явно не хватало, но и быть отличным скоростным разведчиком и истребителем-бомбардировщиком

    Ночной бомбер - "НБ", который можно было быстро поставить на поток, так как он был очень технологичен, в трудное военное время, имел отличную бомбовую нагрузку, продуманное оборонительное вооружение, а главное мог быть использован как транспортный, имея не плохие взлетно-посадочные качества,мог летать к партизанам.

    Но главное Поликарпов имел "видеть будущее" и у него уже был проект реактивной машины
    "Малютка"
  9. Jurkovs Офлайн
    Jurkovs (Юрков Сергей) 29 сентября 2014 14:58
    +1
    История не знает сослагательного наклонения. Все произошло так, как произошло. Отсутствие надежного и мощного двигателя сгубило И-17? Так по той же причине осталась на земле дюжина самолетов. ЯК-3 попал на фронт уже в 1944 году.
    1. Argon Офлайн
      Argon (Сергей Владимирович) 29 сентября 2014 17:55
      +1
      А на мой взгляд дело все-таки в личных качествах человека.Объективно взглянув на злоключения большинства его машин можно констатировать-элементарное несоответствие должности Главный Конструктор.ГК-должность,прежде всего,административная.Его задача правельно выбрав направление работ,мобилизовать коллектив,принемать ответственность за работу подчиненных,а главное уметь отстаивать свои решения перед вышестоящим руководством.Ведение т.н."подковерных игр"вот его стихия.При этом наличие волевого,твердого,а быть может и жесткого характера является практически обязательным условием.Яковлев,Ильюшин вот эталоны советских ГК периода 40х годов.Конструктора способные в сжатые сроки,и при черезвычайно скудных возможностях решать поставленную"не решаемую"задачу.Такие входят в историю.Мало кто знает реальных"родителей"истребителей войны;Адлера-Як-1;7;9;3;15;17,Алексеева-Ла-5;Ф;ФН;7.Я не сколько не хочу умалить величие гения Поликарпова,однако в истории он остался личностью чем то напоминающем царя Николая второго.Это как раз тот пример когда мягкость характера(или его отсутствие???)становятся преступлением.
    2. Иван Тарасов 30 сентября 2014 00:20
      +1
      Отсутствие двигателя?
      А за что Швецов в 42 году сталинскую премию получил, за отсутствующие двигатели?
      1. Колесо Офлайн
        Колесо (Алексей) 30 сентября 2014 02:46
        +1
        Цитата: Иван Тарасов
        Отсутствие двигателя?
        А за что Швецов в 42 году сталинскую премию получил, за отсутствующие двигатели?

        Один нюанс: Швецов получил Сталинскую за 82-й, а не за 71-й.
        71=й так и остался недоведённым.
        Да, и кстати, за И-185 Поликарпов удостоился Сталинской премии в 43-м.
  10. Breard Офлайн
    Breard (Serg) 30 сентября 2014 09:35
    +1
    Очередной анти советский...выброс....ах прявославный, ах обиженный советами....
    !!!! Да Вы сейчас посмотрите..... ЧТО!? осталось от Советской Авиа промышленности и конструкторских бюро... В СССРе в год выпускалось 7-10 новых моделей самолетов вертолетов....вашараша нового НИЧЕГО не произвела... Т-50...СССРовская разработка и так называемый супер ДЖЕТ на 76% состоящий из импортных комплектующих... предел мысли! ТОЛЬКО разработки СССР. И то только модернизация! Те КБ что были сокращены в 8 - 12 раз!!!!(и это не придумки! я сужу по КБ Ильюшина.. там работает приятель, зам директора одного из отделов... )иные вообще уничтожены как и скажем как Гражданская авиация и образовательная система авиации и космонавтики. В СССР в год выпускалось...тогда , на тех технологиях 370 -450 летательных аппарата(самолеты, вертолеты как гражданские так и военные!!) сейчас чуть больше 40 - 45 в 10 раз !!!
  11. walter von berg Офлайн
    walter von berg (Walter Marsel von Berg) 1 октября 2014 14:40
    0
    Бартини интересней: "Я здесь (СССР) из оливки превратился в картофель"
  12. Prager Офлайн
    Prager (Роман) 3 ноября 2014 17:16
    0
    Замечательный был авиаконструктор!
Картина дня