Православный Герой Соцтруда

29
Православный Герой СоцтрудаДрама жизни великого авиаконструктора не только в том, что он сидел в тюрьме по несправедливому обвинению и работал в «шарашке». Николай Николаевич спроектировал лучший истребитель Великой Отечественной войны, который так и не был запущен в серийное производство, и умер, немного не дожив до Победы, едва разменяв шестой десяток.

Н.Н. Поликарпов скончался более 70 лет назад, 30 июля 1944 года. А родился он в 26 июня (8 июля) 1892-го в селе Георгиевском Орловской губернии, в семье сельского священника.

Закончил Ливенское духовное училище, потом учился в Орловской семинарии. Но ее не закончил, а, сдав экстерном экзамены в гимназии, поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. Хотел стать моряком и строить корабли, но потом увлекся авиацией и стал заниматься на воздухоплавательных курсах. После защиты дипломного проекта начал работать в авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода под руководством русского гения авиации Игоря Сикорского и принял участие в постройке его самого большого тогда в мире самолета «Илья Муромец».

Вскоре после революции Игорь Сикорский, как известно, покинул Россию, звал с собой и Николая Поликарпова, но тот отказался. Работал на заводе «Дукс» - авиазаводе № 1, где руководил техническим отделом. В 1923 году под его руководством был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400). Это был первый в мире моноплан.

В 1928 под руководством Николая Николаевича был создан легендарный учебный самолет У-2, ставший одним из самых массовых самолетов в мире. Однако до войны на нем учились летать все наши летчики. Этот аэроплан был исключительно надежен, необыкновенно прост и экономичен. Во время войны его переоборудовали в ночной бомбардировщик, немцы называли его «кофемолка» и «швейная машинка». Бесшумно и незаметно, на небольшой высоте он подлетал к позициям врага, бомбил колонны войск и железнодорожные станции противника – помните фильм «Небесный тихоход» с Николаем Крючковым в главной роли? У-2 побил все рекорды «долгожительства» в авиации: эксплуатировался с 1927 по 1959 год.

Всего в СССР было построено 40 тысяч таких машин, после смерти Поликарпова самолет переименовали в его честь, назвав По-2. Даже если бы он создал только один этот самолет, то уже навсегда остался бы в истории авиации.
Николай Поликарпов был глубоко верующим, и не скрывал этого. Ходил в церковь, открыто носил крестик. В те времена такое поведение и явно не пролетарское происхождение делали любого человека неблагонадежным в глазах «органов». В ноябре 1929 года конструктор был арестован ОГПУ, его обвинили в «участии в контрреволюционной вредительской организации», и без суда приговорили к смертной казни. Следователи особо отмечали, что Н. Поликарпов – сын священника, а потому «не способен проникнуться марксистско-ленинской идеологией, уверовать в светлые идеалы коммунизма». Чудом сохранилось письмо Николая Николаевича, написанное в камере смертников жене Александре и дочери Марианне: «Я все время беспокоюсь, как вы живете, как ваше здоровье, как вы переживаете наше общее несчастье. Об этом не стоит и вспоминать, я совсем убит этим горем. Изредка, ночью или рано утром, я слышу звуки жизни: трамвай, автобус, автомобиль, звон к заутрене, а в остальном моя жизнь течет монотонно, удручающе...».

Два месяца ждал расстрела, но потом вдруг двери камеры смертников распахнулись. Стране были нужны самолеты, казнь отменили, и авиационного гения отправили в Особое конструкторское бюро, ЦКБ-39 ОГПУ, так называемую «шарашку».

Там Н. Поликарпов спроектировал самолет ВТ-1 - «ВТ» официально расшифровывалось как «Внутренняя тюрьма». Но заключенным конструкторам больше нравилась другая расшифровка: «Вредители – трудящимся».
Обычно на создание нового самолета отводилось два года. Чекисты решили заключенных конструкторов «простимулировать». Сказали: можете делать два года, но на свободу выйдете, только когда сделаете. Те посовещались и ответили: «Полгода хватит». Начальство удивилось: «Ах, у вас есть внутренние резервы? Три месяца!». Самолет был готов через месяц.

Незадолго до ареста конструкторским коллективом Поликарпова был спроектирован самолет Р-5. Как и У-2, он дорабатывался и совершенствовался уже в «шарашке». Это был двухместный деревянный полутораплан многоцелевого назначения, он с успехом конкурировал с иностранными машинами такого же класса. В 1930 году, на международном конкурсе в Тегеране машина «контрреволюционера» заняла первое место, опередив лучшие самолеты Англии, Франции и Голландии, и стала первым советским самолетом, поставлявшимся на экспорт.

В 1933 году советские летчики, по просьбе китайского правительства, на самолетах Р-5 приняли участие в подавлении мятежа в провинции Синьцзян. В 1934 году на этих самолетах спасали челюскинцев, в 1936 году они прибыли в Испанию. В Великую Отечественную войну, осенью 1941 года, было сформировано 27 авиаполков Р-5.

В «шарашке», вместе с Дмитрием Григоровичем, Поликарпов разработал также истребитель И-5, который стоял на вооружении 9 лет. Этот истребитель-биплан развивал скорость около 300 километров в час, был одним из самых мощных по вооружению и самых легких в мире истребителей. Но бдительные органы не дремали, в 1931 году, вместо отсроченной смертной казни, Поликарпов получил десять лет лагерей. Однако после удачного показа И. Сталину, К. Ворошилову и С. Орджоникидзе самолета И-5, который пилотировали Валерий Чкалов и Александр Анисимов, в его судьбе наступил неожиданный перелом.

Довольный вождь решил подвезти конструктора и его сотрудника, Василия Тарасова, с аэродрома домой. Как вспоминал потом В. Тарасов, «машина была семиместная. Сталин – на заднем диванчике, шофер и охрана – впереди, авиаконструкторы разместились на откидных сиденьях. Вождь благодушно говорит, попыхтев трубкой: «Вот, Николай Николаевич, вы знаете, что между нами общего?» «Не знаю», – отвечает Поликарпов. «Все очень просто: вот и ты учился в семинарии, и я учился в семинарии – вот что у нас общего. А знаешь, чем мы отличаемся?» «Нет», – откликается Поликарпов. «Ты семинарию закончил, а я – нет». Опять клубок дыма. Поликарпов невозмутимо брякает: «Оно и видно, Иосиф Виссарионович». Сталин насупился, погрозил трубкой: мол, знай свое место».

Однако конструктора вождь зауважал, и больше в обиду его не давал. В июле того же года Президиум ЦИК СССР амнистировал Николая Николаевича. Однако дело против него было прекращено только в 1956 году, через 12 лет после смерти.

Переселившись в Москву, Николай Николаевич регулярно посещал храм апостола Филиппа на Арбате. Благословляя летчиков перед испытаниями, говорил им: «С Богом!». В те суровые атеистические времена такое осмеливались произнести немногие.
А нательный крест был главной семейной реликвией. Когда его предок – о. Михаил – вернулся с Отечественной войны 1812 года, то собрал семейное серебро и отнес к ювелиру, попросив изготовить крест. Согласно его завещанию, эта реликвия передавался потом старшему в роду.

Н. Поликарпов руководил созданием истребителей И-15, И-16 – «Ишачка», И-153 - «Чайки», которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. В январе 1934 года Валерий Чкалов развил на И-16 скорость в 454 километров в час. Позднее на одной из модификаций «Ишачка» была достигнута колоссальная по тем временам максимальная скорость полета – 525 километров в час.

Однако во время войны в Испании наши летчики и специалисты стали говорить, что немецкие самолеты по ряду параметров превосходят И-16. А во время Великой Отечественной войны это отставание проявилось еще отчетливее. Но был ли виноват в этом Николай Поликарпов?

Конечно, нет. Им был разработан самолет И-17, который опережал всех иностранных конкурентов. Валерий Чкалов о нем образно говорил так: «Перейти с самолета И-16 на самолет И-17 – это все равно, что с «Форда» пересесть на «Линкольн».

Однако в серию этот самолет так и не был запущен. Получилось, что он попросту опережал время, и советская авиапромышленность к выпуску такого самолета была еще не готова, отсутствовал для него мощный и надежный двигатель.

После ареста Андрея Туполева в 1937 году Н. Поликарпов был назначен главным конструктором КБ, размещенного на территории авиазавода № 156. К концу 1938 года был построен истребитель И-180. Но во время его испытаний произошла трагедия – погиб Валерий Чкалов. Стали лихорадочно искать «вредителей»: были арестованы директор завода и многие другие. Н. Поликарпов не подписал полетные листы и акт о готовности самолета к первому вылету, поэтому его на этот раз не арестовали, но расположение И. Сталина он утратил. А в то время это было равнозначно приговору. Окружение вождя тут же отреагировало, Николая Николаевича стали «зажимать», подсиживать, задерживать поставки двигателей и материалов…

В книге "Познать себя в бою" трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин вспоминал об одной из встреч со знаменитым летчиком-испытателем С. Супруном: "Он рассказывал, как проходит испытание истребитель И-180 конструкции Николая Николаевича Поликарпова. Скорость его достигала шестисот восьмидесяти километров в час. Он был вооружен двумя или тремя пушками. Это был самолет-мечта. В одном из испытательных полетов на этом истребителе разбился кумир нашей авиации Валерий Чкалов. Нашлись влиятельные люди, которые "зарезали" доводку И-180, хотя по скорости и вооружению ему не было равного в мире истребителя. Мечта летчиков была погребена в обломках разбившейся машины".

Уже после войны Покрышкин не раз говорил, что если бы истребитель Поликарпова поступил в наши истребительные полки в начале войны, "потери были бы неизмеримо меньше, и мы бы не докатились до Москвы, Волги и Кавказа…".
…В 1940 году Н. Поликарпову было все же присвоено звание Героя Социалистического Труда. До войны этого высокого звания были удостоены всего 11 человек, а указ о награждении авиаконструктора от 28 октября 1940 года был вообще третьим по счету. Но и врагов и недоброжелателей становилось все больше, особенно его ненавидели братья Кагановичи. Лазарь был могущественным членом Политбюро ЦК, а Михаил – наркомом авиапромышленности. За его веру они звали Поликарпова «крестоносцем».

Роковую роль в судьбе конструктора сыграл также Александр Яковлев, который стал заместителем наркома авиационной промышленности и, пользуясь этим, начал «пробивать» собственные самолеты, видя в Н. Поликарпове опасного конкурента. А. Яковлев сумел войти в доверие к И. Сталину, причем, как считают историки, сделал это не вполне честным путем. Зная, что Сталин придает большое значение скорости, Яковлев создал бомбардировщик ББ-22, который по скорости превосходил даже некоторые истребители. Однако сделал это за счет «ужимания» других важных показателей: вооружения, маневренности, дальности полета. А вождь удивлялся: «Чудеса, да и только!», все больше доверяя молодому конструктору. Его самолет еще до завершения испытаний был запущен в серийное производство.

В результате, когда Н. Поликарпов ездил в Германию знакомиться с немецкой авиапромышленностью, у него отобрали завод и его конструкторов и передали малоизвестному тогда Артему Микояну. Взамен в старом ангаре на окраине Ходынки для Н. Поликарпова был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы. Когда, вернувшись из Германии, Н. Поликарпов узнал об этом, то был буквально ошеломлен. По словам очевидцев, сумел произнести только одну фразу: «Жаль, что меня не дождались».

Но конструктор не сломался, даже на этом небольшом, по сравнению с предыдущим, заводе в невероятно сложных условиях были созданы опытные и предсерийные лучшие советские истребители времен Второй мировой войны — И-185 и другие, начата целая серия так и не оконченных проектов. В акте по результатам государственных испытаний И-185 М-71 был назван «лучшим современным истребителем». За него в марте 1943 года ему была присуждена Сталинская премия I степени. Однако катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель Василий Степанчонок, и отсутствие завода не позволили запустить этот самолет в серию.

Тем не менее, именно истребитель И-16 Поликарпова сбил 22 июня 1941 года первый немецкий самолет...

Коллеги знали о необыкновенном благородстве Николая Николаевича. Когда арестовали Андрея Туполева и его сотрудников, то Валерий Чкалов, тоже его недолюбливавший, радостный, забежал к Н. Поликарпову и объявил: «Слышали? Дуба свалили!». В ответ услышал: «Да, им сейчас тяжело приходится, помолиться за них надо».

Когда посадили его заместителя, Н. Поликарпов обеспечивал его семью деньгами и продуктами. А когда в НКВД поступил донос на его молодого сотрудника Михаила Янгеля – будущего корифея советского ракетостроения, которого обвинили в том, что он сын кулака - то авиаконструктор дал ему отпуск и отправил в Сибирь, собирать документы о невиновности отца.
Помогал его семье. Жена М. Янгеля Ирина Стражева вспоминала, что когда в 1941 году у них с детьми не осталось ни хлеба, ни денег, вдруг раздался стук в дверь. «Открываю, а там стоит зверообразного вида баба, говорит: «Поликарпов узнал, что вам плохо живется, прислал мешок картошки», - рассказывала она.

Петр Стефановский, испытывавший самолеты Н. Поликарпова, писал о нем: «Высококвалифицированный инженер, человек огромной научной эрудиции, Николай Николаевич был исключительно прост в обхождении с людьми, всегда внимателен и вежлив. Он вел абсолютно аскетический образ жизни… Мне всегда казалось, что главнейшей особенностью конструкторской деятельности Н.Н. Поликарпова было стремление к созданию того, чего не существовало в авиации ранее. Везде Николай Николаевич прокладывал дорогу первым, получая порой весьма ощутимые удары судьбы».

С 1943 года Николай Николаевич, одновременно с работой в ОКБ, был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов знаменитого Московского авиационного института. Преждевременная смерть оборвала работу над созданием первого советского реактивного самолета… В авиационных кругах его называли «королем истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали только его машинами.

Его называют «самой трагической фигурой в истории советской авиации».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 сентября 2014 09:22
    Мой любимый авиаконструктор. И-16 до сих пор - один из моих любимейших самолётов.
    И ещё. Я в своё время так и не понял: почему Поликарпов прекратил работы над И-17. Ведь, если не ошибаюсь, И-17 полетел в 35году. Если бы его довели году к 38-му, то и не было бы такой бешеной гонки с конструированием новых типов истребителей перед самой войной. Если кто в курсе-просветите: что же с И-17 случилось всё-таки.
    1. +6
      29 сентября 2014 09:37
      Цитата: пенсионер
      в своё время так и не понял: почему Поликарпов прекратил работы над И-17. Ведь, если не ошибаюсь, И-17 полетел в 35году.
      Из-за отсутствия должной мощности мотора. В результате для достижения хороших результатов Поликарпов был вынужден через-чур "обжать" и "ужать" этот самолет, да так,что в этим самолетом мог управлять, фактически, только человек далеко не богатырской комплекции. Николай Николаевич увидел более перспективный путь - установку на истребитель "двухрядной звезды" и именно благодаря этому и появился И180 и И185. Но и ветку "с жидкостным охлаждением" "эН.ЭН." не бросал. Им был разработан И19 с мощным мотором Микулина, но "эН.эН" увидел , что с Микулинскин мотором не получится того истребителя, который был бы лучшим и работы приостановил. Но, очередное но...И19 обладал одним явным качеством - очень высокой скоростью и вот именно проект этого истребителя, когда
      у него отобрали завод и его конструкторов и передали малоизвестному тогда Артему Микояну.
      был реанимирован и в результате появился МиГ1 и МиГ3...вот так.
      К слову И17, правда как гоночный самолет был показан на парижской выставке 1937 годы...
      Для почитателей таланта Н.Н.Поликарпова - наладите видом и звуком
    2. +7
      29 сентября 2014 11:59
      Читая такие статьи думаешь - какие люди были у нас! Нам есть чем гордиться и что помнить. Гордость, честь и слава России - это не Серёжа Зверев или Макаревич, это такие как Поликарпов.
      1. anomalocaris
        +2
        29 сентября 2014 16:10
        Смотря сейчас по сторонам, думаешь, какие люди есть сейчас! Но подумав, понимаешь, что о них, может быть, скажут: какие люди были тогда...
  2. +7
    29 сентября 2014 09:27
    Читал его биографию. Одним словом человек великого таланта и тяжёлой судьбы. Основная проблема его самолётов была в двигателях, всё никак не могли довести до ума. К слову сказать, на двигателях что предназначались для его творений самолёты Лавочкина стали одними из лучших в ВОВ.
  3. +7
    29 сентября 2014 09:41
    Легендарный У-2 затем переименованный в честь конструктора в ПО-2,на котором воевали женщины из 43-( Таманского)гвардейского ночного бомбардировачного авиаполка,23 летчицы были удостоены звания Героя Советского Сооюза
    1. +2
      29 сентября 2014 11:46
      "Всего в СССР было построено 40 тысяч таких машин" и не допёрли сохранить хоть десяток! а на этой машине хоть сейчас обучайся лётному делу.
      1. 0
        29 сентября 2014 12:09
        Цитата: miv110
        и не допёрли сохранить хоть десяток! а на этой машине хоть сейчас обучайся лётному делу.
        При желании наладить его производство возможно хоть сейчас, но есть ли в этом смысл? В современных условиях уже нет. Скорости возросли,страна и воздушное законодательство изменились... Для нынешнего времени нужны иные самолеты...
        А то, что не сберегли...так это оборотная сторона простоты изготовления, из - за этого У2 просто не мог долго хранится.
        1. 0
          29 сентября 2014 13:54
          Цитата: svp67
          А то, что не сберегли...так это оборотная сторона простоты изготовления, из - за этого У2 просто не мог долго хранится.


          Бронированный штурмовик ИЛ-2 мог храниться долго - это не фанерный у-2, однако ни одного его экземпляра тоже не сохранилось, в настоящее время энтузиасты в Самаре пытаются по всеми возможными способами собрать один самолет...Так что дело не долговечности конструкции - дело в людях и их отношении к истории своей страны....
          P.S. Кстати, в США имеется единственный восстновленный летающий экземпляр ИЛ-2.
          1. anomalocaris
            +2
            29 сентября 2014 16:14
            Приезжай в Новосибирск. Ил-2 там есть и летает.
          2. +2
            29 сентября 2014 18:39
            Цитата: ranger
            Бронированный штурмовик ИЛ-2 мог храниться долго -
            Вы сильно ошибаетесь, бронированная капсула штурмовика Ил2, да могла храниться долго, но вот вот его ДЕРЕВЯННЫЙ хвост, полгода в полевых условиях, и всё. И это у довоенных, военной же поры еще и деревянное крыло имели...
            однако ни одного его экземпляра тоже не сохранилось,
            Ну не правда Ваша...
            Вот в музеи ВВС

            Вот на Поклонной горе

            Вот в Самаре, памятник, но он настоящий

            В Киркенесе
            [img]http://fortoved.ru/forum/index.php?t=getfile&id=1548&private=0[/img]
        2. 0
          25 января 2015 22:24
          из - за этого У2 просто не мог долго хранится.

          О сохранности военной техники это отдельный вопрос, но Вам этого не понять. Не понять,что это летает. Рожденный ползать летать не может. laughing
  4. +4
    29 сентября 2014 09:56
    Его называют «самой трагической фигурой в истории советской авиации»....Действительно так...А талантище какой...
  5. avt
    0
    29 сентября 2014 10:04
    Да , ,,схарчили",, Короля истребителей более ловкие в аппаратной игре ребята .
    1. 0
      29 сентября 2014 11:49
      И не без основания надо предполагать, что одним из злых гениев был Яковлев. Кроме того не совсем понятна фраза - "Однако дело против него было прекращено только в 1956 году, через 12 лет после смерти".Если человек был амнистирован то значит был приговор т. е. был осуждён и получил конкретный срок. Так какое же дело было прекращено?
  6. +7
    29 сентября 2014 10:40
    В городе Орле,на Московской улице, в специальном сквере, установлен весьма оригинальный памятник Николаю Поликарпову: авиаконструктор сидит в кресле и держит в руке модель истребителя И-16,рядом находятся машиностроительный техникум и кинотеатр "Родина",тоже оригинальной архитектуры ,похожие на небольшие замки.
    1. 0
      29 сентября 2014 11:34
      Цитата: bistrov.
      держит в руке модель истребителя И-16,
      Мне же модель более напоминает "несчастный" И180...что не удивительно, так как он фактически его развитие...
    2. 0
      29 сентября 2014 20:12
      В ОКБ Сухого бюст Поликарпову стоит ,а за ним И-15.
      С фотками трудно,ибо "режим".
      1. 0
        29 сентября 2014 20:37
        Цитата: ЗубореЗ
        В ОКБ Сухого бюст Поликарпову стоит ,а за ним И-15.
        Только это И153...
  7. +1
    29 сентября 2014 12:17
    И-17 в музее Чкалова в Чкаловске
    1. 0
      29 сентября 2014 12:28
      Цитата: пузан
      И-17 в музее Чкалова
      что и не удивительно, так как Валерий Павлович был шеф-пилотом КБ Поликарпова... И там есть "главный истребитель" в судьбу которого ВэПэ внес исключительную лепту - И16
    2. 0
      29 сентября 2014 15:00
      Судя по фото у него неубирающееся шасси. Но это нонсенс для "лучшего истребителя" войны.
      1. 0
        29 сентября 2014 15:02
        я думаю, что шасси на музейном экспонате - новодел. возможно не только шасси.
        1. 0
          29 сентября 2014 17:49
          Цитата: Jurkovs
          Судя по фото у него неубирающееся шасси.

          Цитата: пузан
          я думаю, что шасси на музейном экспонате - новодел

          Правильно, так как в полете он должен был выглядеть так:

          А вот так вот выглядел на испытаниях:

          Цитата: Jurkovs
          Но это нонсенс для "лучшего истребителя" войны.
          Правильно, но И17 не когда так и не позиционировался, это почетное наименование принадлежит И-185 М-71
  8. 0
    29 сентября 2014 12:34
    А вообще очень жаль, что , скажем прямо НЕ ДАЛИ полностью реализоваться таланту Н.Н.Поликарпова. С уважением отношусь ко многому,что сделал И.В.Сталин, в развитии авиастроения моей страны, но с эНэН он ошибся... Прояви большей поддержки КБ Поликарпова и наша армия в нужный момент получила бы то,что ей надо было, в нужном количестве и в отличном качестве... и не только "сверх-истребители", но и "легкие и скоростные самолеты поля боя"
    ВИТ-2

    и его развитие СПБ
    Которые были явно лучше Пе2 и могли частично облегчить работу для Ил2
    Так же "многофункциональный ТИС". который мог быть не только истребителем сопровождения ДБА, чего нашей авиации явно не хватало, но и быть отличным скоростным разведчиком и истребителем-бомбардировщиком

    Ночной бомбер - "НБ", который можно было быстро поставить на поток, так как он был очень технологичен, в трудное военное время, имел отличную бомбовую нагрузку, продуманное оборонительное вооружение, а главное мог быть использован как транспортный, имея не плохие взлетно-посадочные качества,мог летать к партизанам.

    Но главное Поликарпов имел "видеть будущее" и у него уже был проект реактивной машины
    "Малютка"
  9. +1
    29 сентября 2014 14:58
    История не знает сослагательного наклонения. Все произошло так, как произошло. Отсутствие надежного и мощного двигателя сгубило И-17? Так по той же причине осталась на земле дюжина самолетов. ЯК-3 попал на фронт уже в 1944 году.
    1. +1
      29 сентября 2014 17:55
      А на мой взгляд дело все-таки в личных качествах человека.Объективно взглянув на злоключения большинства его машин можно констатировать-элементарное несоответствие должности Главный Конструктор.ГК-должность,прежде всего,административная.Его задача правельно выбрав направление работ,мобилизовать коллектив,принемать ответственность за работу подчиненных,а главное уметь отстаивать свои решения перед вышестоящим руководством.Ведение т.н."подковерных игр"вот его стихия.При этом наличие волевого,твердого,а быть может и жесткого характера является практически обязательным условием.Яковлев,Ильюшин вот эталоны советских ГК периода 40х годов.Конструктора способные в сжатые сроки,и при черезвычайно скудных возможностях решать поставленную"не решаемую"задачу.Такие входят в историю.Мало кто знает реальных"родителей"истребителей войны;Адлера-Як-1;7;9;3;15;17,Алексеева-Ла-5;Ф;ФН;7.Я не сколько не хочу умалить величие гения Поликарпова,однако в истории он остался личностью чем то напоминающем царя Николая второго.Это как раз тот пример когда мягкость характера(или его отсутствие???)становятся преступлением.
    2. +1
      30 сентября 2014 00:20
      Отсутствие двигателя?
      А за что Швецов в 42 году сталинскую премию получил, за отсутствующие двигатели?
      1. +1
        30 сентября 2014 02:46
        Цитата: Иван Тарасов
        Отсутствие двигателя?
        А за что Швецов в 42 году сталинскую премию получил, за отсутствующие двигатели?

        Один нюанс: Швецов получил Сталинскую за 82-й, а не за 71-й.
        71=й так и остался недоведённым.
        Да, и кстати, за И-185 Поликарпов удостоился Сталинской премии в 43-м.
  10. +1
    30 сентября 2014 09:35
    Очередной анти советский...выброс....ах прявославный, ах обиженный советами....
    !!!! Да Вы сейчас посмотрите..... ЧТО!? осталось от Советской Авиа промышленности и конструкторских бюро... В СССРе в год выпускалось 7-10 новых моделей самолетов вертолетов....вашараша нового НИЧЕГО не произвела... Т-50...СССРовская разработка и так называемый супер ДЖЕТ на 76% состоящий из импортных комплектующих... предел мысли! ТОЛЬКО разработки СССР. И то только модернизация! Те КБ что были сокращены в 8 - 12 раз!!!!(и это не придумки! я сужу по КБ Ильюшина.. там работает приятель, зам директора одного из отделов... )иные вообще уничтожены как и скажем как Гражданская авиация и образовательная система авиации и космонавтики. В СССР в год выпускалось...тогда , на тех технологиях 370 -450 летательных аппарата(самолеты, вертолеты как гражданские так и военные!!) сейчас чуть больше 40 - 45 в 10 раз !!!
  11. 0
    1 октября 2014 14:40
    Бартини интересней: "Я здесь (СССР) из оливки превратился в картофель"
  12. 0
    3 ноября 2014 17:16
    Замечательный был авиаконструктор!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»