Самолёт будущего? Проект многоцелевого истребителя Fairchild/Republic AFTI. США

В течение первой половины 1973 года в ВВС США была создана одна примечательная программа, получившая обозначение «технологический комплекс перспективного истребителя»( Advanced Fighter Technology Integration – AFTI). Целью программы AFTI было как можно более быстрое применение новейших технологий при разработке новых боевых самолётов. Планировалось, что первоначально эта новые технологии должны будут испытываться на созданных для этих целей самолётах-носителях.

Стремление использовать новые технологии при разработке боевых самолётов имело и множество проблем. Первой из них было требование как можно более низкой стоимости новых самолётов. К другим проблемам относилось требование избежать излишнего риска при создании новых самолётов. Новые технологии и их влияние на стоимость и время разработки новых проектов не всегда можно было заранее оценить в полной мере. В итоге выходило, что тут имел место двойной риск.

Раннее интенсивное использование новых технологий имело препятствия, заключавшиеся в том, что в то время в разрабатываемых в США программах по созданию самолётов новых типов, исследования, разработки, испытания и оценка разработок были полностью отделены от производства. При этом оценку тому или иному предложению следовало давать в основном с точки зрения пригодности к производству, а не на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.


Если было желание содействовать приложению новые технологии, то следовало идти но новому пути, которым стала разработка ВВС США программы AFTI. План исследований предусматривал в рамках поступившего соответствующего заказа производить лёгкие, сравнительно дешевые самолёты-носители. Эти «демонстраторы» должны иметь возможность совершать маневр для оценки каждой из разрабатываемых передовых технологий как отдельно от других, так и в их общей совокупности. При этом рассматривались вопросы, связанные с управлением подъемной силой (Auftriebsteuerung) и/или с управлением с использованиям сил воздействующих в боковых проекциях (Seitenkraftsteuerung), применением реактивных закрылков, управлением вектором тяги и новой системой управления. Это только некоторые из тем исследований, которые следовало бы назвать.

Самолёт будущего? Проект многоцелевого истребителя Fairchild/Republic AFTI. США

Рис.1 Художественное представление проекта самолёта фирм Fairchild/Republic, предложенного в ходе исследований в рамках программы AFTI. Данный проект отличается новейшей системой управления и полным отсутствием несущих плоскостей обычного типа


В начале 1974 года три компании – McDonnell Douglas Corporation, Rockwell International и Fairchild/ Republic Co – в соответствии с требованиями лаборатории динамики полета ВВС США (Air Force Flight Dynamics Laboratory) получили соответствующие заказы на разработку проектов соответствующей конфигурации, в то время как General Dynamics не получила какого-либо заказа в рамках данной программы.

Оценка создаваемых проектов была предусмотрена весной 1975 года; оценку планировалось выполнить при помощи нескольких компьютеров и тренажеров. На случай если в ВВС США примут решение продолжить дальнейшую разработку данной программы, то летом 1975 года планировалось выдать заказ на постройку двух прототипов. Начало лётных испытаний было запланировано на конец 1977 года.

Что из этого вышло? В 1974-1976 годы в рамках программы AFTI было создано значительное количество проектов. Большинство из этих предложений, как это и следовало ожидать после постановки задачи, были необычными идеями и необычными формами. Многие проекты представляли собой очень широкие (несущие?) фюзеляжи, другие были выполнены по схеме «утка», при этом пропорции между передними и основными несущими поверхностями значительно отличались друг от друга.

Самолёт будущего? Проект многоцелевого истребителя Fairchild/Republic AFTI. США

Рис.1 Схемы проекта самолёта фирм Fairchild/Republic, предложенного в ходе исследований в рамках программы AFTI


Летом 1974 года первоначальная программа AFTI была дополнена другой, получившей обозначение AFTI-2 и ставшей логическим продолжением прогрессивной технологической программы AFTI-1.

Как и прочие фирмы, получившие заказ на проведение исследований, компания Fairchild/Republic представила своё видение самолёта созданного по программе AFTI. Самолёт этот был выполнен по схеме «утка» с двумя двигателями с управляемым вектором тяги, кабиной пилота оптимизированной для ведения боёв по завоеванию превосходства в воздухе и с вертикальным стабилизатором под носовой частью корпуса (на фотографиях её расположение и размеры не видны).

Известно, что осенью 1974 года в принадлежащей Calspan Corporation аэродинамическом трубе были проведены испытания модели самолета с этой компоновкой или похожей на нее модели. Доклад о результатах этих испытаний содержал материалы с результатами исследований, которые в общей сложности длились более чем 400 часов. В начале 1975 года эти материалы были переданы ВВС США. Первоначально установленные сроки программы AFTI не были выдержаны, поскольку в середине 1976 года еще не был выдан заказ на постройку двух прототипов. Детальная оценка предложений по этой необычайной программе оказалась значительно сложнее, чем предполагалось в начале исследований.

Среди этих предложений находился и нигде до этого не описанные проекты, представленные компанией Fairchild/Republic. Первый вариант, разработанный фирмой Fairchild в соответствии с программой AFTI, представлял собой двухмоторный самолёт, выполненный по схеме «утка», у которого передние и несущие плоскости имели дельтообразную форму. Второй вариант был вообще невероятным: этот проект практически не имел несущих плоскостей! Как и у первого вариатна продольный разрез фюзеляжа был подобен несущей плоскости, в кормовой части фюзеляжа рядом друг с другом располагались два расположенные бок о бок реактивных двигателя. Управление данным самолётом предположительно должно было осуществляться комбинацией передних плоскостей и управляемого вектора тяги (более подробные детали до сих пор не известны).

Американский патент на промышленный образец был подготовлен Вернером Гранциером (Werner Granzeier) и данное изображение самолёта присутствовало на титульном листе. Остаётся под вопросом может ли в наше время этот футуристической проект, созданный в соответствии с программой AFTI, быть построен и как то использован с учетом применения современных технических средств. Еще остается один вопрос: дадут ли этому самолету компании Fairchild/Republic превосходство в воздушном бою другие перспективные самолёты его компоновка и новая системы управления. Возможно, нам следует бы подождать достаточно продолжительно время, прежде чем мы получим ответы на эти вопросы.
Автор: byakin. Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF весной 2013 года и немного доработан мной
Первоисточник: http://alternathistory.org.ua/samolet-budushchego-proekt-mnogotselevogo-istrebitelya-fairchildrepublic-afti-ssha


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. андрей юрьевич 27 сентября 2014 07:55
    Россия не стоит на месте:НИПГС во главе с генеральным директором Александром Леонидовичем Курановым активно пропагандирует концепцию и ищет источники финансирования ее реализации. И вот в мае 2001 г. пресс-службы холдинга сообщила, что ОАО "Холдинговая компания "Ленинец" (Санкт-Петербург) подписало с Китаем соглашение о совместной работе над гиперзвуковым летательным аппаратом (концепция "Аякс"). Проект рассчитан на 10-15 лет. Объем вложений пока не определен, но, по оценкам экспертов, на разработки подобного проекта за границей тратится порядка 70-80 млн. долл. По данным пресс-службы "Ленинца", финансовые документы по проекту стороны планируют подписать в сентябре 2001 г. Соглашение также предусматривает сотрудничество в области разработки радиоэлектронного оборудования для различных видов авиации, спутниковых навигационных систем. hi
    1. Victor-Cort 27 сентября 2014 08:51
      Цитата: андрей юрьевич
      Россия не стоит на месте

      Россия не стоит, она все глубже погружается в полную жопу. А модельки и картинки в космос не летают.
      Для примера:
      «Пегас» (Пегасус, Pegasus) — американская крылатая ракета-носитель лёгкого класса с возможностью воздушного старта. Разработана корпорацией Orbital Sciences Corporation.

      Старт производится с помощью специально оборудованного самолёта L-1011 фирмы Lockheed Corporation. Отделение ракеты от самолёта-носителя происходит на высоте порядка 12 км.

      Основную тягу двигателя создают три основных ступени ракеты, работающие на твёрдом топливе. В варианте Pegasus HAPS дополнена блоком маневрирования, работающим на гидразине.

      Масса носителя − 18 500 кг (Pegasus), 23 130 кг (Pegasus XL)

      Масса полезного груза, выводимого на низкую околоземную орбиту носителем «Пегас» — до 443 кг.

      Стоимость запуска (на 1994) — 11 млн долларов США.

      С 1990 по 2013 годы произведено всего 42 запуска носителя «Пегас» с выведением на орбиту искусственных спутников, из них неудачными были 3 запуска и ещё 2 частично-неудачными, при этом с 1997 года все 28 запусков прошли успешно.
      И это - не модельки.
      Victor-Cort
      1. Siberia 9444 27 сентября 2014 09:21
        Свидомый восхваляй своих хозяев на майдане! am А моя РОССИЯ НИ КОГДА УЖЕ НЕ ПОГРУЗИТСЯ В ТО МЕСТО ИЗ КОТОРОГО ТЫ САМ ВЫЛЕЗ!!!!!!!
      2. Комментарий был удален.
      3. Аскет 27 сентября 2014 09:55
        Цитата: Victor-Cort
        Россия не стоит, она все глубже погружается в полную жопу. А модельки и картинки в космос не летают.
        Для примера:
        «Пегас» (Пегасус, Pegasus) — американская крылатая ракета-носитель лёгкого класса с возможностью воздушного старта. Разработана корпорацией Orbital Sciences Corporation.


        Пример неудачный ибо нечто аналогичное на данный момент существует в России,правда пока в виде опытных образцов,который можно было наблюдать на МАКСе в Жуковском в прошлом году.
        Для расширения кругозора рекомендую статью на ВО.
        Россия работает над созданием «Воздушного старта»




        В начале 90-х годов АНТК им.Туполева совместно с машиностроительным конструкторским бюро "Радуга" (из города Дубна) и Московским энергетическим институтом авиационных систем разработало проект авиационного комплекса "Бурлак", который предназначался для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников.

        Ту-160СК с бортовым №342 (серийный №04-01, построен 22.03.1988 г.) в ЛИИ в Жуковском с макетом РН "Бурлак
      4. OML 27 сентября 2014 10:34
        Цитата: Victor-Cort
        А модельки и картинки в космос не летают.


        Что же твои хозяева отправили в космос своего у. на Российском носителе?
        OML
      5. Гражданский 27 сентября 2014 17:06
        Старт производится с помощью специально оборудованного самолёта L-1011 фирмы Lockheed Corporation. Отделение ракеты от самолёта-носителя происходит на высоте порядка 12 км.

        Противоспутниковая ракета
      6. LvKiller 28 сентября 2014 19:29
        А еще, а еще твои хозяева говорили, что они самые умные. А кто вообще все это видел? Я видел пластмассовый F-35... этого достаточно.
      7. sufix 28 сентября 2014 23:33
        Что больше всего возмущает, так это то что не имея ничего у себя в стране, развалив остатки науки и промышленности оставшихся после СССР, теперь уже полностью развалив экономику, некоторые зомбированные товарищи из Украины сравнивают российские проекты, достижения и неудачи не с украинскими, а с американскими. Причем о любом достижении говорится мол "Так это ж американцы 20 лет назад сделали", а от неудач вообще оргазмируют. У самих страна в говне, все разваливается, на востоке главный промышленный регион САМИ развалили, а все смотрят на то как плохо в России и как ее "покарает" запад. У самих ни света ни газа ни тепла скоро не будет, а они смотрят на великие достижения американцев. Зато мосты покрашены в желто-голубой и поломанные лавочки. У меня встречный вопрос: а что было создано в Украине за последние 23 года, какие были достижения? Что-то нового разработали? Нет. Космос может покорили? Нет. Науку продвинули? Нет. Промышленность? Нет. Крыма... Нет. Донбасса - нет. Зато есть Едына Украина. Слава героям...
      8. opus 29 сентября 2014 03:22
        Цитата: Victor-Cort
        она все глубже погружается в полную жопу.

        Судя по Вашему коментарию,Вы находитесь в той самой ЖОПЕ(давно.. если уж измеряете степень погружения других) и педантично замеряете на сколько Россиия погрузилась в неЁ?
        Ну если Вы уже там расслабьтесь,"нам ,вас НЕ ДОГОНИШЬ" wink
        Цитата: Victor-Cort
        «Пегас» (Пегасус, Pegasus) —

        Цитата: Victor-Cort
        Разработана корпорацией Orbital Sciences Corporation.

        Ээээ. ...
        1.а при чем здесь "ракета"? пусть даже она и "пегас"?
        2.штука стоит US $ 6.000.000
        3.Ни один носитель(,Х-2,Ф-5,Ф-6,Ф-9,ф-14,ф-16) ТАК И НЕ СМОГ ЕЕ УДАЧНО ЗАПУСТИТЬ
        4.А если серьезно,это "насадка" (изначально) для MX Peacekeeper...
        Которых НЕТ
        Цитата: Victor-Cort
        Стоимость запуска (на 1994) — 11 млн долларов США.

        тьфу. 111 миллионов долларов США.
        Чуток мозг напрягите(ну или поскачите,возможно помоГет)
        443 кг(ПН при стартовой 18500кг) на НОО -это что? это для чего?
        (причем это все еще ни разу успешно не летало),кроме пусков с Б-52,ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ПРИЧЕМ
      9. Штык 29 сентября 2014 08:07
        Цитата: Victor-Cort
        С 1990 по 2013 годы произведено всего 42 запуска носителя «Пегас» с выведением на орбиту искусственных спутников

        Ту-160СК с бортовым №342 с макетом РН "Бурлак. Сказать пока нечего...
    2. Ракета 27 сентября 2014 12:45
      Форма, обводы лучше, чем у той TUFTI или как там...
  2. 66 Дивизион МРК 27 сентября 2014 09:44
    Скорее ДОСКА ДЛЯ СЕРФИНГА !
    1. Ракета 27 сентября 2014 12:52
      Вот вот. А вы видели, как катаются на такой доске? Поворачивают доску, управляют резкими движениями ног. А теперь представим что доска с реактивными двигателями. Как она будет маневрировать? КААААК?!! (риторика) fool Я спокоен. Все хорошо. recourse
  3. Горный стрелок 27 сентября 2014 10:29
    Аэродинамическая схема амеров уже устарела. Наши Миги и Сушки давно имеют несущий корпус, и реализованную концепцию сверхманевренности.
    Гиперзвуковые самолеты в применении к военным задачам - перспективы неясные. Когда летишь в три- четыре раза быстрее винтовочной пули, прицелиться по чему бы то ни было - проблема. Летать можно только на очень больших высотах - иначе аэродинамический нагрев превратит аппарат в облако пара. Ну и чем стрелять с такого аппарата - тоже не ясно.
    1. lilian 27 сентября 2014 11:25
      Аэродинамическая схема амеров уже устарела. Наши Миги и Сушки давно имеют несущий корпус,


      У американцев, примерно в то же время были F-16 и F-18, тоже самолеты интегральной схемы.
  4. rubin6286 27 сентября 2014 11:08
    Лучше бы авторы комментариев не отклонялись от темы статьи. В ней речь идет об американском перспективном многоцелевом истребителе. Пока что, проект фирмы "Фейрчайлд" можно скорее отнести к разделу "Летательные аппараты нетрадиционных схем". Я не думаю,что концепция сверхманевренности,реализованная на Мигах и Сушках,не могла быть
    реализована американскими специалистами. Наука в области авиации и космоса не стоит на месте,мысль работает одинаково эффективно и дело только в производственных и финансовых возможностях. У кого они выше,тот будет иметь новые машины раньше, быстрее приобретет опыт их эксплуатации и решения возникающих проблем, получит возможности модернизации,улучшения боевых качеств и снижения стоимости серийной машины.
  5. lilian 27 сентября 2014 11:22
    Нету будущего у этого самолета.
    Судя по картинке, ему понадобятся выдвижные крылья, иначе посадочная скорость будет слишком высокой. А это очень наболевшая проблема для конструкторов. С этой целью на МиГ-23 крылья сделали с возможностью изменения геометрии, а на МиГ-29 и Су-27 пришлось уменьшить стреловидность их и несколько пожертвовать скоростью.

    Статья короче, ни о чем. В детстве, в сельской библиотеке, я находил еще советские книжки, 70-80-х годов. Там проектов, наподобие того, что на картинке уйма. Чего только не придумают, какой только аэродинамической схемы не нарисуют. Проектов тысячи, но за последние десятки лет, самолеты особо не изменились. Те же крылья, фюзеляж, киль.
    Разве что стелс, только противоречивая инфа насчет полезности этой идеи. Да и действительно, опасно: усовершенствуют радары, хрясть, и видимы самолеты противника, коту под хвост хрен знает сколько лион долларов.
    1. Ракета 27 сентября 2014 14:17
      Извините, пропустил ваш комментарий и полностью согласен. +
    2. gridasov 27 сентября 2014 23:15
      Все происходит не так просто как кажется. Современные технологии полета на дозвуковых скоростях достаточно отработаны и модернизация и усовершенствования не предусматривают кардинального перелома в технологиях. Но вот уже после начинаются физические процессы , которые невозможно проанализировать методами низко потенциальной математики. Аэро динамические трубы и модели на таких скоростях не продувают , поэтому турбулентные процессы остаются не моделируемыми. Все на авось. Нужна новая модель и методология мат. анализа высокодинамичных физ процессов в гидро газо динамических потоках. И она есть как начало , которое нужно развивать .
    3. Штык 28 сентября 2014 07:41
      Цитата: lilian
      Статья короче, ни о чем.

      Видимо не стоит публиковать статьи о зарубежных разработках – они плохо сказываются на психике "патриотов".
      1. lilian 28 сентября 2014 13:52
        Видимо не стоит публиковать статьи о зарубежных разработках – они плохо сказываются на психике "патриотов".


        Ты доурак, или притворяешься. А если от америкосов придет инфа, что они скоро будут мочить нас в сортире гиперсветовыми истребителями, летящими в небе, под водой, под землей и в космосе, причем обойдутся без крыльев, хвоста, двигателей, ты тоже будешь скакать от восторга, и всех, кто в гениальности амеров усомниться называть поцтреотами?

        То, что написано в статье - это не разработка, это проект, один из тысяч. Мочиться от страха при виде каждого из этих проектов - неразумно. Есть у америкосов и проект авианосца длиной в несколько км, способный нести тысячи самолетов - но то, что его сделают в ближайшие сто лет - мягко говоря не факт.
  6. Ракета 27 сентября 2014 12:43
    Я не инженер. Но думаю, конкретно эта американская фигня нормально не будет летать. Самолет - крыло отличный концепт, но самолет - фюзеляж - это уже бред.
    1. uge.garik 27 сентября 2014 13:18
      полететь-то полетит.., а вот сядет-ли на обычную впп..?
      1. Ракета 27 сентября 2014 13:30
        Возможно и опрокинется при посадке.
        1. jjj 28 сентября 2014 13:38
          Количество топлива, потребующееся для запуска этого аппарата, будет таким, что о боевой нагрузке вряд ли можно будет говорить. Это ракета. А короткие крылья уже бывали - у F-104 "Старфайтера". Опыт признан неудачным
          jjj
  7. Ракета 27 сентября 2014 13:18
    Я знаю, что он старый. Но как до такого бреда можно было додуматься?
    1. Штык 28 сентября 2014 07:43
      Цитата: Ракета
      Но как до такого бреда можно было додуматься?

      Действительно, там же в КБ бестолочи сидят. Не то что здешние критики!
      1. Ракета 28 сентября 2014 19:47
        Вы правда так считаете? Спасибо.
  8. крым-няш 27 сентября 2014 16:13
    по моему сейчас всем не до таких проэктов. так,потихоньку работают.может сообща что-то и придумали,а так потуги.
    крым-няш
  9. saag 27 сентября 2014 16:35
    по моему этому самолету нет нужды приземляться в обычном понимании, судя по всему это из оперы "глобального молниеносного удара"
  10. waggish 27 сентября 2014 16:42
    Против ИГ уже применяют.............ф-22
    waggish
  11. ССИ 27 сентября 2014 18:48
    Это модель для отработки различных типов полета, причем, я думаю, не летная. В 80-х, я работал в Жуковском (по Ту-160 в том числе) какие же "чудики" в воздух поднимались! Иной раз даже дух захватывало, неужели это может летать!
  12. lilian 27 сентября 2014 20:14
    Летать может и штука в форме кирпича, если присобачить ей крылья, но как летать - это уже другой вопрос.
    1. вредитель 27 сентября 2014 21:37
      Самый хрен заключается чтоб взлететь и рулить в бою, а этот кирпич судя по всему только влетает от хорошего пинка и летит по прямой но места уеб..ния.
  13. studentmati 28 сентября 2014 23:26
    Подобными проектами в СССР занималось КБ Мясищева В.М.
    Вот один из вариантов.


    К слову сказать Владимиру Михайловичу сегодня исполнилось 112 лет.
    1. DRA-88 28 сентября 2014 23:44
      Цитата: studentmati
      Подобными проектами в СССР занималось КБ Мясищева В.М.
      Вот один из вариантов.


      Здравствуй, Александр!
      Что то подобное в металле я видел в Монино
      1. Штык 29 сентября 2014 08:11
        Цитата: DRA-88
        Что то подобное в металле я видел в Монино

        Не могли Вы видеть эту машину, дальше проекта дело не пошло.
      2. studentmati 29 сентября 2014 20:28
        Цитата: DRA-88
        Здравствуй, Александр!
        Что то подобное в металле я видел в Монино


        Доброй ночи,Владлен! hi

        Насколько помню из Мясищевских машин в Монино М-3 и М-50. В принципе у них одна концепция, а исполнение уже под конкретные задачи.
  14. _КМ_ 29 сентября 2014 01:03
    Интересно, а если этот самолет выполнить в варианте СВВП?

    Такая схема вроде бы использовалась Бартини для экраноплана?
    1. lilian 29 сентября 2014 19:13
      Если этот аппарат и будет построен, то только в виде самолета ВВП. Иначе к нему придется делать полосы длиной километров 4-5. Но самолеты ВВП имея некоторые преимущества перед классическими, уступают им по боевому радиусу, грузоподъемности, скорости, простоте пилотирования.
  15. dipqrer 29 сентября 2014 22:52
    Как комплекс вооружения малоперспективен.Одна инфраструктура
    все похоронит.
    dipqrer

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня