Caspian campaign Rus 912 year

About this terrible campaign of the avengers, which ended with one of the most terrible and bloody battles and the defeat of the Rus, there is not a word in school textbooks. Only lovers know about him stories, reading low-circulation publications. Although this campaign should rightfully occupy an important place in the history of Russia.

We learn about this campaign from the mouth of a noble Arab, a resident of Baghdad al Masoudi. He received an excellent education, made a trip to all the vast lands of the Muslim world: from the Cordoba emir, North Africa to conquered Armenia, Persia, fabulous India. There is a version that Al Masoudi visited in China. Following the results of his travels, he wrote 20 books (some of them consisted of several volumes), unfortunately, only two books have survived from all this wealth (the outline of two essays, The Chronicle and The Middle Book, 2) "Book of warnings and revisions").


On the campaign 912 year reported in the outline; according to Masoudi, the Russian army on the 500 rooks (they contained 40-100 soldiers) asked permission from the Khagan Bek of the Khazars to go to the Caspian Sea. Upon return, they promised to return half of the booty, that is, the reason that prompted such an army to go on campaigns was weighty, they were ready to give the Khazars a huge share. Relations between Russia and Khazaria at that time were tense: Oleg Veshchy released the Khazars of the Vyatichi, Radimichi, Northerners from under the rule of the Khazars. In response, Khazaria declared a blockade of the Rus trade with southern countries; Russian and Muslim merchants had to go around, through the lands of Volga Bulgaria. But the Khazars did not dare to fight directly, Oleg’s warriors beat them more than once, so they could not fight immediately, without prior training, with such a strong army. Kagan Bey gave permission for the passage of the fleet of Rus.

We don’t know the exact route, we can only assume that they immediately descended down the Volga to the Caspian Sea or, according to Masoudi, from the Sea of ​​Azov (where they could come along the Dnieper – Black Sea route) they climbed the Don, crossed into the Volga and through the capital of Khazaria - Itil - entered the Caspian Sea.

Reason for the trip

The Ruses not only traded with the land adjacent to the Caspian Sea, but coastal cities and settlements were also robbed. Thus, in the 909 year, 16 of the Rooks landed a detachment on the island of Abeskun in the Astrabad Gulf, the settlements of the island were looted. In 910, the Ruses burned the city of Sari in Mazandaran (Persia), the inhabitants were stolen. As a result, the locals attacked a merchant caravan of Rus that had spent the night at the shore. There were those who found them, or it was a different unit, unknown. The caravan was destroyed, those rooks who were able to escape from the coast into the sea, met and destroyed the flotilla of the ruler of the Transcaucasian state Shirvan Shirvanshah Ali ibn al Gaitam.

The Ruses at that period of history did not differ in humility and mercy, therefore they had to answer for Russian blood with their own blood. As the anonymous author of 1126's History Collection wrote of the year, these stories belonged to earlier times: “... if someone sheds the blood of the Rus, they will not rest until they take revenge. And if you give them the whole world, they still will not back down from this. ”

Revenge

The Rus fell on the shores of the Caspian Sea, like the wrath of their god of war Perun - they were attacked by Jill, Deylem, the city of Tabaristan, Abeskun Island, the territory of modern Azerbaijan - “Oil Country”, and attacked Ardebil. Local residents could not provide decent resistance - the troops of the Arab governor in Armenia and Azerbaijan of Inb-Abis Saj were defeated, the Rustai detachments of the Dalimits (highlanders from the southern shores of the sea) were defeated. Blood was shed everywhere, the resistance was ruthlessly suppressed, the stolen goods and the prisoners were taken to the islands off the coast of the Oil Country.

Shirvanshah Ali Ibn al Ghaitam with his flotilla, reinforced by merchant ships with volunteers, tried to strike back, but the whole fleet, together with the Shirvanshah himself, went to the bottom - to feed the fish. The Rus did not leave after the first victories - for several months they were the complete masters of these lands. The rooks, full of stolen goods and prisoners, moved back.

Caspian campaign Rus 912 year


The last battle of Russian teams

The Khazar elite wanted revenge for their previous defeats, and they wanted to take all the booty, not just half. The rulers of the Khazaria could not immediately destroy the Russian squad; the army of the Rus was too strong. They let them into the Caspian Sea and prepared a deadly trap: the way back was blocked by troops pulled from Khazaria, including the Muslim al-Arsiyan guard, the armor cavalry - archers and spearmen. They threw into battle and the city militia - Muslims, seething with a thirst for revenge for the ruined brothers in the faith.

The Rus did not disgrace their honor and took an unequal battle; it lasted for three days, and the river turned red with the blood of many dead. The Khazars did not receive captured prisoners - who died in battle, who drowned, according to the Khazars, only 30 thousand died, but about 5 thousand Rus broke out of the death ring up the river. They threw the court and tried to leave land, but the rest of the troops were destroyed by the allies of the Khazars (or, rather, vassals) - by the Burtases and the army of Bulgaria. It is clear that the figures of the Russian forces were likely exaggerated, but still it was a terrible blow to Russia, and when the army of Svyatoslav went to the Khazar kanagat, you can be sure that they will remember this bloody battle, the mean betrayal of the Khazar rulers who violated your word. What does this lesson teach? Do not believe the enemies!


There is a version that it was in this terrible battle that the Grand Duke of Russia, Oleg the Prophet, died. This is consonant with the symbolism of A. S. Pushkin:
From the dead head of the grave serpent,
Hissing, meanwhile crawled out;
Like a black ribbon, she wound herself round her legs,
And the prince suddenly cried out.

The Russian genius at the very beginning of "Song of the Wise Oleg" voiced the reason for the hatred of the Khazars for Oleg: "Their villages and fields for a violent raid He doomed swords and fires." According to another version, according to S. E. Tsvetkov and V. V. Kozhinov, the son of Oleg the Thing died - a kind of prince Oleg II.



Sources of:
Kozhinov V.V. The history of Russia and the Russian word. M., 2001.
Prozorov L. The Caucasian Frontier of Rus. M., 2011.
Tsvetkov S. E. Russian history. Prince 1. M., 2003.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/11.htm
http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0217_22/1822/0127.htm
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Каспийский поход русов 912 года

Об этом страшном походе мстителей, который завершился одним из самых страшных и кровавых сражений и поражением русов, нет ни слова в школьных учебниках. О нём знают только любители истории, читающие малотиражные издания. Хотя этот поход по праву должен занять важное место в истории Руси.

Мы узнаём об этом походе из уст знатного араба, жителя Багдада аль Масуди. Он получил прекрасное образование, совершил путешествие по всем обширным землям мусульманского мира: от Кордовского эмира, Северной Африки до покорённой Армении, Персии, сказочной Индии. Есть версия, что побывал аль Масуди и в Китае. По итогам своих странствий он написал 20 книг (некоторые из них состояли из нескольких томов), к сожалению, из всего этого богатства до нас дошли всего две книги (конспект двух сочинений – «Хроники» и «Средней Книги», 2-я - это «Книга предупреждений и пересмотра»).

О походе 912 года сообщено в конспекте; по данным Масуди, русское войско на 500 ладьях (они вмещали 40-100 воинов) попросило разрешение у кагана-бека Хазарии пройти в Каспийское море. В обмен обещали по возвращении отдать половину добычи, то есть причина, побудившая такое войско пойти в походы, была веская, готовы были отдать хазарам огромную долю. Отношения в тот период между Русью и Хазарией были напряжёнными: Олег Вещий освободил из под власти хазар земли вятичей, радимичей, северян. Хазария в ответ объявила блокаду торговли русов с южными странами, русским и мусульманским купцам приходилось идти в обход, через земли Волжской Булгарии. Но на прямой бой хазары не решились, воины Олега уже не раз их били, поэтому сразу биться, без предварительной подготовки, с таким сильным войском они не могли. Каган-бек дал разрешение на проход флотилии русов.


Точного маршрута мы не знаем, можем только предположить, что они сразу спустились вниз по Волге в Каспийское море или, по сообщению Масуди, из Азовского моря (туда они могли прийти по маршруту Днепр – Чёрное море) они поднялись по Дону, переправились в Волгу и через столицу Хазарии - Итиль - вошли в Каспий.

Причина похода

Русы не только торговали с землями, прилегающими к Каспийскому морю, – бывало и грабили прибрежные города, поселения. Так, в 909 году 16 ладей русов высадили отряд на острове Абескун в Астрабадском заливе, поселения острова были разграблены. В 910 году русы сожгли город Сари в Мазендаране (Персия), жителей угнали. В итоге местные жители напали на ночевавший у берега торговый караван русов. Были это находники, или это был другой отряд, неизвестно. Караван был уничтожен, те ладьи, которые смогли уйти от берега в море, встретила и уничтожила флотилия правителя закавказского государства Ширван ширваншаха Али ибн аль Гайтама.

Русы в тот период истории не отличались смирением и милосердием, поэтому за русскую кровь приходилось отвечать своей кровью. Как писал анонимный автор «Собрания историй» 1126 года, эти истории относились к более ранним временам: «… если кто-либо прольёт кровь руса, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого».

Месть

Русы обрушились на берега Каспийского моря, как гнев их бога войны Перуна, – их отряды атаковали Джиль, Дейлем, города Табаристана, остров Абескун, территорию современного Азербайджана – «Нефтяную страну», напали и на Ардебиль. Местные жители не смогли оказать достойного сопротивления – были разгромлены войска арабского наместника в Армении и Азербайджане инб-абис Саджа, разгромили русы отряды дейлимитов (горцев с южных берегов моря). Всюду лилась кровь, сопротивление безжалостно подавляли, награбленное добро и пленных свозили на острова у побережья Нефтяной страны.

Ширваншах Али ибн аль Гайтам со своей флотилией, усиленной купеческими судами с добровольцами, попытался нанести ответный удар, но весь этот флот вместе с самим ширваншахом отправился на дно – кормить рыб. Русы не ушли после первых побед – несколько месяцев они были полными хозяевами этих земель. Двинулись назад ладьи, полные награбленного добра и пленных.

Каспийский поход русов 912 года


Последний бой русских дружин

Хазарская элита хотела мести за прежние поражения, да и хотели забрать всю добычу, а не только половину. Сразу уничтожить русские дружины правители Хазарии не могли, слишком сильным было войско русов. Они пустили их в Каспий и подготовили смертельную ловушку: путь назад был перекрыт стянутыми со всей Хазарии войсками, в том числе мусульманской гвардией аль-арсиев, панцирной конницей – лучниками и копейщиками. Бросили в бой и городское ополчение – мусульман, кипевших жаждой мести за погубленных братьев по вере.

Русы не посрамили своей чести и приняли неравный бой; он продолжался три дня, и река покраснела от крови множества погибших. Пленных хазары не получили – кто погиб в бою, кто утонул, по данным хазар, только русов погибло 30 тыс., а около 5 тыс. русов прорвались из смертельного кольца вверх по реке. Они бросили суда и попытались уйти сушей, но остаток войска был уничтожен союзниками Хазарии (или, вернее, вассалами) – буртасами и войском Булгарии. Понятно, что цифры русских сил скорее всего были преувеличены, но всё равно это был страшный удар по Руси, и, когда войско Святослава пойдёт на Хазарский канагат, можно быть уверенным, что они будут помнить и этот кровавый бой, подлое предательство хазарских правителей, нарушивших своё слово. Чему учит этот урок? Не верить врагам!

Есть версия, что именно в этом страшном бою погиб великий князь Руси – Олег Вещий, это созвучно символизму А. С. Пушкина:
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Русский гений в самом начале «Песни о вещем Олеге» озвучил причину ненависти хазар к Олегу: «Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам». По другой версии, по мнению С. Э Цветкова и В. В. Кожинова, там погиб сын Олега Вещего – некий князь Олег II.

Каспийский поход русов 912 года


Источники:
Кожинов В. В. история Руси и русского слова. М., 2001.
Прозоров Л. Кавказский рубеж Руси. М., 2011.
Цветков С. Э. Русская история. Кн. 1. М., 2003.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/11.htm
http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0217_22/1822/0127.htm
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Benzin 2 августа 2011 15:47
    все новое.... очень хорошо забытое старое
  2. Виктор 2 августа 2011 18:54
    Свою историю нужно знать и помнить Но знать и помнить не для того, чтобы утираясь умильными соплями грезить о былом могуществе, а для того, чтобы извлекать из прошлого уроки силы и не совершать ошибок в будущем. Хочу напомнить, что хазары были иудеями.
  3. Ordnung 2 августа 2011 19:53
    Сей злосчастный поход возглавлял князь Игорь, сын Рюрика. А значительную часть войска русов составляли варяги, союзные славянам, известные морские разбойники. После поражения на волоке, между Волгой и Доном, часть войска вместе с Игорем смогла прорваться на Русь...Рекомендую книгу "Князь Игорь" Василия Седугина, читается легко, и не смотря на художественнй вымысел, главные события данного похода в общем описываются....
    1. shasherin.pavel 21 ноября 2015 09:43
      В летописях есть упоминание похода на Хорское море (Каспий) дружины Аскольда, ещё до прихода Рюрика на Ладожское княжение. Так что походов таких было в истории Руси множество: одни отличались малочисленностью и быстротой набега, некоторые были перехвачены и окружены и уничтожены, другие отличались массовостью, масштабностью похода: Из Ладоги в Дон, вокруг Крыма в Азовское море, волоком с Дона на Волгу и приходом на Каспий.
    2. iourispidoras 28 ноября 2016 08:16
      Долбаеб ый, Игорь был в Киеве, варяги (варанги) - балтийские славяне и не какие вовсе не разбойники. Начитался псевдоисторического фэнтези уёбок и ещё другим этот мусор советует.
  4. datur 2 августа 2011 20:39
    НУ ЗНАЧИТ ПРАВИЛЬНО СВЯТОСЛАВ СТЕР хазарию С ЛИЦА ЗЕМЛИ. ВОТ ТАК И НАДО ВСЕГДА С ВРАГАМИ!!!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня