«Сердюкова вынудили сдвинуть проблему с мертвой точки»

8
«Сердюкова вынудили сдвинуть проблему с мертвой точки»Аккурат к исходу июля министерству обороны все же удалось сторговаться с Московским институтом теплотехники по цене на межконтинентальные баллистические ракеты. Не за горами – и другие контракты. Таким образом, без преувеличения многострадальный гособоронзаказ все же, судя по всему, будет выполнен.

«Мы по цене уже договорились. Все документы, которые институт мог представить на рассмотрение, представлены. Насколько я понимаю, мы договорились о цене, если не произойдет еще каких-то дополнительных изменений со стороны производства», – сообщил глава российского оборонного ведомства Анатолий Сердюков после совещания по гособоронзаказу, которое состоялось в Новосибирске 28 июля. Министр подчеркнул, что все принципиальные разногласия с производителем «Булавы» ведомству удалось разрешить, включая и самое существенное – по цене. В том, что и остальные контракты будут заключены, Сердюков не сомневается, и даже озвучил конкретные сроки: ближайшие одна-две недели. Таким образом, все 750,4 млрд руб., выделенные на закупку вооружений у предприятий ОПК, будут полностью освоены. Кроме того, как не преминул похвалиться Сердюков, 69% из этой суммы уже выплачено предприятиям в качестве аванса.

А ведь не далее как в начале июля бывший сотрудник того самого Московского института теплотехники Юрий Соломонов сделал в интервью «Коммерсанту» заявление, которое изрядно взбаламутило и без того мутную водицу. «Госзаказ 2011 года уже сорван – он уже выполнен не будет... На сегодняшний день ни одного контракта, если говорить о стратегических ядерных силах, не заключено. Сейчас – июль. И такого не было последних лет 14. Самое позднее, мы на текущий год заключали контракты в конце апреля – середине мая. И тогда это приводило к конвульсивно-судорожным действиям промышленности», – рассказал журналистам Соломонов.

Волна дошла до верхов – самого министра и Верховного главнокомандующего. Сердюков предпочел объяснить фатализм экс-конструктора личными мотивами, связанными с увольнениями из МИТ, Дмитрий Медведев, в свою очередь, дал для порядка ведомству общий нагоняй и порассуждал на тему того, что в условиях военного времени делают с паникерами, которые, как он не исключил, вполне могли окопаться в системе Минобороны РФ. К одному большому коллективному паникеру в итоге фактически отнесли саму систему ОПК, которая нагуляла недюжинный аппетит и заломила неприличные цены на свою продукцию. Вот и премьер Владимир Путин нашел претензии Минобороны к предприятиям ОПК обоснованными: «В отношении военной техники цены выросли не на какие-то 5-8%, а в разы. Это куда годится?» – возмутился глава правительства в ходе совещания по реализации гособоронзаказа.

Очевидно, что под столь серьезным двойным нажимом возможностей для маневра у предприятий ОПК практически не осталось. Разве что могли бы в ответ доходчиво донести до первых лиц о хитросплетениях ценообразования, да решили, видимо, отложить аналитику до лучших времен. Пока же премьером была поставлена достаточно жесткая задача предприятиям ОПК: в течение ближайших двух недель совместно с Минобороны выработать прозрачный механизм ценообразования на вооружения и военную продукцию. В результате в оборонном ведомстве должны будут понимать, с какого потолка производители берут цену на свою продукцию, а сами предприятия смогут более точно организовывать процесс, понимая требования Минобороны. Предприятиям же будет предоставлено и исключительное право в выборе субподрядчиков (ранее это была прерогатива военных).

Присутствовавший на совещании с Путиным президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко в комментариях СМИ, впрочем, оценил выдвигаемые сроки как «нереальные». Отметив, что по состоянию на конец июля Минобороны и ОСК не заключили контрактов на 40% всего гособоронзаказа по флоту, Троценко напомнил, что поручение премьера невыполнимо ввиду громадного объема одной лишь документации: «Только документов по ценообразованию на подводную лодку серийного проекта – около 250 кг...»

Слова министра обороны Анатолия Сердюкова и общую ситуацию с гособоронзаказом в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный военный публицист, капитан запаса, заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владислав Шурыгин:

– Я думаю, что, конечно, все не так просто. Несмотря на то, что достигнуты какие-то соглашения и деньги пойдут, надо понимать, что гособоронзаказ-2011 сорван, причем сорван уже непоправимо. Потому что технологические циклы производства вооружения сегодня отличаются от тех, что были, скажем, в XIX веке. И в те времена, когда нужно было срочно получить большое количество артиллерии, осуществить это быстро было нереально. Что уж говорить о современном вооружении! Цикл создания современного танка занимает в общей сложности более трех лет. Понятно, что деньги, которые сейчас пошли, в лучшем случае начнут покрывать лишь те затраты, которые понесли заводы за те месяцы, которые уже прошли в ожидании заказов от Минобороны. Заводы были вынуждены брать кредиты в банках, платить налоги, нести прочие издержки. Так критика и упреки, которые в последнее время обрушились со всех сторон на Сердюкова, и те политические риски, которые возникли для него в связи с этим, вынудили его все же столкнуть эту проблему с мертвой точки.

Вторая проблема заключается в том, как именно будут потрачены деньги, выделенные на гособоронзакупки. Уже сейчас несколько ближайших заместителей Сердюкова, которых он некогда привел с собой из налоговой службы, находятся под следствием Главной военной прокуратуры, и именно по той части, что касается распила военного бюджета. Это – ближайшее окружение министра, повторюсь. В свете этого остается лишь риторически задаться вопросом: каковы будут здесь масштабы распила? Так что это – немаловажный вопрос, куда реально пойдут выделенные деньги, даже после заключения договоров.

Но есть и еще одна проблема, о которой мало говорят в контексте гособоронзаказа: что же делать самим войскам? Там существует программа, согласно которой та или иная часть должна перевооружаться. В связи с этим принимаются определенные документы, боевые уставы, в которых пока приходится закладывать какие-то теоретические положения, которых нет в реальности. Так что, оценивая прозвучавшее из уст Сердюкова заявление, я бы сказал, что тут можно скорее не вздохнуть в надежде полной грудью, а выдохнуть с облегчением всем тем, кто, замерев, следил за развитием событий.

– Насколько обоснованы, на Ваш взгляд, претензии к предприятиям ОПК в части ценообразования?

– Если внимательно послушать выступления г-на Сердюкова, то он как-то оговорился, что заводы пытаются повесить на наши заказы вообще всю свою инфраструктуру – детские сады, санатории и прочее. Мол, давайте все это скидывайте, мы ждем от вас только вооружение. Но в этом случае очень хочется спросить у г-на Сердюкова: а почему тогда мы закладываем в военный бюджет продовольствие? Пусть армия сама себя кормит. В конце концов, платятся же зарплаты, дается денежное содержание. Если в военный бюджет закладывается хлеб для солдат, то почему и заводы не могут закладывать в свои расходы социальные траты? Вы же не можете содержать завод в голом виде. А уж тем более тогда, когда он является градообразующим, когда за счет завода живет весь город, со всеми домами, школами, детсадами, всей коммуналкой. И если завод откажется от всего этого бремени, спустя полгода он просто закроется, потому что люди разбегутся. Эти разговоры о ненужной социалке отдают таким нехорошим душком, заставляют лишний раз задуматься, откуда вышло нынешнее военное руководство, которое в начале 90-х лихо банкротило и делило другие заводы, выкидывало за борт все эти «нерентабельные» детсады и поликлиники, выжимало из приватизированных предприятий все и разоряло. На самом деле есть проблема цены, она должна обсуждаться и решаться, и в каждом конкретном случае она должна быть прозрачной. И Минобороны должно понимать, откуда берется цена на конкретный танк или корабль. Все должно решаться взаимно, но только не в июле 2011 года, если мы говорим про 2011 год, а в сентябре 2010-го. Сейчас же эти разговоры были бы уместны применительно к заказу 2012 года.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    2 августа 2011 13:17
    Аккурат к исходу июля министерству обороны все же удалось сторговаться с Московским институтом теплотехники по цене на межконтинентальные баллистические ракеты.

    Ахренеть, не госзсаказ, а рынок.
    ...премьер Владимир Путин нашел претензии Минобороны к предприятиям ОПК обоснованными: «В отношении военной техники цены выросли не на какие-то 5-8%, а в разы. Это куда годится?»

    Сначала надо разобраться с конторами, которые эти закупки осуществляют, и только потом начинать разбираться с ценообразованием.
    Вот какую контору отгрохали, и ведь она не одна такая:
  2. 0
    2 августа 2011 17:03
    Ведь чистейшей воды саботаж.Где же здесь работа ФСБ? Это их прямая обязанность - военная безопасность государства.Ребята,мы в государстве живём или как? Действительно посредников, даже в таком государственном деле тьма и с такими громоздкими структурами.А предприятия молодцы, правильно делают, что не забывают свою социалку.На других заводах, не относящихся к ВПК, давно всё промотали,даже и на градообразующих.И живут эти господа в коттеджах под тройной охраной, дети учатся за границей.Но спокойно ли живут...
  3. kazanskii
    0
    2 августа 2011 18:20
    Посмотришь на Сердюкова - у него с социалкой всё в порядке.Легче перепрыгнуть,чем обойти.
  4. 916-й
    +1
    2 августа 2011 18:45
    Три вопроса - три ответа... и многое прояснится:

    1. Откуда пришел Путин во власть? - из ФСБ.
    2. Имеет ли он влияние на ФСБ сейчас? - безусловно.
    3. На чьей стороне Путин в споре Сердюков - ОПК?

    Третий вопрос - ключевой. Допустим, что ОПК представляет интересы государства, а контора "Сердюков и К" больше озабочена распилом Гособоронзаказа. Тогда, поняв позицию Путина в этом вопросе, мы поймем и роль ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
  5. 0
    2 августа 2011 18:57
    А если истина где-то посередине?
    1. Олег
      0
      3 августа 2011 13:07
      последствия банального торга за откат?
  6. 916-й
    0
    2 августа 2011 19:51
    Ну да, высокие сферы государственной политики далеки от черно-белой раскраски. Там скорее, все оттенки серого, камуфляж, короче. Это и понятно - масса факторов, обстоятельств, лоббирование интересов и пр. Приходится лавировать.

    Но в голове, на мой взгляд, смешения быть не может. Если человек ориентирован на собственный карман или клановый интерес, то государству там место не остается. Соответственно, наоборот.
  7. hellbringer
    0
    3 августа 2011 08:53
    Сердюков активно саботирует деятельность всего МО, высшее руководство страны - Путин и Медведев не могут об этом не знать, следовательно им это выгодно, а это господа уже измена родине. Нас с вами просто продали западу с потрохами.
  8. 916-й
    0
    3 августа 2011 09:36
    С Сердюковым все ясно.

    Путин как пришел во власть неоднозначной фигурой, так ею до сих пор и остается. Не могу его определенно отнести ни к силам добра, ни к силам зла для России. Наверняка, на политическом олимпе ему приходится сталкиваться с различными мощными течениями и лавировать как ледоколу во льдах Арктики. За Сердюковым тоже стоят определенные силы, чей интерес он представляет.

    Но вот сумела ли система трансформировать Путина за эти годы, подмять под себя? Ведь есть такое правило выживания - или ты прогибаешься под систему, или она тебя отторгает (действует на примере ГИБДД-ГАИ).

    Кто же такой Путин - свой среди чужих, или чужой среди своих?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»