The liberation of Vienna by Soviet troops is one of the most brilliant operations of the Great War.


The Vienna offensive, which was completed on April 13 by liberating the Austrian capital from the Wehrmacht, was one of the brilliant offensive operations completing the Great Patriotic War. Therefore, at the same time, it was both fairly simple and incredibly heavy. These are the latest, decisive battles.

The relative ease of capturing the capital of Austria, in comparison with other operations, was due to the fact that the Red Army had already worked out a scheme for the destruction of enemy groups. In addition, by April 1945, our troops already felt the nearness of the Victory, and it was impossible to stop them. Although psychologically it was especially hard to fight at that time, people knew “some more, some more,” plus deadly fatigue.


It is clear that there was no easy walk: our total losses in this operation were 168 thousand people (of which more than 38 thousand people died). The Germans fiercely resisted, but their forces were already undermined - before that the Red Army and the Wehrmacht, in alliance with the Hungarian units, fought hard in Hungary. Hitler ordered to keep the Hungarian oil fields at any cost - the battle for Budapest and the subsequent Balaton operation included the number of the bloodiest battles of the Great Patriotic War. Our troops entered Hungary in October 1944 of the year, prior to this having conducted the Belgorod operation, and only at the end of March did 1945 reach Austria. The attitude of the population was also different; if the Hungarians mostly supported the Nazis, were hostile to the Red Army, the Austrians were neutral. Of course, they did not meet with flowers and bread and salt, but there was no hostility.



Sturm of Vienna (5 - 13 April 1945 of the year)

The assault on the Austrian capital was the final part of the Vienna Offensive, which went from March 16 to 15 on April 1945 by 2 (commander Marshal of the Soviet Union Rodion Malinovsky) and 3 of the Ukrainian Front (commander Marshal of the Soviet Union Fyodor Tolbukhin) using 1- Bulgarian Army (Lieutenant-General V. Stoychev). Its main goal was to defeat the German troops in western Hungary and eastern Austria.

Part of the troops of Army Group South (Commander General of the Infantry O. Veler, Colonel-General L. Rendulich from April 7), Part of Army Group F commander Marshal von Weichs opposed our troops, March 25 Army Group "E" (Commander Colonel-General A. Löhr). The German High Command attached great importance to the defense of the Vienna direction, planning to stop the Soviet troops on these lines and stay in the mountain-wooded areas of Austria, hoping to make a separate peace with England and the United States. However, on March 16 - April 4, Soviet forces broke through the German defenses, defeated the forces of Army Group South, and reached the approaches to Vienna.

For the defense of the capital of Austria, the German command created a fairly strong grouping of troops, with its remnants of the 8 tank and 1 infantry divisions from the SS 6 tank army that had withdrawn from Lake Balaton, and around the 15 separate infantry battalions and battalions of Volkssturm. The entire structure of the Viennese military school was mobilized to defend Vienna, and a 4 regiment of 1,5 thousand men were created from the Vienna police. The natural conditions of the area around the city favored the German side. From the west, Vienna was covered by a ridge of mountains, and from the north and east sides - by a powerful water barrier, a wide and abundant Danube. On the south side, on the outskirts of the city, the Germans created a powerful fortified area, which consisted of anti-tank ditches, a developed system of fortifications - trenches, pillboxes and bunkers. Ditches were dug in all tank-hazardous directions along the outer circumference of the vein, anti-tank and anti-personnel barriers were installed.

The Germans prepared a significant part of their artillery for direct fire, to strengthen the city’s anti-tank defense. Firing positions for artillery were equipped in parks, gardens, squares and squares of the city. In addition, in the destroyed houses of the city (from aviation strikes) guns and tanks were disguised, which were supposed to fire from an ambush. The streets of the city were blocked by numerous barricades, many stone buildings were adapted for long-term defense, becoming real bastions, firing points were equipped in their windows, attics, basements. All bridges in the city were mined. The German command planned to make the city an insurmountable obstacle to the Red Army, an impregnable fortress.

The commander of the 3-th Ukrainian Front, F. I. Tolbukhin, planned to take the city with the help of 3-s simultaneous strikes: from the southeast side - by the troops of the 4-th Guards Army and the 1-th Guards Mechanized Corps, from the southern and south-western sides - by the troops 6 of the Guards Tank Army with a tank corps attached to it to assist the 18 and part of the troops of the 9 of the Guards Army. The rest of the forces of the 9 Guards Army had to go around Vienna from the west and cut off the withdrawal paths for the Nazis. At the same time, the Soviet command tried to prevent the destruction of the city during the assault.

5 April 1945, the Soviet troops launched an operation to capture Vienna from the southeast and south. At the same time, mobile units, including tank and mechanized units, began to bypass the capital of Austria from the west. The enemy responded with fire and fierce infantry counterattacks with reinforced tanks, trying to prevent the advance of Soviet troops into the city. Therefore, on the first day, despite the decisive actions of the Red Army troops, they did not manage to break the resistance of the enemy, the advance was insignificant.

All the next day - April 6 were fierce battles on the outskirts of the city. By the evening of this day, Soviet troops were able to reach the southern and western outskirts of the city and broke into the adjacent suburbs of Vienna. Persistent battles began already in the city. Forces 6-th Guards Tank Army, made a detour, in difficult conditions of the eastern spurs of the Alps and went to the western approaches of the city, and then on the southern bank of the Danube. The German group was surrounded on three sides.

The Soviet command, trying to prevent unnecessary civilian casualties, preserve the beautiful city and its historical heritage, April 5 appealed to the population of the Austrian capital to stay in their homes, on the ground and help the Soviet soldiers by preventing the Nazis from destroying the city. Many Austrians patriots of their city responded to the call of the command of the 3 of the Ukrainian Front, they helped the Soviet soldiers in their difficult struggle for the liberation of Vienna.

By the end of the day on April 7, the forces of the right wing of the 3 of the Ukrainian Front partly took the Vienna outskirts of Pressbaum and continued moving to the east, north and west. April 8 continued stubborn battles in the city itself, the Germans created new barricades, blockages, blocking roads, laid mines, land mines, threw guns and mortars to dangerous areas. During April 9-10, Soviet forces continued to advance towards the center of the city. The Wehrmacht particularly stubbornly offered in the area of ​​the Imperial Bridge over the Danube, this was due to the fact that if the Soviet troops had come to him, the whole German group in Vienna would have been completely surrounded. The Danube Flotilla landed troops to capture the Imperial Bridge, but the enemy’s strong fire stopped him at 400 meters from the bridge. Only the second landing, was able to seize the bridge, not allowing it to blow up. By the end of April 10, the defending German group was completely surrounded; its last units resisted only in the city center.


On the night of April 11, our troops began to force the Danube Canal, and the final battles for Vienna were under way. Having broken the resistance of the enemy in the central part of the capital and in the neighborhoods that were located on the north bank of the Danube Canal, the Soviet troops divided the enemy garrison into separate groups. The “mopping-up” of the city began - by lunchtime on 13, on April, the city was completely liberated.

The liberation of Vienna by Soviet troops is one of the most brilliant operations of the Great War.


Results of the operation

- As a result of the offensive of the Soviet troops in the Vienna offensive operation, a large group of Wehrmacht was defeated. The forces of the 2 and 3 of the Ukrainian fronts were able to complete the liberation of Hungary, occupied the eastern regions of Austria, together with its capital, Vienna. Berlin has lost control over another large industrial center of Europe - the Vienna industrial region, including the economically important Nagykanizhsky oil region. The road was opened to Prague and Berlin, from the south. The USSR laid the foundation for the restoration of the statehood of Austria.

- Fast and selfless actions of the Red Army did not allow the Wehrmacht to destroy one of the most beautiful cities in Europe. Soviet soldiers were able to prevent the explosion of the Imperial Bridge over the Danube River, as well as the destruction of many other valuable architectural structures that the Germans prepared for the explosion or were set on fire by Wehrmacht during the retreat, among them St. Stephen’s Cathedral, the Vienna City Hall and other structures.

- In honor of another brilliant victory of the Soviet troops 13 on April 1945 of the year in 21.00 in the capital of the USSR - Moscow was given the victorious salute of 24 with artillery volleys from 324 guns.

- To commemorate this victory, the 50 combat units that distinguished themselves in the battle for Vienna received the honorary title “Vienna”. In addition, the Soviet government established the medal "For the capture of Vienna", which was awarded to all participants in the fighting for the capital of Austria. In Vienna in August 1945, a monument was erected on the Schwarzenbergplatz Square in honor of the Soviet soldiers who died in the battles for the liberation of Austria.


Monument to the soldiers of the Red Army in Vienna.













Sources of:
History World War II. 1939 — 1945. Volume ten. M., 1979.
http://www.warmech.ru/easteur_0/aust00.html
http://militera.lib.ru/memo/russian/9may/13.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Венская_наступательная_операция
http://warhistory.livejournal.com/2028318.html
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны
Венская наступательная операция, которая была завершена 13 апреля 1945 года освобождением столицы Австрии от вермахта, была одной из блестящих наступательных операций завершающих Великую Отечественную войну. Поэтому одновременно она была и достаточно простой, и невероятно тяжёлой. Такими бывают самые последние, решительные сражения.

Относительная легкость захвата столицы Австрии, сравнительно с другими операциями, была обусловлена тем, что Красная Армия уже отработала схему уничтожения вражеских группировок. Кроме того, к апрелю 1945 года наши войска уже чувствовали близость Победы, и их было невозможно остановить. Хотя воевать в это время психологически было особенно тяжело, люди знали «еще немного, еще чуть-чуть», плюс смертельная усталость.

Понятно, что лёгкой прогулки не было: наши общие потери в этой операции 168 тыс. человек (из них погибших – более 38 тыс. человек). Немцы отчаянно сопротивлялись, но их силы были уже подорваны – до этого Красная Армия и вермахт в союзе с венгерскими частями вёл тяжелые бои в Венгрии. Гитлер приказал удержать венгерские нефтепромыслы любой ценой - битва за Будапешт и последующая Балатонская операция вошли число самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. Наши войска вступили в Венгрию в октябре 1944 года, до этого проведя Белгородскую операцию, и только в конце марта 1945 года дошли до Австрии. Отличалось и отношение населения, если венгры большей частью поддерживали гитлеровцев, были враждебны Красной армии, то австрийцы были нейтральны. Конечно, цветами и хлебом-солью не встречали, но враждебности не было.


Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны


Штурм Вены (5 – 13 апреля 1945 года)

Штурм столицы Австрии был финальной частью Венской наступательной операции, которая шла с 16 марта по 15 апреля 1945 года силами 2-го (командующий маршал Советского Союза Родион Малиновский) и 3-го Украинских фронтов (командующий маршал Советского Союза Федор Толбухин) при помощи 1-й болгарской армии (генерал-лейтенант В. Стойчев). Её главной целью был разгром немецких войск в западной Венгрии и восточной Австрии.

Нашим войскам противостояла часть войск группы армий «Юг» (командующий генерал пехоты О. Велер, с 7 апреля генерал-полковник Л. Рендулич), часть войск группы армий «Ф» (командующий генерал-фельдмаршал М. фон Вейхс), с 25 марта группы армий «Е» (командующий генерал-полковник А. Лёр). Немецкое верховное командование придавало защите венского направления важное значение, планируя остановить советские войска на этих рубежах и держаться в горно-лесистых районах Австрии, надеясь заключить сепаратный мир с Англией и США. Однако 16 марта – 4 апреля советские силы прорвали немецкую оборону, нанесли поражение силам группы армий "Юг" и вышли на подступы к Вене.

Для обороны столицы Австрии немецкое командование создало довольно сильную группировку войск, в её состав остатки 8-ми танковых и 1-й пехотной дивизии из состава 6-й танковой армии СС, отошедших из района озера Балатон, было сформировано и около 15 отдельных пехотных батальонов и батальонов фольксштурма. На защиту Вены был мобилизован весь состав венской военной школы, из состава венской полиции были созданы 4 полка по 1,5 тыс. человек. Природные условия местности вокруг города благоприятствовали немецкой стороне. С запада Вену прикрывала гряда гор, а с северной и восточной сторон ‑ мощная водная преграда, широкий и многоводный Дунай. На южной стороне, на подступах к городу немцы создали мощный укрепленный район, который состоял из противотанковых рвов, развитой системы фортификационных сооружений – окопов, дотов и дзотов. На всех танкоопасных направлениях по внешнему обводу Вену были вырыты рвы, установлены противотанковые и противопехотные заграждения.

Значительная часть своей артиллерии немцы подготовили для стрельбы прямой наводкой, для усиления противотанковой обороны города. Огневые позиции для артиллерии были оборудованы в парках, садах, скверах и на площадях города. Кроме того, в разрушенных домах города (от ударов авиации) были замаскированы пушки и танки, которые были должны вести огонь из засады. Улицы города перекрывались многочисленными баррикадами, многие каменные здания были приспособлены к длительной обороне, став настоящими бастионами, в их окнах, чердаках, подвалах были оборудованы огневые точки. Все мосты в городе были заминированы. Немецкое командование планировало сделать город непреодолимой преградой на пути Красной Армии, неприступной крепостью.

Командующий 3-м Украинским фронтом Ф. И. Толбухин планировал взять город с помощью 3-х одновременных ударов: с юго-восточной стороны — войсками 4-й гвардейской армии и 1-го гвардейского мехкорпуса, с южной и юго-западной сторон — войсками 6-й гвардейской танковой армии с приданным ей в помощь 18-м танковым корпусом и частью войск 9-й гвардейской армии. Оставшаяся часть сил 9-й гвардейской армия должна была обойти Вену с запада и отрезать гитлеровцам пути отхода. При этом советское командование старалось предотвратить разрушение города, при штурме.

5 апреля 1945 года советские войска начали операцию по взятию Вены с юго-востока и юга. Одновременно подвижные соединения, включающие в себя танковые и механизированные части начали обход столицы Австрии с запада. Противник отвечал огнём и яростными контратаками пехоты усиленными танками, стараясь не допустить продвижения советских войск в город. Поэтому, в первый день, несмотря на решительные действия войск Красной Армии, им не удалось сломить сопротивление врага, продвижение вперёд было незначительным.

Весь следующий день - 6 апреля шли ожесточённые бои на подступах к городу. К вечеру этого дня советские войска смогли выйти к южным и западным окраинам города и ворвались в прилегающие пригороды Вены. Начались упорные бои уже в черте города. Силы 6-й гвардейской танковой армии, совершили обходный маневр, в сложных условиях восточных отрогов Альп и вышли к западным подступам города, а после этого на южный берег Дуная. Немецкая группировка была окружена с трех сторон.

Советское командование стараясь предотвратить напрасные жертвы среди гражданского населения, сохранить красивый город и его историческое наследие, 5 апреля обратилось к населению столицы Австрии с призывом остаться в своих домах, на местах и этим помочь советским воинам, не дав гитлеровцам разрушать город. Многие австрийцы патриоты своего города откликнулись на этот призыв командования 3-го Украинского фронта, они помогли советским воинам в их нелегкой борьбе за освобождение Вены.

К концу дня 7 апреля силы правого крыла 3-го Украинского фронта частью взяли венскую окраину Прессбаум и продолжили движение – на восток, север и запад. 8 апреля продолжались упорные бои в самом городе, немцы создавали новые баррикады, завалы, перекрывая дороги, устанавливали мины, фугасы, перебрасывали на опасные направления орудия, миномёты. В течение 9-10 апреля советские силы продолжали с боями продвигаться к центру города. Особенно упорное сопротивление вермахт оказывал в районе Имперского моста через Дунай, это было связано с тем, что если бы советские войска вышли к нему, вся немецкая группировка в Вене, оказалась бы в полном окружении. Дунайская флотилия высадила десант, чтобы захватить Имперский мост, но сильный огонь врага остановил его в 400 метрах от моста. Только второй десант, смог захватить мост, не дав его взорвать. К исходу 10 апреля оборонявшиеся немецкая группировка была полностью окружена, последние его подразделения оказывали сопротивление только в центре города.

В ночь на 11 апреля наши войска начали форсировать Дунайский канал, шли завершающие бои за Вену. Сломив сопротивление врага в центральной части столицы и в кварталах, которые были расположены на северном берегу Дунайского канала, советские войска рассекли вражеский гарнизон на отдельные группы. Началась «зачистка» города – к обеду 13 апреля город был полностью освобождён.

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны


Итоги операции

- В результате наступления советских войск в Венской наступательной операции была разгромлена крупная группировка вермахта. Силы 2-го и 3-го Украинских фронтов смогли завершить освобождение Венгрии, заняли восточные районы Австрии вместе с её столицей — Веной. Берлин утратил контроль над ещё одним крупным индустриальным центром Европы — Венским промышленным районом, в том числе и над экономически важным Надьканижским нефтяным районом. Была открыта дорога на Прагу и на Берлин, с юга. СССР положил начало восстановлению государственности Австрии.

- Быстрые и самоотверженные действия войск Красной Армии не позволили вермахту разрушить один из самых красивейших городов Европы. Советские солдаты смогли предотвратить взрыв Имперского моста через реку Дунай, а также разрушение многих других ценных архитектурных сооружений, которые немцы подготовили к взрыву или были подожжены частями вермахта при отступлении, среди них и собор Святого Стефана, и Венская ратуша и другие сооружения.

- В честь одержанной очередной блестящей победы советских войск 13 апреля 1945 года в 21.00 в столице СССР - Москве был дан победный салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.

- В ознаменование этой победы 50 боевых соединениям, отличившихся в сражении за Вену, получили почётное наименование "Венские". Кроме того, советское правительство учредило медаль «За взятие Вены», которой были награждены все участники боев за столицу Австрии. В Вене в августе 1945 года на площади Шварценбергплац в честь советских воинов, погибших в боях за освобождение Австрии, был установлен памятник.

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Памятник солдатам Красной Армии в Вене.
Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны

Освобождение Вены советскими войсками - одна из самых блестящих операций Великой войны


Источники:
История Второй мировой войны. 1939—1945. Том десятый. М., 1979.
http://www.warmech.ru/easteur_0/aust00.html
http://militera.lib.ru/memo/russian/9may/13.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Венская_наступательная_операция
http://warhistory.livejournal.com/2028318.html
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. datur 3 августа 2011 11:44
    кстати и австрийцы до сих пор нам за это благодарны-- в отличии от наших бывших восточноевропейских союзничков и сателлитов--типа польши и прибалтов.
    1. EvgAn 3 августа 2011 12:26
      Может быть, это отличие имеет место быть только потому, что мы оттуда ушли в 1955 и не навязывали социализм?
      EvgAn
  2. Benzin 3 августа 2011 12:26
    Так для общего развития кто мы (словены) и откуда http://rutube.ru/tracks/4638933.html?v=a7dd7a23fedc215f8e0bad9d4c0db8be я не начто не претендую просто посмотрите и подумайте ....
  3. mitrich 3 августа 2011 17:13
    В Вене были очень короткие(воевать-то научились!), но очень жестокие бои. Мне ветеран ВОВ рассказывал, что при захвате какого-то моста в Вене наши потери составили 700 человек убитыми, он и сам там свою пулю словил. Так что крови наши за эту сраную Вену тоже пролили немало... Недаром медаль называется "За взятие...", а не "За освобождение" Вены. В этом большой смысл.
    mitrich
    1. SuperDuck 3 августа 2011 17:28
      Ну да, мой дед рассказывал что его дивизия после Кёнексберга шла на Берлин, но не дошли, завернули на Прагу. Но дивизия не наступала толком а пыталась всё время догнать танкистов, которые сметали все на своем пути в состоянии такой себе эфории находясь. Стреляли они своими гаубицами всего несколько раз и то без них могли вполне обойтись. А вот Берлин, Вена, там кровушка лилась рекой.
      SuperDuck
  4. uncia uncia 4 августа 2011 23:53
    Горжусь тем что мой дед брал Вену. Был тяжело ранен и остался хромым до конца жизни.
    uncia uncia
  5. Lyudmila.Novikova-Artemova 23 февраля 2015 13:26
    Мой отец, Новиков Владимир Дмитриевич, награжден медалью "За взятие Вены". 1925 г.р., уроженец г. Могилева, Белоруссия. Если есть в живых его однополчане или их дети, откликнитесь. Очень хочется узнать побольше...
    Lyudmila.Novikova-Artemova

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня