Огромное небо одно на двоих

Огромное небо одно на двоих
НАУАНОВ Ерлан Жилкибаевич | ГОРБУНОВ Денис Иванович


Об этом, товарищ,

не вспомнить нельзя.
В одной эскадрильи служили друзья,
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо одно на двоих...


Крушение военного истребителя Су-27 произошло 23 сентября в 20 часов 42 минуты в 15 км от села Жаналык Коксуского района Алматинской области. Экипаж Су-27 – подполковник Ерлан НАУАНОВ и подполковник Денис ГОРБУНОВ не смогли катапультироваться и погибли. Фрагменты тел лётчиков были обнаружены только через сутки после крушения Су-27.

25 сентября 2014 года на месте крушения самолёта Су-27 были наконец-то найдены два бортовых регистратора. Один – записывающий параметры полёта, то есть техническое состояние системы самолёта, и второй – речевой регистратор. Государственная комиссия продолжает работу на месте катастрофы, но никаких комментариев никто из её высокопоставленных членов не даёт. Каковы хотя бы предварительные причины авиационного происшествия, никто не знает. Полёт Су-27 проходил в простых метеоусловиях, на средней высоте и без боекомплекта.

Корреспонденты «Мегаполиса» вплоть до самого окончания вёрстки узнавали и опубликовывали на сайте еженедельника «свежие новости». Пока официальные чины молчали о ЧП, не зная, что можно нам сообщать, а что нет, журналисты задавали вопросы ветеранам Сил воздушной обороны, заслуженным лётчикам, работникам технических служб, сенаторам... Первым делом все респонденты выражали соболезнования семьям погибших лётчиков и только потом высказывали обеспокоенность «сбоем общей системы безопасности авиационных полётов». В частности, частая повторяемость авиакатастроф в Казахстане вызывает серьёзную тревогу у бывшего министра обороны, нынешнего сенатора генерала армии Мухтара АЛТЫНБАЕВА.

– Почему-то идёт сбой в системе вопросов безопасности как гражданской авиации, так и военной. Надо внимательно разобраться по всем этим катастрофам и на достаточно высоком уровне принять серьёзные меры по предотвращению авиационных происшествий и предпосылок к ним, – сказал Мухтар Алтынбаев журналистам в минувший четверг во время перерыва пленарного заседания верхней палаты парламента. – И самое главное, что хочу сказать. Есть в авиации закон: если случилась катастрофа или авария, то надо разобраться в причинах, устранить их, определить меры по предотвращению этих вещей. У нас, к сожалению, была катастрофа в Караганде. Там также погиб командир полка, но мы до сих пор не знаем, почему это случилось. Это же очень плохо... Как специалист, лётчик в бывшем, я хочу сказать, что так работать больше нельзя. Надо разобраться, остановиться. Мы теряем подготовленные кадры, дорогостоящую технику, ну а то, что трагедии в семьях родных и близких... Вы сами представляете, что сейчас там происходит. Словами это горе не описать.


Этот истребитель Су-27 с бортовым номером 50 потерпел крушение под Талдыкорганом


Генерал армии Алтынбаев напомнил присутствующим, как во время его службы в армии относились к вопросам авиационной безопасности и берегли лётчиков.

– Мы точно знали, какая атмосфера царит в семье лётчика, как супруга к нему относится, как учатся дети, как сам офицер себя чувствует и чем дышит. Как отдохнул, чем питается, здоров ли, не здоров, как он готовится к полётам... Относиться к авиаторам надо бережно, с уважением. Необходимо отойти от всеармейского подхода, грубо говоря, солдафонщины. Она с авиацией никак не вяжется...

Вслушиваюсь в слова генерала армии, вспоминаю серии из фильма «Обнимая небо», которые сейчас идут каждый вечер по ОРТ. Совпадение. Тогда во времена СССР лётчики часто разбивались, гибнут ребята и теперь. И грустно становится до спазм в горле. И сердце рвётся на части. По словам всех офицеров и генералов СВО, с которыми мне удалось переговорить за последние после катастрофы дни и часы, командир Талдыкорганской базы и начштаба – опытные лётчики, имеющие достаточное количество часов налёта на самолётах такого типа. Они не могли допустить роковой ошибки. Не могли. Оба профессионалы. Оба всё время совершенствовались. У командира в/ч 21751 Ерлана Науанова общий налёт 984 часа. Только с 2014 года – 56 часов налёта на самолёте Су-27. Для него самолёты МиГ-27, МиГ-23, МиГ-23УБ и Су-27 – не новинка. Освоил все типы на отлично. Выпускник Турецкой академии воздушных сил (2001 г.) и Военной академии Республики Беларусь в 2011 году по специальности: управление соединениями и частями военно-воздушных сил. Подполковник Науанов на всех учениях и парадах показывал своё мастерство. Главком СВО доверял подполковнику Науанову решать самые сложные задачи. Командиром базы гордились и всегда ставили в пример… Я тоже знал Ерлана лично. Встречались с ним на международных учениях и во время передислокации базы. Теперь скорблю вместе с его близкими о невосполнимой утрате.

У начальника штаба Дениса Горбунова общий налёт: 784 часа. На самолёте Су-27–56 часов только в этом году. Денис так же мастерски летал на Л-39, МиГ-23УБ, Як-52, МиГ-23МН, МиГ-27Д. Выпускник Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков в 1997 году и ВВА имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в 2012 году по специальности: управление воинскими частями и соединениями фронтовой авиации.


Значит, причиной катастрофы Су-27 стал не пресловутый человеческий фактор, а, возможно, какая-то техническая неполадка. По словам местных жителей, крушение самолёта «произошло ещё в воздухе». Мои коллеги-журналисты среди очевидцев авиапроисшествия находили тех, кто слышал громкий хлопок и даже наблюдал яркую вспышку на небосклоне. Что могло приключиться с вроде бы исправным самолётом в воздухе?

Некоторые лётчики предполагают, что мог произойти помпаж двигателя. Птица могла попасть в него. Были случаи, когда истребитель «ловил орла» на высоте 15 000 метров. А здесь было всего каких-то 4000. Осень. И водоёмы рядом. Всякое могло случиться. Очевидно одно: Су-27 выполнял учебное упражнение и был в полёте около 6 минут. Самолёт вошёл в землю практически вертикально. Когда истребитель падает под таким углом, то в принципе от него ничего не остаётся. Двигатели – самое тяжёлое – уходят глубоко в землю, а сам самолёт разрушается. Сейчас на месте падения отчётливо видны только лишь хвостовое оперение Су-27 и оторвавшиеся шасси.

АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В АРМИИ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ


16 февраля 2007 года под Карагандой потерпел крушение МиГ-31. Экипаж делал всё возможное, чтобы спасти самолёт. Не получилось. Оба лётчика – Денис ФЕДОТОВ и Андрей ЛЕОНТЬЕВ погибли. Госкомиссия признала, что произошёл «отказ авиационной техники». Точнее, отказ механизма триммера, который автоматически выравнивает самолёт после крена.

12 февраля 2008 года при заходе на посадку в районе посёлка Жетиген (Алматинская область) разбился МиГ-29. Это случилось днём – в 11 часов 17 минут. Примерно 3 км не дотянул истребитель до начала взлётно-посадочной полосы военного аэродрома, рухнул на пустыре и загорелся. Экипаж успел катапультироваться, но выжить удалось только одному лётчику – гвардии подполковнику авиации Виталию ДИЛЬМУХАМЕДОВУ. Сидевший на месте первого пилота гвардии майор Александр КОВЯЗИН погиб. Причиной катастрофы истребителя МиГ-29 стали неполадки в системе электроснабжения самолёта.

24 апреля 2013 года под Карагандой разбился МиГ-31Б. Комиссия пришла к выводу, что трагедия произошла из-за некачественного ремонта самолёта, а именно, «слесари Ржевского авиаремонтного завода не до конца закрутили одну из гаек». Командир экипажа Марат ЕДИГЕЕВ ценой своей жизни отвёл аварийный истребитель от ближайшего села. Штурману майору Руслану ГАЛИМЗЯНОВУ удалось выжить.

17 июля 2013 года в аэропорту Актобе разбился учебный самолёт Л-39 института Сил воздушной обороны. Погибли оба члена экипажа: методист-инспектор Евгений ВИССАРИОНОВ и курсант Арман МАССАЛИМОВ. По словам очевидцев, «пилот едва избежал столкновения с пассажирским самолётом, вынужденно изменил курс и врезался в ангар».

ТАК ЧТО ЖЕ МОГЛО ПРОИЗОЙТИ В ВОЗДУХЕ?

Напомню: боевой самолёт в 2009 году прошёл капитальный ремонт на заводе в Белоруссии, имел соответствующую заводскую гарантию. Спрашивается: почему Су-27 упал так внезапно, что лётчики даже не смогли воспользоваться катапультой? Дело в некачественном ремонте? Птица попала в двигатель? Что-то иное, до чего и должна теперь докопаться Государственная комиссия?

– От всего личного состава Сил воздушной обороны примите самые глубочайшие соболезнования по поводу гибели наших боевых товарищей в результате авиационной катастрофы. Смерть человека всегда была и будет для близких людей невосполнимой и горькой утратой. Мы разделяем горе и выражаем искреннее соболезнование родным и близким погибших, – говорит Главнокомандующий СВО ВС РК генерал-майор авиации Нурлан Орманбетов. – Весь личный состав СВО глубоко переживал и следил за сообщениями средств массовой информации, надеясь, что Ерлан и Денис живы. Когда информация о гибели подтвердилась, наша боль была безгранична.



Невозможно смириться со смертью, которая настигает людей в мирное время. Мы понимаем, насколько сильно горе матерей и жён, чьи семьи постигла невосполнимая утрата. Невыразимо горько и больно терять своих боевых друзей, коллег и сослуживцев. Трагедия безжалостно перечеркнула надежды и планы на их счастливое будущее...
Автор:
Владимир СЕВЕРНЫЙ
Первоисточник:
http://www.megapolis.kz/art/Ogromnoe_nebo_odno_na_dvoih
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти