Китай разрабатывает боевой шагоход

Китай разрабатывает боевой шагоход


Машины с шагающим движителем давно привлекают внимание ученых и конструкторов всего мира. Подобная техника в теории имеет большую проходимость в сравнении с машинами, оснащенными колесами или гусеницами. Тем не менее, несмотря на ожидаемые высокие характеристики, шагоходы во всех смыслах слова пока не смогли выйти за пределы лабораторий и полигонов. На реальных возможностях такой техники сказываются сложность конструкции и многочисленные трудности, возникающие в ходе разработки. Тем не менее, ученые не прекращают работу над перспективной техникой с необычным движителем.


Не так давно стало известно, что тематикой шагоходов среди прочих занимаются китайские специалисты. Дай Цзинсун и другие сотрудники Нанкинского технологического университета в течение последнего времени занимаются различными исследованиями техники с шагающим движителем. Одной из тем исследований является изучение перспектив создания боевых машин на основе подобных платформ. К настоящему времени были опубликованы три научные работы, в которых рассказывается о ходе и результатах исследований. Статьи объединены общей темой: в них рассматриваются проблемы создания боевой машины с шагающим движителем, несущей автоматическую пушку.

Как следует из имеющихся данных, в трех опубликованных статьях рассматриваются различные аспекты перспективного проекта. Так, первая описывает конструкцию базовой платформы-шагохода и боевого модуля, во второй рассматриваются особенности применения систем автоматизированного проектирования в разработке и испытаниях техники, а третья посвящена системам управления шагающей машины, обеспечивающим эффективную совместную работу различных компонентов.

В опубликованных материалах разработка боевого шагохода рассматривается на примере прототипа, пока существующего только в виде чертежей. Это платформа, оснащенная шагающим движителем, боевым модулем с пушкой и опорами для стабилизации при стрельбе. По понятным причинам, в случае продолжения проекта облик машины может серьезно измениться. Кроме того, причиной дополнительных изменений может стать подготовка к производству прототипа.

Описанная китайскими специалистами боевая машина имеет оригинальный облик, обусловленный применением нестандартного движителя. Основой машины является прямоугольный коробчатый корпус, на котором устанавливаются все элементы движителя, боевой модуль и т.д. Внутренние объемы корпуса отдаются под размещение различных агрегатов. Вероятно, предлагается компоновать корпус по классической танковой схеме: боевое отделение должно находиться в средней части корпуса, а корма отдается под агрегаты силовой установки.

На боковых поверхностях корпуса должны располагаться восемь ног-опор, по четыре с каждого борта. Г-образные ноги подвижно закреплены на корпусе, их верхняя балка может двигаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Таким образом, при движении машины механика должна поднимать ногу, переносить ее вперед и опускать на поверхность. Путем попеременного поднятия и перемещения ног машина может передвигаться как вперед, так и назад. Скорость движения машины должна изменяться скоростью перемещения опор, направление – различной скоростью движения ног разных бортов или использованием специфических алгоритмов совместной работы механики.



По-видимому, в предложенном виде китайский боевой шагоход не может вести огонь из автоматической пушки без подготовки. Для стабилизации машины при стрельбе на днище в передней части корпуса предусмотрена опускаемая опора. Два раскладных аутригера находятся в кормовой части корпуса и в походном положении ложатся на его крышу. При необходимости они раскладываются и упираются в землю сошниками, передавая ей отдачу орудия и разгружая движитель.

Изображенная на опубликованных рисунках боевая машина несет необитаемый боевой модуль, вооруженный 30-мм автоматической пушкой. Боевой модуль должен быть оснащен рядом необходимого оборудования, которое позволит наблюдать за обстановкой, находить и атаковать цели.

По имеющимся данным, предложенный шагоход имеет общую длину около 6 метров и ширину (с учетом движителя) около 2 м. Боевая масса неизвестна. Подобные габариты делают машину авиатранспортабельной, она может перевозиться военно-транспортными самолетами и тяжелыми транспортными вертолетами.

Безусловно, предложение китайских специалистов представляет большой интерес с технической точки зрения. Необычный для военной техники шагающий движитель должен обеспечить машине высокие характеристики проходимости на поверхностях различных типов, в том числе на пересеченной местности. В зависимости от некоторых особенностей конструкции подобные шагоходы могут преодолевать более серьезные препятствия, чем колесная техника, приближаясь по своим характеристикам к гусеничным машинам или превосходя их.

Однако шагающие машины не лишены разного рода недостатков. В первую очередь, это сложность движителя. Такой минус свойственен всем шагоходам, в том числе и предлагаемому китайскими учеными. В конструкции ходовой части перспективной машины предлагается использовать сразу восемь сложных узлов, имеющих в своем составе различные приводы, датчики и другую аппаратуру. Эта ситуация усложняется необходимостью использования специальной системы управления, которая должна самостоятельно оценивать положение машины в пространстве, отслеживать положение ног-опор и управлять их работой в соответствии с командами водителя.




Можно заметить, что сотрудники Нанкинского технологического университета в некоторой мере уменьшили сложность шагающего движителя. На опубликованных схемах видно, что сложные приводы имеются только на верхних частях ног. Нижние части опор, по-видимому, выполнены в максимально простом виде. Это позволяет упростить конструкцию машины и систему управления, однако ограничивает проходимость. В первую очередь, ухудшаются возможности по преодолению препятствий, максимальная высота которых заметно уменьшается. Кроме того, отсутствие адаптивных опор ограничивает крутизну преодолеваемого подъема и максимальный крен машины.

Фактически в представленном виде китайский боевой шагоход может эффективно передвигаться только по дорогам, к примеру, в городских условиях. С определенными ограничениями машина может работать и в других местностях, как на равнинах, так и в горах. При этом, однако, следует учитывать особенности движителя и связанные с ними ограничения. Использование 30-мм автоматической пушки позволит машине осуществлять огневую поддержку войск при непосредственном столкновении с противником.

По понятным причинам, сейчас можно только изучать опубликованные сведения, делать выводы и прогнозировать перспективы разработок Нанкинского технологического университета. В течение некоторого достаточно длительного времени предлагаемый боевой шагоход будет оставаться исключительно экспериментальным проектом, направленным на изучение особенностей и перспектив подобной техники. Что касается боевого модуля с автоматической пушкой, то он, скорее всего, применен исключительно как атрибут боевой машины, позволяющий более полно изучить перспективы такой техники.

Китайский проект боевого шагохода представляет большой интерес, однако его перспективы, как минимум, неоднозначны. Ученые всего мира активно занимаются подобной техникой в течение нескольких последних десятилетий, однако даже самые успешные образцы пока не смогли выйти из стадии испытаний прототипа. При всех своих интересных чертах, китайская разработка вряд ли сможет сломать подобную неприятную «традицию». Более того, она вообще может остаться на стадии создания чертежей и теоретического изучения концепции.

Тем не менее, сам факт существования проекта боевого шагохода может говорить о том, что Китай занимается не только проектами, которые могут принести пользу в ближайшем будущем. Перспективные направления тоже интересуют китайских специалистов. При этом, однако, не следует забывать, что тематика шагоходов очень сложна и поэтому не стоит полагать, что китайским ученым удастся быстро и успешно завершить существующие и перспективные проекты в этой области.


По материалам сайтов:
http://popsci.com/
http://technovelgy.com/
http://gearmix.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти