Тандемы Альбессара

6
На заре авиации многие энтузиасты пытались изобрести "автоматически устойчивый" аэроплан, то есть такой, который может стабильно летать без вмешательства пилота, самостоятельно парируя воздействие ветра, турбулентности и прочих атмосферных явлений. Их поиски были чем-то вроде мучений средневековых алхимиков, веками старавшихся добыть философский камень, эликсир бессмертия или универсальный растворитель алкагест. Только продолжались они совсем недолго, всего несколько лет, пока ученые-аэродинамики не доказали, что автоматическая устойчивость аэроплана в принципе не может быть достигнута без применения автопилота.

Одним из тех, кто потратил немало времени и сил на поиск волшебной аэродинамической схемы самоустойчивости, был французский инженер Жозеф Альбессар. Почему-то он решил, что подобными свойствами должна обладать придуманная им концепция моноплана-тандема с дополнительной узкой несущей поверхностью, как бы облегающей фюзеляж сверху. В 1913 году Альбессар построил по этой схеме аэроплан "Балансель" со своеобразными округлыми крыльями, вынесенными в стороны от фюзеляжа на балках.



Самолет мог летать, но его характеристики, очевидно, не удовлетворили создателя, поскольку в том же году он принялся за постройку новой машины той же схемы, но с обычными прямоугольными крыльями. На этот аэроплан, названный "Аэробусом", Альбессар возлагал большие надежды, рассчитывая открыть на нем регулярное и, как ему казалось, абсолютно безопасное пассажирское сообщение.
В отличие от большинства тогдашних "этажерок" "Аэробус" имел полностью закрытую остекленную кабину, в которой спереди располагался пилот, а за ним стояли удобные кресла для четырех пассажиров. В качестве силовой установки был выбран десятицилиндровый звездообразный двигатель "Анзани" номинальной мощностью 100 л.с., однако фактически он развивал не больше восьмидесяти пяти.





Тандемы Альбессара


В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, самолет прошел испытания. Летал он настолько стабильно, что летчики жаловались на крайне вялое и "тормозное" управление. Вдобавок самолет он очень медлительным и с большим трудом набирал высоту, но тут уже вина не аэродинамической схемы, а двигателя, оказавшегося слишком слабым для столь громоздкого и тяжелого аппарата.
Зато при остановке мотора "Аэробус" не валился в штопор и не срывался в пике, а плавно парашютировал. И если внизу была подходящая площадка, то он мог сесть даже без участия пилота. В этом отношении "схема Альбессара" отчасти себя оправдала.
Между тем, война заставила надолго забыть о пассажирских машинах, а для боевого применения тихоходный, инертный и слабоманевренный аэроплан абсолютно не годился. Чем занимался Альбессар в последующие 10 лет, мне неведомо, но в середине 1920-х годов он решил вернуться к своей идее и построил еще один самолет все той же тандемной схемы.



Это была относительно небольшая двухместная машина уже без "третьего крыла", обтекающего фюзеляж. На испытаниях в 1927 году она уверенно держалась в воздухе, была стабильна и не подвержена штопору, но об автоматической устойчивости речи не шло, а вялость управления и слабая маневренность вновь дали о себе знать. По некоторым данным Альбессар пытался оснастить машину примитивным автопилотом, действующим по принципу маятника, но без особого успеха. В конце концов, израсходовав все деньги и не заинтересовав никого своим аппаратом, он окончательно завязал с авиацией, пополнив бесконечный ряд изобретателей-неудачников.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 октября 2014 13:15
    Вроде бы у Альбессара был даже серийный аппарат:
    1. dipqrer
      +5
      6 октября 2014 15:11
      Небесная блоха!В 30е Европа и СССР переболели этими авиетками.
      1. 0
        8 мая 2016 09:43
        «Блоха» была создана французским изобретателем Анри Минье
  2. +2
    6 октября 2014 21:21
    Спасибо, интересная статья.
  3. svyach74
    0
    9 октября 2014 16:33
    Спасибо, интересный материал, никогда раньше не слышал о такой схеме расположения плоскостей!
  4. 0
    3 ноября 2014 13:08
    Слава, спасибо за интересный материал, с удовольствием проплюсовал.