Китай готовит авианосный флот

В конце июля министерство национальной обороны КНР официально объявило о том, что ближайшее время приступит к испытаниям первого собственного авианосца. Этот 300-метровый корабль, находящийся сейчас в порту Далянь, был создан на основе пустого корпуса авианосца «Варяг» проекта 1143.6, купленного у Украины в 1998 году. Во время заключения сделки Китай заявлял о том, что будет использовать корпус судна в качестве плавучего казино, однако в 2005 году начались работы по его восстановлению. Первый свой авианосец китайские военные будут использовать в исследовательских и тренировочных целях.

Собственная программа по созданию авианесущих кораблей в Китае реализуется, по некоторым сведениям, уже более 20 лет. Поскольку собственной конструкторской школы в КНР не существовало, китайские инженеры пошли по уже хорошо им известному пути копирования иностранных технологий и образцов. Первой ласточкой стал легкий авианосец HMAS Melbourne, спущенный на воду еще в далеком 1943 году и служивший сначала в английском, а затем в австралийском флоте. Корабль был списан из состава флота в 1982 года, а уже в 1985 был приобретен одной из китайских фирм по цене металлолома всего за 1,4 млн. австралийских долларов. Перед тем, как пустить «корабль на иголки» китайские инженеры изучали его конструкцию более года. Палуба же авианосца в 1995 году использовалась для подготовки пилотов морской авиации. До приобретения авианосца пилоты специальных курсов вынуждены были отрабатывать укороченный взлет и посадку на специально подготовленном упрочненном участке автодороги.

Также КНР чуть было не достался выводимый из состава французского флота авианосец Clemenceau, но заполучить корабль помешали всемирно известные события на площади Тяньаньмэнь. Зато уже в 1998 году Китай смог приобрести у Украины недостроенный авианесйщий крейсер «Варяг», проекта 1143.6 однотипного единственному российскому авианосцу «Адмирал Кузнецов». Корабль был продан за 20 млн. долларов туристическому многопрофильному агентству «Чонг Лот». К моменту продажи корабль находился в состоянии 70% готовности. Под давлением США с корабля к моменту продажи демонтировали все боевое оборудование и китайцам, по сути, достался лишь корпус судна. Но даже он пополнил копилку знаний китайских инженеров, ведь даже создание такой плавучей платформы не самая простая задача. Еще раньше в 1994-95 годах Китай смог приобрести два корабля проекта 1943.3 «Киев» и «Минск», предназначенные для размещения самолетов вертикального взлета и посадки и вертолетной группы. Корабли также должны были стать плавучими парками развлечений.


Китай готовит авианосный флот
Первый авианосец КНР "Ши Лан", бывший "Варяг" на заключительном этапе строительства


По такому же пути пошли в КНР и при разработке собственных палубных самолетов. Предполагается, что в ближайшее время авиационная группировка китайских авианосных кораблей будет состоять из истребителей J-15, которые являются нелицензионной копией российского Су-33. Еще в 2003 году Китай приобрел на Украине 1 испытательный самолет Т-10К-7 (с бортовым номером 89), который принадлежал к установочной партии прототипов палубного истребителя Су-33. Данные самолеты были выпущены в 1990 году для проведения заводских испытаний на комплексе «Нитка». Самолет этот был в неисправном состоянии, поэтому остался на территории Крыма, в то время как другие 5 Т-10К были в 1993 году перегнаны в Москву.

В 2006 году Китай приобрел, и снова на Украине, еще один палубный самолет. Один из двух, остававшихся на аэродроме Новофедоровка самолетов Су-25 УТГ. Который представляет из себя учебно-тренировочный самолет на базе Су-25УБ с установленным гаком. Основное его предназначение – это обучение пилотов палубной авиации взлету и посадке на специальном наземном комплексе, оборудованном устройствами укороченного взлета (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишер). Примечательно, что в данном случае Украина продала полуразобранный самолет без хвостового оперения и крыльев, тогда как второй Су-25УТГ, относительно боеготовый, продавать отказалась.

Помимо этого существует информация о проведении испытаний корабельной версии китайского истребителя J-10. На данный самолет с целью его адаптации к корабельной эксплуатации был установлен тормозной крюк, а плоскости крыльев были выполнены складными. Также существует информация о разработке двухдвигательного варианта данного самолета с повышенной надежностью. Возможности авиакрыла морского базирования невозможно реализовать без полноценного самолета ДЛРО. По предварительной информации разработки такого самолета уже ведутся. В сети существуют фотографии (правда, подлинность их сомнительна) на которых изображен подобный самолет со знаками различия ВВС НОАК, при этом машина подозрительно похожа на Як-44. РЛС, устанавливаемая на этой машине, скорее всего, аналог израильского радара EL/M-2075 фирмы Elta. Радар имеет круговую зону обзора и предназначен для обнаружения и сопровождения целей на расстоянии до 450 км.
Китай готовит авианосный флот

При этом было бы не правильно считать, что Китай занимается лишь копированием и доведением до ума чужих разработок. В настоящее время в прессе все чаще появляется информация о закладке в Китае двух авианосцев, которые будут собраны с нуля на китайских верфях.

Бывший «Варяг» получивший название «Ши Лан» и бортовой номер 83 уже завершен. Планируется, что корабль будет использоваться в качестве учебного для подготовки пилотов и обслуживающего персонала палубной авиации, а также для испытания новых платформ и систем оборудования, которые впоследствии должны быть установлены на китайские авианосцы тип 085 и тип 089. Помимо этого существует вероятность, что «Ши Лан» будет дополнительно оборудован под Центр системы разведки, слежения, компьютерного сбора, управления и связи.

По планам китайского командования уже к 2015 году в составе флота КНР будет находиться 3 авианосца. Уже практические введенный в строй «Ши Лан» и два авианосца проекта 089. Предполагается, что данные корабли будут обладать водоизмещением в 48-64 000 тонн и будут оборудованы обычной ГЭУ мощностью до 200 000 л.с. В качестве силовой установки могут использоваться паровые турбины TB-21, производимые китайской компанией «Лудунчан» и позволяющие авианосцу развивать скорость до 30 узлов, либо украинские газотурбинные двигатели, к примеру DA80/DN80 (экспортный вариант двигателя UGT-25000) производятся на заводе «Заря-Машпроект». Китай уже покупал подобные двигатели и оснастил ими эсминцы класса «Луян-II» и «Гуанчжоу».

После завершения в 2015 году строительства дух авианосцев проекта 089 на вервях в городе Цзяннань здесь же планируется заложить первый китайский авианосец с атомной силовой установкой, общим водоизмещением до 93 000 тонн. Данный авианосец, получивший название тип 085 по своему вооружению и возможностям будет аналогичен недостроенному советскому тяжелому авианосцу «Ульяновск» и сопоставим с ударным авианосцем США «Рональд Рейган». По предварительным оценкам экспертов, авианосец будет оснащен оборудованием для катапультного взлета самолетов. Причем использоваться будет не паровая, а магнитная катапульта, благо опыт в разработке подобных систем в Китае есть (поезда на магнитной подушке в Шанхае).
Китай готовит авианосный флот
Атомный авианосец тип 085, предполагаемый внешний вид

Реальность планов постройки авианосцев косвенно подтверждает и закупка в России в 2006 году 4 комплектов палубного оборудования: подпалубные тросовые аэрофинишеры, блокировочные сетки, задержник и другое вспомогательное оборудование, включая 4 комплекта тормозных гаков для истребителей Су-33. Первый комплект планируется использовать для структурированного анализа и возможного копирования с последующей установкой на наземном тренажерном комплексе. Второй комплект, скорее всего, был смонтирован на «Ши Лян», а 3 и 4 предназначены для установки на первых двух авианосцах тип 089.

В связи с такими планами КНР по постройке собственного авианосного флота возникает вполне закономерный вопрос, что будет, когда Китай этот флот получит. Уже сейчас совершенно ясно, что флот этот строится совсем не для парадов. На первый взгляд он представляет наибольшую угрозу для Тайваня, но с другой стороны эти силы избыточны, а для войны с США, которые, скорее всего, выступят на стороне Тайваня наоборот слишком малочисленны. Да и возвращение Тайваня ненасильственным путем уже не видится какой-то недостижимой целью. Неплохие предпосылки для этого в первую очередь экономические у КНР есть уже сейчас.

Поэтому вторым и даже наиболее вероятным направлением его применения являются территории находящиеся от Китая на севере. А именно – малонаселенный российский Дальний Восток, обладающий огромными природными ресурсами, которые так необходимы стремительно растущей китайской экономике. В отличие от Тайваня, ссорится из-за России с Китаем вряд ли рискнет Евросоюз, США и даже Белоруссия. Фактически руки у КНР уже развязаны, в них пока лишь нет необходимого аргумента силы.
Китай готовит авианосный флот
Российский Су-33 (вверху) и его родной брат близнец J15 в полете (внизу)

Россия погрязшая в коррупции с армией ослабленной бесконечным реформированием может противопоставить Китаю лишь один элемент сдерживания – ядерное оружие. Однако здесь стоит задуматься о том, какова вероятность того, что данное оружие действительно будет применено. Во-первых, Китай сам является ядерной державой, которая сможет дать, если не адекватный, то вполне серьезный ответ. Во-вторых, его население приближается к 1,5 млрд. человек, а следовательно и порог чувствительности к таким ударам гораздо выше российского. В-третьих, в Китае расположены заводы и фабрики практически всех мировых компаний. Кому захочется, чтобы на их собственность начали падать российские боеголовки. Такой удар обернется не столько экологическим, сколько тяжелейшим экономическим потрясением для всего мира.

Не стоит думать, что наш дальневосточный сосед – это исключительно дружелюбная и миролюбивая страна. В политике нет друзей, величие других стран на протяжении всей истории достигалось за счет ослабления других, к примеру, ближайших соседей. Поэтому единственной защитой России в этой ситуации были и остаются сильная армии и флот, которые должны обеспечить безопасность не только границ и территории, но и наших природных ресурсов. В Китае это отлично понимают и усиленно укрепляют вооруженные силы, сказать, что такое же укрепление происходит и в России, в полной мере нельзя.

Использованы источники:
www.vz.ru/society/2008/12/12/238061.html
www.alternathistory.org.ua/pogovorim-o-kitaiskikh-avianostsakh
www.km.ru/v-mire/2011/07/14/armiya-i-oboronosposobnost-rossii/odin-varyag-pogib-nepobezhdennym-drugoi-tupo-pro
www.kommersant.ru/doc/1686987
Автор: Сергей Юферев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. фигвам 4 августа 2011 22:38
    В Китае казнакрадов при всех расстреливают.Представьте если они эту процедуру отменят,тогда корубция захлеснёт весь Китай.
  2. datur 5 августа 2011 00:56
    фигвам,А ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЭТО?у нас кроме гламурной формы пока ничего нет толком .и будет ли при таких уродах? а китаезы,при всех своих недостатках прут на всех парах- и в экономике и в армии . вот блин в чем вопрос.
  3. фигвам 5 августа 2011 20:16
    datur,
    Вот корубцию победим,вот тогда и мы попрём.
    Нынешнее топтание на месте губительно для страны.
  4. ПАТРОН 9 августа 2011 20:56
    А причём здеся авианесущие крейсеры???Китай на нас по земле,а не водным путём двинет!И как же,у них порог чувствительности к ЯО выше чем у нас?Сравним их территорию и нашу,куда легче бить по населению когда их больше на квадратный километр,не говоря уже о стратегических объектах!А то что там чьё то производство-хрена се,пацаны я не в курсе!
    ПАТРОН
  5. L. Konstantin 15 октября 2011 11:08
    Российский Су-33 (вверху) и его родной брат близнец J15 в полете (внизу).


    я бы сказал не родной! а сводный
    L. Konstantin

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня