История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Таким образом, к 1980 году к началу ирано-иракской войны ВМФ Ирака насчитывали: 1 учебный фрегат Ibn Marjid югославской постройки без ракетного вооружения (первоначально планировалось установить на него французский ПКР "Экзосетт", однако почему-то он был не установлен); 4 СДК польской постройки; 15 ракетных катеров (3 проекта 183Р и 12 проекта 205) советской постройки; 12 торпедных катеров советской постройки; 9 тральщиков советской постройки (2 МТЩ и 7 РТЩ) и около 60 различных катеров.

Иранский флот имел в своем составе: 3 эсминца (1 бывший английский типа Batlle — Damavand, б/н D5; Babr, б/н D7, Palang, б/н D9, американской постройки типа Allen M. Sumner времен Второй мировой войны), 4 фрегата (английские Vosper Мк.5); 4 корвета (американские Bayandor); 12 ракетных катеров (французские типа Combattante II с американскими ПКР RGM-84A "Гарпун"); 4 ТДК, 3 БТЩ, 2 РТЩ и около 100 различных катеров. То есть ВМС Ирана полностью превосходили ВМС Ирака, и это еще надо учесть, что иранцы не успели получить заказанные в США 4 ракетных эсминца типа "Кидд".

Учитывая подобное печальное для себя положение дел, иракцы даже не пытались активно действовать на море. Впрочем, произошло несколько морских сражений, самым знаменитым из которых стала операция "Морварид" (перс. Жемчужина) — ударная операция, проведённая иранским флотом и ВВС против побережья Ирака 28 ноября 1980 года.


Удар был нанесён в ответ на развёртывание Ираком передовых постов наблюдения и радарных станций на нефтяных платформах в заливе. 28 ноября 1980 года иранская авиация нанесла мощный удар по иракским аэродромам вокруг Басры. В налёте принимали участие истребители F-5 "Тайгер" и истребители-бомбардировщики F-4 "Фантом II". Налет завершился успехом, летные полосы получили повреждения, кроме того, один истребитель МиГ-21 был уничтожен на земле. Эта операция ослабила воздушное присутствие Ирака над восточной частью Персидского Залива и облегчила оперирование военно-морских сил.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Истребитель-бомбардировщик F-4D Phantom II ВВС Ирана с ракетами AGM-65 Maverick готовится к боевому вылету

В ночь с 28 на 29 ноября шесть кораблей иранского флота, соединённые в оперативную группу 421, скрытно приблизились к иракскому побережью и при поддержке палубных и базовых вертолётов высадили отряды коммандос у принадлежавших Ираку нефтяных терминалов Мина-эль-Бакр и Кор-аль-Амия. Атака была совершенно неожиданной для иракцев. После короткой перестрелки иранские солдаты подавили сопротивление обороняющихся, и, заложив подрывные заряды, эвакуировались на вертолетах Boeing CH-47 Chinook. Терминалы и расположенные рядом радарные станции раннего предупреждения были полностью уничтожены, был нанесен тяжелый ущерб нефтяной инфраструктуре Ирака.

В это же время два иранских ракетных катера "Пейкан" и "Джошан" французского типа "La Combattante II" водоизмещением около 265 тонн, вооруженные 4 ПУ ПКР RGM-84A "Гарпун", 1 76-мм АУ OTO Melara и 1 40-мм АУ Breda-Bofors каждый, блокировали иракские порты Аль-Фау и Умм-Каср.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)


Ракетный катер типа "La Combattante II" ВМС Ирана


Более 60 иностранных судов были заперты в портах, не имея возможности выйти в море. Также иранские ракетные катера подвергли оба порта артиллерийскому обстрелу, нанеся некоторый урон инфраструктуре.

Утром 29 ноября две группы (по четыре) иракских торпедных катеров проекта 183 и отряд из 5 ракетных катеров проекта 205 вышли в море для контратаки на иранские корабли у Аль-Фау.

Обнаружив противника, обе стороны обменялись ракетными ударами. Иранцы нанесли удар первыми, используя преимущество в дальнобойности своих ракет RGM-84A "Гарпун". Два иракских ракетных катера были потоплены попаданиями "Гарпунов", но три остальных продолжили атаку на ракетный катер "Пейкан".

Оказавшись под атакой превосходящих сил противника, иранский ракетный катер запросил поддержки своих ВВС. Иранские ВВС ответили на запрос о помощи, выслав 2 F-4 "Фантом II" с авиабазы Бушер. Однако к моменту их прибытия "Пейкан" был уже поражен двумя ракетами П-15 "Термит" и тонул. В отместку за гибель своего ракетного катера "Фантомы" немедленно атаковали иракское соединение при помощи ракет AGM-114 "Hellfire", нанеся ему катастрофический урон: 4 торпедных катера проекта 183 были потоплены, 2 ракетных катера проекта 205 выведены из строя и еще один иракский ракетный катер был буквально разорван на куски одновременным попаданием 3 ракет. Практически полное уничтожение иракского соединения заняло менее 5 минут.

Одновременно еще 4 истребителя F-4 "Фантом II" с авиабазы Шираз бомбардировали порт Аль-Фау, использовав управляемые авиабомбы для уничтожения портовых складов и инфраструктуры. Атаку поддержало звено F-5 "Тайгер", подвергшее бомбардировке позиции ПВО вокруг порта. Иракская противовоздушная оборона действовала неумело и не смогла воспрепятствовать разрушению порта: один иранский истребитель, согласно заявлениям Ирака, был подбит выстрелом ПЗРК, но сумел добраться до базы.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)


Истребители F-5 "Тайгер" ВВС Ирана


В это же время новые силы иранской авиации — истребители F-5 "Тайгер" и перехватчики F-14 "Томкэт" — прибыли в восточную часть Персидского Залива, прикрывая отступление кораблей флота и поддерживая F-4, наносящие удары по портам и нефтяным вышкам. При этом взлетевший с одной из вышек вертолет SA.321H "Супер Фрелон", снаряженный ракетами "Экзосет" для атаки отступающих иранских кораблей, был атакован ракетами с лазерным наведением и уничтожен в воздухе.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Истребитель F-14A "Tomcat" иранских ВВС (б/н. 3-863)


Наконец, на поле боя появилась иракская авиация. Два звена истребителей МиГ-23 поднялись с авиабаз и вступили в бой с иранскими самолетами. Иранские F-4 "Фантом II", уже освободившиеся от бомбовой нагрузки, вступили в бой. За несколько минут воздушного сражения 3 иракских МиГ-23 были сбиты ценой потери одного "Фантома". Еще одна четверка МиГ-23 попыталась атаковать отступающий на восток ракетный катер "Джошан", но была вынуждена отступить, потеряв самолет от выстрела ПЗРК с катера. Вслед за этим патрулирующий иранский F-14 "Томкэт" атаковал иракские самолеты, сбив два из них и заставив оставшийся МиГ отступить.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Истребитель МиГ-23МФ ВВС Ирака


Операция "Морварид" завершилась несомненным успехом иранских сил и тяжёлым поражением для Ирака. Менее чем за 12 часов 80 процентов иракского флота (включая 5 ракетных катеров) были уничтожены, нефтяные терминалы Мина-эль-Бакр и Кор-аль-Амия разрушены атакой коммандос, порт Аль-Фау блокирован и подвергнут бомбардировке. Всего за время операции Ирак потерял 5 ракетных катеров, 4 торпедных катера, ударный вертолет SA.321H "Супер Фрелон", один истребитель МиГ-21 (разбомбленный на летной полосе) и 4 истребителя МиГ-23. Кроме того, были уничтожены радарные системы, что нарушило контроль Ирака над воздушным пространством Персидского залива.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Истребитель МиГ-21МФ ВВС Ирака


Потери иранцев были много меньше: они потеряли один ракетный катер («Пейкан») потопленным, один истребитель-бомбардировщик F-4 "Фантом II" сбитым и один поврежденным.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)


Иранский плакат, посвященный операции "Морварид"


Второй иранский ракетный катер «Джошан» был впоследствии потоплен в 1988 году в ходе операции «Богомол» американскими фрегатом «Simpson», выпустившим по нему две зенитные ракеты SM-1MR, разрушившие его надстройку, ракетным крейсером "Wainwright", который выпустил ещё одну ракету SM-1ER, ударившую в корпус и уничтожившую почти весь экипаж катера, и фрегатом "Badley", выпустившим противокорабельную ракету RGM-86 «Гарпун». Попадания он, правда, не добился — надстройки иранского корабля были почти полностью разрушены попаданиями ракет SM-1, и силуэт катера почти скрывался в волнах. После этого, не желая больше тратить ракеты, американские корабли приблизились к ракетному катеру и добили его артиллерийским огнём. Вместе с «Джошаном» погибла и вся его команда.

В настоящее время имена «Пейкан» и «Джошан» и бортовые номера (Р 224 и Р 225) носят новые ракетные катера иранской постройки типа Sina, базирующиеся на Каспийском море.

В том же ноябре 1980 года ударом иранских "Фантомов" был потоплен и СДК проекта 773 "Джанада" (б/н 74).

Понеся такие большие потери, иракцы стали срочно искать источник их восполнения. И их выбор вновь пал на Югославию.

В 1980 году в Югославии по заказу Ирака было построено 3 речных минных тральщика "MS 25" типа Nestin. Водоизмещение: стандартное 57,31/полное 72,3 т. Длина: 26,94 м, ширина: 6,48 м, осадка: 1,08 м. Скорость полного хода: 13,5 уз. Дальность плавания: 860 миль при скорости 11 узлов. Силовая установка: 2х260 л.с., дизель Torpedo B539 RM 79. Вооружение: 1х4 20-мм АУ M 75, 2х1 20-мм АУ M 71, 1х4 ПУ МТУ-4 ПЗРК "Стрела-2М", 18 неконтактных мин AIM-M82 либо 24 якорных мины R-1, механический трал MDL-1, механический трал MDL-2R, понтонный электромагнитно-акустический трал PEAM-1A, акустический взрывной трал AEL-1. РТВ: Навигационная РЛС Decca 1226. Экипаж: 17 чел. (в т.ч. 1 оф.).

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)


История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Речной минный тральщик "MS 25" типа Nestin ВМС Хорватии


В 1981 году иракцы заказали в Финляндии 3 танкодесантных корабля типа «Аль Захра» (Al-Zahra) , замаскированных под грузовые ролкеры, полученные в 1983 году. Одновременно в Великобритании иракцы заказали 6 десантных катеров на воздушной подушке типа SR.№6. Англичане за год выполнили заказ, благодаря чему возможности ВМС Ирака по проведению десантных операций тактического масштаба полностью сравнялись с ВМС Ирана, для чего в 1986 году была сформирована вторая бригада морской пехоты в составе Республиканской Гвардии. Водоизмещение — 15 т. Длина — 18,5 м, ширина — 7,7 м. Мощность ГТУ — 1400 л. с. Скорость — 50 уз. Дальность плавания — 200 миль. Установленное на крыше вооружение включало 7,62-мм или 12,7-мм пулемет. Максимальный полезный груз — 5-6 тонн груза или до 55 полностью экипированных солдат.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)


Также для восполнения потерь феврале 1983 года из СССР был поставлен РКА "Тамуз" (б/н 17) проекта 205.

В 1984-1985 г.г. в Югославии было построено 15 патрульных кораблей типа "PB 90". Водоизмещение: стандартное 85/полное 90 т. Длина — 27,3 м, ширина — 5,9 м, осадка — 3,1 м. Скорость полного хода — 31 уз. Дальность плавания — 800 миль при скорости 20 узлов. Автономность — 5 суток. Силовая установка — 3х1430 л.с., дизель. Вооружение: 1х1 40 мм АУ Bofors L/70, 1х4 20 мм АУ M 75, 2х2 ПУ 128-мм осветительных ракет "Svitac". РТВ: Навигационная РЛС Decca RM 1226. Экипаж: 17 чел.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Патрульный корабль типа "PB 90"


Борьба же с иранскими ВМС была возложена на иракские ВВС.

Первоначально использовались поставленные СССР тяжелые бомбардировщики Ту-16 (12 единиц) с противокорабельными ракетами КСР-2.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Бомбардировщик Ту-16 ВВС Ирака


Так, 17.11.1983 г. иракский Ту-16 атаковал противокорабельной ракетой КСР-2 в порту Бушир бывший итальянский атлантический лайнер "Rafaello", использовавшийся иранцами в качестве плавучей казармы. Корабль загорелся и полностью выгорел, а впоследствии был выведен иранцами из порта и затоплен (впрочем, по другим сведениям это был тяжелый французский вертолет SA.321H с противокорабельной ракетой АМ.39 «Экзосетт»).

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Атлантический лайнер "Rafaello", потопленный иракскими ВВС


Иракцев не устроило применение сравнительно тихоходных бомбардировщиков Ту-16, и поэтому было решено взять во Франции в аренду во Франции палубные истребители-бомбардировщики "Супер-Этандар" с минимальным временем подготовки к вылету, способные действовать на предельно-малых высотах, и закупить противокорабельные ракеты AM 39 "Экзосет", показавшие свою высокую эффективность во время недавней Фолклендской войны, когда ими был потоплены английские эсминец «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик Конвейер», использовавшийся англичанами в качестве авиатранспорта.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)


Осенью 1983 года 5 «Супер-Этандаров» и первая партия из 20 ракет AM 39 после подготовки летчиков и технического персонала на французской авиабазе в Ландивисо прибыли в Ирак.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Палубный истребитель-бомбардировщик «Супер Этандар» фирмы «Дассо»


Также предусматривалась адаптация под "Экзосет" нескольких тяжелых вертолетов Аэроспасьяль SA 321 "Супер Фрелон" и возможность дополнительной закупки ракет. 16 транспортно-десантных вертолётов SA.321H Super Frelon было доставлено в Ирак в 1977 году. Из них 14 машин включили в состав ВМС Ирака. Позже несколько машин модернизировали до уровня SA.321GV (РЛС ORB 31WAS + противокорабельные ракеты AM.39 Exocet). Военно-морская база вертолётов располагалась в портовом городе Умм-Каср.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

SA 321G ВМС Франции выполняет пуск ПКР Aerospatiale Exocet.


Первый официальный вылет «Супер-Этандара» ВВС Ирака состоялся 27 марта 1984 года. При этом в районе нефтяного терминала Харг были повреждены греческий танкер и небольшое вспомогательное судно.

С этого момента иракцы начали летать довольно интенсивно. Ими было заявлено, что пилоты «Супер-Этандаров» провели 51 боевую операцию и в каждом случае «уничтожили крупную морскую цель». Правда, регистр торгового флота Ллойда полностью опровергает это утверждение. "Супер Этандары" прослужили в иракских ВВС до 1985 года, когда уцелевшие машины (потеряна была одна, еще одна повреждена при невыясненных обстоятельствах, причем иранская сторона заявила, что обе машины стали жертвой их истребителей) были возвращены Франции и заменены на французские же сверхзвуковые истребители Mirage F1. Причем французами было объявлено, что срок аренды самолетов истек, и якобы все пять машин вернулись во Францию. Ирак полностью оплатил их использование и никакие вопросы о компенсации потерь не поднимались.

Применение «Супер-Этандаров» значительно сократило экспорт иранской нефти. Войдя во вкус, Саддам Хусейн решил заиметь собственные «карманные ракетоносцы». Поэтому из поставляемых французами с 1979 года Ираку Mirage F1 (всего поставлено 93 машины) 20 поставленных в конце 1984 года было модификации Mirage F1EQ-5, который являлся "гибридом" Mirage F1 с прицельным комплексом "Супер-Этандара" на базе РЛС "Агава", обеспечивающим пуск ПКР "Экзосет".

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Иракский истребитель Mirage F1


3 декабря 1984 года летчик Mirage F1EQ-5 впервые попытался применить ПКР АМ.39 «Экзосет», но атака сорвалась из-за сбоя в системе наведения. Первый успех был зафиксирован 14 февраля 1985 г., когда ракета поразила танкер "Нептуния".

С 12 августа 1986 г. начались налеты на терминал о. Сирри, лежащего в 240 км к северу от Ормузского пролива. Четыре "Миража", вооруженные "Экзосетами", дозаправились в полете от транспортного самолета Ан-12, преодолели расстояние в 1300 км, нанесли удар по комплексу и трем танкерам и без потерь вернулись на свой аэродром. Наиболее впечатляющим оказался рейд 25 ноября 1987 года против о-ва Ларак, что находится в самом Ормузском проливе. Эту миссию выполняли наиболее опытные летчики. Они преодолели более 4000 км в оба конца, при полете к цели дозаправились в воздухе от Ан-12, а на обратном пути совершили промежуточную посадку в Саудовской Аравии. На Лараке были поражены некоторые объекты терминала, а в акватории — несколько танкеров. Позже "Миражи" стали дозаправляться в воздухе и от доработанных иракцами транспортных Ил-76.

Обычно на "Мираж" подвешивали одну "Экзосет" под фюзеляж, и лишь однажды, 17 июля 1987 года, две такие ракеты подвесили под крыло. Именно Mirage F1EQ-5 и принадлежит самая известная ракетная атака иракских ВВС: у берегов Бахрейна одиночный "Мираж", который шел со скоростью 620 км/ч на высоте 900 м, нашел себе цель и в 22 часа 05 минут с расстояния 20 км произвел пуск обоих "Экзосетов". Атакованным кораблем оказался американский фрегат УРО "Старк" (FFG-31) типа "Оливер Х. Перри". Моряки не успели среагировать на угрозу. Первая ракета поразила фрегат в левый борт в районе 100-го шпангоута на уровне второй палубы, выше ватерлинии. Пробив в борту отверстие размерами 3×4,5 м, ракета попала во внутренние корабельные помещения, но не взорвалась. С интервалом в 25 секунд в левый борт в районе 110-го шпангоута, несколько выше места попадания первой ракеты, фрегат поразила вторая ракета, которая взорвалась в кубрике старшинского состава. Возник пожар, который распространился в помещение БИЦ. Основные системы и механизмы лишились электроэнергии, «Старк» потерял ход и управление. Началась борьба за живучесть корабля. Фрегат остался на плаву, однако погибло 37 американцев, а 22 получило ранения. Тела 35 членов экипажа были отправлены в США, два человека считаются пропавшими без вести. Американские эксперты отметили, что будь это в штормовой Атлантике, а не в штиль в Персидском заливе, фрегат неминуемо бы затонул. Багдад незамедлительно принес извинения, заявив, что произошла досадная ошибка. и пилот самолёта принял фрегат за иранский танкер. Саддам Хусейн тогда считался «хорошим парнем», а основным противником США в регионе был Иран, поэтому Вашингтон объяснения принял, и инцидент развития не получил. Правительство Ирака предоставило 400 млн. долларов для компенсации военнопленным, заложникам, и в том числе пострадавшим морякам фрегата «Старк». Однако, когда в 1990-е гг. иракский летчик А. Салем стал рассказывать на Западе о своих подвигах, то заявил, что атаку спланировали специально, и он был непосредственным ее исполнителем.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Поврежденный фрегат «Старк»


История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Повреждения корпуса фрегата «Старк» в результате взрыва ракеты АМ.39 «Экзосет»


Всего до конца войны иракские "Миражи" нанесли удары более чем по сотне морских целей, при этом удалось потопить либо повредить 57. Из них 44 пострадали от попаданий AM.39 «Экзосет», 8 — от различных свободно падающих бомб, 4 — от корректируемых и одна — от ракеты AS-30L.

Отличились и вертолеты SA.321H "Супер Фрелон". В конце сентября и ноября 1982 года два иранских военных корабля было поражено "экзосетами" с них, но они смогли остаться боеспособными. 4 сентября 1986 года SA.321H поразил "экзосетом" иранский корабль береговой охраны возле нефтяной платформы Аль-Омаех, судно смогло отстаться боеспособным. Кроме этого, в ходе "танкерной войны" "Супер Фрелонами" было потоплено или уничтожено более 30 танкеров и других транспортных судов и как минимум 20 повреждено.

Самое крупное сражение "Супер Фрелонов" Саддама Хуссейна произошло 1 июля 1984 года. Под обстрел их "экзосетов" попало сразу шесть танкеров. Первые два взорвались и были уничтожены пожаром, в остальные ракеты хоть и не попали, однако спровоцировали панику на четырёх кораблях. Что в итоге привело к тому, что все четыре танкера в панике просто столкнулись друг с другом. На следующий день "Супер Фрелон" уничтожил ещё один танкер.

Впрочем были и потери: два вертолёта были уничтожены иранскими истребителями. Первый — 12 июля 1986 года. Вертолёт сел на иракскую нефтяную платформу Аль-Омаех на дозаправку, и F-14A «Томкэт», не имея вооружения, способного «работать» по земле, ничего не могли сделать с ним. Пришлось вызывать иранский F-4E Phantom II, вооружённый противотанковыми ракетами. От прямого попадания ракеты AGM-65A «Maverick» «Супер Фрелон» разлетелся на куски. Второй вертолет был сбит 24 июня 1987 года иранским F-14A. 6 октября 1986 года иранский истребитель F-14A «переманеврировал» иракский Mirage F1EQ-5, загнав его в воды Персидского залива.

Против иранских кораблей иракцы применяли и поставленные СССР МиГ-23БН, атаковавшие их свободно падающими бомбами. Так, 24 сентября 1980 года иракские МиГ-23БН 250-кг бомбами повредили иранский корвет Naghdi типа Bayandor.

История ВМФ Ирака. Часть 2. Ирано-иракская война на море (1980-1988 гг.)

Истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН ВВС Ирака


История ирано-иракской войны на море крайне запутана и покрыта тайной, известно только, что иракцы, кроме указанных кораблей, потеряли 6 патрульных кораблей типа "PB 90", а иранцы — 2 корвета типа Bayandor (Milanian-б/н 83 и Kahnamoie -б/н 84), хотя имеются утверждения, что они потоплены ПКР П-15 с иракских РКА проекта 205. Впрочем, кто, чем и когда потопил эти корабли, лично мне не известно.

По материалам сайтов:
http://bintel.com.ua/ru/guests/print/voenno-morskie-sily-iraka3/
http://www.airwar.ru/index.html
http://topwar.ru/
http://www.militaryparitet.com/
http://forums.airbase.ru/
http://navyworld.narod.ru/index.html
http://russian-ships.info/
http://ryadovoy.ru/forum/index.php
http://waronline.org/mideast/iraq_navy.htm
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Турик 8 октября 2014 09:41
    ВМФ Ирака для меня звучит так же как и Ракетно-Космические войска Монголии.
    Турик
  2. тлауикол 8 октября 2014 12:11
    интересная статья. редкие сведения
  3. svp67 8 октября 2014 12:54
    Автор молодец. Этот аспект той войны, как то редко вспоминают...
  4. SWEET_SIXTEEN 9 октября 2014 09:16
    из них 44 пострадали от попаданий AM.39 «Экзосет»

    Мне думается, это липа

    Столько лет "шмонаю" гугл по схожим вопросам - и ни одного фото, факта или хотя-бы названия поврежденного корабля
    1. тлауикол 9 октября 2014 09:28
      хэппи джиент или как его там раньше звали ?
  5. Prager 2 ноября 2014 16:52
    эта война - абсолютно абсурдная, она как-то выбивается из исторической логики.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня