История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)

Как известно, Ирак имеет очень ограниченный выход к Персидскому заливу, между границами Ирана и Кувейта. Как следствие, развитию флота никогда не уделялось большого внимания — даже малыми силами, действующими со стороны Персидского залива, весь иракский флот легко блокируется на своих базах. Иракские ВМС были созданы в 1937 году и до 1958 года представляли собой речную флотилию, коей и оставались до 1958 года, когда в Ираке произошла революция, свергшая короля Фейсала. К власти пришли военные во главе с генералом Абдель Керим Касемом, который в политическом отношении сблизился с коммунистами и начал ориентироваться на СССР, который сразу же стал поставлять Ираку оружие и в т. ч. боевые корабли.

Первыми боевыми кораблями иракского флота стали 12 больших торпедных катеров проекта 183, переданные стране с 1959 по 1961 годы (2 единицы в 1959, 4 единицы в ноябре 1960 года, 6 единиц в январе 1961 года). Катера получили названия «Аль Адриси», «Аль Бахи», «Аль Шааб», «Аль Тами», «Алеф», «Ибн Саид», «Ламаки», «Рамадан», «Шулаб», «Тамур», «Тарек Бен Заид» и бортовые номера №№217-222. Корпус катеров был выполнен из арктилита. Водоизмещение: 61,5/67,0 т. Двигательная установка: 4 дизеля М-50Ф, скорость — 43-44 узла. Вооружение: 2х2 АУ 2М-3М с боекомплектом 2000 выстрелов; 2х1 533 мм ТТКА-53М.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)



Большой торпедный катер проекта 183. Общий вид


Торпедные катера прослужили до ирано-иракской войны. К 1990 году порядка шести выведены из ВМС Ирака, остальные потоплены в январе 1991 года.

В 1963 году в Ираке произошел очередной военный переворот. К власти приходит Партия арабского социалистического возрождения (БААС), которую в декабре того же 1963 года вновь свергли военные во главе с Абделем Салямом Арефом. Ряд лидеров партии БААС казнены, Саддам Хусейн арестован, в тюрьме его пытали.

Впрочем, политическая неразбериха в Ираке не помешала дальнейшим поставкам советской военной техники. Так, в 1967 году в Ирак предположительно были поставлены 4 рейдовых тральщика проекта 255К. Водоизмещение — 140/160 т. Длина — 38 м, ширина — 5,8 м, осадка — 1,6 м. ЭУ — 2 дизеля 3Д-12, 900 л.с. Скорость — 12,5 уз. Дальность плавания — 2400 миль (7,1 уз.). Экипаж — 35 чел. Вооружение: тралы МТ-3, ОПТ, ПЭМТ-4, БАТ-2, 2х2 12,7-мм крупнокалиберных пулемета ДШК.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Рейдовый тральщик проекта 255К. Общий вид


А в марте 1969 году в Ирак были поставлены уже 2 морских тральщика проекта 254К (предположительно бывшие Т-89, переданы в состав ВМФ 25.06.1968 года, Т-822 передан 20.04.1967 года), получивших названия в честь побед арабских завоевателей над персами: "Аль Ярмук" (б/н 465, затем 412), потоплен в январе 1991 года авиацией НАТО, "Аль Кадисиа" (б/н 467, затем 417), поврежден британским вертолетом «Линкс» ПКР «Си Скьюа» 30.01.1991 года, выбросился на берег о. Файлака в Персидском заливе и выгорел. Водоизмещение — 535/569 т. С усиленным артиллерийским вооружением и модернизированным тральным оборудованием (МТ-2, ГАС "Тамир-11", РЛС "Линь" и "Рым-К"); Вооружение: 2х2 37-мм АУ В-11М; 2х2 25-мм АУ 2М-3М.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Морской тральщик проекта 254К. Общий вид


17 июля 1968 партия БААС вновь пришла к власти. 9 апреля 1972 года заключен договор между Ираком и СССР о дружбе и кооперации, и возобновились поставки советской военной техники. В порты Ирака продолжили заходить советские военные корабли.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


В 1972 году из СССР было поставлено 3 малых ракетных катера проекта 183Р, построенные на базе ТКА проекта 183, ставших первыми ракетными катерами в составе ВМС Ирака. Водоизмещение — 66,5/77,5 т. Длина — 25,5 м, ширина — 6,2 м, осадка — 1,5 м. ЭУ — 4 дизеля М50Ф, 4800 л.с. Скорость — 39 уз. Дальность плавания — 1000 км при скорости 12 узлов и 500 км при 26 узлах. РЛС "Рангоут", СУО "Клен". Вооружение: 2х1 ПУ ПКР П-15, 2х2 25-мм АУ 2М-3М. Экипаж — 27 чел.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Малый ракетный катер проекта 183Р. Общий вид


РКА проекта 183Р недолго по сравнению с другими кораблями прослужили в ВМС Ирака, по крайней мере, к моменту вторжения в Кувейт в августе 1990 года их в составе ВМС уже не было.

В том же 1972 году из СССР были поставлены и первые 3 единицы РКА проекта 205. Длина — 38,6 м, ширина — 7,6 м, осадка — 1,8 м. ЭУ — трехвальная, 3 дизеля М503А2, 12000 л.с. Скорость — 42 уз. Дальность плавания — 1800 миль при скорости 14 узлов. Экипаж — 26 чел. РЛС «Рангоут», МР-104 «Рысь». Вооружение: 2х2 АУ АК-230, 4х1 ПУ ПКР П-15. Поставленные РКА получили наименования «Канун Атх-Тхани» (б/н 6), «Нисан» (б/н 7), «Хазирани» (б/н 15). Еще один аналогичный катер проекта «Тамуз» (б/н 17) был поставлен в феврале 1983 года, уже во время ирано-иракской войны.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Большой ракетный катер проекта 205. Общий вид


В 1974-1975 г.г. Ираку были поставлены 5 единиц пограничных сторожевых катеров проекта 1400 "Гриф" (1 единица в июле 1974 года, 2 единицы в январе 1975 года , 1 единица в сентябре 1975 года, 1 единица в ноябре 1975 года) с алюминиевым корпусом, получивших бортовые номера №№123-127. Длина — 23,8 м, ширина — 5,15 м, осадка — 1 м. ЭУ — 2 дизеля М-401, 2 винта, 2200 л. с. Скорость — 29 уз. Дальность плавания — 400 миль при скорости 12 узлов. Экипаж — 9 чел. (1 офицер, 2 мичмана). Вооружение 2х1 14,5-мм ЗПУ 2М-7. К 20 марта 2003 года, т. е. К началу операции «Свобода Ираку» в составе ВМС Ирака оставалось еще 2 единицы ПСКа проекта 1400М «Гриф» (в неисправном состоянии).

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Пограничный сторожевой катер проекта 1400МЭ. Общий вид


Продолжились и поставки РКА проекта 205ЭР. Всего было поставлено 9 единиц (2 единицы в апреле 1974 года, 2 единицы в ноябре 1974 года, 2 единицы в январе 1975 года, 1 единица в январе 1976 года, 1 единица в феврале 1977 года): «Сад» (б/н 18), «Кхалид Ибн» (б/н 19), «Аль Валид» (б/н 21), №№22, 23. Таким образом, количество РКА этого проекта в иракском ВМФ выросло до 13 единиц.

В 1975 году в Ирак были поставлены 3 рейдовых тральщика проекта 1258: б/н № №421, 423, 425 (бывшие зав. №№20-22). ЭУ — 2 дизеля 3Д12, 600 л.с. Скорость — 12 уз. Дальность плавания — 300 км при скорости 10 уз. Экипаж — 10 чел. (1 оф.) + 2-3 водолаза-сапера. Навигационная РЛС "Миус", подкильная ГАС МГ-7. Запас топлива — 2,7 т. Впоследствии тральщики были переоборудованы в гидрографические суда. Вооружение: 1х2 25-мм 2М-3М.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Рейдовый тральщик проекта 1258. Общий вид


Вскоре к власти пришел Саддам Хусейн, который, как и любой уважающий себя диктатор, захотел иметь сильный флот.

В первую очередь было решено купить десантные корабли. С этой целью в 1976-1979 гг. в Польше в Гдыне на верфи "Сточни маринарки воена" было построено 4 средних десантных корабля проекта 773К. Водоизмещение: 1192/1305 т. Длина — 81,3 м, ширина — 9,7 м, осадка — 2,4 м. ЭУ — двухвальная, 2 дизеля, 4400 л.с. Скорость — 15 уз. Дальность плавания — 2600 миль при скорости 12 узлов. Экипаж — 45 чел. (6 оф.). Вооружение: 2х18 140-мм РСЗО WM-18 — 180 выстрелов М-14-ОФ, 2х2 30-мм АУ АК-230 — СУ МР-104 «Рысь», РЛС "Донец-2", аппаратура госопознавания — «Нихром», радиопеленгатор АРП-50Р. Десантовместимость: 350 т, 6 ПТ-76, 180 человек. СДК получили названия: "Аттика" (б/н 72) — 3.05.1976/?/1976, потоплен в январе 1991 года американскими самолетами; "Джанада" (б/н 74)- 16.10.1976/?/1977, потоплен в ноябре 1980 года иранским самолетом; "Ганда" (б/н 76) 5.01.1978/?/1978; "Ноух" (б/н 78) — 5.02.1979/?/1979, потоплен в январе 1991 года американскими самолетами.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Средний десантный корабль проекта 773. Общий вид


Впрочем, Ирак не ограничился военно-техническим сотрудничеством только с СССР. Поскольку он объявил себя "неприсоединившейся страной", то у него были развитые связи с Югославией, лидер которой маршал Тито считал себя "лидером стран Третьего мира". Югославия обладала довольно развитой судостроительной промышленностью, поэтому Ирак стал там заказывать военные корабли.

Так, в 1977 году в Сплите, на верфи "Brodogradilište specijalnih objekata", был заложен крупнейший иракский корабль — фрегат Ibn Marjid (первоначальное название — Ibn Khaldoum), который был спущен на воду в 1978, а передан ВМС Ирака в 1980 году, вступил в ВМС Ирака 21 марта 1980 года. Водоизмещение — 1850 т. Длина — 96,7 м, ширина — 11,2 м, осадка — 4,5 м. ЭУ — двухвальная, 1 ГТУ Rolls-Royce TM3B (22300 л.с.), 2 дизеля MTU 16V956 TB91 (7100 л.с.). Скорость — 26 уз. Дальность плавания — 4000 миль при скорости 20 узлов. Экипаж — 92 + 100 чел. Вооружение: 1 57-мм АУ Bofors, 1 40-мм АУ Bofors, 4х2 20-мм АУ Oerlikon, 2х1 533-мм ТА. Фрегат получил б/н 507 и использовался как учебное судно. 8 февраля 1991 года он был поврежден американскими палубными штурмовиками A-6 "Intruder" в Умм-Касре, не восстанавливался, в 2003 захвачен США и в конце 2003 года разделан на металл в Басре.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Фрегат Ibn Marjid ВМС Ирака


История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Общий вид индонезийского учебного фрегата KI HAJAR DEVANTARA югославской постройки, аналогичного иракскому фрегату Ibn Marjid


Там же, в Югославии, в 1978 году было куплено спасательное судно типа "Спасилац", которое можно было использовать как корабль снабжения, заложенное Brodogradilište "Tito" в Белграде для ВМС Югославии, спущенное на воду в 1977 году. Водоизмещение — 1590 т. Длина — 55,5 м, ширина — 12 м, осадка — 4,3 м. ЭУ — двухвальная, 2 дизеля, 4340 л.с. Скорость — 13 уз. Экипаж — 53 чел. + 19. Грузоподъемность: 250 т грузов + 490 т топлива. Судно получило название "Aka" и бортовой номер №A 51. Впоследствии было повреждено американской авиацией в 1991 году, в марте 2003 года потоплено у пирса.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Спасательное судно типа "Спасилац" ВМС Хорватии


В том же 1978 году в Югославии было куплено 6 речных патрульных катеров типа "ПЧ 15". Водоизмещение: стандартное — 17,5 т, полное — 19,5 т. Длина: 16,87 м, ширина — 3,9 м, осадка — 0,65 м. Скорость полного хода: 16 узлов. Дальность плавания: 160 миль при скорости 12 узлов. Силовая установка: 2х165 л.с., дизель. Вооружение: 1х1 20-мм АУ M 71, 2х1 пулемета 7,62 мм. Экипаж: 6 чел.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Речные патрульные катера типа "ПЧ 15" ВМС Югославии


Впрочем, было решено купить и более крупные корабли, поэтому в Италии были заказаны 4 фрегата УРО типа Lupo водоизмещением 2213/2525 т, с основным вооружением 8х1 ПУ ПКР Otomat/Teseo Mk1/2, 1х8 ПУ Mk29 Mod.2 ЗРК Albatros (ЗУР 8 Aspide) и 6 корветов УРО типа Assad водоизмещением 685 тонн и основным вооружением: 2х2 ПУ ПКР Otomat, 1х8 ПУ ЗРК Albatros, танкер снабжения типа Stromboli и плавучий док.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Корвет УРО типа Assad


Строительство всех этих кораблей было закончено в 1983-1986 годах, однако в Ирак они так и не прибыли — ввиду того, что иракская сторона в условиях Ирано-иракской войны смогла заплатить только 441 млн. долл. из стоимости их постройки. Все корабли оставались в Италии до конца Ирано-иракской войны. В 1986 году переданные Ираку первыми танкер А 102 Agnadeen (типа Stromboli) и плавучий док перешли из Италии в Александрию (Египет), однако дальнейший их переход в Ирак не состоялся из-за боевых действий.

Фрегаты впоследствии были включены в состав ВМФ Италии, где получили названия:

— F582 Artigliere (ex-F14 Hittin) — заложен на верфи Fincantieri S.p.A. (Ancona) 31.03.1982 года, спущен на воду 27.07.1983 года, передан флоту 01.01.1992 года, вступил в состав флота 29.10.1994 года;
— F583 Aviere (ex-F15 Thi Qar) — заложен на верфи Fincantieri S.p.A. (Ancona) 3.09.1982 года, спущен на воду 18.12.1984 года, передан флоту в 1992 году, вступил в состав флота 4.01.1995 года;
— F584 Bersagliere (ex-F16 Al Yarmouk) — заложен на верфи Fincantieri S.p.A. (Ancona) 7.04.1982, спущен на воду 20.06.1985 года, передан флоту в 1992 году, вступил в состав флота 28.11.1995 года;
— F585 Granatiere (ex-F17 Al Qadisiya) — заложен на верфи Fincantieri S.p.A. (Ancona) 1.12.1983 года, спущен на воду 14.11.1985 года, передан флоту в 1992 году вступил в состав флота 20.03.1996 года.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Фрегат F584 Bersagliere (ex-F16 Al Yarmouk) ВМС Италии


Аналогичная судьба постигла и корветы типа Assad, построенные в 1987-88 гг., 4 проданы Малайзии 27.10.1995 года (первые два, отправлены в январе 1996 года) и 20.02.1997 года (остальные два, отправлены 30.07.1999 года), где получили названия:
—134 Laksamana Hang Nadim (ex-F216 Kalid ibn al Walid) — заложен на верфи CNR (Breda, Mestre) 3.06.1982, спущен на воду 5.07.1983 года, вступил в состав флота 28.07.1997 года;
—135 Laksamana Tun Abdul Gamil (ex-F218 Saad ibn abi Wakkad) — заложен на верфи CNR (Breda, Marghera) 17.08.1982 года, спущен на воду 30.12.1983 года, вступил в состав флота 28.07.1997 года;
—136 Laksamana Muhammad Amin (ex-F214 Abdullah ibn abi Sern) — заложен на верфи CNR (Breda, Mestre) 22.03.1982 года, спущен на воду 5.07.1983 года, вступил в состав флота в июле 1999 года;
—137 Laksamana Tun Pusman (ex-F215 Salah Abdin Ayoobi) — заложен на верфи CNR (Breda, Marghera) 17.09.1982 года, спущен на воду 30.03.1984 года, вступил в состав флота в июле 1999 года.

История ВМФ Ирака. Часть 1. Начало (1958-1980 гг.)


Корвет 136 Laksamana Muhammad Amin (ex-F214 Abdullah ibn abi Sern) ВМС Малайзии


2 корабля: F210 Mussa Ben Nissair (заложен 15.01.1982 года, спущен на воду 22.10.1982 года) и F211 Tariq Ibn Ziad (заложен 20.05.1982 года, спущен на воду 8.07.1983 года), формально вступившие в состав ВМС Ирака (17.09.1986 года и 9.10.1986 года), остались в Ла-Специи (Италия), и речь об их судьбе пойдёт дальше.

По материалам сайтов:
http://bintel.com.ua/ru/guests/print/voenno-morskie-sily-iraka3/
http://www.airwar.ru/index.html
http://topwar.ru/
http://www.militaryparitet.com/
http://forums.airbase.ru/
http://navyworld.narod.ru/index.html
http://russian-ships.info/
http://ryadovoy.ru/forum/index.php
http://waronline.org/mideast/iraq_navy.htm
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Karlsonn 7 октября 2014 10:59
    Нормальненько так, пересели с верблюдов на фрегаты.
    Жду продолжения, спасибо и +.
    1. Разумный,2,3 7 октября 2014 23:49
      Очень сущно.В ираке флот есть?
      Разумный,2,3
      1. Karlsonn 8 октября 2014 06:04
        Цитата: Разумный,2,3
        .В ираке флот есть?


        Да есть, на его восстановление, после операции "Свобода Ираку" 2003 году, понадобилось в общей сложности 8 лет и порядка 1 млрд. долларов.
  2. Demetry 7 октября 2014 12:12
    Первыми боевыми кораблями иракского флота стали 12 больших торпедных катеров проекта 183, переданные стране с 1959 по 1961 годы (2 единицы в 1959, 4 единицы в ноябре 1960 года, 6 единиц в январе 1961 года). Катера получили названия «Аль Адриси», «Аль Бахи», «Аль Шааб», «Аль Тами», «Алеф», «Ибн Саид», «Ламаки», «Рамадан», «Шулаб», «Тамур», «Тарек Бен Заид»

    Никто не сообщает название 12-го катера.
    Продолжились и поставки РКА проекта 205ЭР. Всего было поставлено 9 единиц (2 единицы в апреле 1974 года, 2 единицы в ноябре 1974 года, 2 единицы в январе 1975 года, 1 единица в январе 1976 года, 1 единица в феврале 1977 года)

    Ну как не считал получается 2+2+2+1+1=8
    Demetry
  3. Prager 30 октября 2014 16:50
    спасибо за интересную статью. проплюслвал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня