История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

После окончания ирано-иракской войны в 1988 году Саддам Хусейн решил, что наконец-то настало время достроить свой океанский флот. СССР не мог ничего предложить, кроме СКР проекта 1159 с устаревшими ПКР П-15. Аналогичная картина наблюдалась и в Югославии, где фрегаты "Сплит" были переработанными СКР проекта 1159. Поэтому решено было выкупить заказанные в Италии корабли, благо к тому времени они уже были достроены, а деньги у Ирака водились.

Появились намерения создать и свой подводный флот. В той же Италии иракские представители планировали заказать 3 ДЭПЛ «Назарио Сауро» (одну из них в качестве учебной) и планировали получить 6 мини-ДЭПЛ SX-706, заказанных и построенных в 1985 году на верфи COS.M.O.S. в Ливорно. Водоизмещение: 78/83 т. Длина — 25,2 м, ширина — 2,02 м, осадка — 4,0 м. ЭУ — одновальная, 1 ДГ, 1 ГЭД, 300 л.с. Скорость — 8,5/6 уз. Дальность плавания — 1600/7 (надв.), 60/4,5 (подв.). Экипаж — 5 чел. + 8 пловцов, 2 подводных аппарата или 2050 т груза.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Общее расположение СМПЛ SX706



Для возмещения потерь в десантных кораблях в Дании были заказаны 3 десантных корабля водоизмещением 3 500 тонн, а также вспомогательное судно и яхта для Саддама Хусейна. Впрочем, из всего заказанного иракцы успели получить только яхту.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Яхта Qadissiyat Saddam, построенная в Дании


Впрочем, не был забыт и СССР. У него было заказано 4 больших ракетных катера экспортного проекта 1241РЭ. Водоизмещение 385/455 т. Длина — 56,1 м, ширина — 10,2 м, осадка — 2,65 м. ЭУ — 4 ГТУ, 32000 л.с. Скорость — 42 уз. Дальность плавания — 1800 морских миль при скорости 13 узлов. Автономность 10 суток. Экипаж — 41 чел. (5 оф.). Вооружение: 2х2 ПУ КТ-138Э (ПКР П-20М), 1 76-мм АУ АК-176 (314 выстрелов) — СУ МР-123 «Вымпел-А», 1х4 ПУ МТУ-40С с ПЗРК 9К32М «Стрела-2М» (ЗУР 9М32М) или 9К34 «Стрела-3» (ЗУР 9М36) или «Стрела-3М»- 16 ЗУР, 2х6 АУ 30-мм АК-630 (2000 выстрелов).

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Большой ракетный катер проекта 1241РЭ. Общий вид


Первый из ракетных катеров (бывший Р-600) был получен 22 мая 1990 года, до начала агрессии в Кувейт.

Также были заказаны 3 малых противолодочных корабля проекта 12412ПЭ. Водоизмещение: 425/495 т. Длина — 58,5 м, ширина — 10,2 м, осадка — 2,14 м. ЭУ — 2 дизеля М-521-ТМ-5, 2 винта, 17330 л.с. Скорость — 32 уз. Дальность плавания — 2200 морских миль при скорости 20 узлов, 3000 морских миль при скорости 12 узлов. Экипаж — 39 чел. (7 оф.). Вооружение: 2х5 РБУ-1200М (30 РГБ-12), 1 76-мм АУ АК-176, 1х4 ПУ «Фаста-М» для ПЗРК «Игла-2М» (16 ЗУР), 1х6 30-мм АК-630М, 4х1 533-мм ТА (2 СЭТ-65Э и 2 53-65КЭ)

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Малый противолодочный корабль проекта 12412ПЭ. Общий вид


До августа 1990 года Ирак успел получить 1 МПК проекта 1241ПЭ.

Для береговой охраны Ирака были заказаны 7 пограничных сторожевых катеров проекта 02065 «Вихрь-III», созданных на базе торпедного катера проекта 206-М «Вихрь-II», строившихся на Владивостокском ССЗ. Водоизмещение 207/251 т. Длина — 40,15 м, ширина — 7,6 м, осадка — 1,8 м. ЭУ — трехвальная, 3 дизеля М520ТМ-5, 15000 л.с. 3 ВФШ, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт. Скорость — 45 уз. Дальность плавания — 1700 миль при скорости 12 узлов, 800 миль при скорости 20 узлов, 400 миль при скорости 36 узлов. Экипаж — 32 чел. (5 оф.). РЛС «Рангоут», РЛС РТР «Накат», НРЛС «Лиман», аппаратура госопознавания — ответчик «Нихром-Р», комплекс РЭБ СПО-3. Вооружение: 1х4 ПУ ПЗРК «Стрела»; 1х1 76-мм АУ АК-176 (152 выстрела) — СУ МР-123-02 «Вымпел-АМЭ», 1х6 30-мм АУ АК-630- 2000 выстрелов; 12 глубинных бомб.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Пограничный сторожевой катер проекта 02065 «Вихрь-III»


Из заказанных кораблей Ирак успел получить 3 пограничных сторожевых катера проекта 02065 «Вихрь-III» (бывшие зав.№305, 306, ?).

Именно по иракскому заказу ЦКБ-18 в Ленинграде начали проектировать новейший тип подводных лодок, получивших шифр «Амур», тот самый, из которого выросли подводные лодки проекта 677 «Лада».

Предпринимались попытки начать собственное строительство военных кораблей. Так, поставленный в феврале 1983 года из СССР ракетный катер "Тамуз" (б/н 17) проекта 205, по всей видимости, призван был стать эталоном для серии, построенной в Басре. Аналогичное предположение можно сделать и в отношении закупленных в 1984-1985 гг. в Югославии 15 патрульных кораблей типа "PB 90". Однако далее подготовки стапелей у иракцев дело не пошло, и в течение ирано-иракской войны на своих верфях они построили около 80 малых катеров типа «Савари». Это небольшие и конструктивно примитивные плавсредства водоизмещением от 7 до 80 тонн, вооруженные пулемётами, использовались для патрулирования на реке Шатт-эль-Араб и в акватории 150 миль от побережья страны. Катер «Савари» способен развивать скорость до 25 узлов. Основное боевое задание — скрытая установка минных заграждений, для чего на этих плавсредствах предусмотрены минные ангары и специальное оборудование, рассчитанные на 4-12 контактных якорных мин типа LUGM-145 иракской разработки и производства.

Для высадки морских десантов в составе республиканской гвардии имелось 2 бригады морской пехоты, которые включали в себя два-три батальона, вспомогательную роту и батарею легкой артиллерии и/или минометную батарею. Задачей морской пехоты являлась разведка и удары из засад, она также использовались в качестве арьергарда и резерва для захвата ключевых целей перед наступлением основных сил, высадки в тылу врага. Во время войны с Ираном Ирак достаточно неохотно и с меньшим успехом использовал свою морскую пехоту по сравнению с противником. Десантные батальоны по численности и вооружению уступали пехотным и представляли собой легкую пехоту. Они включали в себя штабную, административную роту и роту материально-технического обеспечения боя. В состав последней входили противотанковый (четыре ПТУР, четыре безоткатных орудия) и минометный (шесть 82-мм минометов) взводы, а также разведывательный взвод. В состав каждой роты батальона морской пехоты входили штабной (один БТР, два-три грузовика), оружейный и три десантных взвода. Десантные взводы включали в себя штаб и три отделения по 10 человек. Оружейный взвод имел несколько легких грузовиков, четыре 12,7-мм пулемета, три 60-мм миномета и двенадцать РПГ-7 (последние по мере необходимости придавались отделениям). В качестве бронетехники использовались советские плавающие танки ПТ-76 и бразильские БТР ЕЕ-11 "Уруту".

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Иракский танк ПТ-76


История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)


Плавающий бразильский бронетранспортер ЕЕ-11 "Уруту"


Для береговой обороны были предназначены закупленные в Китае 3 батареи противокорабельных ракет HY-2 Silkworm, являющихся потомками советской ПКР П-15 «Термит». Пуск HY-2 осуществляется с наземной пусковой установки рельсового типа. Полёт на начальном участке проходит на высоте 1000 метров, после перехода ракеты на маршевый двигатель высота полёта снижается до 100—300 метров. На конечном участке полёта, после включения АРГСН, ракета снижается до высоты 8 метров над поверхностью моря, вплоть до попадания в цель. Вероятность поражения с одного выстрела оценивается в 90%.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Пусковая установка ПКР HY-2 Silkworm


Столь активные действия Ирака, разумеется, не могли не встревожить Иран, с завистью смотревший на столь активное переворужение "заклятого соседа", поэтому иранцы заявили, что не допустят появления столь крупных иракских кораблей в Персидском заливе и готовы применить военную силу для недопущения их там… Впрочем, Саддам Хусейн выбрал себе новую цель — Кувейт.

Иракские ВМФ приняли в активное участие во вторжении в Кувейт. Так, иракская морская пехота, высадившись с катеров, атаковала столицу страны Эль-Кувейт со стороны побережья. Кувейтцы утверждают, что им удалось потопить 4 иракских ракетных катера, в свою очередь, иракская армия заявила, что потопила 17 кувейтских военных кораблей различных классов.

Впрочем, иракский флот получил и ценный "приз" — 6 ракетных катеров ВМС Кувейта, построенных в Германии. Первый — типа FPB-57 (P5703 Sabhan). Водоизмещение 353/398-410 т. Длина — 58,1 м, ширина — 7,62 м, осадка — 2,83 м. ЭУ — 4-вальная, 4 дизеля MTU 16V538 TB92, 15610 л.с. Скорость — 36 уз. Дальность плавания — 1300/30. Экипаж — 40 чел. (5 оф.). Вооружение: 4 ПКР MM40 Exocet; 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 40-мм АУ OTO Melara, 2 12,7-мм пулемета.

И пять катеров — типа TNC-45 (P4501 Al Boom, P4503 Al Betteen, P4507 Al Saadi , P4509 Al Ahmadi, P4511 Al Abdali). Водоизмещение 231/259 т. Длина — 44,9 м, ширина — 7,4 м, осадка — 2,3 м. ЭУ — 4-вальная, 4 дизеля MTU 16V538 TB92, 15600 л.с. Скорость — 41,5 уз. Дальность плавания — 500/38,5, 1500/16. Экипаж — 32 чел. (5 оф.). Вооружение: 4 ПКР MM40 Exocet; 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 40-мм АУ Breda, 2 12,7-мм пулемета.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Кувейтский ракетный катер типа TNC-45


Захваченные ракетные катера были немедленно включены в состав ВМФ Ирака.

Таким образом, к началу войны в Заливе иракские ВМС насчитывали 5000 человек и имели в своем составе:
— учебный 1 фрегат Ibn Marjid (борт. номер 507) югославской постройки;
— 1 малый противолодочный корабль проекта 1241.2ПЭ советской постройки;
— 9 патрульных кораблей «РВ-90» югославской постройки;
— 15 ракетных катеров (9 иракских + 6 захваченных в Кувейте):
1 большой ракетный катер проекта 1241РЭ советской постройки;
8 ракетных катеров проекта 205, советской постройки;
5 ракетных катеров типа TNC-45 немецкой постройки (захвачены в Кувейте);
1 ракетный катер типа FPB-57 немецкой постройки (захвачен в Кувейте);
— 6 торпедных катеров проекта 183 советской постройки;
— 3 пограничных сторожевых катера проекта 02065 «Вихрь-III» советской постройки;
— 5 единиц пограничных сторожевых катеров проекта 1400 "Гриф";
— 6 речных патрульных катеров типа "ПЧ 15" югославской постройки;
Минно-тральные силы имели в своем составе:
— 2 морских тральщика проекта 254К советской постройки;
— 3 рейдовых тральщика проекта 1258 советской постройки;
— 4 рейдовых тральщика проекта 255К советской постройки (?);
— 3 речных минных тральщика "MS 25" типа Nestin югославской постройки.
Десантно-высадочные средства:
— 3 танкодесантных корабля типа «Аль Захра» (Al-Zahra) финской постройки;
— 3 СДК проекта 773 польской постройки;
— 6 десантных катеров на воздушной подушке типа SR.№6 английской постройки.
Большое количество (около 100) моторных катеров и лодок.
В составе вспомогательных сил числилось спасательное судно "Aka" типа "Спасилац", которое можно было использовать как корабль снабжения, югославской постройки.
Береговые части:
— 2 бригады морской пехоты (в составе республиканской гвардии);
— 3 батареи противокорабельных ракет HY-2 Silkworm;

С началом американских операций — сначала "Щит в пустыне", а затем "Буря в пустыне", — иракские адмиралы приняли единственную верную тактику, укрыв наиболее ценные корабли в Басре, и произвели минирование северной части Персидского залива, особенно на подступах к десантоопасным участкам побережья Кувейта. На иракских минах подорвались американский вертолетоносец "Триполи" (LPH-10) типа "Иводзима" и крейсер УРО "Принстон" (CG-59) типа "Тикондерога", а эсминец "Пол Фостер" (DD-964) типа "Спрюэнс" налетел на старую японскую мину, которая не взорвалась.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Поврежденный американский вертолетоносец "Триполи" в доке


История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Подорвавшийся на иракской минах американский крейсер "Принстон", "склеенный" за 100 млн. долларов


Когда на минах подрывался крейсер "Принстон" и потом, в течение долгих часов, ни один из американских кораблей не отважился приблизиться к погибающему на глазах крейсеру. Смелости и умения хватило лишь у канадского фрегата "Атабаскан", сумевшего благополучно преодолеть минное заграждение и доставить на борт "Принстона" аварийную партию и материалы для экстренного ремонта корпуса.

Крейсер "Принстон", треснувший от взрыва пополам, был "склеен" за 100 млн. долларов.

В тралении этих мин приняли участие морские тральщики и вертолеты-тральщики США, Англии, Бельгии и ФРГ. Всего за январь—февраль 1991-гo года ими было вытралено 112 мин, в основном советского производства, типа АМД, КМД "Краб". Тем не менее, до конца боевых действий ни одно подразделение союзных войск не было десантировано на берег.

В свою очередь, американцы и их союзники начали настоящую охоту за иракскими кораблями, применяя удары авиации и ПКР и даже 406-мм орудия линейного корабля "Висконсин" типа "Айова", стоимость снарядов которых была гораздо больше, чем уничтоженных ими иракских катеров. Всего к 3 февраля было уничтожено 7 боевых кораблей и 14 катеров ВМС Ирака, в т. ч. все 6 ракетных катеров, захваченных в Кувейте; РКА проекта 2141РЭ; 6 РКА проекта 205 (еще один поврежден); малый противолодочный корабль проекта 1241.2ПЭ советской постройки; СДК проекта 773 "Ноух" (б/н 78) польской постройки, использовавшийся в качестве минного заградителя; 2 морских тральщика проекта 254 ("Аль Ярмук" (б/н 412) и "Аль Кадисиа" (б/н 417) поврежден британским вертолетом «Си Линкс» ПКР «Си Скьюа» 30.01.1991, выбросился на берег о. Файлака, расположенный в северо-западной части Персидского залива в 20 км северо-восточнее Эль-Кувейта, и выгорел); 1 рейдовый тральщик проекта 1258 (остальные повреждены); 3 патрульных корабля PB 90 югославской постройки, пограничный сторожевой катер проекта 02065 «Вихрь-III» (еще один поврежден), 3 патрульных катера пр. 1400М "Гриф", 6 торпедных катеров проекта 183.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Пуск ПКР "Си Скьюа" с вертолёта "Супер Линкс" ВМС Великобритании


8 февраля 1991 г. были повреждены американскими палубными штурмовиками A-6 "Intruder" в Умм-Касре флагман иракского флота учебный фрегат Ibn Marjid (б/н 507) и спасательное судно "Aka" югославской постройки.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Уничтоженный иракский РКА TNC-45


История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Еще один уничтоженный иракский катер в Эз-Зубайре.


В свою очередь, иракцы предприняли лишь две попытки нанести удар по кораблям многонациональных сил. Выпущенная истребителем Mirage F1EQ-5 противокорабельная ракета AM-39 Exocet была сбита английским ЗРК "Sea Dart" (англ. «морской дротик»), а стартовавшая с берега китайская ПКР HY-2 Silkworm уведена с траектории выставленными пассивными помехами. Впрочем, сами англичане утверждают, что им удалось сбить китайскую ПКР HY-2 Silkworm, и это был первый подтвержденный перехват в боевой обстановке неприятельской противокорабельной ракеты. Ракета была запущена с береговой пусковой установки по американскому линкору USS «Missouri» (BB-63), обстреливавшему иракские войска на побережье. Сопровождавший линкор британский эсминец "Глостер" типа 42 (HMS Gloucester, б/н D 96) обстрелял ракету через 90 секунд после запуска, выпустив зенитную ракету "Sea Dart" в хвост летящей ПКР и сбив ее в воздухе.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Эскадренный миноносец типа 42 «Глостер» (HMS Gloucester, б/н D 96)


При этом 2 атаковавших корабли коалиции в Персидском Заливе иракских Mirage F1EQ-5 были сбиты саудовским летчиком Айхидом Салах эль-Шамрани на американском истребителе F-15C.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Айхид Салах эль-Шамрани


Некоторые иракские моряки по примеру своих коллег из ВВС решили искать убежище в Иране. Так, в Иран перешли ракетный катер проекта 205 "Хазирани" (б/н 15), средний десантный корабль проекта 773 "Ганда" (б/н 76) и пограничный сторожевой катер проекта 02065 «Вихрь-III». Разумеется, иранские ВМС обрадовались подобному «дару с небес» и сразу же включили перешедшие корабли в свой состав. СДК "Ганда" получил в иранских ВМС название "Хенше" и прослужил до 2000 года, когда был списан, а затем потоплен как мишень на учениях. Аналогичная судьба постигла и иракский ракетный катер проекта 205 "Хазирани", который прослужил до начала двухтысячных, пока не был списан из-за недостатка запчастей. Судьбу перешедшего пограничного сторожевого катера проекта 02065 «Вихрь-III» мне отследить не удалось, неизвестно, был ли он включен в состав иранских ВМС.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Потопление бывшего иракского СДК проекта 773 "Ганда" на учениях ВМС Ирана


История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Бывший иракский РКА пр. 205 "Хазирани" в ВМС Ирана


Таким образом, к 24 февраля началу операции "Сабля в пустыне" иракский флот был полностью уничтожен.

В период времени с 1991 года по 2003 год иракские ВМФ представляли собой довольно унылое зрелище, хотя и предпринимались попытки восстановления их боеспособности. Так, в 1999 году был отремонтирован и вернулся в строй РКА проекта 205, а в 2000 году сторожевой катер проекта 02065 «Вихрь-III». В Басре строились 80 моторных лодок иракской постройки типа Sawari длиной 12м, вооружение — пулемёты, на некоторых 1х1 30мм АУ. В 1999 году была восстановлена боеспособность 3 батарей китайского ПКРК HY-2 Silkworm.

Кроме того, в неисправном состоянии находились (по западным данным):
— 6 патрульных катеров типа Vosper PBR (в Басре);
— 2 патрульных катера югославской постройки типа PB-90 (в Al Zubayr), один из них в феврале 2003 обнаружен близ пирса в Аз-Зубайре полузатопленным и поднят США;
— 2 патрульных катера пр. 1400М "Гриф" (в Al Zubayr);
— 3 патрульных катера типа SRN-6 (в Al Zubayr);
— 2 тральщика югославской постройки типа Nestin (в Басре);
— 1-2 тральщика пр. 1258 (в Басре);
— 5-6 катеров типа Harbour (в Басре).

Когда 20 марта 2003 года началась американская операция "Свобода Ираку", иракские ВМФ уже ничего не могли противопоставить американцам.

Впрочем, американская авиация потопила последние иракские корабли. Так, были повреждены и потоплены упоминавшиеся выше сторожевой катер проекта 02065 «Вихрь-III» и РКА проекта 205, спасательное судно типа "Спасилац" "Aka" (б/н A 51), 1 патрульный катер PB-90, который был потоплен 21 марта 2003 г. американским самолетом огневой поддержки AC-130, а также 3 речных минных тральщика типа "MS 25" югославской постройки.

История ВМФ Ирака. Часть 3. От вторжения в Кувейт до "Свободы Ираку" (1990-2003 гг.)

Иракский речной минный тральщик типа "MS 25" югославской постройки, захваченный англичанами


По материалам сайтов:
http://bintel.com.ua/ru/guests/print/voenno-morskie-sily-iraka3/
http://www.airwar.ru/index.html
http://topwar.ru/
http://www.militaryparitet.com/
http://forums.airbase.ru/
http://navyworld.narod.ru/index.html
http://russian-ships.info/
http://ryadovoy.ru/forum/index.php
http://waronline.org/mideast/iraq_navy.htm
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. профессор 9 октября 2014 10:41
    Хорошая серия стаей. good С удовольствием почитаю о флоте других стран региона.
    1. svp67 9 октября 2014 10:48
      Цитата: профессор
      Хорошая серия стаей
      Поддерживаю.
      1. Роман 1977 9 октября 2014 11:29
        Спасибо, что оценили, выкладываю еще несколько фотографий иракских кораблей, югославской постройки, не вошедших в основной текст статьи:

        фрегат "Ibn Marjid"

        спасательное судно тип "Спасилац" "Aka" бортовой № A 51

        речной минный тральщик тип "MS 25"

        речной минный тральщик тип "MS 25" в 2003 г. в поврежденном состоянии захваченный англичанами

        патрульный корабль тип "PB 90"
  2. тлауикол 9 октября 2014 12:25
    спасибо. оч познавательно
  3. Денимакс 9 октября 2014 18:06
    Для подлодки 80т водоизмещения, груз 2000 тонн будет не под силу.
    А так серия интересная, показывает на практике, что маленькая пустынная страна могла наносить потери противнику, который только пиарится о своей всевидимости и неуязвимости.
  4. Prager 2 ноября 2014 15:43
    Роман, спасибо за интересную статью, с удовольствием прочитал и проплюсовал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня