История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)

После захвата американцами главной военно-морской базы (ВМБ) Ирака Умм-Каср в марте 2003 года там было обнаружено 6 катеров типа "Савари-7", переоборудованных в минные заградители. 4 из них на плаву и 2 затоплены, но вскоре подняты на поверхность и использованы ВМС США для траления фарватеров базы.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)

Очистка американскими военнослужащими акватории Умм Касра с использованием катера собственно иракского проекта типа Sawari, построенного в Басре


Начавшие строительство новой иракской армии американцы обращали внимание в первую очередь на сухопутные войска, которые можно было бросить против развернувшегося в стране партизанского движения. Тем не менее, в январе 2004 года было объявлено о создании иракских сил береговой обороны, насчитывавших сначала 214 добровольцев, которые 1 октября того же года приступили к патрулированию. К моменту официального воссоздания ВМС Ирака в январе 2005 года в стране имелось лишь 5 патрульных катеров типа "Насир" (проект Predator 81), построенных в Тайване. Несмотря на то, что они были сравнительно новые (все строились в 2000-2002 гг.) и имели современный вид, они почти 2 года хранились под открытым небом в ОАЭ и за это время в значительной степени пришли в негодность. Именно поэтому уже в феврале 2004 года первые два катера РС-102 и РС-103 были поставлены на ремонт в сухой док в Джебель Али. После ремонта катера 30 апреля 2004 года совершили переход из Манамы (Бахрейн) в иракский порт Умм-Каср, став, таким образом, первыми боевыми катерами возрождённых ВМС Ирака. К январю 2005 года в Ирак прибыли остальные 3 катера: б/н РС-101, РС-104 и РС-105, объём ремонтных работ на которых был несколько меньшим.


История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)

Первая боевая единица возрождённых ВМС Ирака — патрульный катер Р-102 типа "Насир"


Одновременно на территории самого Ирака, на судостроительном заводе в Басре, силами американских и иракских специалистов были доведены до ограниченно боеспособного состояния 2 патрульных катера собственно иракского проекта типа «Аль-Убур» (Al Uboor). После ввода в боевой состав ВМС Ирака они время от времени выходили в море. Использовались в основном в качестве учебных и вспомогательных катеров, а уже в 2010 году их зачислили в резерв.

7 патрульных катеров оказалось крайне мало даже для небольших ВМС Ирака. Более того, они не совсем отвечали современным требованиям. В частности, на катерах большого размера плохо размещались абордажные партии (из-за малых помещений и небольшой верхней палубы) и надувные моторные лодки. Более того, выяснилось, что судостроительные мощности в Басре сохранили свою работоспособность. Поэтому на основе проекта "Аль-Убур" было решено построить новый более совершенный патрульный катер, проект которого получил название "Аль-Фао". 17 февраля 2005 года с целью поддержки местной экономики был подписан контракт на строительство шести новых иракских патрульных катеров. Первый катер проекта РС-201 или Al-Faw-1 был введен в боевой состав ВМС Ирака через полгода после начала строительства, а последний серии — РС-206 или Al-Faw-6 — 17 июля 2006 года, то есть по истечении 18 месяцев с момента подписания контракта.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)

Патрульный катер ВМС Ирака РС-201 Al-Faw-1


В 2005-2008 годах США передали новым ВМС Ирака 10 лёгких быстроходных катеров (фактически моторных лодок с жёстким корпусом и подвесными бензиновыми моторами).

После вывода американских войск 11 ноября 2008 года было официально объявлено о создании новых ВМС Ирака.

В настоящее время иракские ВМС насчитывают около 1500 человек и имеют в своем составе:

— 4 патрульных корабля Saettia MK4 итальянской постройки (бортовые номера: PS 701, PS 702, PS 703, PS 704). Водоизмещение: 340/427 т. WPC (береговая охрана). Длина — 52,85 м, ширина — 8,1 м. ГЭУ — 4-вальная, 4 дизеля Isotta-Fraschini V1716 T2MSD, 12660 л.с. Скорость — 32 уз. Экипаж — 78 чел. Вооружение: 1 25-мм АУ OTO Melara KBA.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)


— 2 патрульных кораблей типа OSV 401 американской постройки (Al Basrah OSV 401 и Al Fayhaa OSV 402). Переданы в декабре 2012 года. Корабли имеют стальную конструкцию корпуса с алюминиевой надстройкой. Полное водоизмещение корабля 1400 тонн, длина 60 метров, ширина 11.2 метра, углубление в полном грузу 3,8 метра. Энергетическая установка включает два дизельных двигателя Caterpillar 3516C мощностью по 3150 л.с. с водометными движителями. Максимальная скорость хода 16 узлов, дальность плавания до 4000 миль на 10 узлах. Экипаж 42 человека. Вооружение включает одну 30-мм дистанционно управляемую автоматическую артиллерийскую установку MSI-Defence Systems Seahawk A2, а также четыре 12,7-мм и шесть 7,62-мм пулеметов. Корабль оснащен тремя быстро спускаемыми полужесткими 9-метровыми моторными лодками, и может быть использован для перевозки грузовых контейнеров или более крупных катеров.

Новые корабли должны были стать крупнейшими боевыми единицами ВМС Ирака, предназначенными для патрулирования прибрежных вод в северной части Персидского залива и использования в качестве плавучих баз и судов снабжения морских нефтяных платформ. Корабли имеют стальную конструкцию корпуса с алюминиевой надстройкой. 20 декабря 2012 года во время торжественной церемонии на главной ВМБ Ирака Умм-Каср эти корабли официально передаются Военно-Морским Силам Иракской республики. Фактически вводом в состав ВМС Ирака многоцелевых патрульных кораблей типа «Аль Басра» заканчивается формирование новых ВМС страны, на что понадобилось в общей сложности 8 лет и порядка 1 млрд. долларов.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)


— 12 сторожевых катеров Swiftships Model 35PB1208 E-1455 (б/н P-301-315). Длина: 35,06 м, ширина 7,25 м, осадка 2,59 м. ДУ: 3 дизельных двигателя MTU 16V2000 Marine Diesels. Макс. скорость: 56 км/ч; 35 узлов. Дальность плавания до 1500 морских миль (2 800 км). Автономность: 6 дней. Экипаж: 25 человек. Корабль оснащен быстро спускаемой полужесткой 7-метровой моторной лодкой Willard Rigid Inflatable Boat. Вооржение: 1х30-мм АУ DS30M Mark 2, 1 12,7-мм пулемет, 2х7,62-мм пулемета. Катера, имеющие полностью алюминиевый сварной корпус и полную автономность действия до 6 суток, предназначены для выполнения различных задач, включая патрулирование прибрежной акватории, исключительной экономической зоны страны на расстоянии до 200 миль от иракского побережья, наблюдение и разведку, проведение поисково-спасательных операций, досмотр кораблей, обеспечение безопасности нефтяных платформ и терминалов.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)


— 7 патрульных катеров проекта РС-201 или Al-Faw-1 иракской постройки, введены в строй в 2005-2006 году.

— 5 сторожевыx катеров Predator (б/н P-101-105) длиной 27 м.

— 24 речных патрульных катеров PBR-американские времен вьетнамской войны. Вооружение: 1 40-мм АГС Mk 19; 1 спаренный 12,7-мм Браунинг M2HB, 2 7,62-мм пулемета М-60.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)[/center]

— 10 жёстко-корпусных надувных лодок.

15 мая 2014 года правительство Ирака официально сообщило о заключении итальянским судостроительным объединением Fincantieri окончательного соглашения о передаче ВМС Ирака двух корветов типа Assad, построенных в Италии еще для правительства Саддама Хусейна и почти 30 лет отстаивавшихся в Италии на приколе.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)


В 2010 году в Ирак из Александрии был наконец прибуксирован плавучий док, используемый теперь в гражданских целях. В 2011 году было заключено упомянутое соглашение о ремонте, модернизации и возвращении двух корветов типа Assad Musa Bin Nusayr и Tariq Bin Ziad и танкера Agnadeen, которые официально были переданы ВМФ Ирака еще в 1986 годк Однако, по последним сообщениям, финализованный теперь контракт с Fincantieri распространяется только на простоявшие 28 лет на приколе два корвета из Специи, а находящийся в Александрии танкер, по всей видимости, ремонтироваться не будет и пойдет на слом.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)
История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)

Отстаивающиеся в Специи (Италия) построенные для Ирака по контракту 1980 года корветы F 210 Musa Bin Nusayr и F 212 Tariq Bin Ziad


Детали намеченной модернизации двух корветов (полное водоизмещение 680 т, длина 62 м) не раскрываются, однако, как сообщается, их 76-мм артиллерийские установки Oto Melara Compact будут заменены на более современные Super Rapid. Видимо, корабли получат и новый противокорабельный ракетный комплекс. После ввода в строй оба этих корабля станут наиболее мощными единицами новых ВМС Ирака.

Военно-политическое руководство Ирака зондирует почву на предмет строительства не позже 2015 г. серии новейших ракетных катеров, приобретения береговых ракетных комплексов мобильного типа, морской авиации и резкого расширения боевых возможностей морской пехоты страны. Сегодня предварительное согласие на строительство для ВМС Ирака дивизиона ракетных катеров (5 единиц) уже выразили соответствующие структуры Италии, Германии, Франции и КНР. В перспективе (до 2020 года) не исключается возможность закупки правительством Ирака для ВМС страны и ракетных кораблей (корветов) с большим ударным потенциалом и радиусом действия (2-4 единицы). Причём во всех случаях выбор типа противокорабельной ракеты сделан — это отлично зарекомендовавшая себя в «саддамовских» ВМС Ирака французская Exocet. Правда, теперь это её новейшая модификация — ММ-40 blok 3.

Иным типом боевых кораблей, приобретение которого для ВМС Ирака активно стало рассматриваться, начиная с 2011 г., являются корабли минно-тральных сил. Где и в каком количестве намечалось строить тральщики — не сообщалось.

Для морской авиации, которую в Иракской Республике всё же намерены создать, к 2015 г. запланировано приобрести эскадрилью вертолётов поиска и спасения (не менее 8 единиц), а также минимум 1 базовый патрульный самолёт или самолёт наблюдения по типу имеющихся в составе береговой охраны ведущих государств мира (не исключён вариант переоборудования под морские функции и 1-2 поставленных в Ирак в 2012 г. Украиной военно-транспортных самолётов Ан-32Б). По всей видимости, эти летательные аппараты будут оснащены ударным ракетным вооружением.

С учетом накопленного современными ВМС Ирака опыта, в ближайшее время предполагается значительно расширить и возможности морской пехоты. В частности, рассматривается вопрос о создании двух или даже трёх бригад морской пехоты. При этом одна из бригад будет отвечать за безопасность морских буровых платформ и нефтеэкспортных терминалов, а отдельные её подразделения выступят в качестве абордажных партий на патрульных кораблях и катерах ВМС Ирака. Вторая бригада будет защищать порты и военно-морские базы страны, а также выполнять функции береговой обороны. Такие же задачи, возможно, будут возложены и на третью бригаду.

Не исключён и сценарий создания трёх бригад морской пехоты Ирака. По этому варианту две бригады будут непосредственно подчинены командованию ВМС страны с задачей оборонять побережье. Так, в случае военной опасности, они будут использованы в качестве ударного компонента на приморском направлении или в зоне болотистой местности (например, в дельте реки Шатт-эль-Араб или в районе болот Маджнун (Majnoon). Третья бригада будет в составе сил специальных операций страны (как это было в 1980-е гг., когда аналогичное подразделение входило в состав Республиканской гвардии Ирака) и лишь оперативно будет подчинена командованию военно-морских сил Иракской Республики.

Ну, и в конце немного о судьбе строившиеся в СССР для ВМС Ирака кораблей для ВМС Ирака.

Строившиеся, но не переданные Ираку РКА проекта 1241РЭ были переданы Румынии, где получили названия: Zboryl (б/н 188) — передан в декабре 1990 г., Pescarusul (б/н 189) — в декабре 1991 г., Lastunul (б/н 190) — в декабре 1991 г.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)

Румынский ракетный катер (по румынской терминологии "ракетный корабль") пр. 1241РЭ Pescarusul


Малые противолодочные корабли проекта 12412ПЭ: МПК-291 — 24.8.1996 г. передан в состав Новороссийской ОБСКР, переклассифицирован в пограничный сторожевой корабль, получил название "Новороссийск" и 12.5.1997 года после расконсервации включен в боевой состав департамента морских сил ФПС; МПК-292 — 24.8.1996 года передан в состав Новороссийской ОБСКР, переклассифицирован в ПСКР, получил название "Кубань" и 9.4.1998 года после расконсервации включен в боевой состав департамента морских сил ФПС; МПК-293 — снят со строительства, 1.4.1992 г. расформирован и вскоре на стапеле разделан на металл.

История ВМФ Ирака. Часть 4. Современное состояние (2003-2014 гг.)

ПСКР проекта 12412ПЭ "Кубань"


По материалам сайтов:
http://bintel.com.ua/ru/guests/print/voenno-morskie-sily-iraka3/
http://www.airwar.ru/index.html
http://topwar.ru/
http://www.militaryparitet.com/
http://forums.airbase.ru/
http://navyworld.narod.ru/index.html
http://russian-ships.info/
http://ryadovoy.ru/forum/index.php
http://waronline.org/mideast/iraq_navy.htm
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Tirpitz 13 октября 2014 10:24
    США создали Ираку такой флот, чтобы только видимость была, хотя Ираку сейчас лишь бы целостность сохранить.
    Tirpitz
    1. Gomunkul 13 октября 2014 12:48
      США создали Ираку такой флот, чтобы только видимость была, хотя Ираку сейчас лишь бы целостность сохранить.
      Всё тоже самое ждёт и современную Украину.
    2. Комментарий был удален.
  2. русский узбек 13 октября 2014 12:52
    с этим "новым флотом" будет как со "старым" оплатят,построят но до Ирака он не дойдет...
  3. Prager 2 ноября 2014 12:43
    иракцы - прирождённая морская нация. катастрофически не везёт с материальной частью, личным составом и командованием.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня