Стратегический разведывательный беспилотник RQ-4С Triton

Американский разведывательный стратегический беспилотник MQ-4C Triton прибыл на авиабазу морской авиации США Патаксент Ривер в штате Мэриленд. Беспилотник провел в небе 11 часов и преодолел расстояние в 6 тысяч километров, совершив перелет с авиабазы Палмдейл в Калифорнии. Полет проходил на высоте около 15 тысяч метров. Путь существенно увеличили требования Федерального агентства гражданской авиации, которые предписывали беспилотному аппарату лететь вдоль южной границы страны, а не напрямую с побережья на побережье. Для беспилотного летательного аппарата, который некоторые прозвали «толстолобиком» за характерный внешний вид, начинается новый этап испытаний, который будет включать в себя порядка 2-х тысяч летных часов и должен завершиться достижением начальной боевой готовности в 2017 году.

БПЛА MQ-4C Triton — это «морская» модификация беспилотника RQ-4 Global Hawk, который ориентирован на использование над акваторией мирового океана. Изменения конструкции аппарата незначительные, но имеются. Среди прочего были изменены молниезащита, система борьбы с обледенением, усилены фюзеляж и крыло. Данный беспилотник является полностью автономным, то есть он может управляться программой, которая была задана оператором устройства. В случае необходимости задание «Тритона» можно изменять, принимая в расчет изменения обстановки.

Размах крыльев под 40 метров позволяет аппарату MQ-4C Triton находиться в небе до 30 часов, поднимаясь на высоту более чем 18 тысяч метров и развивая скорость до 310 узлов. С такой высоты для разведывательного беспилотника открывается отличный вид. Установленный на нем радар с полем зрения 360° в состоянии одновременно наблюдать за тысячами квадратных миль водной поверхности. Беспилотник оснащается системой опознавания судов по сигналам, поступающим от установленных на них радиолокационных ответчиков. Помимо этого, благодаря наличию бортовых камер, беспилотник MQ-4C Triton в состоянии передавать операторам картинку высокой четкости как в видимом, так и в ИК-диапазонах.


Стратегический разведывательный беспилотник RQ-4С Triton


Данный дрон создан специалистами корпорации Northrop Grumman, «Тритон» построен на базе стратегического разведывательного беспилотника RQ-4 Global Hawk, который находится на вооружении американских ВВС с 1998 года. Морская версия беспилотника предназначена для осуществления разведки, наблюдения за морскими акваториями и рекогносцировки в интересах ВМС США. Беспилотник оснащается двигателем AE 3007 производства компании Rolls-Royce. Размах крыльев аппарат составляет 39,9 метра, длина — 14,5 метров, высота — 4,5 метра, масса аппарата составляет до 14 630 кг.

Беспилотный аппарат оснащен мультифункциональной радарной системой, с помощью которой в рамках одной разведывательной миссии он в состоянии охватить площадь в 7 миллионов квадратных километров. Установленная на его борту разведывательная аппаратура была создана с учетом требований ВМС. Она включает в свой состав многофункциональную РЛС с активной ФАР AN/ZPY-3, электрооптические/ИК датчики, видеокамеру, средства радиоразведки, систему ретрансляции данных и автоматическую систему идентификации (AIS). Установленное на борту беспилотника оборудование позволяет ему обнаруживать и в автоматическом режиме проводить классификацию разных типов надводных целей.

Стратегические разведывательные беспилотники RQ-4 Global Hawk находятся на вооружении ВВС США, всего им было поставлено 42 аппарата данной модели. При этом данный дрон — очень дорогое приобретение. Стоимость каждого из RQ-4 с учетом затрат на НИОКР составляет 222,7 миллиона долларов (131,4 миллиона за серийный беспилотник). Суммарное финансирование программы по их созданию до 2014 года включительно обошлось американскому бюджету в 10 миллиардов долларов.

Стратегический разведывательный беспилотник RQ-4С Triton


В конструкции аппарата очень широко применялись современные stealth-технологии, что делает его малозаметным для РЛС, что вкупе с большой высотой полета аппарата делает его малоуязвимым для средств поражения противника. В настоящее время беспилотнику RQ-4 Global Hawk уже принадлежит ряд мировых рекордов, поставленных в классе беспилотных летательных аппаратов. Так, стартовавший 21 марта 2001 года беспилотник RQ-4 провел в небе 30 часов 24 минуты и 1 секунду. На этом же аппарате удалось поставить и рекорд высоты полета — 19 928 метров. Оба достижения были успешно зарегистрированы в FAI — Международной авиационной федерации.

Минобороны США подписало контракт на разработку дальнего морского беспилотника под обозначением MQ-4C Triton 22 апреля 2008 года. Сумма работ по контракту составила 1,16 миллиарда долларов. Контракт предусматривает постройку двух полностью оснащенных опытных образцов демонстраторов (уже построены и совершают полеты).

По габаритам, конструкции и внешнему облику Triton почти никак не отличается от своего прародителя Global Hawk. Ряд изменений коснулся нижней и носовой частей фюзеляжа, где было установлено мощное электронное оборудование, служащее для обнаружения морских целей. В носовой части беспилотника MQ-4C установлена оптоэлектронная камера с высокой разрешающей способностью, которая хорошо видит надводные цели и передает их изображение в режиме онлайн в центр управления аппаратом. Также под его брюхом находится современная АФАР AN/ZPY-3, обладающая большой дальностью обзора водной поверхности.

Стратегический разведывательный беспилотник RQ-4С Triton


На борту беспилотника имеется современная ЭВМ, которая хранит в своей памяти видео- и электронные образы как современных боевых кораблей, так и судов военно-морских и гражданских флотов. Благодаря этому решению конечный потребитель в пункте управления получает от беспилотника уже вполне «осознанную» информацию об обстановке, которая складывается в том или ином районе мирового океана. В соответствии с реализуемой сегодня сетецентрической концепцией, полученной беспилотником информацией могут в полном объеме воспользоваться и оперативные штабы самых различных уровней, а также экипажи кораблей и самолетов. Для передачи разведывательной информации «Тритон» обладает развитыми средствами связи, прибором определения местоположения судов и детекторами обнаружения сигналов РЛС. Также на эти беспилотники, скорее всего в целях самообороны, будут установлены современные средства радиоэлектронного противодействия.

Новые разведывательные беспилотники флота предназначены для замены находящихся на вооружении разведывательных самолетов. Менеджер программы по созданию системы расширенной морской разведки (BAMS) Джеймс Хук отмечает, что БПЛА MQ-4C позволят осуществлять мониторинг океанских поверхностей с большей эффективностью и продолжительностью. Предполагается, что новые беспилотники будут работать в паре с современными патрульными самолетами P-8A Poseidon, которые начинают поступать на вооружение ВМС, заменяя самолеты-предшественники P-3 Orion. Также беспилотник сможет работать в паре и с самолетами дальнего обнаружения и наведения E-2D Advanced Hawkeye палубного базирования. Варианты их возможного взаимодействия могут быть самыми разнообразными. К примеру, «Тритонам» удастся обнаружить выход на боевое дежурство подводной лодки, соответствующая информация будет передана на борт самолетов P-8A Poseidon, которые несут на борту оборудование для слежения за подлодками в подводном положении (самолеты оснащены гидроакустическими буями, а также магнитометром) и способны сопровождать субмарину, а в случае необходимости и уничтожить ее.

Стратегический разведывательный беспилотник RQ-4С Triton


В общей сложности в рамках реализуемой программы BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) предусматривается закупка 68 беспилотников MQ-4C Triton (+2 аппарата демонстратора), которые будут эксплуатироваться флотом совместно с самолетами базовой патрульной авиации нового поколения P-8A Poseidon (планируется приобрести 117 самолетов). По расчетам американских адмиралов, внедрение данного тандема позволит заменить активно эксплуатирующийся в настоящее время парк устаревших самолетов P-3C Orion в количестве 225 единиц.

Сообщается, что новые беспилотники будут развернуты на островах Гуам и Гавайи в Тихом океане и островах Диего-Гарсия в Индийском океане. Помимо этого, они будут базироваться на авиационных базах Джексонвил во Флориде, Поинт-Мугу в Калифорнии и Сигонелла в Италии. В настоящее время продолжается программа активных испытаний данных летательных аппаратов. При этом интерес к БПЛА проявляют и иностранные государства. Заинтересованность в их приобретении высказали Австралия и Индия.

Источники информации:
http://www.popmech.ru/weapon/14241-vysotnyy-bespilotnyy-pervyy-polet-mq-4c-triton
http://www.airwar.ru/enc/bpla/mq4c.html
http://www.oborona.ru/includes/periodics/armament/2013/0611/105911068/detail.shtml
http://prokhor-tebin.livejournal.com/790790.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. Bongo 7 октября 2014 09:18
    RQ-4 Global Hawk во многом уникальный аппарат, его принятие на вооружение серьёзно усилило возможности вооруженных сил США по сбору развединформации. Не удивительно, что многие страны высказали заинтересованность в его приобретении . России подобный разведчик тоже бы не помешал.
    1. Васёк 7 октября 2014 23:33
      Цитата: Bongo
      России подобный разведчик тоже бы не помешал.

      Да, но цифра $222.700.000 за штуку - отрезвляет, как бы...
      Плюс расходы на эксплуатацию, обслуживание и обучение персонала.
      И как будет досадно, если оператор по ошибке (или с бодуна) банально уронит его!
      1. opus 8 октября 2014 19:42
        Цитата: Васёк
        Да, но цифра $222.700.000 за штуку - отрезвляет, как бы...
        Плюс расходы на эксплуатацию, обслуживание и обучение персонала.

        1.$ 35.000.000,00 - стоимость самого БПЛА(пустого)
        2.$ 127.000.000,00- стоимость БПЛА со всей начинкой:усовершенствованный интегрированный комплект средств обнаружения (EISS), в т.ч. электрооптическую/ИК станцию наблюдения с высоким разрешением и бортовую РЛС с синтезированной апертурой, индикатор движущихся наземных целей,а также поставку средств радиоразведки и аппаратуры для обработки полученных изображений.


        3. Минобороны РК (Южная Корея) Стоимость продажи на текущий момент оценивается в 900 млрд вон (844,9 млн дол)за 4 штуки,в цену вкл. №2+обучение+обслуживание +(вероятно) утилизация

        ==============
        За 4700кг пустого веса 35млн.долларов,ессно ВЕЛИКОВАТО.
        а ведь так чудно все начиналось:
        ЗАКАЗ: Стоимость БПЛА не должна превышать $10 млн. в ценах 1994 финансового года.
        1. Васёк 9 октября 2014 04:51
          Цитата: opus
          Стоимость БПЛА не должна превышать $10 млн. в ценах 1994 финансового года.

          Нюанс: "не должна" или "не будет"? smile
          Да и $10.000.000 многим у нас многовато покажется...
  2. Magic Archer 7 октября 2014 09:18
    Перехватить бы да изучить досконально...а то уступаем мы пока в разработке и эксплуатации БПЛА
    1. PROXOR 7 октября 2014 10:26
      Думаю изучать надо, но для начала насытить армию его копиями как это было с ТУ-4.
  3. Штык 7 октября 2014 10:13
    Очень серьезный аппарат. Нам бы такой тоже пригодился.
    1. Nayhas 7 октября 2014 10:31
      Цитата: Штык
      Очень серьезный аппарат. Нам бы такой тоже пригодился.

      Да уж...с противолодочной обороной у нас вообще полный капец...не говоря уже про морскую разведку...
      1. Bongo 7 октября 2014 10:39
        Цитата: Nayhas
        Да уж...с противолодочной обороной у нас вообще полный капец...не говоря уже про морскую разведку...

        В этом году видел в Приморье Ту-142, поначалу не поверил своим глазам.
        1. Nayhas 7 октября 2014 17:16
          Цитата: Bongo
          В этом году видел в Приморье Ту-142, поначалу не поверил своим глазам.

          Противолодочные возможности Ту-142М3 и в конце прошлого века были довольно скромные. Сейчас же размерения машины и его возможности в обнаружении современных ПЛ вообще не соответствуют...
  4. крым-няш 7 октября 2014 11:11
    аппарат хорош,но ведь штаты не от хорошей жизни переходят на беспилотники.сколько стоит,по их ценам,подготовка пилота,страховки и прочее??и второе-некая заторможенность в выполнении команд БПЛА.ну а как разведчик-нормально,нам надо такие-же.
    крым-няш
    1. Лопатов 7 октября 2014 12:06
      Цитата: крым-няш
      ведь штаты не от хорошей жизни переходят на беспилотники

      Эт да, не от хорошей жизни... Из-за запрета на клонирование они не могут выращивать лётчиком ростом с кошку, способных не спать без потери работоспособности несколько суток, не нуждающихся в воде и пище столько же, и обходящихся минимумом кислорода.
  5. nvn_co 7 октября 2014 11:13
    Хороший аппарат, хоть и вражьий. Но вот со многим можно поспорить и со временем в небе и с дальностью полета при заданных скоростных режимах, но да ладно - это интернет и реклама. "Очень широко применялись современные stealth-технологии" - какие? Краска, закрывающиеся лючки? Схема почти классическая, стоит обыкновенный ТРД, размах обалдеть, для такой машины, но это понятно дальность время полета нужно большое удлинение и аэродинамическое качество. Не шибко он незаметный, я бы сказал. Думаю при необходимости "сработают" его совсем несложные или даже простые системы ПВО. Очень уж больно дорогой разведчик получился у них. Хотя Northrop Grumman всегда славился славой "распиливателя и деребана бюджета". При желании они быстро уничтожаются. Но грязью поливать не буду. MQ-4 - это литер в разработки машин такого класса. Молодцы, сделали хорошую машину для отработки методики. Только вот странно почему такой дорогой, так как приемственность конструкции очень большая. Применено очень большое количество элементов других ЛА.
    1. PROXOR 7 октября 2014 11:21
      Цитата: nvn_co
      Только вот странно почему такой дорогой, так как приемственность конструкции очень большая. Применено очень большое количество элементов других ЛА.

      Я думаю за счет более мощного радара. Охватить огромные океанские просторы довольно тяжело.
    2. iwind 7 октября 2014 12:11
      Цитата: nvn_co
      Хороший аппарат, хоть и вражьий. Но вот со многим можно поспорить и со временем в небе и с дальностью полета при заданных скоростных режимах, но да ладно - это интернет и реклама. "Очень широко применялись современные stealth-технологии" - какие? Краска, закрывающиеся лючки? Схема почти классическая, стоит обыкновенный ТРД, размах обалдеть, для такой машины, но это понятно дальность время полета нужно большое удлинение и аэродинамическое качество. Не шибко он незаметный, я бы сказал. Думаю при необходимости "сработают" его совсем несложные или даже простые системы ПВО. Очень уж больно дорогой разведчик получился у них

      по поводу стелс и цены- связано скроей всего с тем что большой процент композитных материалов, АФРА,оптика- все это не дешево. крыли так вообще на 100% композитные. ТРВ закрыт от облучение снизу.
      А кто его сможет сбить на высоте 15км над океаном,пережди чем он сам обнаружит эту цель?А больше от него и не требуется.
      Авиацию ему боятся не стоит это работа для других подразделений ВВС. При том количестве военных баз,авианосцев, самолетов ДРЛО,есть кому его прикрыть в случае чего.
      1. PROXOR 7 октября 2014 12:51
        Цитата: iwind
        А кто его сможет сбить на высоте 15км над океаном,пережди чем он сам обнаружит эту цель?

        Как насчет крейсера проекта 1144 с морской версией С-300Ф.А его обнаружить не шибко тяжелая проблема. Как только он врубит радар он сам будет светится как новогодняя ёлка.
        1. iwind 7 октября 2014 14:41
          Цитата: PROXOR
          Цитата: iwind
          А кто его сможет сбить на высоте 15км над океаном,пережди чем он сам обнаружит эту цель?

          Как насчет крейсера проекта 1144 с морской версией С-300Ф.А его обнаружить не шибко тяжелая проблема. Как только он врубит радар он сам будет светится как новогодняя ёлка.

          А сколько таких крейсеров в ВМС?
          Дальность С-300Ф макс 200КМ. Такой огромный крейсер RQ-4С Tritonc своим АФАРом,обнаружит,явно гораздо раньше.
          Да и опят же после того как его облучать,он таки то же обнаружит крейсир- на этом задание беспилотника выполнена. Дальше полетят F-XX c посейдонами.
          1. PROXOR 7 октября 2014 15:08
            Цитата: iwind
            А сколько таких крейсеров в ВМС?
            Дальность С-300Ф макс 200КМ. Такой огромный крейсер RQ-4С Tritonc своим АФАРом,обнаружит,явно гораздо раньше.
            Да и опят же после того как его облучать,он таки то же обнаружит крейсир- на этом задание беспилотника выполнена. Дальше полетят F-XX c посейдонами.

            Ну естественно кресера проекта 1144 будут идти не одни, это будет боевая групировка. По крайней мере так планируется. Второе. По поводу раньше засечет, а вот нет!!! Как только первые волнырадарного излучения дойдут до корабля он сразу же обнаружит цель и поставит её на отслеживание. Третье. Радар может обнаружить крейсер но установить что за цель классифицируется можно только при более близком рассмотрении, а значит ему хочешь не хочешь нужно будет подходить ближе. И вот тут он приблизится километров на 100. Конечно идеально избавиться от этой "рамки" сможет только АУГ. (То бишь, КУЗЯ в прикрытии хотя бы одного 1144 и бругих кораблей сопровождения и обслуживания.)
            Напомню Вам так же тот факт, что этот БПЛА наземного базирования а не авианосного, значит имеет определенный радиус действия. Другое дело что он у него довольно то не кислый.) Вообщем данное БПЛА имеет ряд действительно ключевых моментов которые дают приимуществ, но ключевых я не наблюдаю. В нашем флоте его функции выполняет ТУ-142 и другие самолеты аналогичного назначения.
            1. iwind 7 октября 2014 16:02
              Целую эскадру заметят еще раньше.
              Цитата: PROXOR
              По поводу раньше засечет, а вот нет!!! Как только первые волнырадарного излучения дойдут до корабля он сразу же обнаружит цель и поставит её на отслеживание

              Ну ок, обнаружит они друг друга за 400км,на этом все. Штаб получает данные о неизвестном большом объекти, дает команду на приближение и его сбивают в штабе объявляют тревогу поднимают F-XX.
              Но вот что современный АФРА не сможет опередить такой огромный корабль-это фантастика+ радары крейсера тоже излучают не слаба. Зачем подходить,извините но это глупости- или подтвердите чем нибудь почему он должен подлететь.
              Опять же как только его возмут на сопровождение он об этом узнает,и считай на этом его миссия выполнена,зачем подлетать?
              У него дальность как минимум 13800км- он недавно пролетел за 11 часов 6000км,а максимальная продолжительность полета до 30 часов,католичество баз у ВМС сша просто до ж"№;
              Да и целая эскадра для уничтожения одного БПЛА.....
          2. Nayhas 7 октября 2014 17:28
            Цитата: PROXOR
            Как насчет крейсера проекта 1144 с морской версией С-300Ф.А его обнаружить не шибко тяжелая проблема. Как только он врубит радар он сам будет светится как новогодняя ёлка.

            И что? Допустим обнаружат они друг друга на расстоянии 400км. ибо "Петр" своими размерами далеко не стелс, и что будет дальше? "Петр" погонится за "Тритоном" дабы приблизиться к нему на расстояние пуска ЗУР? Стоит ли сравнивать скорость "Петра" и "Тритона"? Могу описать что будет дальше. "Тритон" обнаружив "Петра" натравит на него все имеющиеся силы сохраняя безопасное расстояние. А вот командир "Петра" будет ожидать удара как из под воды, так и с воздуха, при том ни время ни ни курс с какого ждать удара ему будет неизвестен. Атакующим самолётам на пример даже не будет требоваться включать собственные средства обнаружения получая информацию от "Тритона".
            Доступно?
            1. ССИ 7 октября 2014 17:43
              Выход ЛЮБОГО корабля виден со спутников, коих вокруг Земли великое множество крутится... Мне вообще непонятно для чего эти дроны нужны...
  6. Алексaндр 7 октября 2014 11:50
    Бесспорно хороша птичка. Нам такого не хватает. И это с такой территорией, с огромными артистическими просторами.
    Алексaндр
  7. saag 7 октября 2014 12:14
    Да, что-то больно дорого для беспилотника получается, вообще философия беспилотника - это удешевление летательного аппарата, а тут все наоборот
  8. crambol 7 октября 2014 12:49
    Цитата: Лопатов
    Цитата: крым-няш
    ведь штаты не от хорошей жизни переходят на беспилотники
    Эт да, не от хорошей жизни...


    Как раз от хорошей инженерной мысли, позволяющей решать задачи по контролю за нами, не используя человеческий фактор. А здесь уже не только инженерные, но и юридические нюансы.
  9. Maksud 7 октября 2014 14:05
    222 зелёных лимона! обалдеть!
  10. ССИ 7 октября 2014 17:24
    Не понимаю я американцев... Эта штука - тот же Глобал Хоук, который стоит 222 млн. 2 морских - ну пусть будет 500 млн, но они умудрились миллиард с лишним истратить... Куда смотрит прокуратура?
  11. Rostislav 7 октября 2014 19:13
    Да, серьезная игрушка.
  12. Nitarius 7 октября 2014 20:00
    Такой АППАРАТ нашим ДАВНО НАДО СДЕЛАТЬ ... пускай даже для НАЧАЛА скоммуниздить у ПАРТНЕРОВ!
    У НАС КУДА БОЛЕЕ ОБШИРНАЯ граница ... и 50 штук и более нам ТОЧНО НУЖНЫ!
  13. bmv04636 8 октября 2014 10:14
    Большая штукенция как раз для С-500, а для более мелких есть в загашнике вот такая штука
    На выставке «ОБОРОНЭКСПО 2014» в Жуковском ОАО «Радиозавод» (входит в состав холдинга «Росэлектроника») представило систему борьбы с БПЛА на базе изделия 9С482М7. В связи с широким распространением БПЛА встала задача борьбы с ними. Поэтому серийный батарейный командный пункт управления ПУ12М7 группировкой боевых машин «Стрела-10», ЗСУ-23, «Тунгуска», «Тор», ПЗРК было решено приспособить для борьбы с БПЛА и отработать его в этом новом качестве.
    Подвижный пункт управления ПУ12М7 изначально предназначен для решения задач ПВО, а для борьбы с БПЛА его оснастили станциями радиотехнической разведки (РТР), оптико-электронной разведки, а также РЛС. Станция РТР обнаруживает и пеленгует каналы управления и сброса информации БПЛА малого класса (по большим и средним БПЛА комплекс работает как средство ПВО). РТР пеленгует цель, передает целеуказание по пеленгу на РЛС, потом по этой информации подключается оптико-электронная система для получения точных координат БЛА. Далее в район цели наводится БПЛА-перехватчик. Метод его воздействия — подавление каналов управления БПЛА и сброса информации.Средства ПУ12М7 позволяют в ближней зоне (порядка 25 км) обнаруживать БЛА по излучению бортовой аппаратуры. Например, БПЛА обнаруживаются по информационной составляющей, по работе навигационной системы GPS. Даже в случае «закрытия» общедоступного сигнала GPS, БЛА все равно обнаруживаются, так как есть сам сигнал.
  14. Анальгин 8 октября 2014 12:07
    Цитата: ССИ
    Выход ЛЮБОГО корабля виден со спутников, коих вокруг Земли великое множество крутится... Мне вообще непонятно для чего эти дроны нужны...

    Спутник или висит на геостационарной или крутится по своей орбите, заставить его преследовать эскадру не получится. Просто топлива для маневровых двигателей надолго не хватит, да и не для того они предназначены.
    Анальгин
  15. Prager 3 ноября 2014 12:23
    умеют американцы работать, ничего не скажешь. лишь бы наши не отставали и шли в ногу со временем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня