Ракетный противолодочный комплекс РПК-2 «Вьюга»

13 октября 1960 года вышло постановление Совета министров СССР «О создании новых противолодочных ракетных комплексов». В соответствии с этим документом оборонная промышленность должна была разработать новые системы, предназначенные для борьбы с подлодками противника. Выполняя указание руководства страны, промышленность разработала два новых противолодочных комплекса, использовавших в качестве боеприпаса твердотопливную ракету. Система РПК-1 «Вихрь» предназначалась для кораблей, а комплекс РПК-2 «Вьюга» планировалось использовать на подводных лодках.

Разработку комплекса РПК-2 «Вьюга» доверили свердловскому ОКБ-9. Проект возглавил Ф.Ф. Петров. Первоначально проект носил обозначение Д-90, продолжавшее линейку разработок ОКБ-9 с литерой «Д». ОКБ-9 занималось проектом Д-90/РПК-2 до 1964 года. В середине 64-го группу специалистов, занимавшихся проектом противолодочной системы, перевели в свердловское ОКБ-8 (ныне ОКБ «Новатор»). Новым главным конструктором перспективного ракетного комплекса стал Л.В. Люльев.

Ракетный противолодочный комплекс РПК-2 «Вьюга»
Ракета 81Р комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH в Музее "Владивостокская крепость", г.Владивосток (http://www.vlad-fort.ru, http://militaryrussia.ru/)



До передачи проекта другой проектной организации ОКБ-9 успело разработать эскизный вариант проекта Д-90, а также провести несколько исследований и испытаний различных компонентов комплекса. Тогда же был определен общий облик проекта. Предлагалось делать ракету, запускаемую через торпедный аппарат подводной лодки. Ввиду некоторых особенностей торпедного вооружения советских субмарин в рамках проекта Д-90/РПК-2 разрабатывались сразу две ракеты. Изделие 81РА или «Вьюга-53» создавалось для использования с торпедными аппаратами калибра 533 мм, а ракета 81РТ или «Вьюга-65» предназначалась для 650-мм аппаратов.

Обе ракеты комплекса Д-90 имели похожую конструкцию. Различия боеприпасов в основном определялись разницей в размерах. Так, ракета 81РА имела длину 8,2 м, а 81РТ – 11,3 м. Соответственно, 533-мм ракета была значительно легче, ее стартовый вес не превышал 1800 кг. В головной части обеих ракет размещалась боевая часть, в средней находилась аппаратура управления, а хвостовая отдавалась под твердотопливный двигатель. Для управления при движении в воздухе ракета получила решетчатые рули, расположенные в хвостовой части корпуса.

Для повышения точности стрельбы и боевой эффективности ракеты 81РА и 81РТ получили инерциальную систему управления. В эту систему предлагалось вводить программу полета, после чего она, управляя аэродинамическими решетчатыми рулями, должна была выводить ракету в заданный район. По имеющимся данным, система управления работала на всех этапах полета, от старта и до сброса/подрыва боевой части.

Информация для составления полетной программы должна была собираться при помощи штатных гидроакустических систем подводной лодки-носителя ракетного комплекса. На серийных субмаринах, вооружавшихся комплексом РПК-2 «Вьюга», устанавливался прибор управления торпедной стрельбой «Ладога», имевший возможность управления как торпедами, так и ракетами.

Процедура запуска новых противолодочных ракет была похожа на применение ракет. Загрузка ракеты в торпедный аппарат и запуск при помощи сжатого воздуха были аналогичны этим процессам при стрельбе торпедами. Запускать ракету рекомендовалось с глубины 40-60 м. После покидания торпедного аппарата раскладывались рули, запускалась система управления и стартовый двигатель, предназначенный для вывода ракеты из воды. Уже над водой включался маршевый двигатель, после чего ракета направлялась в район цели. Имеющийся двигатель позволял ракете 81РА лететь на дальность от 10 до 35-40 км. Точные сведения о дальности полета ракеты 81РТ отсутствуют.

Ракетный противолодочный комплекс РПК-2 «Вьюга»
Ракета 81Р комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH (http://forums.airbase.ru, 2009 г)


В качестве боевой части ракеты калибра 533 мм использовалась ядерная глубинная бомба мощностью 5 кт. Подобный заряд, в зависимости от особенностей обстановки, обеспечивал поражение подлодок противника на глубинах до 600 м в радиусе 1400-1500 м. Таким образом, сравнительно невысокая точность стрельбы, обеспечиваемая инерциальной системой наведения, полностью компенсировалась могуществом боевой части.

По некоторым данным, литера «А» в обозначении изделия 81РА означала «атомная». Литера «Т» в индексе 81РТ, в свою очередь означала «торпедная». Ракета калибра 650 мм должна была нести малогабаритную торпеду калибра 400 мм. При дальности хода торпеды до 8-10 км обеспечивалась приемлемая вероятность поражения цели.

Испытания ракет нового противолодочного комплекса стартовали в октябре 1962 года. Площадкой для них стал один из полигонов Крыма, где смонтировали погружающийся стенд, имитирующий подлодку. До 1965 года было проведено 17 испытательных пусков ракет 81РТ. Испытания этого изделия были разделены на три этапа: в ходе первого (4 пуска) отрабатывалась стрельба ракетой из торпедного аппарата, во время второго (9 пусков) проверялось движение ракеты под водой, а третий (4 пуска) предназначался для проведения полноценных запусков. Лишь несколько пусков были признаны успешными, однако собранные данные помогли ликвидировать ряд недостатков.

В 1965 году стендом для испытаний стала подлодка проекта 613, переоборудованная по проекту 613РВ. В ходе доработки она получила носовую надстройку с двумя торпедными аппаратами калибра 650 мм. В ходе испытаний опытовая субмарина произвела несколько десятков пусков новых ракет. Испытания с использованием переоборудованной подлодки продолжались до лета 1968 года.

Следует отметить, еще в 1964 году было принято решение, определившее дальнейший облик противолодочного комплекса «Вьюга». Ввиду некоторых проблем было решено ограничить испытания ракеты 81РТ несколькими запусками. По завершении этих испытаний все работы по 650-мм ракете фактически прекратились. В дальнейшем разрабатывалась и испытывалась только ракета 81РА.

4 августа 1969 года Совмин СССР выпустил постановление о принятии на вооружение ВМФ нового ракетного противолодочного комплекса РПК-2 «Вьюга» с ракетой 81РА калибра 533 мм. Второй боеприпас для этой системы так и не вышел из стадии испытаний. Комплексом «Вьюга» оснащались отечественные подлодки нескольких типов, строившиеся с конца шестидесятых годов. Ракеты 81РА входили в боекомплект субмарин проекта 705 «Лира», проекта 671 и его модификаций, а также проекта 971 «Щука-Б». На борт подлодок обычно загружалось не более 3-4 противолодочных ракет с ядерной боевой частью.


По материалам:
http://ship.bsu.by/
http://warships.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-447.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. ivanovbg 8 октября 2014 10:53
    Очень интересно и познавательно, спасибо за статью.
  2. Absurdidat 8 октября 2014 13:16
    А что за круговые сопла на корпусе ракеты? Каверна из воздуха?
    1. Alex_T 8 октября 2014 21:40
      Скорее всего "круговые сопла" это углубления для головок болтов, которые стягивают части ракеты или торпеды, фланцевое соединение "впотай".
  3. kostyan77708 8 октября 2014 16:04
    Цитата: Absurdidat
    А что за круговые сопла на корпусе ракеты? Каверна из воздуха?

    вроде как для кавитации на носу ракеты должна устанавливаться приблуда (не помню как называется) для создания пузыря вокруг ракеты, если интересно почитайте про ракету-торпеду "Шквал" там более развернуто о принципе кавитации написано, где то на ВО была тема
    1. badger1974 8 октября 2014 16:55
      ВА-111 разрабатывалась для работы в исключительно плотной среде-то е вода. по сему "гайка"-это литиеввый (натрий дороже ) активный реакционный компенсатор наружного давления, а в 81РА -это пассивный компенсатор наружного давления , как правильно заметил -кавитационный, то е ему надо смягчить нагрузку на корпус на непродолжительное время (выход из под воды), а шквалу надо "переть" всё своё назначенное время под водой, не путай Х с пальцем, функции разные
      badger1974
  4. badger1974 8 октября 2014 17:03
    автору несомненно плюс, упоминание об Лире ( в бестеллерах кленси Альфа) достойное упоминания, ведь многие даже проект 671 РТ от проекта 671 РТМК не отличат, чё уж говорить об Лире, а вооще можно поведать и об проекте 945, автор, как на счёт Сиер (они же Марс по нашенски)
    badger1974
  5. korjik 8 октября 2014 20:10
    А вот это добрая весть. Вообще считаю,что за подлодками должны охотится самолёты и спутники.А при отсутствии последних только самолёты.Ту-95 , просто идеальные охотники за лодками.
    korjik
  6. xomaNN 8 октября 2014 20:13
    Предшественники и моих любимых "игрушек" smile Полезно прочитать о их предках. В наше советское время секретностью для своих совсем "задолбали" люди 1-го отдела belay
  7. шизофреник 8 октября 2014 20:56
    Жаль, что не стали калибр 650 мм развивать, видать какие то трудности возникли или куча старых торпед помешала.
    1. badger1974 8 октября 2014 21:17
      почему? ТА 650 мм есть на всех АПЛ "охотничьего" направления. дальноход 65-76 до сих пор ни кто не отменял, на проекте 971 их (ТА)аш 2 штуки, можно и шквалом с них пердолить, всё норм, полная унификация 650 мм
      badger1974
      1. шизофреник 9 октября 2014 12:57
        Спасибо. Про это не знал, подлодками, сильно не интересовался.
  8. DiBur 10 октября 2014 09:45
    Слабенькая игрушка. Инерциальная система наведения на дальности 35 км при маневрирующей цели...Радиус поражения 1400 м. Только отпугнуть кого-нибудь.На поражение надо большим залпом бить. Долго на вооружении не простояла.
    DiBur
  9. Prager 2 ноября 2014 16:47
    Кирилл, как обычно, спасибо за интересную статью! с удовольствием проплюсовал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня