Многобашенные танки СССР. Часть 3. Танк Гроте (ТГ)

Практически одновременно с работами по созданию танков Т-26 и Т-28 в Советском Союзе закипела работа над созданием тяжелого танка прорыва. Позднее эти работы закончились созданием самого настоящего монстра — танка Т-35. Однако до этого в СССР был воплощен в металле еще один танк, которому не посчастливилось пойти в серию. Речь идет о танке, который теперь известен как ТГ, или танк Гроте.

В 1930 году в СССР по приглашению Москвы прибыла группа инженеров из Германии, возглавлял эту группу Эдвард Гроте. Прибывшим инженерам было выдано задание по разработке боевой машины массой до 30 тонн. Планировалось, что создаваемый танк получит мощное пушечное вооружение — пушки калибра 76,2 и 37 мм. Также планировалось, что новый танк может получить дополнительное вооружение в виде 5 пулеметов.

Контроль за прибывшей в СССР группой немецких инженеров осуществлял Технический отдел ЭКУ ОГПУ. Именно начальник данного отдела и выдал в 1930 году задание для группы Гроте. Согласно выданному техзаданию, немецкие специалисты должны были создать танк с толщиной брони не менее 20 мм, обладающий скоростью хода 35-40 км/ч, вооруженный двумя орудиями. Вопросы установки и размещения вооружения, запас хода, расположение боекомплекта и другие вопросы были «отданы на откуп» конструкторам.


Многобашенные танки СССР. Часть 3. Танк Гроте (ТГ)


ОГПУ совместно с НКВМ выступили с предложением форсировать работы по выпуску и проведению испытаний танка ТГ, полагая, что эта задача является наиболее важной в области изготовления опытных танков на 1931 год. При этом в Советском Союзе вынашивались просто наполеоновские планы по развертыванию производства этих машин. Для освоения их выпуска уже в 1931 году в стране планировалось изготовить первую партию, состоявшую из 50-75 танков. При этом до окончания производства и испытаний опытных образцов ТГ в СССР планировали начать производство другого опытного танка — Т-24. Серийный выпуск танков Гроте планировалось развернуть на мощностях ХПЗ (Харьковского паровозостроительного завода) после выпуска 80 танков Т-24 и снятия его с производства. Танк Т-24 рассматривался лишь как временная мера. Всего же к 1932 году в СССР рассчитывали произвести 2000 танков ТГ.

Специально для разработки нового танка в Ленинграде на заводе «Большевик» было создано новое конструкторское бюро АВО-5, в которое были включены группа специалистов Гроте и ряд советских инженеров-конструкторов. При этом разработка нового советского танка велась в обстановке строжайшей секретности. За проведением работ по этому проекту, на который возлагались большие надежды, вели наблюдение представители РВС и правительства страны. К примеру, 17-18 ноября 1930 года завод «Большевик» лично посетил К. Е. Ворошилов, который впоследствии докладывал о нем лично Сталину. По его словам, готовность нового танка составляла 85%, оставалось закончить работы по достройке моторной группы, коробки скоростей и некоторых других узлов и агрегатов. Ворошилов докладывал Сталину о том, что образец танка прорыва собирается в специальной мастерской, в которой было занято порядка 130 человек рабочих и техников. При этом работы по строительству танка задерживались по причине тяжелой болезни Эдварда Гроте. Несмотря на это, советские инженеры рассчитывали сдать опытный образец машины уже к 15-20 декабря 1930 года. Однако танк в эти сроки достроить не удалось.

Главной причиной задержки работ по опытному образцу стала ненадежная работа специально созданного для этого танка двигателя конструкции самого Гроте. По этой причине в апреле 1931 года было решено отказаться от него и провести цикл испытаний, временно установив на танк ТГ авиационный двигатель М-6. Такое решение потребовало некоторой переработки конструкции танка, так как габариты авиационного М-6 превосходили габариты двигателя Гроте. В итоге опытный образец танка ТГ был готов только к началу июля 1931 года. К этому летнему месяцу машину более или менее удалось подвести к проведению испытаний.

Многобашенные танки СССР. Часть 3. Танк Гроте (ТГ)


Вооружение танка для 1931 года было просто выдающимся. Основным вооружением танка было орудие А-19 (ПС-19) калибра 76,2 мм, оно размещалось в главной башне. Орудие обладало полуавтоматической системой заряжания, благодаря такому решению скорострельность орудия доходила до 10-12 выстрелов в минуту. На тот момент это было самое мощное танковое орудие в мире. В полусферической малой башне, которая размещалась над главной башней, устанавливалось 37-мм орудие ПС-1. Эта пушка была в состоянии вести круговой обстрел. Помимо этого, в бортах корпуса танка на шаровых установках были установлены 2 пулемета ДТ, а также 3 пулемета «Максим», все калибра 7,62 мм, все пулеметы имели ограниченные углы наведения. Благодаря этому вооружение танка Гроте было трехуровневым. Такое решение должно было обеспечить эффективный массированный огонь во всех направлениях. В состав экипажа боевой машины должно было входить 5-6 танкистов.

Особенностями конструкции и компоновки новой советской боевой машины являлся удлиненный до 7,5 метра броневой корпус, высокая подбашенная коробка, смешенная к корме танка башня, экранирование ходовой части и высокий гусеничный обвод, наличие смотровой башенки, а также использование для управления агрегатами трансмиссии пневматических приводов. В танке ТГ воплотилось большое количество технических новинок, которые в те годы еще не использовались ни на одном серийном танке. Такими новинками были: полностью сварной бронекорпус, многоярусная система вооружения, использование подвески на спиральных пружинах.

То, что о ходе работ по проекту докладывалось лично Сталину, себя полностью оправдывало. Необходимо отметить, что получившийся танк этого стоил. Танк Гроте как минимум на 10 лет опережал подобные танки других государств, при этом он был готов уже в начале 1930-х годов. Боевая машина выгодно отличалась от всех советских и иностранных машин своего времени не только свои внешним видом, но и компоновкой, технологией изготовления. Несомненным новшеством, как уже говорилось выше, был полностью сварной корпус. Установленная на верхнем ярусе 37-мм пушка обладала также возможностью использования в качестве зенитки.

Многобашенные танки СССР. Часть 3. Танк Гроте (ТГ)


Расположенная в неподвижной главной башне 76,2-мм пушка конструкции самого Э. Гроте и П. Сячеватова обладала отличной баллистикой. Любопытно, что согласно проекту главная башня должна была быть вращающейся, но при ее производстве подбашенный погон, приваренный к корпусу танка, оказался деформирован, и нижняя главная башня превратилась в неподвижную рубку. В будущем при запуске танка в серийное производство данный дефект должны были устранить.

Боевая масса машины составляла 25 тонн. Танк выгодно отличался от предшественников наличием противоснарядного бронирования, лобовая броня корпуса была выполнена трехслойной. В особо опасных местах ее толщина доходила до 44 мм, при этом бронирование бортов танка доходило до 24 мм, а бронирование башни и рубки составляло 30 мм.

Ходовая часть танка Гроте применительно к каждому борту состояла из 5-ти катков большого диаметра, а также 4-х поддерживающих катков среднего диаметра и 2-х катков малого диаметра. Использование независимой подвески на спиральных пружинах допускало вертикальное перемещение опорных катков на расстояние до 220 мм, а использование полупневматических шин типа «Эластик» обеспечивало боевой машине очень мягкий ход. В заводском цеху без гусениц многотонную машину могли спокойно перекатывать с места на место всего 2-3 человека.

Многобашенные танки СССР. Часть 3. Танк Гроте (ТГ)


Используемая на ТГ коробка передач обеспечивала 4 передачи вперед и 4 же передачи назад. Такая особенность КПП позволяла боевой машине двигаться вперед и назад с одинаковыми скоростями, что считалось преимуществом для быстрого вывода танка из зоны обстрела или вывода поврежденной машины с поля боя. В конструкции КПП были применены шестерни с шевронным зацеплением. Очень оригинальным образом был решен вопрос управления боевой машиной — вместо использования привычных рычагов на нем применялась рукоятка-регулятор авиационного типа. Повороты производились соответствующим отклонением этой ручки влево или вправо. Применение пневматических сервоприводов обеспечивало очень легкий процесс управления танком.

Гусеницы ТГ были оригинальной конструкции, они производились из штампованных деталей и обладали большим сопротивлением на разрыв. Любопытной особенностью было то, что все опорные катки имели тормоза, которые предназначались для экстренной остановке машины при обрыве гусеницы. По патенту Гроте были изготовлены пневматические приводы тормозов и управления. Надо ли говорить о том, что все эти решения взвинтили цену танка до небес.

Испытания нового советского танка проводились с июля по октябрь 1931 года. Испытания продемонстрировали как очевидные преимущества машины, так и ее недостатки. Применение авиационного двигателя М-6 мощностью 300 л.с. позволило машине показать на испытаниях скорость в 34 км/ч. При этом военные хвалили маневренность танка и плавность работы трансмиссии, легкость управления боевой машиной, сказывалось применение пневматических приводов. Одновременно с этим выяснилось, что узлы трансмиссии перегревались, а проходимость ТГ по мягким грунтам была неудовлетворительной. Также была выявлена низкая эффективность гусениц и тормозов на сыпучих и вязких поверхностях.

Многобашенные танки СССР. Часть 3. Танк Гроте (ТГ)


Орудия танка отличались хорошей кучностью стрельбы, 76-мм пушка была очень мощным орудием для своих лет и отличалась высокой начальной скоростью полета снаряда. Но испытания продемонстрировали, что из-за тесноты в боевом отделении вести огонь одновременно из обеих пушек и пулеметов просто невозможно. Помимо этого, танк отличался плохой ремонтопригодностью вне заводских условий. Даже при устранении всех недостатков танк Гроте был бы крайне сложен для запуска в серийное производство. Еще одним гвоздем в крышку гроба танка была его стоимость — один танк Гроте стоил 1,5 миллиона рублей (для сравнения: на эти деньги можно было построить 25 танков БТ-2). В итоге в октябре 1931 года проект был признан экспериментальным и полностью закрыт.

В итоге от услуг инженера Гроте было решено отказаться и заняться проектированием гораздо более дешевой машины на базе его танка. Работу над этим проектом поручили Н. Барыкову, который в 1932 году и создал знаменитый пятибашенный танк Т-35, который был очень сильно похож на очередного британца — танк «Индепендент», но с еще более сильным пушечным вооружением. Интересно, что сами английские военные смогли получить танк, который был похож на советский ТГ, лишь в 1940 году. Речь идет о танке А.22 «Черчилль», который был запущен в серийное производство в 1941 году под обозначением Мk.IV. Самые первые модели этого танка оснащались 40-мм пушкой в башне и 75-мм орудием в корпусе. Расположение пушки в корпусе танка оказалось очень низким, она обладала недостаточным углом обстрела, а находящийся рядом механик-водитель имел ограниченный обзор.

Если же говорить о судьбе единственного собранного танка ТГ, то она оказалась безрадостной. До наших дней этот танк не сохранился. После завершения работ по этому проекту танк был отправлен на хранение на полигон в подмосковной Кубинке, а потом и в ВАММ имени Сталина, где машина находилась вплоть до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, в годы войны этот уникальный танк был просто отправлен на переплавку.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/19/tanks
http://pro-tank.ru/sssr/59-t-28-and-tg?start=1
http://bronetehnika.narod.ru/tg/tg.html
http://tank.itishistory.ru/4_tank_31.php
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. Турик 8 октября 2014 10:57
    Для начала 30-х годов проект прорывной. Но броня в 20-40 мм для будущей войны явно маловато. Первая же крупнокалиберная мина или снаряд разорвавшийся рядом - и можно прощаться с половиной оборудования и экипажем танка.
    Турик
    1. opus 8 октября 2014 18:04
      Цитата: Турик
      Для начала 30-х годов проект прорывной

      "прорывной" проект Абвера,наследника Militärische Nachrichtendienst Abteilung III b, это да.ТОЧНО
      Отдел Abteilung Ausland,группы II и III хорошо поработали.
      2 года,несколько миллионов рублей, отвлечены около 140 специалистов и тд и тп
      =========================
      немецкие специалисты во главе с Эдвардом Гроте в августе 1933 года покинули СССР и вернулись в Германию.


      Конструктором танка был инженер Эдвард Гроте....
      Попробуйте найти данные об этом "инженере"?
      1. 505506 9 октября 2014 02:17
        Вот так, не поднимая зада раскрыл заговор. Контрразведка не нужна когда есть гражданин Опус. Браво !!!
        1. opus 9 октября 2014 11:12
          Цитата: 505506
          Вот так, не поднимая

          1.Мы,что на "брудершафт" пивко хлебали уже? А господин 505506?
          2."Зад" у меня ,в отличи от Вас, к дивану не прирос,можете не волноваться
          3.Ничего я не "раскрыл",а высказал СВОЮ мысль,в отличии от Вас,транслирующего безграмотное вещание хз кого
          ===========
          Есть что то сказать (умное) -вещайте, хотя бы НАЙДИТЕ "инженера" Гота и творения оного.
          Нет?
          "Молчи Роман,....может СОЙДЕШЬ за умного"
      2. fzr1000 9 октября 2014 13:02
        Думаю, что в 1930-м еще не было того Абвера, на который вы ссылаетесь, потому как штатная численность его сотрудников до 1935 года была 150 чел.
        1. opus 9 октября 2014 15:16
          Цитата: fzr1000
          Думаю, что в 1930-м еще не было того Абвера,

          1. был, это по сути(но не названию) тот же Militärische Nachrichtendienst Abteilung III b бывшего кайзеровского Генштаба
          (а шеф авбвера с 1935 по 1944 года адмирал Вильгельм Канарис,да действительно)
          Абвер это не СД и не СС,к нацистам не имеют прямого отношения(лишь в 1936 Канарис добился подписания соглашения о разграничении полномочий Абвера, СД и Гестапо, известного как "Договор десяти заповедей".)

          единая организация, вошедшая в 1921 году в состав Министерства обороны и названную "Абвер" (Abwehr - оборона, отражение). Название было выбрано в качестве уступки требованиям Версальского договора, но с самого начала Абвер планировался как полнопрофильная спецслужба, в функции которой в полном объёме входили и разведка, и контрразведка. Возглавил новую спецслужбу майор Фридрих Гемп, бывший заместитель начальника кайзеровской разведки Вальтера Николаи.

          2.Вы хотите сказать ,что государство с 1918 г "жило" без разведки и контразведки?? /Даже не смешно
          3.Об успехах и возможностях разведки генштаба Германии мне надо приводить примеры?
          Цитата: fzr1000
          до 1935 года была 150 чел.

          ?
          1921 : 3 офицера, 7 офицеров запаса и нескольких (14) технических сотрудников.
          1925:
          -Отдел Абвер-1 (майор Гримейс) -разведка, имел региональные представительства в Берлине, Дрездене, Штутгарте, Мюнхене, Мюнстере, Кёнигсберге и Штеттине, уделяя основное внимание Франции, Польше, Англии, Чехословакии и СССР.
          -Отдел Абвер-2 отвечал за радиоперехват, применение шифров и криптоанализ. В функции отдела Абвер-3 (майор Гимер) входили контрразведка, внедрение в иностранные спецслужбы и борьба с политическими противниками режима в армии. Штаб-квартира Абвера располагалась в Берлине, на улице Тирпиц-Уфер, 72-76.
          (вот здесь и трудилось вероятно "всего" около 150человек)
          Точных данных Вы не найдете (по Абвер-1), но и так понятно разведчик "товар штучный" ,Эксклюзив. За год -пять его "не сделать"

          Как подтверждение:
          1925 -К главным целям отнесли Францию, Англию, Польшу, Чехословакию и СССР.
          1925: -В Китае действовала эффективная разведсеть из немецких офицеров- советников при штабе Чан Кай-Ши (от СССР было от 27 до 300,а немцев?). А с итальянской разведслужбой СИМ после ареста в Германии капитана Ру и ликвидации в ответ на эти действия сети немецких агентов в Ломбардии наладились вполне доверительные отношения и обмен информацией (вроде бы около 53). Были созданы новые региональные представительства в Бреслау, Висбадене, Кёльне и Фрибурге.
          1914 Militärische Nachrichtendienst Abteilung III b только против России работало ТОЛЬКО ЛИШЬ агентов (в "поле") более 400 человек

      3. Albert1988 9 октября 2014 19:22
        Цитата: opus
        Конструктором танка был инженер Эдвард Гроте....
        Попробуйте найти данные об этом "инженере"?

        Чтобы найти данные по этому инженеру надо перелопатить тонны архивной информации, причём в немецких архивах, причём надо учитывать, что многое могло погибнуть во время войны...
        А если этот инженер не был особо выдающимся, то про него могло и не сохраниться особо подробной информации...
        Так что не везде стоит искать "руку врага".
        1. opus 9 октября 2014 20:17
          Цитата: Albert1988
          Чтобы найти данные по этому инженеру надо перелопатить тонны архивной информации, причём в немецких архивах,

          Я перелопатил все (в интернете) ,что мог(и на немецком), и в универе Мюнхена (скоро закончу лопатить,в бумаге......
          НЕТ ЕГО Edward Grote.
          Модельки есть, инженера нет


          обер-лейтенант Г. Бурштын , Б. Гебель,Г. Бремер,Й. Фольмер и тд ЕСТЬ.
          Эдварда нет


          Цитата: Albert1988
          А если этот инженер не был особо выдающимся

          А зачем его НЕИЗВЕСТНОГО приглашать,да еще платить по полной(+ресурсы)?
          Тем паче уже был почти создан в 1918 Sturmpanzerwagen «Oberschlesien»

          ,пригласили бы Hauptmannes Müller

          и
          Char 2C

          а затем и Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug в 30х


          Цитата: Albert1988
          Так что не везде стоит искать "руку врага".

          ни,ни..
          1.не ищу,тем более "руку"
          2.я просто высказал свое мнение(все как то "странно" с Гроте)
          все
          1. Albert1988 10 октября 2014 14:36
            Что касается невозможности найти инфу в архивах - как я написал - Германию пробомбили очень хорошо, так что многие архивы могли и сгореть банально или быть утрачены по другим причинам. А если, например, по возвращении в Германию гер Гроте не устроился в военной сфере, то и в военных архивах, которые по большей части сохранились, ничего и не будет в принципе, а гражданских очень много погорело.
            А по поводу того почему пригласили малоизвестного - пригласили может и кого покрупнее, только вот работать приходилось с теми, кто приехать согласился.
    2. Штык 8 октября 2014 21:08
      Цитата: Турик
      Но броня в 20-40 мм для будущей войны явно маловато.

      Чем была лучше броня БТ и Т-26, выпущенных гораздо позже? Слабая броневая защита корпуса не позволяла без катастрофических потерь использовать танки БТ в контрударах и во встречных танковых боях лета 1941 года. Броня лёгких танков БТ и Т-26 пробивалась орудиями танков и бронемашин вермахта. Во многих случаях танки БТ уничтожались на дистанциях, когда 45-мм пушка 20-К ещё не могла нанести танкам противника урон.
      Бронирование БТ-7.
      Тип брони стальная катаная гомогенная
      Лоб корпуса (верх), мм/град. 22 / 18°
      Лоб корпуса (середина), мм/град. 15 / 60°
      Лоб корпуса (низ), мм/град. 15—22 / 0—60°
      Борт корпуса, мм/град. 15+4 / 0°
      Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 55°
      Корма корпуса (середина), мм/град. 13 / 10°
      Корма корпуса (низ), мм/град. 13 / 58°
      Днище, мм 6
      Крыша корпуса, мм 10
      Лоб башни, мм/град. 15 / 0°
      Маска орудия, мм/град. 20
      Борт башни, мм/град. 15 / 0°
      Корма башни, мм/град. 15 / 0°
      Крыша башни, мм 10 / 85—90°
      1. Штык 9 октября 2014 09:31
        Цитата: Штык
        Чем была лучше броня БТ и Т-26,

        Можете минусовать и дальше, но это не я конструировал БТ smile
      2. Алекс 22 октября 2014 18:43
        Цитата: Штык
        Чем была лучше броня БТ и Т-26, выпущенных гораздо позже?

        БТ и Т-26 были ЛЕГКИМИ танками. Целесообразность такого количества легких танков - это предмет отдельного разговора. А вот ТГ был ТЯЖЕЛЫМ ТАНКОМ ПРОРЫВА. Согласитесь, прорывать подготовленную линию обороны с такой бронёй можно было только, если это собирались делать в первой половине 30-х годов, да и то с неизвестным успехом (правда, войны без потерь не бывает и разумный риск всегда приемлем). Но вот такое нагромождение вооружения с его явной избыточностью - это, ИМХО, перебор. Да и так широко рекламируемое эшелонирование, тоже ИМХО, не сильно способствует упрощению координирования огня. Помнится, в Т-35 это было настоящим бичом, да и более скромных СМК и Т-100 тоже с этим вопросом было не просто. Я же себе представляю одновременный огонь из двух орудий одно над другим на одном основании...
  2. Алексей М 8 октября 2014 11:19
    Сумрачный немецкий гений отдыхает по сравнению с русскими.
    1. abrakadabre 8 октября 2014 11:58
      Сумрачный немецкий гений отдыхает по сравнению с русскими.
      От чего же? Гротте же немец и приехал из Германии.
  3. 505506 8 октября 2014 11:21
    До будущей войны оставалось ок. 10 лет. При массовом выпуске наверняка проводились бы модернизации и относительно толщины брони.Правда вряд ли дожила бы сама идея многобашенности.
    1. Patton5 8 октября 2014 12:24
      Это танк для карликов!
    2. Saburo 8 октября 2014 18:03
      И через десять лет они почти полностью погибли бы в первые месяцы войны так же как Т-28 и Т-35. Судя по статье проблем с его обслуживанием было бы ещё больше.
  4. Комментарий был удален.
  5. vomag 8 октября 2014 11:26
    А эт нечего что немцы вступили во 2мир имея в наличии из всего парка бронетехники примерно80% танкеток с пулеметным вооружением и противопульным бронированием?правда потом поставили 20мм вместо 7.92мм ну бронирование осталось таким же. а основа броне танковых войск пазик-3 имел 20-30мм броня и (смешную для нас) пуху 37мм......
  6. dipqrer 8 октября 2014 11:31
    Даже сегодня очертания танка не кажутся архаичными.Очень интересная машина!
    dipqrer
  7. Владимирец 8 октября 2014 12:12
    Я так понимаю, ведение огня из двух стволов одновременно невозможно? Тогда зачем весь этот набор?
  8. padonok.71 8 октября 2014 13:10
    Гротте был в отлете по полной и по возвращению на родину сложа руки не сидел. Просто фонтанировал идеями. Одна Ratte чего стоит.
    padonok.71
    1. lav67 8 октября 2014 15:38
      и.как это возить. масса танка ограничена грузоподьемностью жд колеи и размерами жд платформ.
      1. anomalocaris 8 октября 2014 16:07
        А он сам должен был ползать. Либо разбираться на составные части... Кроме того, его ГЭУ должна была состоять из двух дизелей от ПЛ, соответственно водные препятствия сей монстр должен был преодолевать по дну, под шнорхелем... Жаль, что столь "светлая" идея пришла тевтонам слишком поздно, глядишь, начали бы строить пару таких юберпанцеров, и не построили бы пару сотен "Пантер"...
        anomalocaris
        1. Marssik 8 октября 2014 18:59
          Да ,одна тяжелая авиационная бомба и усе ,хотя он сам по себе бы накрылся -сожрал все топливо .
      2. Дублер 8 октября 2014 23:27
        Цитата: lav67
        и.как это возить


        Прообраз трансформеров... в случае необходимости железо разбегается на необходимое расстояние. fellow
    2. Штык 8 октября 2014 21:12
      Цитата: padonok.71
      Одна Ratte чего стоит.

      Это тупиковая ветвь танкостроения, дальше проекта не пошло. Бессмысленный гигантизм!
    3. fzr1000 9 октября 2014 13:07
      Еще варианты.

      1. Bersaglieri 9 октября 2014 15:39
        Угу, с башней от линейных крейсеров.
        "Так вот ты какой, "Железный Капут"!" :)
    4. Алекс 22 октября 2014 18:47
      Цитата: padonok.71
      Одна Ratte чего стоит.

      Про "крыску" уже говорилось-писалось... Очередной фейк из интернета. Во всяком случае, тридцать лет назад о ней и слуха не было, хотя про Е-100, "мышонка" и прочий нереализованный зверинец писалось достаточно много.
  9. Хромой Пират 8 октября 2014 21:38
    Цитата: Штык
    Цитата: padonok.71
    Одна Ratte чего стоит.

    Это тупиковая ветвь танкостроения, дальше проекта не пошло. Бессмысленный гигантизм!

    Но ведь "Мышонка" то запустили в производство,так что у тевтонов было "не все так однозначно"©
    1. padonok.71 8 октября 2014 22:09
      Ну как запустили, один ходовой макет и платформа без башни, вот и все производство. Хотя со зверинцем фашики ловко просели. К нашей радости.
      padonok.71
      1. anomalocaris 10 октября 2014 11:06
        Нет. Они поздно начали их делать. На год раньше - и нашим меньше пришлось бы жечь "Пантер".
        anomalocaris
      2. anomalocaris 10 октября 2014 11:12
        "Пантера", то есть PzKpfw V был весьма удачным танком. Если откинуть систему катков Книмкампфа.
        Почитайте, изумитесь. http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzV/txt/PzV.php
        anomalocaris
    2. Штык 9 октября 2014 09:36
      Цитата: Хромой Пират
      Но ведь "Мышонка" то запустили в производство

      Ни о каком серийном производстве не могло быть и речи - построено два образца для испытаний. Один танк (объект 205/1 с нагрузочной башней), находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона. Другой (объект 205/2) - на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был разрушен корпус.По указанию командующего БТ и MB ВС из двух поврежденных образцов был собран один "Маус", который был отправлен в СССР для подробного изучения и анализа его конструкции. 4 мая 1946 года танк прибыл на НИИБТ полигона ГБТУ КА (пос. Кубинка), где и поныне его можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.
    3. Алекс 22 октября 2014 18:59
      Цитата: Хромой Пират
      Но ведь "Мышонка" то запустили в производство

      Молодой (или не очень) человек, существует разница между ВЫПУСКОМ ПЕРВОГО ЭКЗЕМПЛЯРА для ходовых испытаний и ЗАПУСКОМ ПРОИЗВОДСТВА серийных образцов. "Мышонка" в полной комплектности только одного-то Порше и сделал, ещё два (по некоторым данным - три) экземпляра ходовой части без башни (да и те разбросанные по разным заводам) для выяснения полной бесперспективности данного чуда - это вполне однозначно.
  10. Prager 2 ноября 2014 16:49
    Гигантомания в танкостроении приводила к абсолютно обратному результату, который хотели достичь создатели. Это о всех подобных танках.
  11. sds127 28 октября 2015 20:13
    самое любопытное ,что если в малую башню сунуть дшк,а из пулеметов оставить 1 дт (спаренный с орудием),сьэкономленный вес пустить на усиление бронезащиты и установку радиостанции...то для испаннской компании-вундервафля

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня