Китайский истребитель 5-го поколения J-20

25
Китайский истребитель 5-го поколения J-20


Китай, постоянно пугающий США и ряд других государств своей растущей военной силой, возможно, совершил технологический прорыв, создав перспективный истребитель 5-го поколения. В январе 2011г. в Китае с триумфом дебютировал первый демонстрационный самолет-прототип истребителя 5-го поколения, известного под условным обозначением J-20, созданный и построенный на 132-м авиазаводе в Чэнду (провинция Сычуань) под непосредственным руководством главного авиаконструктора Янг Вэя и пилотировавшийся Ли Ганом, летчиком-испытателем ВВС НОАК.

Комментируя первый полет, мировое журналистское сообщество утверждает, что самолет, продемонстрированный в Чэнду, представляет собой всего лишь не очень удачный «коллаж», собранный из различных элементов конструкции экспериментальных российских самолетов Су-47 и МИГ 1.44, а также истребителей 5-го поколения F-22 и F-35, созданных в США. Разумеется, военного значения, даже малейшего, этот эклектичный монстр не имеет и может годиться только в качестве пропаганды сомнительных достижений науки и техники КНР.

В то же время, несмотря на столь негативные отзывы в прессе, необходимо признать, что вопреки распространенному мнению о китайских авиаконструкторах как о полных «неумехах» и «по жизни - плагиаторах», они действительно одними из первых, после США и России, создали прототип боевого самолета 5-го поколения, отвечающего всем требованиями XXI столетия. Среди других государств с развитым авиастроением схожую задачу перед собой ставят только Япония, Индия и Южная Корея. В Европе об истребителях нового 5-го поколения пока вообще предпочитают помалкивать, сконцентрировав усилия на совершенствовании воздушной техники поколения 4+ - самолетах «Грипен», «Рафаль» и «Тайфун».



Создание концепта J-20 – это действительно шаг вперед китайских авиаконструкторов, которые за половину столетия сумели пройти путь от учеников российских коллег до настоящих профессионалов, специалистов мирового уровня, научившихся создавать своеобразные конструкции боевых ЛА, которые объединяют в себе последние мировые достижения военной науки и техники. Этим, конечно, можно и даже необходимо гордиться.

Но, отдавая должное китайскому триумфу, следует реально соотносить их с уровнем, который достигнут США и Россией, по-прежнему являющихся безусловными лидерами мирового самолетостроения в военной сфере. Здесь необходимо сказать, что от момента создания демонстрационного образца до начала серийного производства проходит довольно большой отрезок времени. В качестве примера можно назвать историю создания самолета Локхид YF-22, который впервые был продемонстрирован в 1990 году, но оптимизированная серийная версия, известная как «Рэптор», появилась лишь в 2005 году, спустя 15 лет после первого полета демонстратора.



По сообщениям внутренней китайской прессы, ссылающейся на «информированные источники» в оборонной промышленности и НОАК, передача на вооружение ВВС НОАК первых экземпляров истребителей 5-го поколения ожидается уже «в 2018-2019 гг.». Однако, учитывая международный опыт, а также присущую китайскому «авиапрому» «медлительность», эти заявления представляются слишком оптимистичными. Возможно, в данном случае речь идет о практиковавшихся еще с довоенных времен в СССР и взятых на вооружение соседними китайскими товарищами так называемых «мобилизационных» сроках, изначально не реальных, но заставляющих исполнителей осуществлять работы с полной отдачей, не давая возможности себе расслабиться.

Согласно более взвешенным оценкам Пентагона, озвученным министром обороны США Робертом Гейтсом, китайский «стеллс» достигнет оперативного боевого состояния лишь к середине 2020-х годов, примерно через 15 лет с момента первого полета истребителя-демонстратора. И этот срок, принимая во внимания некоторую долю оптимизма, можно признать наиболее реальным.



Несмотря на широкую возможность, которую китайские власти предоставили всем желающим, каких-либо заявлений на официальном уровне о назначении новой воздушной машины и ее основных технических и боевых характеристиках так и не появилось. Впрочем, указанный пробел пытаются компенсировать с некоторым успехом многочисленные эксперты и просто любители военной авиации.

Самолет представляет собой тип моноплана с высокорасположенным дельтовидным крылом увеличенной площади, полностью поворотными вертикальным и передним горизонтальным двухкилевым оперением. Можно сделать вывод, что передняя (носовая) часть и заниженный беспереплетный фонарь кабины сконструированы подобно американскому F-22, расположение ПГО напоминает российский С-37 «Беркут», воздухозаборники с утолщениями, характерными для F-35, кили по форме очень похожи на F-35, но в то же время цельноповоротные, аналогично Т-50, хвостовая часть является подобием МиГ 1.44. По краям воздухозаборников возможно присутствие отсеков для управляемых ракет воздушного боя небольшой дальности, под центропланом вполне могут быть расположены два внутренних отсека для комплексов вооружения или один большого размера для размещения управляемых ракет большой дальности, противокорабельных ракет. Несколько неуклюже смотрятся створки основного шасси, которые уже назвали «дурацкими».



На страницах печатных СМИ и в сети Интернет встречается мнение, что главная задача J-20 – ведение борьбы с крупными морскими целями. Это связано с тем, что американские многоцелевые авианосные соединения представляют главную угрозу территории КНР. Только проблема в том, что для борьбы с прекрасно защищенными авианосцами комплекс, который будет создан на базе J-20, является малопригодным.

В качестве носителя малых тактических противокорабельных ракет (ПКР) ударная группа J-20 также является практически безвредной для огромной авианосной группы. Чтобы в этом убедиться, необходимо просто провести сравнительный анализ между дальностью пуска легких тактических ПКР авиационного базирования, которые имеются на вооружении Китая, и досягаемостью ныне существующих или перспективных вариантов американского корабельного ЗРК «Иджис». Также не стоит забывать, что предсказываемое размещение станций оперативного наведения ЗУР на палубных вертолетах значительно поднимет эффективность «Иджиса» в противоборстве и с малозаметными целями. Сами противокорабельные ракеты с БЧ, которые имеют массу порядка 150-250 килограмм, даже в случае «волшебного преодоления» ими противоракетных оборонных барьеров, выставленных кораблями защиты и самим авианосцем, едва ли смогут нанести ощутимый ущерб 100000-тонному морскому гиганту, снабженному мощным комплексом конструктивной защиты.



Программа создания нового истребителя 5-го поколения сегодня является не единственным движителем реформы авиапромышленности, которая проводится в Китае. К числу подобных движителей относится и программа разработки собственного 100-местного внутреннего пассажирского самолета RJ21. Существует и ряд других проектов, которые, возможно, и не будут востребованы 100% региональными авиационно-промышленными объединениями в связи с широким профилем собственной специализации. Предполагается также, что оставшиеся под эгидой САЕ научно-исследовательские институты будут преобразованы в совершенно новую государственную структуру, которая среди китайских специалистов уже получила условное обозначение Chinese NASA. Очевидно, что это обозначение является не только подражанием американскому стилю управления национальной авиационной промышленностью, но также и нечто большее.



Источники информации:
http://www.aex.ru/docs/3/2011/8/2/1382/
http://www.liveguns.ru/news/kitai_samolet_5go_pokoleniya
http://www.inoforum.ru/forum/index.php?showtopic=57154
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    25 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. StiffMAISTER
      0
      5 августа 2011 11:13
      Снизу действительно похож на МИГ 1.44, ну а если смотреть вдоль то вылитый F-22! Что сказать, как копия то с виду отличная, а как боевой истребитель то что то я сильно сомневаюсь в его высокой эффективности. В результате получится как с F-22, куча проблем, но зато разрекламированный!
      1. cVM
        cVM
        -17
        5 августа 2011 12:45
        y F-22 нету проблем
        1. +4
          5 августа 2011 12:59
          Вот про то что нет проблем у F-22:
          "5 октября американская газета «The Air Force Times» опубликовала информацию о том, что поступившие на авиабазу ВВС США Андерсен в Тихом океане новейшие истребители пятого поколения F-22 «Раптор» неожиданно для разработчиков и эксплуатационников проявили «дамскую слабость». Их электроника наотрез отказывается работать в дождливую погоду. Расследование показало, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры."


          Как сообщает Strategy Page, система сенсоров истребителя пятого поколения F-22 Raptor пока что далека от совершенства. Сенсоры, чувствительность которых соответствует задаче поиска слабых сигналов в высотном воздушном бою, перегружаются при полете на малых высотах. Это осложняет использование F-22 для борьбы с наземными целями
          .

          Министерство ВВС США наложило запрет на полеты всего флота истребителей-«невидимок» F-22 Raptor из-за выявленных проблем в системе обеспечения пилотов кислородом.
          Как отметила в понедельник официальный представитель ВВС капитан Дженнифер Ферро, «мы ставим безопасность наших летчиков превыше всего и потратим столько времени, сколько потребуется, для того чтобы разобраться и решить эту проблему».
          1. cVM
            cVM
            -13
            5 августа 2011 14:00
            VadimIS,
            ну и что это мелкие проблемы и их уже давным давно решили+ американцы сами могли придумать такие дезинформации,если проверить то у наших истрибителй д.хрена ошибок и проблем а у китайских подавно,у нее сверхзвуковой скорость улчше в мире да и в дождливом погоде она не может стать невидимкой
            1. +1
              14 ноября 2011 16:11
              Хорошие детские проблемы:
              20 декабря 2004 года F-22A (сер. номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Неллис, пилот катапультировался.
              25 марта 2009 года F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта[48], 49-летний пилот Дэвид Кули погиб.
              16 ноября 2010 года F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот погиб.
              1. Леха е-мое
                +1
                14 ноября 2011 16:13
                НУ ЭТО НОРМАЛЬНО .+ - ПАРУ САМОЛЕТОВ И ПИЛОТОВ ВО ВСЕХ СТРАНАХ ТАКОЕ НАБЛЮДАЕТСЯ.
          2. vylvyn
            -1
            21 февраля 2012 19:22
            Последняя информация, что ВВС США уже хотят отказаться от Рапторов в пользу новых разрабатываемых беспилотников.
      2. +1
        14 ноября 2011 16:13
        Пятое поколение по катайски, это смесь МИГ 1.44 и F-22. С авионикой из Америки и двигателями из России
        1. 0
          20 января 2012 02:47
          Цитата: urzul
          С авионикой из Америки и двигателями из России

          И с китайской улыбочкой! wink
      3. 0
        6 декабря 2011 08:39
        Это называется: "Я его слепила из того что было!!!"
      4. 0
        20 января 2012 02:32
        То ли 1.44,то ли Ф-22,то ли Ф-35!Хрен поймёшь чё за машина!Одно слово-китайцы! smile Ппц!Такое ощущение что машина была сделана чисто на визуальном впечатлении от просмотра всех вышеперечисленных машин!Схема планера вроде "утка",а вроде и не "утка"! belay Но раз летает,значит может делать это!Правда вот вопрос КАК он это делает?Откуда они базу для создания подобных машин взяли?То что они наши 27-е разбирали-это понятно,но это ж вроде как не всё?
    2. StiffMAISTER
      +6
      5 августа 2011 12:48
      По CNN сказали??
      1. Anatoly
        0
        25 октября 2011 22:48
        Нееет. Это ему Мишенька Саакашвили на ушко шепнул,чью за......у целовать надо.
    3. svvaulsh
      +1
      5 августа 2011 13:54
      По мне каракатица. Слишком много прямых углов, которые, в сочетании с двигателем, являются демаскирующими факторами в РЛ-диапазоне. Да и движок с тягой за 14 тонн они вряд-ли смогут соорудить. Даже у нас 117-ий пока довести до ума не могут. Скорее всего этот экземпляр создан для вида и будет все как и с Су-27. Сделали крыло на 100мм короче и кричат, что их собственная разработка. Как только наш ПАК ФА получит серийное название Су-хх, они его купят и скопируют обозначив J-20.
    4. +13
      5 августа 2011 14:40
      15 лет!!!за это время можно много чё ********!!! любимое занятие китайских инжинеров это CTRL+C,CTRL+V!!!
      1. МихаилВл
        +1
        22 сентября 2011 12:45
        Spirit,
        классно пошутил :)))))))))))))))))))))))))))
      2. МихаилВл
        0
        22 сентября 2011 14:42
        Spirit,
        классно пошутил :)))))))))))))))))))))))))))
      3. МихаилВл
        0
        22 сентября 2011 14:42
        Spirit,
        классно пошутил :)))))))))))))))))))))))))))
    5. jamert
      0
      6 августа 2011 09:45
      посмотрим. китайцы умеют преподносить сюрпризы.но что-то я тоже сомневаюсь в высоком качестве их поделок.
      1. 0
        6 августа 2011 15:59
        Планер это еще не самолет!
        1. jamert
          +1
          6 августа 2011 23:41
          Ну, так и ПАК ФА пока что летают не на родном двигателе. И ф-22 и ф-35 сначала летали на модифицированных двигателях предыдущих самолетов.
          Я так понимаю что основной пробел китайцев - в сфере материаловедения потому их движки не очень надежны. Но они учатся. У нас в Украине уже многие НИИ фактически работают на Китай.
          1. +1
            7 августа 2011 00:06
            НИИ не работают ( к сожалению) а пашут на Китай К большому сожалению это единственный способ сохранить предприятие и НИИ .
    6. 0
      6 августа 2011 18:22
      ..медленно,но верно.Они и НИТКАи то постороили несколько,на будущее...а у нас что?Только снисходительное похлопывание по плечу.Вот это уже летающее недоразумение,удар поддых.Всё кривляемся,косые тупые,а им умными и не надо быть,всё что надо купят,скомпонуют в одной модели и пошлют всех,как и есть сегодня...как бы мы тут не усерались-концепт-проект они запустили,дальше дело техники(так же как и у нас с чем и поздравляю,скатилились либо взрастили не суть важно,главное летает ИХ корыто)
      1. Михаил
        +2
        6 августа 2011 23:29
        форму то скопировать можно, а из чего её то лепить в этом и весь вопрос. С двигателями - на, продали - копируйте, а тут вопросы технологий производства самая большая проблема.
      2. 0
        6 августа 2011 23:37
        Дальше,больше!А что там напишут в ТТХ? ЕЩё вопросов больше чем ответов!Ещё не все понятно по F-22 скорее вообще не понятно! Про ПАК вообще нет информации!
        Китай ещё очень сильно должен ....................а потом и самолет 5-го поколения
    7. МихаилВл
      +2
      22 сентября 2011 14:44
      В жизни не бывает чудес!
      В мире всего 2 страны, которые много лет конкурируют между собой, обогнали все другие страны и делают лучшие в мире боевые самолёты, они подошли к производству самолетов 5-ого поколения, спустя долгие годы, накапливая опыт в производстве предыдущий поколений. Это Россия и США! Многие годы технологии отрабатывались в условиях дикой гонки и конкуренции. А Китай покупал-покупал самолёты, делал по лицензии МиГи и тут раз - и СРАЗУ 5-ое поколение смастерил! При чём не по лицензии, а "СВОЙ"(!!!), хоть и похожий на наши и Американские образцы одновременно :)))) Давайте встанем перед ними на колени и отдадим почести за столь величайший скачок в науке и технике! :))))
      Лично я в это не верю! Надо отдать должное китайцам, они протаптывают дорожку в производстве не только самолетов, стараются... Но, не 5-ое поколение вот так сразу :)
      В жизни не бывает чудес!
    8. Alexandr_K
      +1
      12 ноября 2011 20:32
      Комментируя первый полет, мировое журналистское сообщество утверждает, что самолет, продемонстрированный в Чэнду, представляет собой всего лишь не очень удачный «коллаж», собранный из различных элементов конструкции экспериментальных российских самолетов Су-47 и МИГ 1.44, а также истребителей 5-го поколения F-22 и F-35, созданных в США.

      Ну, насколько этот "коллаж" неудачный, покажут испытания и время.

      Разумеется, военного значения, даже малейшего, этот эклектичный монстр не имеет

      Точно так-же, как его не имеет и Т-50

      Но, отдавая должное китайскому триумфу, следует реально соотносить их с уровнем, который достигнут США и Россией, по-прежнему являющихся безусловными лидерами мирового самолетостроения в военной сфере. Здесь необходимо сказать, что от момента создания демонстрационного образца до начала серийного производства проходит довольно большой отрезок времени. В качестве примера можно назвать историю создания самолета Локхид YF-22, который впервые был продемонстрирован в 1990 году, но оптимизированная серийная версия, известная как «Рэптор», появилась лишь в 2005 году, спустя 15 лет после первого полета демонстратора.


      Тут автор, мягко говоря, ошибается. Оптимизированная серийная версия "Рэптора" появилась "лишь" в 1997 году, спустя 7(семь) лет после первого полёта демонстратора, а вот уже в 2005 году первые F-22A достигли начальной боеготовности в строевых авиаэскадрильях.

      А в целом и общем китайская "пятёрка" получилась очень даже сипатичной.
      1. Леха е-мое
        0
        14 ноября 2011 16:15
        КИТАЕЗЫ НЕСУТСЯ ВПЕРЕД ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ . ТОЛЬКО ЗАЧЕМ ИМ ЭТО НАДО?
    9. vylvyn
      +1
      21 февраля 2012 18:12
      Китайцы молодцы. Впечатляющий самолёт. Размер имеет значение. Звёзды на манер наших - радуют. Да, и не будем забывать, что эти пацаны на 2000 лет раньше европейцев придумали арболет (причём модифицировали его в многозарядный для близкого боя, что европейцам в голову вообще даже не пришло), на 1000 лет раньше придумали порох, на 600 лет раньше построили линкоры (причём самые большие деревянные линкоры европейцев всё равно были меньше китайских), на 500 лет раньше всех создали военные эскадры численностью несколько сотен кораблей, на 500 лет раньше научились бороться с цингой и т.д. и т.п. Эти хлопцы с красивыми раскосыми глазами не так глупы, как мы считаем. Их тактика впечатляет. Сунь-цзы и 36 стратагем - тоже их изобретение. P.S. Если что - я голосую за русских.
    10. -1
      9 марта 2012 10:44
      Да! Почитал новость на мэйле! Выходит американцы не первый год испытывают самолёт атмосфера-космос! Ужк два их.
      А мы всё с 5-м поколением играемся.
      Я смотрел ТТХ их раптора и нашей сушки. Ну не вижу я хоть более менее плюсы в этом 5-м поколении!!! В чём там прорыв??? скажите конкретно! (про бешнное бабло это понятно).
      Надо делать явный шаг вперёд в авиации, а не толочь в ступе воду.
      Нужна прорывная технология! Это либо тот же самолёт с возможностью выхда в космос.
      Либо гипперзвуковой самолёт со скорость от м=5.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»