Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Российский космос: славное прошлое, сложное настоящее, неясное будущее

На быстрый эффект от резкого роста финансовых вложений в отрасль рассчитывать не приходится

Проводимая в настоящее время крупная реструктуризация в российской ракетно-космической промышленности преследует цель решить массу накопившихся в ней проблем и противоречий. Побудителем серьезных изменений в отечественной космонавтике стала череда крупных аварий, регулярно происходящих в отрасли в последние годы и изрядно подпортивших ее имидж в глазах как высшего руководства страны, так и зарубежных партнеров и заказчиков.

Череда отставок руководителей Федерального космического агентства России (Роскосмоса) совершенно не повлияла на негативную тенденцию. Сомнительно, что новая попытка изменить ситуацию, предпринятая по инициативе правительства и с благословения президента, даст быстрые результаты. Причем существенная часть проблем, стоящих перед Роскосмосом, носит общемировой характер. Они свойственны сегодня и другим космическим державам.


Низкое качество и старики-инженеры

Наиболее наглядно проблемы отечественной ракетно-космической отрасли обозначили регулярно происходящие аварии ракет-носителей «Протон». Их отказы стали прямым следствием главной проблемы для сегодняшней российской высокотехнологичной промышленности – низкой культуры производства и слабого контроля качества. На предприятиях используется оборудование, давно не отвечающее современным технологиям и требованиям. Эта проблема хорошо известна и руководству России. Так, еще 12 апреля 2013 года в Благовещенске президент Владимир Путин на совещании, посвященном перспективам развития космонавтики в России, сказал: «Значительная часть оборудования ракетно-космической отрасли устарела, более 80 процентов используемой электронной компонентной базы производится за рубежом».

Именно в ненадлежащем контроле качества кроется и причина аварий «Протонов». По результатам одной из последних, произошедшей в июле 2013 года (запуск транслировался в прямом эфире по российскому телевидению), председатель аварийной комиссии, бывший замглавы Роскосмоса Александр Лопатин заявил, что «в Центре Хруничева (производитель ракеты. – Прим. авт.) была допущена неправильная установка датчиков в плоскости рысканья. Эти приборы прошли контроль без замечаний и были допущены на борт ракеты-носителя, однако установка некоторых из них непосредственно на ракету произошла неверно, они были перевернуты на 180 градусов».

Вывод комиссии был предсказуем: «Протон-М» эксплуатируется с апреля 2001 года. Если бы в конструкции носителя был недостаток, он бы уже давно проявился. За 13 лет производства этой модификации ракеты технология ее изготовления уже должна была бы быть отработана. Однако «Протон-М» демонстрирует низкую надежность: из 79 стартов ракеты лишь 70 были удачными. В четырех случаях произошел отказ самого носителя (5 сентября 2007 года, 5 декабря 2010 года, 2 июля 2013 года, 15 мая 2014 года). Пять раз задачи пуска не были выполнены из-за аварий разгонного блока «Бриз-М», выводившего полезную нагрузку на нерасчетную орбиту (28 февраля 2006 года, 14 марта 2008 года, 17 августа 2011 года, 6 августа 2012 года и 8 декабря 2012 года). Тем самым надежность носителя составляет всего 88,6 процента. Большинство из этих девяти аварий произошли не из-за недостатков в конструкции, а из-за ошибок при изготовлении элементов носителя и их сборке, не «пойманных» последующими испытаниями и проверками.

Стоит заметить, что одна из аварий «Протона», произошедшая 5 декабря 2010 года, стоила должности предыдущему руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову. Выводы разбиравшейся в той аварии комиссии о недостаточном техническом контроле носителя перед стартом были поставлены в вину главе агентства и привели к отставке. За время нахождения на посту его преемника Владимира Поповкина с апреля 2011 по октябрь 2013-го (то есть всего за два с половиной года!) произошла целая череда аварий ракет-носителей: не выполнили свои задачи четыре «Протона» и два «Союза». Хотя Поповкин неоднократно требовал от предприятий отрасли повышения качества производства и улучшения контроля готовых изделий, он так и не смог изменить ситуацию, что и стало основной причиной его отставки.

Российский космос: славное прошлое, сложное настоящее, неясное будущее


Более радикальные меры в этой области предложил 18 июля 2013 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. В свойственной ему экстравагантной манере он отреагировал на выводы аварийной комиссии следующим постом в своем мини-блоге в Twitter: «Подозреваемых в грубейшем нарушении технологии сборки ракеты «Протон-М» проверят на полиграфе. В правительстве РФ ждут отчет Роскосмоса».

Корни проблемы с низким качеством и слабым контролем кроются в другой – кадровой проблеме: на космических предприятиях России острый недостаток квалифицированных инженеров и рабочих. Особенно остро эта проблема стоит у кооперации. Подготовка кадров, существовавшая в СССР, сильно деградировала. Технические вузы не пользуются популярностью у выпускников школ. Небольшая особенно в 1990–2000-х годах заработная плата привела к высокой текучести кадров. В результате получилась серьезная возрастная диспропорция: средний возраст 67 тысяч трудящихся на сегодня в космической сфере составляет 43 года. Однако выделяются два пика: около 40 процентов сотрудников имеют возраст 60 лет и больше, еще около 35 процентов – те, кому 30–35 и меньше.

В отрасли практически не осталось специалистов среднего возраста (35–45 лет), которые обладают высокой трудоспособностью, квалификацией и опытом. Кроме того, по сравнению с советским временем почти вдвое сократилось число специалистов с высшим образованием, в три раза – специалистов с научными степенями. «В космическую отрасль нужно активнее привлекать новые научные и инженерные кадры, прежде всего, разумеется, талантливую молодежь, – заявил президент Владимир Путин в 2013 году, – а для этого создавать необходимые условия для профессионального роста, обеспечивать достойную заработную плату, социальные условия, развивать систему научных грантов».

Бюджетный взлет и корпоративная фронда

Достойная зарплата и система грантов являются частью следующей проблемы российского космоса – финансовой. Правда, размер космического бюджета России сегодня уже не настолько критическая проблема. За десять лет он вырос почти в 18 раз: с 10 миллиардов рублей в 2003-м до 178,1 миллиарда рублей в текущем году (5,26 млрд долл.). Даже с учетом инфляции это колоссальный скачок. Рост продолжится и дальше – в 2015 году государство планирует потратить на космические программы 202 миллиарда рублей. По словам Владимира Путина, с 2013 по 2020 год на космическую деятельность в рамках соответствующих госпрограмм должно быть выделено порядка 1600 миллиардов рублей.

Для сравнения: до сих пор самый резкий рост космического бюджета наблюдался у Национального аэрокосмического агентства США (National Aeronautics and Space Administration – NASA) в первой половине 60-х годов при начале реализации программы Apollo для высадки астронавтов на Луну. За шесть лет бюджет агентства вырос в 68 (!) раз – с 488 миллионов долларов в 1958-м до 33,24 миллиарда долларов в 1964 году.

Если десять лет назад Россия уступала по расходам на космическую программу даже таким странам, как Канада, Индия и Израиль, то сегодня она вышла по этому параметру на третье место в мире. Лидирует более чем с трехкратным отрывом NASA: его бюджет в 2014 году составил 17,65 миллиарда долларов. Однако Россия практически сравнялась по расходам на космос с объединенной Европой: бюджет Европейского космического агентства (European Space Agency – ESA) в 2014 году оценивается в 4,10 миллиарда евро (5,62 млрд долл.). Правда, это сравнение справедливо без учета средств, расходуемых странами Старого Света на национальные космические программы помимо общеевропейской. Кроме того, нет достоверных сведений о космическом бюджете Китая, который вполне может занять третье или даже второе место в мире.

Российский космос: славное прошлое, сложное настоящее, неясное будущее


Надо отметить, что такой значительный рост космического бюджета России произошел не под какую-то конкретную первоочередную программу, как в случае NASA с высадкой астронавтов на Луну в 60-х годах. Скорее это было возвращение к уровню финансирования отрасли во времена СССР. Целями такого роста бюджета называются поддержание статуса России как одной из ведущих космических держав к 2020 году, укрепление этого статуса к 2030-му.

Действительно, на быстрый эффект от резкого роста финансовых вложений в космической отрасли рассчитывать не имеет смысла. Сроки реализации космических программ в мире – не менее пяти лет. С учетом же деградации за последние 20 лет российских конструкторских бюро, потерявших большинство своих специалистов, эти сроки еще более вырастут. Поэтому бессмысленно ожидать вместе со скачкообразным ростом бюджета такого же быстрого роста орбитальной группировки, расширения космических исследований, улучшения их качеств и надежности.

Собственно, руководство страны и не ожидало от Роскосмоса быстрого «космического чуда». Агентству ставилась задача грамотно тратить бюджет и провести реструктуризацию отрасли для повышения эффективности ее работы.

Распределение бюджетных средств на конкретные космические программы все еще отличается диспропорцией. «До недавнего времени на пилотируемые программы расходовалось от 40 до 58 процентов космического бюджета в ущерб другим направлениям, – констатировал Владимир Путин. – Как следствие мы отстали от мирового уровня в ряде областей, например по средствам дистанционного зондирования Земли, системам персональной спутниковой связи, регистрации и спасения объектов, терпящих бедствие, и так далее. Заметный отрыв от ведущих космических стран образовался у нас и в технологиях, обеспечивающих программы освоения так называемого глубокого космоса. Конечно, мы должны сохранить все, что накоплено в пилотируемой части, но необходимо подтянуть и другие направления».

Помимо «более чем 40 процентов» (а это не менее 70 млрд руб.) на пилотируемую космонавтику крупными тратами бюджета Роскосмоса в 2014 году являются расходы на поддержание группировки и развитие глобальной навигационной системы ГЛОНАСС (12,6% или 21,56 млрд руб.). Еще 12,2 процента (20,8 млрд руб.) направляются на развитие Плесецка и Байконура, строительство нового космодрома Восточный в Амурской области. Кроме того, по заявлениям руководства Роскосмоса, еще около 38 процентов бюджета выделяется на создание новых и производство существующих ракет-носителей (видимо, в эту статью руководитель агентства отнес и строительство стартовых комплексов для новых ракет). И лишь 9 процентов остается на все космические аппараты, кроме пилотируемых (по состоянию на 2013 год). Поэтому космическое агентство было вынуждено пересмотреть приоритеты.

Смена приоритетов стала причиной образования «космической фронды» – руководителей предприятий, являющихся основными получателями бюджетных средств, которых они должны теперь лишиться. Примером такой открытой оппозиции стало противостояние в 2011–2012 годах руководившего тогда Роскосмосом Владимира Поповкина и генерального директора ОАО «Российские космические системы» (РКС), главного конструктора космической навигационной системы ГЛОНАСС Юрия Урличича. В войне с Роскосмосом РКС использовали даже методы «черного пиара», распространяя о Поповкине дезинформацию, порочащую его честь и достоинство.

В марте 2012-го в Интернете появилось открытое письмо заместителя генерального директора РКС Ивана Голуба, в котором он призывал главу Роскосмоса уйти в отставку. В ответ Роскосмос развернул против РКС антикоррупционную кампанию, в результате которой Урличич был снят с должности главного конструктора ГЛОНАСС, а в декабре 2012 года – гендиректора РКС. Управление внутренних дел на Московском метрополитене возбудило уголовное дело против руководства РКС, подозреваемого в хищении 6,5 миллиарда рублей, выделенных на разработку системы ГЛОНАСС. В мае 2014-го бывшим заместителям Урличича в РКС Андрею Чимирису и Алексею Кузенкову были предъявлены обвинения в мошенничестве.

Однако наиболее непримиримой «космической фрондой» во все время существования космического агентства в России (оно было образовано в феврале 1992 года) всегда оставалась головная компания в области пилотируемых полетов – ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королева. С ней «войны» шли во времена первого главы агентства Юрия Коптева (1992–2004), которому противостоял президент «Энергии» Юрий Семенов (во главе РКК был в 1989–2005 годах). Это продолжалось при Анатолии Перминове (2004–2011), главным оппонентом которого был глава «Энергии» Николай Севастьянов (2005–2007). Ничего не изменилось и при Поповкине, и теперь, при нынешнем главе агентства Олеге Остапенко, которым противостоял уже Виталий Лопота (во главе «Энергии» с 2007 года). Методы противодействия здесь те же: в апреле 2014-го следственное управление Следственного комитета РФ по Центральному федеральному округу возбудило уголовное дело в отношении Лопоты, заподозрив его в превышении полномочий.

Космический извоз и «бесцельные» корабли

Получатель тех самых «40–58 процентов бюджета» РКК «Энергия», естественно, не желала лишиться государственного финансирования. Корпорация регулярно добивалась включения в федеральную космическую программу России все новых пилотируемых проектов. С 2000 года РКК настаивала на создании многоразового космического корабля «Клипер». Втянутое в этот проект космическое агентство настояло на пересмотре требований к кораблю, трансформировавшемуся в 2009 году в более универсальный пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП). В 2006-м РКК «Энергия» разработала концепцию развития российской пилотируемой космонавтики на 2006–2030 годы. Она предусматривала поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полеты на Марс. Российский сегмент МКС предлагалось не сводить с орбиты вместе со всей станцией в 2020-м, а отстыковать и превратить в новую национальную, постоянно действующую орбитальную станцию.

“ Большинство аварий произошло из-за ошибок при изготовлении элементов носителя и их сборке, не «пойманных» последующими проверками ”
В апреле 2013 года Виталий Лопота обнародовал несколько иной сценарий развития пилотируемой космонавтики. Он предусматривал после затопления Международной космической станции (МКС) создание международной посещаемой платформы в точке Лагранжа (позиция, позволяющая космическому аппарату постоянно находиться в одном положении относительно Земли и Луны), а в долгосрочной перспективе – международные пилотируемые экспедиции к астероидам, на Луну, на орбиту и поверхность Марса. По мнению президента РКК, такая программа могла бы стать движущей силой для технологического подъема всего машиностроения России, как в 80-е годы стала программа «Энергия» – «Буран». Лопота призвал правительство России приступить также к разработке новой ракеты-носителя сверхтяжелого класса, способной выводить на орбиту 70 тонн полезной нагрузки. В корпорации уже разработано предложение по такой ракете.

Если оставить в стороне вопросы влияния космических программ на российское машиностроение в целом, а также космической конкуренции (которая по существу прекратилась еще в 1969-м после высадки американцев на Луну), достаточно сказать, что за 56 лет космической эры лишь телекоммуникационные спутниковые системы стали бизнесом, приносящим своим эксплуатантам прибыль. Постепенно на окупаемость выходят системы фотографирования Земли из космоса и навигации. Пилотируемая космонавтика сродни фундаментальной науке, которая не приносит сиюминутную прибыль. Единственным исключением в этой области для России стал «космический извоз»: доставка зарубежных астронавтов на МКС. Однако этот вид бизнеса не смог обеспечить даже работу одной РКК «Энергия», став лишь малым бонусом к госбюджетному финансированию.

Всего за полеты 55 зарубежных астронавтов на «Мир» и МКС по контрактам с NASA в период с 1994 по 2017 год Россия получила 3,21 миллиарда долларов. Кроме того, с 2000 по 2009-й на МКС слетали восемь профессиональных космонавтов и восемь космических туристов, за полет каждого из которых Россия получала 20–22 миллиона долларов, то есть в сумме около 330 миллионов долларов. Итого прибыль от пилотируемых полетов составила в течение 22 лет 3,54 миллиарда долларов – в полтора раза меньше нынешнего годового космического бюджета.

Использование же пилотируемых полетов в национальных интересах давно потеряло в России конкретные и ясные цели. В СССР с конца 60-х годов реализовывалась программа развития орбитальных станций, результатом которой стали станции «Салют» и «Мир». Следующий этап – проект «Мир-2», интегрированный в 1992–1993 годах в МКС. Однако без разносторонней научной программы, в которой были бы заинтересованы институты и другие исследовательские организации, смысл поддержания и развития российского сегмента МКС теряется. В настоящее время по российской программе на МКС проводятся в основном медико-биологические эксперименты, главная цель которых – отработка длительного полета на Марс. Новым направлением стал материаловедческий эксперимент «Плазменный кристалл» по получению уникальных сплавов, которые невозможно создать на Земле из-за гравитации. Однако большинство возможных исследований, которые можно было бы выполнить на орбитальной станции, уже проведено. Теперь российский экипаж в основном занят поддержанием исправной работы станции, обеспечивая тем самым проведение научной программы на американском сегменте.

Однако «Энергия» настаивает на продолжении программ орбитальных станций, для доставки экипажей на которые и снабжения грузами и разрабатывается в первую очередь ПТК НП. Планы пилотируемых полетов на Луну и тем более Марс никогда официально не утверждались ни Роскосмосом, ни тем более российским правительством. Тем самым новый корабль создается под старые, уже достигнутые цели. Если же вскоре после начала полетов ПТК НП (первый старт запланирован на 2017–2018 годы) МКС в полном составе будет сведена с орбиты (эта операция пока намечена на 2020-й), то и эта цель для нового корабля исчезает. Тем самым отпадает вообще потребность в этом проекте.

Существующие задачи, в том числе и по выполнению международных обязательств в рамках проекта МКС, вполне могут выполнять корабли семейства «Союз». Проводимая в настоящее время их модернизация позволит снизить вес служебных систем, тем самым увеличив размер доставляемого полезного груза, поднять мощность системы энергоснабжения, комфортность корабля для экипажа, повысить его надежность в целом. При внешней схожести с проектом самого первого «Союза» середины 60-х годов современный корабль не имеет с ним ничего общего по системам и возможностям. Габариты же и массы модернизированного «Союза» вполне отвечают требованиям, предъявляемым к пилотируемым транспортным средствам для околоземных полетов и снабжения орбитальных станций.

Прикладные цели и «новые старые» ракеты

Создание ПТК НП без четких и узаконенных для него в Федеральной космической программе целей приводит к тому, что Роскосмос регулярно затягивает работы по проекту, стремясь перераспределить средства на более прагматичные направления. Основным из них вполне обоснованно называется космическая связь. Среди первоочередных задач – покрытие связью Арктической зоны. Планируется также и наращивание возможностей систем связи и телевидения на геостационарной орбите. По оценкам агентства, необходимо увеличить число передатчиков на спутниках связи на порядок, до 2000 стволов, для чего нужна группировка из 44 космических аппаратов.

Важным приоритетом для Роскосмоса остается съемка Земли из космоса. Еще недавно в этих целях использовался лишь один космический аппарат «Ресурс ДК». Он обеспечивал потребность российских покупателей снимков Земли лишь на 10 процентов, остальные 90 процентов закупались за рубежом. В 2013 году были запущены два новых спутника такого назначения. К 2015-му Роскосмос планирует довести количество таких аппаратов до 16. При этом доля отечественных снимков на внутреннем рынке вырастет до 60 процентов, а к 2020 году – до 90 процентов.

Достаточно прагматично агентство подошло и к одной из основных своих задач – обеспечению гарантированного доступа России в космос. Роскосмос финансирует поддержание объектов наземной космической инфраструктуры на космодромах Плесецк и Байконур, откуда сегодня проводятся пуски ракет-носителей легкого класса «Рокот», среднего «Союз-2», тяжелого «Протон-М». Опять же, несмотря на внешнюю схожесть с ракетами прошлых десятилетий, это достаточно новые, экономичные и эффективные носители. Их двигатели, системы управления, аппаратура неоднократно прошли замену с момента первых полетов.

Сегодня в мире остро стоит проблема дешевого доступа в космос. Безусловно, дешевле использовать уже имеющиеся ракеты и их стартовые комплексы, не беря на себя риски и расходы на создание новых. Все типы российских носителей, использующихся для запусков отечественных аппаратов, пользуются хорошим спросом и за рубежом. Например, коммерческие пуски «Протона» принесли России около 5,7 миллиарда долларов (с 1996 года их было выполнено 83). Европа вообще пошла на беспрецедентный шаг, построив на своем космодроме во Французской Гвиане стартовый комплекс для самой новой версии ракеты «Союз-2» – «Союз-СТ». Оттуда уже выполнены пять коммерческих пусков.

Помимо модернизации старых ракет Роскосмос финансирует и создание нового семейства носителей «Ангара». По сути этот проект достался агентству от Министерства обороны России, которое еще в 1992 году объявило конкурс на создание ракеты-носителя тяжелого класса для своих нужд. В 1994-м победителем конкурса стал Космический центр им. М. В. Хруничева. В 1997 году при ликвидации военно-космических сил Министерство обороны отказалось от полного финансирования всех стадий проекта «Ангара», оставшись лишь заказчиком пусков ракет и софинансирующей стороной строительства стартового комплекса. Однако проект находился уже на достаточно продвинутой стадии. Поэтому гражданское космическое агентство взяло на себя бремя дальнейшего финансирования опытно-конструкторских работ. Его объем в рамках Федеральной космической программы составлял в 2000-х годах существенную часть бюджета Роскосмоса: в 2006–2014-м – 3,288 миллиарда рублей (около 100 млн долл. по нынешнему курсу). Из этой суммы 2,68 миллиарда рублей (81,5%) выделено за счет федерального бюджета и 0,608 миллиарда рублей (18,5%) – из средств, инвестируемых в космическую деятельность организациями-исполнителями.

Носители «Ангара» разрабатывались в середине 90-х годов, в период острого недостатка финансирования. Поэтому в их конструкции максимально использовались уже имевшиеся технологии. Двигатель для первой ступени РД-191 был сделан на основе двигателя РД-170 ракеты «Энергия», для второй ступени РД-0124 взят из проекта «Союз-2». Для создания большой номенклатуры ракет разной грузоподъемности под различные цели при ограниченном финансировании было решено сделать два типа универсальных ракетных модулей, из которых уже собирать носители разного типа – от легкого до тяжелого. Такой подход привел к не самым оптимальным параметрам ракет и ухудшению их летных характеристик по сравнению с другими носителями.

После двадцатилетнего периода создания 9 июля 2014 года состоялись первые летные испытания легкой версии «Ангары». Пуск тяжелой версии планируется до конца 2014-го. Звучащие от конкурентов Центра Хруничева (та же «Энергия», «ЦСКБ-Прогресс» и пр.) призывы отказаться от проекта и создать лучший вариант ракеты Роскосмос в расчет не берет: взяться сейчас за альтернативный проект значило бы потерять еще десятилетие и миллиарды рублей. Относительно же высокая стоимость ракет «Ангара» в первых пусках неизбежно будет снижаться.

Еще один достаточно затратный проект Роскосмоса – создание космодрома Восточный в Амурской области. Он рассматривается в качестве альтернативы Байконуру и частично Плесецку. Выбор места был во многом продиктован общегосударственной задачей развития Дальнего Востока, стимулирования предприятий этого региона. Очевидно, с учетом этой «надкосмической» задачи правительство РФ сознательно шло на удорожание строительства Восточного и рост стоимости его эксплуатации в будущем. На строительство объектов космодрома Восточный до 2016 года запланировано выделить около 164 миллиардов рублей. Первый космический пуск с помощью ракеты «Союз-2» должен состояться с Восточного в 2015-м. А к 2018 году на космодроме планируется построить стартовый комплекс для носителей «Ангара».

Агентство, холдинги, корпорация

Учитывая этот набор проблем и задач, перед ракетно-космической промышленностью России уже давно стояла необходимость реструктуризации отрасли для консолидации ее ресурсов и улучшения управляемости. Возможность существования «космической фронды» стала в том числе следствием и управленческой слабости космического агентства. Роскосмос не имел властных полномочий проводить свои прагматичные, хотя порой и непопулярные решения.

Эти вопросы регулярно поднимались еще с момента возникновения космического агентства. Но ни Юрию Коптеву, ни Анатолию Перминову, ни Владимиру Поповкину не хватило аппаратного веса для изменения ситуации: российская космическая отрасль оставалась набором из нескольких сотен самодостаточных фирм. В отсутствие достаточного государственного финансирования в 1990–2000-е годы эти фирмы часто конкурировали между собой, вторгаясь в чужие сферы работ, не гнушаясь демпинга. Кроме того, плохая реализация в эти годы целой серии космических проектов, неудавшихся полностью или частично, продемонстрировала, что практически все российские космические предприятия не обладают достаточным инженерным потенциалом для выполнения таких разработок на требуемом уровне сложности и надежности. Интеграция предприятий позволила бы решить и эту кадровую проблему, перераспределив между конструкторскими бюро работы по отдельным частям одного проекта.

Схемы реорганизации российской космической отрасли обсуждаются уже два десятилетия. В 90-е годы Юрий Коптев стремился воссоздать на базе космического агентства бывшее Министерство общего машиностроения, в ведении которого находились все ракетно-космические предприятия СССР. В конце 2006-го Анатолий Перминов огласил планы интеграции подведомственной ему промышленности в три-четыре крупных холдинга, но только к 2015 году. До этого срока планировалось создать 12–15 интегрированных структур из конструкторских бюро, серийных заводов и некоторых предприятий кооперации, работающих над одними проектами.

Владимир Поповкин предложил в 2011-м сформировать два крупных ракетно-космических холдинга на базе Центра Хруничева и корпорации «Энергия». Однако другие предприятия при поддержке ряда чиновников в правительстве по сути блокировали этот проект. Такая ситуация в целом аналогична проблемам, возникавшим при создании других интегрированных структур в российской оборонной промышленности – концерна ПВО «Алмаз-Антей», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной двигателестроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации.

В 2012 году Роскосмос вышел с инициативой создания на базе агентства госкорпорации по аналогии с Росатомом и Ростехом. Госкорпорация «Роскосмос» должна была наделяться полномочиями разработки государственной политики в области космической деятельности, заключения госконтрактов, распределения бюджетного финансирования между предприятиями, лицензирования их деятельности. В распоряжение госкорпорации должны были быть переданы все госпакеты акций космических предприятий. Противоречие этого предложения заключалось в том, что при реорганизации Роскосмоса в госкорпорацию в правительстве РФ исчезал бы орган, отвечающий за реализацию космической деятельности от лица государства. Становилась также неопределенной ситуация с участием России в международных космических программах: соглашения по ним также заключает госорган в лице космического агентства.

Для решения задач реструктуризации и консолидации ракетно-космической отрасли, выработки оптимальной системы ее управления в августе 2012 года по поручению председателя правительства РФ была образована межведомственная рабочая группа под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Она в итоге отвергла проект создания госкорпорации. По итогам этой работы Рогозин отметил: «На современном этапе необходимо сохранение и усиление роли федерального органа исполнительной власти – Роскосмоса. И одновременная поэтапная консолидация и организация ракетно-космической промышленности в крупные холдинги в виде открытых акционерных обществ, акции которых на сто процентов принадлежат Российской Федерации». Тем самым все оставалось в том положении, в каком и было до того.

Лишь 9 октября 2013 года Владимир Путин утвердил план реформирования космической отрасли. На встрече с президентом РФ вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил: «Для того чтобы отрасль была управляемой, необходимо избавить ее от параллелизма. Сегодня, к сожалению, у нас разные предприятия ракетно-космической промышленности сосредоточены в десяти (интегрированных) структурах и есть масса организаций, которые действуют вне их как самостоятельные. Каждый работает по собственному плану, каждый использует свою собственную элементную базу, то есть универсальных технических, технологических решений практически не просматривается».

Рогозин предложил разделить функции Роскосмоса, совмещавшего в своем лице и государственного заказчика, и исполнителя, и создать две структуры. Первая – собственно Роскосмос – сохранит за собой функции федерального органа власти, отвечающего за реализацию космической политики и формирование государственного заказа на разработку и производство ракетно-космической техники. Второй структурой стала Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), которая будет отвечать за исполнение государственного заказа.

Уже 10 октября 2013 года Владимира Поповкина, настаивавшего на ином варианте реформы Роскосмоса, освободили от занимаемой должности. Руководителем Роскосмоса был назначен заместитель министра обороны по науке генерал-полковник Олег Остапенко, который с июня 2008 по ноябрь 2012-го был командующим Космическими войсками (в ноябре 2011 года они были преобразованы в Войска воздушно-космической обороны). Остапенко стал уже третьим бывшим командующим Космическими войсками, затем назначенным главой гражданского космического агентства, на протяжении десяти лет. Такая приверженность в назначении «космических» генералов на пост руководителя Роскосмоса не является исключительно российской традицией. Нынешний администратор NASA – генерал-майор морской пехоты США в отставке, бывший военный астронавт Чарльз Болден (Charles Bolden).

Главой ОРКК был назначен Игорь Комаров, в 2009–2013 годах занимавший пост директора АвтоВАЗа. 3 февраля 2014-го председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение по формированию ОРКК на базе НИИ космического приборостроения. 6 марта 2014 года ОРКК была зарегистрирована.

ОРКК – открытое акционерное общество со 100-процентным государственным участием. В дальнейшем в уставный капитал корпорации будут внесены находящиеся в федеральной собственности акции крупных предприятий и организаций ракетно-космической отрасли, а также девяти федеральных государственных унитарных предприятий (после их акционирования с последующей передачей акций). На проведение всех мероприятий, связанных с созданием корпорации, отводится два года. Официально корпорация декларирует своей целью «комплексное реформирование ракетно-космической отрасли, то есть способов и методов производства продукции».

Перспективы туманны

Космическая деятельность России уже давно требовала серьезной коррекции. От того, будет ли она проведена по объявленному плану и в полном объеме, зависит будущее всей отрасли.

Серьезный рост бюджета должен способствовать решению кадровых проблем: вновь ставшая финансово достаточной космонавтика, видимо, привлечет как молодые, так и уже опытные кадры. При условии технического перевооружения предприятий и повышения технологической дисциплины реально поднять уровень качества и надежности техники до приемлемого уровня.

Для ускорения этого процесса Роскосмос стремится участвовать в крупных международных программах. Тем самым требования к качеству и надежности сразу задаются на уровне мировых стандартов. Это уже упомянутые проекты МКС, пуски ракеты «Союз-2» из Гвианского космического центра, поставки двигателей для американских носителей (помимо НК-33 для Antares также поставляются двигатели РД-180 для семейства ракет Atlas V). В 2013 году между Роскосмосом и Европейским космическим агентством заключено соглашение о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами. Программа включает совместное изучение Марса (программа ExoMars, предусматривающая запуски двух автоматических станций в январе 2016 года и апреле 2018-го) и Меркурия (российская аппаратура на европейско-японской станции BepiColombo, запуск которой намечен на август 2015 года), а также, возможно, Луны (программа доставки грунта) и спутников Юпитера (посадка российского зонда на Ганимед). Благодаря соглашению Россия сможет вернуться к исследованиям других тел Солнечной системы после бесславно закончившегося сразу после запуска в ноябре 2011 года проекта «Фобос-грунт».

Назрела также необходимость разработки новой Федеральной космической программы России. Она должна отвечать возросшему уровню финансирования и стать более прагматичной, чем существующая. Тем самым должна быть выправлена диспропорция между пилотируемой космонавтикой и прикладными проектами, в которых действительно заинтересованы российские потребители (связь, навигация, съемка Земли). В конце концов имеющая космический бюджет даже больше, чем Россия, Европа не имеет вообще своей независимой пилотируемой программы, довольствуясь участием в основном в американских проектах. При этом ESA не чувствует себя ущемленным и ущербным.

Однако основным залогом для успеха космической политики России в ближайшем будущем должно стать изменение в управлении самой отраслью, отход от советских принципов, успешно работавших при плановой, жестко регламентированной экономике, но недейственных в условиях свободного рынка.

Кто теперь будет проводить эти изменения, до конца пока не ясно, поскольку процесс реструктуризации отрасли только начинается. Очевидно, что руководитель Роскосмоса Олег Остапенко должен организовать процесс выработки новой государственной политики в области космонавтики. На долю Игоря Комарова выпадает изменение ситуации с качеством производства существующей техники и организации работ по перспективным направлениям. Только решительные шаги Остапенко и Комарова, направленные на изменение ситуации в отрасли, и их положительные результаты будут восприняты государственным руководством как подтверждение правильности выбранного курса реформирования ракетно-космической промышленности России.
Автор: Юрий Журавин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/22160


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 58
  1. пенсионер 11 октября 2014 08:08
    Очень хочу дожить до российской межпланетной экспедиции. Наподобие американской на Титан. Ну ведь можем же!! Пора весь бардак с организацией в космической отрасли прекращать. Ну или подавить силой. А кадры найдутся...
    1. Гигант мысли 11 октября 2014 10:00
      Надеемся, что нижняя точка синусоиды развития нашей космонавтики уже пройдена.
      1. Дормидонт2 11 октября 2014 13:40
        интересно можно ли сделать, чтобы ступени с движками возвращались на землю на парашютах, для их повторного запуска
      2. Fregate 11 октября 2014 13:49
        Кому интересно вот фото и панорамы пуска Ангары.
        http://www.airpano.ru/360Degree-VirtualTour.php?3D=Plesetsk-Cosmodrome-Angara-Ru
        ssia
    2. Комментарий был удален.
    3. Старый очень 11 октября 2014 11:08
      Здорово, ПЕНСИОНЕР ЮРИЙ !
      В кадрах то и все дело Тебе ли не знать, сколько российских мозгов мы пораскинули на просторах Европы,Азии,Америки...Не смогли сберечь..За это великое спасибо земляку нашему да гАрбачу-суке
      Опять он отделался легким испугом..А я сколько раз поднимал рюмку за упокой его грязной душонки.. Как только в СМИ сообщение об очередной смерти горбатого - бегу к холодильнику
      Состояние отрасли - полное КЮ
      1. андрей юрьевич 12 октября 2014 07:22
        Цитата: Старый очень
        я сколько раз поднимал рюмку за упокой его грязной душонки..

        Валь привет ! вот сдохнет-возьму три отгула,и мы с тобой по мужицки, в гараже простимся с этой гнидой ! wassat
    4. avg 11 октября 2014 12:54
      Цитата: пенсионер
      Очень хочу дожить до российской межпланетной экспедиции. Наподобие американской на Титан. Ну ведь можем же!!

      Прошу принять в ваш клуб долгожителей. laughing
      А если серьезно, то пока эффективных менеджеров на талантливых технарей не поменяют, не видать нам Титана. Ну не могу я представить на месте Королева, Челомея и проч. главбухов.
      avg
    5. Офицер запаса 11 октября 2014 14:54
      Для меня это очень больная тема. Я уволился из НИИ в 1995 году, с поста начальника отдела НИОКР, когда в моем отделе из 52 сотрудников остались двое. Тридцатилетние инженеры и научные сотрудники, выпускники блестящих ВУЗов, уходили просто в никуда, лишь бы прокормить семьи. Кандидаты наук и авторы десятков изобретений работали грузчиками, торговыми агентами, сторожами.
      Именно этих ребят сейчас не хватает в космической отрасли. Нарушена связь поколений – сейчас работают люди, которым за 70, и очень молодые ребята. Костяка 40-50 летних специалистов, на которых всегда все держалось, просто нет.
      Причина всего этого, на самом деле, не только общая обстановка в стране, а профнепригодность в новых условиях очень многих руководителей предприятий.
      Есть примеры, когда директора образовывали молодежные творческие коллективы, создавали фонды экономического стимулирования – и, в итоге, кое-кого из молодых ребят удавалось удержать.
      Но есть и другие примеры. Когда сборочные цеха отдавались в аренду под дискотеки, станочное оборудование сдавалось в металлолом, а директора, являющиеся главой экспертного совета предприятия, снимали грифы секретности с передовых работ и продавали все это американцам за их гранды. Но денег сотрудники не получали. Когда я увидел, как главных экономист предприятия приехал на работу на новеньком «Додже», а нам полгода не платили зарплату, то я просто не мог больше удерживать на предприятии своих молодых инженеров.
      Все стало предельно понятно. Нам, инженерам. Но, почему-то, не органам государственной безопасности.
      И мое глубокое убеждение, что дела в космической отрасли, особенно сейчас – при серьезном увеличении финансирования, могут наладиться только лет через 10, когда нынешние молодые ребята получат необходимый опыт. И только при чрезвычайно жестком контроле за директорами со стороны ФСБ. Как раньше и работал КГБ. В мое время. Я начинал, когда были живы Валентин Петрович Глушко и Михаил Федорович Решетнев, с кем мне несколько лет посчастливилось работать…
      1. gridasov 11 октября 2014 16:10
        Кроме всего прочего ответ состоит и в том , что деградировала и сама разведка и контр разведка. Люди не владеющие ориентирами главенствующего направления своей деятельности Разведка всегда ориентировалась на добычу промышленно перспективных идей и разработок. Поэтому развал системный . И в разведке и в подготовке кадров и в науке. ПВВ единственная эмпирическая надежда настоящих патриотов и специалистов. Только поддержав своих и свое можно реально стать независимым и сильным
    6. денис fj 11 октября 2014 21:45
      Даас! А ведь можно фильм отснять на основе изложенного. Как вам такое название "Приземление Луны". Мне кажется вполне. Во всяком случае в полном соответствии с теми процессами, которые протекают в российской космонавтики и по сей день. Жаль, что накачка бюджетными ассигнованиями космической отрасли, шла без её серьёзных структурных преобразований. В результате государство своими собственными руками выкормило фронду космического масштаба. Хватит ли у Олега Остапенко сил, чтобы и волков накормить, и овец сохранить, вопрос открытый. Во всяком случае стратегия развития отрасли, появившееся уже после его торжественной посадки в кресло руководителя ведомства, курирующего освоение зоны свободной от земного притяжения, оптимизма не добавила, а скорее даже наоборот укрепило позиции скептиков. Которые помимо всего прочего убеждены в том, что "Роскосмос" должен возглавить не просто профессионал, разбирающийся в "железяках", не просто аппаратчик, хорошо знающий историю "космических войн" русского разлива, но и человек способный предложить и, что самое главное осуществить программу реформирования отрасли. Было бы также совсем не лишне, если бы кандидатура на эту позицию в аппарате правительства опубликовала основные положения этой программы ещё до своего назначения на столь хлопотный пост. А то у нас зачастую назначение на ответственные посты в правительстве является не следствием стоящих перед конкретной отраслью задач, а результатом аппаратных войн. Соответственно в такой обстановке достижение сколь-нибудь существенных результатов ожидать не приходиться. Беда нынешних бюрократов в том, что время простых решений в "русском космосе" упущено, а чёткой программы развития отечественной космонавтики нет, как следствие отрасль будет лихорадить ещё довольно долго и довольно сильно
      денис fj
  2. bronik 11 октября 2014 08:18
    В СССР была "военная приёмка" и никакие коррупционные схемы не могли ей повредить.Ибо за брак могли и посадить,а за воровство - расстрелять.Но и платили за труд достойно,может следует попробовать?
    1. пенсионер 11 октября 2014 08:31
      Цитата: bronik
      В СССР была "военная приёмка" и никакие коррупционные схемы не могли ей повредить.Ибо за брак могли и посадить

      И в России была. И есть. Для меня, как специалиста в обл. неразрушающего контроля, вообще не понятны заявления о проблемах с качеством на предприятиях космической отрасли. В тяжелейшее время (начало 2000г.) на предприятиях "Алмаз-Антея" с этим было всё в порядке. Многоуровневая система контроля качества исключала наличие брака в конечном изделии практически полностью. А уж с тех пор и условия труда изменились несравненно, а уж материальная база вообще революционно. Да и "на космосе" требования качества и контроль за ним всегда были очень жёсткие. Знаю не понаслышке. Приходилось общаться со специалистами с косм. предприятий. С некоторыми дружил... В общем: не понимаю...
      1. TIT 11 октября 2014 08:40
        Цитата: пенсионер
        на предприятиях "Алмаз-Антея" с этим было всё в порядке

        ой да ладно , в 95 - 99 близко общался с рязанцами , халтуры и у вас там хватало
        TIT
        1. пенсионер 11 октября 2014 08:44
          Цитата: TIT
          халтуры и у вас там хватало

          Наговариваете вы на нашу семью yes ...Грех это... feel
        2. Старый очень 11 октября 2014 12:09
          Цитата: TIT
          Цитата: пенсионер
          на предприятиях "Алмаз-Антея" с этим было всё в порядке

          ой да ладно , в 95 - 99 близко общался с рязанцами , халтуры и у вас там хватало


          Не знаю организаций, не имевших проблем в ТЕ времена Бардак и хаос повсеместно
          1. пенсионер 11 октября 2014 12:19
            Привет Валентин! drinks
            За 6 с лишним лет, что я там трудился возвратов с приёмки готовых изделий не было. Военная приёмка (кхе-кхе... feel ) ...во все щели. Не дай Бог. До смешного иногда доходило, но что делать...
            1. Старый очень 11 октября 2014 12:59
              Наш приемщик не уставал повторять : каждая ваша ошибка - это чья-то жизнь
              1. андрей юрьевич 12 октября 2014 07:32
                Цитата: Старый очень
                Наш приемщик не уставал повторять : каждая ваша ошибка - это чья-то жизнь

                подикась Валентин и ты на РМЗ работал ? иль на РХЗ ? wink я на мех.заводе после армии,первые деньги зарабатывал (не малые,рублёв до 300, в начале 80х-очень не плохо!) военпред шнырял по цеху как призрак ! я на 105м заказе стоял,так отк жесть как работали! браковали за любую фигню! crying
            2. андрей юрьевич 12 октября 2014 07:38
              Цитата: пенсионер
              Привет Валентин! drinks
              За 6 с лишним лет, что я там трудился возвратов с приёмки готовых изделий не было. Военная приёмка (кхе-кхе... feel ) ...во все щели. Не дай Бог. До смешного иногда доходило, но что делать...

              Юра ! когда военпред в столовую шёл в зоне видимости,мы даже говорили шепотом !"очковали" по полной ! crying
    2. TIT 11 октября 2014 08:35
      это бардак сейчас везде , просто инженерное звено теперь это менеджер ( т.е. по обязанностям он технарь , а цели у него получения прибыли тем и ли иным способом ) , а не человек проверяющий и руководящий техником , вот и весь смысл всего этого бардака
      за всю мою службу и сегодняшнюю работу я не помню , чтоб меня кто то проверил им всем лень ( не барское то дело ), вот и халтурим по тихоньку , а результат на лицо
      TIT
      1. Комментарий был удален.
      2. mazhnikof.Niko 11 октября 2014 10:16
        Цитата: TIT
        вот и весь смысл всего этого бардака за всю мою службу и сегодняшнюю работу я не помню , чтоб меня кто то проверил им всем лень ( не барское то дело ), вот и халтурим по тихоньку , а результат на лицо


        Хватит, уже РЕФОРМИРОВАТЬ, особенно то, что работало и работало хорошо, а чаще всего ОТЛИЧНО!

        Отбросьте, излечитесь от "Зуда реформаторства", приводящему к дезорганизации - всей инженерной МЫСЛИ в частности И экономики ВСЕЙ ДЕРЖАВЫ в целом!

        Внимательно прочитав статью - сделал вывод (для себя):-Чтобы Россия, вновь стала ГОРДИТЬСЯ отечественной космонавтикой ( и не только)- России надо отменить весь ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ БРЕД, навороченный депутатами ГОС - думы ( всех созывов) и Вернуть СССР. Ну, хотя бы, вместо ГТО, вернуть сначала СССР.

        Глядишь и ракеты полетят!
        mazhnikof.Niko
        1. TIT 11 октября 2014 10:27
          Цитата: mazhnikof.Niko
          сначала СССР.

          это типа патетика, конкретнее то , что сделать чтоб станки для резки поролона были наши , а не итальянские
          TIT
      3. Штык 11 октября 2014 12:47
        Цитата: TIT
        просто инженерное звено теперь это менеджер

        А сколько там дуболомов пристроено по блату! У меня на предприятии такие тупари должности занимают - диву даешься!
    3. Штык 11 октября 2014 08:59
      Цитата: bronik
      может следует попробовать?

      Попробовать кого нибудь расстрелять? Лишь бы в привычку не вошло. Вон у других, ракеты и без расстрелов летают.
      1. андрей юрьевич 12 октября 2014 07:35
        Цитата: Штык
        Цитата: bronik
        может следует попробовать?

        Попробовать кого нибудь расстрелять? Лишь бы в привычку не вошло. Вон у других, ракеты и без расстрелов летают.

        тут вопрос так стоит:либо пуля,либо деньги....у нас-ни пули в башке,ни денег в кармане... request
  3. sv68 11 октября 2014 08:45
    хорошо-вместо Протонов начнём эксплуатировать Ангару-что-то изменится?НЕТ!пока всё-до последней гаики не станем делать сами и на своём оборудовании.а уж госприёмка-её восстановить нам уже без вариантов.
  4. Штык 11 октября 2014 08:56
    Опять про датчики установленные вверх ногами вспомнили, а мне что то не верится. Слишком все просто и глупо. Ну например - попробуйте ввернуть лампочку другой стороной smile . Даже если удастся, первое тестовое включение покажет, что она не работает, а в ракете перед запуском , все системы проходят многократное тестирование вплоть до момента старта.
    1. 225chay 11 октября 2014 12:30
      Цитата: Штык
      про датчики установленные вверх ногами вспомнили, а мне что то не верится. Слишком все просто и глупо.


      Значит саботаж, диверсии и тем более нужно расстреливать, или хотя бы сажать на длительные сроки... Страха нет у саботажников, предателей у ворья и жулья
      225chay
  5. bronik 11 октября 2014 08:59
    Безнаказанность творит чудеса воровства и преступности.Мизерные зарплаты рабочих, вседствии воровства, привели к массовой халтуре.За качественный труд нужно платить достойные деньги, а преступник должен сидеть в тюрьме.Тогда и техника будет безотказной.
  6. bronik 11 октября 2014 09:02
    Цитата: Штык
    Цитата: bronik
    может следует попробовать?

    Попробовать кого нибудь расстрелять? Лишь бы в привычку не вошло. Вон у других, ракеты и без расстрелов летают.

    У других и заработок другой,и условия труда.
    1. Штык 11 октября 2014 09:28
      Цитата: bronik
      У других и заработок другой,и условия труда.

      Согласен. Может с этого и стоит начать?
    2. тюменец 11 октября 2014 18:02
      Цитата: bronik
      У других и заработок другой,и условия труда.

      То-есть ответственность перед своей страной даже на таком стратегическом направлении зависит от зарплаты? Что,в лаптях ходят,и дети голодные ревут? Распи...дяйство это,а не з/п низкие.
      тюменец
  7. Горный стрелок 11 октября 2014 09:07
    Проблемы не в производстве. Проблемы в "верхнем" управлении. Откаты в этой отрасли просто зашкаливают. И главное не в том, что мало денег выделяется, а в том, что до производства доходят "слезы". А счетную палату, прикрываясь секретностью, туда не пускают. Да и технарей, которые сразу видят "лажу" в отчетности, в проверяющих комиссиях, как правило, нет. Рыба гниет с головы.
  8. valokordin 11 октября 2014 09:18
    Статья интересная и поучительная, всем ясно, что причины развала космической отрасли-это олигархо коррупционная система сложившаяся в нашей стране. Никакие вливания денег ситуацию коренным образом не изменят. Необходима системная идеологическая и административная реформа отрасли. Не думаю, что автомобильный менеджер Или, по- русски, управляющий, может эффективно руководить космосом. Это как Табуреткин-министр обороны. Сколько от него ущерба, сколько поломанных судеб, украденных денег, и всё шито крыто. Как сказал товарищ Сталин-кто считает.Отсутствие ответственности за содеянное-вот в чём причина наших бед во всём, в том числе и в космосе.
    1. saag 11 октября 2014 09:44
      Цитата: valokordin
      Необходима системная идеологическая и административная реформа отрасли

      не поможет, в вашем предложение слово "отрасль" надо заменить на "страна"
  9. Дрюня 11 октября 2014 09:25
    ну не знаю - а мне кажется всё идёт своим чередом request
    http://www.tsenki.com/news/
    ПРЕДСТОЯЩИЙ ПУСК
    Дата: 21 октября 2014 г.
    Ракета-носитель: «Протон-М»
    Разгонный блок: «Бриз-М»
    Полезная нагрузка: КА «Экспресс-АМ6»
    Место старта: Байконур, Пл. №81, ПУ №2
    Новости ЦЭНКИ
    Выполнена сборка космической головной части для запуска КА «Экспресс-АМ6»
    На космодроме Байконур специалисты предприятий ракетно-космической отрасли продолжают подготовку к запуску космического аппарата (КА) «Экспресс-АМ6».
    Телекоммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМ6», создан специалистами ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва» по заказу ГПКС и предназначен для предоставления услуг цифрового телевидения, телефонии, видеоконференций, VSAT-сети, доступа в Интернет, передачи данных для пользователей Европейской части России и Западной Сибири, стран Центральной Европы и Ближнего Востока.
    На космодром Байконур космический аппарат был доставлен на 26 мая и прошёл все необходимые автономные проверки.
    Вчера в монтажно-испытательном корпусе площадки 92А-50 расчёты ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва» завершили сборку космической головной части (КГЧ) ракеты-носителя: на космический аппарат с разгонным блоком был установлен головной обтекатель. Сегодня на КГЧ будет установлены необходимые комплектующие элементы.
    В соответствии с графиком специалистами ГКНПЦ им. М.В.Хруничева ведутся и работы по подготовке к пуску ракеты-носителя «Протон-М», а расчеты Космического центра «Южный» осуществляют подготовку стартового комплекса площадки 81 космодрома.
    Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и телекоммуникационным космическим аппаратом «Экспресс-АМ6» запланирован на 21 октября.
    КА «Экспресс-АМ6» создан по заказу ФГУП «Космическая связь» на базе платформы тяжёлого класса «Экспресс-2000» и предназначен для обеспечения широкого спектра услуг связи и вещания на территории России. Срок активного существования космического аппарата составляет 15-летним, а полезная нагрузка включает в себя 11 антенн, 72 транспондера C-, Ku-, Ka- и L-диапазона частот.
    Пресс-служба Космического центра «Южный»
    Дата: 10.10.2014
    Новости ЦЭНКИ
    На Байконуре ведутся работы по сборке ГО РН «Протон-М» и работы с КА «Эксперсс-АМ6»
    Сегодня в 14.00 часов начались работы по переводу ГБ в горизонтальное положение и выполняются заключительные работы на космическом аппарате «Эксперсс-АМ6».
    С 17.00 час ведутся работы по сборке головного обтекателя (ГО) ракеты-носителя «Проотон-М»
    Пресс-служба Космического центра «Южный»
    Дата: 09.10.2014
    Дрюня
  10. Dimy4 11 октября 2014 09:26
    Побудителем серьезных изменений в отечественной космонавтике стала череда крупных аварий, регулярно происходящих в отрасли в последние годы и изрядно подпортивших ее имидж в глазах как высшего руководства страны, так и зарубежных партнеров и заказчиков

    Некоторым странам, которые пытаются выйти на "космический рынок" очень выгодна потеря репутации нашей страны в этом плане и они не жалеют денег,чтобы ее испортить.
    1. LvKiller 11 октября 2014 10:01
      А с чем они, простите, выйдут на "космический рынок"? С миллионом китайцев, забрасывающих спутники на орбиту? Много ли стран могут возить людей в космос в промышленных масштабах? Одного позорища США с его "коммерческим космосом" уже достаточно, чтобы точно сказать, чем это закончится.
      1. saag 11 октября 2014 10:22
        Цитата: LvKiller
        Одного позорища США с его "коммерческим космосом" уже достаточно, чтобы точно сказать, чем это закончится.


        А что там за позорище? Драконом грузы на МКС уже возили, эдак и до извоза живой силы дойдут, время просто нужно
      2. Dimy4 11 октября 2014 11:15
        А радость тут не в том, что твоя корова лучше доится, а в том, что у соседа сдохла. А китайцам-то как раз нужно чтобы у нас работали все технологии, они потом свой копировальный аппарат обновят. Речь идет об другой державе, которой наши успехи в этой области как серпом по причинному месту, поскольку оспаривают ее лидерство в этой конкретной области, а этого делать, по их убеждению, никак нельзя.
      3. Комментарий был удален.
  11. Виктор Кудинов 11 октября 2014 10:12
    good Конечно, не все так, как бы хотелось. Но у нашей космической отрасли открывается отличный шанс - можно сказать, что очень скоро к освоению космоса подключится новый комплекс - космодром "Восточный". Строят его военные строители "Дальспецстроя" высокими темпами. И мы еще не раз удивим мир нашими космическими достижениями. drinks
    Виктор Кудинов
  12. fzr1000 11 октября 2014 10:15
    Правда, что недавно сгорел в пл. слоях атмосферы военный спутник, который запустили 4 мес назад?
  13. Вадим237 11 октября 2014 10:33
    К сожалению ракеты уже тупиковый уровень развития вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту, наступило время другой техники такой как воздушно космический самолёт, работы по этой тематике у нас ведут с середины шестидесятых но наше руководство это всё забросило в долгий ящик, а вот в Великобритании над этой техникой во всю работают их проект Скайлон должен полететь 2025 году.
    1. Штык 11 октября 2014 12:37
      Цитата: Вадим237
      наступило время другой техники такой как воздушно космический самолёт

      Это какой же воздушно космический самолёт ,сможет вывезти на орбиту 100 тонн полезной нагрузки? Их удел - небольшие аппараты.
      1. gridasov 11 октября 2014 12:52
        Обычно у людей создается мнение , что ракета это сжатая с одной стороны труба в которой разделены топливо и окислитель и все остальное ерунда. Чем болше компонентов тем пропорциональнее задачи. Увы чтобы поднять 100 тон груза нужно решить такие фундаментальные технические задачи , которые пока- нерешаемые. Американцы не построят эффективных ракетных двигателей потому. что у них нет одного "придурка", который не может никому сказать , но который видит и понимает почему на выпускном сопле на внешней оболочке его, происходит "обмерзание". И эти процессы происходят в таких местах , где объяснить эти эффекты современными научными теориями невозможно. У них просто нет "уникума", а двигатель это уже производное.
  14. da Vinci 11 октября 2014 10:40
    При сегодняшних играх с Ангарой (игра ЗАО и других госмонополий + сМердюковцев за распил бюджета) нужно активно работать над перспективной РН и ТКС, спутниковыми платформами, российской орбитальной станцией в кооперации с Индией, Бразилией и т.п. Но только период создания не 20 лет, а 7-8 лет. Да, сейчас нет СССР с его научно-промышленным комплексом, но сейчас не используют логарифмические линейки!
  15. rotor 11 октября 2014 11:00
    новый корабль создается под старые, уже достигнутые цели. Если же вскоре после начала полетов ПТК НП (первый старт запланирован на 2017–2018 годы) МКС в полном составе будет сведена с орбиты (эта операция пока намечена на 2020-й), то и эта цель для нового корабля исчезает. Тем самым отпадает вообще потребность в этом проекте.


    Основной задачей ПТК НП - обеспечение полетов к Луне при сохранении возможности транспортно-технического обслуживания околоземных орбитальных станций.

    "С 2021 по 2023 годы к МКС планируется по одному запуску в год пилотируемого транспортного корабля нового поколения в беспилотном варианте, в 2024 году состоится один запуск к МКС в пилотируемом варианте", - говорится в проекте "Федеральной космической программы на 2016-2025 годы" (ФКП), который Роскосмос направил на согласование в правительство.

    1. rotor 11 октября 2014 11:07
      Ранее гендиректор РКК "Энергия" Виталий Лопота несколько раз заявлял, что при достаточном финансировании первый пилотируемый полет на ПТК НП может состояться уже в 2020 году. Беспилотные испытательные пуски, по мнению Лопоты, должны начаться в 2017-2018 годах.
  16. rotor 11 октября 2014 11:56
    Начало реализации российской программы по освоению Луны автоматическими станциями перенесено с 2016 на 2018 год, сообщил директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый.

    "Они сдвинулись на 2018 год с 2016-го. Это "Луна-Глоб" и "Луна орбитальная". Но более дальнего сдвига "вправо" мы допустить не хотим. Важно, чтобы в этом десятилетии у нас были три лунных проекта: "Луна-25", "Луна-26" и "Луна-27", — сказал Зеленый журналистам на "Днях космической науки" в Москве в пятницу.
    Он отметил, что такие сроки определены в предложенной Роскосмосом Федеральной космической программе.
    1. Комментарий был удален.
      1. gridasov 11 октября 2014 12:21
        Нужно говорить на какое число означена эта сумма. Потому , что расходы на подобные программы нужно привязывать к совокупному доходу бюджета , если это гос программа.
        Второе . Просто полететь и просто сесть это глупо и наивно. Поэтому и стоит все это дорого. Если привязка будет к доходу от полета , то и технология будет стремится к оптимальным критериям и задачи будут ставится более разумные.
    2. Комментарий был удален.
    3. rotor 11 октября 2014 12:36
      Пилотируемый полет на Луну будет стоить России 100 миллиардов рублей, сообщил журналистам на международной научной ассамблее КОСПАР заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований (ИКИ) РАН Игорь Митрофанов.

      "Примерная стоимость одного проекта по созданию автоматической лунной станции составляет 10 миллиардов рублей, проект делается пять-шесть лет. Пилотируемый полет на Луну будет стоить в 10 раз дороже", — сказал Митрофанов.

      Для сравнения: запуск одной ракеты-носителя «Протон» стоит 2,5 млрд рублей.

      С другой стороны на разработку и испытания ПТК НП Роскосмос закладывает в ФКП 60 млрд 770 млн рублей.

      + стоимость Ангары-5П и Ангары-7В

      + межорбитальный буксир

      + лунный посадочный модуль
  17. everest2014 11 октября 2014 12:07
    "Эти русские о космических станциях забыли больше чем мы знаем" это слова американцев при строительстве МКС.
    everest2014
  18. gridasov 11 октября 2014 12:07
    Нужно очень точно означить проблему. Если бы задачи для Роскосмоса оставались на прежнем уровне , то и результаты были бы позитивными. Технологии отработаны. Производство налажено. НО!!! Оказывается , что задачи растут , а технология имеет свои пределы возможностей. Вот все и застопорилось . И не надо мечтать и трепаться всем в фантазиях. Будущего ни у русских, ни у кого -другого нет ,если не преодолеть пороги фундаментальных технических решений. Я не говорю уже о теоретических основах. Чтобы "пробить" сознание и переформатировать его на новые методы анализа нужны сотни лет.
  19. 225chay 11 октября 2014 12:28
    Цитата: Штык
    Попробовать кого нибудь расстрелять? Лишь бы в привычку не вошло. Вон у других, ракеты и без расстрелов летают.



    А почему нет? Ваши олигархи и прихватизаторы растащили страну и не собираются вкладывать в экономику и убитое сельское хозяйство..
    Отдыхают в Куршавелях плавают в шампанском и обмазываются черной икрой.
    Пока не начнут отстреливать этих зажравшихся котов, никакого толка в стране не будет
    225chay
    1. Штык 11 октября 2014 12:41
      Цитата: 225chay
      Ваши олигархи и прихватизаторы растащили страну

      А Ваши нет? Вы где проживать изволите?
      Цитата: 225chay
      плавают в шампанском и обмазываются черной икрой.

      Откуда такие подробности из жизни наших олигархов, Вы лично икрой им задницу мазали?
    2. тюменец 11 октября 2014 18:07
      Цитата: 225chay
      и обмазываются черной икрой.

      А это что,очень приятно? А салом можно?)
      тюменец
      1. Штык 12 октября 2014 06:12
        Цитата: тюменец
        А это что,очень приятно? А салом можно?)

        Да хоть гуталином!
  20. EvilCat 11 октября 2014 12:50
    Если критиковать по полной, то коммент размером со статью получится. Поэтому самое, на мой взгляд характерное.
    Вывод комиссии был предсказуем: «Протон-М» эксплуатируется с апреля 2001 года. Если бы в конструкции носителя был недостаток, он бы уже давно проявился. За 13 лет производства этой модификации ракеты технология ее изготовления уже должна была бы быть отработана. Однако «Протон-М» демонстрирует низкую надежность: из 79 стартов ракеты лишь 70 были удачными. В четырех случаях произошел отказ самого носителя (5 сентября 2007 года, 5 декабря 2010 года, 2 июля 2013 года, 15 мая 2014 года). Пять раз задачи пуска не были выполнены из-за аварий разгонного блока «Бриз-М», выводившего полезную нагрузку на нерасчетную орбиту (28 февраля 2006 года, 14 марта 2008 года, 17 августа 2011 года, 6 августа 2012 года и 8 декабря 2012 года). Тем самым надежность носителя составляет всего 88,6 процента. Большинство из этих девяти аварий произошли не из-за недостатков в конструкции, а из-за ошибок при изготовлении элементов носителя и их сборке, не «пойманных» последующими испытаниями и проверками.

    Насколько знаю, Протон_М отличается от предыдущих только СУ (Системой управления), попросту бортовым компьютером.
    Кстати, не понял зачем автор вообще это писал? С цедью обгадить космическую промышленность РФ?
    1. Штык 12 октября 2014 05:37
      Цитата: EvilCat
      С цедью обгадить космическую промышленность РФ?

      Зачем? Она сама себя обгаживает.
  21. Koronik 11 октября 2014 13:21
    "Однако основным залогом для успеха космической политики России в ближайшем будущем должно стать изменение в управлении самой отраслью, отход от советских принципов, успешно работавших при плановой, жестко регламентированной экономике, но недейственных в условиях свободного рынка".
    Хочу в качестве примера привести достижения Китайской космической промышленности основанную на советских принципах управления.И почему в нашей космической отросли должны быть проведены какие-то масштабные изменения,пересмотрены планы развития.Полным ходом идет строительство космодрома на дальнем востоке страны, приступили к строительству новых ракетоносителей.Единственно необходимо более масштабное привлечение Российского частного капитала.
  22. JustMe 11 октября 2014 14:31
    Я в прошлом разработчик космической промышленности (1983-1995, 2007-2012)

    То что наконец то сейчас заметили и начали говорить что в системе управления космической промышленности бардак - это хорошо. Правда, "гниение рыбы с головы" было уже очевидно и в 80-е годы. Ситуацию всегда выручало то, что были реально талантливые и высоко-грамотные специалисты, двигаемые своим интересом и само-мотивацией. Сказать что их результаты им сильно помогали двигаться по карьерной лестнице - я не могу.
    О моем бывшем нач.лабе кто-то из знающих сказал -".. да, твой шеф - талантливый человек (он создал лучшее направление по своим параметрам в НИИФИ, много-много реально лучше чем они имеют там сейчас ), но твой шеф не поддерживает ни один из местный кланов (в руководящей тусовке), он здесь чужой...". Тут любопытно, что когда моему бывшему шефу дали воспитательного пинка, унизили и он уволился, все это направление ( а он был основной разработчик) "накрылось медным тазом". Причем, остались кучи конструкторской документации, кучи научных отчетов, вороватых кандидатов наук, вписавших его результаты в свои диссертации..
    Ну нет просто одного человека - автора направления и - нет самого направления..
    И тут возникает вопрос
    А что сейчас делать талантливым и высоко-грамотным специалистам (возраста 30-50 лет) в космической промышленности?
    То что описывает статья выше - это лишь верхушка айсберга проблем космической промышленности.
    Просто посмотрите, как там организована работа.
    Если руководство - туповатое, то ставка в работе делается на регламентацию всего и вся.
    Тут мой совет и просьба (возможно к руководству TOPWAR.RU)
    Желательно было бы в одной из будущих статей осветить
    Что такое литера "О", РК-75 ( и его дальнейшие последующие версии), что вы надеетесь получить от глобального нормоконтроля и стандартизации всего и вся, что предполагается получить от работы военной приемки в космической промышленности..

    Почему это актуально.
    Когда регламентация переходит определенный порог (и здравый смысл), работать в такой организации проблематично. Работа превращается в разнос бумажек, "бодание", послеобеденный сон,...
    А одна из основных задач грамотного специалиста - он не должен деградировать... И сейчас можно найти более адекватную работу..
    1. gridasov 11 октября 2014 16:02
      В кои века услышал единомышленника. И главную мысль, что носитель знаний это "жемчужина", которую нужно найти, а найдя дорожить и воспользоваться. Ведь так и Тесла -ушел и унес понимание своего видения и восприятия. Именно понимание, а не бумаги и схемы. Поэтому и я смиренно отношусь к тому. что никто не понимает моих разработок. А ведь разговор идет о фундаментальных принципах организации гидро газо динамических потоков и устройства его организующего. Это то самое простое устройство на котором строится вся индустриализация человека. Или катушка индуктивности с доминирующим спиновым эффектом .а не толкающем векторе силы из соленоида. Она просто кардинально отличается от всех ныне существующих не в форме , а в сути создаваемых ею магнитных силовых потоков.
      Искать нужно таланты, а не просто , что-либо делать. И деньги здесь не при чем.
      1. Штык 12 октября 2014 05:50
        Цитата: gridasov
        В кои века услышал единомышленника.

        Один мой знакомый уж какой год строит вечный двигатель, похоже Ваш единомышленник! А я от него устал...
    2. Штык 12 октября 2014 05:43
      Цитата: JustMe
      А что сейчас делать талантливым и высоко-грамотным специалистам (возраста 30-50 лет) в космической промышленности?

      Ответ простой – ехать туда где ты нужен, где тебя ценят!
      1. андрей юрьевич 12 октября 2014 07:13
        Цитата: Штык
        Цитата: JustMe
        А что сейчас делать талантливым и высоко-грамотным специалистам (возраста 30-50 лет) в космической промышленности?

        Ответ простой – ехать туда где ты нужен, где тебя ценят!

        то есть: где хорошо,там и Родина ? negative
        1. Штык 12 октября 2014 11:22
          Цитата: андрей юрьевич
          то есть: где хорошо,там и Родина ?

          Ну тогда, если не дают заниматься любимым делом иди в запой. По крайней мере останешься патриотом.
      2. JustMe 12 октября 2014 08:55
        Цитата: Штык
        Цитата: JustMe
        А что сейчас делать талантливым и высоко-грамотным специалистам (возраста 30-50 лет) в космической промышленности?

        Ответ простой – ехать туда где ты нужен, где тебя ценят!


        Я просто нашел другую - много более подходящую работу, .. у частника..
        причем объемы производства у него даже больше чем в космической конторе с 2 млд.бюджетом
  23. srha 11 октября 2014 14:45
    "основным залогом для успеха космической политики России в ближайшем будущем должно стать" разработка новых технологий освоения космоса, как это сделал для своего времени Королёв С.П. со своей ракетой спутником и кораблем. Теперь пришло время сделать шаг дальше. ЕКА и НАСА на этим работают. А РК предпочитает заказать систему мягкой посадки на Луну у ЕКА.

    А перестановки людей и целей в кабинетах под лозунгом изменения управления без новых прорывных технологий не изменят атмосферу заведения.
  24. Былиныч 11 октября 2014 16:30
    Долго собираются реорганизацию проводить. Так не каких денег на полеты и ракеты не хватет.
  25. JustMe 11 октября 2014 18:12
    Меня "убила" фраза в начале статьи
    На быстрый эффект от резкого роста финансовых вложений в отрасль рассчитывать не приходится

    Здесь нужно просто сказать
    Ребята,ну вы просто охрен*ли

    Я видел к примеру как делалась программа "Диагностика" (начало где-то 2008-9).
    Сначала нас заставили писать немереное количество научных отчетов.
    Потом снова отчеты.. снова отчеты...
    Кому они нужны? Для чего они нужны?
    Если вначале я и попытался что-то предложить, то потом мне объяснили что тут все меряется килограммами макулатуры. И далее у нас просто посадили "мальчика", подключенного к интернету и сайтам с описанием патентов..
    Однажды все-таки блеснул луч реальности.
    К нам приехал очень грамотный старикан из НПО Энергия. Там он заведовал стендовым хозяйством отладки ракетных двигателей. Он устно, грамотно и цифрах за пол-часа поставил задачу.

    ..Надо сделать систему замеров работы ракетного двигателя на тестовых стендах.
    Должны измеряться медленные параметры (типа температуры)-какое-то количество - тут проблем нет.
    Быстрые параметры должны измеряться - 16 бит разрешение, 250 тыс.замеров в секунду для одного канала.
    Малый стенд имеет где-то 5-6 быстрых каналов измерения, большой стенд - 20-30 каналов...
    ..И пожалуйста, не применяйте готовые решения от National Instruments поскольку..

    На меня этот старик произвел очень сильное впечатление, потому что он очень грамотно и с пониманием ответил на мои более сложные дополнительные вопросы (из проверки на вшивость)..

    И вот я смотрю в процессе этого объяснения, как мой шеф как-то все больше и больше становиться абстрактным и больше смотрит в окно..
    Объяснение этому оказалось простым..
    Контора закупила что-то от National Instruments, прицепили десяток термопар, и потом директор бегал с зажигалкой и показывал перед Высокой Комиссией из Москвы как меняется температура. Как бы так же все должно быть понятно и с ракетным двигателем.
    -------------------------------------------------------------------
    10 термопар при 20 замерах в секунду - это 3200 бит в секунду
    а нужно
    30 быстрых каналов - это 120 мегабит в секунду
    1. gridasov 11 октября 2014 18:25
      Я где-то встречался с таким научным действием , как расчет коэффициента трения воздуха и поверхности истечения корпуса ракеты при взлете. Если не прав то поправьте. Так вот вообще о чем речь ? Это же бред. Нужно рассчитывать уровень изменения поляризации корпуса в различных точках от скорости , плотности , качества воздуха и т. д и рассчитывать это как взаимосвязанную математическую динамическую систему. Более того рассчитывать общие параметры поляризации корпуса при его совокупной продольной поляризации и спина, который всегда был и есть и так же меняется во взаимосвязи от продольной поляризации и ионизации на концах сопел выпуска.
    2. Штык 12 октября 2014 05:57
      Цитата: JustMe
      Сначала нас заставили писать немереное количество научных отчетов.
      Потом снова отчеты.. снова отчеты...
      Кому они нужны? Для чего они нужны?

      Душа моя! Вы что не знаете сколько долбаков сидит выше Вас??? Вот для того чтобы оправдать свое сидение, чрезвычайно нужное стране, они и требуют от Вас и нас эти тонны бумаг!Интересно, куда в Москве ее девают?
      1. JustMe 12 октября 2014 09:04
        Цитата: Штык
        Цитата: JustMe
        Сначала нас заставили писать немереное количество научных отчетов.
        Потом снова отчеты.. снова отчеты...
        Кому они нужны? Для чего они нужны?

        Душа моя! Вы что не знаете сколько долбаков сидит выше Вас??? Вот для того чтобы оправдать свое сидение, чрезвычайно нужное стране, они и требуют от Вас и нас эти тонны бумаг!Интересно, куда в Москве ее девают?


        По сути дела программа "Диагостика" на практике дала какую-то крайне неадекватную хр*нь. А на эту программу было потрачено где-то 400 млн рублей (это начальная цифра)
  26. concept1 12 октября 2014 14:38
    Даже от названия статьи сразу воротит..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня