Николай Константинович Рерих. Художник, археолог, писатель и общественный деятель

«Защита Родины есть защита культуры. Великая Родина,
все твои неисчерпаемые красоты,
все твои духовные сокровища,
всю безграничность твою во всех вершинах
и просторах будем мы оборонять».
Николай Рерих.



Николай Константинович Рерих появился на свет 9 октября 1874 года в городе Санкт-Петербурге. Его фамилия скандинавского происхождения и значит «богатый славой». Константин Федорович Рерих, отец будущего художника, принадлежал к шведско-датскому роду, представители которого перебрались в Россию в начале XVIII века. Он работал нотариусом окружного суда и являлся членом Вольного экономического общества. Стыдясь крепостного положения русских крестьян, Константин Федорович принимал активное участие в разработке реформы 1861 года по их освобождению. Среди его клиентов и друзей было множество известных общественных деятелей и ученых. Нередко в гостиной Рерихов можно было увидеть химика Дмитрия Менделеева и историка Николая Костомарова, правоведа Константина Кавелина и скульптора Михаила Микешина.

Николай Константинович Рерих. Художник, археолог, писатель и общественный деятель


Николай с детства обладал богатой фантазией, интересовался Древней Русью и ее северными соседями. Мальчик обожал слушать старинные предания, увлекался чтением исторических книг и мечтал о дальних путешествиях. Уже в восемь лет его было невозможно оторвать от красок и бумаги, в это же время он начал сочинять первые рассказы. Друг семьи Михаил Микешин, обратив внимание на склонность мальчика к рисованию, дал ему начальные уроки мастерства. Имелось у юного Коли и еще одно увлечение — археологические раскопки. Парня к ним приохотил знаменитый доктор и археолог Лев Ивановский, нередко гостивший в Изваре — поместье Рерихов. В окрестностях Извары встречалось множество курганов, и тринадцатилетний Николай собственноручно отыскал несколько золотых и серебряных монет X-XI веков.

Свое первое образование Рерих получил в уникальной по своему устройству школе Карла Мая, обладавшей гармоничным балансом духа свободного творчества и дисциплины. В ней он учился с 1883 по 1893 года, его однокашниками были такие известные российские художники, как Константин Сомов и Александр Бенуа. В 1891 году в изданиях «Русский охотник», «Природа и охота» и «Охотничья газета» были изданы первые литературные работы Николая. Константин Федорович был убежден, что Николай, безусловно являющий самым способным из троих его сыновей, должен продолжить семейное дело и унаследовать нотариальную контору. Но сам Рерих проявлял интерес лишь к географии и истории, мечтая при этом стать профессиональным художником.

Несмотря на возникшие в семье разногласия, юноша сумел найти компромисс — в 1893 он поступил в Академию художеств, одновременно став студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. На него легла колоссальная нагрузка, однако Рерих оказался настоящей рабочей лошадкой — был силен, вынослив и неутомим. Каждое утро у него начиналось с работы в мастерской своего учителя — художника Архипа Куинджи, затем он бежал в университет на лекции, а по вечерам Николай занимался самообразованием. Неутомимый студент организовал среди товарищей кружок, в котором молодые люди изучали древнерусское и славянское искусство, античную литературу и западную философию, поэзию, религоведение, историю.

Стоит отметить, что молодой Рерих не был никогда ученым «сухарем», скорее он был экспрессивен, обидчив и честолюбив. Хорошо это отражают эмоциональные записи, сделанные им в дневнике, например: «Этюд я сегодня испортил окончательно. Ничего из него не выйдет. …Ой, чую, удалят. Какими глазами посмотрят на меня знакомые. Не допусти, Господи, позора!». Но, как известно, никакого позора с ним не случилось. Напротив, как художник, Николай Константинович совершил стремительный взлет. Рерих не только благополучно закончил в 1897 году Академию художеств, но и был отмечен мастерами — его картину «Гонец» сам Павел Третьяков приобрел прямо с дипломной выставки для своего музея.

В 1898 Николай Константинович успешно закончил и Санкт-Петербургский университет, а в 1899 году опубликовал замечательную статью «По пути из варяг в греки», написанную под впечатлениями о путешествии в Великий Новгород. Также с 1896 по 1900 годы Рерих неоднократно выступал с сообщениями о результатах проведенных им раскопок в Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях. В эти же годы он читал лекции в Археологическом институте, публиковался в известных санкт-петербургских изданиях и много рисовал. Его работам действительно везло — их замечали, они регулярно выставлялись. Конец 1900 — начало 1901 годов Рерих провел в Париже, где под руководством знаменитого французского живописца Фернана Кормона совершенствовал свое художественное образование.

В 1899 году, отдыхая летом в имении князя Павла Путятина, расположенном в Бологом, Рерих познакомился с его племянницей — Еленой Ивановной Шапошниковой, дочерью известного архитектора, а также двоюродной правнучкой легендарного полководца Михаила Кутузова. Юная красавица высокого роста с пышными каштановыми волосами и темными миндалевидными глазами произвела огромное впечатление на Рериха. Нечто существенное увидела в нем и Елена Шапошникова, как писала она позднее: «Взаимная любовь решила все». Впрочем, родня ее была против брака — Николай Константинович казался им недостаточно родовитым. Однако Елена Ивановна сумела настоять на своем. Обвенчались молодые 28 октября 1901 в церкви Академии художеств, а 16 августа следующего года у них родился сын Юрий.

Николай Константинович Рерих. Художник, археолог, писатель и общественный деятель
«Заморские гости». 1901


В 1902-1903 годах Рерих проводил в Новгородской губернии крупные археологические раскопки, участвовал в выставках, выступал с лекциями в Археологическом институте и тесно сотрудничал с различными изданиями. В 1903-1904 году он совместо с супругой посетил свыше сорока старорусских городов. В ходе поездки Рерихи обстоятельно и подробно изучали архитектуру, обычаи, сказания, ремесла и даже народную музыку древних поселений. За это время Николай Константинович создал серию этюдов, насчитывающую около семидесяти пяти работ, написанных масляными красками. А 23 октября 1904 у Рерихов родился второй сын — Святослав.

Последующие годы Николай Константинович продолжал напряженно трудиться. В 1904 он впервые посетил США, приняв участие во Всемирной выставке, прошедшей в Сент-Луисе. В 1905 с оглушительным успехом прошли его выставки в Берлине, Вене, Милане, Праге, Дюссельдорфе, Венеции. В 1906 он был избран в России директором школы Общества Поощрения художеств, в Реймсе — членом Национальной Академии, а в Париже — членом Осеннего салона. Рерих предпринял путешествия по Италии, Швейцарии, Финляндии, Англии, Голландии, Бельгии. В 1909 его возвели в действительные члены Академии художеств, с той поры он получил право подписывать свои послания как «академик Рерих». Осенью 1910 художник передал из своей коллекции в Музей этнографии и антропологии Петра Великого более тридцати тысяч предметов каменного века. В 1911 году по приглашению Мориса Дени Рерих принял участие в парижской выставке религиозного искусства, а в мае 1913 император Николай II наградил его орденом Святого Владимира четвертой степени.

Николай Константинович Рерих. Художник, археолог, писатель и общественный деятель
«Ангел Последний». 1912


К этому времени все сильнее начинает проявляться увлечение Рериха Востоком. К слову, оно не появилось из «ниоткуда», в этом плане знаменитый художник вовсе не был оригинален и вполне соответствовал духу времени. В 1890 году наследник престола Николай II вместе с востоковедом князем Эспером Ухтомским побывал во многих городах Индии, привезя оттуда громадную коллекцию предметов местного буддийского культа. В залах Зимнего дворца была даже организована специальная выставка. Позднее, уже в начале века XX века, в России были переведены и изданы книги «Провозвестие Рамакришны» и «Бхагаватгита», дающие возможность россиянам познакомиться с индийскими метафизическими доктринами и взглядами на исторические и космические циклы. В числе многих прочих Николай Константинович был покорен данными работами, особо притягательными для него стали тибетские чудотворцы и весь Тибет в целом.

В картинах и статьях Рериха все чаще и чаще стала появляться Индия. К 1914 году, когда в Санкт-Петербурге началось строительство первого буддийского храма, интересы Николая Константиновича к Востоку сформировались столь определенно, что он вступил в комитет поддержки строительства и познакомился с Агваном Доржиевым — буддийским ученым и посланником Далай-Ламы. Известно, что Рериха крайне интересовала проблема поиска общих корней Азии и России. Причем общность он находил во всем — в верованиях, в искусстве, даже в складе души.

Кроме восточной философии наша страна вслед за Западом повально увлеклась оккультизмом. В среде художников спиритические сеансы стали очень популярным времяпровождением. Рерихи и в этом вопросе не стали исключением — в их квартире на Галерной часто собирались Бенуа, Дягилев, Грабарь, фон Траубенберг, дабы поучаствовать в знаменитых «столоверчениях». Один раз у Рерихов даже выступал знаменитый европейский медиум Янек, позванный в Северную столицу российским императором. Спиритических сеансов не сторонились и многие выдающиеся ученые того времени, частым гостем Рерихов являлся психиатр Владимир Бехтерев.

И все-таки в данном увлечении Николай Константинович отличался от большинства — в оккультизме он видел не просто модное и экстравагантное средство разогнать скуку. Когда кто-нибудь из его товарищей — как правило, художники Бенуа или Грабарь — пренебрежительно высказывались «о вызове духов», всегда сдержанный Рерих от возмущения покрывался пятнами. Хмуря брови, он говорил: «Это важный духовный феномен, и тут нужно разобраться». Вообще «разобраться» было его любимым словом. Однако друзья лишь прятали улыбки. Что касается Рериха, то он действительно не сомневался, что вся его исследовательская и культурная деятельность, все его действия подчинены определенному Высшему служению.

В 1914 году Рерих провел целый ряд благотворительных выставок и аукционов в поддержку наших раненых солдат. А осенью 1915 при Рисовальной школе Общества Поощрения художеств он организовал Музей русского искусства. В марте 1917 Николай Константинович принял участие в совещании различных деятелей искусств, собравшихся на квартире Максима Горького. Ими был разработан план мероприятий по защите художественных богатств страны. В этом же году Рерих отказался от предложенного Временным правительством поста министра изящных искусств.

Грянувшая Февральская революция застигла Рерихов в Карелии, в Сердоболе, где они жили в арендованном деревянном доме, стоящем прямо посреди соснового бора. Николаю Константиновичу пришлось переехать сюда с двумя сыновьями и женой из сырого и промозглого Санкт-Петербурга по причине болезни художника. У него обнаружили воспаление легких, которое грозило тяжелыми осложнениями. Пришлось отказаться от директорства в школе Общества поощрения художеств. Дела были настолько плохи, что Рерих подготовил завещание. Тем не менее, даже тяжело болея, он продолжал писать свои картины.

В 1918 году из-за закрытия границы между нашей страной и отделившейся Финляндией семейство Рерихов оказалось отрезанным от Родины, и в марте 1919 через Швецию и Норвегию перебралось в Англию. Жить там Рерихи не собирались, Николай Константинович был убежден, что его путь лежит на Восток. В Азии он надеялся найти ответы на самые сокровенные, «вечные» вопросы. Там же художник хотел отыскать подтверждение своих гипотез о духовных и культурных связях Востока и России. Для осуществления задуманного Рерихам нужно было лишь приобрести визы в Индию, которая, как известно, являлась колонией британской короны. Однако получить необходимые документы оказалось не так-то просто. Рерих месяцами обивал пороги бюрократических заведений, настаивал, писал прошения, убеждал, заручался помощью влиятельных людей. В столице Англии он встретился со старыми друзьями — Стравинским и Дягилевым, а также обзавелся новыми, среди которых был выдающийся поэт и общественный деятель Рабиндранат Тагор.

В июне 1920 года в связи с острой нехваткой денег Николай Константинович принял предложение от доктора Роберта Харше из чикагского Института искусств проехать по Америке с выставочными турне и заработать средства, необходимые ему на путешествие в Индию. В течение трех лет картины Рериха вояжировали по двадцати восьми городам Соединенных Штатов, а на его лекции о русском искусстве собиралось огромное количество слушателей. У Рериха к тому времени сформировалась новая навязчивая идея. Пережив сперва Первую мировую, а затем и русскую революцию, он возмущался тем, что разумные существа способны вести себя подобно «потерявшим человеческий облик безумцам». Рерих разработал свою формулу спасения, он говорил: «Человечество объединит искусство. …Искусство нераздельно и едино. У него множество ветвей, однако корень один». Осенью 1921 года по инициативе Николая Константиновича в Чикаго было основано: Объединение художников с говорящим названием «Пылающее сердце», а также Институт объединенных искусств, включающий секции архитектуры, хореографии, музыки, философии, театра. В 1922, опять благодаря его стараниям, был создан «Венец мира» — Международный культурный центр, в котором могли работать и общаться деятели искусства и науки из разных стран.

Осенью 1923 Рерих вместе с семьей, сумев, наконец, собрать необходимые средства, отправился в Индию и 2 декабря этого же года прибыл в Бомбей. Оттуда он направился к Гималаям в княжество Сикким. На склонах восточных Гималаев поблизости от города Дарджилинг, по словам Николая Константиновича, произошло самое значимое событие в его жизни — «лицом к лицу он встретился с Учителями Востока» Учителя Востока или, как их именовали в Индии, Махатмы (в переводе «Великая Душа»), являлись буддийскими адептами самого высокого уровня. Данная встреча была давно запланирована — еще находясь в Америке, Рерихи сумели установить связь с общинами буддистов и с их помощью вышли на лам высокого ранга.

В это же время у художника появилась идея об организации первой Центрально-Азиатской научно-исследовательской экспедиции. В октябре 1924 Рерих на два месяца возвратился в Нью-Йорк, чтобы оформить необходимые документы и подготовиться к походу. Костяк экспедиции составил собственно сам Рерих и его супруга, а также их сын Юрий, закончивший к тому времени индоиранское отделение Лондонского университета. Кроме них в состав группы вошел полковник и энтузиаст Востока Николай Кордашевский, доктор Константин Рябинин, много лет постигавший тайны тибетской медицины, а также еще несколько единомышленников, способных и готовых заниматься исследованиями в самых различных областях: почвоведении, археологии, геодезии.… По мере продвижения вглубь земель Азии состав путешественников постоянно менялся, кто-то приходил, кто-то уходил, присоединялись местные жители: буряты, монголы, индусы. Неизменной была лишь основа — семья Рерихов.

Николай Константинович Рерих. Художник, археолог, писатель и общественный деятель
Матерь Мира. Серия 1924


До августа 1925 участники экспедиции жили в Кашмире, а затем через Ладак в сентябре этого же года перешли в Китайский Туркестан. Двигались они древним маршрутом через индийские земли в сторону границы с Советским Союзом. По дороге путешественники осматривали древние монастыри, изучали важнейшие памятники искусства, слушали местные предания и легенды, снимали планы, делали зарисовки местности, собирали ботанические и минералогические коллекции. В Хотане в период вынужденной стоянки Рерих написал серию картин под названием «Майтрейя».

29 мая 1926 трое Рерихов вместе с двумя тибетцами неподалеку от озера Зайсан перешли советскую границу. А в июне этого же года Николай Константинович неожиданно появился в Москве. В столице Рерих посетил влиятельных советских чиновников — Каменева, Луначарского, Чичерина. На все вопросы старых знакомых, оставшихся в советской России, художник спокойно отвечал, что ему нужно получить от властей разрешение на продолжение экспедиции на землях советского горного Алтая.

Однако Рерих появился в Москве не только за позволением посетить Алтай. С собой он привез два письма от Учителей Востока, адресованных советским властям, и маленький ящичек, в котором содержалась священная земля из мест, где родился Будда Шакьямуни — легендарный основатель буддизма. Также он принес в дар Советской России свою серию картин «Майтрейя». В одном из посланий говорилось: «Примите наш привет. Посылаем на могилу нашего брата Махатмы Ленина землю». Данные письма более сорока лет пролежали в архивах, однако в итоге были опубликованы. В первом письме были перечислены идеологические аспекты коммунизма, близкие до известной степени духовным установкам буддизма. На основании этой связи коммунизм представлялся как шаг к более продвинутой ступени эволюции и более высокому сознанию. Во втором послании Махатм содержались сведения о более насущных и практических вещах. Они сообщали, что желают вести переговоры с Советским Союзом об освобождении оккупированной англичанами Индии, а также территорий Тибета, где британцы вели себя как хозяева, фактически задавив местное правительство и вынудив местных духовных лидеров покинуть страну.

Георгий Чичерин, бывший Наркомом иностранных дел, немедленно доложил о Николае Константиновиче и доставленных им посланиях секретарю ЦК ВКП(б) Вячеславу Молотову. Возможность обрести союзников в Тибете для Советского государства была очень заманчива. К тому же это косвенно содействовало разрешению сложной политической проблемы о присоединении Монголии к СССР. Монголия являлась буддистской страной, и в соответствии с традициями тибетские иерархи пользовались там фактически безграничной поддержкой. Также Чичерин убедил партийных вождей не ставить препятствий экспедиции Рериха. Руководствуясь данным фактом, некоторые биографы великого художника делают выводы, что подобным образом Николай Константинович был завербован в советскую разведку. Однако каких-либо серьезных оснований для подобных утверждений пока нет. Рерих передал послания и, осуществив свою посредническую миссию, вернулся к остальным членам экспедиции.

С огромным трудом путешественники прошли через Алтай и Барнаул, Иркутск и Новосибирск, Улан-Батор и Улан-Удэ. Передвигались участники похода на машинах, иногда прямо по целине. Что только не пришлось им преодолеть — страшные ливни и грозы, грязевые потоки, песчаные бури, наводнения. Живя в постоянной угрозе нападения воинственных горных племен. В августе 1927 караван Рериха по тибетскому нагорью направился к поселку Нагчу. Машины пришлось оставить, мужчины пересели на лошадей, а Елену Рерих несли в легком портшезе. Кругом расстилались поросшие колючей травой болотистые равнины, «мертвые» горы и небольшие озера. Внизу были гулкие и глубокие ущелья, в которых завывал ледяной ветер. Кони часто оступались и скользили среди кочек. Высота постоянно увеличивалась, превыся четыре тысячи метров. Стало трудно дышать, постоянно кто-нибудь из путешественников выпадал из седла.

В октябре 1927 года на высокогорном тибетском плато Чантанг была организована вынужденная стоянка. Несмотря на наличие у Николая Константиновича документов, дающих ему право двигаться прямиком в Лхасу, тибетцы на пограничном пункте задержали участников похода. Тем временем установилась суровая зима, которую и местное население переносило с трудом. Эта вынужденная стоянка на высоте в 4650 метров, в долине, со всех сторон продуваемой холодными, лютыми ветрами, при температуре, достигавшей –50 градусов по Цельсию, стала испытанием на выдержку, волю и хладнокровие. Не имея разрешений продавать животных, участники каравана были вынуждены созерцать медленную гибель верблюдов и лошадей от стужи и голода. Из сотни животных умерло девяносто два. Константин Рябинин писал в дневнике: «Сегодня семьдесят третий день тибетской казни, поскольку своей длительностью пытка эта уже давно превратилась в казнь».

Николай Константинович Рерих. Художник, археолог, писатель и общественный деятель
Конфуций справедливый. 1925


В конце зимы закончились лекарства и деньги. Пятеро участников экспедиции скончались. Все отправленные весточки о бедствии терялись в неизвестных инстанциях, и никто из путешественников не знал, что в мировой общественности уже появились сообщения о пропаже экспедиции Рерихов без вести. Но люди выстояли, находясь на пределе психических и физических возможностей. Экспедицию в Лхасу так и не пустили, однако каравану, несколько месяцев удерживаемому на стоянке в нечеловеческих условиях (с октября 1927 и по март 1928), власти Тибета, наконец, разрешили двигаться в Сикким. Центрально-Азиатская экспедиция закончилась в мае 1928 года в Гангтоке, столице Сиккима. Здесь подтвердилась догадка Рериха, что дальнейший путь его экспедиции правительство Лхасы перекрыло по прямому требованию английских спецслужб, видевших в участниках похода советских разведчиков и провокаторов.

За время путешествия был собран и классифицирован уникальнейший научный материал, составлена обширная картография, организован целый ряд коллекций. Любой музей мира мог позавидовать археологическим находкам. Тут имелись и многочисленные костяные и металлические пряжки, и стилизованные фигурки на бронзе и железе. Также были зарисованы и обмерены менгиры и древние захоронения, а глубина проработки и обширность филологических заметок и по сей день вызывает восхищение и удивление среди тибетологов.

В июне 1929 Николай Константинович вместе со старшим сыном вернулся в Нью-Йорк. Встретили его там с большими почестями. В честь Рерихов 19 июня был организован грандиозный прием. Зал, украшенный флагами всех наций, не мог уместить всех желающих — политиков, бизнесменов, учителей и учеников рериховской Школы искусств. В адрес художника произносились речи, и со всех сторон сыпались эпитеты «прогрессивный художник», «крупнейший исследователь Азии», «величайший ученый». Спустя несколько дней Николая Константиновича принял президент Соединенных Штатов — Герберт Гувер. 17 октября 1929 в Нью-Йорке открылся музей Рериха. Помещался он в двадцатиэтажном небоскребе Мастер-Билдинг или иначе «Дом Мастера». Собственно музей располагался на первом этаже и включал более чем тысячу картин Николая Константиновича. Выше же шли рериховские организации по объединению искусства всей планеты, а еще выше располагались квартиры сотрудников.

Меланхолия крайне редко посещала этого необыкновенного энергичного и деятельного человека. Однако, любопытно, что чем больше публика превозносила его за «заслуги земные», тем больше Рерих считал, что так и не выполнил уготовленных для него в жизни целей. Жить в Америке и купаться в лучах собственной славы он никогда не собирался, в Соединенные Штаты Николай Константинович вернулся лишь для того, чтобы найти средства, документы и разрешения на новое путешествие в Азию. Елена Ивановна в США не поехала, она осталась ждать мужа в Индии, где Рерихи приобрели себе поместье.

Больше года, несмотря на все свои связи, Николаю Константиновичу не удавалось выбить визу в Индию. Строила козни все та же британская разведка, как и прежде опасавшаяся влияния художника на свою колонию, в которой уже и так начались беспорядки. Разбирательства с визой Рериха достигли размеров международного скандала, в дело даже вмешалась английская королева и Папа Римский. Лишь в 1931 году, спустя два года после возвращения в Америку, Рерих получил возможность встретиться с женой.

Их новый дом располагался в долине Кулу — одном из самых красивых мест на планете, колыбели древних памятников культуры. Он стоял на отроге горного хребта, был сложен из камня и имел два этажа. С его балкона открывались сказочные виды на исток речки Биас и заснежные горные вершины. А летом 1928 года в соседней постройке, размещенной чуть выше, открылся давно задуманный художником гималайский Институт научных исследований, получивший название «Урусвати», что значит «Свет утренней звезды». Формально данное заведение возглавил Юрий Рерих. Святослав же — младший сын Рерихов — выбрал стезю отца и стал известным художником. Он также жил вместе с родителями в долине Кулу. Костяк работников института состоял из горстки единомышленников, но впоследствии к сотрудничеству были привлечены десятки научных обществ Азии, Европы и Америки. Институт занимался обработкой результатов первой Центрально-Азиатской экспедиции, а также занимался сбором новых данных. К слову, именно отсюда знаменитый советский генетик Николай Вавилов получал семена для своей редкой ботанической коллекции.

Николай Константинович, не теряя надежды отыскать свою Шамбалу, рвался в новый поход в Азию. Финансировать вторую, Маньчжурскую экспедицию, ему, в конце концов, помог Генри Уоллес, работающий в те годы министром сельского хозяйства США. Формально цель похода заключалась в сборе засухоустойчивых трав, произрастающих в изобилии в Центральной Азии и предупреждающих эрозию почвы. В путь Рерих двинулся в 1935 году. Его маршрут проходил через Японию, затем Китай, Маньчжурию, Внутреннюю Монголию. 15 апреля над экспедиционным лагерем, расположившимся посреди песков Гоби, взвилось «Знамя мира». Все члены Панамериканского союза и президент Рузвельт в этот день подписали «Пакт Рериха», придуманный им еще до революции в России. Основная идея пакта заключалась в том, что страны-участники брали на себя обязательства защищать во время военных конфликтов культурные ценности.

Несмотря на не слишком оптимистичное настроение Николая Константиновича в ходе его второго похода в Азию, художник искренне надеялся, что у него получится закончить исследования заповедных районов Индии. Однако снова случилась осечка — американцы свернули Маньчжурскую экспедицию и приказали ее участникам возвращаться обратно. Известно, что, узнав это, Рерих, отойдя от стоянки подальше, с досадой разрядил свой револьвер в воздух. Его душило разочарование, он был далеко не молод (в то время ему шел 61 год), и ясно чувствовал, что это его последнее путешествие.

В это же время в США разворачивались весьма любопытные события. В то время как Рерих был в Маньчжурии, бывший его покровитель, бизнесмен Луис Хорш начал заранее спланированное разорение музея русского художника в Нью-Йорке. Он инициировал проверки налоговой службы, в результате которых были выявлены неуплаты Рерихом подоходного налога в 48 тысяч долларов. Поведение Хорша в этой ситуации выглядело более чем непорядочно, поскольку именно он вёл в США все финансовые дела семьи Рерихов. Кроме того за одну ночь мошенник вывез из музея все картины художника, поменял замки и распорядился арендой огромного здания. Рерихи, не ожидавшие подобного оборота, в течение нескольких лет пытались отстоять в судах США свою правоту. К сожалению, у них не вышло не только доказать право собственности на здание, но даже и на собственные художественные коллекции. Заявления об многочисленных обманах, совершённых Хоршем, таких как подделка писем Рериха и векселей, подделка бумаг совета поверенных, также не были подтверждены в суде, кроме того бизнесмен выиграл частные иски к Рерихам на сумму свыше 200 тысяч долларов. В 1938 году все судебные тяжбы были завершены в пользу Хорша, а в 1941 — в пользу правительства Соединенных Штатов.

В Америку Николай Константинович больше не вернулся. Начиная с 1936 года и до самой кончины, он безвыездно жил в своем поместье в Индии, ведя скромный образ жизни. Как и прежде, Рерих много работал. Просыпался он по обыкновению в пять часов утра и шел в свой кабинет к краскам и холстам, по вечерам он предпочитал писать. Финансовая база его проектов истощилась, и Николай Константинович был вынужден свернуть деятельность «Урусвати» — Институт гималайских исследований был законсервирован. А вскоре началась Вторая мировая война. Страна сотрясалась от политических страстей — индийцы стремились сбросить британское господство, повсюду висели лозунги «Англичане выметайтесь вон!». Британцы отчаянно сопротивлялись, отвечая арестами и расправами над непокорными. В это же время Рерихи занимались организацией выставок-продаж своих картин в пользу Советской армии, по инициативе Николая Константиновича была основана Американо-Русская культурная ассоциация. В гости к художнику за советами приезжал Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди.

В итоге индийская революция взяла верх. И сразу же ставшую независимой страну начали разъедать междоусобицы среди мусульман и индусов, грозившие вылиться в полномасштабную гражданскую войну. В жилище Рерихов, располагавшемся недалеко от Кашмира, отчетливо слышались выстрелы. В городе Хайдарабаде в музее «Шах Манзил» мусульманами был устроен погром, который в результате привел к пожару. В нем сгорела коллекция картин Николая и Святослава Рерихов. К 1947 у Николая Константиновича окончательно укрепилось решение возвратиться на Родину — в Россию. Возможно, он понял, что его дом все-таки там, а остальной мир, так и остался чужбиной. В посланиях друзьям он писал: «Итак, на новые нивы. Полные любви к Великому Русскому Народу». Однако осуществить планы художнику не удалось — Рериха не стало 13 декабря 1947. В соответствии с древнеславянскими и индийскими обычаями его тело было предано огню.

Поданное в советское консульство прошение Елены Ивановны о разрешении ей и её детям вернуться на Родину тоже отклонили. Она скончалась в Индии в октябре 1955 года. В СССР в 1957 году вернулся лишь Юрий Николаевич Рерих, ставший впоследствии выдающимся востоковедом.

По материалам сайта http://roerih.ru/ и книги М.Л. Дубаева «Рерих»
Автор: Ольга Зеленко-Жданова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Ингвар 72 10 октября 2014 09:41
    И масон не самой последней степени посвещения....
    П.С. Автор с двойной фамилией, а знакомые с творчеством Григория Климова знают об этой "изюминке"
    1. avt 10 октября 2014 09:45
      Цитата: Ингвар 72
      И МАСОН НЕ САМОЙ ПОСЛЕДНЕЙ СТЕПЕНИ ПОСВЯЩЕНИЯ...

      Да , мутный был товарищ , собственно и сыновья , разругавшись друг с другом и поделив между собой обожателей , по той же дорожке шли.
      avt
      1. jjj 10 октября 2014 13:05
        И закончилось все сектой имени данного персонажа
        jjj
    2. Benzin 10 октября 2014 14:57
      рерих (учитель Д. Неру) владел жреческим письмом так же как и пушкин. гималайская миссия Рерихов откликается сейчас сотрудничеством России с Индией. об этом говорила советскому послу Ири (Индира Ганди)
    3. user 12 октября 2014 15:40
      а Елену Рерих несли в легком портшезе.

      а кругом холопы, холопы, холопы . . .
      Кстати Русская православная церковь предала анафеме проталкиваемая семейством Рерихов теории струн в духовном мире.
  2. bistrov. 10 октября 2014 09:44
    Картины его,конечно производят сильное впечатление.Особенно удачно у него получались горы. А в остальном-ерундой занимался.Вместо того,чтобы трудиться на благо своей Родины, слонялся по миру,как перекати поле. И потом,эта "парапсихология",которой он занимался.Простому русскому народу в то время было не до оккультизма,впору от многочисленных врагов отбиться и худо-бедно с голоду не сдохнуть.И ведь отбились же,и кое -кого на колени поставили. А ведь со своим талантом мог много пользы принести России.
    1. magot 10 октября 2014 11:50
      Картины сильные. Но Рерихи пытались создать свою религию. "Рерихианство – это сатанизм для интеллигенции." (с) А. Кураев. Можно сказать, Рерих приложил руку к воспитанию наших либерастов.
      magot
    2. Комментарий был удален.
    3. Turkir 11 октября 2014 00:56
      Да, если бы Рерих стоял бы за токарным станком, он бы больше пользы принес.
      А то слонялся из угла в угол и никакой пользы не принес.
      Ну, не хотел быть простым, как валенок, негодяй такой.
      И энтот, как его Репнин, заставил позировать Ивана Грозного, во время смерти сына.
      Никакого уважение к простому человеческому горю. Эх, на его бы месте я б энтому художнику все зубы бы выбил и в Сибирь послал. Кому эти интелегенты нужны?
      Да мало ли, их бездельников, по Руси моталось, за границы ездили. Вот энтот, как его, Федька Достоевский в Баден-Баден ездил и в рулетку играл, а нет чтобы выигрыш товарищу Сталину принести. Выигрывал и простому народу ничего не давал..
      Бездельники они все.
      А мы простые люди, такую пользу приносим, мы всё умеем, о нас весь мир знает..
      А энтот Рерих весь талант на мазню потратил. Мне бы его талант уж я знал бы что с ним делать - весь его бы отдал для Родины. Только, нету у меня его таланта.
      1. bistrov. 11 октября 2014 07:30
        Цитата: Turkir
        Только, нету у меня его таланта.

        Плохо же вы думаете о русских людях. Случайно, не из сегодняшних либерастов,преклоняющихся перед всем западным? Уж больно речи похожи ,прочитал ваш комментарий и тут же передо мной возникла хитрая морда Немцова
        1. Turkir 11 октября 2014 07:53
          Я тоже могу написать, что вы плохо думаете о русских людях, о русской культуре и русской истории. Уж больно речи ваши, напоминают мне попа Гапона, а может, Азефа.
          Как говорил Суворов: "А я природный руссак, а не пруссак."
          А после "Уж больно речи похожи," - надо ставить точку, если вы русский, а не Немцов.
  3. parusnik 10 октября 2014 10:01
    Замечательный художник...но вот его деятельность много вопросов вызывает...
  4. denis_redis 10 октября 2014 10:07
    Спасибо за статью!
    denis_redis
  5. ivanovbg 10 октября 2014 10:55
    Значить Рерих, по души, все-таки русский, а не какой-то там масоно-оккультный "общечеловек"?

    У нас в Болгарии есть Национальное общество "Рерих" и Болгарский "научный" институт по проблемам космического мышления. Те еще оккультисты и общечеловеки. С персональным космическим "институтом". Особо просвященные, вероятно, разговаривают директно со всем космосом, без антен.

    И что еще более странное, ети "рериховцы" обосновались в русским культурно-информационном центре в болгарской столице София. Ето официальный и самый большой культурный институт Посольства РФ в Болгарии. Понятно, что почитатели РКИЦ совсем другая публика - патриоты, православные, панслависты... И в етом бастионе, "под шапке" Посольства РФ - оккультисты и общечеловеки. Только представьте взгляд ветерана ВОВ или православного патриота, встретивши субекта непонятно какого пола с перевязанной цветной тряпкой голове, с одеялом (пончо) вместо верхней одежды и джинсы, чье дно начинается с колен, огромные серьги ниже плечах и т.п. Наши гудят, как трансформаторы и смотрят на рериховцы, как сквозь воздух.

    Понятно, что РФ нужны всякие люди, но ети мне не кажутся слишком надеждные.
  6. Turkir 10 октября 2014 11:11
    Он нам известен в первую очередь как художник. Добавлю, прекрасный художник открывший нам красоту Гималаев. И ему, за эту красоту, спасибо.
    Одни верят в то, что главное накачать мускулатуру, другие занимаются бегом и т.д., у каждого есть свои приоритеты. А Рерих искал духовные связи России и Индии, очень много сделал для сохранения дружеских связей с Индией. Его критики не сделали и 1% из того, что он сделал как художник и человек.
    И это в статье показано. Имеющий глаза, да видит..
    ------------
    Он искал связи межу Россией и Индией...
    Не надо забывать и того, что он оказался, в конечном итоге прав! Вся высшая каста Индии имеет славянскую гаплогруппу - R1a1, в 70% случаев, а в России только 51%.
    Вот это интуиция! Он чувствовал эту связь, без всяких приборов, и, кстати,считал себя русским человеком. А, то что он увлекался, мистикой... никому не приносило вреда, другие увлекаются алкоголем или еще какой-нибудь гадостью.
    Он останется в памяти русских, не просто как художник, а как строитель духовного моста, между нашей страной и далекой, а теперь и близкой, Индией.
  7. нвб 10 октября 2014 13:37
    Что было ,то было .Остались картины,любуйтесь ими,не надо поносить человека.Такое было время.Родину не предавал,наоборот старался чем то помочь.По крайней мере занимался тем ,что требовала его душа.
    нвб
    1. Turkir 10 октября 2014 13:43
      Спасибо, напомнили: во время Великой Отечественной Рерих перечислял большие суммы денег в оборону СССР. Официально зафиксировано.
      --------------
      Он был русским человеком. А комментаторы хотят видеть его советским, но год рождения Рериха показывает, что его характер, а значит и мышление были сформированы задолго до революции.
      Так что "судить" его мерками "советского" характера, по крайней мере..
      Желающие закончат это предложение, по своему усмотрению.
      1. дмб 10 октября 2014 15:17
        Не пойму, что "советского" Вы видите в комментариях его критиков. Там скорее невежество, свойственное "демократической" эпохе. "Ежели русский, но не православный, значит масон". Учение Рериха, на то и учение, чтобы его, как любые идеи, в том числе коммунистические или христианские оценивать критически. Только тогда слепая вера переходит в осознанное убеждение в правоте этих идей.
        1. Turkir 11 октября 2014 08:21
          Я написал с "советской" точки зрения. Все хотят видеть Рериха с партийным билетом в кармане. А он просто любил Россию, писал картины, а в трудное для России время помогал ей. Он родился в императорской России, а я в СССР. Ни он, ни я, в этом не виноваты. Он любил Россию и я люблю её. Для меня не пустой звук понятие "Русская культура" и Рерих, как художник, в нее укладывается.
          А все эти "центры Рериха", спекуляция на его имени и созданы после его смерти.
          -------------------
          Есть много хороших художников, но, о них нужно судить по их картинам, а не по образу жизни. Хороший художник, не обязательно, человек разбирающийся в философии или истории, в политике или экономике. Мне смешно, когда на ТВ приглашают какого-нибудь артиста театра и, почтительно, спрашивают его мнение о текущем политическом моменте.. Художник должен писать картины. И его картины всё нам расскажут.
  8. zyablik.olga 10 октября 2014 14:32
    Откровенно говоря удивляет появление подобных публикаций на Военном обозрении what . Как это согласуется с тематикой и названием сайта?
    1. ivanovbg 10 октября 2014 14:57
      Имя Рериха известно всему образованному миру, его наследие - интелектуальный ресурс, который когда-нибудь да пригодиться, лишних знаний не бывает.
    2. Комментарий был удален.
  9. hant-66 11 октября 2014 02:01
    Путь Рериха, это путь к сатанизму, остерегайтесь: hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1167393
    hant-66
  10. Prager 2 ноября 2014 14:54
    Таких, как Рерих, причисляют к интеллектуальному достоянию нации. хотя его взгляды и интеллектуальное наследие спорны по многим моментам.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня