МиГ-3 для финских ВВС

Интересный штришок в биографию не самого однозначного истребителя Микояна и Гуревича.

МиГ-3 для финских ВВС


В декабре 1942 года Финляндия получила от Германии согласие на продажу истребителей Bf.109G-2 в количестве 30 штук, но предложение Германии на этом не ограничилось. Командированный в Берлин инженер-майор Харри 2 декабря сообщил в штаб финских ВВС, что Германия может предложить еще и партию из 22 истребителей МиГ-3 в летном состоянии. Штаб-квартира ВВС ответила в том духе, что, мол, мы конечно «за», но хотелось бы получить «МиГи» бесплатно. Вроде как ремонтной базы для МиГов у финнов все равно нет, но истребители можно было использовать до тех пор, пока они летали.


Немцы, однако, «щедрое» предложение финских коллег не оценили. Уже 7 декабря финны получили сообщение, что немцы готовы передать от 15 до 22 МиГов по цене 30 тыс. рейхсмарок (или 591 тыс. финских марок) за каждый. В общем-то, это была довольно гуманная цена. Для сравнения, «Фоккер» D.XXI IV серии (с мотором Wasp), который истребителем назывался скорее по привычке, стоил 640 тыс. финских марок, СБ – 1,2 млн., а Пе-2 – 2,5 млн. Новый же «Мессершмитт» стоил финской казне 4 млн. марок (подержанный – на 400 тыс. дешевле). Командующий финскими ВВС еще раз попытался добиться получения МиГов «на халяву», но 14 декабря вновь получил ответ, что МиГи стоят 30 тыс. РМ и ни пфенинга меньше.

В итоге финны 22 декабря подписали контракт на поставку 22 МиГов на общую сумму 660000 тысяч РМ (13 млн. финских марок). Однако после этого немцы словно забыли о подписанном контракте. 18 февраля Лундквист через Харри попытался выяснить, будут немцы поставлять МиГи или нет. Запрос был вновь повторен 11 марта, причем финны уже требовали показать им самолеты и дать опробовать их.

Проверка в общем объясняла, почему немцы тянут с передачей самолетов. МиГи в целом были почти новые, налет каждого из них в среднем составлял от 50 до 55 часов. Однако самолеты были упакованы в ящики и частично повреждены. Кроме того, на них отсутствовали вооружение и радиостанции. Тем не менее, 20 марта, после проведенной инспекции, Лундквист заявил, что финская сторона готова к приемке МиГов. Для приемки и облета самолетов в Германию должен был выехать капитан П.Э. Совелиус, но 13 мая от Харри пришло сообщение, что все МиГи, судя по всему, уничтожены во время авианалета, а потому договор аннулирован.

МиГ-3 для финских ВВС


Записка Лундквиста Маннергейму с предложением приобрести 22 МиГ-3 для усиления 5-го авиаполка. Резолюция Маннергейма "В принципе согласен".
Первоисточник: http://slon-76.livejournal.com/90681.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. fan1945 18 октября 2014 09:30
    И что тут особенного?Вероятно захвачено в западных округах в первые дни войны.
    Потом уже уничтожалось.И надо, и не надо.Оружие и радиостанции вероятно не успели доставить или утеряли...
  2. sv68 18 октября 2014 09:56
    так было есть и будет-в европе нужно держать ухо востро или тебя за твои-же денежки ещё и налюбят по полной программе.
  3. igordok 18 октября 2014 10:06
    Практически вся техника ВС Финляндии в 40-х годах, да и позже - трофейная. И ведь воевали.
    1. svp67 18 октября 2014 15:01
      Цитата: igordok
      Практически вся техника ВС Финляндии в 40-х годах, да и позже - трофейная.
      Много, не вся...Финляндия вполне регулярно осуществляла закупки в других странах, в Америке и Швеции к примеру.
      1. Argon 18 октября 2014 22:47
        До начала войны,с выступлением финляндии в качестве сателлита германии все контракты с англией и США были ануллированны в том числе и по ЗиПу к уже поставленным машинам.И хотя финны не имели собственного авиапрома,им удалось наладить авиаремонт на очень высоком уровне,втч и выполнение особо сложных работ с привлечением иностранных фирм(в часности с голландским фокером).Поэтому у финнов летало все.Что касается статьи все укладывается в рамки-"Слышали звон но не знаем где он"-особенно поражает рассуждения по поводу оценки поставляемых машин.Ребят финансовой системы у страны ведущей тотальную войну на своей территории(а германия того периода безусловно была таковой)просто нет.Глупо назначать цены в рейхсмарках- инфляция жуткая.Взаиморасчеты между союзниками производились как правило бартером сырья либо иных ресурсов(исключением является"ленд-лиз"которое впрочем подтверждает правило).В описываемой ситуации с МиГами,вероятней всего,имели место проблемы логистического характера,возможно немцы хотели иметь подразделение на трофейных машинах в составе своих ВВС,или же они предназначались для других союзников рейха,пока их наконец то не разбомбили.Но дело точно не в денежных эквивалентах.
        1. svp67 19 октября 2014 14:36
          Цитата: Argon
          До начала войны,с выступлением финляндии в качестве сателлита германии все контракты с англией и США были ануллированны в том числе и по ЗиП
          И тем не менее к ним успели поступить Брюстер F2A «Буффало». С февраля 1940 г. поставлено 44 самолета. Демонтирован тормозной гак и зацеп для катапульты, двигатель заменен экспортным вариантом R-1820-G5 (950 л.с), телескопический прицел заменен кольцевым. Вооружение дополнено 2 12,7-мм пулеметами в крыле (боекомплект 400 патронов на ствол), а к 1943 г. на остававшихся в строю самолетах 7,62-мм синхронный пулемет заменен 12,7-мм. Не менее 6 машин в ходе ремонтов получили трофейные советские двигатели М-63.
          [center]
  4. Kazaneц 18 октября 2014 10:14
    Бабки то немцы вернули финнам, или нет?:)
  5. Prager 18 октября 2014 15:24
    думаю, немцы финнов на бабки кинули как ту студентку.а потом у фрицев на фронтах пошли сплошные неудачи и стало некогда вести гешефт с северными союзниками.
  6. polkovnik manuch 19 октября 2014 16:42
    За счет запасов Красной Армии оставленных(читай брошенных) в западных областях СССР -это и всевозможное снаряжение,танки,пушки, самолеты немцы пользовали на фронтах ВОВ в плоть до середины, а то и (по некоторым данным) конца 1943 года.Очень много техники досталось целой и требующей мелкого ремонта-это официально подтверждено Советскими и Российскими военными историками.Целые полки Вермахта на разных участках Советско-Германского фронта комплектовались ,нашими танками и артиллерийскими системами , даже в период подготовки Курской Битвы и после нее.Германия продавала и передавала часть захваченных трофеев своим вассалам по коалиции,фактов много и это не новость.
  7. КПД 20 октября 2014 08:35
    За счет запасов Красной Армии оставленных(читай брошенных) в западных областях СССР - это и всевозможное снаряжение,танки,пушки, самолеты


    То немцам, то поляками, то финнам. За годы ничего не изменилось... Теперь вот бандеровцам вооружением помогли!
  8. Spitfire 20 октября 2014 08:53
    " Не менее 6 машин в ходе ремонтов получили трофейные советские двигатели М-63."


    Та же история у финов приключилась с французскими Моранами MS-406, на который поставили трофейный мотор М-105П. Характеристики самолета улучшились - мотор был мощнее, а переделка была минимальной, так как он являлся развитием линейки моторов, ведущих начало от Испано-Сюизы.
  9. Зэ Кот 21 октября 2014 22:18
    Ну да, что добру то пропадать ...

    И в Красной Армии трофейная техника использовалась ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня