Многобашенные танки СССР. Часть 4. Тяжёлый танк Т-35

Начало работ над танком Т-35 относится к 1929-1930 годам, когда группа специалистов из Опытного конструкторско-машиностроительного отдела (ОКМО), которую возглавлял инженер-конструктор Н. В. Барыков, приступила к разработке проекта экспериментальной боевой машины. Создаваемый ими танк рассматривался как танк резерва Главного командования. Планировалось, что он будет использоваться при прорыве заблаговременно укрепленных и особо сильных полос обороны вероятного противника.

Опытный образец танка Т-35, который получил обозначение Т-35-1, был готов уже в августе 1932 года. Масса этого образца составляла 42 тонны, бронирование — 30-40 мм, вооружение состояло из двух 37-мм пушек и одной 76-мм, а также трех пулеметов. Его экипаж состоял из 10 человек. Данный опытный образец оснащался двигателем мощностью 500 л.с., который позволял танку развивать максимальную скорость хода 28 км/ч. Запас хода составлял 150 километров. Опорные катки танка были сгруппирован в 3 тележки (на каждый борт). Верх главной башни с 76,2-мм орудием имел округлую форму.

Традиционно распространенным является мнение о том, что советский тяжелый танк Т-35 создавался под влиянием британской разработки A1E1 «Independent». При этом документальных данных о том, что во время пребывания в Англии советской комиссии во главе с Семеном Гинзбургом проявлялся интерес к этому танку, не сохранилось. Однако он действительно мог быть вдохновителем: внешне машины достаточно похожи.


Многобашенные танки СССР. Часть 4. Тяжёлый танк Т-35


На состоявшихся осенью 1932 года испытаниях образец танка Т-35-1 продемонстрировал достаточно хорошие результаты, в принципе боевая бронированная машина удовлетворяла военных. При этом был отмечен и ряд недостатков, связанных с силовой установкой танка. Помимо этого, конструкция пневматических приводов и трансмиссии была очень сложной и дорогой для внедрения в массовое производство. По этой причине конструкторам предложили провести доработку танка по указанным направлениям. Помимо этого, их попросили поработать над усилением вооружения и заняться унификацией со средним танком Т-28 (в частности, главных башен этих танков).

В апреле 1933 года был готов второй прототип танка Т-35-2, помимо этого, продолжалась работа над улучшенной версией машины, получившей наименование Т-35А. Этот танк отличался башнями, составом вооружения и измененной ходовой частью. Именно Т-35А предназначался для запуска в серийное производство. Машина получила новые пулеметные башни другой конструкции, ходовую, которая была удлинена на одну тележку, увеличенные средние башни, с установленными в них 45-мм орудиями 20К образца 1932 года и несколько измененную форму корпуса.

В августе 1933 года танк был официально принят на вооружение. Серийный выпуск нового тяжелого танка был доверен ХПЗ — Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. К 1 января 1934 года на заводе должны были собрать 5 танков Т-35А и еще один Т-35Б (с другим двигателем М-34). Однако к указанному правительством сроку был полностью собран всего один танк, а еще 3 машины, хотя и находились на ходу, не имели внутреннего оборудования и вооружения. Если же говорить о танке Т-35Б, то он так и не был построен, хотя вопрос его выпуска поднимался неоднократно на протяжении полутора лет. Стоит отметить, что Т-35 был очень дорогим танком. Выпуск одной машины обходился советской казне в 525.000 рублей, на эту сумму в СССР могли построить 9 легких танков БТ-5.

Многобашенные танки СССР. Часть 4. Тяжёлый танк Т-35


Бронирование танка обеспечивало его экипажу и внутренним узлам защиту на всех дистанциях боя от огня крупнокалиберных пулеметов, осколков мин, снарядов и бомб. Броневые катаные листы толщиной от 10 до 50 мм соединялись между собой при помощи электросварки и частично заклепками. В передней части корпуса листы стали находились под сравнительно большими углами к вертикали, что обеспечивало лучшие защитные свойства.

Танк Т-35 обладал мощным пушечным вооружением. Оно состояло из короткоствольной 76,2-мм пушки, которая устанавливалась в центральной башне (унифицирована с Т-28), а также двух 45-мм орудий, которые располагались в передней правой и задней левой башнях (они были аналогичны башням танка БТ-5). Пулеметное вооружение было представлено двумя пулеметами ДТ калибра 7,62-мм, которые были спарены с 45-мм пушками, помимо этого, еще 3 пулемета устанавливались в шаровых опорах центральной и пулеметных башен. Пушка и пулемет, которые находились в центральной башне, составляли верхний ярус вооружения, а пушки и пулеметы башен, расположенных вокруг центральной — нижний ярус.

Боекомплект танка включал в себя 96 выстрелов к 76,2-мм орудию и 220 снарядов к 45-мм пушкам, помимо этого, в танке находилось 10.000 патронов к пулеметам (158 магазинов). Наблюдение за полем боя осуществлялось при помощи смотровых щелей со стеклоблоками, телескопических и перископических прицелов, перископов. Необходимо отметить, что по калибру орудия в центральной башне и общему числу пушек Т-35 превосходил однотипные ему 5-башенные британские танки «Индепендент» MkI и MkII компании «Виккерс», которые оснащались 47-мм орудием, и немецкий 3-башенный танк PzKpfwV «Рейнметалл», который вооружался 75-мм и 37-мм спаренными орудиями.

Многобашенные танки СССР. Часть 4. Тяжёлый танк Т-35


Стоит отметить, что размещение и состав вооружения на Т-35 можно считать оптимальным для многобашенной боевой машины. Пять башен этого танка были расположены в два яруса, что позволяло сконцентрировать массированный огонь из 76-мм и одной из 45-мм пушек, а также трех пулеметов по цели, находящейся впереди, сзади или по одному из бортов. При этом столь большая огневая мощь потребовала усложнения конструкции машины и увеличения численности экипажа, на различных версиях в танке находилось от 9 до 11 танкистов.

Чтобы привести в движение 50-тонную машину, использовался V-образный 12-цилиндровый карбюраторный авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-17Т, развивавший мощность в 500 л.с. Использование такого двигателя обеспечивало танку скорость до 30 км/ч. Двигатель был установлен в МТО танка продольно, носком коленчатого вала в сторону кормы. Удивительно, но двигатель обладал сравнительно малыми массогабаритными показателями (1634х866х1172 мм при весе 500 кг). Работал двигатель на авиационном бензине. Запускался силовой агрегат при помощи электрического стартера.

Первые серийные танки Т-35 с конца 1934 года начали поступать на вооружение Красной Армии. Специально под них был сформирован 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК), который располагался в Харькове. Спустя год, 12 декабря, данный полк был выведен из состава РГК и развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из 3-х линейных танковых батальонов, одного учебного, батальона связи и других полагающихся соединению такого рода подразделений. В 1936 году пятибашенных монстров снова вернули в подчинение РГК.

Многобашенные танки СССР. Часть 4. Тяжёлый танк Т-35


Понимая, что танки Т-35 представляют очень большую ценность не только как обыкновенные боевые машины, но и как символ военной мощи страны, и потеря всего одного танка может повлечь за собой самые негативные последствия, к этим боевым машинам в армии было самое внимательное отношение. Т-35 старались беречь, поэтому для технического обслуживания машин подбирали только самый лучший и опытный персонал. Это же было справедливо и для танковых экипажей. Вплоть до трагических летних боев 1941 года подразделения, на вооружении которых стояли танки Т-35, считались образцовыми.

Судьба танка Т-35 оказалась незавидной. Танк создавался в тот момент, когда противотанковая артиллерия находилась только в зачаточном состоянии, а пикирующие бомбардировщики не барражировали над полем боя. Однако в тот момент, когда танк поступал на вооружение, в Испании на полях сражения его младшие братья получили суровый экзамен. В обороне появлялась противотанковая артиллерия, которая разом покончила с концепцией противопульного бронирования многобашенных танков. При этом стало очевидно, что защитить многобашенные машины сколько-нибудь серьезным бронированием просто нереально. Это привело бы к существенному росту массы танка, а значит, потребовались бы и новые сверхмощные двигатели, которые обеспечили бы таким танкам приемлемую подвижность на поле боя. Требования к скорости танков к этому моменту также выросли. Пятибашенный Т-35 как выражение идеи многобашенных боевых машин умер сразу после своего рождения, при этом стоит отметить, что это было характерно для всех танков начала 30-х годов XX века.

Помимо всего прочего, несостоятельной оказалась идея с рассредоточенным огнем, к которой решили обратиться после безуспешных попыток создать систему центральной наводки, которая являлась аналогом такой системы на дредноутах. Командир танка просто не мог своевременно выдавать указания всем 5 башням, в то же время одиночные стрелки в своих башнях при недостатке средств наблюдения были лишены возможности выбрать главную цель для атаки. При этом вести прицельный огонь из танка можно было только с коротких остановок. А механик-водитель не мог одновременно выполнять требования всех наводчиков, разве что полностью остановить машину. Но в таком случае огромная махина превращалась просто в неподвижную мишень. Появление над полем боя пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков, которые могли положить бомбу точно в цель (особенно малоподвижную) превращало грозные сухопутные дредноуты в «мальчиков для битья».

Многобашенные танки СССР. Часть 4. Тяжёлый танк Т-35


Всего в СССР с 1933 по 1939 годы был собран 61 танк Т-35, 10 из которых успели получить новые башни конической формы. В процессе выпуска масса танков выросла до 55 тонн, толщина брони кормы корпуса и башен выросла с 20 до 23 мм. В зависимости от конкретной версии в танке находилось от 9 до 11 танкистов. Помимо этого, на танках 1939 года появились и бортовые экраны измененной конструкции. По состоянию на 1 января 1941 года на вооружении Красной Армии насчитывалось 56 танков Т-35 различных модификаций.

Необходимо понимать, что Т-35 был первым тяжелым танком, который производился в Советском Союзе серийно. Удивительно, но олицетворение мощи советского оружия практически не участвовало в боях. К началу войны все боевые тяжелые танки Т-35 находились в районе Равы-Русской Львовской области (еще 6 находились в учебных заведениях, а 5 машин стояли в ремонте). При этом непосредственно в боевых действиях было потеряно всего 7 танков, остальные просто вышли из строя во время маршей. Они были взорваны либо брошены своими экипажами. Два уцелевших танка еще успели принять участие в битве за Москву осенью 1941 года.

До наших дней сохранился всего один экземпляр этого уникального танка — это Т-35А, имеющий заводской номер 0197-7. В настоящее время этот танк находится в распоряжении Центрального музея бронетанкового вооружения и техники Минобороны России в подмосковной Кубинке. 2 февраля 2014 года танк удалось поставить на ход, в настоящее время это действующий экземпляр. Сегодня с легендарным советским танком может познакомиться любой желающий, а некоторые счастливчики даже смогут увидеть его в показательных выступлениях или во время проведения крупных реконструкций.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/19/tanks
http://vspomniv.ru/t_35/1.htm#order
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-35.htm
http://www.opoccuu.com/t-35.htm
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 51
  1. parusnik 10 октября 2014 09:58
    Пятибашенный Т-35 как выражение идеи многобашенных боевых машин умер сразу после своего рождения
    Положительный результат,перешёл в отрицательный...Но тож результат...Последний много башенный -двух башенный..был МСК..был не плох ,в серию не пошёл..если не ошибаюсь..
    1. Комментарий был удален.
    2. explorer 10 октября 2014 10:04
      --"СМК" hi
      explorer
      1. parusnik 10 октября 2014 10:59
        Да..да..узнаю брата Колю.. smile Спасибо за уточнение...
        1. Patton5 10 октября 2014 17:29
          Одновременно с СМК проходил испытания т-100
          Это так, для большей объективности...
          1. Князь 11 октября 2014 21:05
            Но КВ был лучше
            Князь
    3. Suhow 12 октября 2014 00:55
      интересная статья.
    4. Алекс 22 октября 2014 21:28
      Цитата: parusnik
      .Последний много башенный -двух башенный..был МСК

      А родной брат Т-100?..
  2. bazilio 10 октября 2014 10:09
    Спасибо за статью.
    Глядя на подобные проекты в сознании всплывает сравнение- наземный крейсер. практика показала несостоятельность многобашенных танков, но выглядят они внушительно
    1. cosmos111 10 октября 2014 21:44
      интересный технологически,был танк,для 30-х годов...
      Т-35А, в битве за Москву...
  3. Astrey 10 октября 2014 10:25
    Восстановленная машина принимала участие в бою в 2014 году.

    Нашёл только такое видео. Смотрите с 14-й секунды. Весьма воодушевляет.

    http://vk.com/video1914830_169354693

    ЗЫ. а что думает по поводу этой модели KARS?
    1. Tankomaster 10 октября 2014 11:20
      Красиво...
  4. sgr291158 10 октября 2014 11:26
    Да это были монстры
    1. Князь 13 октября 2014 16:44
      Последние и лучшие в своём классе многобашеных танков soldier
      Князь
      1. Алекс 22 октября 2014 21:35
        Цитата: Князь
        Последние и лучшие в своём классе многобашеных танков

        Согласен, Т-35 - квинтесенция многобашенного танкостроения. Красив и грозен, для своего времени отличная машина. Что поделаешь, технический прогресс не одно творение конструкторов отправил на пенсию. Думаю, можно воздать старичку должное. Не его вина, что в новой войне оказался не у дел.
  5. pinachet 10 октября 2014 12:02
    почему его нет в WOT ?
    на 4 лвл его можно было бы...
    1. Князь 31 октября 2014 15:43
      В Wot нет многобашености если хочеш повоевать на Т-35 качай War Treger
      Князь
  6. стас57 10 октября 2014 12:06
    Лучший каталог

    http://t35incombat.narod.ru/

    Тяжелый танк Т-35 в боях
    Сайт был создан как продолжение сайта Эдуарда Ермолаева «Советский тяжелый танк Т-35»
    Здесь в первую очередь размещается новая информация о танках Т-35, участвовавших в боевых действиях в начальный период войны, и их идентификации на фотоснимках. На сегодня на сайте представлены снимки 50 танков Т-35, однако на нескольких позициях (023, 050, 051), возможно, представлены уже известные под другими номерами машины в новых ракурсах или в другое время.
  7. Epizikl 10 октября 2014 12:58
    Цитата: Tankomaster
    Красиво...


    Спасибо за интересную картинку!
  8. Bongo 10 октября 2014 13:57
    Появление над полем боя пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков, которые могли положить бомбу точно в цель (особенно малоподвижную) превращало грозные сухопутные дредноуты в «мальчиков для битья».

    Роль авиации в противотанковой борьбе очень сильно преувеличена, по крайней мере до появления ПТАБов.
  9. Сергей-8848 10 октября 2014 14:02
    Этот танк, конечно, монстр. Даже - монстрила! (если употреблять "некоторые" неологизмы). И при этом служит ярким подтверждением того постулата, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Да он бы в Первую мировую просто ездил бы туда-сюда, от штаба до штаба, от батареи до батареи, и давил бы их, как котят. В Испанскую - только Пиренеи могли его бы остановить, чтобы догнать и передавить оставшихся охреневших франкистов. В период наших японских конфликтов - да просто сам вид чудовища всех бы в ступор вводил. Но - время течёт, и даже бежит быстро, и вот уже к началу нашей войны эта штука никого не впечатляет, и сделать уже ничего не может! Не досталось этому зверю просто войны настоящей - так и остаётся памятником нашим инженерам и танкистам. Неуклюж, может быть, но - красив!
  10. Хромой Пират 10 октября 2014 15:11
    Эх броняшку бы ему мм. 80 на лоб да по 60 на борта,двигло лошадок в 800 дизель,СУО путное...
    Парой машин можно бы полк панцеров гонять как кутенков...
    Красивая машина,никак не могу модель найти
    1. Bongo 10 октября 2014 15:13
      Цитата: Хромой Пират
      Эх броняшку бы ему мм. 80 на лоб да по 60 на борта

      Хороший бы ДОТ получился... lol
    2. Альф 10 октября 2014 22:03
      Цитата: Хромой Пират
      Эх броняшку бы ему мм. 80 на лоб да по 60 на борта,двигло лошадок в 800 дизель,СУО путное...

      Поинтересуйтесь проектами танка КВ-4 . Вот это был бы монстр. Броня не менее 75 мм, орудия от 45 до 107 мм.
      1. badger1974 12 октября 2014 21:27
        та хорошо что хоть до такого недошло безобразия
        badger1974
      2. Князь 31 октября 2014 15:44
        КВ-4 броня была 180мм!
        Князь
    3. Quzmi4 12 октября 2014 01:31
      Китайцы снова помогли:
      ХоббиБосс сделал свою модель в 1/35, уже продаётся у нас, например:
      http://www.i-modelist.ru/goods/model/tehnika/hobbyboss/428/24249.html
      Удачи!
    4. Алекс 22 октября 2014 21:38
      Цитата: Хромой Пират
      Красивая машина,никак не могу модель найти

      В нашем "Детском мире" видел стандартную 1:35 модель от "Звезды". Себе купил, не удержался - красив, однако...
  11. Барбоскин 10 октября 2014 19:20
    Хоть его боевой вклад и незначителен, но полученный при его производстве опыт, для создателей и промышленности очень важен. Благодаря этим наработкам был создан и запущен в серию КВ, который навел фрицам шороху.
  12. a.hamster55 10 октября 2014 20:45
    К этому видению БТ это был узел укрепрайона на 1*1, а в наступлении скорее всего пшик...
  13. Денимакс 10 октября 2014 21:23
    Многобашенный БТР мог бы оказаться оптимальной машиной для городских боёв.
    Каждый стрелок с крупнокалиберником может следить за свой узкий фронт, тем самым можно обеспечить приемлимую защиту на 360 градусов.
  14. Альф 10 октября 2014 22:15
    Стоит отметить, что размещение и состав вооружения на Т-35 можно считать оптимальным для многобашенной боевой машины. Пять башен этого танка были расположены в два яруса, что позволяло сконцентрировать массированный огонь из 76-мм и одной из 45-мм пушек, а также трех пулеметов по цели, находящейся впереди, сзади или по одному из бортов.

    Не согласен. Наиболее оптимальным с точки зрения управления огнем следует считать танк Т-28. Командир 28-го, действительно, мог управлять огнем 3-х огневых точек. А как это сделать командиру 35-го, если 4-я и 5-я башни рассчитаны в основном на стрельбу назад ? Да и какие, по определению, цели могут быть сзади или, как минимум, на траверзе, если танк при поддержке пехоты преодолел линию врага. Во время боя командир смотрит вперед и по сторонам в 45-60 градусов, но никак не назад. Получается, что он управлять огнем кормовых башен не может.
    Опыт 2МВ показал, что если танки с пехотой прорвали оборону противника, то сзади целей ЖИВЫХ уже нет. И, таким образом, получается, что танк возит на себе мертвый груз в виде 2 башен. На КВ-1,2, ИС-2 тоже ставили кормовой пулемет в башне, но нет ни единого свидетельства применения его в боях.
    1. tomket 13 октября 2014 23:24
      Цитата: Альф
      На КВ-1,2, ИС-2 тоже ставили кормовой пулемет в башне, но нет ни единого свидетельства применения его в боях.

      КВ все таки видимо кормовой пулемет применяли , по тому же описанию боя КВ с группой Рауса , после поражения КВ из 8,8. пулемет задвигался и в башню танка забросили гранаты. Скорее всего просто свидетельств применения кормового пулемета не сохранилось.
    2. Алекс 22 октября 2014 21:43
      Цитата: Альф
      Командир 28-го, действительно, мог управлять огнем 3-х огневых точек. А как это сделать командиру 35-го, если 4-я и 5-я башни рассчитаны в основном на стрельбу назад ?

      Как ИМХО, это отголоски ПМВ и Гражданской, когда при прорыве обороны можно было ждать большого скопления пехоты в траншеях по бокам (отсюда и независимые башни с боковыми секторами обстрела) или атак конницы (тоже с непредсказуемого ракурса). А то, что эти воззрения, мягко говоря, устарели, показал именно опыт ВМВ.
  15. Хромой Пират 10 октября 2014 23:57
    Цитата: Альф
    Цитата: Хромой Пират
    Эх броняшку бы ему мм. 80 на лоб да по 60 на борта,двигло лошадок в 800 дизель,СУО путное...

    Поинтересуйтесь проектами танка КВ-4 . Вот это был бы монстр. Броня не менее 75 мм, орудия от 45 до 107 мм.

    Поинтересовался,не впечатлило,гигантомания и вундервафлестроение. Но возник вопрос если было двигло на 1200 кобыл,то почему Т-35 досталось всего 500,ведь удельные л.с./т. явно недостаточно
    1. Bongo 11 октября 2014 02:22
      Цитата: Хромой Пират: Но возник вопрос если было двигло на 1200 кобыл,то почему Т-35 досталось всего 500,ведь удельные л.с./т. явно недостаточно[/quote]
      Если бы у бабушки был хрен-она была бы дедушкой. Не было в СССР таких двигателей, да и сейчас с танковыми дизелями не всё гладко...
      [quote]Эх броняшку бы ему мм. 80 на лоб да по 60 на борта,двигло лошадок в 800 дизель,СУО путное...
      Парой машин можно бы полк панцеров гонять как кутенков...[/quote]
      Ничего бы из этого хорошего не вышло, вес машины с компоновкой Т-35 и предлогаемой вами бронёй достиг бы 90 т.
    2. Альф 11 октября 2014 14:54
      Цитата: Хромой Пират
      Но возник вопрос если было двигло на 1200 кобыл,то почему Т-35 досталось всего 500,ведь удельные л.с./т. явно недостаточно

      А кто сказал, что он был ? В проекте-да, в наличии-нет. Сколько с В-2К мучились, а в нем только 600 лс., а там 1200 заложили.
  16. voyaka uh 11 октября 2014 22:09
    Поразительно, что танк прорыва укрепленных полос обороны сделан уже в начале 30 годов!
    Чьих полос обороны?
    Гитлера еще нет. Нет линии Маннергейма. может, Мажино?
    Или Восточную Пруссию собирались брать?
    1. Albert1988 12 октября 2014 20:34
      То есть вы думаете, что если оборонительных полос нет, то и танки для их прорыва делать не надо? Как тут правильно сказали в комментах - генералы готовились к прошедшей войне, а во время прошлой войны эти оборонительные линии росли как грибы после дождя, так что вот и разрабатывали танк для прорыва оборонных линий, которые бы возможно строились в ходе этой предполагаемой войны... Потому что когда враг быстренько отгрохал себе линию аля Маннергейма, то танк для её прорыва разрабатывать поздно как-то.
      А что там собирались брать - просто поинтересуйтесь историей, как тогда к СССР относились большинство ведущих стран Европы, учтите декларируемую стратегию СССР, ту что про "на чужой земле" и "малой кровью, могучим ударом", и сразу развеются все конспирологические мифы по поводу планов Союза по захвату мира...
    2. tomket 13 октября 2014 01:03
      Цитата: voyaka uh
      Гитлера еще нет. Нет линии Маннергейма. может, Мажино? Или Восточную Пруссию собирались брать?

      Мыслишки резуна? Ах какие плохие Советы ,загодя озадумались о войне.Нет бы засесть за чертежи после 22 июня! Был опыт Первой мировой ,и было виденье как эти самые оборонительные полосы прорывать.
      1. Albert1988 13 октября 2014 12:24
        Цитата: tomket
        Нет бы засесть за чертежи после 22 июня!

        Вот и я про тоже - когда война началась - оружие разрабатывать поздно...
    3. mkpda 16 октября 2014 17:22
      Долго смеялся! Какие укреплённые полосы можно брать с полковой пушкой главного калибра!
  17. badger1974 11 октября 2014 22:16
    мне так считаю единственной толковой многобашенной машиной мог стать Т-29, немного откорректировать лоб корпуса под 45 градусов. тридцать четвёрошную башню со всеми причиндалами. интересно сравнить бы ходовую живучесть Т-29 и Т-34, а дополнительные башни 29-ки имели бы гораздо больший эффект нежели пулемёт стрелка-радиста 34-ки
    badger1974
    1. mkpda 16 октября 2014 17:28
      Т-29 не имел будущего в отличии от Т-28. Т-28 мог стать реальной альтернативой Т-34, по крайней мере в 1941 - 1942 г.г.
      1. Князь 16 октября 2014 18:04
        Если я не ощибаюсь все орудия для Т-34 испытывались на Т-28
        Князь
        1. Bongo 17 октября 2014 05:58
          Цитата: Князь
          Если я не ощибаюсь все орудия для Т-34 испытывались на Т-28

          Ошибаетесь, на поздних Т-28 устанавливались 76,2-мм орудия Л-10.Первые танки Т-34 образца 1940 года были вооружены короткой 76,2-мм пушкой Л-11 образца 1938 года с длиной ствола 30,5 калибра.
          1. mkpda 17 октября 2014 14:49
            Все танковые пушки калибра 76,2 мм отрабатывали на Т-28 и в отдельных случаях на Т-26А и БТ-7А. Речь идёт об испытаниях, а не вооружении серийных машин. Кстати, на Т-28 можно было Д-10 поставить после усиления погона башни.
            1. Алекс 22 октября 2014 21:50
              ЕМНИП, вопрос о серийной замене Л-10 и иже с ними на Ф-32/Ф-34 рассматривался, но дело дальше разговоров как-то не пошло.
      2. Алекс 22 октября 2014 21:48
        Цитата: mkpda
        Т-28 мог стать реальной альтернативой Т-34

        Альтернативой - вряд-ли, а вот серьезным добавлением и средством усиления пехотных соединений на уровне полк-дивизия - вполне.
        1. mkpda 23 октября 2014 10:56
          Замена орудия имеет смысл для находящегося на вооружении танка. Стараниями Зальцмана выполнить план по КВ любой ценой, Т-28 был фактически снят с вооружения (приказ по главку о полном снятие плана на ремфонд по Т-28 для Кировского завода). Поэтому такие работы не выполнялись (да и свободных новых пушек не было).
          При грамотной политике в первой половине 30-х годов, можно было выбрать Т-28 в качестве основного танка РККА и увеличить его выпуск за счёт сокращения программы по БТ и Т-26 (ограниченно и эти танки были нужны). Уже в 1936 году разработали схему противоснарядного бронирования, которую реализовали только в ходе боёв с Финляндией. Такая модернизация уравнивала Т-28 и Т-34 по защищённости, а наличие пулемётных башенок, нормальных условий для работы экипажа (не хуже, чем в БМП-1) и радиосвязи на всех машинах, делала Т-28 комплексно сильнее Т-34. Т-28 имел почти неограниченный запас по модернизации (в отличии от Т-34), был изначально более совершенной конструкцией (Т-34 наследовал недостатки конструкции Кристи).
  18. xomaNN 12 октября 2014 14:49
    К сожалению, это был тупиковый танковый заоулок. В оправдание разве то, что в него попали все ведущие страны-разработчики бронетехники sad
    1. tomket 13 октября 2014 01:07
      Цитата: xomaNN
      К сожалению, это был тупиковый танковый заоулок. В оправдание разве то, что в него попали все ведущие страны-разработчики бронетехники

      А кстати ,сейчас отдельная автономно действующая башня от основной ,была бы большим подспорьем в обороне танка от наседающих гранатометчиков,без отвлечения основного калибра ,на подавление мелких вторстепенных целей.И не пришлось бы выдумывать БМПТ.
    2. Алекс 22 октября 2014 21:52
      Цитата: xomaNN
      К сожалению, это был тупиковый танковый заоулок. В оправдание разве то, что в него попали все ведущие страны-разработчики бронетехники

      Ну почему так сразу и тупик. В свое время резоны для такого подхода были. Другое дело, что развитие ПТ артиллерии и авиации здорово изменило баланс сил на танковой арене, вот многобашенники и оказались не у дел. Прогресс, однако...
  19. вася вася 15 октября 2014 14:52
    был и такой вариант
    вася вася
    1. badger1974 15 октября 2014 15:51
      статью внимательней читай, там об этом есть, это не новость
      badger1974
  20. Prager 30 октября 2014 17:35
    показал свою крайне низкую эффективность несмотря на своё вооружение.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня