История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

После вступления советских войск на территорию Болгарии и сентябрьского вооруженного восстания в 1944 году ВВС Болгарии стали получать советскую авиационную технику. В марте 1945 года ВВС Болгарии получили 120 истребителей Як-9 различных модификаций (Як-9Д, Як-9ДД, Як-9М и Як-9У).

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Истребитель Як-9Д ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность



История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Истребитель Як-9ДД ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Истребитель Як-9П в музее болгарских ВВС

В том же 1945 году ВВС Болгарии получили 120 штурмовиков Ил-2 и 10 учебных Ил-2У. Самолёты использовались до 1954 года.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Штурмовик Ил-2 в музее болгарских ВВС


В апреле 1945 г. Советский Союз передал Болгарии 96 пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они прибыли туда после войны для замены состоявших до этого на вооружении болгарской авиации бомбардировщиков немецких типов. В свою очередь, в апреле-октябре 1947 г. болгары в счет репарации передали 59 "пешек" Югославии. Последний Пе-2 был снят с вооружения болгарских ВВС в 1956 г.

8 сентября 1946 года 92,72 % избирателей проголосовали за свержение монархии и провозглашение республики. 15 сентября 1946 года была провозглашена Народная Республика Болгария, первым премьер-министром которой стал Георгий Димитров — старый коммунист, друг Тито и сторонник создания единого южнославянского государства в составе Югославии и Болгарии. В связи с этим болгарские ВВС получают новый опознавательный знак:

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность


Одновременно продолжились поставки советской авиационной техники. Так, были поставлены бомбардировщики и торпедоносцы Ту-2.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Бомбардировщик Ту-2 ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Торпедоносец Ту-2Т ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Бомбардировщик Ту-2 в музее ВВС Болгарии


В 1947 году поступили первые штурмовики Ильюшина: Ил-10 и Ил-10М. В период 1953-54 гг. в Болгарию поставлялись выпускаемые в Чехословакии по советской лицензии копии Ил-10-Avia B-33, вооруженные 4 авиационными пушками НС-23РМ (по 150 снарядов на ствол). Сколько машин за это время было передано, неизвестно.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Штурмовик Ил-10 советских ВВС


После Второй мировой войны Болгария в счет репараций за оккупацию Македонии передает возрождающейся авиации Югославии большое число самолетов разных конструкций — 100 истребителей Messerschmitt Bf.109G-2, G-6, G-10, учебные самолеты ДАР-9 "Синигер", две дивизии бомбардировщиков Пе-2, штурмовики Ил-2, в том числе и 30 легких разведчиков-бомбардировщиков собственного производства КБ-11 "Фазан". После ремонта "Фазаны" летали в частях Югославских ВВС до 1956 г.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Легкий разведчик-бомбардировщик болгарского производства КБ-11 "Фазан" ВВС Югославии


Наступила эра реактивной авиации. Первыми болгарскими реактивными самолетами стали советские Як-23. Первые 12 Як-23 поступили в сформированный в марте 1951 года 19-й истребительный авиаполк. За ними последовало ещё около ста Як-23, кроме того, два двухместных Jak-23DC поступили из Румынии. Всего этими истребителями было вооружено пять истребительных и истребительно-бомбардировочных авиаполков, 2-й учебный бомбардировочный авиаполк и авиаучилище "Георги Бенковски". Основной задачей Як-23 в ВВС Болгарии стал перехват нарушителей границы, преимущественно со стороны Турции, Югославии и Греции. Як-23 оставались на вооружении ВВС Болгарии до 1958 года, а последней частью, где они эксплуатировались, стал 43-й истребительный авиаполк.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Як-23 ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Реактивный истребитель Як-23 в музее болгарских ВВС


В начале 1950-х ВВС Болгарии получили 12 МиГ-15, 24 МиГ-15бис и 30 МиГ-15УТИ. В 1960 году в Болгарию прибыло 12 разведывательных истребителей МиГ-15Рбис. В 1955-ом году два болгарских МиГ-15 сбили израильский пассажирский самолёт L-149, нарушивший воздушное пространство Болгарии. Израильские пилоты проигнорировали предупреждения и даже попытались оторваться от патруля, и болгарское правительство приказало сбить самолет. Пассажирский лайнер взорвался недалеко от города Петрича. В результате погибли семь членов экипажа и 51 пассажир, в том числе трое детей.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Учебно-тренировочный МиГ-15 УТИ ВВС Болгарии


В 1955 году ВВС Болгарии было поставлено 14 разведчиков на базе бомбардировщика Ил-28-Ил-28Р и один учебный Ил-28У. Они состояли на вооружении до 1974 года.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Ил-28 в музее болгарских ВВС


В 1955-56 годах ВВС Болгарии получили 12 реактивных истребителей МиГ-17, 60 МиГ-17Ф и 12 МиГ-17ПФ. Кроме того, в последующие годы истребительный парк был пополнен самолётами Lim-5 польского производства. В 1963 было получено 10 самолётов разведчиков МиГ-17Р. В 1956 году МиГ-17 ВВС Болгарии сбили несколько автоматических дрейфующих аэростатов с разведаппаратурой. Всего МиГ-17 состояли на вооружении шести эскадрилий, пока в начале 60-х годов не стали заменяться на МиГ-19. В 1995 году в составе ВВС все еще сохранялось 60 МиГ-17, вероятно, нелетающих.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Истребитель МиГ-17Ф в музее ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Истребитель МиГ-17ПФ ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

МиГ-17 ПФ с РП-1 "Изумруд" в музее ВВС Болгарии


Кроме боевых, в Болгарию из СССР поставлялись учебные истребители Як-11, транспортные самолеты Ли-2 и Ил-14 (поставлено 17 машин).

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Учебный истребитель Як-11 в музее болгарских ВВС


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Транспортный самолет Ли-2 в музее болгарских ВВС


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Транспортный самолет Ил-14 в музее болгарских ВВС


Одновременно не прекращалась разработка собственных болгарских самолетов. Так, с 1948 года было произведено 160 учебно-тренировочных самолетов Лаз-7 конструкции инженера Ивана Лазарова. Причем, кроме использования его в качестве учебно-тренировочной машины, Лаз-7 состоял на вооружении в двух дивизиях легких ночных бомбардировщиков, созданных по примеру советских частях, вооруженных У-2 (По-2) во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Лаз-7 второй дивизии легких ночных бомбардировщиков ВВС Болгарии


Затем было произведено 150 единиц его модернизированной версии-Лаз-7М с советским двигателем М-11ФР.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Учебно-тренировочный самолет Лаз-7М


Впрочем, это были последние болгарские самолеты. Следующие модели Лаз-8, Лаз-9 и Лаз-12, как и реактивный Лаз-14, так и остались на бумаге.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Так должен был выглядеть реактивный самолет Лаз-14


Учитывая горный характер Болгарии, большую роль в перевозках играют вертолеты. Поэтому в Болгарию были поставлены советские легкие Ми-1 (прослужил до 1971 года) и транспортные Ми-4 (прослужил до 1985 года).

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Легкий вертолет Ми-1 в музее ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Транспортный вертолет Ми-4 в музее ВВС Болгарии


Следует отметить, что среди стран Варшавского договора Болгария считалась самым надежным союзником СССР. На ее территории не было советских войск, и Болгарская народная армия была единственной армией, которая должна была использоваться самостоятельно: захватить европейскую часть Турции и выйти к проливам и действовать против Греции, а в случае необходимости и против Югославии.

В начале 1958 года Болгария получила 24 сверхзвуковых истребителя МиГ-19С, которые распределили между 19-м ИАП на авиабазе Граф Игнатьеве (использовались до 1965 г.) и авиаполком на аэродроме Узундиево (до 1963 г.). Позже часть самолетов свели в отдельную эскадрилью в Узундиево, где они эксплуатировались до 1978 г. В 1966 году Болгария получила от Польши её бывшие МиГ-19П и МиГ-19ПМ. На авиабазе Доброславцы они применялись до 1975 года.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

МиГ-19С 19-го иап ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Истребитель МиГ-19ПМ в музее ВВС Болгарии


В начале 60-х началась эра МиГ-21. С 1963 по 1990 годы болгары получили 226 самолетов 11 разных модификаций (Ф-13, М, МФ, ПФ, ПФМ, У, УМ, Р, бис) . В сентябре 1963 года 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС Болгарии получили 12 МиГ-21ПФМ. В 1977-1978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-ой рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969-1970 гг. в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-ом иап. В 1974-1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Данные самолёты были сняты с вооружения в 2000 году. С 1983 по 1990 годы ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ (30 новых, 6 подержанных), эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой "Лазурь". Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У (1 в 1966 году), МиГ-21УС (5 в 1969-1970 годах) и МиГ-21УМ (27 новых в 1974-1980 годах и 6 подержанных советских в 1990 году). Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994 году, десять МиГ-21УМ были проданы Индии. За всё время эксплуатации в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ. Из них только 10 МиГ-21бис ныне поддерживаются в летном состоянии, включая две "спарки". Оставшиеся МиГ-21бис так и летают без модернизации из-за нехватки денег.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

МиГ-21ПФМ ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

МиГ-21бис ВВС Болгарии в полете


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Разведчик МиГ-21МФР в музее ВВС Болгарии


В качестве учебных в период 1963-1974 гг. болгарам было поставлено 102 чехословацких Aero L-29 Delfin, прослуживших до 2002 года.
L-29 Delfin в музее ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность


70-е годы стали временем расцвета болгарской авиации. В 1976 году на вооружение начали поступать МиГ-23. Всего болгары получили 90 МиГов этой модификации в вариантах МФ, БН, УБ, МЛА, МЛД (33 MиГ-23БН, 12 MиГ-23MФ, 1 MиГ-23MЛ, 8 MиГ-23MЛА, 21 MиГ-23MЛД, 5 из которых ВВС Болгарии получи из России в 1991 г. взамен на 3 МиГ-25РБТ и 15 MиГ-23УБ). В ВВС Болгарии МиГ-23 прослужили до 2004 года.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

МиГ-23БН 25-го бап ВВС Болгарии


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

МиГ-23УБ в музее ВВС Болгарии


Также ВВС Болгарии получили 18 Су-22M4 и 5 Су-22УM, пролетавших также до 2004 года.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Су-22М4 в музее ВВС Болгарии


Для учебных целей было поставлено около 30 чехословацких Aero L-39 Albatros, 12 из которых, по одним сведениям, продолжают эксплуатироваться до сих пор, по другим — уже сняты с вооружения.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

L-39 Albatros ВВС Болгарии


В конце 1970-х годов началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы. В настоящее время Ми-24 сняты с вооружения.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Пара болгарских Ми-24 в полете


В 1979-1980 годах Болгария получила из СССР 6 противолодочных вертолетов Ми-14ПЛ, один из которых разбился в январе 1986 года. В 1990 году было приобретено ещё 3 подержанных Ми-14ПЛ. В 1983 году на вооружение отдельной вертолётной эскадрильи поступило 2 вертолёта-тральщика Ми-14БТ, один из них был списан в 1985 году, со второго сняли тральное оборудование, после чего вертолёт использовался как транспортный. К 2001 году пригодными к полётам осталось четыре Ми-14ПЛ, два из которых прошли ремонт в 2000 году, с целью продления ресурса до 2007-2008 гг. В 2013 году Ми-14ПЛ были заменены на AS.565MB Panther.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Противолодочный вертолет Ми-14ПЛ в музее ВВС Болгарии


В 1982 году Болгария единственной из европейских союзников СССР получила 4 разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ (3 МиГ-25РБ и 1 МиГ-25РУ). Самолеты поступили в 12-й разведывательный полк. 12 апреля 1984 года один из них (б/н 736) был потерян в авиакатастрофе. Впрочем, скоростные МиГ-25РБ в условиях Болгарии оказался малопригодным самолетом, ему просто не хватало территории, чтобы разогнаться, и поэтому в мае 1991 года болгары вернули их СССР, обменяв на 5 истребителей МиГ-23МЛД.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

МиГ-25РБ "красный 754" ВВС Болгарии.


В Болгарию было поставлено и 3 транспортных Ан-26, 3 из которых продолжают эксплуатироваться до сих пор.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Ан-26 ВВС Болгарии


В 1985-1991 гг. Болгария получила из Советского Союза партию транспортных вертолетов Ми-8/17. В 2000 г. на вооружении ВВС Болгарии осталось 25 вертолетов Ми-17, в 2004 г. — 18. В 1989-1990 гг. на вооружение ВВС Болгарии поступили четыре вертолета РЭБ Ми-17ПП, которые были впервые публично продемонстрированы только в 1999 г. В том же 1999 г. с трех вертолетов Ми-17ПП было демонтировано специальное радиоэлектронное оборудование и антенны. Четвертый Ми-17ПП прошел "размодернизацию" в 2000 г. В 2003-2004 гг. один из этих вертолетов был переоборудован в противопожарный путем установки в грузопассажирской кабине бока для 3 т воды.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Транспортный вертолет Ми-8 в музее истории болгарских ВВС


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Ми-17. ВВС Болгарии. 2007 год.


В октябре 1986 года Болгария получила 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Самолеты эксплуатировались 22 ибап, где они заменили МиГ-17 и МиГ-15УТИ. Один самолет (вместе с пилотом) был потерян в катастрофе 17 апреля 1989 года. После распада Варшавского пакта поддержка самолетов в боеготовом состоянии стала головной болью для болгарского командования. 4 штурмовика в 2008 году было продано Грузии, еще 10 ей же в 2012 году. В настоящее время в составе ВВС Болгарии числится 14 Су-25.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Су-25К ВВС Болгарии в полете


История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Су-25УБК ВВС Болгарии


В 1990 году Болгарией получено 22 истребителя (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Один из самолетов был потерян в катастрофе 9.09.1994 г. МиГ-29 состоят на вооружении двух истребительных авиаполков (в Равнеце и Ямболе). В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен. В настоящее время в составе болгарских ВВС 12 МиГ-29 и 3 МиГ-29УБ.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

МиГ-29 ВВС Болгарии


В 1989 г. ВВС Болгарии имели на вооружении порядка 300 истребителей. Однако снчала распалась Организация Варшавского договора, затем СССР, к власти в Болгарии пришли либералы, которые в первую очередь стали сокращать Вооруженные силы, первым делом ими был измене опозновательный знак боллгарских самолетов

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность


Девяностые стали для Болгарской авиации тяжелым временем, не было топлива, учения не проводились, самолеты постоянно списывались. В апреле 2004 года Болгария вступила в НАТО. В рамках подготовки к вступлению в Североатлантический Союз в ВВС Болгарии в 2003 г. была проведена масштабная реструктуризация. Количество самолетов и вертолетов с 465 в 1998 г. сокращено до 218 в 2003 г. Де-факто ВВС Болгарии на рубеже XX—XXI вв. фактически утратили свою боеспособность, так как большая часть из состоящих на вооружении "по списку" самолетов была непригодной к полетам. Естественно, новые союзники потребовали от Болгарии покупать западные самолеты. В 2004 году ВВС Болгарии купили в Швейцарии 6 поршневых учебно-тренировочных самолетов Pilatus PC-9M.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Учебно-тренировочный самолет Pilatus PC-9M ВВС Болгарии


В 2004 году был заключен договор с компанией "Еврокоптер" о покупке 12 многоцелевых AS-532AL "Кугар", предназначенных для ВВС, и шесть AS-565MB "Пантера" — для ВМС.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Многоцелевой вертолет AS-532AL "Кугар" ВВС Болгарии


В 2006 году у итальянской авиакомпании Alenia было заказано 3 легких военно-транспортных самолета C-27J Spartan. Изначально соглашение предполагало поставку пяти самолетов, однако в 2010 году министерство обороны Болгарии приняло решение отказаться от последних двух. Свое решение военное ведомство обнародовало в августе прошлого года. Поводом для отказа от самолетов стал дефицит военного бюджета. Средства, сэкономленные на четвертом и пятом Spartan, Болгария планировала потратить на оплату третьего самолета.

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

C-27J Spartan ВВС Болгарии


В настоящее время Болгария ищет замену МиГ-29. Учитывая прозападную политику болгарского правительства, вероятнее всего, заменой станет американский F-16, или снимаемый с вооружения где-нибудь в Европе. Бельгийцы уже предлагали F-16MLU, снимаемые с вооружения своих ВВС. Американцы ответили предложением поставить истребители F-16 блок 52+, шведы традиционно предложили истребитель Saab JAS-39 "Грипен". Впрочем, денег у болгар традиционно нет. Так что посмотрим…

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://www.airwar.ru/index.html
http://www.airwiki.org/index.html
http://coollib.net/
http://padaread.com/
http://war-museum.livejournal.com/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. igordok 16 октября 2014 10:25
    Спасибо за серии статей. Познавательно.
    По поводу фото. Музеи - хорошее дело, но вид заброшенности удручает.
    1. pytar 16 октября 2014 11:21
      Нет денги у государство на потдержание експонатов в хорошее состояние. В етих музеях есть много и редкая техника из разных стран, откуда Болгария покупала вооружение. К сожаление состояние заброшености повсеместное. Надеемся на дарения, чтоб хоть кое что сохранить.
      1. 222222 16 октября 2014 11:40
        П Р И В Е Т С Т В И Е

        на командира на ВВС, генерал-майор Румен Радев
        по случай 16 октомври – Празник на авиацията и ВВС
        Уважаеми генерали, офицери,
        сержанти, войници и цивилни служители,
        Честит 16 октомври!
        Честит празник на Вас, които всеки ден, всеки час вграждате частица от
        сърцето си в небето на България!
        Този празник е ден на уважение към гордите традиции на
        Военновъздушните сили, които изпълняват своите задачи и се развиват като
        надежден и добре подготвен партньор на съюзниците ни от НАТО и ЕС.
        И това е така, защото ние имаме ТРИ сигурни опори, благодарение на които
        вървим напред – славното ни минало със своите победи и изградени
        традиции, настоящето, с предизвикателствата и трудностите си, бъдещето,
        чиито основи полагаме днес с ясна визия, точни разчети и планомерно изпълнявани програми.
        Свързващ фактор на нашите три опори сте Вие, специалистите от всички родове войски във ВВС, за които небето е призвание, а работата – втори дом.
        Гордея се с професионализма Ви! Гордея се със силата и мъжеството Ви!
        Благодаря Ви за куража да отдадете себе си, живота си, съдбата си на суверенитета на Родината!
        Благодаря Ви за тревожните дни и безсънните нощи, за тревогите и за човешките радости в името на каузата ВВС!
        Благодаря на семействата и близките Ви за търпението и любовта, за дните на тревоги и очакване, за силата и стоицизма, за вярата и твърдостта, с които крачат рамо до рамо с Вас! Благодаря!
        Желая Ви щастие, здраве, силна воля и успешни дни!
  2. ArhipenkoAndrey 16 октября 2014 10:44
    "Братушки" как всегда в истории против России и всего российского, ну ну проходили мы и это. Время покажет.
    1. pytar 16 октября 2014 11:16
      Вы явно ничего не знаете про истории, если такая чушь пишете. Кажется, что даже етой тут статии не читали, а вот коментируете! sad
  3. Evgeniy-111 16 октября 2014 13:00
    Лаз-14 - это, похоже, польская "Искра" TS-11.
    1. pytar 16 октября 2014 20:47
      Внешне еще больше напоминает и на чехословацкий Аеро Л-29. Но конструктивно различается принципно и от обоих самолетах. Лаз-14 имеет целометалическая конструкция типа Як-3/Як-9П. Силовая част фюзеляжа - ферма из стальных труб. Обшивка из дюраля. В своих расчетах проф. Лазаров взял французский двигатель Turbomeca-Marbore II тягой 400-480 Кгс. По расчетам самолет исключительно легок. Масса пустой машины всего 700 кг. (Для сравнения - масса пустого L-29 - 2280 кг.). Имея ввиду успешных конструкции профессора Лазарова, нет сомнения, что если Лаз-14 был бы построен, болгарские летчики получили бы один вполне отвечавший требованиям своего времени реактивный учебно-тренировочный самолет.
  4. ivanovbg 16 октября 2014 13:27
    Спасибо за статью, я болгарин, а Вы описали историю наших ВВС лучше, чем я ее знаю. Надеюсь, что американское лобби не успеет заставить нас покупать американское барахло третьей употребы.
    1. 222222 16 октября 2014 14:23
      ivanovbg BG Сегодня, 13:27 Надеюсь, что американское лобби не успеет заставить нас покупать американское барахло третьей употребы.""
      ..?????.....""США разрешили Болгарии купить F-16 у Греции
      16.10.2014 Греция ведет переговоры с США и Болгарией о продаже некоторых своих истребителей F-16 Софии и лизингу новых самолетов этого типа, сообщает Kathimerini 10 октября.

      НАТО просило Болгарию обновить парк ВВС, в ответ министерство обороны этой страны обратилось к Афинам рассмотреть поставку от шести до восьми истребителей. Возможный контракт впервые обсуждался в марте этого года. Греция обратилась к США по этому вопросу и получила разрешение иметь F-16.

      Прецедент уже существует — в октябре 2013 года Португалия продала 12 истребителей F-16 для ВВС Румынии за 880 млн долл США. Греция взамен проданных самолетов желает получить в лизинг истребители F-16 мод. Block 52, но США не желают отдавать в аренду самолеты этой современной версии.""
      ..да уж...а как начиналось движение Желю Желева и синих СДС..и куда при вели такую красивую страну...
  5. Николав 16 октября 2014 13:36
    Теперь Болгарии придётся отвечать на растущие угрозы западному миру со стороны ревизионистской России.Придётся увеличивать военный бюджет в рамках общей военной политики НАТО. Значит, есть надежда приобрести несколько лишних подержанных F-16.Всех, кто имеет отношение к ВВС Болгарии - с праздником.
    Николав
    1. 222222 16 октября 2014 14:59
      Николав RU Сегодня, 13:36 .о самолетах ф-16 для Болгарских ввс ..
      "Ондатра это не только ценный мех, но килограмм диетического мяса."

      -переучивание летчиков . подготовка новых на новой учебной базе
      -это же,но техников всех мастей по обслуживанию самолетов
      -запчасти ..
      -топливо для ..и другие масла..
  6. Громобой 16 октября 2014 13:39
    А ведь и в самом деле не было наших войск на территории Болгарии в годы холодной войны.И Будапешта56 или Праги68 не было.А какими темпами шло вооружение болгарских ВВС?Вся мощь как вода в песок ушла.И советская и ваша.Теперь вот гадайте,что вам союзники по НАТО пришлют из того,что им уже не нужно...Статья интересная,с удовольствием прочитал drinks
    1. Bongo 16 октября 2014 14:21
      Цитата: Громобой
      Статья интересная,с удовольствием прочитал

      Присоединяюсь, было действительно интересно good Хотя есть и мелкие недочёты, например:
      В 2004 году ВВС Болгарии купили в Швейцарии 6 поршневых учебно-тренировочных самолетов Pilatus PC-9M

      На УТС Pilatus PC-9M используется ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-62 мощностью 950 л.с.
      1. Громобой 16 октября 2014 14:58
        hi Про движки-это дельное критическое замечание(5+) good ,просто здорово.А я ведь сначала и хотел коротенький комментарий оставить именно про Pilatus PC-9M.Самолёт уж больно здоровский. fellow Но,"переклинило" на историческое прошлое двух наших стран.И тут вы,Сергей,и именно про этот самолёт.Просто,судьба, какой-то.. winked )))
        1. Bongo 16 октября 2014 15:06
          Цитата: Громобой
          А я ведь сначала и хотел коротенький комментарий оставить именно про Pilatus PC-9M.Самолёт уж больно здоровский.

          Самолёт действительно очень удачный, как и его предшественник Pilatus PC-7. Помимо учебно-тренировочных функций эти машины используются и как "противопартизанские". Возможно именно машин такого класса не хватает нашим ВВС.
          1. Громобой 16 октября 2014 15:36
            Да у вас был цикл статей на эту тему.Моё мнение,только если они не будут входить в зону действия МЗА и ПЗРК."Партизаны" шибко грамотные стали.И такому самолёту может крепко непоздоровиться,тем более если будут "охотится" именно на них.Ресурсы в развитии наших ВВС как и у всех стран-они ограничены.Острой нужды в таком самолёте нет,да и его ниша перекрывается другими средствами,хоть и дороже в эксплуатации,но они уже есть.Меня больше удручает отсутствие ударно-разведывательных беспилотников.Чтобы 24 часа в сутки банда головорезов в какой нибудь горно-лесистой местности на Кавказе знала,что им надо всё время улыбаться,т.к. за ними следит скрытая камера(и ракета может прилететь в любую секунду).Помимо прямого уничтожения это значительно усложнит бородатым "партизанам" манёвр и изменит весь характер боевых действий.
  7. Stoler 16 октября 2014 15:54
    "ВВС Болгарии"- Улыбаюсь.
  8. Aleks тв 16 октября 2014 16:13
    Да, а ведь действительно ЗГВ не размещала свои войска в Болгарии...
    Хех, даже не задумывался над этим.

    Очень хорошо показан расцвет ВВС страны в Советский период.
    Были произведены поставки современной техники:
    - в нужное время,
    - в нужном количестве.
    И все это - просто испаряется в данный момент...

    Современность проста как пять копеек - закупка поддержанной техники в ЕДИНИЧНЫХ экземплярах...
    Т.е. - здравствуй, д.е.р.ь.м.о.кратия.
    Эхех.
    .................
    Роман, в третий раз - снимаю шляпу за цикл статей.
    hi
    .................

    Болгары, мужики... хорош кернёй заниматься.
    Достраивайте "Южный поток" (хотя бы сами для себя) и помните - МЫ, СЛАВЯНЕ - НУЖНЫ ТОЛЬКО САМИ ДЛЯ СЕБЯ.
    Другим - мы нафиг не кому не нужны и НИКТО НАМ не поможет, ни запад, ни "г.е.й.ропа".
    drinks
  9. Quadra 16 октября 2014 18:39
    Да, как правильно заметили Пилатус турбовинтовой, кстати летает очень прилично, причем тихий зараза, и довольно быстрый, запросто может напакостить и смыться. Еще замечание авиабаза Узунджово называется а не Узундиево, но это не так важно. Ну и еще про музей - самый новы МиГ-19 в музее мы из Графигнатиево передали в рабочем состоянии - буквально, в 1991 году машина все еще летала, даже совершила небольшой перелет из Графигнатиево в Крумово где находится музей. Про приведение войска страны в соответствие с требованиями стран НАТО от 2000 до 2004 года существовал такой "План 2004" согласно которому сняли с вооружения и продали много абсолютно рабочих машин самого разного назначения. В том числе Су-22 (17 в экспортном варианте) с нулевым налетом... Хорошо некоторое количество техники все таки успели продать (в том числе и в США), но много просто пошли на металолом. Грустное было время, могу много рассказать но зачем травить душу...
    Кстати про 23-ий Як тут вспомнил как говорил когда-то с старым летчиком истребителем. Он и отзывался о нем с мальчишеским восторгом, глаза горели. Говорил "В СССР тогда все хотели быстрее и выше, вот и сразу же практически на МиГ-15 перешли, а вот нам Як этот отправили. Он конечно медленней был и не такой прогрессивный, ведь с прямым а не стреловидным крылом, но как он летал! МиГ конечно летал будь здоров, но не было этой легкости и удовольствия, вот на Як-е мы отыгрывались в маневренном бою учебном".
  10. Prikaz4ikov1992 17 октября 2014 08:45
    Болгары, украинцы, поляки, чехи. В жопу все это славянское братство. Мы русские сами по себе и должны опираться только на себя. Идти своей дорогой пусть и в одиночку зато так надежней ни кто не предаст. И любая мразь что встанет на этом пути должна просто сдохнуть. Ни какого братства и человеколюбия, ни какого милосердия. Поднял руку на русского или на народ входящий в нашу нацию. Умри!
    1. Prager 31 октября 2014 16:45
      абсолютно правильные слова все до последнего. подписываюсь под каждым твоим словом.больше добавить нечего.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня