История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность
Истребитель Як-9П в музее болгарских ВВС
В том же 1945 году ВВС Болгарии получили 120 штурмовиков Ил-2 и 10 учебных Ил-2У. Самолёты использовались до 1954 года.
В апреле 1945 г. Советский Союз передал Болгарии 96 пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они прибыли туда после войны для замены состоявших до этого на вооружении болгарской авиации бомбардировщиков немецких типов. В свою очередь, в апреле-октябре 1947 г. болгары в счет репарации передали 59 "пешек" Югославии. Последний Пе-2 был снят с вооружения болгарских ВВС в 1956 г.
8 сентября 1946 года 92,72 % избирателей проголосовали за свержение монархии и провозглашение республики. 15 сентября 1946 года была провозглашена Народная Республика Болгария, первым премьер-министром которой стал Георгий Димитров — старый коммунист, друг Тито и сторонник создания единого южнославянского государства в составе Югославии и Болгарии. В связи с этим болгарские ВВС получают новый опознавательный знак:
Одновременно продолжились поставки советской авиационной техники. Так, были поставлены бомбардировщики и торпедоносцы Ту-2.
В 1947 году поступили первые штурмовики Ильюшина: Ил-10 и Ил-10М. В период 1953-54 гг. в Болгарию поставлялись выпускаемые в Чехословакии по советской лицензии копии Ил-10-Avia B-33, вооруженные 4 авиационными пушками НС-23РМ (по 150 снарядов на ствол). Сколько машин за это время было передано, неизвестно.
После Второй мировой войны Болгария в счет репараций за оккупацию Македонии передает возрождающейся авиации Югославии большое число самолетов разных конструкций — 100 истребителей Messerschmitt Bf.109G-2, G-6, G-10, учебные самолеты ДАР-9 "Синигер", две дивизии бомбардировщиков Пе-2, штурмовики Ил-2, в том числе и 30 легких разведчиков-бомбардировщиков собственного производства КБ-11 "Фазан". После ремонта "Фазаны" летали в частях Югославских ВВС до 1956 г.
Наступила эра реактивной авиации. Первыми болгарскими реактивными самолетами стали советские Як-23. Первые 12 Як-23 поступили в сформированный в марте 1951 года 19-й истребительный авиаполк. За ними последовало ещё около ста Як-23, кроме того, два двухместных Jak-23DC поступили из Румынии. Всего этими истребителями было вооружено пять истребительных и истребительно-бомбардировочных авиаполков, 2-й учебный бомбардировочный авиаполк и авиаучилище "Георги Бенковски". Основной задачей Як-23 в ВВС Болгарии стал перехват нарушителей границы, преимущественно со стороны Турции, Югославии и Греции. Як-23 оставались на вооружении ВВС Болгарии до 1958 года, а последней частью, где они эксплуатировались, стал 43-й истребительный авиаполк.
В начале 1950-х ВВС Болгарии получили 12 МиГ-15, 24 МиГ-15бис и 30 МиГ-15УТИ. В 1960 году в Болгарию прибыло 12 разведывательных истребителей МиГ-15Рбис. В 1955-ом году два болгарских МиГ-15 сбили израильский пассажирский самолёт L-149, нарушивший воздушное пространство Болгарии. Израильские пилоты проигнорировали предупреждения и даже попытались оторваться от патруля, и болгарское правительство приказало сбить самолет. Пассажирский лайнер взорвался недалеко от города Петрича. В результате погибли семь членов экипажа и 51 пассажир, в том числе трое детей.
В 1955 году ВВС Болгарии было поставлено 14 разведчиков на базе бомбардировщика Ил-28-Ил-28Р и один учебный Ил-28У. Они состояли на вооружении до 1974 года.
В 1955-56 годах ВВС Болгарии получили 12 реактивных истребителей МиГ-17, 60 МиГ-17Ф и 12 МиГ-17ПФ. Кроме того, в последующие годы истребительный парк был пополнен самолётами Lim-5 польского производства. В 1963 было получено 10 самолётов разведчиков МиГ-17Р. В 1956 году МиГ-17 ВВС Болгарии сбили несколько автоматических дрейфующих аэростатов с разведаппаратурой. Всего МиГ-17 состояли на вооружении шести эскадрилий, пока в начале 60-х годов не стали заменяться на МиГ-19. В 1995 году в составе ВВС все еще сохранялось 60 МиГ-17, вероятно, нелетающих.
Кроме боевых, в Болгарию из СССР поставлялись учебные истребители Як-11, транспортные самолеты Ли-2 и Ил-14 (поставлено 17 машин).
Одновременно не прекращалась разработка собственных болгарских самолетов. Так, с 1948 года было произведено 160 учебно-тренировочных самолетов Лаз-7 конструкции инженера Ивана Лазарова. Причем, кроме использования его в качестве учебно-тренировочной машины, Лаз-7 состоял на вооружении в двух дивизиях легких ночных бомбардировщиков, созданных по примеру советских частях, вооруженных У-2 (По-2) во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Затем было произведено 150 единиц его модернизированной версии-Лаз-7М с советским двигателем М-11ФР.
Впрочем, это были последние болгарские самолеты. Следующие модели Лаз-8, Лаз-9 и Лаз-12, как и реактивный Лаз-14, так и остались на бумаге.
Учитывая горный характер Болгарии, большую роль в перевозках играют вертолеты. Поэтому в Болгарию были поставлены советские легкие Ми-1 (прослужил до 1971 года) и транспортные Ми-4 (прослужил до 1985 года).
Следует отметить, что среди стран Варшавского договора Болгария считалась самым надежным союзником СССР. На ее территории не было советских войск, и Болгарская народная армия была единственной армией, которая должна была использоваться самостоятельно: захватить европейскую часть Турции и выйти к проливам и действовать против Греции, а в случае необходимости и против Югославии.
В начале 1958 года Болгария получила 24 сверхзвуковых истребителя МиГ-19С, которые распределили между 19-м ИАП на авиабазе Граф Игнатьеве (использовались до 1965 г.) и авиаполком на аэродроме Узундиево (до 1963 г.). Позже часть самолетов свели в отдельную эскадрилью в Узундиево, где они эксплуатировались до 1978 г. В 1966 году Болгария получила от Польши её бывшие МиГ-19П и МиГ-19ПМ. На авиабазе Доброславцы они применялись до 1975 года.
В начале 60-х началась эра МиГ-21. С 1963 по 1990 годы болгары получили 226 самолетов 11 разных модификаций (Ф-13, М, МФ, ПФ, ПФМ, У, УМ, Р, бис) . В сентябре 1963 года 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС Болгарии получили 12 МиГ-21ПФМ. В 1977-1978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-ой рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969-1970 гг. в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-ом иап. В 1974-1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Данные самолёты были сняты с вооружения в 2000 году. С 1983 по 1990 годы ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ (30 новых, 6 подержанных), эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой "Лазурь". Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У (1 в 1966 году), МиГ-21УС (5 в 1969-1970 годах) и МиГ-21УМ (27 новых в 1974-1980 годах и 6 подержанных советских в 1990 году). Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994 году, десять МиГ-21УМ были проданы Индии. За всё время эксплуатации в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ. Из них только 10 МиГ-21бис ныне поддерживаются в летном состоянии, включая две "спарки". Оставшиеся МиГ-21бис так и летают без модернизации из-за нехватки денег.
В качестве учебных в период 1963-1974 гг. болгарам было поставлено 102 чехословацких Aero L-29 Delfin, прослуживших до 2002 года.
70-е годы стали временем расцвета болгарской авиации. В 1976 году на вооружение начали поступать МиГ-23. Всего болгары получили 90 МиГов этой модификации в вариантах МФ, БН, УБ, МЛА, МЛД (33 MиГ-23БН, 12 MиГ-23MФ, 1 MиГ-23MЛ, 8 MиГ-23MЛА, 21 MиГ-23MЛД, 5 из которых ВВС Болгарии получи из России в 1991 г. взамен на 3 МиГ-25РБТ и 15 MиГ-23УБ). В ВВС Болгарии МиГ-23 прослужили до 2004 года.
Также ВВС Болгарии получили 18 Су-22M4 и 5 Су-22УM, пролетавших также до 2004 года.
Для учебных целей было поставлено около 30 чехословацких Aero L-39 Albatros, 12 из которых, по одним сведениям, продолжают эксплуатироваться до сих пор, по другим — уже сняты с вооружения.
В конце 1970-х годов началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы. В настоящее время Ми-24 сняты с вооружения.
В 1979-1980 годах Болгария получила из СССР 6 противолодочных вертолетов Ми-14ПЛ, один из которых разбился в январе 1986 года. В 1990 году было приобретено ещё 3 подержанных Ми-14ПЛ. В 1983 году на вооружение отдельной вертолётной эскадрильи поступило 2 вертолёта-тральщика Ми-14БТ, один из них был списан в 1985 году, со второго сняли тральное оборудование, после чего вертолёт использовался как транспортный. К 2001 году пригодными к полётам осталось четыре Ми-14ПЛ, два из которых прошли ремонт в 2000 году, с целью продления ресурса до 2007-2008 гг. В 2013 году Ми-14ПЛ были заменены на AS.565MB Panther.
В 1982 году Болгария единственной из европейских союзников СССР получила 4 разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ (3 МиГ-25РБ и 1 МиГ-25РУ). Самолеты поступили в 12-й разведывательный полк. 12 апреля 1984 года один из них (б/н 736) был потерян в авиакатастрофе. Впрочем, скоростные МиГ-25РБ в условиях Болгарии оказался малопригодным самолетом, ему просто не хватало территории, чтобы разогнаться, и поэтому в мае 1991 года болгары вернули их СССР, обменяв на 5 истребителей МиГ-23МЛД.
В Болгарию было поставлено и 3 транспортных Ан-26, 3 из которых продолжают эксплуатироваться до сих пор.
В 1985-1991 гг. Болгария получила из Советского Союза партию транспортных вертолетов Ми-8/17. В 2000 г. на вооружении ВВС Болгарии осталось 25 вертолетов Ми-17, в 2004 г. — 18. В 1989-1990 гг. на вооружение ВВС Болгарии поступили четыре вертолета РЭБ Ми-17ПП, которые были впервые публично продемонстрированы только в 1999 г. В том же 1999 г. с трех вертолетов Ми-17ПП было демонтировано специальное радиоэлектронное оборудование и антенны. Четвертый Ми-17ПП прошел "размодернизацию" в 2000 г. В 2003-2004 гг. один из этих вертолетов был переоборудован в противопожарный путем установки в грузопассажирской кабине бока для 3 т воды.
В октябре 1986 года Болгария получила 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Самолеты эксплуатировались 22 ибап, где они заменили МиГ-17 и МиГ-15УТИ. Один самолет (вместе с пилотом) был потерян в катастрофе 17 апреля 1989 года. После распада Варшавского пакта поддержка самолетов в боеготовом состоянии стала головной болью для болгарского командования. 4 штурмовика в 2008 году было продано Грузии, еще 10 ей же в 2012 году. В настоящее время в составе ВВС Болгарии числится 14 Су-25.
В 1990 году Болгарией получено 22 истребителя (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Один из самолетов был потерян в катастрофе 9.09.1994 г. МиГ-29 состоят на вооружении двух истребительных авиаполков (в Равнеце и Ямболе). В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен. В настоящее время в составе болгарских ВВС 12 МиГ-29 и 3 МиГ-29УБ.
В 1989 г. ВВС Болгарии имели на вооружении порядка 300 истребителей. Однако снчала распалась Организация Варшавского договора, затем СССР, к власти в Болгарии пришли либералы, которые в первую очередь стали сокращать Вооруженные силы, первым делом ими был измене опозновательный знак боллгарских самолетов
Девяностые стали для Болгарской авиации тяжелым временем, не было топлива, учения не проводились, самолеты постоянно списывались. В апреле 2004 года Болгария вступила в НАТО. В рамках подготовки к вступлению в Североатлантический Союз в ВВС Болгарии в 2003 г. была проведена масштабная реструктуризация. Количество самолетов и вертолетов с 465 в 1998 г. сокращено до 218 в 2003 г. Де-факто ВВС Болгарии на рубеже XX—XXI вв. фактически утратили свою боеспособность, так как большая часть из состоящих на вооружении "по списку" самолетов была непригодной к полетам. Естественно, новые союзники потребовали от Болгарии покупать западные самолеты. В 2004 году ВВС Болгарии купили в Швейцарии 6 поршневых учебно-тренировочных самолетов Pilatus PC-9M.
В 2004 году был заключен договор с компанией "Еврокоптер" о покупке 12 многоцелевых AS-532AL "Кугар", предназначенных для ВВС, и шесть AS-565MB "Пантера" — для ВМС.
В 2006 году у итальянской авиакомпании Alenia было заказано 3 легких военно-транспортных самолета C-27J Spartan. Изначально соглашение предполагало поставку пяти самолетов, однако в 2010 году министерство обороны Болгарии приняло решение отказаться от последних двух. Свое решение военное ведомство обнародовало в августе прошлого года. Поводом для отказа от самолетов стал дефицит военного бюджета. Средства, сэкономленные на четвертом и пятом Spartan, Болгария планировала потратить на оплату третьего самолета.
В настоящее время Болгария ищет замену МиГ-29. Учитывая прозападную политику болгарского правительства, вероятнее всего, заменой станет американский F-16, или снимаемый с вооружения где-нибудь в Европе. Бельгийцы уже предлагали F-16MLU, снимаемые с вооружения своих ВВС. Американцы ответили предложением поставить истребители F-16 блок 52+, шведы традиционно предложили истребитель Saab JAS-39 "Грипен". Впрочем, денег у болгар традиционно нет. Так что посмотрим…
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://www.airwar.ru/index.html
http://www.airwiki.org/index.html
http://coollib.net/
http://padaread.com/
http://war-museum.livejournal.com/
Информация