История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

После вступления советских войск на территорию Болгарии и сентябрьского вооруженного восстания в 1944 году ВВС Болгарии стали получать советскую авиационную технику. В марте 1945 года ВВС Болгарии получили 120 истребителей Як-9 различных модификаций (Як-9Д, Як-9ДД, Як-9М и Як-9У).

История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность

Истребитель Як-9Д ВВС Болгарии






Истребитель Як-9ДД ВВС Болгарии



Истребитель Як-9П в музее болгарских ВВС

В том же 1945 году ВВС Болгарии получили 120 штурмовиков Ил-2 и 10 учебных Ил-2У. Самолёты использовались до 1954 года.


Штурмовик Ил-2 в музее болгарских ВВС


В апреле 1945 г. Советский Союз передал Болгарии 96 пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они прибыли туда после войны для замены состоявших до этого на вооружении болгарской авиации бомбардировщиков немецких типов. В свою очередь, в апреле-октябре 1947 г. болгары в счет репарации передали 59 "пешек" Югославии. Последний Пе-2 был снят с вооружения болгарских ВВС в 1956 г.

8 сентября 1946 года 92,72 % избирателей проголосовали за свержение монархии и провозглашение республики. 15 сентября 1946 года была провозглашена Народная Республика Болгария, первым премьер-министром которой стал Георгий Димитров — старый коммунист, друг Тито и сторонник создания единого южнославянского государства в составе Югославии и Болгарии. В связи с этим болгарские ВВС получают новый опознавательный знак:



Одновременно продолжились поставки советской авиационной техники. Так, были поставлены бомбардировщики и торпедоносцы Ту-2.


Бомбардировщик Ту-2 ВВС Болгарии





Торпедоносец Ту-2Т ВВС Болгарии



Бомбардировщик Ту-2 в музее ВВС Болгарии


В 1947 году поступили первые штурмовики Ильюшина: Ил-10 и Ил-10М. В период 1953-54 гг. в Болгарию поставлялись выпускаемые в Чехословакии по советской лицензии копии Ил-10-Avia B-33, вооруженные 4 авиационными пушками НС-23РМ (по 150 снарядов на ствол). Сколько машин за это время было передано, неизвестно.


Штурмовик Ил-10 советских ВВС


После Второй мировой войны Болгария в счет репараций за оккупацию Македонии передает возрождающейся авиации Югославии большое число самолетов разных конструкций — 100 истребителей Messerschmitt Bf.109G-2, G-6, G-10, учебные самолеты ДАР-9 "Синигер", две дивизии бомбардировщиков Пе-2, штурмовики Ил-2, в том числе и 30 легких разведчиков-бомбардировщиков собственного производства КБ-11 "Фазан". После ремонта "Фазаны" летали в частях Югославских ВВС до 1956 г.


Легкий разведчик-бомбардировщик болгарского производства КБ-11 "Фазан" ВВС Югославии


Наступила эра реактивной авиации. Первыми болгарскими реактивными самолетами стали советские Як-23. Первые 12 Як-23 поступили в сформированный в марте 1951 года 19-й истребительный авиаполк. За ними последовало ещё около ста Як-23, кроме того, два двухместных Jak-23DC поступили из Румынии. Всего этими истребителями было вооружено пять истребительных и истребительно-бомбардировочных авиаполков, 2-й учебный бомбардировочный авиаполк и авиаучилище "Георги Бенковски". Основной задачей Як-23 в ВВС Болгарии стал перехват нарушителей границы, преимущественно со стороны Турции, Югославии и Греции. Як-23 оставались на вооружении ВВС Болгарии до 1958 года, а последней частью, где они эксплуатировались, стал 43-й истребительный авиаполк.


Як-23 ВВС Болгарии



Реактивный истребитель Як-23 в музее болгарских ВВС


В начале 1950-х ВВС Болгарии получили 12 МиГ-15, 24 МиГ-15бис и 30 МиГ-15УТИ. В 1960 году в Болгарию прибыло 12 разведывательных истребителей МиГ-15Рбис. В 1955-ом году два болгарских МиГ-15 сбили израильский пассажирский самолёт L-149, нарушивший воздушное пространство Болгарии. Израильские пилоты проигнорировали предупреждения и даже попытались оторваться от патруля, и болгарское правительство приказало сбить самолет. Пассажирский лайнер взорвался недалеко от города Петрича. В результате погибли семь членов экипажа и 51 пассажир, в том числе трое детей.


Учебно-тренировочный МиГ-15 УТИ ВВС Болгарии


В 1955 году ВВС Болгарии было поставлено 14 разведчиков на базе бомбардировщика Ил-28-Ил-28Р и один учебный Ил-28У. Они состояли на вооружении до 1974 года.


Ил-28 в музее болгарских ВВС


В 1955-56 годах ВВС Болгарии получили 12 реактивных истребителей МиГ-17, 60 МиГ-17Ф и 12 МиГ-17ПФ. Кроме того, в последующие годы истребительный парк был пополнен самолётами Lim-5 польского производства. В 1963 было получено 10 самолётов разведчиков МиГ-17Р. В 1956 году МиГ-17 ВВС Болгарии сбили несколько автоматических дрейфующих аэростатов с разведаппаратурой. Всего МиГ-17 состояли на вооружении шести эскадрилий, пока в начале 60-х годов не стали заменяться на МиГ-19. В 1995 году в составе ВВС все еще сохранялось 60 МиГ-17, вероятно, нелетающих.


Истребитель МиГ-17Ф в музее ВВС Болгарии



Истребитель МиГ-17ПФ ВВС Болгарии



МиГ-17 ПФ с РП-1 "Изумруд" в музее ВВС Болгарии


Кроме боевых, в Болгарию из СССР поставлялись учебные истребители Як-11, транспортные самолеты Ли-2 и Ил-14 (поставлено 17 машин).


Учебный истребитель Як-11 в музее болгарских ВВС



Транспортный самолет Ли-2 в музее болгарских ВВС



Транспортный самолет Ил-14 в музее болгарских ВВС


Одновременно не прекращалась разработка собственных болгарских самолетов. Так, с 1948 года было произведено 160 учебно-тренировочных самолетов Лаз-7 конструкции инженера Ивана Лазарова. Причем, кроме использования его в качестве учебно-тренировочной машины, Лаз-7 состоял на вооружении в двух дивизиях легких ночных бомбардировщиков, созданных по примеру советских частях, вооруженных У-2 (По-2) во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.


Лаз-7 второй дивизии легких ночных бомбардировщиков ВВС Болгарии


Затем было произведено 150 единиц его модернизированной версии-Лаз-7М с советским двигателем М-11ФР.


Учебно-тренировочный самолет Лаз-7М


Впрочем, это были последние болгарские самолеты. Следующие модели Лаз-8, Лаз-9 и Лаз-12, как и реактивный Лаз-14, так и остались на бумаге.


Так должен был выглядеть реактивный самолет Лаз-14


Учитывая горный характер Болгарии, большую роль в перевозках играют вертолеты. Поэтому в Болгарию были поставлены советские легкие Ми-1 (прослужил до 1971 года) и транспортные Ми-4 (прослужил до 1985 года).


Легкий вертолет Ми-1 в музее ВВС Болгарии



Транспортный вертолет Ми-4 в музее ВВС Болгарии


Следует отметить, что среди стран Варшавского договора Болгария считалась самым надежным союзником СССР. На ее территории не было советских войск, и Болгарская народная армия была единственной армией, которая должна была использоваться самостоятельно: захватить европейскую часть Турции и выйти к проливам и действовать против Греции, а в случае необходимости и против Югославии.

В начале 1958 года Болгария получила 24 сверхзвуковых истребителя МиГ-19С, которые распределили между 19-м ИАП на авиабазе Граф Игнатьеве (использовались до 1965 г.) и авиаполком на аэродроме Узундиево (до 1963 г.). Позже часть самолетов свели в отдельную эскадрилью в Узундиево, где они эксплуатировались до 1978 г. В 1966 году Болгария получила от Польши её бывшие МиГ-19П и МиГ-19ПМ. На авиабазе Доброславцы они применялись до 1975 года.


МиГ-19С 19-го иап ВВС Болгарии



Истребитель МиГ-19ПМ в музее ВВС Болгарии


В начале 60-х началась эра МиГ-21. С 1963 по 1990 годы болгары получили 226 самолетов 11 разных модификаций (Ф-13, М, МФ, ПФ, ПФМ, У, УМ, Р, бис) . В сентябре 1963 года 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС Болгарии получили 12 МиГ-21ПФМ. В 1977-1978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-ой рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969-1970 гг. в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-ом иап. В 1974-1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Данные самолёты были сняты с вооружения в 2000 году. С 1983 по 1990 годы ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ (30 новых, 6 подержанных), эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой "Лазурь". Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У (1 в 1966 году), МиГ-21УС (5 в 1969-1970 годах) и МиГ-21УМ (27 новых в 1974-1980 годах и 6 подержанных советских в 1990 году). Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994 году, десять МиГ-21УМ были проданы Индии. За всё время эксплуатации в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ. Из них только 10 МиГ-21бис ныне поддерживаются в летном состоянии, включая две "спарки". Оставшиеся МиГ-21бис так и летают без модернизации из-за нехватки денег.


МиГ-21ПФМ ВВС Болгарии



МиГ-21бис ВВС Болгарии в полете



Разведчик МиГ-21МФР в музее ВВС Болгарии


В качестве учебных в период 1963-1974 гг. болгарам было поставлено 102 чехословацких Aero L-29 Delfin, прослуживших до 2002 года.
L-29 Delfin в музее ВВС Болгарии




70-е годы стали временем расцвета болгарской авиации. В 1976 году на вооружение начали поступать МиГ-23. Всего болгары получили 90 МиГов этой модификации в вариантах МФ, БН, УБ, МЛА, МЛД (33 MиГ-23БН, 12 MиГ-23MФ, 1 MиГ-23MЛ, 8 MиГ-23MЛА, 21 MиГ-23MЛД, 5 из которых ВВС Болгарии получи из России в 1991 г. взамен на 3 МиГ-25РБТ и 15 MиГ-23УБ). В ВВС Болгарии МиГ-23 прослужили до 2004 года.


МиГ-23БН 25-го бап ВВС Болгарии



МиГ-23УБ в музее ВВС Болгарии


Также ВВС Болгарии получили 18 Су-22M4 и 5 Су-22УM, пролетавших также до 2004 года.


Су-22М4 в музее ВВС Болгарии


Для учебных целей было поставлено около 30 чехословацких Aero L-39 Albatros, 12 из которых, по одним сведениям, продолжают эксплуатироваться до сих пор, по другим — уже сняты с вооружения.


L-39 Albatros ВВС Болгарии


В конце 1970-х годов началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы. В настоящее время Ми-24 сняты с вооружения.


Пара болгарских Ми-24 в полете


В 1979-1980 годах Болгария получила из СССР 6 противолодочных вертолетов Ми-14ПЛ, один из которых разбился в январе 1986 года. В 1990 году было приобретено ещё 3 подержанных Ми-14ПЛ. В 1983 году на вооружение отдельной вертолётной эскадрильи поступило 2 вертолёта-тральщика Ми-14БТ, один из них был списан в 1985 году, со второго сняли тральное оборудование, после чего вертолёт использовался как транспортный. К 2001 году пригодными к полётам осталось четыре Ми-14ПЛ, два из которых прошли ремонт в 2000 году, с целью продления ресурса до 2007-2008 гг. В 2013 году Ми-14ПЛ были заменены на AS.565MB Panther.


Противолодочный вертолет Ми-14ПЛ в музее ВВС Болгарии


В 1982 году Болгария единственной из европейских союзников СССР получила 4 разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ (3 МиГ-25РБ и 1 МиГ-25РУ). Самолеты поступили в 12-й разведывательный полк. 12 апреля 1984 года один из них (б/н 736) был потерян в авиакатастрофе. Впрочем, скоростные МиГ-25РБ в условиях Болгарии оказался малопригодным самолетом, ему просто не хватало территории, чтобы разогнаться, и поэтому в мае 1991 года болгары вернули их СССР, обменяв на 5 истребителей МиГ-23МЛД.


МиГ-25РБ "красный 754" ВВС Болгарии.


В Болгарию было поставлено и 3 транспортных Ан-26, 3 из которых продолжают эксплуатироваться до сих пор.


Ан-26 ВВС Болгарии


В 1985-1991 гг. Болгария получила из Советского Союза партию транспортных вертолетов Ми-8/17. В 2000 г. на вооружении ВВС Болгарии осталось 25 вертолетов Ми-17, в 2004 г. — 18. В 1989-1990 гг. на вооружение ВВС Болгарии поступили четыре вертолета РЭБ Ми-17ПП, которые были впервые публично продемонстрированы только в 1999 г. В том же 1999 г. с трех вертолетов Ми-17ПП было демонтировано специальное радиоэлектронное оборудование и антенны. Четвертый Ми-17ПП прошел "размодернизацию" в 2000 г. В 2003-2004 гг. один из этих вертолетов был переоборудован в противопожарный путем установки в грузопассажирской кабине бока для 3 т воды.


Транспортный вертолет Ми-8 в музее истории болгарских ВВС



Ми-17. ВВС Болгарии. 2007 год.


В октябре 1986 года Болгария получила 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Самолеты эксплуатировались 22 ибап, где они заменили МиГ-17 и МиГ-15УТИ. Один самолет (вместе с пилотом) был потерян в катастрофе 17 апреля 1989 года. После распада Варшавского пакта поддержка самолетов в боеготовом состоянии стала головной болью для болгарского командования. 4 штурмовика в 2008 году было продано Грузии, еще 10 ей же в 2012 году. В настоящее время в составе ВВС Болгарии числится 14 Су-25.


Су-25К ВВС Болгарии в полете



Су-25УБК ВВС Болгарии


В 1990 году Болгарией получено 22 истребителя (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Один из самолетов был потерян в катастрофе 9.09.1994 г. МиГ-29 состоят на вооружении двух истребительных авиаполков (в Равнеце и Ямболе). В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен. В настоящее время в составе болгарских ВВС 12 МиГ-29 и 3 МиГ-29УБ.


МиГ-29 ВВС Болгарии


В 1989 г. ВВС Болгарии имели на вооружении порядка 300 истребителей. Однако снчала распалась Организация Варшавского договора, затем СССР, к власти в Болгарии пришли либералы, которые в первую очередь стали сокращать Вооруженные силы, первым делом ими был измене опозновательный знак боллгарских самолетов



Девяностые стали для Болгарской авиации тяжелым временем, не было топлива, учения не проводились, самолеты постоянно списывались. В апреле 2004 года Болгария вступила в НАТО. В рамках подготовки к вступлению в Североатлантический Союз в ВВС Болгарии в 2003 г. была проведена масштабная реструктуризация. Количество самолетов и вертолетов с 465 в 1998 г. сокращено до 218 в 2003 г. Де-факто ВВС Болгарии на рубеже XX—XXI вв. фактически утратили свою боеспособность, так как большая часть из состоящих на вооружении "по списку" самолетов была непригодной к полетам. Естественно, новые союзники потребовали от Болгарии покупать западные самолеты. В 2004 году ВВС Болгарии купили в Швейцарии 6 поршневых учебно-тренировочных самолетов Pilatus PC-9M.


Учебно-тренировочный самолет Pilatus PC-9M ВВС Болгарии


В 2004 году был заключен договор с компанией "Еврокоптер" о покупке 12 многоцелевых AS-532AL "Кугар", предназначенных для ВВС, и шесть AS-565MB "Пантера" — для ВМС.


Многоцелевой вертолет AS-532AL "Кугар" ВВС Болгарии


В 2006 году у итальянской авиакомпании Alenia было заказано 3 легких военно-транспортных самолета C-27J Spartan. Изначально соглашение предполагало поставку пяти самолетов, однако в 2010 году министерство обороны Болгарии приняло решение отказаться от последних двух. Свое решение военное ведомство обнародовало в августе прошлого года. Поводом для отказа от самолетов стал дефицит военного бюджета. Средства, сэкономленные на четвертом и пятом Spartan, Болгария планировала потратить на оплату третьего самолета.


C-27J Spartan ВВС Болгарии


В настоящее время Болгария ищет замену МиГ-29. Учитывая прозападную политику болгарского правительства, вероятнее всего, заменой станет американский F-16, или снимаемый с вооружения где-нибудь в Европе. Бельгийцы уже предлагали F-16MLU, снимаемые с вооружения своих ВВС. Американцы ответили предложением поставить истребители F-16 блок 52+, шведы традиционно предложили истребитель Saab JAS-39 "Грипен". Впрочем, денег у болгар традиционно нет. Так что посмотрим…

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://www.airwar.ru/index.html
http://www.airwiki.org/index.html
http://coollib.net/
http://padaread.com/
http://war-museum.livejournal.com/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. igordok 16 октября 2014 10:25
    Спасибо за серии статей. Познавательно.
    По поводу фото. Музеи - хорошее дело, но вид заброшенности удручает.
    1. pytar 16 октября 2014 11:21
      Нет денги у государство на потдержание експонатов в хорошее состояние. В етих музеях есть много и редкая техника из разных стран, откуда Болгария покупала вооружение. К сожаление состояние заброшености повсеместное. Надеемся на дарения, чтоб хоть кое что сохранить.
      1. 222222 16 октября 2014 11:40
        П Р И В Е Т С Т В И Е

        на командира на ВВС, генерал-майор Румен Радев
        по случай 16 октомври – Празник на авиацията и ВВС
        Уважаеми генерали, офицери,
        сержанти, войници и цивилни служители,
        Честит 16 октомври!
        Честит празник на Вас, които всеки ден, всеки час вграждате частица от
        сърцето си в небето на България!
        Този празник е ден на уважение към гордите традиции на
        Военновъздушните сили, които изпълняват своите задачи и се развиват като
        надежден и добре подготвен партньор на съюзниците ни от НАТО и ЕС.
        И това е така, защото ние имаме ТРИ сигурни опори, благодарение на които
        вървим напред – славното ни минало със своите победи и изградени
        традиции, настоящето, с предизвикателствата и трудностите си, бъдещето,
        чиито основи полагаме днес с ясна визия, точни разчети и планомерно изпълнявани програми.
        Свързващ фактор на нашите три опори сте Вие, специалистите от всички родове войски във ВВС, за които небето е призвание, а работата – втори дом.
        Гордея се с професионализма Ви! Гордея се със силата и мъжеството Ви!
        Благодаря Ви за куража да отдадете себе си, живота си, съдбата си на суверенитета на Родината!
        Благодаря Ви за тревожните дни и безсънните нощи, за тревогите и за човешките радости в името на каузата ВВС!
        Благодаря на семействата и близките Ви за търпението и любовта, за дните на тревоги и очакване, за силата и стоицизма, за вярата и твърдостта, с които крачат рамо до рамо с Вас! Благодаря!
        Желая Ви щастие, здраве, силна воля и успешни дни!
  2. ArhipenkoAndrey 16 октября 2014 10:44
    "Братушки" как всегда в истории против России и всего российского, ну ну проходили мы и это. Время покажет.
    1. pytar 16 октября 2014 11:16
      Вы явно ничего не знаете про истории, если такая чушь пишете. Кажется, что даже етой тут статии не читали, а вот коментируете! sad
  3. Evgeniy-111 16 октября 2014 13:00
    Лаз-14 - это, похоже, польская "Искра" TS-11.
    1. pytar 16 октября 2014 20:47
      Внешне еще больше напоминает и на чехословацкий Аеро Л-29. Но конструктивно различается принципно и от обоих самолетах. Лаз-14 имеет целометалическая конструкция типа Як-3/Як-9П. Силовая част фюзеляжа - ферма из стальных труб. Обшивка из дюраля. В своих расчетах проф. Лазаров взял французский двигатель Turbomeca-Marbore II тягой 400-480 Кгс. По расчетам самолет исключительно легок. Масса пустой машины всего 700 кг. (Для сравнения - масса пустого L-29 - 2280 кг.). Имея ввиду успешных конструкции профессора Лазарова, нет сомнения, что если Лаз-14 был бы построен, болгарские летчики получили бы один вполне отвечавший требованиям своего времени реактивный учебно-тренировочный самолет.
  4. ivanovbg 16 октября 2014 13:27
    Спасибо за статью, я болгарин, а Вы описали историю наших ВВС лучше, чем я ее знаю. Надеюсь, что американское лобби не успеет заставить нас покупать американское барахло третьей употребы.
    1. 222222 16 октября 2014 14:23
      ivanovbg BG Сегодня, 13:27 Надеюсь, что американское лобби не успеет заставить нас покупать американское барахло третьей употребы.""
      ..?????.....""США разрешили Болгарии купить F-16 у Греции
      16.10.2014 Греция ведет переговоры с США и Болгарией о продаже некоторых своих истребителей F-16 Софии и лизингу новых самолетов этого типа, сообщает Kathimerini 10 октября.

      НАТО просило Болгарию обновить парк ВВС, в ответ министерство обороны этой страны обратилось к Афинам рассмотреть поставку от шести до восьми истребителей. Возможный контракт впервые обсуждался в марте этого года. Греция обратилась к США по этому вопросу и получила разрешение иметь F-16.

      Прецедент уже существует — в октябре 2013 года Португалия продала 12 истребителей F-16 для ВВС Румынии за 880 млн долл США. Греция взамен проданных самолетов желает получить в лизинг истребители F-16 мод. Block 52, но США не желают отдавать в аренду самолеты этой современной версии.""
      ..да уж...а как начиналось движение Желю Желева и синих СДС..и куда при вели такую красивую страну...
  5. Николав 16 октября 2014 13:36
    Теперь Болгарии придётся отвечать на растущие угрозы западному миру со стороны ревизионистской России.Придётся увеличивать военный бюджет в рамках общей военной политики НАТО. Значит, есть надежда приобрести несколько лишних подержанных F-16.Всех, кто имеет отношение к ВВС Болгарии - с праздником.
    Николав
    1. 222222 16 октября 2014 14:59
      Николав RU Сегодня, 13:36 .о самолетах ф-16 для Болгарских ввс ..
      "Ондатра это не только ценный мех, но килограмм диетического мяса."

      -переучивание летчиков . подготовка новых на новой учебной базе
      -это же,но техников всех мастей по обслуживанию самолетов
      -запчасти ..
      -топливо для ..и другие масла..
  6. Громобой 16 октября 2014 13:39
    А ведь и в самом деле не было наших войск на территории Болгарии в годы холодной войны.И Будапешта56 или Праги68 не было.А какими темпами шло вооружение болгарских ВВС?Вся мощь как вода в песок ушла.И советская и ваша.Теперь вот гадайте,что вам союзники по НАТО пришлют из того,что им уже не нужно...Статья интересная,с удовольствием прочитал drinks
    1. Bongo 16 октября 2014 14:21
      Цитата: Громобой
      Статья интересная,с удовольствием прочитал

      Присоединяюсь, было действительно интересно good Хотя есть и мелкие недочёты, например:
      В 2004 году ВВС Болгарии купили в Швейцарии 6 поршневых учебно-тренировочных самолетов Pilatus PC-9M

      На УТС Pilatus PC-9M используется ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-62 мощностью 950 л.с.
      1. Громобой 16 октября 2014 14:58
        hi Про движки-это дельное критическое замечание(5+) good ,просто здорово.А я ведь сначала и хотел коротенький комментарий оставить именно про Pilatus PC-9M.Самолёт уж больно здоровский. fellow Но,"переклинило" на историческое прошлое двух наших стран.И тут вы,Сергей,и именно про этот самолёт.Просто,судьба, какой-то.. winked )))
        1. Bongo 16 октября 2014 15:06
          Цитата: Громобой
          А я ведь сначала и хотел коротенький комментарий оставить именно про Pilatus PC-9M.Самолёт уж больно здоровский.

          Самолёт действительно очень удачный, как и его предшественник Pilatus PC-7. Помимо учебно-тренировочных функций эти машины используются и как "противопартизанские". Возможно именно машин такого класса не хватает нашим ВВС.
          1. Громобой 16 октября 2014 15:36
            Да у вас был цикл статей на эту тему.Моё мнение,только если они не будут входить в зону действия МЗА и ПЗРК."Партизаны" шибко грамотные стали.И такому самолёту может крепко непоздоровиться,тем более если будут "охотится" именно на них.Ресурсы в развитии наших ВВС как и у всех стран-они ограничены.Острой нужды в таком самолёте нет,да и его ниша перекрывается другими средствами,хоть и дороже в эксплуатации,но они уже есть.Меня больше удручает отсутствие ударно-разведывательных беспилотников.Чтобы 24 часа в сутки банда головорезов в какой нибудь горно-лесистой местности на Кавказе знала,что им надо всё время улыбаться,т.к. за ними следит скрытая камера(и ракета может прилететь в любую секунду).Помимо прямого уничтожения это значительно усложнит бородатым "партизанам" манёвр и изменит весь характер боевых действий.
  7. Stoler 16 октября 2014 15:54
    "ВВС Болгарии"- Улыбаюсь.
  8. Aleks тв 16 октября 2014 16:13
    Да, а ведь действительно ЗГВ не размещала свои войска в Болгарии...
    Хех, даже не задумывался над этим.

    Очень хорошо показан расцвет ВВС страны в Советский период.
    Были произведены поставки современной техники:
    - в нужное время,
    - в нужном количестве.
    И все это - просто испаряется в данный момент...

    Современность проста как пять копеек - закупка поддержанной техники в ЕДИНИЧНЫХ экземплярах...
    Т.е. - здравствуй, д.е.р.ь.м.о.кратия.
    Эхех.
    .................
    Роман, в третий раз - снимаю шляпу за цикл статей.
    hi
    .................

    Болгары, мужики... хорош кернёй заниматься.
    Достраивайте "Южный поток" (хотя бы сами для себя) и помните - МЫ, СЛАВЯНЕ - НУЖНЫ ТОЛЬКО САМИ ДЛЯ СЕБЯ.
    Другим - мы нафиг не кому не нужны и НИКТО НАМ не поможет, ни запад, ни "г.е.й.ропа".
    drinks
  9. Quadra 16 октября 2014 18:39
    Да, как правильно заметили Пилатус турбовинтовой, кстати летает очень прилично, причем тихий зараза, и довольно быстрый, запросто может напакостить и смыться. Еще замечание авиабаза Узунджово называется а не Узундиево, но это не так важно. Ну и еще про музей - самый новы МиГ-19 в музее мы из Графигнатиево передали в рабочем состоянии - буквально, в 1991 году машина все еще летала, даже совершила небольшой перелет из Графигнатиево в Крумово где находится музей. Про приведение войска страны в соответствие с требованиями стран НАТО от 2000 до 2004 года существовал такой "План 2004" согласно которому сняли с вооружения и продали много абсолютно рабочих машин самого разного назначения. В том числе Су-22 (17 в экспортном варианте) с нулевым налетом... Хорошо некоторое количество техники все таки успели продать (в том числе и в США), но много просто пошли на металолом. Грустное было время, могу много рассказать но зачем травить душу...
    Кстати про 23-ий Як тут вспомнил как говорил когда-то с старым летчиком истребителем. Он и отзывался о нем с мальчишеским восторгом, глаза горели. Говорил "В СССР тогда все хотели быстрее и выше, вот и сразу же практически на МиГ-15 перешли, а вот нам Як этот отправили. Он конечно медленней был и не такой прогрессивный, ведь с прямым а не стреловидным крылом, но как он летал! МиГ конечно летал будь здоров, но не было этой легкости и удовольствия, вот на Як-е мы отыгрывались в маневренном бою учебном".
  10. Prikaz4ikov1992 17 октября 2014 08:45
    Болгары, украинцы, поляки, чехи. В жопу все это славянское братство. Мы русские сами по себе и должны опираться только на себя. Идти своей дорогой пусть и в одиночку зато так надежней ни кто не предаст. И любая мразь что встанет на этом пути должна просто сдохнуть. Ни какого братства и человеколюбия, ни какого милосердия. Поднял руку на русского или на народ входящий в нашу нацию. Умри!
    1. Prager 31 октября 2014 16:45
      абсолютно правильные слова все до последнего. подписываюсь под каждым твоим словом.больше добавить нечего.
Картина дня