Нелетательные аппараты Российской Империи

Сейчас нередко пишут, что в предвоенном Советском Союзе средства, выделяемые на создание новых образцов вооружений и военной техники, зачастую расходовались нерационально и что значительные суммы улетали в трубу "безоткатных" авантюр Курчевского, воздушно-десантных фантазий Гроховского и прочих дорогостоящих провальных разработок, вроде калининского семимоторного колосса К-7.

Отчасти с этим можно согласиться, однако надо заметить, что в дореволюционной России картина в целом была ничуть не лучше. Более того, в начале ХХ века казенные средства порой с удивительной щедростью выделялись на откровенно безграмотные и даже абсурдные прожекты. Для меня остается загадкой, как это сочеталось с высоким интеллектуальным и образовательным уровнем тогдашней военной элиты, о котором любят вспоминать историки, ностальгирующие по царским временам.

Вот лишь несколько ярких примеров из области авиации и воздухоплавания, поскольку эта тематика мне наиболее знакома.


1) "Самолет Сверчкова". По-моему, одного взгляда на это сооружение достаточно, чтобы понять, что летать оно не сможет никогда и ни при каких условиях. Тем не менее, "самолет" строился в 1909 году на средства Главного инженерного управления российской армии (ГИНЖУ), в том же году экспонировался на выставке новейших изобретений и даже получил на ней медаль! Однако когда дело дошло до испытаний, аппарат, естественно, не только не взлетел, но даже не сдвинулся с места.

Нелетательные аппараты Российской Империи


Нелетательные аппараты Российской Империи


2) "Аэромобиль" Татаринова. На левом рисунке изображен этот "аэромобиль" в том виде, в котором его обнаружила проверочная комиссия, посетившая мастерскую изобретателя Татаринова, чтобы выяснить судьбу 50 тысяч рублей казенных денег, выделенных на постройку аппарата. На правой картинке показано, как должен был выглядеть готовый "аэромобиль" по замыслу его создателя. Но он так и не был достроен, поскольку все деньги Татаринов умудрился потратить, а новых субсидий ему не дали ввиду очевидной бредовости проекта. Впрочем, возмещения убытков от него тоже не потребовали.

Нелетательные аппараты Российской Империи


3) "Гатчинские конструкции". В 1909 году братья Райт предложили российскому военному ведомству купить у них 10 аэропланов, однако чиновники в погонах предложение отвергли, решив, что наши офицеры-воздухоплаватели сами с усами и по приказу начальства сделают самолеты не хуже американских. Не беда, что аэропланов они в глаза не видели, а представление о том, как должен выглядеть летательный аппарат тяжелее воздуха, имели самое смутное.
Вскоре была составлена смета, выделены деньги и работа закипела - началась постройка сразу пяти самолетов по проектам штабс-капитанов Голубева, Гебауэра, Шабского, капитана Агапова и бывшего начальника ГИНЖУ генерала Вернандера. Но в результате самолеты Голубова, Агапова и Вернандера остались недостроенными, самолет Шабского не смог оторваться от земли, а самолет Гебауэра (на снимке внизу) развалился еще при выруливании на стартовую позицию.

Нелетательные аппараты Российской Империи


"Гатчинская эпопея" закончилась тем, что Агапов в 1910 году, забросив свой проект триплана, просто и без затей скопировал французский биплан "Соммер", чертежи которого ему удалось раздобыть. Получившийся аппарат нормально летал и в течение двух лет использовался в Гатчинской авиашколе для обучения пилотов.

Нелетательные аппараты Российской Империи


4) Дирижабль "Гигант". Крупнейший дирижабль, спроектированный и построенный в Российской империи, из-за грубых ошибок в расчетах сложился пополам при первой же попытке взлета. После аварии не восстанавливался.

Нелетательные аппараты Российской Империи


5) "Святогор". Этому мертворожденному монстру я недавно посвятил отдельный пост.

В общем, никакого превосходства инженерно-конструкторской мысли, а также организации и финансирования НИОКР в "царский" период не просматривается, а успехи дореволюционного авиастроения в сравнении с послереволюционным выглядят, мягко говоря, не очень впечатляюще.
По сути дела единственным большим достижением тогдашнего российского авиапрома являлись четырехмоторные самолеты Сикорского, однако и они уже в 1916 году морально устарели, а ничего более совершенного им на смену создать не удалось.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. MooH 14 октября 2014 10:02
    По сути дела единственным большим достижением тогдашнего российского авиапрома являлись четырехмоторные самолеты Сикорского, однако и они уже в 1916 году морально устарели, а ничего более совершенного им на смену создать не удалось.

    Из того, что срзу в голову приходит - гидросамолеты Григоровича. Да и вообще, на начало первой мировой у РИ было едва ли не больше всех боевых самолетов. Своих конструкций было не много, но зарубежные закупались, лицензионное производство осваивалось. В Советском Союзе все начиналось в том же ключе, только времени на развитие и создание своего ему было дано больше.
  2. parusnik 14 октября 2014 10:30
    Нелетательные аппараты Российской Империи, с летальным исходом...
  3. 505506 14 октября 2014 10:40
    А по моему, удобным случаем присосаться к бюджетной титьке не брезговали авантюристы всех времен. Первое что вспомнилось, легенда об открытии закона Архимедом.
  4. Штык 14 октября 2014 11:21
    Нелепых проектов хватало во всех странах, насмехаться над российской авиацией не стоит – были и выдающиеся достижения ( "Русский витязь" , "Илья Муромец") и авиационная промышленность развивалась!
  5. Evgeniy-111 14 октября 2014 13:18
    Вообще-то, "провальную разработку" Калинина К-7 предполагали выпускать и в пассажирском и в военном вариантах, был даже выбран завод (Воронежский). К 1935 году должны были сделать, если бы настроение в руководстве не поменялось. Кстати, а чем американские гиганты тех лет лучше и непровальнее?
    А "воздушно-десантная фантазия" Гроховского Г-11 в количестве почти 500 штук очень активно использовалась в Великой Отечественной войне: "В августе 1944-го конструктор Грибовский за доставку грузов планерами Г-11 партизанам Белоруссии был награжден медалью "Партизан Отечественной войны". http://www.airwar.ru/enc/glider/g29.html
  6. svp67 14 октября 2014 14:14
    На заре воздухоплаванья вопрос полетит или не полетит данный аппарат тяжелее воздуха во многом зависели от удачи и "Божьей искры" конструктора и пилота, хотя часто это был один и тот же человек,но таланты в этих делах требуются разные.
    Вот что интересно почему русский капитализм такой "однобокий"?
    В РИ - заваливали всех продуктами, но вынуждены были покупать почти всё промышленное,в том числе и оружие, и с огромным "скрипом" налаживали своё производство, так как легче было купить за границей...
    в РФ - смогли наладить массовое производство оружия, которое продаем крупными партиями, но не смогли наладить обеспечение страны продуктами - так как дешевле купить за границей...
    Вот когда сбалансируемся?
  7. dipqrer 14 октября 2014 17:33
    Нежизнеспособных летательных аппаратов на заре авиации,было построено великое множество,но это вполне
    закономерно и касается любой технической отрасли.
    dipqrer
    1. Prager 1 ноября 2014 16:41
      совершенно с тобой согласен!сколько копий сейчас ломается вокруг платформы "Армата", о жизнеспособности которой ещё толком ничего неизвестно.
  8. ioann1 14 октября 2014 19:47
    "Более того, в начале ХХ века казенные средства порой с удивительной щедростью выделялись на откровенно безграмотные и даже абсурдные прожекты. Для меня остается загадкой, как это сочеталось с высоким интеллектуальным и образовательным уровнем тогдашней военной элиты, о котором любят вспоминать историки, ностальгирующие по царским временам." Статья от лукавого, тенденциозная. Товарищ Вячеслав Кондратьев большой поклонник большевизма, плохо знающий историю или попросту её перевирает.
    Продолжая логику автора, например, можно упрекнуть Екатерину II в том, что тогда не изобрели паровоз и радио. Индустриализация, в которую включилась дореволюционная Россия, была прервана Первой мировой, а также большевистским переворотом. А идеи и планы развития России были созданы не Лениным и, тем более, не Троцким: план ГОЭЛРО, БАМ далеко не советская идея. Кто хочет проверить, может отправится в архивы, да и в интернете этой информации полно.
    http://azbukivedi-istoria.ru/board/prosto_fakty/i_snova_kalashnikov/1-1-0-175 Иван Васильевич Калашников известный русский инженер, каких было в России много. Прадед моей жены. Какие тогда были люди, их отношения - нам бы поучиться стоило бы у них.
    Просто нужно не поливать грязью прошедшую эпоху, а разобраться, что было действительно, а что было большевистской "выдумкой".
    Ещё раз повторю, суть этой статьи очень напоминает советскую пропаганду 70-х...но очень поверхностной...:"всё старое на свалку истории". Только в России так умеют поносить и порочить свою историю. Очень жаль, господа!
    Но предвидя возражения, добавлю, что советский период индустриализации состоялся и даже очень. Это без возражений! А если добавить к динамике русской мысли ещё и свободное предпринимательство, то горы свернуть можно. Сейчас в России с этим туговато.
  9. tolancop 15 октября 2014 10:05
    Плохая статейка. Необъективная. После прочтения, создается впечатление, что в РИ "казенными дураками" финансировались заведомо провальные авиационные проекты. При этом как-то не упоминается, что авиации от роду было всего 10 лет, знаний не хватало, опыт проектирования предстояло еще наработать. Отсюда и конструкторские неудачи. И не только в России, полагаю, что за бугром подобных конструкций было создано не меньше. "Чтобы научиться плавать, нужно залезть в воду..".
    Об отсталости российской промышленности тоже написано немало. В чем-то может и была отсталой, только и шедевров сделано было немало.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня