Military Review

The first bombing of Sevastopol

4
160 years ago, 5 (17) October 1854 in 6 hour. 30 min. The first bombing of Sevastopol began. The Allied army opened fire on all defensive structures of the fortress of 126 heavy guns, and by noon they were joined by another 1340 naval guns. The allied command hoped to destroy the defenses of the Sevastopol fortress by heavy bombardment from the sea and land and take the city by storm. Sevastopol received the first baptism of fire in the fight against the coalition army of the enemy.

prehistory

After the battle of Alma (Battle of Alma) Allies did not hurry to Sevastopol. Victory was hard. From the seashore at Alma, from Kamyshevaya Bay, where the French base was, and from Balaklava - the English base, transports departed full of seriously wounded, crippled soldiers. They went to Constantinople, where large military hospitals were hastily built. Given the shortage of doctors (the Allies had as few doctors as in the Russian army), there was no medicine, no normal conditions for transporting the wounded, and mortality was terrible. At the same time, the cholera epidemic worsened again.

Therefore, the Allied army was not in the best condition. Only 10 (22) September allied army moved on. Before that, she had to put in order the frustrated parts, clean the wounded and bury the dead. The Allies moved to the Belbek River and in the evening saw Sevastopol, its North side.

It must be said that the intelligence of both the allies and Menshikov was equally disgusting. At night and at dawn 13 (25) September, Menshikov's troops passed through Sapun Mountain, Black River, approached the Mekenziyeva Mountain, and moved further to Bakhchisarai. On the way, when the Russian soldiers left the Mekenziyev Hill, they saw behind the enemy a long column behind and away from their rear guard. Fight was avoided. At the same time, the Russian command could not understand what the enemies were doing and where they were going. In the evening, Menshikov and his headquarters were waiting for the news of the fall of Sevastopol, since the enemy already September 10 (22) reached the North side, which had extremely weak fortifications.

The Allied Command also knew nothing about the departure of Menshikov's troops from Sevastopol. If the Russian army had the best intelligence and the decisive commander of the Suvorov type, this meeting could have ended badly for the allies. The sprawling columns of the Allied army were an excellent target and could be in a critical situation. On the other hand, if the Allies were more agile and decisive and rushed to the Russian rear guards, they could capture not only a few straggly wagons, but the entire Russian artillery fleet.

In the evening of September 13 (25), the British came to Balaclava. However, they were able to enter the city only in the morning of September 26, after a shootout with one company of the Greek battalion in Balaclava. The company fired while the ammunition was fired, and moved away, losing 40 people. On the same day, after the difficult transition from Belbek to the Black River, the actual commander-in-chief of the Allied army, Marshal St. Arnaud realized that his time was over (he was mortally ill). He reported to Paris that he was handing over the command of divisional general Francois Canrobert. September 27 Marshal moved to Balaclava and from there he went to Constantinople. St. Arnaud died on the ship "Bertholle", 29 September.

Kanrober ordered the French troops to camp between Streletskaya and Kamyshovaya bays. The British became in Balaclava and its surroundings. In Balaklava and Kamyshovaya Bay, transports and ships began to approach, unloading siege weapons, ammunition and other goods. Kanrober was a good commander, honest and direct, but did not have the determination and adventurous character of Saint-Arnaud. Therefore, the Allied command did not dare to go on the assault on Sevastopol, not knowing what to expect from the enemy.

Allies doubted their strength. Thus, divisional general Pierre Bosquet, who distinguished himself in the battle of Alma, where he commanded the right wing of the allied army, demanded that Canrober immediately write a letter to Napoleon III and ask for reinforcements. It was decided to strengthen the camps, dig trenches, install batteries and, by bombing, force the fortress to surrender or prepare a future assault. By mid-October 1854, preparations for the bombing were completed. She was appointed to October 17.


Anglo-French bombing reflection fleet by the Alexander Battery October 5, 1854. Artist F. A. Rubo

The first bombing of Sevastopol

Late in the evening of October 4 (16), Kornilov gave the last instructions on the defense of Sevastopol. Thanks to the titanic work of Kornilov, Nakhimov, Istomin, Totleben, and thousands of sailors, soldiers and citizens, Sevastopol was ready for defense (Sevastopol defense). On September 15, Kornilov appeared before the garrison and ordered to stand to the death. All the defenders of the city remembered the words of the admiral: “Comrades! .. we have the honor to protect Sevastopol, to protect our native fleet! We will fight to the last! We have nowhere to retreat, the sea is behind us. I forbid all heads of the units to beat the all-in, drummers must forget this fight! If one of the chiefs orders to beat the rebound, kill, brothers, such a superior, kill the drummer who dares to beat the disgraceful rebound! Comrades, if I had ordered to strike the line, do not listen, and that of you will be a scoundrel who will not kill me! .. " Russian soldiers and sailors answered these words with shouts of delight.

In the morning of October 5 (17), a cannonade began. The defenders of Sevastopol responded to firing the enemy with powerful artillery fire from 250 guns. The main burden of the struggle fell on the shoulders of Sevastopol gunners, who, under a hail of enemy shells, delivered retaliatory blows at the enemy and were in constant readiness to repel a possible assault. During the day, Russian gunners made 20 thousand shots. As a direct participant in the battle of Slavoni wrote: “A terrible battle began to boil: the earth groaned, the surrounding mountains began to tremble, the sea began to roar ... and at the same time hellfire broke out from our batteries. ... bombs, red-hot kernels, grapesheets, brandgugeli ... rained down hail; crashes and explosions were ubiquitous; it all merged into a terrible and wild hum; no shots could be discerned, only wild and terrifying gurgling was heard; the earth seemed to be shaken under the weight of the fighting ... "

Kornilov and Nakhimov at the first shots arrived at the defensive line of the fortress. Kornilov arrived at the fourth bastion. Here, the enemy was confronted not only by the guns of the bastion, but also by two artillery batteries located behind it. Kornilov went from gun to gun, encouraged soldiers and sailors. Then Kornilov moved to the fifth bastion, where Nakhimov was already. Both naval commanders began to lead the guns. Kornilov and Nakhimov showed high courage, keeping calm and morally supporting others. After all, the artillery servants on this day suffered great losses from enemy shells and grapeshot. Some guns calculations on this day were changed several times.

Around 9 hours Kornilov wrote the last report to Menshikov. It noted the strong enemy fire in the area of ​​the fourth bastion, where the French and the British fired simultaneously. The enemy fired on Russian defensive positions, but many bombs fell in the city.

I must say that the officers surrounding Kornilov asked him to look after him. Everyone loved him and wanted to save the admiral. The officers knew that the death of Kornilov could affect the spirit of the soldiers, and especially the sailors. They were afraid of losing the commander in the midst of battle. However, Vladimir Alekseevich did not pay attention to their requests, considering it his duty to be at the forefront.

After the fifth bastion, Kornilov visited the sixth. From there he returned home briefly to listen to reports from other places and give orders. Then he said that he wanted to visit Malakhov Kurgan. Flag officer Krudner, who had just visited the Malakhov Kurgan, told Kornilov that Istomin, the commander of this area, said that everything was normal and asked him not to go there in any case. Kornilov again went to the fourth bastion. He believed that a strong fire in this area suggests that the enemy is preparing an assault here.

Flag officer Gendre drew Kornilov’s attention to the third bastion in order to distract the admiral from the fourth bastion, where the enemy had developed a lot of activity. Kornilov and Totleben examined the third redoubt and gave some tips. Then Kornilov again expressed a desire to visit Malakhov Kurgan. The officers of the third bastion were embarrassed and expressed their fears and regrets. They especially discouraged Kornilov from driving along the trench, and not along a relatively safe road through the Hospital Village. Vladimir Alekseevich, grinning, said that you can’t hide from the core.

At about 11 in the morning Kornilov climbed Malakhov Mound. He wanted to climb the Malakhov Tower, but Istomin found an excuse not to let him in there. He himself was under fire all day. Against the tower - the center of defense of the mound, there were three British batteries. The upper part of the tower was destroyed, and its defenders died. The admiral noted the need to bring down enemy batteries. Kornilov began to be persuaded to return to the city, but he decided to visit the beam of Ushakov, where Butyrsky and Borodinsky regiments were. When the admiral headed for the horse, several nuclei flew over his head, and one projectile struck him in the lower abdomen and upper leg, crushing it. Kornilov said: “Defend Sevastopol!” - and lost consciousness. At the dressing room at the hospital, Kornilov came to his senses, said goodbye to Istomin, who immediately ran to the position. Even in this terrible moment, he was not able to stay with a dying comrade for even a few minutes. Before his death, Kornilov was informed that the British batteries had been shot down, and only two guns continued shelling. Kornilov, having collected his last strength, twice whispered: “Hurray, hurray” and went to the heavenly squad. So the great Russian naval commander and real man died.

In the 12 hour, when Kornilov died, the battle was in full swing. Nakhimov, having received the fatal news, could not even leave the position, and said goodbye to his colleague only in the evening. Around the same time, the Anglo-French-Turkish fleet joined the battle. The first to join the battle was the French fleet, the English began the battle later. Despite the overwhelming superiority in artillery (more than one 1300 guns of one side against Russian coastal guns 115), the enemy did not succeed in the sea direction either. The ships of the allied fleet, fearing Russian batteries, fired from long distances, which greatly weakened the impact of the shells on the Russian positions.

However, during the battle, part of the enemy ships suffered greatly. Two hours after the start of the battle, the Jupiter ship left the battle line, followed by Albion and Aretusa (they had to be sent to Constantinople for repairs). "Albion" caught fire three times and almost drowned. Soon the King caught fire, who also retired from Sevastopol. He stopped the fire and the ship "Spytful", which received such severe damage that he almost drowned and kept afloat only thanks to the dedicated efforts of the crew. The ship "Rodney" ran aground. The Russian shelling caused strong fires on the ships "London" and "Agamemnon", they also came out of battle. At about 4 hours received orders to leave and the remaining ships of the allied fleet.

Thus, the Russian coastal batteries successfully stood the battle with superior enemy forces. Many enemy ships were seriously damaged. The Allied fleet lost several hundred people killed and wounded. The allies were so shocked that the fleet did not take an active part in the siege of Sevastopol until the end of hostilities.

In general, the outcome of the October 17 battle ended in favor of the Russian troops. The strenuous efforts of Kornilov, Nakhimov, Istomin and Totleben and the soldiers and sailor masses led by them were not in vain. Already after noon, the Allies were able to make sure that they miscalculated and Sevastopol was not taken only with the help of shelling. Allied commanders obtained data on new fortifications built in recent weeks, batteries with long-range guns, marksmanship of Russian artillerymen, and fearlessness of Russian garrisons. There was no 9 clock yet, as Russian gunners put down the French batteries on the right flank. The French powder warehouse was destroyed, and the French only fired from time to time. In 1 an hour of 25 minutes, another powder warehouse was destroyed by the French, and in 4 an hour the gunpowder warehouse flew into the air. The Allied fleet was also badly damaged. According to the French newspapers (under censorship), the 5 of the French battleships and frigates were damaged from the well-aimed Russian fire, and the British were hit by the 3 of the ship.

Battle results

The allied army was unable to achieve its goals. British and French artillery could not seriously damage the Russian fortifications and suppress the batteries. The intended assault on Sevastopol had to be postponed. Attacking strong defensive positions and under the powerful fire of the Russian artillerymen, whose accuracy the allies saw on that day, was like suicide. High skill, self-control and courage of Sevastopol artillerymen decided the outcome of the case in favor of the Russian army and navy. The hopes of the Allied Command collapsed on an easy victory.

True, the joy of the first success was overshadowed by a heavy loss - the talented Russian naval commander, inspirer and organizer of the defense of Sevastopol, Vice Admiral Vladimir Alekseevich Kornilov, died. On that day, Russian troops lost about 1200 people, allies lost about 1 thousand people.

Sailors, soldiers, and townspeople worked hard all night from 17 to October 18, rebuilding damaged fortifications. To the amazement of the allied forces, by the morning of October 18, the defensive line of Sevastopol was restored and ready for a new battle. The defense of Sevastopol was now headed by Pavel Stepanovich Nakhimov. Under his direct supervision, the defenders of the city continued to strengthen the defensive line, erecting new fortifications and batteries. Formed new naval compounds to protect Sevastopol.

Nakhimov, who at the beginning of the defense showed some depression and was gloomy, did everything to replace the fallen comrade. The naval commander encouraged the defenders, he knew everything that was being done on the bastions, where shells and reinforcements were needed. Always on time to assist the threatened site. The admiral gave his apartment under the infirmary, slept where it was necessary. Pavel Stepanovich deserved genuine authority and enjoyed great love among the defenders of Sevastopol. The admiral was everywhere and everywhere, helping people in word and deed. The hero of Sinop has become the new soul of the heroic defense of Sevastopol.

The Allies fired at Sevastopol for a few more days. But they did not achieve much success. In the afternoon, the Russian artillerymen aptly answered the enemy. At night, the selfless garrison corrected everything that was destroyed in a day. So, thanks to the work of Rear Admiral Istomin and Russian engineer Polzikov, Malakhov Kurgan was turned into a powerful fortified area, which became the main stronghold of the Sevastopol defense. Simple sailors and soldiers showed mass heroism. On the fourth bastion, all the first hundred and two hundred sailors of the first stage refused to give way to another change of place in the guns, expressing a desire to die in their places, but not to leave their positions.

French officers noted the high level of Russian artillerymen: “Their fire was murderous and marks, their guns were beating for a long distance, and if the Russians were forced to stop firing for a moment under a hail of missiles that showered their embrasures, they immediately returned to their places and resumed the fight with a doubled fever. The tirelessness and stubborn resistance of the Russians proved that it was not as easy to triumph over them as they had predicted ... ”The French also noted that the Russians had positioned the batteries more skillfully, and they caused the Allies more damage than the batteries of the allies - the defenders of Sevastopol.

As a result, the British Lord Raglan and the French General Canrober decided to postpone the assault and proceed to a prolonged siege. A new assault on Sevastopol was postponed for two weeks.

The first bombing of Sevastopol

A.F. Permyakov. Portrait of Admiral V.A. Kornilov, Hero of the Crimea
Author:
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. nnz226
    nnz226 15 October 2014 11: 17
    +9
    Verse 1 of the anthem of Sevastopol: "You fly the winged wind over the fields, over the water
    Tell everyone in the world about my beloved city!
    You tell everyone in the world, as on the Crimean coast
    Our grandfathers fought and glorified in battles
    The legendary Sevastopol, impregnable for enemies
    Sevastopol, Sevastopol - the pride of Russian sailors! "

    just about this and the article writes
  2. KEX
    KEX 15 October 2014 15: 03
    +2
    What can I say ... a heroic place .....
  3. slovak007
    slovak007 15 October 2014 18: 25
    +2
    Thanks to the author! The article is interesting.
  4. Bugor
    Bugor 15 October 2014 19: 51
    +3
    The article, of course, is a plus, but, as often happens, there are not enough DB cards. Here I was in Sevastopol, I can imagine how and what was there. And to the one who was not?
    But thanks anyway.
  5. Prager
    Prager 20 October 2014 17: 05
    0
    A blessed memory to all the Russian military who died during the defense of the City of Russian Glory!

Первая бомбардировка Севастополя

160 лет назад, 5 (17) октября 1854 г. в 6 час. 30 мин. началась первая бомбардировка Севастополя. Союзная армия открыла огонь по всем оборонительным сооружениям крепости из 126 тяжелых орудий, а к полудню к ним присоединились еще 1340 корабельных орудий. Союзное командование надеялось сильной бомбардировкой с моря и суши разрушить оборонительные сооружения Севастопольской крепости и штурмом взять город. Севастополь принял первое боевое крещение в борьбе с коалиционной армией противника.

Предыстория

После сражения при Альме (Сражение на Альме) союзники не спешили к Севастополю. Победа далась тяжело. От морского берега у Альмы, от Камышевой бухты, где была французская база и от Балаклавы — английской базы, отходили транспорты, битком набитые тяжелоранеными, искалеченными солдатами. Они шли в Константинополь, где спешно строили большие военные госпитали. С учётом нехватки медиков (врачей у союзников оказалось также мало, как и в русской армии), лекарств, отсутствия нормальных условий для перевозки раненых, смертность была страшной. Одновременно снова обострилась холерная эпидемия.


Поэтому союзная армия находилась не в лучшем состоянии. Только 10 (22) сентября союзная армия двинулась дальше. До этого ей приходилось приводить в порядок расстроенные части, убирать раненых и хоронить убитых. Союзники двинулись к реке Бельбек и вечером увидели Севастополь, его Северную сторону.

Надо сказать, что разведка и у союзников, и у Меншикова была одинаково отвратительной. Ночью и на рассвете 13 (25) сентября войска Меншикова прошли через Сапун-гору, Черную речку, подошли к Мекензиевой горе, и двинулась далее, к Бахчисараю. По пути, когда русские солдаты покидали Мекензиеву гору, они увидели позади и в стороне от своего арьергарда длинную колонну противника. Боя удалось избежать. При этом русское командование не могло понять, что тут делают враги и куда идут. Вечером Меншиков и его штаб ждали известие о падении Севастополя, так как противник уже 10 (22) сентября вышел к Северной стороне, которая имела крайне слабые укрепления.

Союзное командование также ничего не знало об уходе войск Меншикова из Севастополя. Если бы русская армия имела лучшую разведку и решительного командира суворовского типа, эта встреча могла закончиться для союзников плачевно. Растянувшиеся колонны союзной армии были прекрасной мишенью и могли оказаться в критическом положении. С другой стороны, если бы союзники были более расторопными и решительными и бросились на русские арьергарды, то могли бы захватить не только несколько отставших повозок, а весь русский артиллерийский парк.

Вечером 13(25) сентября британцы вышли к Балаклаве. Однако в город смогли войти только утром 26 сентября, после перестрелки с находившейся в Балаклаве одной ротой греческого батальона. Рота отстреливалась, пока были боеприпасы, и отошла, потеряв 40 человек. В этот же день, после тяжелого перехода от Бельбека к Черной речке, фактический главнокомандующий союзной армией, маршал Сент-Арно понял, что его время закончилось (он был смертельно болен). Он сообщил в Париж, что передает командование дивизионному генералу Франсуа Канроберу. 27 сентября маршала перенесли в Балаклаву и оттуда он направился в Константинополь. Сент-Арно скончался на корабле «Бертолле», 29 сентября.

Канробер приказал французским войскам расположиться лагерем между Стрелецкой и Камышовой бухтами. Британцы стали в Балаклаве и её окрестностях. В Балаклаву и Камышовую бухту стали подходить транспорты и корабли, выгружая осадные орудия, боеприпасы и другие грузы. Канробер был хорошим командиром, честным и прямым, но не обладал решительностью и авантюрным характером Сент-Арно. Поэтому союзное командование не решилось с ходу пойти на штурм Севастополя, не зная, что можно ожидать от противника.

Союзники сомневались в своих силах. Так, дивизионный генерал Пьер Боске, отличившийся в сражении при Альме, где он командовал правым крылом союзной армии, потребовал от Канробера немедленно написать письмо Наполеону III и попросить подкреплений. Было решено укреплять лагеря, рыть траншеи, устанавливать батареи и с помощью бомбардировки принудить крепость к сдаче или подготовить будущий штурм. К середине октября 1854 г. приготовления к бомбардировке были завершены. Её назначили на 17 октября.

Первая бомбардировка Севастополя

Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 г. Художник Ф. А. Рубо

Первая бомбардировка Севастополя

Поздно вечером 4 (16) октября Корнилов отдал последние указания по обороне Севастополя. Благодаря титанической работе Корнилова, Нахимова, Истомина, Тотлебена и тысяч моряков, солдат и горожан Севастополь был готов к обороне (Севастопольская оборона). Ещё 15 сентября Корнилов предстал перед гарнизоном и приказал стоять насмерть. Все защитники города запомнили слова адмирала: «Товарищи!.. на нас лежит честь защиты Севастополя, защиты родного нам флота! Будем драться до последнего! Отступать нам некуда, сзади нас море. Всем начальникам частей я запрещаю бить отбой, барабанщики должны забыть этот бой! Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите, братцы, такого начальника, заколите и барабанщика, который осмелится бить позорный отбой! Товарищи, если бы я приказал ударить отбой, не слушайте, и тот из вас будет подлец, кто не убьет меня!..» Русские солдаты и матросы ответили на эти слова криками восторга.

Утром 5 (17) октября началась канонада. Защитники Севастополя ответили на пальбу противника мощным артиллерийским огнем из 250 орудий. Основная тяжесть борьбы легла на плечи севастопольских артиллеристов, которые под градом вражеских снарядов наносили по противнику ответные удары и были в постоянной готовности для отражения возможного штурма. В течение дня русские артиллеристы сделали 20 тыс. выстрелов. Как писал непосредственный участник сражения Славони: «Закипел бой ужасный: застонала земля, задрожали окрестные горы, заклокотало море…, а в то же время и с наших батарей разразился адский огонь. …бомбы, каленые ядра, картечи, брандскугели… сыпались градом; треск и взрывы были повсеместны; все это сливалось в страшный и дикий гул; нельзя было различить выстрелов, было слышно одно только дикое и ужасающее клокотание; земля, казалось, шаталась под тяжестью сражающихся…»

Корнилов и Нахимов при первых же выстрелах прибыли на оборонительную линию крепости. Корнилов прибыл на четвертый бастион. Здесь противнику противостояли не только орудия бастиона, но и двух артиллерийских батарей, расположенных позади неё. Корнилов переходил от орудия к орудию, подбадривал солдат и матросов. Затем Корнилов перешёл на пятый бастион, где уже был Нахимов. Оба флотоводца стали руководить наведением орудий. Корнилов и Нахимов проявляли высокое мужество, сохраняя спокойствие и морально поддерживая окружающих. Ведь артиллерийская прислуга в этот день несла большие потери от вражеских снарядов и картечи. У некоторых орудий расчёты в этот день сменились несколько раз.

Около 9 часов Корнилов написал последний рапорт Меншикову. В нем отметил сильный огонь противника в районе четвертого бастиона, где одновременно стреляли французы и англичане. Противник обстреливал русские оборонительные позиции, но много бомб падало и в город.

Надо сказать, что окружающие Корнилова офицеры просили его постеречься. Все любили его и хотели уберечь адмирала. Офицеры знали, что гибель Корнилова может отразиться на духе солдат, и особенно матросов. Они боялись потерять командующего в разгар боя. Однако Владимир Алексеевич не обращал на их просьбы внимания, считая своим долгом быть на передовых позициях.

После пятого бастиона Корнилов посетил шестой. Оттуда ненадолго вернулся домой, чтобы выслушать донесения с других мест и отдать приказы. Затем сообщил, что хочет посетить Малахов курган. Флаг-офицер Крюднер, только что побывавший на Малаховом кургане, сказал Корнилову, что командующий этим направлением Истомин сообщил, что там всё нормально и просил его не приезжать туда ни в коем случае. Корнилов снова поехал на четвертый бастион. Он считал, что сильный огонь на этом участке говорит о том, что противник готовит здесь штурм.

Флаг-офицер Жандр привлёк внимание Корнилова к третьему бастиону, чтобы отвлечь адмирала от четвертого бастиона, где противник развил большую активность. Корнилов и Тотлебен осмотрели третий редут и дали несколько советов. Затем Корнилов снова выразил желание посетить Малахов курган. Офицеры третьего бастиона смутились и выразили свои опасения и сожаления. Особенно они отговаривали ехать Корнилова вдоль траншеи, а не по относительно безопасной дороге через Госпитальную слободу. Владимир Алексеевич, усмехнувшись, сказал, что от ядра никуда не спрячешься.

Около 11 часов утра Корнилов поднялся на Малахов курган. Он хотел взойти на Малахову башню, но Истомин нашел предлог его туда не пускать. Он сам весь день находился под огнем. Против башни — центра обороны кургана, действовали три английские батареи. Верхняя часть башни была разрушена, а её защитники погибли. Адмирал отметил необходимость сбить вражеские батареи. Корнилова стали убеждать вернуться в город, но он решил ещё посетить Ушакову балку, где стояли Бутырский и Бородинский полки. Когда адмирал направился к лошади, несколько ядер перелетело через его голову, а один снаряд ударил его в нижнюю часть живота и в верхнюю часть ноги, раздробив её. Корнилов сказал: «Отстаивайте же Севастополь!» — и потерял сознание. На перевязочном пункте в госпитале Корнилов пришёл в себя, попрощался с Истоминым, который сразу убежал на позиции. Даже в этот страшный момент он не имел возможности хоть несколько минут побыть у умирающего товарища. Перед смертью Корнилову сообщили, что английские батареи сбиты, и только два орудия продолжают обстрел. Корнилов, собрав последние силы, дважды прошептал: «Ура, ура» и ушёл в небесную дружину. Так погиб великий русский флотоводец и настоящий человек.

В 12-м часу, когда погиб Корнилов, битва была в полном разгаре. Нахимов, получив роковую весть, даже не смог покинуть позиции, и попрощался с соратником только вечером. Примерно в это же время вступил в сражение англо-франко-турецкий флот. Первыми вступил в сражение французский флот, английский начал бой позже. Несмотря на подавляющее превосходство в артиллерии (более 1300 орудий одного борта против 115 русских береговых орудий), противник и морском направлении не достиг успеха. Корабли союзного флота, опасаясь русских батарей, вели огонь с дальних дистанций, что сильно ослабляло воздействие снарядов на русские позиции.

Тем не менее, в ходе битвы часть вражеских кораблей сильно пострадала. Спустя два часа после начала сражения покинул боевую линию корабль «Юпитер», за ним последовали «Альбион» и «Аретуза» (их пришлось отправить на ремонт в Константинополь). «Альбион» загорался трижды и чуть не утонул. Вскоре загорелся «Кинг», который также удалился от Севастополя. Прекратил огонь и корабль «Спайтфуль», который получил такие сильные повреждения, что чуть не утонул и удержался на плаву только благодаря самоотверженным усилиям экипажа. Корабль «Родней» сел на мель. Русский обстрел вызвал на кораблях «Лондон» и «Агамемнон» сильные пожары, они также вышли из сражения. Около 4 часов получили приказ уходить и оставшиеся корабли союзного флота.

Таким образом, русские береговые батареи с успехом выдержали бой с превосходящими силами противника. Многие вражеские корабли получили серьёзные повреждения. Союзный флот потерял несколько сот человек убитыми и ранеными. Союзники были настолько потрясены, что флот не принимал активного участия в осаде Севастополя вплоть до окончания боевых действий.

В целом исход битвы 17 октября завершился в пользу русских войск. Напряженные усилия Корнилова, Нахимова, Истомина и Тотлебена и руководимой ими солдатской и матросской массы не пропали даром. Уже после полудня союзники смогли убедиться, что сильно просчитались и Севастополь только с помощью артиллерийского обстрела не взять. Союзные командующие получили данные о новых, оборудованных за последние недели укреплениях, батареях с дальнобойными орудиями, меткой стрельбе русских артиллеристов и бесстрашии русских гарнизонов. Ещё не было 9 часов, как русские артиллеристы подавили французские батареи на правом фланге. Был уничтожен французский пороховой склад, и французы стали стрелять только время от времени. В 1 час 25 минут уничтожили ещё один пороховой склад у французов, а в 4 часу взлетел на воздух британских пороховой склад. Сильно пострадал и союзный флот. По признаниям французских газет (находившихся под цензурой) от меткого русского огня были повреждены 5 французских линейных кораблей и фрегатов, а англичан — 3 корабля.

Итоги сражения

Союзная армия не смогла добиться поставленных целей. Английская и французская артиллерия не смогла сильно повредить русские укрепления и подавить батареи. Намеченный штурм Севастополя пришлось отложить. Наступать на сильные оборонительные позиции и под мощным огнём русских артиллеристов, в чьей меткости союзники убедились в этот день, было подобно самоубийству. Высокое мастерство, выдержка и мужество севастопольских артиллеристов решили исход дела в пользу русской армии и флота. Надежды союзного командования на легкую победу рухнули.

Правда, радость первого успеха была омрачена тяжёлой утратой — погиб талантливый русский флотоводец, вдохновитель и организатор обороны Севастополя вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов. Русские войска в этот день потеряли около 1200 человек, союзники — около 1 тыс. человек.

Моряки, солдаты и горожане всю ночь с 17 на 18 октября напряженно работали, восстанавливая повреждённые укрепления. К изумлению союзных войск, к утру 18 октября оборонительная линия Севастополя была восстановлена и готова к новому бою. Оборону Севастополя теперь возглавлял Павел Степанович Нахимов. Под его непосредственным руководством защитники города продолжали работы по укреплению оборонительной линии, возводили новые укрепления и батареи. Формировали новые флотские соединения для защиты Севастополя.

Нахимов, который в начале обороны проявил некоторую подавленность и был мрачен, сделал всё, чтобы заменить павшего товарища. Флотоводец подбадривал защитников, знал всё, что делается на бастионах, где нужны снаряды, подкрепления. Всегда вовремя оказывал помощь угрожаемому участку. Свою квартиру адмирал отдал под лазарет, спал, где придётся. Павел Степанович заслужил подлинный авторитет и пользовался большой любовью среди защитников Севастополя. Адмирал был всюду и везде, помогал людям словом и делом. Герой Синопа стал новой душой героической обороны Севастополя.

Союзники ещё несколько дней обстреливали Севастополь. Но особых успехов не добились. Днем русские артиллеристы метко отвечали противнику. А ночью самоотверженный гарнизон исправлял всё, что было разрушено за день. Так, благодаря работе контр-адмирала Истомина и русского инженера Ползикова Малахов курган был превращен в мощный укреплённый район, ставший главным опорным пунктом Севастопольской обороны. Простые матросы и солдаты проявляли массовый героизм. На четвертом бастионе все полтораста—двести матросов первой очереди отказались уступить другой смене места у орудий, изъявив желание погибнуть на своих местах, но не оставлять позиции.

Французские офицеры отмечали высокий уровень русских артиллеристов: «Их огонь был убийствен и меток, их пушки бьют на большое расстояние, и если русские принуждены были на минуту прекратить огонь под градом метательных снарядов, осыпавших их амбразуры, то они тотчас же возвращались опять на свои места и возобновляли бой с удвоенным жаром. Неутомимость и упорное сопротивление русских доказали, что восторжествовать над ними не так легко, как предсказывали нам…» Французы также отмечали, что русские расположили батареи более умело, и они причиняли союзникам больше ущерба, чем батареи союзников — защитникам Севастополя.

В результате британский лорд Раглан и французский генерал Канробер решили отложить штурм и перейти к затяжной осаде. Новый штурм Севастополя перенесли на две недели.

Первая бомбардировка Севастополя

А. Ф. Пермяков. Портрет адмирала В. А. Корнилова, героя Крыма
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. nnz226 15 октября 2014 11:17
    1 куплет гимна Севастополя: "Ты лети крылатый ветер над полями, над водой
    Расскажи ты всем на свете про любимый город мой!
    Всем на свете ты поведай, как на Крымских берегах
    Воевали наши деды и прославили в боях
    Легендарный Севастополь, неприступный для врагов
    Севастополь, Севастополь - гордость русских моряков!"

    как раз про это и пишет статья
  2. KEX 15 октября 2014 15:03
    Что тут скажешь... героическое место.....
    KEX
  3. slovak007 15 октября 2014 18:25
    Автору спасибо! Статья интересная.
  4. Bugor 15 октября 2014 19:51
    Статье, конечно же, плюс, но, как часто это бывает, не хватает карт БД. Вот был я в Севастополе, могу себе представить, как и что там было. А тому, кто не был?
    Но, всё равно, спасибо.
  5. Prager 20 октября 2014 17:05
    Светлая память всем русским военным, погибшим при защите Города русской славы!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня