Первый корабль серии боевых ракетоносных экранопланов

44
«В 1987 г. на воду сошел «Лунь» - первый корабль серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 т. Главным конструктором был В.Кирилловых. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет 3М80 или 80М «Москит» (НАТОвское обозначение SS-N-22 Sunburn). Второй «Лунь» тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.

Первый корабль серии боевых ракетоносных экранопланов


2. ЛТХ:
Модификация Лунь
Размах крыла, м 44.00
Длина, м 73.80
Высота, м 19.20
Площадь крыла,м2 550.00
Масса, кг
пустого самолета 243000
максимальная взлетная 380000
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс 8 х 13000
Максимальная скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км 2000
Высота полета на экране, м 1-5
Мореходность, баллов 5-6
Экипаж, чел 10
Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит
Погода была отвратительная, поэтому фотографии блеклые, но уж что есть – то есть.
Фотографий опять будет много, и много однотипных.
Лунь располагается на доке, специально сконструированном для него, грузоподъемностью 500 тонн.



3. В отличие от «Орленка», «Лунь» не имеет шасси, только гидролыжу, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Поэтому ему и нужен сухой плавучий док.



4. Этот док буксирами выводится в залив, потом погружается на несколько метров (возможно погружение до 10 метров), и далее подвсплывший экраноплан идет своим ходом.



5. Общее впечатление от экраноплана: самолет, сделанный на судостроительном заводе по тем технологиям, которые они имели. Тем и уникальнее его способности.



6. Под этим обтекателем находится морская РЛС.



7. Лунь оснащен восемью двигателями кб Кузнецова. Такие же ставили на ИЛ-62, если я не ошибаюсь, правда, здесь их морской вариант, плюс поворотные сопла. Тип двигателя 8 ТРД НК-87. Тяга, кгс 8 х 13000.



8. Для меня осталось загадкой: почему только один двигатель закрыт такой решеткой?



9. Вид на сопла.



10.



11.



12.



13. Вид со стороны крыла.



14. С земли.



15. Если Лунь будут восстанавливать, то планируется заменить двигателя на те, которые стоят на недостроенном «Спасателе».



16. Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ) находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование для проведения испытаний и боевое, а также камбуз, туалет, каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием; в районе киля — электроэнергетичсская установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка. Экипаж экраноплана состоял из 7 офицеров и 4 контрактников (мичманов). Автономность его 5 суток.



17. Это вид снизу на пилон с двигателями.



18. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров). Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ) крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Скорость распространения волны давления, конечно, равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается с h<(lxV)/2v, где l — ширина крыла (хорда крыла), V — скорость звука, h — высота полёта, v — скорость полёта. Чем больше САХ крыла, ниже скорость полёта и высота — тем выше экранный эффект.

Например, максимальная дальность полёта экранолёта «Иволга» на высоте 0,8 м составляет 1150 км, а на высоте 0,3 метра с той же нагрузкой — уже 1480 км. Традиционно на скоростях полётов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла. Это даёт высоту порядка метра. Но у достаточно больших экранопланов высота полёта «на экране» может достигать 10 и более метров. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке, поэтому, чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости — тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление экранопланом требует специфических навыков.

Это вид из-под крыла на закрылки (или как их правильно называть?). После их опускания: именно такое положение они занимают, после этого двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды и начинает движение.



19. Вид на закрылки (или как их правильно называть?) с хвоста экраноплана.



20. Вид от корпуса в сторону законцовки крыла.



21. Вид на левое крыло.



22. Эти штучки настолько массивны и сделаны по корабельному,что диву даешься.



23. Устройство поворота и блокировки закрылков.



24. Левое крыло и поплавки на его конце.



25. Поверхность поплавка.



26. Он же со стороны корпуса.



27. Достоинства собственно экранопланов и экранолётов (экранолет отличается от экраноплана тем, что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты):
• высокая живучесть;
• достаточно высокая скорость;
• у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта;
• экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях;
• для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам;
• для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.;
• современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте, амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например, в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы;
• экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши;



28. Недостатки:
• одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц;
• управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков;
• экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью. Этого недостатка лишён экранолёт;
• хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива;



29. В последнее время история с экранопланами получила совершенно неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (за фактическим отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва». Члены комиссии предложили обратиться за помощью… к самим русским и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и министерства обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. А дабы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, любознательные янки предложили воспользоваться услугами американской фирмы под нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орленок».

Кто же входил в состав американского «десанта»? Руководитель делегации – полковник ВВС США Фрэнсис, возглавляющий программу создания перспективного тактического истребителя. Под его началом были видные специалисты из научно-исследовательских центров, в том числе из НАСА, а также представители авиастроительных компаний Америки. Среди них наиболее известной личностью был Берт Рутан, спроектировавший самолет нетрадиционной аэродинамической схемы «Вояжер», на котором несколько лет назад его брат совершил беспосадочный кругосветный перелет. Кроме того, в состав делегации, по словам присутствующих на показе представителей российских компетентных органов, входили лица, по долгу службы годами собиравшие всеми возможными способами сведения о советских экранопланах и впервые неожиданно получившие возможность увидеть своими глазами – и даже потрогать – объект своего пристального внимания.

В результате этих визитов, обошедшихся американским налогоплательщикам всего в 200 тысяч долларов, наши новые друзья смогут сэкономить несколько миллиардов и существенно, на 5 – 6 лет, сократить сроки разработки проектов собственных экранопланов. Представители США ставят вопрос об организации совместной деятельности для ликвидации своего отставания в данной области. Конечная цель – создание транспортно-десантного экраноплана взлетным весом до 5000 тонн для американских сил быстрого реагирования. На всю программу может потребоваться 15 млрд. долларов. Какая часть этой суммы может быть инвестирована в российскую науку и промышленность – и будет ли инвестирована вообще – пока неясно При такой организации переговоров, когда полученные 200 тысяч долларов не покрывают затрат ЦКБ и опытного завода в размере 300 млн. рублей на доведение до летного состояния «Орленка», рассчитывать на взаимовыгодность сотрудничества не приходится.

На сомнения о пользе такого рода контактов для государственных интересов России наводит и реакция ответственного чиновника Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ Андрея Логвиненко на неожиданное для него появление в Каспийске (одновременно с американцами) представителей прессы. Официально сославшись на соображения секретности, он пытался запретить журналистам вход на базу, а в последовавшей затем приватной беседе пояснил, что в его задачу входит недопущение утечки информации в печать о российско-американских контактах по поводу экранопланов, и добавил, что после отъезда американцев мы можем снимать и писать что угодно, но ни словом не упоминая об американском визите на бывший секретный объект.

Исходя из этого можно считать,что вещей, неизвестных нашему вероятному противнику, в этой парадоксальной технике уже нет.

Посмотрим на эти красивые обводы, как у быстроходного катера.



30.



31.



32. А это специальная защита (электро-химическая) от коррозии корпуса. Исключительно часто используемая в судостроении.



33. Для смягчения посадки используется гидролыжа. Благодаря этому экраноплан может взлетать и садиться при волнении до 5 метров.



34. Вид на гидролыжу с хвоста.



35. Шарнирное крепление гидролыжи.



36. Еще один вид на гидролыжу.



37. В конструкциях экранопланов можно выделить две школы: советскую (Ростислав Алексеев) с прямым крылом и западную (Александра Липпиша) с треугольным крылом (углом назад, то есть с обратной стреловидностью) с выраженным обратным поперечным V.

Схема Р.Е. Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Схема Липпиша включает средства снижения избыточной устойчивости (крыло с обратной стреловидностью и обратное поперечное V), что позволяет снизить недостатки балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.

Вид на хвостовое оперение.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    2 октября 2013 08:23
    "Хороша Маша, да не наша!" Идея хороша, но тех. обслуживание очень не простое и не дешевое удовольствие его( их! ! ! ) содержать.
    1. +23
      2 октября 2013 09:47
      Любой корабль дорого содержать. Но в этом случае это оправдано - мощность оружия, как у ракетного крейсера, а размер на порядок меньше, тактические возможности - аж дух захватывает. Если построить такой же с применением новых технологий, я уверен, будет дешевле, чем построить и содержать ракетный крейсер.
      1. Бурелом
        +6
        2 октября 2013 11:20
        Цитата: 17085
        мощность оружия, как у ракетного крейсера
        Какой там ракетный крейсер?6 Москитов это как у малого ракетного корабля
        1. +1
          2 октября 2013 12:36
          Шесть ПУ - у малого ракетного? Вы ничего не путаете?
          1. +7
            2 октября 2013 14:35
            Цитата: 17085
            Шесть ПУ - у малого ракетного? Вы ничего не путаете?

            Малые ракетные корабли:
            1) Проект 1234 (600 тонн) - 6 ПКР П-120 "Малахит"
            2) Проект 1240 (342 тонны) - 4 Малахита
            3) Проект 1241 (380-470 тонн) - 4 "Малахита" или "Москита"
            Ракетные крейсера
            1) Проект 1164 Атлант - 16 ПКР базальт или Вулкан
            2) Проект 1144 - 20 ПКР "Гранит"
            При этом бБазальты/граниты летят на 550-700 и даже 1000 км (Вулкан) а Москит - на 120 км
          2. Бурелом
            +1
            2 октября 2013 18:36
            8 ПУ с ракетами Москит у МРК проекта 1239.12 ПУ с ракетами Оникс у МРК проекта 1234.7 "Накат"
          3. Бурелом
            0
            2 октября 2013 18:38
            8 ПУ с ракетами Москит у МРК проекта 1239.12 ПУ с ракетами Оникс у МРК проекта 1234.7 "Накат"
        2. +2
          2 октября 2013 20:23
          а если вместо "москитов", что нибудь посерьезьнее поставить, "гранит" или "базальт", и не один. Каково заиграет, а???
      2. +3
        2 октября 2013 17:11
        Хотя и поставил за цитату плюсик, но с крейсером сравнивать как-то некорректно, т.к. у этих боевых единиц совершенно различная тактика и принципы боевого использования. Расписывать не буду, т.к. присутствующие на форуме в состояние додумать сами...
      3. +3
        3 октября 2013 00:54
        Ребята, хоть заминусуйте совсем, но не возьмут его на вооружение! Посмотрите, что делается, казалось бы, с простыми гос.заказами вооружения? Конечно, я "ЗА" принятие, но обстоятельства, к сожалению, выше нашего хотения или не хотения.
        1. +1
          3 октября 2013 12:12
          Цитата: a.s.zzz888
          Конечно, я "ЗА" принятие, но обстоятельства, к сожалению ...
          оно конечно так, но за нагнетание песимизма надоть не минусик ставить, а в угол! am
  2. +28
    2 октября 2013 09:18
    Спасибо за статью. На фотографии зря наговариваете - получилось отлично! good
    Очень жаль, что и эти наработки стали достоянием "товарищей" из стана заклятого друга. angry

    Вечная память гениальному советскому конструктору, творцу дивных аппаратов - судов на подводных крыльях и экранопланов - Ростиславу Евгеньевичу Алексееву.
  3. vietnam7
    +5
    2 октября 2013 09:27
    В 99-м видел орленка в Каспийске, впечатлил, конечно, до этого про него в технике молодежи читал, правда уже тогда он какойто поджарвленный был и краска в некоторых местах облазила. В гугл планета искал его - стоит родимый! Сейчас заглянул - одни фото от него, куда дели орленка?
    1. +6
      2 октября 2013 10:43
      Орленок стоит в Москве, на химкинском водохранилище, захарковский залив, прямо напротив северного речного вокзала. Посмотрите по викимапии)
      1. +1
        4 октября 2013 03:32
        Лунь
        42.881872,47.656524
        Орленок
        55.8516,37.4561
        ВВА-14
        55.8334,38.1810
  4. Xmypp
    +11
    2 октября 2013 09:36
    Великое творение великой державы.
    Больше сказать нечего.
  5. avt
    +4
    2 октября 2013 09:40
    Згноили и аппараты и тему . Теперь вот по чуть чуть легкие мелкой серией делают .Но это уже больше на моделист конструктор ,или это вы можете похоже чем на серьезную работу.
    1. +2
      2 октября 2013 13:14
      А, может, и не "сгноили" ещё до конца, в смысле - тему. Где-то, не помню точно где, "зафиксировал" инфу в виде высказывания: "Россия может вернуться к строительству больших экранопланов". Возможно Рогозин где-то "оборонил", на него похоже. Дай бог, как говориться.
  6. +4
    2 октября 2013 09:41
    Спасибо за статью, фото просто уникальные.
  7. +4
    2 октября 2013 09:52
    Мда, возвращение 90-ых, опять отдадут все американцам за гроши.
  8. Обер
    +4
    2 октября 2013 10:10
    Да уж, в своё время боевые экранопланы, наряду с ПЛАРК и самолётами-ракетоносцами должны были составлять основу сил противодействия штатовским АУГ.
    Но тут перестройка и понеслось :(
    1. +5
      2 октября 2013 10:40
      Насколько я помню экранопланы зарубили до перестройки, вроде основной конфликт был в том что морское и авиационное ведомство не могли разобраться к кому из них новый вид техники относится. + тогда на ракеты полагались, вот и ушли в пустоту многие военные проекты.
      1. +4
        2 октября 2013 14:55
        Все Революционное очень трудно находит свою нишу. Тем более у военных, которые придерживаются консервативных взглядов, и это оправдано, но свежий взгляд пусть и с оговорками должен иметь свое место в нормальной армии. Пример: армия гитлеровской германии, с их механизированными дивизиями. Вот кто много ставил на техническое превосходство, но увлекся вундервафлями и потеряли связь с реальностью.
        Почему-то в 90-х очень любили хаять Экранопланы, и не экономичные и тупиковая ветвь. Причем доказательства приводили весьма серьезные люди, но экраноплан это не самолет и не корабль, может быть поэтому не стоит его судить однобоко.
  9. +7
    2 октября 2013 10:18
    Аэродинамическая компоновка, как подтверждает автор статьи вызывает сложности по поддержании центровок, особенно в момент запуска ракет, если только он возможен из экранного режима, а не из глиссирующего. Это требует высокого уровня подготовки экипажа и присутствие человеческого фактора. К сожалению недалекий и технически неграмотный первый президент РФ ("Уральский самородок") сильно подорвал более перспективное направление-ЭКИП. Это уже уровень экранолета. Было образовано российско- французское сотрудничество и на сегодняшний момент вся информация закрытого характера по инициативе партнеров. Параллельно с этой темой ушла из поля зрения и тема аквазина. Топлива с основой воды, о чем вполне могли позаботиться нефтяные лобби.
  10. +1
    2 октября 2013 10:38
    Лунь красавец. Грозная машина. Автору уважение, хорошая статья, красивые фотоматериалы.
  11. biglow
    +2
    2 октября 2013 10:52
    может в этой области появились новые разработки, пускай даже и теоретические и поэтому решили америкосам слить старье , пусть тратят время и деньги
  12. +2
    2 октября 2013 12:42
    Недостроенный спасатель стоит в готовности 80-90% на Нижегородском судостроительном заводе ВОЛГА. Я его в живую наблюдал 4 года назад.....директор говорил, что Шойгу от него тогда отказался....и они ждут решения....на меня это чудовище произвело несгладимое ощущение мощи и ужаса....))
  13. +6
    2 октября 2013 12:52
    К достоинствам можно отнести и ещё одно:
    Экраноплан нельзя сбить ракетой ПВО (они срабатывают на определённую высоту полёта объекта)и ПКР (рассчитаны на определённую скорость корабля).
    1. +2
      2 октября 2013 14:37
      Цитата: Evgeniy-111
      Экраноплан нельзя сбить ракетой ПВО

      Это было раньше, сейчас - уже можно
  14. +3
    2 октября 2013 13:01
    Вот это полет мысли СОВЕТСКИХ конструкторов hi
  15. +7
    2 октября 2013 13:09
    Когда учился в технаре был препод который этот лунь испытывал на каспии. Так он рассказывал что на испытаниях хвост оторвало так они спокойно без хвоста да базы дошли. Высота полёта на форсаже двигателей около 2 км.Задумавался он как десантно-грузовой а ракеты уже потом поставили по заказу МО.Для разгона нужны почти все движки но на крейсерской скорости хватает половины.А так ещё кино про него есть Чёрный парус называется.
    1. 0
      4 октября 2013 03:43
      Хвост оторвало у первого Орлёнка, который был из неподходящего сплава.
      Высота его же метров 300.
  16. ramsi
    0
    2 октября 2013 13:30
    я вот так и не понял, а что у него с мореходностью без полёта (да и с полётом тоже)?
  17. +3
    2 октября 2013 13:33
    Он даже в таком состоянии КРАСАВЕЦ.Надо развивать этот проект.Не давно был док.фильм о КБ под руководством Алексеева,думаю ещё не все кадры потеряны.
    1. 0
      4 октября 2013 03:51
      google.ru/search?q=МГС+СМБ
  18. +5
    2 октября 2013 14:29
    А наши продажные чиновники,готовы мать родную продать ради наживы и очередной раз западную задницу лизнуть.
  19. +5
    2 октября 2013 14:37
    Боевые ракетоносные экранопланы- планомерно загубленный проект,в угоду'миролюбивого' НАТО(как впрочем и множество других).
  20. +5
    2 октября 2013 15:41
    В детстве часто с пацанами ходили на море(Каспий) и со стороны г.Махачкала на удалении 5-7 км от берега летали как мы их называли гидросамолеты,так их аж на берегу было слышно очень даже не хило,к 90-му году все затихло и самолеты больше не появлялись.
  21. +5
    2 октября 2013 16:09
    Спасибо лидерам перестройки........
  22. Индеец Джо
    +1
    2 октября 2013 16:28
    Отличная статья, спасибо за интересный материал!
  23. +3
    2 октября 2013 18:05
    конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва». Члены комиссии предложили обратиться за помощью… к самим русским и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и министерства обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения,

    Вот американцы долго не размышляют на тему "надо или нет" и быстро заслали гонца!
    А мы в место того что бы стать первыми и торговать такими машинами по всему миру,высасываем причину для отказа!
    Браво,так и будем волочить в хвосте.............а еще через лет 10 купим у Китая наше изобретение
    1. негоро
      +1
      3 октября 2013 23:47
      Судя по действиям г.Логвиненко он уже всё продал и свои 30 сребрянников получил.
  24. +1
    2 октября 2013 20:43
    Первый раз прочитал об экранопланах в журнале, если не ошибаюсь, "Техника молодежи", очень и очень давно. Жалко что проект практически на халяву достался вероятному "другу".
  25. +5
    2 октября 2013 23:38
    странно что его не попилили , в благоразумие ельцина как то не верю ,видимо просто подзабыли
  26. рядомпробегал
    +1
    4 октября 2013 21:48
    Огромное СПАСИБО автору за великолепные фото. Честно говоря, думал, что уже ни одного экраноплана в РФ не осталось, еще в 90е все продали да распилили.
    Тех, кто "зарубил" столь перспективную тему стоило бы расстрелять по статье "измена Родине". Ибо более интересного вида оружия/спасателя на сегодняшний день просто не существует. При нынешних технологиях двигателестроения, электронного управления полетом, наличия новых ПКР - такая платформа как экпаноплан - однозначный перевес над "заклятыми друзьями" на порядок, а то и поболее. И нафик не нужны ракетные крейсера. Стая экранопланов гораздо эффективнее чем любой крэйсер и практически "мнгновенно" доставит северного пушного зверька любой АУГ в любой точке мирового океана. wink
    Преимущества экраноплана в качестве спасателя также очевидны.
    Повторюсь, но пренебрежение экранопланами, иначе чем преступлением не назовешь.