Лазеры в авиации

Лазеры в авиации


Сегодня лазерные технологии в системах оптико-электронного подавления обеспечивают эффективное противодействие зенитным ракетным комплексам противника. Над их созданием работают специалисты КРЭТ.


Появившиеся в середине прошлого века лазеры сыграли такую же роль в жизни человечества, как ранее электричество или радио. Это открытие обеспечило новые возможности в промышленности, медицине, различных научных направлениях – от генной инженерии до нанотехнологий.

Лазерные технологии давно применяются и в военном деле. Речь идет не об экзотическом оружии из фантастических фильмов, все гораздо реалистичнее: дальномеры и целеуказатели, аппаратура аэрокосмической навигации, а также комплексы защиты самолетов и вертолетов от управляемых ракет. В настоящее время лазерные системы оптико-электронного подавления обеспечивают надежное и эффективное противодействие современным переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК).

ЛОВУШКИ ДЛЯ «УМНЫХ» РАКЕТ

Первые образцы ПЗРК с управляемыми ракетами были разработаны в 1960-х годах.

Их появление изменило принцип ведения военных действий. Еще в середине 1960-х годов штурмовики и боевые вертолеты могли смело действовать над полем боя. Ствольная артиллерия противовоздушной обороны не могла дать необходимый отпор, а зенитные ракеты на малых высотах просто не работали.

В конце 1960-х годов были созданы переносные комплексы, стрелявшие ракетами, имевшими инфракрасные головки самонаведения. Ракеты реагировали на тепло, выделяемое авиационными двигателями, и били точно в цель. Кстати, согласно статистике за последние 25 лет около 90% потерь летательных аппаратов в ходе боевых конфликтов связано с применением управляемых ракет с инфракрасными (ИК) головками самонаведения.

Авиаторы стали искать защиту от тепловых головок самонаведения. Было предложено ставить на все летательные аппараты тепловые ловушки, или, другими словами, ложные тепловые цели. При отстреле они создавали вокруг самолета или вертолета тепловую завесу, таким образом сбивая «умную» ракету с толку.

Вначале подобная защита оказалась настолько эффективной, что все боевые летательные аппараты во всем мире оснастили такими отстреливающимися тепловыми ловушками. Сегодня они служат лишь эффектным зрелищем: фейерверком из таких ловушек можно полюбоваться на любом авиашоу.



Современные ракеты уже не реагируют на яркое «шоу» ловушек. Ракеты стали «умнее», их система наведения мгновенно анализирует новые цели и направляет ракету вдогонку удаляющемуся тепловому пятну, то есть самолету, и не обращает внимания на яркие, кружащиеся на месте цели-ловушки. В связи с этим военные задумались о том, как защитить боевые самолеты и вертолеты.

Специалисты разных стран пришли к выводу, что наиболее эффективным средством, способным защитить авиацию от ПЗРК новых поколений, являются высоконаправленные лазерные системы защиты, получающие команды от более сложных систем предупреждения о ракетном нападении.

ЛАЗЕР ДЛЯ ОБОРОНЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ


Такие лазерные системы должны отслеживать угрозу и направлять энергию кодированного лазерного многополосного излучения непосредственно на головку самонаведения. Тем самым будет обеспечен срыв наведения и промах ракеты.

У нас в стране за разработку бортовых лазерных систем защиты от ПЗРК взялись ведущие предприятия ОПК, а головным руководителем разработки нового комплекса стал Научно-исследовательский институт «Экран», входящий в структуру Ростеха – КРЭТ.

За короткий срок были разработаны и изготовлены экспериментальные образцы, проведены заводские испытания, которые подтвердили высокую эффективность лазерной системы. В отличие от зарубежных монохромных аналогов в отечественной системе защиты используется многоспектральный источник лазерного излучения, перекрывающий рабочий диапазон головок самонаведения ракет всех известных типов.

Уже в 2009 году комплекс, получивший имя «Президент-С», был собран в окончательном варианте. Во время испытаний по различным авиационным целям, прикрытым комплексами «Президент-С», производились стрельбы из лучших в мире ракет – ПЗРК «Игла». Все ракеты после включения комплекса уходили в сторону от цели и самоликвидировались.

Вот как образно описал работу нового комплекса профессор Александр Кобзарь, гендиректор предприятия «Зенит», который также участвовал в разработке: «В системе управления ракеты возникает фантомный образ цели, который ее электронный «мозг» воспринимает в качестве основной цели. Появляется некая запредельная виртуальная реальность, которая настойчиво манит к себе. Ракета устремляется в пустое пространство, где в расчетное время самоликвидируется».

На сегодняшний день «Президент-С» не только прошел весь комплекс государственных испытаний, он принят на вооружение и запущен в серийное производство. Согласно правилам ни один новый вертолет, предназначенный для эксплуатации в горячих точках, не может быть отправлен в войска без установленного комплекса активной защиты от ПЗРК.

НА ЗАЩИТЕ «ПРЕЗИДЕНТ»

По словам генерального директора НИИ «Экран» Владимира Бутузова, «Президент-С» может работать без вмешательства пилота или оператора: «Система просто информирует пилота о ракурсе атаки, принятых мерах противодействия, а также об оставшихся средствах защиты – комплекс работает автоматически».

В состав «Президента-С» включена станция активных радиолокационных помех (САП), которая подавляет РЛС обнаружения и наведения противника, а также управляемые ракеты с радиолокационными головками самонаведения.
В системе широко используются методы цифровой обработки радиолокационных сигналов и формирования ответных помех. Таким образом, станция способна обеспечить защиту летательного аппарата в сложной радиолокационной обстановке при наличии угроз от нескольких одновременно работающих радиолокационных систем управления.


Бортовой комплекс обороны «Президент-С»


Аппаратура комплекса «Президент-С», которая конструктивно представляет собой отдельные блоки, может размещаться как внутри фюзеляжа самолета или вертолета, так и на внешних узлах крепления.

Лазерная система имеет массу 64 кг, рабочий сектор 360° по азимуту и 90° по углу места и состоит из твердотельного лазера, оптико-механического блока с одной передающей головкой и блока управления и питания.

Система способна подавлять не менее двух одновременно атакующих ракет и действует во всех ИК-диапазонах. Она работает по схеме обратной связи «самолет – ракета». При этом определяется тип ракеты, также возможно слежение за ней, наведение лазерного луча и определение момента срыва наведения для обеспечения отражения следующей атаки в случае многократных угроз.

На сегодняшний день НИИ «Экран», входящий в КРЭТ, является головным предприятием в области создания многофункциональных интегрированных бортовых комплексов обороны, предназначенных для защиты летательных аппаратов от управляемых ракет.
Первоисточник:
http://rostec.ru/news/4514820
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти