Москва взялась за Арктику всерьёз?

29
Совет Безопасности Российской Федерации на прошедшей неделе провёл заседание в Ненецком автономном округе, посвященное освоению Русской Арктики. Арктика для России важна не только тем, что её суровые условия защищают наш северный рубеж от возможных действий врага, не только своими природными богатствами, но и уникальными транспортными возможностями.

В последнее время зона Крайнего Севера неожиданно стала «сферой интересов» многих государств, даже тех, у кого нет выхода к Северному Ледовитому океану. Можно сказать, что сказывается гибель СССР, который был настоящей сверхдержавой и плотно контролировал этот регион. Кроме того, если оправдаются прогнозы о «глобальном потеплении», то Северный морской путь может получить вторую жизнь. Поэтому на Западе и Востоке пошли рассуждения не только об освоении шельфов, но и о выводе Севморпути из под юрисдикции РФ.

Эта морская магистраль, при дальнейшем таянии льдов, станет настоящей альтернативой пути, проходящего через Суэцкий канал, к тому же более коротким и безопасным (т. н. «сомалийские пираты») путём. В страны Юго-Восточной Азии. Пекин уже проявлял заинтересованность в такой магистрали, это бы сократило расходы, сделало путь более безопасным, создало бы альтернативный путь, повысив стратегическую устойчивость Поднебесной. Так, Севморпуть по сравнению с трассой, идущей через Суэцкий канал, меньше на 2440 морских миль, по времени короче на 10 суток, это приводит к экономии около 800 тонн на среднестатистическое судно.

Москва взялась за Арктику всерьёз?

Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный).

России, чтобы не утерять свои позиции в регионе, надо повышать активность своих действий в области экономики, геологоразведки, военной сфере. По словам главы СБ РФ Николая Патрушева, взятым из его интервью «Российской газете»: «Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в XXI веке». Совещание СБ предварило международную конференцию, которая пройдет на борту ледокола "Ямал" и будет посвящена вопросам международного сотрудничества в регионе и транспортным и экологическим проблемам.

По словам Патрушева, Арктика, при доле населения меньше 1%, даёт продукцию, которая обеспечивает около 20% ВВП РФ и при этом составляет более 22% экспорта России. В районах Крайнего Севера России добывают 95% природного газа, 75% нефти, основную часть платиноидов, золота и алмазов, никеля, олова. В настоящее время правительство РФ проводит большую работу по выполнению Основ государственной политики РФ в Арктике до 2020 года, которые приняли на заседании Совбеза России в августе 2008 года. По словам Патрушева, разработка Арктической стратегии России уже завершается, причём: «Основным условием укрепления национальной безопасности является повышение конкурентоспособности России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в первую очередь за счет использования Северного морского пути». Суда будут не только проводить, но и создадут транспортно-логистические комплексы, развитие транспортной инфраструктуры увяжут с задачами военной и пограничной безопасности, особое внимание уделят вопросам экологии – необходимо ликвидировать свалки мусора, образовавшиеся за предшествующие десятилетия.

По оценкам Совбеза, уже в 2012 году общий объем грузопотока по Севморпути может превысить 5 млн. тонн, в последующие годы грузооборот может вырасти в 10 раз. В соответствии с планами ресурсодобывающих корпораций, которые заняты в освоении месторождений полуострова Ямал, развитии Дальнего Востока и Сибири, новая арктическая морская транспортная система должна будет обеспечить объем грузоперевозок по Севморпути к 2020 году до 64 млн. тонн и к 2030 году - до 85 млн. тонн.

Недавно Россия ещё раз доказала экономическую эффективность Севморпути – под контролем министра транспорта Игоря Левитина завершилась проводка 2-х российских новых танкеров ледового класса тоннажом 70 тыс. тонн в Юго-Восточную Азию. Правда, для развития экономических, транспортных возможностей Северного морского пути необходимо немедленно обновить русский ледокольный флот: в настоящее время на Севере действуют 10 линейных ледоколов (6 атомных и 4 дизельных), из атомных ледоколов только два не выработали свой ресурс – «50 лет Победы» и «Ямал». Согласно программе «Развития транспортной системы России в 2010 - 2015 годы», планируют построить 3 линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт и 1 универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт.

Сообщил Патрушев и о проблемах речного флота: большая часть парка судов построены еще в СССР, так, свыше 70% судов имеют срок службы более 20 лет, они морально и физически устарели; подобная ситуация и парком судовых двигателей – более 50% двигателей нуждаются в замене или капитальном ремонте; ощущается нехватка судов, готовых работать на глубинах от полуметра, в том числе экранопланов и судов на воздушной подушке, программы создания таких судов подкосил развал СССР. Рассказал глава Совбеза и о развитии автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, так, будет реконструирована автомобильная дорога федерального значения М-18 «Кола» от Северной столицы РФ через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией. Она соединит Мурманский морской порт с центральной Россией и балтийскими портами.



Военный аспект

Интервью Патрушева дополняют заявления российских военных чинов. Главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий сообщил, что российским интересам в Северном регионе угрожают ВМС стран НАТО, Китая, Японии, Южной Кореи и даже Индонезии и Малайзии. Как отметил адмирал, действия этих стран приобретают «системный, коалиционный характер». Главком ВМФ отметил также, что в ответ на эти угрозы идёт модернизация Тихоокеанского и Северного флотов, при этом попросил морскую коллегию РФ принять решение об обеспечении базирования Военного флота России в ряде портов Арктики, среди них он назвал следующие порты - Диксон, Дикси и Певек.

Начальник штаба ВДВ генерал-лейтенант Николай Игнатов сообщил, что подразделения «крылатой пехоты» могут быть развёрнуты в Арктическом регионе в составе межвидовой группировки войск. Эта возможность обсуждается в Генеральном штабе РФ: «Как только проработка завершится, проект будет должен руководству Минобороны и точка в этом вопросе будет поставлена», сообщил начштаба ВДВ. Ещё раньше была озвучена новость о создании двух «арктически бригад», сообщение было озвучено 1 июля министром обороны РФ Анатолием Сердюковым - одной из них будет 200 Отдельная Мотострелковая Печенгская им. Кутузова бригада в Мурманской области.

Наши соседи по Арктике также не дремлют: ВМС Канады приняли решение о реализации в полной мере программы строительства патрульных кораблей ледового класса. По этой военно-морской программе будет куплено до 8 кораблей - сумма контракта 3,3 млрд. долларов, ещё большая сумма - 4,5 млрд. долларов - уйдёт на обеспечение их деятельности в течение 25-летнего срока эксплуатации кораблей. Программа имеет приоритетный характер, так, рассматривалась возможность сократить количество кораблей до 6, в связи с проблемами финансового характера, но решили, в связи с важностью, соблюсти интересы Канады в Арктике, не «резать» её. Первые корабли должны вступить в строй в 2014 году. Кроме того, Канада регулярно проводит военные манёвры «Нанук», в них участвую силы ВВС, ВМС и канадские рейнджеры.

По мнению профессора Академии военных наук, директора программы по обычным вооружениям ПИР-центра Вадима Козюлина, уже сегодня можно говорить о противостоянии России и Северо-Атлантического Альянса в борьбе за богатые шельфы Арктики. Хотя пока все заинтересованные стороны говорят о «мирном решении» возможных споров в Арктике, фронт возможного конфликта постепенно складывается.

Что может сделать Россия, чтобы удержать свои позиции и даже укрепить их? В принципе, глава Совбеза РФ Патрушев, представители военного ведомства России уже озвучили правильные направления работы: экономическое развитие региона, его коммуникаций, модернизация Тихоокеанского и Северного флотов, создание «межвидовой группировки» войск, готовой отстоять интересы нашей Родины в условиях Крайнего Севера. Теперь только надо выполнить, слова дополнить реальными делами.



Источники:
http://topwar.ru/6021-holodnaya-arkticheskaya-voyna.html
http://topwar.ru/3293-ob-arkticheskoj-probleme.html
http://www.rg.ru/2011/08/08/patrushev.html
http://www.rg.ru/2011/07/28/voiska-site-anons.html
http://rus.ruvr.ru/2011/07/27/53806251.html
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    9 августа 2011 09:53
    Жалкие потуги! В славные 50-70-е годы жизнь в Арктике кипела! Мой отец летал штурманом в Полярной авиации и много рассказывал об этом. Постоянно проводились караваны судов, ежедневно совершались десятки самолёто-вылетов на ледовую разведку, аэрофотосъёмку, обеспечение многочисленных геологоразведочных партий и метеостанций, ведение специальной разведки нефтяных и газовых месторождений, санитарные, почтовые рейсы и т.д. Активно велось строительство. Были развёрнуты значительные силы и средства ПВО, ВВС, ВМФ. А сейчас всё брошено! Какая модернизация флота, если за 15 последних лет боевой состав ВМФ уменьшился в 10 раз?! У правящей клики разработана программа переселения людей, прозябающих в нищите на "северах", в другие районы. Ничего эта партия воров и преступников делать не будет! Высосут всё до капли из того, что создано в советский период и свалят за бугор, где спрятаны наворованные миллиарды.
    1. +3
      9 августа 2011 10:02
      полковник,Отчасти с вами согласен.Но нам простым людям,остается только надеяться ,что все будет ,как они "росписали".Ну и соответственно идти обязательно на выборы,чего я принципиально никогда не делал.
    2. zardoz
      0
      9 августа 2011 22:20
      полковник,
      А про спутники Вы не слышали - это я о разведке. А по поводу состава ВМФ - вроде ж уже начали поступать корабли, мало но поступают. И с каждым годом по идее поступление будет увеличиваться.
  2. olifus
    0
    9 августа 2011 10:10
    Цитата: Max79
    Ну и соответственно идти обязательно на выборы,чего я принципиально никогда не делал.

    а будет кандидатура (партия) за кого захочется проголосовать?
    1. 0
      9 августа 2011 10:38
      olifus,Думаю,да.Ну не оставлять же надежду Путину-Медведеву,снова баллотироваться в президенты.
      1. jamert
        -2
        9 августа 2011 10:44
        а спорим на бутылку коньяка что президентом снова станет один из них? wink
      2. olifus
        0
        9 августа 2011 12:30
        Цитата: Max79
        Думаю,да.Ну не оставлять же надежду Путину-Медведеву,снова баллотироваться в президенты.

        назовите мне хоть одного более менее достойного кандидата способного набрать 5-10%, помимо выше озвученного тандема.
        1. +2
          9 августа 2011 12:31
          Пойду на зло всем за КПРФ голосовать.Не за Прохорова же winkАльтернативы нет.Было бы против всех-поставил бы против всех!
          1. olifus
            +2
            9 августа 2011 12:33
            Цитата: Max79
            Пойду на зло всем за КПРФ голосовать.Не за Прохорова же

            я склоняюсь поступить так же, дабы "отсечь" голоса от едросов.
          2. +2
            9 августа 2011 16:17
            У меня точно такая же мысль, лучше уж за КПРФ, чем за всеми "любимую" партию
  3. +2
    9 августа 2011 11:39
    И споить то никто не будет - альтернативы нет
  4. +2
    9 августа 2011 12:44
    Нет доверия едросне,Прохоров гоу в Куршавель.
    Даёшь народную партию у власти!
    1. olifus
      +1
      9 августа 2011 12:56
      Цитата: фигвам
      Даёшь народную партию у власти!

      при всем "богатстве выбора" на данный момент самая народная, это КПРФ.
      1. +1
        9 августа 2011 12:58
        Правильно понимаете.
  5. +3
    9 августа 2011 14:25
    фигвам,
    olifus,Я с вами солидарен!!!Прохоров гоу но lol
    1. olifus
      0
      9 августа 2011 16:34
      Max79, но самое ужасное, что "зазомбированных" телевизором о прекрасной жизни под знаменами едросов во главе с медвепутом, очень много в нашей и они как стадо пойдут ставить галочку напротив их партии-кандидата.
      1. 0
        9 августа 2011 17:45
        olifus,Согласен.Многие не разбираются лишь бы сходить.Прекрасная жизнь только на бумаге и на устах помойных чиновников.
  6. mitrich
    0
    9 августа 2011 17:08
    И вновь продолжается бой,
    И сердцу тревожно в груди,
    И Ленин - такой молодой,
    И юный Октябрь впереди!

    Че тут думать-то - взять все и поделить wink !
  7. Goldy
    0
    9 августа 2011 17:38
    кпрф кпрф кпрф.многие говорят что жизнь при советах была лучше
    1. olifus
      +1
      9 августа 2011 17:40
      Цитата: Goldy
      кпрф кпрф кпрф.многие говорят что жизнь при советах была лучше

      а многие это помнят fellow
      1. SuperDuck
        0
        9 августа 2011 17:49
        Это кому как на самом деле. Я знаю многих людей которые сейчас себя чувствуют в экономическом плане по крайней мере куда лучше. Но блин как только ты не можешь работать и зарабатывать то сразу система етбя топчет в грязь, тут безусловно СССР обеспечивал на порядки лучшую социальную защиту. Хотя я помню и много плохого конечно, впрочем я не могу быть совсем объективным, когда СССР не стало мне было 16 и жизнь моя только начиналась, я повзрослел на бардаке 90-х, я занимался контрабандой, был браконьером, торговал на рынке и пахал на стройке за копейки я подорвал здоровье на этом деле и слава богу пока молодой восстановился полностью, теперь у меня хорошая и высокооплачиваемая работа, семья и отсутствие материальных проблем, но таких как я немного, особенно в Украине.
        Я скажу так, что при СССР у меня бы было наверное меньше возможностей самореализации чем я имею сейчас, и мой уровень жизни был бы наверное ниже. Но глядя на пенсионеров ... я их не осуждаю.
        1. -1
          10 августа 2011 07:24
          Дружище, мы не вправе их осуждать. Они всю свою жизнь и здоровье угрохали на то, чтобы их дети жили в самой лучшей стране и были счастливы.
          Они так думали и им это говорили! А по другому думать им и говорить,попросту,запрещали. Твоё отличие от них в том, что ты можешь об этом говорить и не бояться, что тебя вызовут на "комиссию". А, вообще, жизнь у тебя КИПУЧАЯ. Молодец!
      2. -1
        10 августа 2011 07:15
        Память человеческая, вообще, вещь короткая. И защитное свойство человеческого организма есть ещё и в том, что память фильтрует прошлое , оставляя только положительные эмоции.
    2. +1
      10 августа 2011 07:09
      В том-то и дело, что говорят...Говорят, в основном, РЕБЯТИШКИ с подачи взрослых дядей из КПРФ и пенсионеров. Мне памятно время, когда мы счастливые и довольные ( живём ведь в самом справедливом обЧестве!) размахивали портянками талонов на продукты и радовались удаче прихватить, по случаю, пару кусков хоз. мыла. А изобилие продуктов на полках в виде трёхлитровых банок с берёзовым соком многие из этих РЕБЯТИШЕК видели?А коррупция так же процветала,родимая,но была более спрятана т.к. меньшее кол-во паскудной части населения было у кормушки и чкол-во это именовалось гордо - РУКОВОДСТВО КПСС !В то время когда з.п. в среднем была 100-120-руб., одному ОБХССнику совали взятку в пять миллиардов (!) деревянных(!) А КПРФ - это та же КПСС, только обмазанная кремом от морщин.
  8. -1
    9 августа 2011 19:00
    Вот как не вспомнить Сталина который реально уже тогда понимал значение этого региона.
    А по поводу СССР (которого уже как 20 лет нет) слушайте товарищи, а что вы сравниваете его достижения мы простите целое поколение уже на месте топчимся все не знаем по какому пути нам двинутся; меня от слова реформы уже тошнит (чего только пенсионые поползновения стоят)
    Вспоминается анекдот : просматривая журнал форбс понимаешь какой богатый страной был СССР.
    Ну а по поводу выборов как это ни странно общаясь иногда с простыми людьми которые то и про интернет то не слышали так вот они очень многие очень опять пойдут за путина и за едро вот так-то товарищи.
    Терпение безгранично вы вспомните собственно как СССР развалился
    Где эти путчи где эти демонстрации все в москве были у нас в это время (в оренбургской области) все тихонько было смотрели по телевизору как страна рушится, а нужно было всем собраться да всю кодлу в москве подавить.
  9. +1
    9 августа 2011 19:55
    Нет, друзья, к коммисарам я возвращаться не хочу. Натерпелись от них по самое "нихочу" Кто не попадал под партийную ком. жатку, тот ничего не знает о коммунистах!
    1. olifus
      +1
      9 августа 2011 20:05
      Цитата: Виктор
      Нет, друзья, к коммисарам я возвращаться не хочу. Натерпелись от них по самое "нихочу" Кто не попадал под партийную ком. жатку, тот ничего не знает о коммунистах!

      ни кто не говорит о возвращении коммунистического режима, да и не возможно это сейчас - не прокатит, да и сам Зюганов не двигает лозунгов подобных начала прошлого столетия. я буду голосовать за кпрф и Зюганова по двум причинам: оттянуть хоть один голосс от едросов с медвепутом и вторая причина, из всех начавшихся предвыборных речей, он один говорит наиболее правильные речи (а то уже от вида айфона с речами о модернизации тошнит).
  10. mitrich
    -1
    9 августа 2011 21:43
    OLIFUS,
    а вот я буду на выборах в Думу голосовать за КПРФ(поскольку мое глубокое убеждение, что депутаты должны вечно бренчать и критиковать, это нормально), а президентом предпочту Путина. А если выдвинется нынешний, пойду на участок, зарегистрируюсь(чтоб за меня не голоснули) и нарисую жопу. Такова моя политпозиция.
    1. -1
      10 августа 2011 07:27
      Митрич, дружище, - молоток! Мыслишь, как стратег!!! Жму лапу!
  11. mitrich
    -1
    9 августа 2011 21:58
    Который уже день стараюсь читать эл. семитомник В.И. Варенникова "Незабываемое". Поистине МУЖИК и ЛИЧНОСТЬ, с какой стороны ни смотри, всем советую, чтение интереснее, чем что-то там 1800 года.
    А раз ОН уважал Путина - значит, и я уважаю.