Москва взялась за Арктику всерьёз?

Совет Безопасности Российской Федерации на прошедшей неделе провёл заседание в Ненецком автономном округе, посвященное освоению Русской Арктики. Арктика для России важна не только тем, что её суровые условия защищают наш северный рубеж от возможных действий врага, не только своими природными богатствами, но и уникальными транспортными возможностями.

В последнее время зона Крайнего Севера неожиданно стала «сферой интересов» многих государств, даже тех, у кого нет выхода к Северному Ледовитому океану. Можно сказать, что сказывается гибель СССР, который был настоящей сверхдержавой и плотно контролировал этот регион. Кроме того, если оправдаются прогнозы о «глобальном потеплении», то Северный морской путь может получить вторую жизнь. Поэтому на Западе и Востоке пошли рассуждения не только об освоении шельфов, но и о выводе Севморпути из под юрисдикции РФ.


Эта морская магистраль, при дальнейшем таянии льдов, станет настоящей альтернативой пути, проходящего через Суэцкий канал, к тому же более коротким и безопасным (т. н. «сомалийские пираты») путём. В страны Юго-Восточной Азии. Пекин уже проявлял заинтересованность в такой магистрали, это бы сократило расходы, сделало путь более безопасным, создало бы альтернативный путь, повысив стратегическую устойчивость Поднебесной. Так, Севморпуть по сравнению с трассой, идущей через Суэцкий канал, меньше на 2440 морских миль, по времени короче на 10 суток, это приводит к экономии около 800 тонн на среднестатистическое судно.

Москва взялась за Арктику всерьёз?

Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный).

России, чтобы не утерять свои позиции в регионе, надо повышать активность своих действий в области экономики, геологоразведки, военной сфере. По словам главы СБ РФ Николая Патрушева, взятым из его интервью «Российской газете»: «Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в XXI веке». Совещание СБ предварило международную конференцию, которая пройдет на борту ледокола "Ямал" и будет посвящена вопросам международного сотрудничества в регионе и транспортным и экологическим проблемам.

По словам Патрушева, Арктика, при доле населения меньше 1%, даёт продукцию, которая обеспечивает около 20% ВВП РФ и при этом составляет более 22% экспорта России. В районах Крайнего Севера России добывают 95% природного газа, 75% нефти, основную часть платиноидов, золота и алмазов, никеля, олова. В настоящее время правительство РФ проводит большую работу по выполнению Основ государственной политики РФ в Арктике до 2020 года, которые приняли на заседании Совбеза России в августе 2008 года. По словам Патрушева, разработка Арктической стратегии России уже завершается, причём: «Основным условием укрепления национальной безопасности является повышение конкурентоспособности России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в первую очередь за счет использования Северного морского пути». Суда будут не только проводить, но и создадут транспортно-логистические комплексы, развитие транспортной инфраструктуры увяжут с задачами военной и пограничной безопасности, особое внимание уделят вопросам экологии – необходимо ликвидировать свалки мусора, образовавшиеся за предшествующие десятилетия.

По оценкам Совбеза, уже в 2012 году общий объем грузопотока по Севморпути может превысить 5 млн. тонн, в последующие годы грузооборот может вырасти в 10 раз. В соответствии с планами ресурсодобывающих корпораций, которые заняты в освоении месторождений полуострова Ямал, развитии Дальнего Востока и Сибири, новая арктическая морская транспортная система должна будет обеспечить объем грузоперевозок по Севморпути к 2020 году до 64 млн. тонн и к 2030 году - до 85 млн. тонн.

Недавно Россия ещё раз доказала экономическую эффективность Севморпути – под контролем министра транспорта Игоря Левитина завершилась проводка 2-х российских новых танкеров ледового класса тоннажом 70 тыс. тонн в Юго-Восточную Азию. Правда, для развития экономических, транспортных возможностей Северного морского пути необходимо немедленно обновить русский ледокольный флот: в настоящее время на Севере действуют 10 линейных ледоколов (6 атомных и 4 дизельных), из атомных ледоколов только два не выработали свой ресурс – «50 лет Победы» и «Ямал». Согласно программе «Развития транспортной системы России в 2010 - 2015 годы», планируют построить 3 линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт и 1 универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт.

Сообщил Патрушев и о проблемах речного флота: большая часть парка судов построены еще в СССР, так, свыше 70% судов имеют срок службы более 20 лет, они морально и физически устарели; подобная ситуация и парком судовых двигателей – более 50% двигателей нуждаются в замене или капитальном ремонте; ощущается нехватка судов, готовых работать на глубинах от полуметра, в том числе экранопланов и судов на воздушной подушке, программы создания таких судов подкосил развал СССР. Рассказал глава Совбеза и о развитии автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, так, будет реконструирована автомобильная дорога федерального значения М-18 «Кола» от Северной столицы РФ через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией. Она соединит Мурманский морской порт с центральной Россией и балтийскими портами.



Военный аспект

Интервью Патрушева дополняют заявления российских военных чинов. Главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий сообщил, что российским интересам в Северном регионе угрожают ВМС стран НАТО, Китая, Японии, Южной Кореи и даже Индонезии и Малайзии. Как отметил адмирал, действия этих стран приобретают «системный, коалиционный характер». Главком ВМФ отметил также, что в ответ на эти угрозы идёт модернизация Тихоокеанского и Северного флотов, при этом попросил морскую коллегию РФ принять решение об обеспечении базирования Военного флота России в ряде портов Арктики, среди них он назвал следующие порты - Диксон, Дикси и Певек.

Начальник штаба ВДВ генерал-лейтенант Николай Игнатов сообщил, что подразделения «крылатой пехоты» могут быть развёрнуты в Арктическом регионе в составе межвидовой группировки войск. Эта возможность обсуждается в Генеральном штабе РФ: «Как только проработка завершится, проект будет должен руководству Минобороны и точка в этом вопросе будет поставлена», сообщил начштаба ВДВ. Ещё раньше была озвучена новость о создании двух «арктически бригад», сообщение было озвучено 1 июля министром обороны РФ Анатолием Сердюковым - одной из них будет 200 Отдельная Мотострелковая Печенгская им. Кутузова бригада в Мурманской области.

Наши соседи по Арктике также не дремлют: ВМС Канады приняли решение о реализации в полной мере программы строительства патрульных кораблей ледового класса. По этой военно-морской программе будет куплено до 8 кораблей - сумма контракта 3,3 млрд. долларов, ещё большая сумма - 4,5 млрд. долларов - уйдёт на обеспечение их деятельности в течение 25-летнего срока эксплуатации кораблей. Программа имеет приоритетный характер, так, рассматривалась возможность сократить количество кораблей до 6, в связи с проблемами финансового характера, но решили, в связи с важностью, соблюсти интересы Канады в Арктике, не «резать» её. Первые корабли должны вступить в строй в 2014 году. Кроме того, Канада регулярно проводит военные манёвры «Нанук», в них участвую силы ВВС, ВМС и канадские рейнджеры.


По мнению профессора Академии военных наук, директора программы по обычным вооружениям ПИР-центра Вадима Козюлина, уже сегодня можно говорить о противостоянии России и Северо-Атлантического Альянса в борьбе за богатые шельфы Арктики. Хотя пока все заинтересованные стороны говорят о «мирном решении» возможных споров в Арктике, фронт возможного конфликта постепенно складывается.

Что может сделать Россия, чтобы удержать свои позиции и даже укрепить их? В принципе, глава Совбеза РФ Патрушев, представители военного ведомства России уже озвучили правильные направления работы: экономическое развитие региона, его коммуникаций, модернизация Тихоокеанского и Северного флотов, создание «межвидовой группировки» войск, готовой отстоять интересы нашей Родины в условиях Крайнего Севера. Теперь только надо выполнить, слова дополнить реальными делами.



Источники:
http://topwar.ru/6021-holodnaya-arkticheskaya-voyna.html
http://topwar.ru/3293-ob-arkticheskoj-probleme.html
http://www.rg.ru/2011/08/08/patrushev.html
http://www.rg.ru/2011/07/28/voiska-site-anons.html
http://rus.ruvr.ru/2011/07/27/53806251.html
Автор:
Самсонов Александр
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти