Проверить вертолет на прочность

27
Проверить вертолет на прочность


Перед сдачей заказчику каждый вертолет проходит множество различных испытаний на земле и в небе. Машина должна подтвердить, что соответствует заданным требованиям и готова к эксплуатации.

Полигон для испытаний обязательно есть на заводе, производящем авиационную технику. На летно-испытательный комплекс Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России» попадает каждая готовая машина.

«Вертолет полностью заправляют маслами, керосином, жидкостями, навешивают винты, затем привязывают, и машина проходит комплекс испытаний на земле. А потом комплекс испытаний в небе», – поясняет заместитель начальника летно-испытательного комплекса Казанского вертолетного завода Андрей Иванов.

Вертолет считают готовым к передаче клиенту только после того, как пройдены все испытания. Что же должна пройти машина, чтобы считаться готовой к эксплуатации?

Испытания позволяют определить, насколько надежно функционируют планер и силовая установка, общее и специальное бортовое оборудование машины. Именно во время испытаний можно получить основные летно-эксплуатационные данные вертолета в пределах установленных ограничений, оценить, насколько они соответствуют заданным требованиям и нормам.

Заводские испытания нужны еще и для того, чтобы предварительно определить особенности базирования, надежность и эксплуатационные качества вертолета, выработать временные рекомендации по его пилотированию и эксплуатации.

Когда все заводские испытания пройдены, машины по их итогам доработаны, вертолет передается на государственные испытания. Именно они определяют, насколько характеристики вертолета соответствуют заданным требованиям и нормам. По итогам этих испытаний становится понятно, достаточно ли средств наземного обслуживания и оборудования для нормальной эксплуатации летательного аппарата. В государственных испытаниях участвуют представители заказчиков и представители промышленности. Для сложных испытаний опытных летательных аппаратов (на прочность, сваливание, штопор и другие) используются воздушные и наземные средства (летающие лаборатории и летающие модели, летно-моделирующие комплексы).

Государственные и заводские испытания могут быть объединены в государственные совместные испытания, тогда их проводит бригада специалистов заказчика и исполнителя под руководством государственной комиссии.

Испытания вертолета могут длиться довольно долго. Например, государственные совместные испытания опытного боевого вертолета Ми-28Н начались в мае 2005 года. Чтобы в полной мере оценить боевые свойства вертолета, программа ГСИ предусматривала большой объем наземных работ и испытательных полетов. Комиссию по проведению испытаний возглавлял лично главнокомандующий ВВС.


Фото: Виталий Белоусов/РИА «Новости»


По решению государственной комиссии Военно-воздушных сил ГСИ вертолета Ми-28Н проводились в два этапа. На первом этапе было выдано предварительное заключение о возможности выпуска установочной партии вертолетов. При этом решениями командования ВВС сформированы технические облики вертолета Ми-28Н, обеспечивающие после завершения первого этапа ГСИ круглосуточное выполнение вертолетом боевых задач по уничтожению наземных целей с основным комплексом вооружения. После второго этапа технический облик машины должен позволять уничтожать воздушные цели с применением ракет класса «воздух – воздух», а также высокую выживаемость вертолета за счет оснащения средствами радиоэлектронного подавления.

Все системы вертолета обязательно проходят испытание на земле. И только после наземных тестов можно приступить к проверкам в небе. Поэтому подъем первого серийного вертолета нового поколения Ми-28Н состоялся только в конце декабря 2005 года.

Первый этап ГСИ Ми-28Н завершился в 2007 году. Полностью испытания вертолета закончились 26 декабря 2008 года. По результатам ГСИ установлено, что по летно-техническим характеристикам, характеристикам устойчивости и управляемости, возможностям комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, номенклатуре и точностям применяемого оружия Ми-28Н в целом соответствует техническим требованиям заказчика.

Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» принят на вооружение приказом президента России 15 октября 2009 года, а 27 декабря 2013-го – Министерством обороны.


Фото: Антон Тушин


На летно-испытательном полигоне Казанского вертолетного завода проходят тесты не только готовые и перспективные машины. Здесь же на стенде для ресурсных испытаний, похожем на большую клетку, проходят наработку на отказ системы машин, которые выпускает завод, – Ми-8 и «Ансат». Это необходимо, чтобы назначить срок службы ресурсов вертолета. Место, где проходят испытания, огорожено плотной сеткой, чтобы части машины не разлетались на большое расстояние.

Только серьезные и всесторонние испытания позволяют подтвердить, что вертолет готов к длительной службе в различных условиях.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Крэнг
    +5
    18 октября 2014 08:54
    Новые машины это здорово. Очень здорово. Но лично для меня своеобразным "эталоном" боевого ударного вертолета видимо всегда будет Ми-24.
    1. +4
      18 октября 2014 09:05
      Ми-24 прекрасные ударные машины,и еще долго будут оставаться в составе ВВС России.
  2. +2
    18 октября 2014 09:08
    Неплохо было бы обкатать "птичек" в реальной боевой обстановке,дабы исправить возможные недостатки и огрехи ,чтобы в дальнейшем на вооружении стояли только идеальные боевые машины soldier
    1. svyach74
      0
      19 октября 2014 22:28
      Идеальных не бывает, а вот, почему автор ни словом не обмолвился , о том, что Ми-28 выпускают в Ростове, на "Роствертоле", это странно!Кстати, насколько я знаю. они в реальных действиях уже поюывали, и показали себя отлично, хотя, "крокодила" ещё никто не отменял.
  3. +8
    18 октября 2014 09:38
    А еще вчера Як-152 показали good





    Правда на нем только немецкий дизель предполагается. Очевидно думают, раз русские владельцы производителя в Германии, то санкции не страшны sad .
    1. +2
      18 октября 2014 14:10
      А что-то я не понял. А где гашетка на ручке управления самолётом?
      1. +1
        19 октября 2014 01:14
        Цитата: Мареман Василич
        . А где гашетка на ручке управления самолётом?

        Не о том надо думать ,а о том как активировать индивидуальную систему спасения экипажа,на чехах уже есть эта фича,думается стоит ввести и на данный пепелац её-ведь в основном они сейчас зарабатывают на извозе обеспеченных людей ,стремящихся приобщиться к самолетному спорту=это накладывает особые отношения на ТБ
    2. 0
      18 октября 2014 15:24
      Кабина?!да...как всегда, это не самоделка?! могет я скажу лишнего, но в гараже я б собрал бы лучше....
      1. +2
        18 октября 2014 17:52
        Нет, это официальный макет, который был представлен МО и одобрен. Данный показ - официальная премьера так сказать.

        До октября 2015 года должны уже летный собрать и первые полеты совершить.

        Кабина по возможности выполнена схожей с Як-130 на который будут сажать после обучения на УТС Як-152.
        1. svyach74
          +1
          19 октября 2014 22:35
          Сотп, парни, мы вроде Ми-28 обсуждали, причём здесь самолёт Як-152?!
  4. +5
    18 октября 2014 10:52
    что ни говори, а наша школа вертолётостроения и наши машины - лучшие в мире, им нет пределов совершенства. fellow
  5. -9
    18 октября 2014 11:44
    Помпаж то починили у ми-28 ?

    Цитата: Prager
    что ни говори, а наша школа вертолётостроения и наши машины - лучшие в мире, им нет пределов совершенства. fellow

    Что ни говори , а фанат будет повторять свою мантру.

    Цитата: vaaaaadik
    Ми-24 прекрасные ударные машины,и еще долго будут оставаться в составе ВВС России.

    Да , еще долго будут на вооружении , но не потому что прекрасные.
    1. +7
      18 октября 2014 13:48
      Бла-бла-бла, очередной всёуныльщик.
    2. stranik72
      0
      19 октября 2014 10:09
      mimo-crock3
      "Помпаж то починили у ми-28 ?"

      Мальчик с таким вопросом тебе не на этот сайт, нужно, а в кружок "хочу всё знать", для начало.
  6. +3
    18 октября 2014 13:32
    Тема интересная, но по-моему смешали все в кучу. Я как дилетант так и не понял, какую обкатку проходят сер. вертолеты перед сдачей заказчику, какие опытные. Статью читаешь, думаешь:"ага продукция перед сдачей...", дальше вплетаются опытные образцы, добавляется завод. и гос. испытания ну и т.д. Поточнее и поподробней было бы интересно.
    1. +6
      18 октября 2014 13:42
      Цитата: loft79
      Тема интересная, но по-моему смешали все в кучу. Я как дилетант так и не понял, какую обкатку проходят сер. вертолеты перед сдачей заказчику, какие опытные

      Не обкатку, а ПСИ (приемо-сдаточные испытания): 3 полета за ОТК завода, 3-4 полета для заказчика ( в полетах проверяется оборудование, моторы и т.д.). Кроме того, машина Главного конструктора (обычно, одна из малой серии в три-четыре машины) подвергается летным испытаниям в течении ВСЕГО срока службы данного типа. Как-то так...
      1. +2
        18 октября 2014 14:29
        Спасибо. Четко и доходчиво.
        Плюс вопрос по нароботке на отказ оборудования.
        "Здесь же на стенде для ресурсных испытаний, похожем на большую клетку, проходят наработку на отказ системы машин, которые выпускает завод, – Ми-8 и «Ансат». Это необходимо, чтобы назначить срок службы ресурсов вертолета."

        Это для нового или модерн. оборудования, или также проходит уже принятое для конкретной модели, но тек. года выпуска там или партии. Извините если коряво мысль оформил.
        1. +4
          18 октября 2014 14:44
          Ресурсные испытания проводятся постоянно и для нового, и для старого оборудования. Они необходимы для подтверждения ресурса основного изделия (самолета, вертолета...) Например, ресурс самолета (Ил-96) - 60000 летных часов при 10000 посадках. Ресурсные испытания позволяют продлить эксплуатацию самолета при выработке основного ресурса (чаще всего по летным часам, т.к. ресурс по взлетам-посадкам более критичен), тогда, решением Главного конструктора, по результатам ресурсных испытаний, продляют эксплуатацию самолета по техническому состоянию до так называемых критических состояний и отказов...
          1. +2
            18 октября 2014 15:48
            Еще раз спасибо hi
    2. svyach74
      0
      19 октября 2014 22:51
      Предварительные испытания, машина проходит на заводе, в Ростове, видимо, в Казани она проходит окончательную стадию, так сказать, для документа, а лётные испытания, они проходят "дома", я регулярно вижу их в небе, над Ростовом.
      1. 0
        20 октября 2014 12:41
        Цитата: svyach74
        Предварительные испытания, машина проходит на заводе, в Ростове, видимо, в Казани она проходит окончательную стадию, так сказать, для документа, а лётные испытания, они проходят "дома", я регулярно вижу их в небе, над Ростовом.

        Не надо путать ростовский и казанский заводы. Нет такого понятия "предварительные испытания". На ростовском заводе вертолет облетывается так же, как и на казанском...
  7. ТЕХНАРЬ
    0
    18 октября 2014 22:02
    Хотелось-бы увидеть данные разработки уже в ЛИСе.Но-что-то мне подсказывает,что идеи заглохнут.Если только наш Авиапром не подымется в ближайшие лет 8-10.
    1. +1
      19 октября 2014 01:05
      Цитата: ТЕХНАРЬ
      Хотелось-бы увидеть данные разработки уже в ЛИСе.

      Зачем на ЛИ станции нужна эта редкостная хрень пьяного дизайнера?Что она радикально изменит в аэродинамике??Дизайн?? Очень похоже н попытку упаковать в чемодан деревянную табуретку-она не складывается,но хочется чтоб поместилась wink
      Дизигнеры ,не чувствуют ,не "рожают" а ведь раньше народ " на пальчиках" чувствовал материю,создавал по сути,по наитию всю науку,создали аэродинамику ,подвели под неё матбазу,перепроверили-ага,очень ловко получилось и на тебе ,появились 3ддизигнеры,дизайнерами назвать их рука не поднимается .... sad
  8. +2
    18 октября 2014 22:59
    Нам бы свой ЭКИП поднять!!!
    1. +1
      19 октября 2014 00:49
      Цитата: donavi49
      А еще вчера Як-152 показали good
      Правда на нем только немецкий дизель предполагается. Очевидно думают, раз русские владельцы производителя в Германии, то санкции не страшны sad .

      видел на ерадроме чешские ерапланы ,неплохо,встроенная система спасения очень радует,часто летают наши летуны-чаще всего на ЯК52.. или что то там похожее ,ненавижу когда пилот набрав высоту над полосой выключает двигатель в пике , ,надо видимо принести ведро валерианки на полеты ...Потому думается мне любые новые самолеты,это очень хорошо,сейчас народ потянулся к прекрасному (жена уже хочет полетать "стюардессой"),а я вертолетчик -моделист,это получается надо делить небо с моей прекрасной половиной... laughing
      1. svyach74
        0
        19 октября 2014 23:11
        Купи учебник русского языка, или протрезвей, а лучше, и то, и другое, а ещё , смени сайт!
  9. +1
    19 октября 2014 11:41
    Цитата: stranik72

    Мальчик с таким вопросом тебе не на этот сайт, нужно, а в кружок "хочу всё знать", для началоа.


    Цитата: Dreamscripter
    Бла-бла-бла, очередной всёуныльщик.


    Ясно , вместо конкретики "пок-пок-пок , кудах".
  10. 0
    20 октября 2014 08:45
    ну не нравятся мне эти птички Ми-28Н, много чего налеплено, но не ах...
    1. WS
      0
      2 ноября 2014 17:50
      Данные машины дешевле Ка-52 это их основной +, вообще эта машина выжила только благодаря РОСТВЕРТОЛу, они вложили прибыль предприятия в работы по данному вертолёту. На счёт много чего налеплено непонятно что имеется ввиду. Стыдно признать но 52 мне больше нравиться.