Москва – главный оппонент Вашингтона

Москва – главный оппонент Вашингтона


В начале этого года специалисты одного из ведущих мозговых трестов политических и военных структур США фонда «Наследие» опубликовали сборник трудов своих ученых под названием «Решения-2014». На 249 страницах коллективного творения проанализированы все аспекты направлений деятельности федеральных органов власти в рамках внутренней, внешней и оборонной политики в текущем году и даны рекомендации по наиболее эффективному и целесообразному проведению необходимых мероприятий.


АГРЕССИВНАЯ И НЕНАДЕЖНАЯ РОССИЯ

Фигурирует в этом документе и Россия. В нем говорится, что сегодня Москва позиционирует себя как политического, экономического и культурного оппонента США и стран Запада в целом. В последнее время в России существенно возросли и стали достаточно устойчивыми такие тенденции, как национализм, популизм и жесткое давление власти на общество. А постоянно растущий уровень коррупции в различных ветвях эшелонов властных структур ведет к возрастанию оттока капиталов и эмиграции.

Российское руководство, как утверждают специалисты фонда, проводит жесткую и бескомпромиссную «реальную политику», используя в проведении своих внешнеполитических акций довольно широкий политический и военный инструментарий. В него входит так называемая мягкая сила, то есть способность кремлевских лидеров добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия различных государств в акциях в пользу Москвы, что основано на их симпатии к России и привлекательности ее внешнеполитического курса.

Эта «сила» играет ключевую роль в международных отношениях, прямо или косвенно влияя на мировую политику и деловые связи. Кремль продвигает свои интересы на мировой арене и путем торговли ВВТ. Он также продолжает довольно активно наращивать свой военный потенциал, который является основой «жесткой силы», подразумевающей использование принуждения и насилия в интересах России. Такой набор внешнеполитических средств и методов направлен на восстановление российского влияния на постсоветском пространстве, и прежде всего, в Азиатском регионе.

В мае 2012 года Владимир Путин в третий раз стал президентом РФ. Начиная с этого момента, влияние России на международной арене стало расти и одновременно увеличилось давление властей на российских граждан и ущемление их гражданских свобод. Вместе с тем Москва интенсифицировала свои усилия по сведению бывших советских республик в некоторое сообщество, находящееся под его влиянием. Риторика Кремля в отношении США и стран Европейского союза стала более жесткой и агрессивной.

Назначение Путина в сентябре 2011 года кандидатом на пост президента и фальсифицированные выборы в Государственную Думу в декабре этого же года вызвали, повествуют составители документа, широкую волну протестов общественности, требовавшей от властей большей прозрачности их деятельности. Правительство России отреагировало на эти выступления путем принятия ряда мер, направленных на повышение контроля общественной жизни, и ужесточило свои выступления против стран Запада с целью консолидировать настроения своих граждан, представляя в крайне негативном свете их внешнего условного врага.

Правящая элита России активно поддерживается иерархами Московского Патриархата, убеждающих верующих в том, что внутренняя оппозиция является врагом России и выступает единым фронтом с Америкой. Путин постоянно заявляет о том, что Россия находится на острие атак со стороны Запада. Не так давно он обвинил бывшего госсекретаря США Хиллари Клинтон и Госдепартамент в том, что именно они стали инициаторами недавних массовых демонстраций диссидентов в Москве.

Гражданское население России, как считает Кремль, находится под непрерывным воздействием Запада. В соответствии с законом, принятым Государственной Думой, финансируемые из иностранных источников неправительственные организации (НПО), занимающиеся политическими вопросами, должны быть зарегистрированы как иностранные агенты. Эта дискриминационная терминология отодвигает Россию во времена сталинизма. Проведенные российской полицией расследования деятельности ряда НПО, выступавших с критикой выборной системы России и против ущемления прав ее граждан, привели к запрещению этих организаций. А те из их руководителей, которые в своей критике пересекли «красную линию» допустимости антиправительственных выступлений и заявляли об отсутствии верховенства закона в РФ, даже угодили за тюремную решетку.

По убеждению ученых фонда «Наследие», правящие круги России не предпринимают никаких серьезных мер по борьбе с коррупцией. Они в основном продолжают необоснованно преследовать представителей некоторых бюрократических структур, включая чиновников МО, что является главным фактором, препятствующим проведению экономической модернизации страны. Насколько глобальные размеры приобрела коррупция в России, стало хорошо видно в процессе подготовки к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи.

Отсутствие доверия к российскому правительству и слабость законодательной базы России крайне негативно сказываются на ее деловом климате и являются причиной оттока капиталов. В 2012–2013 годы ежегодный перевод денежных средств из российских банков в зарубежные составил 60 млрд долл. Вкладывание средств в экономику России за пределами сектора природных ресурсов многими инвесторами считается крайне опасным мероприятием.

Проводимая Кремлем реформа ВС в ближайшие 10 лет обойдется России в 740 млрд долл. Как объявил президент Путин, расходы на образование и здравоохранение будут сокращены, а военный бюджет по сравнению с 2000 годом удвоится. Несмотря на многие сложные проблемы в российских войсках, в настоящее время ВС РФ более подготовлены к ведению боевых действий, чем это было в последние 20 лет. Однако реформы армии займут значительное время, и Россия продолжит проведение политики опоры на свой ядерный арсенал как основное средство обеспечения нацбезопасности.

На внешнеполитической арене Москва стала проводить более последовательную политику и пытается играть роль независимого полюса в многополярном мире, отрицая западные ценности и эффективно противодействуя формированию союза с Западом на идеологической основе. В последнее время произошло значительное сближение России и Китая в самых различных сферах. А Иран, Сирия и Венесуэла стали еще больше поддерживать Кремль.


Россия признает роль «мягкой силы» в различных сферах своей деятельности и пытается привлечь на свою сторону многие соседние страны путем демонстрации своей экономической мощи, включая ее огромные рынки, наличие рабочих мест для иностранцев, а также значительные финансовые и энергетические ресурсы. Однако в экстремальных условиях Россия всегда готова прибегнуть к использованию военной силы и к принуждению, как это было в Грузии в 2008 году.

Европейский союз (ЕС) является основным партнером России. В связи с их относительно близкими экономическими связями, которые значительно более масштабны, чем связи России и США, Москва и ЕС не могут позволить себе реализовать свои отношения ниже некоторого установленного порога. Однако отношения России и ЕС продолжают ухудшаться.

Отношения России с Китаем со времен Горбачева вступили в новую фазу и становятся все более дружественными, чем со странами Запада, хотя взаимодействие Москвы и Пекина сопряжено с определенными трудностями. После завершения демаркации границ в 2008 году КНР и РФ стали интенсивно улучшать свои политические, военные и экономические связи.

Россия и Китай неоднократно накладывали вето на резолюции СБ ООН, направленные на санкционирование ввода международных войск в Сирию. Обе страны считают, что демократическая риторика США является угрозой их интересам и внутренней стабильности. Однако напряженность в отношениях РФ и КНР по территориальным проблемам на российском Дальнем Востоке и в сферах влияния в Центральной Азии продолжает расти. Руководство России опасается, что ухудшение отношений с Китаем может привести к подрыву его претензий на роль независимого лидера в глобальном масштабе.

На Ближнем Востоке Россия успешно продолжает реализовывать свои экономические и геополитические интересы в ущерб влиянию США и их союзников в этом крайне нестабильном регионе. Она блокировала ввод воинских контингентов Запада в Сирию и оказала необходимую дипломатическую и военную помощь президенту Башару Асаду в борьбе с вооруженной оппозицией. Предложение Владимира Путина об уничтожении сирийского химического оружия совместными усилиями международного сообщества блокировало планы вторжения США в Сирию, повысило рейтинг российского президента в мире и, хотя бы на некоторое время, обезопасило режим Асада.

Россия продолжает оказывать дипломатическую поддержку теократическому режиму Тегерана, поддерживающему террористов. Москва продолжает выступать за реализацию программы развития ядерной энергетики, реализуемой Ираном, и поддерживает тесные экономические связи с этой страной. Она помогла Тегерану построить и запустить атомную электростанцию в Бушере, а также обеспечивает подготовку сотен иранских офицеров, специалистов-ядерщиков и инженеров в своих высших учебных заведениях и на территории Ирана.

Во времена СССР Евразия была сферой исключительного влияния России. В настоящее время Москва усиленно проводит мероприятия по интеграции государств постсоветского пространства за счет Таможенного и Евразийского союзов, которые должны начать действовать в полном объеме в будущем году. В состав Таможенного союза уже вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, а Кыргызстан и Таджикистан ждут своей очереди.

ПОЖЕЛАНИЯ ЭКСПЕРТОВ ВАШИНГТОНУ

Специалисты фонда «Наследие» сформулировали ряд рекомендаций Белому дому по противодействию укреплению роли России на мировой арене. Они считают, что Вашингтону необходимо признать важность Евразии для геополитических интересов стран Восточного полушария. США, по мнению ученых, должны поддерживать суверенитет, независимость и интеграцию стран этого региона с Западом. Кроме того, Америке необходимо оказывать всяческую поддержку демократическим и секуляристским силам в этой части планеты.

Вашингтон, уверены ученые фонда, должен постоянно развивать двухсторонние дипломатические, политические, военные и экономические отношения со странами Евразии, особенно Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Украиной и Узбекистаном.

Правительству США необходимо также повысить эффективность деятельности экспертных структур Белого дома, работающих в геополитическом, лингвистическом, религиозном и историческом направлениях.

США должны всячески удерживать государства Евразийского союза от ограничения доступа западных стран на свои рынки и от расширения государственного сектора экономики.

Америке необходимо также непрерывно противодействовать нарушению прав человека в России и вовлечь ее властные структуры в обстоятельный и честный диалог по обсуждению этой проблемы, что должно привести к ее положительному решению.

Кроме того, Вашингтон должен оптимальным образом развивать свои силовые ведомства, и прежде всего ВС. Способность ВС США эффективно противостоять действующими и будущим угрозам Америке должна быть обеспечена оптимальным соотношением оснащенности и боевых возможностей войск на долгосрочный период.

Для этого США необходимо непрерывно проводить модернизацию своих ВС. На закупки новейших вооружений, по оценкам ученых, Пентагону в будущем придется израсходовать в 1,5 раза больше средств, чем он истратил и истратит на их разработки. Военному ведомству необходимо наращивать количество перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35, АПЛ и ПЛАРБ, бомбардировщиков нового поколения, ударных вертолетов, высокоточного оружия, способного наносить удары с больших дальностей, а также создать дополнительные бригады, способные обеспечить защиту континентальной части США, борьбу с терроризмом и защиту американского населения от самых различных угроз. Численность корабельного состава ВМС США следует увеличить до 346 единиц взамен 285 в настоящее время.

Пентагону необходимо провести и множество других достаточно дорогостоящих мероприятий по военному строительству. Как считают в «Наследии», Пентагону необходимо выделять достаточное количество средств для проведения НИОКР, закупок ВВТ и поддержания войск в состоянии готовности отражения ударов вероятного противника в любой точке мира.

В заключение хочется отметить, что в последний день сентября первый заместитель министра обороны США Роберт Уорк, выступая перед членами Совета по международным отношениям заявил, что достаточно агрессивная политика Москвы заставляет США и их союзников по НАТО быть готовыми к решению спорных вопросов и военными средствами. Правда, он ни слова не сказал, какими средствами он намерен решать эту задачу – обычными или ядерными.
Автор:
Владимир Иванов
Первоисточник:
http://nvo.ng.ru/concepts/2014-10-17/5_opponent.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти