Российские С-300 стали причиной разногласий между Турцией и НАТО
Напомним, что еще в 2009 году Турция объявила тендер на закупку зенитно-ракетных комплексов на общую сумму в миллиард долларов. На данный момент в тендере принимают участие четыре стороны: американские компании Lockheed Martin и Raytheon со своими комплексами PAC-3 Patriot, европейский консорциум Eurosam с ЗРК SAMP/T Aster 30, российский «Рособоронэкспорт» с комплексом С-300 и китайский концерн CPMIEC с измененной версией C-300 под названием HQ-9. Ожидается, что тендер будет завершен ближе к началу 2012 года.
Многие считают участие России и Китая в тендере простой формальностью, поскольку Турция является членом НАТО с 1952 года и старается следовать стандартам альянса, а это автоматически делает европейцев и американцев фаворитами. Единственной вразумительной причиной, по которой к тендеру были допущены Россия и Китай, является желание турецких военных поближе познакомиться с HQ-9 и С-300.
Впрочем, такое решение может иметь и политическую подоплеку, поскольку в последние годы Турция ведет себя все более самостоятельно в рамках Североатлантического альянса. Достаточно вспомнить ее позицию относительно ядерной программы Ирана, которая идет в разрез с желаниями Пентагона и Европы. Не стоит забывать и про проблему Кипра, где Анкара продолжает вести свою линию и не стесняется делать громкие заявления в адрес ЕС.
Очевидно, что ни Штаты, ни Европа не имеют достаточно серьезных рычагов давления на Турцию. Единственное, чем можно «зацепить» Анкару – это курдская проблема, однако попытки Брюсселя разыграть эту карту не могут продолжаться бесконечно. Да и слишком резкие движения в этой области могут еще больше накалить и без того сложную обстановку.
Поэтому единственным фактором влияния на Анкару остается именно военно-техническое сотрудничество. Турция обладает слишком большим арсеналом итальянского, германского и другого оружия и так просто отказаться от услуг европейцев уже не в состоянии. Такая зависимость ставит турецкое правительство в довольно неприятное положение и чтобы как-то нивелировать влияние Европы, Эрдоган может всерьез решить начать сотрудничать с Россией и Китаем.
Конечно, о полном разрыве с НАТО не может быть и речи, ведь в этом случае Турция теряет больше, чем находит (взять хотя бы ту же кипрскую проблему), однако некоторое поле для маневра у Анкары все же есть. Это позволяет турецкому правительству лишний раз напомнить о своем особом положении в альянсе, особенно учитывая тот факт, что сегодня Турция претендует на роль своеобразной сверхдержавы в ближневосточном регионе.
Что же касается НАТО, то цель, которую преследует руководство альянса, открыто вмешиваясь в тендер, не совсем ясна. С одной стороны, Брюссель заявляет, что Турция вольна выбирать себе любых поставщиков вооружения, с другой - предупреждает, что если Турция купит российские или китайские комплексы, то альянс вынужден будет ограничить доступ турецких военных к разведданным по пускам баллистических ракет.
Предупреждение НАТО выглядит несколько излишним, поскольку уже давно известно, что ни российские, ни китайские комплексы не совместимы с системами ПВО альянса. Это значит, что их нельзя подключить не то что к общей системе НАТО, но даже и к тем комплексам, которыми на данный момент располагает Турция. Турецкие военные об этом прекрасно осведомлены, однако по заверениям некоторых военных экспертов, готовы позволить провести техническую интеграцию систем. Маловероятный исход, однако, в этом случае становится понятной озабоченность Брюсселя, ведь в процессе интеграции систем, Москва или Пекин могут получить важную информацию о системах ПВО альянса.
Впрочем, причина может быть более банальной. Не секрет, что главную скрипку в альянсе играют Штаты, чей консорциум участвует в тендере, поэтому предупреждение альянса может быть просто одним из рычагов давления на Турцию и попыткой склонить ее к подписанию миллиардного контракта именно с американцами.
Некоторые турецкие чиновники открыто заявляют, что предупреждение альянса является своеобразной уловкой и преследует цель избавиться от конкурентов, которые предлагают более дешевую продукцию. В конце концов, та же Греция (которая также состоит в альянсе) владеет несколькими комплексами С-300, хотя получила она их не от России напрямую, а в результате договоренностей при урегулировании политического кризиса на Кипре. Причем никто не заставляет Грецию отказаться от российских ЗРК. Мало того, греческое командование имеет полный доступ ко всем разведданным альянса. Кстати, российские ЗРК имеют и еще две страны, входящие в состав НАТО – Болгария и Словакия, и они также не испытывают никакого давления со стороны Брюсселя.
“Призыв руководства НАТО сам по себе очень интересен. Обычно руководство Альянса не выступает с подобными заявлениями. Если иногда и вмешивается в подобные процессы, то делает это очень скрыто. Не в первый раз страны-члены НАТО выражают желание приобрести российское оружие. В свое время в той же ситуации была и Греция, и в результате она вынуждена была помимо российских купить и американские системы.
Как известно, Турция не согласилась снять с тендера российские и китайские системы. Ответ как руководства Альянса, так и Турции очень интересны. Не секрет, что значение подобного оружия постепенно растет, а его приобретение становится большим политическим вопросом. В отношениях с Западом Турция, вероятно, думает о новых картах, здесь существенны также улучшающиеся с каждым днем российско-турецкие отношения. В своей политике, проводимой в отношении к Западу, Турция не раз спекулировала своими отношениями с Россией и Китаем”, - заявил военный эксперт Арцрун Ованнисян (Армения).
Информация