Бронетранспортеры семейства Saur (Румыния)

Нуждаясь в современной бронетехнике для мотострелковых подразделений, Румыния в последние десятилетия создала несколько бронетранспортеров, которые можно считать представителями одного семейства боевых машин. Еще в девяностых годах румынские оборонные предприятия незначительно доработали советский проект БТР-80, благодаря чему появилась машина B33 Zimbru. Позже, в начале двухтысячных годов стартовали работы по проекту Zimbru 2006, который вскоре получил новое название – Saur-1. В дальнейшем новый проект стал основой для еще одной разработки с тем же названием, но иной цифрой.

БТР Saur-1


Проект Saur-1 разрабатывался компанией ROMARM в инициативном порядке. По собственному желанию это предприятие изучило требования военных к современным и перспективным бронетранспортерам, а затем приняло решение предложить им свой вариант такой машины. При создании нового бронетранспортера конструкторы учитывали требования Стратегического плана-2006, созданного военным ведомством Румынии. Примечательно, что первый прототип машины Saur-1 был представлен именно в 2006 году.



Конструкцию нового БТР Saur-1 предлагалось создавать с широким использованием идей и технических решений, использовавшихся в проекте БТР-80/B33. Такой подход к проектированию сказался на ряде особенностей перспективной боевой машины, а также на ее внешнем виде. При этом сотрудники компании ROMARM учли последние тенденции в области бронетранспортеров и придали машине Saur-1 некоторые особенности, свойственные современной зарубежной технике этого класса.

Являясь «потомком» бронетранспортеров БТР-80 и B33 Zimbru, новый Saur-1 получил колесную ходовую часть с формулой 8х8. Это сказалось на некоторых особенностях броневого корпуса, а также на ходовых качествах машины. БТР получил бронекорпус, разработанный на основе агрегатов предыдущих машин этого класса. Приняв во внимание особенности эксплуатации бронетранспортеров, авторы проекта серьезно изменили компоновку модернизируемого B33.



Корпус БТР Saur-1 предлагалось сваривать из листов броневой стали, располагаемых под различными углами друг к другу. Утверждалось, что корпус машины соответствует 2 уровню стандарта НАТО STANAG 4569 и сможет защитить людей и внутренние агрегаты от бронебойных пуль промежуточных патронов при обстреле с любого направления. Лобовая проекция имела более высокий уровень защиты и выдерживала попадание пуль крупнокалиберного стрелкового оружия. Кроме того, была заявлена защита экипажа от подрыва 8-кг взрывного устройства под колесом.

Для обеспечения большей безопасности десанта конструкторы компании ROMARM применили компоновку внутренних объемов корпуса, серьезно отличавшуюся от использовавшейся на технике предыдущих типов. Отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира (друг за другом) разместилось в передней части корпуса, у левого борта. Справа от отделения управления поместили моторно-трансмиссионное отделение. Над ним был предусмотрен погон для установки любого подходящего боевого модуля с дистанционным управлением. Среднюю и кормовую часть корпуса отдали под десантное отделение с местами для размещения 9 вооруженных бойцов.

Для посадки и высадки экипажа и десанта бронетранспортер Saur-1 получил несколько разных люков. Люки командира и водителя находились в крыше корпуса, над их рабочими местами. В кормовом листе имелись две двери, раскрываемые в стороны и прикрывающие бойцов во время десантирования. В крыше десантного отделения предусмотрены четыре люка. Командир и механик-водитель располагали набором перископических наблюдательных приборов. В бортах десантного отделения имелись шесть (по три на борт) амбразуры с заслонками для стрельбы вперед и в стороны. Еще один такой агрегат имелся в левом борту корпуса, у рабочего места командира.



В средней части корпуса, в моторно-трансмиссионном отделении, располагался дизельный двигатель фирмы Cummins мощностью 750 л.с. При помощи механической трансмиссии с автоматической коробкой передачи компании Allison крутящий момент двигателя распределялся по всем восьми колесам. Для пересечения водных преград в кормовой части корпуса, за колесами были предусмотрены два водометных движителя. Так же для движения на воде в передней части корпуса имелся волноотражающий щиток. Конструкция ходовой части являлась дальнейшим развитием соответствующих агрегатов бронетранспортера B33.

Серьезные изменения конструкции почти не сказались на габаритах машины. Размеры бронетранспортера Saur-1 остались примерно такими же, как у БТР-80/B33 Zimbru. Он имел длину 7,8 метра, максимальную ширину 2,8 м и высоту до 2,5-2,8 м (в зависимости от используемого боевого модуля). Боевая масса БТР Saur-1 составляла 13,5 тонны. Вес и размеры бронетранспортера позволяли перевозить его при помощи различных военно-транспортных самолетов. По некоторым данным, машина разрабатывалась с учетом перевозки самолетами C-130 Hercules.

275-сильный дизель обеспечивал бронетранспортеру Saur-1 достаточно высокие ходовые характеристики. Максимальная скорость на шоссе заявлялась на уровне 100 км/ч. Запас хода по топливу – 700 км/ч. Водометы позволяли пересекать водные преграды со скоростью до 10 км/ч. БТР Saur-1 мог подниматься на стенку высотой до 0,5 м и пересекать рвы шириной до 2 м.




Бронетранспортер Saur-1 оснащался универсальным погоном, на который можно было устанавливать любой подходящий боевой модуль с дистанционным управлением. Так, прототип боевой машины, демонстрировавшийся на различных выставках, нес боевой модуль с пулеметным вооружением и набором оптико-электронного оборудования для наблюдения за обстановкой, обнаружения целей и управления огнем. Сигнал с камер наблюдения выводился на мониторы, установленные на рабочем месте командира. Он должен был следить за обстановкой и управлять оружием. Утверждалось, что по желанию заказчика БТР Saur-1 может получить различное вооружение: пулеметы крупного и винтовочного калибра, автоматические гранатометы и т.д. На бортах корпуса, по бокам от боевого модуля находились дымовые гранатометы.



В рекламных материалах по проекту Saur-1 упоминалась возможность использования бронетранспортера в качестве основы для техники иного назначения. Румынской армии предлагалось создать санитарную и ремонтно-эвакуационную машину на базе шасси Saur-1. Вероятно, в дальнейшем могли появиться другие подобные предложения, подразумевавшие создание техники нескольких других типов.

В 2006 году компания Uzina Automecanica Moreni SA по заказу ROMARM построила первый прототип БТР Saur-1. Машина прошла испытания и была представлена военным. Министерство обороны Румынии не проявило интереса к этой разработке и отказалось покупать предлагаемые машины. Вскоре после этого отказа румынские военные приобрели у швейцарской компании MOWAG три десятка бронетранспортеров Piranha III с колесной формулой 8х8. Военные посчитали, что импортная машина имеет ряд преимуществ перед отечественной. Поставки швейцарской техники велись в 2007-2008 годах.

БТР Saur-2

Получив отказ военных, компания ROMARM решила разработать новый бронетранспортер. На этот раз планировалось использовать в проекте имеющиеся наработки, а также принять во внимание последние мировые тенденции в области бронетехники для пехоты. По этой причине новый БТР Saur-2 в некоторой мере похож на предыдущий Saur-1, но одновременно имеет определенное сходство с зарубежной техникой аналогичного класса.



Основные черты облика БТР Saur-2 были заимствованы из предыдущего проекта. Saur-2 представляет собой бронетранспортер с колесной формулой 8х8, средним расположением моторно-трансмиссионного отделения и кормовым размещением десантного. При этом многие идеи, взятые из предыдущего проекта, были реализованы с серьезными доработками. В частности, серьезным изменениям подверглась различная аппаратура, силовая установка и ходовая часть.

Броневой корпус машины Saur-2 получил обновленную конструкцию, хотя сохранил часть характеристик корпуса БТР Saur-1. Всеракурсная защита по-прежнему обеспечивается от пуль патрона 7,62х39 мм и осколков артиллерийских снарядов. Лобовые детали защищают экипаж и агрегаты от бронебойных пуль калибра 14,5 мм. В проекте нового бронетранспортера были использованы новые средства противоминной защиты. По официальным данным, БТР Saur-2 защищает экипаж от подрыва 8 кг тротила под колесом и 6 кг под корпусом.

В качестве силовой установки на бронетранспортере Saur-2 могут использоваться дизельные двигатели компаний Cummins и MAN мощностью 360 л.с. Значительное увеличение мощности двигателя в сравнении с БТР Saur-1 обусловлено ростом боевой массы новой бронемашины и желанием разработчиков сохранить подвижность на уровне предыдущей. Утверждалось, что БТР Saur-2 должен комплектоваться двигателями, соответствующими стандарту Euro-3. В трансмиссии используется автоматическая коробка передач. В кормовой части машины имеются два водомета для передвижения по воде.



Собственный экипаж бронетранспортера Saur-1 состоит из двух человек. В десантном отделении имеются места для девяти десантников с оружием. В бортах десантного отделения остались шесть амбразур с заслонками для ведения огня из личного оружия. Новый бронетранспортер сохранил люки в крыше десантного отделения, однако две двери в кормовом листе были заменены опускаемой аппарелью. При необходимости бойцы могут покинуть машину через дверь в аппарели.

Габариты БТР Saur-2 остались на уровне размеров предыдущей машины Saur-1. Длина нового бронетранспортера – 7,7 м, максимальная ширина – 2,95 м и высота (по крыше) – 2,2 м. При этом использование нового оборудования и усиление защиты, в первую очередь противоминной, сказалось на весе конструкции. Боевая масса Saur-2 достигла 18 тонн.

Бронетранспортер Saur-2 заметно тяжелее своего предшественника, а также имеет более мощный двигатель. Тем не менее, удельная мощность обеих машин равна – 20 л.с. на тонну. По этой причине ходовые характеристики новой бронемашины остались на уровне параметров предыдущей. Максимальная скорость БТР Saur-2 на шоссе не превышает 100 км/ч, на воде – 10 км/ч. Дальность хода – 700 км. Возможности по преодолению препятствий остались такими же, как у Saur-1.



В средней части крыши БТР Saur-2 находится погон, на котором может быть установлен боевой модуль с необходимым вооружением. Утверждается, что новый румынский бронетранспортер может оснащаться пулеметами и пушками калибра до 30 мм. Так, в рекламных материалах фигурирует боевой модуль с 25-мм пушкой фирмы Oerlikon и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм. По понятным причинам все боевые модули, используемые на бронетранспортере Saur-2, должны иметь дистанционное управление.

Первый прототип бронетранспортера Saur-2 был построен компанией Uzina Automecanica Moreni SA уже в 2008 году. Вскоре машина, приступившая к испытаниям, была предложена министерству обороны Румынии, которое в то время занималось выбором новой бронетехники для действующих в Афганистане войск. В то время военные не заинтересовались предложением. В 2011 году военное ведомство вновь запустило программу по замене устаревшей бронетехники для пехотных подразделений. В качестве новой техники для сухопутных войск рассматривались различные машины, в том числе и Saur-2.



В ноябре 2013 года Минобороны Румынии заявило о возможном приобретении новых бронетранспортеров отечественного производства. Утверждалось, что в обозримом будущем сухопутные войска могут получить до полусотни БТР Saur-2. По некоторым данным, возможное серийное производство новой техники может столкнуться с некоторыми специфическими проблемами. Кроме того, поставка БТР Saur-2 вооруженным силам Румынии до сих пор не вышла из стадии обсуждений.

С момента появления новостей о возможной покупке полусотни таких машин прошел почти год, однако контракт все еще не подписан. Реальные перспективы проекта пока до конца не ясны. Его будущее станет понятным только после появления договора на поставку или окончательного отказа со стороны военного ведомства.


По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://military-today.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://army-technology.com/
http://militaryfactory.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти