Alexander Khramchikhin: The invasion never noticed

While the leading media on all continents habitually judged, they rowed about the course of the civil war in Libya and the Syrian civil strife, terrorist attacks, protests, battles in other countries of the Greater Middle East, southeastern Turkey and northeastern Iraq. and the New World did not pay even a minimum of attention.

And already against the background of the explosion in Oslo and the mass execution of people near the Norwegian capital, financial and political battles in Washington about the incident in the global information space in general there is not the slightest mention. The political elite of the states - leaders of the international community did not say a word either.


Meanwhile, the worst battles in the last three years between the units of the Turkish army and the units of the Kurdish Workers' Party (PKK), in which at least 14 Turkish soldiers and seven rebels from the PKK, have been deployed. At the same time, the grouping of the Iranian Revolutionary Guards Corps (IRGC) seized on the territory of Iraq three militant camps of the Kurdistan Free Life Party (PJAK, PSGK). It is very close to the PKK, and some experts even believe that the PKK and the Kurdistan Free Life Party are a single organization, the units of which operate in both Turkey and Iran.

The IRGC used heavy artillery and helicopters against the Kurds. According to his command, the corps lost only four people (one killed and three wounded), but the Kurds claim that the number of Iranians who have just died reaches 150. Moreover, the PJAK managed to sabotage Iran, as a result of which the general of the IRGC Abbas Asemi was killed.

A look into the past

It is difficult to discuss this situation without historical excursus.

As is known, the Kurdish question is one of the most painful in the Middle East and even all of world politics. After all, the Kurds are the largest nation on the planet (their total number is 30 – 40 million people) without their own statehood. Not less than 90 percent live compactly in a geographic area called Kurdistan and located at the junction of the territories of Turkey, Iran, Iraq and Syria. In these countries, there are respectively from 11 to 16, approximately 5, 4 – 6 and about 2 to millions of Kurds.

Until the beginning of the twentieth century, almost all of Kurdistan (with the exception of its Iranian part) was part of the Ottoman Empire. But its collapse due to defeat in the First World War did not give the Kurds anything. They launched an active struggle for independence and in 1927 – 1930 even created the Ararat Republic in the east of Turkey, and in 1946, the Mekhabad Republic in the west of Iran. However, both state formations were eliminated by Turkish and Iranian troops.

Alexander Khramchikhin: The invasion never noticed


The new upsurge of the Kurdish liberation movement was in the 60 – 70s. So, in Iran, after the anti-Shah revolution in 1979, the Kurds briefly took control of the Iranian part of Kurdistan, and only the IRGC restored Tehran’s power here. In Iraq, they for many years continued armed resistance and in 1975, they gained formal autonomy.

During the Iran-Iraq war (1980 – 1988), and Tehran and Baghdad tried to use the “enemy” Kurds for their own purposes. It cannot be said that they have achieved considerable success in this, however, in order to suppress the next Kurdish uprising, the regime of Saddam Hussein needed to resort to this genocide (up to the use of chemical weapons against civilians).

In Turkey, where the use of the Kurdish language, such concepts as “Kurdistan” and “Kurds” (called official propaganda “feral mountain Turks”), was forbidden since 30's, the PKK led by Abdullah Ocalan fought for their independence. The party was helped by Damascus, its leadership was based on Syrian territory. However, in the 1998 year, Ankara, under the threat of a military invasion, demanded that Syria drive out the rebel leaders, and that, having lost its patron in Moscow, was forced to submit. In 1999, Turkish special forces kidnapped Ocalan in Kenya, and he is now serving a life sentence on Imrali Island in the Sea of ​​Marmara.

The aggression against Kuwait turned to Iraq in 1991 a crushing defeat against a coalition in which the United States was the main force. However, the Americans, who were then considering Baghdad as a counterbalance to Tehran, did not want to kill Saddam Hussein’s regime. As a result, he soon managed to put down the Shiite uprisings in the south and all the same Kurds in the north of the country. True, the West decided to somehow alleviate the fate of the insurgents and forbade the Iraqi Air Force to fly over the southern and northern regions of its own state. It did not help the Shiites, but the Kurds, who had strong armed units, managed to survive. As a result, Iraqi Kurdistan became a semi-independent region where the Kurdistan Democratic Party Masud Barzani and the Patriotic Union of Kurdistan Jalal Talabani shared power.

Naturally, the Kurdish independence movements in Iraq, Iran and Turkey, as a rule, were also viewed as a struggle for a united Kurdistan. For a long time, Turkish Kurds were considered leaders in it - both in total number and in strength of armed formations. However, after their Iraqi tribesmen actually created their own republic, only formally subordinate to Baghdad, it was she who became the center of attraction for all Kurds. Especially after the short, victorious campaign conducted in the spring of 2003 by the Americans and their closest allies in Mesopotamia.


The Kurds have provided the most active assistance to US troops. Since Ankara this time refused to help Washington, the 173-I Airborne Brigade of the US Army launched an offensive from the north against Baghdad, relying on the territory of Iraqi Kurdistan. Kurdish troops (Peshmerga) entered the capital of Iraq, along with American troops and participated in the establishment of order in the chaos-ridden city.

Against a common enemy?

In 2004 – 2007, when Iraq was the war of all against all, the Kurdish “autonomy” was an oasis of calm and loyalty. After all, state and law enforcement agencies have long existed here and functioned quite successfully. Iraqi Kurdistan is essentially completely free of any influence from Baghdad. For example, possessing significant reserves of oil, the Kurds sell "black gold" directly, without asking permission in the center. And at the same time, Jalal Talabani, in accordance with the new principle of separation of powers in Iraq, took over as president of the country. This reduced the level of separatism in Iraqi Kurdistan, since it already achieved independence and also received significant powers in terms of managing the whole of Iraq.

But then new problems for Iraqi Kurds came from Turkey. From here, most of the PKK formations migrated to them. Ankara, of course, did not want the militants to feel at home on the south-eastern Turkish frontiers, making periodic forays through the cordon, and in 2008, they moved troops into the adjacent territory. Under these conditions, Iraqi Kurds not only did not support the blood brothers, but also began to help the Turks. It was explained quite simply - Talabani and Barzani (President of Iraqi Kurdistan) did not want to lose everything they had achieved over the past few years under blows from the north. In addition, it is likely that they simply decided to get rid of competitors in the competition for leadership in “Greater Kurdistan”.

Finally, it is possible that Washington has affected the situation in the region. She put the Americans in an extremely difficult position, because they had to maneuver between two allies - the Kurds and the Turks. And the United States did not intend to quarrel with either of the others. Therefore, the White House and the State Department tried to ensure that the Iraqi Kurds retained the maximum degree of autonomy, but did not try to destroy either Turkey or Iraq.

Ankara, under strong EU pressure in recent years, has softened its policy towards the Kurds. Since January 1, the first state-run Kurdish TV channel has started broadcasting on 2009. In the summer of 2010, Turkish Foreign Minister Ahmed Davutoglu used the word "Kurdistan" for the first time in an official interview to refer to northern Iraq. Therefore, the recent battles were a certain surprise.

There are several completely different explanations for the current flare-up situation. The Kurds themselves say that the IRGC is breaking through a corridor from Iran to Syria through northern Iraq to help this country in the event of its war with Turkey (for the possibility of such a development, see the article “If Ankara gets angry ...” in No. 24 “MIC”). But this reason looks very doubtful. If they are in Tehran and will think to support Damascus, nothing will prevent Iranian troops from attacking Turkey from their territory. This is even more convenient, because then the Turkish group, deployed against Syria, will receive a blow to the rear.

In fact, the explanation may be just the opposite.

After the moderate Islamist Justice and Development Party came to power in Turkey in 2002, Ankara markedly changed its foreign policy course. In particular, its relations with Tehran have dramatically improved. A very acceptable option is to assume that Iran and Turkey have agreed on joint actions against the PKK / PSGK in order to maximally weaken, if not completely defeat, the most radical of the Kurdish groups. This is especially relevant in light of the upcoming US withdrawal from Iraq. After that, the de facto independent Iraqi Kurdistan will become the center of gravity of all the Kurds who are tempted to realize the idea of ​​a large independent Kurdistan. In addition, it is quite obvious that the Iraqi security forces will not have enough potential to curb the Kurdish "freemen": they would not be allowed to resume the Sunni-Shiite confrontation. That is why the neighbors need to solve the Kurdish question themselves and the sooner the better.

Exploration by battle

In light of this, the behavior of Washington is very symptomatic. Its main enemy (Iran) invaded a country for which the United States is directly responsible (Iraq). Moreover, attacked the best friends of the Americans - the Kurds. However, the United States not only did not throw its army into battle, but did not even protest. This is perhaps the most interesting aspect of the events.

To explain such an amazing passivity of Americans could be the fact that they don’t feel sorry for the PKK / PSZhK, because these organizations in the USA themselves are declared terrorist. However, the resistance to the Iranians was provided not only by the PSGK, but also by the Kurdish forces in general. And the leadership of Iraqi Kurdistan has officially announced that its formations are fighting the aggressor, who is seeking to destabilize the entire region.

It is likely that the Americans are already affected by the “effect of care”. It is well known: if a great power decides on the withdrawal of troops from a developing country, then for purely political reasons it turns out to be irreversible. Moreover, even at the stage of leaving, military personnel are almost completely withdrawn from what is happening in the region being abandoned, and enter into battle only in the case of a direct attack on them. So it was in Vietnam, when it was left first by the French, and then by the Americans, in Algeria, which granted independence to de Gaulle, in Afghanistan, from which the Soviet limited contingent returned to the USSR. There is no particular doubt that a similar effect is now taking place in Iraq (and will soon spread to Afghanistan).

Plus, it is obvious that the United States is simply not ready for war with Iran. Indeed, in this case, it is necessary not only to stop the withdrawal of troops from Iraq, but also to return them back. This will take a very significant time (while the Iranian invasion of Iraq is already evident) will require huge expenditures, which is especially undesirable for America, which stopped a step away from default.

It should also not be forgotten that in the event of a war between the US and Iran, the troops of the Western coalition in Afghanistan are held hostage, and in principle they will not be able to fight the regular army due to the lack of tanks, air defense systems, and an insufficient number of artillery and attack aircraft. Moreover, in conditions of a marked deterioration in relations with Pakistan, which is capable of simply blocking transit routes for the Americans. Therefore, Washington clearly hoped that the Iranian invasion would be quick and local, and therefore it could be “not noticed”.

Most likely this time it will happen. But the problem is not going anywhere. The potentials of the armed forces of Iraq and Iran are not comparable. Tehran at least sympathizes with some Iraqi Shiites. Therefore, Iranian troops will be able to invade Iraq completely freely, and not only in Kurdistan. Therefore, it is appropriate to assume that the actions of the IRGC are at the same time a kind of “reconnaissance in force”, a test of the American reaction.

Interestingly, we see almost the same thing in Afghanistan. After Obama's announcement about the withdrawal of US troops, the Taliban, without waiting for 2014 of the year, began to mass-shoot representatives of the Kabul regime, without being embarrassed by the presence of the Americans.

Apparently, the US is seriously leaving the Middle East (additional evidence of this is their actual withdrawal from the Libyan operation of NATO, which because of this threatens to end in a shameful failure). The wars in Afghanistan and Iraq cost them more than six thousand dead soldiers and cost over a trillion dollars (“thanks to” Afghanistan, both of these numbers are growing today). To continue this epic for Washington does not make sense. Americans have long and systematically reduced the volume of oil exports from the Persian Gulf. If in 2001, this region accounted for 23,26 percent of US hydrocarbon imports, in 2010 — 14,53 percent. Eloquent trend. For reference: over the same period, Russia's share in American oil imports increased from 0,76 to 5,2 percent. Much more "black gold" get from here the EU, China, Japan, India.

Reinforcing Iran is absolutely inevitable. The question of an American strike on it must be considered closed in the foreseeable future, and for Tel Aviv it is an unsolvable problem because of the large distance separating the Jewish state from the Islamic Republic. Despite the power of the Israel Defense Forces, it lacks the strength and resources to "remotely defeat" the Iranians (if only because of the lack of strategic aviation, cruise missiles and the lack of refueling aircraft).

But Iran will not go on a suicide attack by Israel. Tehran will "extrude" the Arabs and Kurds, who will most certainly want to return the Americans. But Washington, it is possible, will refuse for a variety of reasons of a political, economic and military nature. The United States in the coming years may begin to go into isolation, in which they stayed before Pearl Harbor in December of 1941 with a short break, which fell to the end of the First World War.

Is there a new candidate for the role of "chief" in the Middle East instead of the United States. Yes. This is China. Beijing is even more desirable for local regimes than Washington, because it does not stick with various nonsense such as democracy and human rights. By the way, at the beginning of the Iranian invasion of Iraq, the leadership of the latter was visiting the Chinese capital ...
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Александр Храмчихин: Никем не замеченное вторжение

Пока ведущие СМИ на всех континентах привычно судили-рядили о ходе гражданской войны в Ливии и сирийской междоусобице, терактах, протестных выступлениях, боях в других странах Большого Ближнего Востока, на юго-востоке Турции и северо-востоке Ирака произошли события, которым главные массмедиа Старого и Нового Света не уделили даже минимума внимания.

А уж на фоне взрыва в Осло и массового расстрела людей близ норвежской столицы, финансово-политических баталий в Вашингтоне о случившемся в мировом информационном пространстве вообще нет ни малейшего упоминания. Не проронила ни слова и политическая элита государств – лидеров международного сообщества.

Между тем недавно развернулись самые тяжелые за последние три года бои между подразделениями турецкой армии и формированиями Курдской рабочей партии (КРП), в которых погибли не менее 14 турецких военнослужащих и семи повстанцев из КРП. Одновременно группировка иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) захватила на территории Ирака три лагеря боевиков Партии свободной жизни Курдистана («Пежак», ПСЖК). Она очень близка к КРП, и отдельные эксперты даже считают, что КРП и Партия свободной жизни Курдистана – это единая организация, отряды которой оперируют и в Турции, и в Иране.


КСИР применил против курдов тяжелую артиллерию и вертолеты. По данным его командования, корпус потерял всего четырех человек (один убитый и трое раненых), но курды заявляют, что число только погибших иранцев доходит до 150. Более того, «Пежаку» удалось устроить диверсию в Иране, в результате которой погиб генерал КСИРа Аббас Асеми.

Взгляд в прошлое

Обсуждать данную ситуацию сложно без исторического экскурса.

Как известно, курдский вопрос – один из наиболее болезненных в ближневосточной и даже всей мировой политике. Ведь курды – крупнейший на планете народ (их общая численность – 30–40 млн человек), не имеющий собственной государственности. Не менее 90 процентов компактно проживают в географической области, которая называется Курдистан и находится на стыке территорий Турции, Ирана, Ирака и Сирии. В этих странах насчитываются соответственно от 11 до 16, примерно 5, 4–6 и около 2 миллионов курдов.

До начала ХХ века почти весь Курдистан (за исключением его иранской части) входил в состав Оттоманской империи. Но ее крах вследствие поражения в Первой мировой войне ничего курдам не дал. Они развернули активную борьбу за независимость и в 1927–1930 годах даже создали Араратскую республику на востоке Турции, а в 1946-м – Мехабадскую – на западе Ирана. Однако оба гособразования были ликвидированы турецкими и иранскими войсками.

Александр Храмчихин: Никем не замеченное вторжение


Новый всплеск курдского освободительного движения пришелся на 60–70-е годы. Так, в Иране после антишахской революции в 1979-м курды ненадолго взяли под контроль иранскую часть Курдистана, и лишь КСИР восстановил здесь власть Тегерана. В Ираке они на протяжении многих лет продолжали вооруженное сопротивление и в 1975 году обрели формальную автономию.

В ходе ирано-иракской войны (1980–1988) и Тегеран, и Багдад пытались использовать «вражеских» курдов в своих целях. Нельзя сказать, что они добились в этом значительных успехов, тем не менее чтобы подавить очередное курдское восстание, режиму Саддама Хусейна потребовалось прибегнуть к настоящему геноциду (вплоть до использования химического оружия против мирного населения).

В Турции, где еще с 30-х годов запрещалось употребление курдского языка, таких понятий, как «Курдистан» и «курды» (именовались официальной пропагандой «одичавшими горными турками»), борцом за их независимость выступила РПК во главе с Абдуллой Оджаланом. Партии помогал Дамаск, ее руководство базировалось на сирийской территории. Однако в 1998 году Анкара под угрозой военного вторжения потребовала от Сирии изгнать лидеров повстанцев, а та, лишившись покровителя в лице Москвы, вынуждена была подчиниться. В 1999-м турецкий спецназ похитил Оджалана в Кении, и сейчас он отбывает пожизненное заключение на острове Имралы в Мраморном море.

Агрессия против Кувейта обернулась для Ирака в 1991 году сокрушительным поражением от коалиции, в которой главной силой являлись США. Однако американцы, рассматривавшие тогда Багдад как противовес Тегерану, не захотели добивать режим Саддама Хусейна. В итоге он сумел вскоре подавить восстания шиитов на юге и все тех же курдов на севере страны. Правда, Запад решил хоть как-нибудь облегчить участь инсургентов и запретил иракским ВВС совершать полеты над южными и северными районами собственного государства. Шиитам это не помогло, а вот курдам, имевшим достаточно сильные вооруженные отряды, удалось выстоять. В итоге Иракский Курдистан превратился в полунезависимый регион, где власть делили Демократическая партия Курдистана Масуда Барзани и Патриотический союз Курдистана Джаляля Талабани.

Естественно, курдские движения за независимость в Ираке, Иране и Турции, как правило, рассматривались и как борьба за единый Курдистан. Долгое время лидерами в ней считались турецкие курды – и по общей численности, и по силе вооруженных формирований. Однако после того как их иракские соплеменники фактически создали собственную республику, лишь формально подчиняющуюся Багдаду, именно она стала центром притяжения для всех курдов. Особенно после короткой победоносной кампании, проведенной весной 2003 года американцами и их ближайшими союзниками в Месопотамии.

Курды оказали войскам США самое активное содействие. Поскольку Анкара на сей раз отказалась помогать Вашингтону, 173-я воздушно-десантная бригада армии США начала наступление с севера на Багдад, опираясь на территорию Иракского Курдистана. Курдские отряды (пешмерга) вошли в столицу Ирака вместе с американскими войсками и участвовали в наведении порядка в охваченном хаосом городе.

Против общего врага?

В 2004–2007 годах, когда в Ираке шла война всех против всех, курдская «автономия» была оазисом спокойствия и лояльности. Ведь здесь уже давно существовали и достаточно успешно функционировали государственные и силовые структуры. Иракский Курдистан по сути окончательно освободился от какого-либо влияния со стороны Багдада. Например, обладая значительными запасами нефти, курды продают «черное золото» напрямую, не испрашивая разрешения в центре. И вместе с тем Джаляль Талабани в соответствии с новым принципом разделения властей в Ираке занял пост президента страны. Это снизило уровень сепаратизма в Иракском Курдистане, поскольку он и так добился независимости да еще получил значительные полномочия в плане управления всем Ираком.

Но тут новые проблемы к иракским курдам пришли из Турции. Отсюда к ним перекочевало большинство формирований РПК. Анкара, разумеется, не желала, чтобы боевики чувствовали себя как дома у юго-восточных турецких рубежей, совершая периодические вылазки через кордон, и в 2008 году двинула войска на сопредельную территорию. В этих условиях иракские курды не только не поддержали братьев по крови, но и принялись помогать туркам. Объяснялось это достаточно просто – Талабани и Барзани (президент Иракского Курдистана) не хотели под ударами с севера утратить все то, чего удалось достичь за несколько минувших лет. Кроме того, вполне вероятно, они просто решили избавиться от конкурентов в соперничестве за лидерство в «Большом Курдистане».

Наконец, не исключено, что на сложившуюся в регионе ситуацию повлиял Вашингтон. Она поставила американцев в крайне тяжелое положение, ибо им пришлось маневрировать между двумя союзниками – курдами и турками. А США не собирались ссориться ни с теми, ни с другими. Поэтому Белый дом и Госдеп постарались, чтобы иракские курды сохранили максимальную степень автономии, но не пытались развалить ни Турцию, ни Ирак.

Анкара под сильным давлением ЕС в последние годы смягчила политику в отношении курдов. С 1 января 2009 года начал вещание первый государственный курдский телеканал. А летом 2010-го министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу в официальном интервью впервые использовал слово «Курдистан» для обозначения северной части Ирака. Поэтому недавние бои стали определенной неожиданностью.

У нынешнего внезапного обострения ситуации есть несколько совершенно разных объяснений. Сами курды заявляют, что КСИР пробивает через север Ирака коридор из Ирана в Сирию для помощи этой стране в случае ее войны с Турцией (о возможности подобного развития событий см. статью «Если Анкара разозлится…» в № 24 «ВПК»). Но данная причина выглядит весьма сомнительной. Коли в Тегеране и вздумают поддержать Дамаск, ничто не помешает иранским войскам атаковать Турцию со своей территории. Это даже удобнее, поскольку тогда турецкая группировка, развернутая против Сирии, получит удар в тыл.

На самом деле объяснение может быть прямо противоположным.

После прихода к власти в Турции в 2002 году умеренно исламистской Партии справедливости и развития Анкара заметно поменяла внешнеполитический курс. В частности, резко улучшились ее отношения с Тегераном. Очень даже допустим вариант, предполагающий, что Иран и Турция договорились о совместных действиях против РПК/ПСЖК, дабы максимально ослабить, если не совсем разгромить наиболее радикальную из курдских группировок. Это особенно актуально в свете предстоящего ухода США из Ирака. После чего де-факто независимый Иракский Курдистан станет центром притяжения всех курдов, у которых возникнет соблазн реализовать идею большого независимого Курдистана. Вдобавок совершенно очевидно, что силовые структуры Ирака не будут иметь достаточного потенциала для обуздания курдской «вольницы»: им бы не дать возобновиться суннитско-шиитскому противостоянию. Вот почему соседям надо решать курдский вопрос самим и чем быстрее, тем лучше.

Разведка боем

В свете этого весьма симптоматично поведение Вашингтона. Его главный враг (Иран) вторгся в страну, за которую США несут прямую ответственность (Ирак). Более того, атакованы лучшие друзья американцев – курды. Однако Соединенные Штаты не только не бросили в бой свою армию, но даже не выразили протеста. Это, пожалуй, самый интересный аспект происходящих событий.

Объяснить столь удивительную пассивность американцев можно было бы тем, что КРП/ПСЖК им не жалко, ведь эти организации в самих США объявлены террористическими. Однако сопротивление иранцам оказывала не только ПСЖК, но и курдские силы в целом. И руководство Иракского Курдистана официально заявляло о том, что его формирования сражаются с агрессором, стремящимся дестабилизировать весь регион.

Вполне вероятно, на американцев уже действует «эффект ухода». Хорошо известно: если великая держава принимает решение о выводе войск из развивающейся страны, то по чисто политическим соображениям оно оказывается необратимым. Более того, еще на этапе ухода военнослужащие практически полностью самоустраняются от того, что происходит в покидаемом регионе, и вступают в бой лишь в случае прямого нападения на них. Так было во Вьетнаме, когда его оставляли сперва французы, а затем американцы, в Алжире, которому предоставил независимость де Голль, в Афганистане, откуда вернулся в СССР советский ограниченный контингент. Нет особых сомнений, что аналогичный эффект теперь имеет место в Ираке (а скоро распространится и на Афганистан).

Плюс к тому очевидно, что США просто не готовы к войне с Ираном. Ведь в этом случае надо не только останавливать вывод войск из Ирака, но и возвращать их обратно. Это займет весьма значительное время (тогда как иранское вторжение в Ирак уже налицо), потребует гигантских расходов, что особенно нежелательно для Америки, остановившейся в шаге от дефолта.

Нельзя также забывать о том, что в случае войны между США и Ираном в заложниках оказываются войска западной коалиции в Афганистане, которые в принципе не смогут сражаться с регулярной армией из-за отсутствия танков, средств ПВО, совершенно недостаточного количества артиллерии и ударной авиации. Да еще и в условиях заметного ухудшения отношений с Пакистаном, который способен просто перекрыть американцам пути транзита. Поэтому в Вашингтоне явно надеялись, что иранское вторжение будет быстрым и локальным, а потому его можно «не замечать».

Скорее всего в этот раз так и произойдет. Но проблема ведь никуда не денется. Потенциалы вооруженных сил Ирака и Ирана несопоставимы. Тегерану как минимум симпатизирует часть иракских шиитов. Поэтому иранские войска смогут вторгнуться в Ирак совершенно свободно, причем не только в Курдистан. Следовательно, уместно предполагать, что действия КСИРа – заодно и своеобразная «разведка боем», проверка американской реакции.

Интересно, что практически то же самое мы наблюдаем в Афганистане. После заявления Обамы о выводе войск США талибы, не дожидаясь 2014 года, принялись за массовый отстрел представителей кабульского режима, не смущаясь присутствия американцев.

По-видимому, США всерьез уходят с Ближнего и Среднего Востока (дополнительным подтверждением этого является их фактическое самоустранение от ливийской операции НАТО, которая из-за этого грозит окончиться позорным провалом). Войны в Афганистане и Ираке обошлись им более чем в шесть тысяч погибших военнослужащих и стоили свыше триллиона долларов («благодаря» Афганистану обе эти цифры растут и сегодня). Продолжать эту эпопею для Вашингтона не имеет смысла. Американцы давно и систематически снижают объем вывоза нефти из зоны Персидского залива. Если в 2001 году на этот регион пришлось 23,26 процента импорта США углеводородов, то в 2010-м – 14,53 процента. Красноречивая тенденция. Для справки: за тот же период доля России в американском нефтяном импорте выросла с 0,76 до 5,2 процента. Гораздо больше «черного золота» получают отсюда ЕС, Китай, Япония, Индия.

Усиление Ирана абсолютно неизбежно. Вопрос американского удара по нему надо считать в обозримой перспективе закрытым, а для Тель-Авива – это неразрешимая проблема из-за большого расстояния, отделяющего еврейское государство от Исламской Республики. Несмотря на всю мощь Армии обороны Израиля, ей не хватит сил и средств для «дистанционного разгрома» иранцев (хотя бы из-за отсутствия стратегической авиации, крылатых ракет и нехватки самолетов-заправщиков).

Но и Иран не пойдет на самоубийственную атаку Израиля. Тегеран будет «прессовать» арабов и курдов, которые наверняка очень захотят возвращения американцев. Но Вашингтон, не исключено, откажет по целому ряду причин политического, экономического и военного характера. США в ближайшие годы могут начать уходить в изоляцию, в которой они пребывали до Перл-Харбора в декабре 1941-го с коротким перерывом, выпавшим на окончание Первой мировой войны.

Есть ли новый кандидат на роль «начальника» на Ближнем и Среднем Востоке вместо США. Да. Это – Китай. Пекин даже более желателен для местных режимов, чем Вашингтон, поскольку не пристает с разными глупостями типа демократии и прав человека. Кстати, в момент начала иранского вторжения в Ирак руководство последнего находилось с визитом в столице КНР...
Автор: Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Draz 10 августа 2011 10:13
    Вот так вот товарищи, уже виден свет в конце периода гегемонии США, пошла цепная реакция с Ливии. Весь ближний восток в огне и часть европы тоже. Более менее стабильная ситуация в России, Китае, Индии, Германии.
    С уходом США из региона, где как ни странно они были гарантом мира, начнется резня за господство между арабами(сунниты, шииты, курды) и усилится давление на Израиль. Присутствие США скорее всего будет номинальным. Посмотрим, что будет дальше, США либо уходят, либо остаются, но тогда обострение ситуации в своей собственной стране.

    Как бы это не казалось чудовищным, но я за то, чтобы арабы начали резать друг друга.
    1. jamert 10 августа 2011 12:31
      И я тоже.
      Штаты уйдут с Ближнего и Среднего Востока в 2013-14 годах. Из Европы - к 2017-18. И замкнутся на внутренних проблемах. Кстати сегодня узнал о сокращении авианостных ударных групп с 11 до 9.
      А впереди - борьба за гегемонию в Азии между Индией и Китаем.
      jamert

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня