Мотороллер-САУ Vespa 150 TAP

В разное время в разных государствах возникали довольно смелые идеи по созданию разнообразных артиллерийских систем, размещенных на необычных, а часто и совсем не подходящих для этих целей шасси. Особенно везло в этом плане воздушно-десантным войскам различных стран. Дальше всех в этом направлении, по всей видимости, пошли французские конструкторы, которые додумались оснастить мотороллер Vespa (со 145 см3 одноцилиндровым двухтактным двигателем) 75-мм безоткатным орудием, причём водитель мотороллера во время поездки сидел на этом самом орудии. Мотороллеры можно было легко сбросить над территорией противника, а затем уже на земле десантники могли привести их в боеспособное состояние.

Двухколесная САУ Vespa 150 TAP по праву может считаться самым странным образцом вооружения в своем классе. Удивить кого-то более странной разработкой будет крайне сложно. Боевая машина была создана на базе итальянского мотороллера и безоткатной американской пушки М-20. Создатели Vespa 150 TAP из А.С.М.А. — «Ателье по конструированию мотоциклов и автомобилей» решили, по всей видимости, объединить две вещи: скорость (мотороллер разгонялся по шоссе до 120 км/ч) и огневую мощь, практически танковую. Мотороллер нес на себе 75-мм безоткатное орудие. К примеру, на знаменитом советском танке Т-34 основным огневым средством была 76,2-мм пушка.

Однако, в отличие от танков, мотороллер не имел вовсе никакой брони. Единственное, что сделали конструкторы, это усилили его раму. Расчет делался на небольшой вес, легкость десантирования и высокую скорость передвижения (до 66 км/ч по пересеченной местности). Считалось, что попасть в такую небольшую цель, обладающую высокой подвижностью, будет очень затруднительно. Установленное на мотороллере безоткатное орудие М-20 имело бронепробитие кумулятивным снарядом на уровне 90-100 мм. Этого за глаза хватало для борьбы с любой легкой бронетехникой противника.


Мотороллер-САУ Vespa 150 TAP


Любопытно, что французские войска активно использовали Vespa 150 TAP в боях в Индокитае и Алжире в начале 1950-х годов. Новинка получила в войсках прозвище «Базука Веспа». В общей сложности французская армия заказала и выкупила у производителя около 800 таких мотороллеров. Так как мотороллер-САУ предназначался для оснащения воздушно-десантных войск, его можно было сбрасывать с парашютом. Боевой экипаж установки состоял обычно из 2-х стрелков на скутерах: один использовался непосредственно для стрельбы по противнику, второй для транспортировки боеприпасов, которые располагались в специальных контейнерах с обеих сторон от сиденья. Причем в качестве сиденья использовалась казенная часть безоткатного орудия, которая сверху прикрывалась стальным каркасам и для удобства десантника обшивалась мягким материалом.

В качестве силовой установки на мотороллере использовался одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 145 «кубиков». Данный мотор был гораздо экономичнее мотоциклетных, но при этом был не таким безотказным в работе и мог в самые неподходящие моменты боя просто заглохнуть. Принимая во внимание, что вес десантника в полном снаряжении составлял уже не менее 100 кг, а сам мотороллер с учетом орудия весил около 160 кг, то, прибавив сюда вес снарядов, можно получить конечную полную массу мотороллера с комплектом вооружения и десантником — около 300, а то и 400 кг. Для такой мощи используемый моторчик был уже маловат.

Помимо этого, габариты этой необычной боевой машины (длина 1760 мм, ширина 695 мм) не позволяли ей обладать достаточной мобильностью на поле боя. Также к недостатком боевого скутера относили сравнительно большое по меркам быстрого боя время подготовки к открытию огня из походного положения и сворачивания установки после того, как артиллерист-десантник отстрелялся. Для того, чтобы открыть огонь, необходимо было поставить мотороллер на сошки (специальная сдвоенная подножка), подготовить орудие к бою, отправив в его казенную часть снаряд. После выстрела необходимо было успеть унести ноги от возможного ответного огня противника. И это в лучшем случае. В худшем безоткатное орудие массой 52 кг надо было снимать с мотороллера и устанавливать на специальную треногу а, совершив выстрел, либо бросать установку, либо заниматься ее установкой на мотороллер под неприятельским огнем.

Мотороллер-САУ Vespa 150 TAP


В ходе боевой эксплуатации вскрылся и тот факт, что колеса мотороллера были слишком узкими, а давление на грунт очень высоким. Машина хорошо себя чувствовала на шоссе, но не на пересеченной местности, она увязала в африканских песках и тонула в грязи Индокитая. Через участки бездорожья эту тяжелую установку десантникам приходилось тащить на себе. По этой причине вскоре мотороллер стали использовать по прямому назначению. На них пересели курьеры и офицеры связи, а безоткатные орудия были сняты.

В сегодняшних реалиях безоткатные орудия по большей части заменили противотанковые гранатометы. К примеру, очень популярный, особенно в странах третьего мира, гранатомет РПГ-7. При этом очень часто гранатометчики пользуются мотоциклами с хорошей подвижностью. Данный вариант представляется значительно более практичным, так как гранатометчик на мотоцикле может совершить выстрел в любую сторону. Это можно сделать сразу после остановки мотоцикла, а затем мгновенно выйти из боя вместо того, чтобы тратить драгоценное время на извлечение и установку безоткатного орудия на треноге или разворота мотороллера в нужную сторону. Так как орудие М-20 было безоткатным, произвести выстрел можно было и не снимая его со скутера, но в таком случае очень серьезно затруднялся процесс прицеливания.

До наших дней дошло достаточно большое количество «Весп». Цена подобного скутера-мотороллера, который в момент производства стоил 500 долларов, сегодня доходит уже до 20-50 тысяч долларов (в зависимости от состояния модели). Vespa 150 TAP достаточно хорошо представлен в частных коллекциях. Согласно американским законам, оружие, которое было выпущено до определенного года (временные рамки разные в разных штатах) перестает считаться оружием и становится антиквариатом. По этой причине в США можно абсолютно легально купить даже авиационной пулемет. Под такой закон подпадает и Vespa 150 TAP, ее может приобрести любой желающий, обладающий нужной денежной суммой.

Мотороллер-САУ Vespa 150 TAP


Источники информации:
http://svpressa.ru/post/article/101209
http://www.technonavigator.com/military/artillery/22954-amerikanskie-i-britanskie-bezotkatnye-orudiya.html
http://qwe.in.ua/2012/10/ctrannyj-i-nedoocenennyj-motocikl-vespa-150-tap
https://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 32
  1. nvn_co 21 октября 2014 10:02
    Прикольный аппарат! Нужно такой же мотороле!!!! Ему понравиться!
  2. паниковский 21 октября 2014 10:08
    идея действительно смелая и очень умная, а еще можно град установить на велорикшу, получим приличный экономический эффект. good
    1. пенсионер 21 октября 2014 14:17
      Цитата: паниковский
      а еще можно град установить на велорикшу

      what
      Эта американская история перекликается с историей № 9 кадета Биглера от
      05.01.2002 года, когда оператор пытался заснять взлет советского
      истребителя с реактивными ускорителями. В американской истории ее герой,
      сержант Джозеф Ли, подобные твердотопливные реактивные ускорители,
      украденные на авиабазе, решил использовать для езды с ветерком.
      Подтвердив тем самым, что быструю езду любят не только русские дураки, а
      любые - он ведь и в Африке, и в Политбюро. Конечно,
      возмечтав о лаврах автогонщика-рекордсмена, Джозеф столкнулся с
      определенными техническими трудностями - нелегко приладить к простому
      «Шевроле» двигатели для тяжелых транспортных самолетов. Но, опять же,
      дуракам нет преград, и он их преодолел, приделал, выехал на гладкое дно
      пересохшего озера (обычный американский автодром для установления
      мировых рекордов скорости).
      Далее, как говорится, лба не перекрестивши, сразу врубил реактивные
      двигатели. Оснащенный подобным образом «Шевроле» показал невиданную
      стартовую прыть, в первые же секунды набрав скорость более 500 км/час.
      Такое резкое ускорение чем-то сразу насторожило Джозефа, и он попытался
      затормозить авто, но сразу сгорели и тормоза, и шины. Роковым образом
      сказалась еще одна дурацкая ошибка сержанта: перед выездом он не снял
      крылья с колес «Шевроле», и их вполне хватило для трехкилометрового
      полета на достаточно приличной высоте. Именно поэтому очевидцы сообщили
      прибывшей полиции и скорой об авиакатастрофе. Металл был так оплавлен,
      что идентифицировать летательный аппарат как авто удалось только по
      найденному автомобильному номеру штата Невада. Тело Джозефа полностью
      перешло в газообразное состояние, не оставив никаких следов. Вдове
      Джозефа пришлось еще долго судиться со страховыми компаниями,
      требовавшими заключения патологоанатома, а авиабаза, где он служил, лишь
      выдала ей справку, что «сержант Джозеф Ли такого-то числа пропал без
      вести вместе с двумя твердотопливными реактивными двигателями типа
      JATO. В конце концов восторжествовала не только истина (мадам Ли в суде
      признали вдовой), но и справедливость: сержанту Ли была присуждена
      премия имени Дарвина (посмертно). Подробнее: http://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=126&topic=88637.0
  3. Pashhenko Nikolay 21 октября 2014 10:18
    Надо же,и запаска есть.
  4. avt 21 октября 2014 10:20
    laughing good ,,Джихадмобиль" отдыхает !
    avt
    1. Argon 21 октября 2014 10:44
      Вот она-АДСКАЯ машина.
  5. Волосатый сибиряк 21 октября 2014 11:20
    Сумрачный французский гений мог пойти ещё дальше - гусеничный мотоцикл Lehaitre.Создавался для французской армии перед 2-ой Мировой войной .Вот на, что надо было орудие вешать.
  6. Assistant 21 октября 2014 11:25
    А где на ней прицел?
    1. Штык 21 октября 2014 12:30
      Цитата: Assistant
      А где на ней прицел?

      А через ствол!
      1. cosmos111 24 октября 2014 22:30
        бельгийские трехколёсные,FN T-3 Tricar,с зенитным пулемётом....


        инфа с:transporters3.rssing.com/chan-3465948/all_p1.html
  7. ivanovich 21 октября 2014 13:02
    такой боевой мотороллер бы ополченцам Новороссии в был бы в самый раз для ударов по укропским блокпостам и быстрому отходу. сами укропы тоже горазды на импровизацию, вот их патрульный болид ))
    1. Mayer1980 21 октября 2014 13:12
      кстати очень даже неплохо... не сравнить с грузовиками нац гвардии обшитых железом как в безумном максе )))
    2. cosmos111 21 октября 2014 20:33
      Цитата: ivanovich
      оевой мотороллер бы ополченцам Новороссии в

      или такую ,тачанку...
      клик
  8. Fibrizio 21 октября 2014 13:13
    Выбор ваххабита прям. И жрет мало.
  9. странник_032 21 октября 2014 15:29
    У нас тоже кое-что есть из подобного. Мотоцикл-"Мечта Партизана". laughing
    Мотоцикл "Урал" с ПТРК "Конкурс":





    странник_032
    1. странник_032 21 октября 2014 15:33
      А это его предок М-72 с пулемётом ДП-27:





      Такие мотоциклетные подразделения всю войну прошли,от начала и до конца.
      странник_032
    2. странник_032 21 октября 2014 17:59
      Цитата: странник_032
      Мотоцикл "Урал" с ПТРК "Конкурс"


      Добавлю что "Урал" этот имеет привод на люльку,для повышения проходимости.
      Люлька с приводом у нас впервые появилась на его предшественнике.
      Немного видео:



      странник_032
  10. uzer 13 21 октября 2014 20:59
    В СССР выпускался мотороллер Вятка,сильно похожий на данный образец,только что без орудия.Уж не от этой ли Vespa 150 он ведет свое происхождение?
  11. cosmos111 21 октября 2014 22:11
    бронетачанка версии Mercedes-Benz G-Wagen 4х4...

    1. cosmos111 21 октября 2014 22:38
      легкий многоцелевой автомобиля Light Infantry Vehicle (Special Operations)...сокращенно LIV (SO) — легкая пехотная машина (специальные операции)....

      производство фирмы Daimler-Chrysler, взял за основу джип" Wolf 270 СDI", поэтому первоначально новая машина KSK называлась "Wolf AGF"....потом переименовали в " Serval"( африканской кошка))))

      инфа с :http://vk.com/swissarmedforces?w=wall-51304568_1088/all
      1. cosmos111 21 октября 2014 23:10
        бронетачанка " Spider- ЛСВ"был доставлен в Сингапуре для вооруженных сил в 1998 году...

        "Spider - ЛСВ" с 120 мм миномётом-(((Super Rapid Advanced Mortar System)))
        инфа с :http://defense-studies.blogspot.ru/2011/09/st-engineerings-land-systems-arm.html




        1. cosmos111 21 октября 2014 23:34
          "Springer ATV"-легкий тактический вездеход,грузовая платформа...грузоподьёмностью в 1-у тонну...

          "Springer ATV"на основе американского Tomcar all-terrain vehicle (ATV)))


          инфа с :http://www.army-technology.com/projects/springer-all-terrain/
          1. cosmos111 21 октября 2014 23:59
            "Tomcar"(Tomcar all-terrain vehicle (ATV) впервые применена в Израиле цахалом в качестве патрульного бронеавтомобиля...

            " Tomcar"-это легкий, прочный и маневренный вездеход,подвеска которого способна выдержать практически любого типы грунта...

            применяется в Fast-track силы специальных специальных операций, воздушно-десантных войск...может десантироваться с парашютом...
            клик

            на его шасси ,в Израиле разработаны GUGV(((беспилотные наземные транспортные средства))))



            инфа с :http://tomcar.com/industries/military
            1. cosmos111 22 октября 2014 00:30
              "Wasp"(Оса)бронемашина сил, быстрого развертывания разведывательной машины (RDRV) ЮАР....

              разработана и производится компанией BAE Land Systems OMC ...
              броеавтомобиль весит 2,550 тонн, что позволяет транспортировать на воздуху на вертолетах , а также на Hercules C-130B .....
              бронемашина "Wasp"(Оса)может десантироваться с парашютом...

              модульная платформа бронеавто..."Wasp"(Оса) включая: БТР, 60 мм самоходный миномет, противотанкового автомобиля, санитарная машина,машина для спецназа...
              на вооружении с апреле 2008 года к Южно-Африканских национальных сил обороны (SANDF)


              инфа с :http://www.army-technology.com/projects/baewasp/
              1. cosmos111 22 октября 2014 00:55
                бронеавтомобиль " Marru" (дикий бык) семейство военных автомобилей производства фирмы Agrale, Бразилия...
                транспортные средства используются для переброски войск, медицинской пощи, командования и управления, радиоэлектронной разведки....

                " Marruf AM1" - грузопоёмностью до 1,2 тонны-это базовый вариант оснащен четырьмя сиденьями и съемным тентом


                инфа с: http://www.army-technology.com/projects/agrale-marru-military-utility-vehicles/
  12. deleter24 21 октября 2014 22:40
    Ага, давайте еще Тополя с Ярсами будем из рогатки запускать wassat
  13. Prager 31 октября 2014 15:44
    спасибо автору за статью. весьма забавный получился мотороллер!
  14. sub307 4 ноября 2014 02:09
    Интересная модель. Спасибо за статью.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня