Military Review

French nobleman in the Russian service

10
В stories Russia received a lot of foreigners for the sovereign's service, which brought great benefit to our country. Everyone knows the names of Franz Yakovlevich Lefort, Burchard-Christopher Minich, Mikhail Bogdanovich Barclay de Tolly and many other Russian devotee sons of different nations who became Russians. But among them there is a name that occupies a special place.


The representative of the ancient French kind Alexander Fedorovich Langeron was born 13 (24) in January 1763 in Paris. At birth, he was named Alexander Louis Andre.

French nobleman in the Russian service


In 17 years, Langeron has already begun military service. In 1782, he traveled to America, where, under the command of General Viomenilles, he fought with the British.

After the conclusion of the Treaty of Versailles (1783), Langeron returned to France. In the same year, with the rank of lieutenant colonel, he tried to volunteer in the Austrian army, acting against the Ottoman Empire. Having received a refusal from the Austrian emperor Joseph II, he went to Russia, where on May 7 (18), 1790 he was enrolled as a colonel in the Siberian Grenadier Regiment and took an active part in naval operations of the next Russian-Swedish war (1788-1790). Commanding part of Russian rowing fleetLangeron June 22 (July 3), 1790 distinguished himself in the battle of Vyborg, for which the Empress Catherine II personally handed him the Order of St. George 4th degree.

In the autumn of the same year, he was already on the Danube, in the army of Major-General de Ribas, besieging the fortress of Ishmael. 11 (22) December 1790 of the year during the assault of Ishmael, under the command of Count Suvorov-Rymniki Langeron, headed the battalion of the Livonia regiment of javelin, was in the column of General Arsenyev from the side of the Danube, where he was seriously wounded in the leg.

The following year, Langeron participated in the battle of Machin and was awarded a gold sword with the inscription "For courage."

From July 1791 of the year to 1794 of the year inclusive of Langeron, seconded to the troops of the 1 coalition, had to fight against the troops of revolutionary France, consisting of the troops of the French émigrés and the Prussian army of the Duke of Brunswick. Langeron took part in the battles against the French Republicans near Maubeuge, Charleroi and Maastricht. 1793-1794 campaign was especially active for Langeron when he was in the Netherlands in the ranks of the Austrian army of Prince of Saxe-Coburg, delivering information about the actions of the Austrians to St. Petersburg on behalf of Empress Catherine II.

Subsequently, Langeron's career began to develop rapidly. July 30 (August 10) 1795 of the year Langeron was transferred to the Little Russian Grenadier Regiment and was soon appointed as its commander. 28 June (9 July) 1796 of the year Langeron was promoted to brigadier, and 22 of May (2 June) 1797 was promoted to major general and was appointed chief of the newly formed Ufa Musketeer Regiment.

In the reign of Emperor Paul I (1796-1801), which Langeron enjoyed unchanged, he was accepted into Russian citizenship, granted by the Count of the Russian Empire, promoted to lieutenant general and appointed chief of the Ryazhsk Musketeer Regiment and infantry inspector of the Brest Inspectorate. The highest reward for himself Lanzheron considered personal correspondence with the emperor, even on official business.

20 November (2 December) 1805, commanding a column in General Buxhevden’s corps, Langeron participated in the battle of Austerlitz, the disastrous outcome of which for some regiments of his column caused so much displeasure from Emperor Alexander I that he was asked to resign. Soon, however, this decision was relaxed, and he was left in the army. When the war began with Turkey (1806-1812), Langeron was in a separate 13-division of his friend Duke Richelieu.

In the 1807 campaign of the year, Langeron commanded a separate detachment in the corps stationed under Ishmael, and on April 7 (19) participated in a battle with the Turks who had left the fortress, having beaten off two flags and two guns from them.

A year later, in view of the menacing advance of the Grand Vizier to Bucharest, Commander-in-Chief Prince Bagration ordered Langeron to take measures to defend this important warehouse for the army. Being ill, Langeron nevertheless with 6 thousands of bayonets boldly moved against 20 thousands of Turks and August 29 (September 10) XFUMX of the year under Thrasina defeated the vanguard of Boshnyak-Agi. The Vizier began to strengthen his camp, but, suppressed by the active actions of Langeron, began to withdraw the troops back over the Danube, refusing to move to Bucharest. For this Langeron was awarded the Order of St. Vladimir 1809-oh degree.

In 1810, Field Marshal Kamensky ordered Langeron to command the siege of Silistra, which seven days after the trench was prepared, 30 of May (11) of 1810, surrendered, for which Langeron was granted the Order of St. Alexander Nevsky. During the siege that followed, Shumla Langeron 8 (20) in July under Derekie defeated Ahmet Bey’s 12 corps, for which he was awarded the Order of St. George 3 degree.

7 (19) in August 1810, Lanzheron was appointed commander of the 22 Infantry Division and in the new 15 (27) of September, forced to surrender the garrison of Rushchuk fortress.

At the beginning of 1811, due to Kamensky's illness, Langeron was given command of the Moldavian army until the arrival of Field Marshal Kutuzov. In the battle of Ruschuk on 22 June (July 4), Langeron commanded the left wing and for the difference was promoted to generals from infantry.

When surrounded in October - November 1811, the army of the Grand Vizier on the Danube near Slobodzei, which decided the outcome of the war, Langeron was Kutuzov's initiative assistant, commanding all troops on the left bank of the river, for which he was awarded the Order of St. Vladimir 1 degree. At the beginning of 1812, Langeron already commanded the 1 Corps of the Danube Army.

In the Patriotic War, Lanzheron commanded one of the corps in the Moldavian Army, Admiral Chichagov, and participated in the battles of Brest-Litovsk and Borisov.

With the start of the Foreign Campaign 1813, Lanzheron was entrusted with the siege of Thorn fortress: after the 7-day siege of 4 (16), the fortress surrendered in April, for which Lanzheron was awarded the Order of St. George 2-nd degree.

The 1813 autumn march of the year Langeron began, commanding the 42-thousandth corps as part of the Silesian army of Prussian Field Marshal Blucher. In the battle of Katzbach, his corps was the left wing of the Russian-Prussian troops and, during the pursuit of the French, beat off their 22 guns and forced General Pyoujo’s division to lay down weapon. For participation in the battles during the campaign of the Silesian Army, Langeron was granted a nice image of the Highest Name on epaulets.

On the first day of the Battle of the Nations near Leipzig, 4 (16) of October 1813, Langeron very successfully acted near the village Viderich. 6 (18) October, he fought on the north wing under the command of the Swedish Prince Bernadot (former Napoleon Marshal). Langeron was ordered to take the village of Schönfeld, which formed the support of the left flank of Napoleon’s army and occupied by the corps of generals Marmont and Sugam. Resolutely and skillfully, Langeron conducted an artillery attack on this village: the enemy was knocked out of Schönfeld, and Langeron, the only one of all the allied generals, managed to break through the position of the French army under Leipzig. At night, the corps of Langeron was transferred to the outskirts of the city of Galle, and the next morning he captured the redoubt that was here: his battalions broke into the city and by their appearance at Elster Bridge contributed to the explosion of the latter, which led to the complete defeat of the French.

At the end of the French prosecution of Rein, Langeron and his corps participated in the siege of the city of Kassel, and from December 23 1813 of the year (January 4 1814 of the year) independently led the siege of the city of Mainz ending on January 31 of the year 12. After that, he entered the territory of France to join the army of Blucher, with whom he took part in the battles at Kraon, Laon and Fershampenuaz.

18 (30) March 1814, near Paris, the troops of Langeron captured Montmartre, from which led the Russian artillery threatened the capital of France. For the capture of the Montmartre heights Langeron was awarded from the hands of the king the Order of St. Andrew the First-Called - the highest state award of the Russian Empire.

In April, 1815, Langeron again marched, leading a convoy of IV and VI infantry corps: he reached Alsace and Lorraine, where he was entrusted with the siege of French fortresses.

At the end of the Napoleonic Wars 10 (22) in November 1815, Lanzheron was appointed first by the Kherson military governor, and in 1822 - by the Novorossiysk governor-general in Odessa, but the following year he was dismissed from service and went abroad.

During the Russian-Turkish war of 1828-1829, Langeron accompanied Emperor Nicholas I to the army on the Danube. At the end of July 1828, he was entrusted with command of all troops in Wallachia, as well as monitoring the fortresses of Zhurzhey, Kale and Turno, of which the last two were taken by storm, for which Lanzheron was appointed chief of the Ryazhsky infantry regiment and was given one gun from the numbers taken in the city of Calais.

In March 1829, Langeron was dismissed from the army for health reasons. He settled in Odessa, where his health began to improve. Being a man of activity, Lanzheron contributed to the development of Odessa, where in honor of him one of the streets was named Lanzheronovskaya.

4 (16) July 1831, in St. Petersburg, Count Alexander Fedorovich Langeron died of cholera and was buried in Odessa in the Catholic Cathedral of the Blessed Virgin Mary.

Langeron left (in French) a detailed memoir about his time and about all the 19 campaigns in which he participated.

For military services to Russia, the portrait of Langeron was placed in the Military Gallery of the Winter Palace.

List of sources:
1) 1812 Heroes of the Year. - M., 1987. (ЖЗЛ) https://lib.rus.ec/b/325188.
2) Dictionary of Russian generals, combatants against Napoleon Bonaparte's army in 1812-1815. // Russian archive. - T. VII. - SPb., 1996. http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/slovar/sl_l05.html.
3) Zalessky K.A. Napoleonic Wars 1799-1815. Biographical encyclopedic dictionary. - M., 2003. http://hrono.ru/biograf/bio_l/lanzheron.php.
4) Kurganov E. The Conqueror of Paris // Khreshchatyk. - 2005, No. 2-3.
http://magazines.russ.ru/kreschatik/2005/3/ku16.html.
http://magazines.russ.ru/kreschatik/2005/2/ku18.html.
http://lit.lib.ru/e/efim_k/text_0050.shtml.
5) Sukhareva OV Who was who in Russia from Peter I to Paul I. - M., 2005. http://hrono.ru/biograf/bio_l/lanzheron.php.
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. miv110
    miv110 22 October 2014 08: 09 New
    11
    Thanks to the author for a detailed biographical review of the remarkable personality whose last name was always publicly known, but unfortunately did not know anything about this person until today, but he has never been to Odessa and I don’t know if it will happen. Enlighten us further.
    1. horseradish
      horseradish 1 November 2014 12: 24 New
      0
      nee French nobleman, Russian officer, general, count, who served Faith and Truth of Russia, in contrast to the "internationalists"
  2. Syrdon
    Syrdon 22 October 2014 09: 57 New
    +7
    what an interesting and eventful life
  3. Al-sh-nn
    Al-sh-nn 22 October 2014 12: 13 New
    +7
    And here is another Frenchman in Russian service. From a VERY famous family, by the way! In the photo he is in the foreground, the third on the left. Holds the gun in his right hand. The picture was taken on a hunt in the forests of the Nizhny Novgorod province approximately in 1900 - 1903.
    This is Louis Napoleon Joseph Jerome Bonaparte, Prince of the French Empire. Since 1890, he served the Russian emperor in Nizhny Novgorod 17th Dragoon, His Majesty's regiment.
    1. Sour
      Sour 22 October 2014 15: 10 New
      +6
      Here is another example.
      N. Murat, great-grandson of the famous Napoleonic Marshal I. Murat, served in the Russian Imperial Army. Like his great-grandfather, he chose the profession of cavalryman. He commanded a squadron during the Russo-Japanese War. During WWI, he commanded the 12th Starodubovsky Dragoon Regiment, and fought on the Southwestern and Romanian fronts. He rose to the colonel. For two wars he deserved 6 orders. After the revolution he emigrated, died in France in 1943.
  4. Kapitan Oleg
    Kapitan Oleg 22 October 2014 13: 37 New
    +1
    The tradition is not interrupted))))
  5. Black Colonel
    Black Colonel 22 October 2014 19: 24 New
    +4
    Interesting article. I read it with great interest and pleasure! Respect to the author !!! good
  6. Grigorievich
    Grigorievich 22 October 2014 22: 03 New
    +3
    He did not make a career at court, but served Russia on the battlefield. Only a person who perceives Russia as a second homeland could serve like that.
    Thank you for the article.
    1. horseradish
      horseradish 1 November 2014 12: 25 New
      0
      "It's a shame for me that the word Honor is forgotten ..." (c)
  7. Lyton
    Lyton 23 October 2014 03: 10 New
    0
    Yeah, a truly heroic Frenchman, military to the bone, confuses only how he fought in 1812 on the side of Russia against Napoleon?
    1. miv110
      miv110 23 October 2014 06: 11 New
      0
      There was another Frenchman, the whole Marshal Moreau, who was in the service of Alexander, who perished on the Borodino field. By the way, the text refers to the former Napoleonic Marshal (his "favorite") Bernadotte, who became the Swedish king and turned his weapon against his boss.
      1. miv110
        miv110 23 October 2014 06: 31 New
        +1
        I apologize for the inaccuracy. I looked into the encyclopedia and make an amendment. Moreau was invited by Alexander in 1813, and as an adviser to the Allied armies, he died in the battle of Dresden. He was buried in the same city as his former adversary A.V. Suvorov - St. Petersburg.
  8. Prager
    Prager 30 October 2014 17: 09 New
    0
    wonderful article! thanks to the author, gladly gave it a try.

Французский дворянин на российской службе

В истории России на государеву службу поступало много иностранцев, принесших нашей стране огромную пользу. Всем известны имена Франца Яковлевича Лефорта, Бурхарда-Христофора Миниха, Михаила Богдановича Барклая-де-Толли и многих других преданных России сынов разных народов, ставших россиянами. Но среди них есть имя, которое занимает особое место.

Представитель древнего французского рода Александр Федорович Ланжерон родился 13 (24) января 1763 года в Париже. При рождении он был наречён Александр Луи Андре.

Французский дворянин на российской службе



В 17 лет Ланжерон уже начал военную службу. В 1782 году он отправился в Америку, где под командованием генерала Виомениля воевал с британцами.

После заключения Версальского мира (1783) Ланжерон возвратился во Францию. В этом же году в чине подполковника он пытался вступить волонтером в австрийскую армию, действовавшую против Османской империи. Получив от австрийского императора Иосифа II отказ, он направился в Россию, где 7 (18) мая 1790 года был зачислен полковником в Сибирский гренадерский полк и принял деятельное участие в морских операциях очередной Русско-шведской войны (1788-1790). Командуя частью российского гребного флота, Ланжерон 22 июня (3 июля) 1790 года отличился в бою при Выборге, за что императрица Екатерины II лично вручила ему орден святого Георгия 4-ой степени.

Осенью того же года он уже был на Дунае, в армии генерал-майора де Рибаса, осаждавшей крепость Измаил. 11 (22) декабря 1790 года во время штурма Измаила уже под командованием графа Суворова-Рымникского Ланжерон во главе батальона Лифляндского егерского полка шел в колонне генерала Арсеньева со стороны Дуная, где получил сильное ранение в ногу.

В следующем году Ланжерон участвовал в бою под Мачином и был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость».

С июля 1791 года по 1794 год включительно Ланжерону, прикомандированному к войскам 1-ой коалиции, пришлось воевать против войск революционной Франции, состоя то при войсках французских эмигрантов, то при прусской армии герцога Брауншвейского. Ланжерон принимал участие в боях против французских республиканцев под Мобежем, Шарлеруа и Маастрихтом. Особенно активно для Ланжерона прошла кампания 1793-1794 годов, когда он находился в Нидерландах в рядах австрийской армии принца Саксен-Кобургского, доставляя в Петербург по поручению императрицы Екатерины II сведения о действиях австрийцев.

В последующем карьера Ланжерона стала развиваться стремительно. 30 июля (10 августа) 1795 года Ланжерон был переведен в Малороссийский гренадерский полк и вскоре назначен его командиром. 28 июня (9 июля) 1796 года Ланжерон был произведен в бригадиры, а 22 мая (2 июня) 1797 года — в генерал-майоры и был назначен шефом вновь сформированного Уфимского мушкетерского полка.

В царствование императора Павла I (1796-1801), неизменным расположением которого Ланжерон пользовался, он был принят в российское подданство, пожалован графом Российской империи, произведен в генерал-лейтенанты и назначен шефом Ряжского мушкетерского полка и инспектором пехоты Брестской инспекции. Высшей наградой для себя Ланжерон считал личную переписку с императором даже по служебным делам.

20 ноября (2 декабря) 1805 года, командуя колонной в корпусе генерала Буксгевдена, Ланжерон участвовал в сражении под Аустерлицем, гибельный исход которого для некоторых полков его колонны вызвал настолько сильное неудовольствие императора Александра I, что ему было предложено подать в отставку. Вскоре, однако, это решение было смягчено, и он был оставлен в армии. Когда началась война с Турцией (1806-1812), Ланжерон находился в отдельной 13-ой дивизии своего друга герцога Ришелье.

В кампанию 1807 года Ланжерон командовал отдельным отрядом в корпусе, стоявшем под Измаилом, и 7 (19) апреля участвовал в схватке с вышедшими из крепости турками, отбив у них два знамени и два орудия.

Через год главнокомандующий князь Багратион ввиду угрожающего продвижения великого визиря к Бухаресту предписал Ланжерону принять меры к обороне этого важного для армии складского пункта. Будучи больным, Ланжерон тем не менее с 6 тысяч штыков смело двинулся против 20 тысяч турок и 29 августа (10 сентября) 1809 года под Фрасиной нанёс поражение авангарду Бошняк-аги. Визирь начал было укреплять свой лагерь, но, подавленный активными действиями Ланжерона, стал отводить войска обратно за Дунай, отказавшись от своего продвижения к Бухаресту. За это Ланжерон был награжден орденом святого Владимира 2-ой степени.

В 1810 года генерал-фельдмаршал Каменский поручил Ланжерону командовать осадой крепости Силистрия, которая через семь дней после подготовки траншей, 30 мая (11 июня) 1810 года, сдалась, за что Ланжерону был пожалован орден святого Александра Невского. Во время последовавшей за этим осады Шумлы Ланжерон 8 (20) июля при Дерекиое разбил 12-тысячный корпус Ахмет-бея, за что был награжден орденом святого Георгия 3-ей степени.

7 (19) августа 1810 года Ланжерон был назначен командиром 22-ой пехотной дивизии и в новом качестве 15 (27) сентября вынудил капитулировать гарнизон крепости Рущук.

В начале 1811 года из-за болезни Каменского на Ланжерона было возложено командование Молдавской армией впредь до прибытия генерал-фельдмаршала Кутузова. В сражении под Рущуком 22 июня (4 июля) Ланжерон командовал левым крылом и за отличие был произведен в генералы от инфантерии.

При окружении в октябре — ноябре 1811 года армии великого визиря на Дунае у Слободзеи, что решило исход войны, Ланжерон был инициативным помощником Кутузова, начальствуя над всеми войсками на левом берегу реки, за что он был награжден орденом святого Владимира 1-ой степени. В начале 1812 года Ланжерон уже командовал 1-ым корпусом Дунайской армии.

В Отечественную войну Ланжерон командовал одним из корпусов в Молдавской армии адмирала Чичагова и участвовал в боях под Брест-Литовском и Борисовом.

С началом Заграничного похода 1813 года Ланжерону была поручена осада крепости Торн: после 7-дневной осады 4 (16) апреля крепость сдалась, за что Ланжерон был награжден орденом святого Георгия 2-ой степени.

Осенний поход 1813 года Ланжерон начал, командуя 42-тысячным корпусом в составе Силезской армии прусского генерал-фельдмаршала Блюхера. В бою под Кацбахом его корпус составлял левое крыло русско-прусских войск и в ходе преследования французов отбил у них 22 орудия и принудил дивизию генерала Пюжо сложить оружие. За участие в боях во время похода Силезской армии Ланжерону было пожаловано вензельное изображение Высочайшего Имени на эполеты.

В первый день Битвы народов под Лейпцигом, 4 (16) октября 1813 года, Ланжерон весьма успешно действовал под селом Видерич. 6 (18) октября он сражался на северном крыле под командованием шведского принца Бернадота (бывшего наполеоновского маршала). Ланжерону было приказано взять село Шенфельд, составлявшее опору левого фланга армии Наполеона и занятое корпусами генералов Мармона и Сугама. Решительно и умело Ланжерон провел артподготовку атаки на это село: противник был выбит из Шенфельда, и Ланжерону, единственному из всех союзных генералов, удалось прорвать расположение французской армии под Лейпцигом. Ночью корпус Ланжерона был переведен к предместью города Галле, а наутро он овладел находившимся здесь редутом: его батальоны ворвались в город и своим появлением у Эльстерского моста способствовали взрыву последнего, что привело к полному поражению французов.

По окончании преследования французов у Рейна Ланжерон со своим корпусом участвовал в осаде города Кассель, а с 23 декабря 1813 года (4 января 1814 года) самостоятельно руководил осадой города Майнц, закончившейся 31 января (12 февраля) 1814 года. После этого он вошел на территорию Франции для соединения с армией Блюхера, с которой принял участие в боях под Краоном, Лаоном и Фершампенуазом.

18 (30) марта 1814 года под Парижем войска Ланжерона овладели Монмартром, с уступов которого российская артиллерия грозила столице Франции. За взятие Монмартрских высот Ланжерон был награжден из рук царя орденом святого Андрея Первозванного — высшей государственной наградой Российской империи.

В апреле 1815 года Ланжерон снова выступил в поход, ведя колонну из IV и VI пехотных корпусов: он дошел до Эльзаса и Лотарингии, где ему была поручена осада французских крепостей.

По окончании наполеоновских войн 10 (22) ноября 1815 года Ланжерон был назначен сначала Херсонским военным губернатором, а в 1822 году — Новороссийским генерал-губернатором в Одессе, но уже в следующем году был уволен со службы и уехал за границу.

Во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов Ланжерон сопровождал императора Николая I к армии на Дунай. В конце июля 1828 года ему было поручено командование всеми войсками в Валахии, а также наблюдение за крепостями Журжей, Кале и Турно, из которых две последние вскоре были взяты штурмом, за что Ланжерон был назначен шефом Ряжского пехотного полка и ему было подарено одно орудие из числа взятых в городе Кале.

В марте 1829 года Ланжерон по состоянию здоровья был уволен из армии. Он поселился в Одессе, где здоровье его пошло на поправку. Будучи человеком деятельным, Ланжерон способствовал развитию Одессы, где в честь него одна из улиц была названа Ланжероновской.

4 (16) июля 1831 года в Петербурге граф Александр Федорович Ланжерон умер от холеры и был похоронен в Одессе в католическом соборе Пресвятой Девы Марии.

Ланжерон оставил (на французском языке) подробные мемуары о своем времени и обо всех 19-ти кампаниях, в которых участвовал.

За воинские заслуги перед Россией портрет Ланжерона был помещён в Военную галерею Зимнего дворца.

Список источников:
1) Герои 1812 года. — М., 1987. (ЖЗЛ) https://lib.rus.ec/b/325188.
2) Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг. // Российский архив. — Т. VII. — СПб., 1996. http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/slovar/sl_l05.html.
3) Залесский К.А. Наполеоновские войны 1799-1815. Биографический энциклопедический словарь. — М., 2003. http://hrono.ru/biograf/bio_l/lanzheron.php.
4) Курганов Е. Завоеватель Парижа // Крещатик. — 2005, №№ 2-3.
http://magazines.russ.ru/kreschatik/2005/3/ku16.html.
http://magazines.russ.ru/kreschatik/2005/2/ku18.html.
http://lit.lib.ru/e/efim_k/text_0050.shtml.
5) Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. — М., 2005. http://hrono.ru/biograf/bio_l/lanzheron.php.
Автор: Назарова Елена


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. miv110 22 октября 2014 08:09
    Благодарность автору за подробный биографический обзор замечательной личности фамилия которой была всё время на слуху, но к сожалению ничего не знал об этом человеке до сегодняшнего дня, а в Одессе никогда не бывал и не знаю придётся ли. Просвещайте нас и далее.
    1. хренвамсредькой 1 ноября 2014 12:24
      урожденный французский дворянин, русский офицер, генерал, граф, служивший Верой и Правдой России, в отличии от "интернационалистов"
      хренвамсредькой
  2. Syrdon 22 октября 2014 09:57
    какая интересная и насыщенная событиями жизнь
  3. Al-Sh-NN 22 октября 2014 12:13
    А вот еще один француз на русской службе. Из ОЧЕНЬ известной семьи , кстати! На фото он на переднем плане,третий слева. Держит ружье в правой руке. Снимок сделан на охоте в лесах Нижегородской губернии ориентировочно в 1900 - 1903 годах.
    Это Луи Наполеон Жозеф Жером Бонапарт (Louis Napoleon Joseph Jerome Bonaparte), принц Французской Империи. С 1890 года он служил русскому императору в Нижегородском 17-ом драгунском, Его Величества полку.
    Al-Sh-NN
    1. Кислый 22 октября 2014 15:10
      Вот ещё пример.
      Н.Мюрат, правнук знаменитого наполеоновского маршала И.Мюрата, служил в Российской императорской армии. Как и его прадед, избрал профессию кавалериста. Командовал эскадроном во время Русско-Японской войны. Во время ПМВ командовал 12-м Стародубовским драгунским полком, воевал на Юго-Западном и Румынском фронтах. Дослужился до полковника. За две войны заслужил 6 орденов. После революции эмигрировал, умер во Франции в 1943 году.
  4. Kapitan Oleg 22 октября 2014 13:37
    Традиция не прерывается))))
    Kapitan Oleg
  5. Чёрный Полковник 22 октября 2014 19:24
    Интересная статья. Прочитал с большим интересом и удовольствием! Автору - респект!!! good
  6. григорьевич 22 октября 2014 22:03
    Он не делал карьеру при дворе,а служил России на поле брани.Только человек,воспринимающий Россию второй родиной,мог служить так.
    Спасибо за статью.
    1. хренвамсредькой 1 ноября 2014 12:25
      "Обидно мне, что слово Честь забыто..." (с)
      хренвамсредькой
  7. Lyton 23 октября 2014 03:10
    Даа, воистину геройский француз, военный до мозга костей, смущает лишь то, как он воевал в 1812 году на стороне России против Наполеона?
    1. miv110 23 октября 2014 06:11
      Был и ещё один француз, целый маршал Моро находящийся на службе у Александра, который сгинул на Бородинском поле.Кстати в тексте упоминается бывший наполеоновский маршал (его "любимчик")Бернадот, ставший шведским королём и обернувшим оружие против своего шефа.
      1. miv110 23 октября 2014 06:31
        Прошу прощения за неточность. Заглянул в энциклопедию и вношу поправку. Моро был приглашён Александром в 1813 году и в качестве советника союзных армий погиб в сражении при Дрездене. Похоронен в одном городе со своим бывшим противником А.В.Суворовым - С-Петербурге.
  8. Prager 30 октября 2014 17:09
    замечательная статья! спасибо автору, с удовольствием проплюсовал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня