Неопознанная подлодка у берегов Швеции: поиски, заявления и вопросы

С конца прошлой недели вся Европа следит за событиями, происходящими у берегов Швеции. Военные этой страны с прошлой пятницы проводят операцию по поиску неопознанной подводной лодки, якобы находящейся в шведских территориальных водах. Особенности этой операции и ее освещения в прессе таковы, что новости вызывают недоумение, а их обсуждения нередко сводятся к различным шуткам. Военно-морские силы Швеции, в свою очередь, продолжают искать некую подлодку.

Поисковая операция и новости


Первые сообщения о проведении поисковой операции появились вечером 17 октября. По данным военного ведомства Швеции, военные получили информацию, согласно которой в территориальные воды страны вторглась иностранная подводная лодка. Для поиска субмарины были подняты по тревоге корабли, морская авиация и несколько сухопутных подразделений. В первых официальных заявлениях не говорилось, в каком именно районе Балтийского моря ведется операция, а также не оглашалась информация о предполагаемой принадлежности неопознанной подлодки.

В минувшее воскресенье 19 октября командование шведских вооруженных сил огласило новые сведения о проводимой операции. В официальном пресс-релизе говорилось, что военное ведомство пока не будет публиковать подробную информацию о ходе операции. Тем не менее, был назван район проведения операции: неопознанную подлодку или следы ее пребывания ищут вблизи Стокгольмского архипелага. Для поиска подозрительных объектов используются оптические приборы и специальное оборудование, установленное на кораблях.



В субботу шведская пресса огласила сведения, которые определили дальнейшее развитие обсуждения сложившейся ситуации. Газета Svenska Dagbladet со ссылкой на некие надежные источники сообщила, что неопознанная подлодка, вошедшая в территориальные воды Швеции, может принадлежать военно-морскому флоту России. Так же со ссылкой на источники в Минобороны сообщалось, что шведской разведке удалось засечь радиопередачу с неопознанной подлодки, находившейся недалеко от Стокгольмского архипелага. Приемник этого радиосигнала, как утверждалось, располагается в российском Калининграде. Кроме того, шведское издание сообщило, что передача велась на частотах, используемых российским ВМФ в экстремальных ситуациях, из чего был сделан вывод о некой нештатной ситуации, произошедшей на борту подлодки.

Российские военные в воскресенье прокомментировали заявления шведских коллег и сообщения прессы. По официальным данным, никакие нештатные ситуации на кораблях и подлодках ВМФ России в последнее время не происходили. Таким образом, сведения о некой российской субмарине, нарушившей шведскую морскую границу и потерпевшую аварию, не соответствуют действительности.

Официальные комментарии Минобороны Швеции об информации газеты Svenska Dagbladet появился лишь в понедельник, 20 октября. Выяснилось, что имеющиеся сведения не позволяют шведским военным делать однозначные выводы о государственной принадлежности подлодки и о каких-либо происшествиях на ее борту. Военные не располагают сведениями об особенностях связи во время чрезвычайных происшествий и используемых при этом частотах. Кроме того, пресс-служба шведского военного ведомства напомнила о целях операции: корабли и вертолеты ищут следы деятельности неопознанной подлодки неустановленного флота. Иные подробности операции снова не оглашались.

В воскресенье появились новые сведения от шведской прессы. Газета Svenska Dagbladet вновь рассказала о событиях на Балтике. По данным этого издания, из порта г. Санкт-Петербург вышло исследовательское судно «Профессор Логачев». Судно взяло курс на Стокгольмский архипелаг и в ближайшее время должно прийти в район поисков якобы аварийной подлодки. Кроме того, до начала поисковой операции в этом районе находился российский танкер «НС Конкорд». После начала поисков танкер ушел из района. Версия о возможном участии «Профессора Логачева» в поисках подлодки вскоре получила опровержение. По официальным данным, исследовательское судно направляется в Испанию, а тот факт, что оно шло к берегам Швеции, обусловлен географическими особенностями Финского залива.

В понедельник, 20 октября российские средства массовой информации последовали примеру шведских и обратились за сведениями к неназванным источникам в военном ведомстве. Так, РИА Новости сообщило, что неопознанная подлодка, которую ищут ВМС Швеции, может принадлежать Нидерландам. Источник отметил, что в течение последнего времени недалеко от Стокгольма находилась дизель-электрическая подлодка HNLMS Bruinvis типа Walrus, выполнявшая различные учебно-боевые задачи. В пятницу нидерландская субмарина зашла в порт г. Таллин, а в понедельник должна была выйти из него и отправиться домой. Возможно, именно подлодка ВМС Нидерландов стала поводом для проведения поисковой операции.

В ответ на сообщения российских СМИ о подлодке Нидерландов шведские военные сделали соответствующее заявление. Они отметили, что им известно о нахождении субмарины HNLMS Bruinvis в Балтийском море. Более того, нидерландские подводники несколькими днями ранее участвовали в совместных с Швецией учениях. Кроме того, шведское Минобороны напомнило, что в районе Стокгольмского архипелага ведутся поиски следов активности подлодок третьих стран, а не самих субмарин.

ВМС Нидерландов так же прокомментировали версию о поисках подлодки HNLMS Bruinvis. Начальник департамента ВМС по связям с общественностью Карен Лоос заявила, что подлодка «Брэйнвис» в пятницу находилась в эстонском порту Таллин и, как следствие, не могла быть замечена в территориальных водах Швеции. Моряки Нидерландов участвовали в совместных учениях и в начале этой недели должны были отправиться домой.

Шведская газета Svenska Dagbladet «отметилась» еще одной неоднозначной новостью. В воскресенье она сообщила, что у берегов Швеции может находиться российская подводная лодка малого или сверхмалого класса. РИА Новости, в свою очередь, опубликовало комментарий неназванного представителя Минобороны России. По его словам, такая техника не состоит на вооружении ВМФ России, из-за чего по определению не может находиться в районе Стокгольмского архипелага. Последние отечественные малые дизель-электрические подлодки принадлежали к проекту 865 «Пиранья» и ограниченно эксплуатировались в девяностых годах. В прошлом десятилетии обе построенные лодки этого типа были утилизированы.

Шведское издание Swedish Expressen сообщает о некоторых подробностях проводимой поисковой операции. По информации этой газеты, район поисков закрыт для гражданского судоходства. Всем судам запрещено приближаться ближе чем на 5,4 морской мили (10 километров) к кораблям, задействованным в поисках. Воздушное пространство над зоной проведения операции так же закрыто для полетов. Для обеспечения беспрепятственной работы кораблей ВМС Швеции был перекрыт пролив между островами Нюнесхамн и Нотаррё, находящимися на юге Стокгольмского архипелага.

Международная реакция

Поисковая операция ВМС Швеции привела к некоторым заявлениям и действиям других стран, имеющих выход к Балтийскому морю. Уже 19 октября эстонский Департамент полиции и погранохраны заявил об усилении контроля за островами Сааремаа и Хийумаа, расположенными недалеко от шведских территориальных вод. Эстонские пограничники намерены следить за ситуацией и, при необходимости, собираются принять соответствующие меры.

В понедельник стало известно о реакции официального Вильнюса. Литовские пограничники получили приказ усилить охрану сухопутных границ с Беларусью и российской Калининградской областью. Кроме того, в официальных заявлениях упоминался строгий контроль за кораблями.

Латвия решила остаться сторонним наблюдателем и не намерена подключаться к поискам загадочной подлодки. Береговая охрана этой страны следит за перемещениями и действиями военных кораблей других государств вблизи своих территориальных вод, однако не должна участвовать в каких-либо работах.

Еще одним сторонним наблюдателем остается Финляндия. Финские военные следят за развитием ситуации и действиями военно-морских сил Швеции. Официальный Хельсинки не намерен подключаться к операции без соответствующей просьбы Стокгольма. Подобные предложения пока не поступали.

В контексте международной реакции также стоит рассмотреть ситуацию, возникшую благодаря интернет-троллям. Вскоре после появления первых предположений о якобы российской подлодке, терпящей бедствие у шведских берегов, авторы поддельного твиттер-аккаунта активиста Павла Шехтмана опубликовали запись, как минимум, сомнительного содержания. В ней утверждалось, что рядом со Стокгольмским архипелагом тонет подлодка «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Эту «сенсацию» подхватили некоторые зарубежные СМИ и вскоре публикации об «Акуле», тонущей в Балтийском море, разошлись по новостным лентам. Особенно в этом деле «отличились» издания, ранее не замеченные в лояльности к России.

Необходимо отметить, что авторы этой утки учли несколько факторов и выбрали наименее реалистичный сценарий событий. Дело в том, что из-за своих габаритов подлодки проекта 941 попросту не могут свободно перемещаться по Балтийскому морю, имеющему специфический рельеф дна с множеством отмелей и банок. Что касается самой «сенсации», то она прекрасно вскрыла некоторые тенденции поведения определенных средств массовой информации.

Немного истории

Известно, что Швеция уже не первый раз пытается искать некие подлодки у своих берегов. Точно так же не впервые эти субмарины приписываются Советскому Союзу или России, якобы имеющим агрессивные планы. За последние полвека шведские военные неоднократно заявляли о нарушении морских границ страны подводными силами неизвестных третьих стран.

Первый известный случай «подводной агрессии» против Швеции относится к 1962 году. Тогда гидроакустические системы шведских ВМС обнаружили присутствие неопознанной субмарины в районе острова Готланд. К району нахождения подлодки были стянуты корабли. Лодку-нарушителя атаковали глубинными бомбами, после чего она покинула территориальные воды Швеции и ушла в неизвестном направлении. Похожим образом развивались события осенью 1969 года, когда шведские корабли, участвовавшие в учениях на севере Ботнического залива, обнаружили иностранную субмарину. В этот раз до атаки дело не дошло, поскольку сразу после обнаружения подлодка взяла курс в направлении нейтральных вод.

В 1974 году неопознанная подлодка вновь была обнаружена около острова Готланд. Погоня за ней окончилась неудачей – субмарина ушла в нейтральные воды. Примерно через два года еще одна подлодка была обнаружена во время учений в районе Стокгольмского архипелага. По производимому шуму в ней опознали советскую дизель-электрическую лодку проекта 613. Как и ранее, попытка перехватить нарушителя морских границ закончилась безуспешно.

В конце октября 1981 года шведские рыбаки сообщили, что в двух километрах от военно-морской базы Карлсруна на мели находится советская подлодка. Субмарина С-363 проекта 613 из-за поломки навигационного оборудования сбилась с курса и, двигаясь в надводном положении, вошла в территориальные воды Швеции. Такое плавание подлодки завершилось из-за отмели. Примерно через десять дней после инцидента лодку сняли с камней, после чего она своим ходом вернулась на базу. После этого инцидента подлодка С-363 получила ироничное прозвище «Шведский комсомолец».

Случай с С-363 получил большой резонанс в Швеции. Скандал привел к снятию с должностей нескольких лиц, ответственных за безопасность морских границ. Кроме того, отношения Стокгольма и Москвы резко ухудшились. Некоторые «горячие головы» стали утверждать, что во всех предыдущих случаях нарушения границ подлодками так же виновен военно-морской флот Советского Союза.

В дальнейшем ВМС Швеции неоднократно фиксировали присутствие чужих подлодок в территориальных водах страны. Несколько раз дело доходило до применения оружия, однако ни один нарушитель так и не был опознан.

Что дальше?

За несколько дней поисков корабли и вертолеты Швеции так и не смогли найти загадочную подлодку, якобы находившуюся в шведских территориальных водах. Вряд ли стоит ждать, что в ближайшие несколько дней эта субмарина все же будет обнаружена. Более того, есть определенные основания для сомнений в самом факте ее существования. Тем не менее, тема поиска неопознанной подлодки или следов ее пребывания в территориальных водах Швеции остается одной из главных тем в лентах новостных агентств.

Версия, согласно которой субмарины-нарушителя никогда не было, имеет право на жизнь и пока не получила серьезных опровержений. Однако в таком случае текущие действия ВМС Швеции нуждаются в объяснении. Вполне возможно, что с конца прошлой недели в районе Стокгольмских островов идут учения, в ходе которых корабли и морская авиация отрабатывают поиск и уничтожение подлодок условного противника. Пресса, в свою очередь, неправильно истолковала активность кораблей и сотворила «сенсацию».

Вторая версия, получающая все большее распространение, касается денег. Одним из следствий ряда предыдущих инцидентов с нарушением морских границ подлодками третьих стран были многочисленные заявления о необходимости развития шведских ВМС. В частности, требовалось увеличить финансирование того или иного проекта. Таким образом, нельзя исключать, что нынешние события являются своеобразной попыткой командования флота «выбить» дополнительное финансирование.

Можно предположить, что в обозримом будущем шведские политики усилят воинственную риторику и будут призывать обновлять вооруженные силы, объясняя это необходимостью противостоять возможной угрозе. Вероятно, военный бюджет действительно будет увеличен. Однако через несколько недель или месяцев нынешняя история забудется подобно всем предыдущим. Политики, пресса и общественность найдут новую тему для массовых обсуждений, уже не связанную с подлодками потенциального противника.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://interfax.ru/
http://rg.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://rusplt.ru/
http://u-96.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

53 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти