В России снова строят экранопланы

В России снова строят экранопланы


Уникальность таких аппаратов, как экраноплан, связана с их технической особенностью объединять в себе свойства воздушного и морского судна. В большей степени он относится к типу морских судов, поскольку имеет возможность передвигаться в непосредственной близости с поверхностью – два-три десятка метров. Экраноплан способен скользить над земной или водной поверхностью при помощи экранного эффекта, при котором необходимая подъемная сила обеспечивается потоком набегаемого воздуха, нагнетающим высокое давление под кораблем. Более всего экранопланы, как правило, используются над морской поверхностью, это связано с ее более равномерной площадью по высоте, в отличие от рельефной земной.

Экранопланы выгодно выделяются на фоне обычных кораблей тем, что обладают способностью развивать скорость до 460 километров в час, а территория их перемещения практически не ограничена – моря, реки, льды, снега и болотистая местность способны служить для образования «экрана». В отличие от обычных самолетов, экранопланы обладают высокой степенью живучести, а также они более экономичны и способны принимать на борт грузы с огромной массой. При этом подобные аппараты не требуют наличия береговой инфраструктуры – для посадки им вполне достаточно иметь только подходящую по размерам водную акваторию или ровный участок суши.


В Советском Союзе производство экранопланов берет свое начало с 1957 года и было практически полностью прекращено в начале 90-х годов. За период чуть менее 40 лет было построено примерно 30 подобных аппаратов, которые применялись в интересах Министерства обороны. Самыми известными судами этого класса являются экранолеты «Орленок» и боевой ударный ракетоносец «Лунь». Последний, кстати был построен в одном экземпляре и зачислен в боевой состав Черноморского флота. В середине 90-х годов экранолет «Лунь» был списан как морально устаревшее оборудование.

В России снова строят экранопланы

В России снова строят экранопланы


Начиная с 2010 года в России проводятся работы по возобновлению производства экранопланов, это, прежде всего, обусловлено попыткой не отстать от других государств, например США, Италии и Франции, где производство подобных аппаратов прекрасно налажено и востребовано не только военными, но и различными гражданскими компаниями. В нашей стране разработками новых аппаратов занимается Центральное конструкторское бюро им. Алексеева, известное как главный разработчик «Каспийского монстра» и которое возобновило опытно-конструкторские и проектные работы по созданию экранопланов. Об этом заявил Евгений Мелешко, начальник отдела качества ЦКБ им. Алексеева. По его словам, ЦКБ получило правительственную заявку на возобновление работ по созданию аппаратов подобного класса для обеспечения силовых ведомств РФ.

Начина с 2010 года и по настоящее время проводятся проектные работы, а основные опытно-конструкторские работы по созданию крупного экраноплана начнутся в 2012 году. «Для нашего предприятия это огромный объем работ, большая часть специалистов предприятия будут задействованы по этой теме», - заявил в одном из интервью Е.Мелешко.

Но если по государственному заказу работы по созданию экраноплана находятся на стадии проектирования, то в коммерческой нише подобный аппарат уже создан. На судостроительном заводе «Волга», расположенном в Нижнем Новгороде, закончено строительство нового отечественного экраноплана «Орион-20», и до конца текущего года будут проведены его испытания. Об этом сообщил Юрий Варакосов, директор Ассоциации производителей, разработчиков и потребителей экранопланов - «Экраноплан».

В России снова строят экранопланы


«В планах группы формирование модельного ряда новых экранопланов различной размерности под маркой «Орион» (20, 27, 40) и большей вместимости (цифры количество пассажирских мест), – отмечает Варакосов. – Все эти аппараты имеют двоякое назначение и могут с успехом применяться в силовых структурах. По завершении испытаний первый из модельного ряда «Орион-20» будет предложен на коммерческой основе всем заинтересованным ведомствам, организациям и различным структурам».

В состав Ассоциации «Экраноплан» также вошла компания АвиаПорт - ЗАО «Авиасистемы», которая занимается разработкой и постройкой легких многоцелевых самолетов и экранопланов. Об этом сообщил Александр Макиенко, генеральный директор компании. Это, несомненно, станет положительном фактором в производстве российских уникальных аппаратов. В частности, А.Макиенко по данному вопросу заявил следующее: «В связи с совместными интересами ассоциация «Экраноплан» вышла с предложением к ЗАО «Авиасистемы» включиться в состав. Это, несомненно, интересное предложение получило положительный отзыв. В настоящее время сконцентрированы, оформлены и поданы в соответственные инстанции все нужные документы. Пока довольно сложно говорить о перспективах работы в составе ассоциации, но уже сегодня наши специалисты принимают активное участие в работе над созданием экраноплана «Орион-20».

В России снова строят экранопланы


В настоящее время ЗАО «Авиасистемы» имеет два собственных основных перспективных проекта: создание экранолета «Одиссей» и легкого многоцелевого самолета AMS-200. В настоящее время проводятся интенсивные переговоры с инвесторами на тему этих разработок, сообщил гендиректор.
Автор: Сергей Вознесенский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Человек создал немало машин. Давно перестал казаться чудом самолёт, освоивший стихию воздуха. Значительно раньше корабли покорили стихию воды. А неугомонный человеческий разум всё не знал покоя. И вот появляется аппарат, взлетающий с воды, чуть поднимающийся, но не уходящий от поверхности. Что это? Умеющий плавать самолёт? Или умеющий летать корабль? Что это за чудо технической мысли, существующее на грани двух стихий?

В фильме рассказывается о самолётах: СМ-1, СМ-2, Бе-1, ВВА-14, «Скат», «Кальмар», «Омар», «Джейран», «Зубр», КМ («Каспийский монстр»), СМ-5, СМ-8, СМ-6, «Орленок», «Лунь», «Волга-2», «Стриж», «Иволга», «Акваглайд».

[media=http://rutube.ru/tracks/2642181.html?v=35df1d6b7207129c0e132d3bc428698b]
Читайте также
Комментарии 13
  1. Эрик 10 августа 2011 12:46
    Надоело всю эту брехню читать про то мол будет производство!
    Эрик
    1. Satanail 28 декабря 2011 01:22
      Согласен, но СССРовские разработки они повторить не смогут лет 20 и произвести старые линейки тоже. Технология производства у нас нет... Развалили ее. Помните в одном из постов я писал про экраноплан-авианосец и его скорость... Вот тогда сша будет напугана) Авианосец наш мимо интерпраиса со скоростью 500 км капитан застрелица решив что у него глюки)
      Satanail
  2. aleks 10 августа 2011 13:12
    Если экранопланы были УЖЕ готовы к серийному производству,то почему нужно еще 3 года на НИОКР ?
    1. Zerkalo 10 августа 2011 19:47
      навскидку привожу одну объективную причину - наше производство с того момента очень сильно деградировало. То, что делали в 70-ые годы пачками - теперь почти недостижимый уровень, а это проблема!!!
  3. ПАТРОН 10 августа 2011 22:58
    Сначала отказываемся от уникальных разработок,потом видим как наши разработки успешно развивают амеры и другие,и мы уже начинаем думать что нам это уже очень очень нужно.Думаю,что экранопланы были бы очень уместны в военной сфере-летят низко,сооответвенно ниже радиозаметность,и ооочень быстро!Да и в роли спасательных транспортов им не было бы равных!Жаль,что не оценили их по-настоящему
    ПАТРОН
  4. 916-й 11 августа 2011 07:43
    Экранопланы, действительно машины, созданные для работы на грани двух стихий. И эту тему первыми подняли "лучшие авиаторы среди карабелов". И у них получился "лучший самолет среди кораблей". Честь им и хвала за то, что дерзнули.

    Хотелось бы увидеть экранопланы в исполнении "лучших корабелов среди авиаторов", ОКБ им. Бериева, они бы у них получились, думается, не в премер изящнее и эргономичнее...
    916-й
    1. aleks 27 августа 2011 12:39
      Если строить,то должны строить те,кто ранее построил 30 аппаратов,уничтоженных продавшейся ;элитой;
  5. oper66 11 августа 2011 21:47
    скажем дружное спасибо ЕБН и дерьмократам они мало что уничтожили имевшиеся экранопланы но сдали всю секретную технологию и разработки сша и западу чтоб он вечно горел в аду если он есть а те что живы из предателей обосрались и им бумажки не нашлось -удалено ругательство-
    oper66
  6. Klibanophoros 19 сентября 2011 17:44
    Если появилась новость, что в Эрэфии решили строить экранопланы, значит скоро выборы!!!
  7. Денис 11 октября 2011 01:28
    ещё вчера надо было!
    конечно это если бы,да как бы" но был бы тогда на СФ,никто с "Комсомольца" не замёрз бы
  8. kesa1111 15 октября 2011 18:02
    Когда то были впереди всех. Теперь снова догонять. Может в консерватории что нибудь подправить? Очень хочется "музыкантов" погрузить на корабль типа Булгарии, и испытать ракету - торпеду Шквал в акульем питомнике.
    kesa1111
  9. patriot64 22 ноября 2011 23:16
    Как жаль те живые идеи,которые загубили,не дав вырасти в полноценное производство! Уникальная машина!
    patriot64
  10. Landwarrior 17 февраля 2012 13:32
    У нас в городе тоже планируют строить, будут "Орион" делать, для погранцов
    А летом"Иволгу" испытывали.
    Правда, место для испытаний неудачное выбрали-городской пляж. wink

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня