В России снова строят экранопланы

13
В России снова строят экранопланы


Уникальность таких аппаратов, как экраноплан, связана с их технической особенностью объединять в себе свойства воздушного и морского судна. В большей степени он относится к типу морских судов, поскольку имеет возможность передвигаться в непосредственной близости с поверхностью – два-три десятка метров. Экраноплан способен скользить над земной или водной поверхностью при помощи экранного эффекта, при котором необходимая подъемная сила обеспечивается потоком набегаемого воздуха, нагнетающим высокое давление под кораблем. Более всего экранопланы, как правило, используются над морской поверхностью, это связано с ее более равномерной площадью по высоте, в отличие от рельефной земной.

Экранопланы выгодно выделяются на фоне обычных кораблей тем, что обладают способностью развивать скорость до 460 километров в час, а территория их перемещения практически не ограничена – моря, реки, льды, снега и болотистая местность способны служить для образования «экрана». В отличие от обычных самолетов, экранопланы обладают высокой степенью живучести, а также они более экономичны и способны принимать на борт грузы с огромной массой. При этом подобные аппараты не требуют наличия береговой инфраструктуры – для посадки им вполне достаточно иметь только подходящую по размерам водную акваторию или ровный участок суши.

В Советском Союзе производство экранопланов берет свое начало с 1957 года и было практически полностью прекращено в начале 90-х годов. За период чуть менее 40 лет было построено примерно 30 подобных аппаратов, которые применялись в интересах Министерства обороны. Самыми известными судами этого класса являются экранолеты «Орленок» и боевой ударный ракетоносец «Лунь». Последний, кстати был построен в одном экземпляре и зачислен в боевой состав Черноморского флота. В середине 90-х годов экранолет «Лунь» был списан как морально устаревшее оборудование.




Начиная с 2010 года в России проводятся работы по возобновлению производства экранопланов, это, прежде всего, обусловлено попыткой не отстать от других государств, например США, Италии и Франции, где производство подобных аппаратов прекрасно налажено и востребовано не только военными, но и различными гражданскими компаниями. В нашей стране разработками новых аппаратов занимается Центральное конструкторское бюро им. Алексеева, известное как главный разработчик «Каспийского монстра» и которое возобновило опытно-конструкторские и проектные работы по созданию экранопланов. Об этом заявил Евгений Мелешко, начальник отдела качества ЦКБ им. Алексеева. По его словам, ЦКБ получило правительственную заявку на возобновление работ по созданию аппаратов подобного класса для обеспечения силовых ведомств РФ.

Начина с 2010 года и по настоящее время проводятся проектные работы, а основные опытно-конструкторские работы по созданию крупного экраноплана начнутся в 2012 году. «Для нашего предприятия это огромный объем работ, большая часть специалистов предприятия будут задействованы по этой теме», - заявил в одном из интервью Е.Мелешко.

Но если по государственному заказу работы по созданию экраноплана находятся на стадии проектирования, то в коммерческой нише подобный аппарат уже создан. На судостроительном заводе «Волга», расположенном в Нижнем Новгороде, закончено строительство нового отечественного экраноплана «Орион-20», и до конца текущего года будут проведены его испытания. Об этом сообщил Юрий Варакосов, директор Ассоциации производителей, разработчиков и потребителей экранопланов - «Экраноплан».



«В планах группы формирование модельного ряда новых экранопланов различной размерности под маркой «Орион» (20, 27, 40) и большей вместимости (цифры количество пассажирских мест), – отмечает Варакосов. – Все эти аппараты имеют двоякое назначение и могут с успехом применяться в силовых структурах. По завершении испытаний первый из модельного ряда «Орион-20» будет предложен на коммерческой основе всем заинтересованным ведомствам, организациям и различным структурам».

В состав Ассоциации «Экраноплан» также вошла компания АвиаПорт - ЗАО «Авиасистемы», которая занимается разработкой и постройкой легких многоцелевых самолетов и экранопланов. Об этом сообщил Александр Макиенко, генеральный директор компании. Это, несомненно, станет положительном фактором в производстве российских уникальных аппаратов. В частности, А.Макиенко по данному вопросу заявил следующее: «В связи с совместными интересами ассоциация «Экраноплан» вышла с предложением к ЗАО «Авиасистемы» включиться в состав. Это, несомненно, интересное предложение получило положительный отзыв. В настоящее время сконцентрированы, оформлены и поданы в соответственные инстанции все нужные документы. Пока довольно сложно говорить о перспективах работы в составе ассоциации, но уже сегодня наши специалисты принимают активное участие в работе над созданием экраноплана «Орион-20».



В настоящее время ЗАО «Авиасистемы» имеет два собственных основных перспективных проекта: создание экранолета «Одиссей» и легкого многоцелевого самолета AMS-200. В настоящее время проводятся интенсивные переговоры с инвесторами на тему этих разработок, сообщил гендиректор.
Человек создал немало машин. Давно перестал казаться чудом самолёт, освоивший стихию воздуха. Значительно раньше корабли покорили стихию воды. А неугомонный человеческий разум всё не знал покоя. И вот появляется аппарат, взлетающий с воды, чуть поднимающийся, но не уходящий от поверхности. Что это? Умеющий плавать самолёт? Или умеющий летать корабль? Что это за чудо технической мысли, существующее на грани двух стихий?

В фильме рассказывается о самолётах: СМ-1, СМ-2, Бе-1, ВВА-14, «Скат», «Кальмар», «Омар», «Джейран», «Зубр», КМ («Каспийский монстр»), СМ-5, СМ-8, СМ-6, «Орленок», «Лунь», «Волга-2», «Стриж», «Иволга», «Акваглайд».

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Эрик
    +2
    10 августа 2011 12:46
    Надоело всю эту брехню читать про то мол будет производство!
    1. Satanail
      +1
      28 декабря 2011 01:22
      Согласен, но СССРовские разработки они повторить не смогут лет 20 и произвести старые линейки тоже. Технология производства у нас нет... Развалили ее. Помните в одном из постов я писал про экраноплан-авианосец и его скорость... Вот тогда сша будет напугана) Авианосец наш мимо интерпраиса со скоростью 500 км капитан застрелица решив что у него глюки)
  2. +1
    10 августа 2011 13:12
    Если экранопланы были УЖЕ готовы к серийному производству,то почему нужно еще 3 года на НИОКР ?
    1. +3
      10 августа 2011 19:47
      навскидку привожу одну объективную причину - наше производство с того момента очень сильно деградировало. То, что делали в 70-ые годы пачками - теперь почти недостижимый уровень, а это проблема!!!
  3. ПАТРОН
    +1
    10 августа 2011 22:58
    Сначала отказываемся от уникальных разработок,потом видим как наши разработки успешно развивают амеры и другие,и мы уже начинаем думать что нам это уже очень очень нужно.Думаю,что экранопланы были бы очень уместны в военной сфере-летят низко,сооответвенно ниже радиозаметность,и ооочень быстро!Да и в роли спасательных транспортов им не было бы равных!Жаль,что не оценили их по-настоящему
  4. 916-й
    0
    11 августа 2011 07:43
    Экранопланы, действительно машины, созданные для работы на грани двух стихий. И эту тему первыми подняли "лучшие авиаторы среди карабелов". И у них получился "лучший самолет среди кораблей". Честь им и хвала за то, что дерзнули.

    Хотелось бы увидеть экранопланы в исполнении "лучших корабелов среди авиаторов", ОКБ им. Бериева, они бы у них получились, думается, не в премер изящнее и эргономичнее...
    1. +1
      27 августа 2011 12:39
      Если строить,то должны строить те,кто ранее построил 30 аппаратов,уничтоженных продавшейся ;элитой;
  5. oper66
    +1
    11 августа 2011 21:47
    скажем дружное спасибо ЕБН и дерьмократам они мало что уничтожили имевшиеся экранопланы но сдали всю секретную технологию и разработки сша и западу чтоб он вечно горел в аду если он есть а те что живы из предателей обосрались и им бумажки не нашлось -удалено ругательство-
  6. -1
    19 сентября 2011 17:44
    Если появилась новость, что в Эрэфии решили строить экранопланы, значит скоро выборы!!!
  7. 0
    11 октября 2011 01:28
    ещё вчера надо было!
    конечно это если бы,да как бы" но был бы тогда на СФ,никто с "Комсомольца" не замёрз бы
  8. kesa1111
    +2
    15 октября 2011 18:02
    Когда то были впереди всех. Теперь снова догонять. Может в консерватории что нибудь подправить? Очень хочется "музыкантов" погрузить на корабль типа Булгарии, и испытать ракету - торпеду Шквал в акульем питомнике.
  9. patriot64
    0
    22 ноября 2011 23:16
    Как жаль те живые идеи,которые загубили,не дав вырасти в полноценное производство! Уникальная машина!
  10. 0
    17 февраля 2012 13:32
    У нас в городе тоже планируют строить, будут "Орион" делать, для погранцов
    А летом"Иволгу" испытывали.
    Правда, место для испытаний неудачное выбрали-городской пляж. wink

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»