Странные особенности украинского кораблестроения
В настоящее время на Украине уже произвели закладку первого корвета серии из 4 единиц. Осуществлением госзаказа занимается "Черноморский судостроительный завод" в Николаеве. Первый корабль планируется ввести в состав флота в 2016 году, а к 2021 году ВМС Украины должны располагать четырьмя новыми корветами проекта 58250. Первоначально предусматривалась постройка десяти подобных кораблей для создания трех полноценных соединений, но впоследствии из-за недостатка финансирования было решено ограничиться четырьмя корветами.
Стоит отметить, что нынешняя ситуация на Украине уникальна, страна решила вернуться к проектированию и созданию собственных военных кораблей после 18 летнего простоя. За 18 лет независимости здесь не проектировали и не строили ни одного корабля по собственному проекту. При этом в стране нашли силы для того, чтобы практически «с нуля» создать новый корвет, с использованием самых современных технологий. По своим ТТХ он будет выгодно отличаться от известных ныне аналогов и будет выполнен по технологии «стесл», делающей корабль менее заметным. Корвет должен получить ряд принципиально новых украинских разработок: новую РЛС, гидроакустический комплекс, комплекс связи, дизель-газотурбинную установку, холодильные машины. Предполагается, что корвет будет производиться в кооперации с иностранными компаниями из Италии, Франции, Дании, Германии. При этом доля украинских узлов и агрегатов достигнет 60%.
Постройка подобных кораблей будет первым шагом к возрождению кораблестроения на Украине, считает директор компании "Смарт-Холдинг" Алексей Пертин. По его словам, одно рабочее место в данной сфере создает еще от 4 до 5 дополнительных рабочих мест в смежных областях – металлургии, машиностроении, электронике. Для постройки корветов предполагается задействовать мощности 23 местных предприятий, которым предстоит работать в кооперации.
По предварительным подсчетам стоимость одного корвета должна была составить около 250 млн. евро, что, по мнению представителей ВМС Украины, меньше, чем стоимость аналогичных кораблей европейского производства. Так или иначе, в марте этого года появилась информация о том, что общее финансирование программы по постройке 4-х кораблей данного класса составит 16,22 млрд. гривен, или 2 млрд. долларов, исходя из чего специалисты определили стоимость одного корвета на уровне 500 млн. долларов или около 357 млн. евро. Неудивительно, что с такой стоимостью Украине пришлось отказаться от постройки 10-и кораблей и ограничиться лишь постройкой 4-х корветов, с другой же стороны здесь где-то может закрасться ошибка. Но цифра в 2 млрд. долларов была официально озвучена министром обороны Украины Михаилом Ежелем и фигурирует во многих СМИ.
Спроектированный на Украине корабль выглядит больше корвета, но меньше фрегата. Правда, стоит учесть, что конструкторы смогли оснастить его комплексом вооружений, который позволяет полноценно выполнять функции противокорабельной и противолодочной обороны, а также противоракетной и противовоздушной. Все это приближает боевую ценность корвета проекта 58250 к фрегатам водоизмещением до 3 500 тонн. Внешний его вид позволяет говорить об использовании при проектировании стелс-технологии, основное вооружение будет спрятано внутри судна. Основные характеристики судна таковы: водоизмещение – 2 500 т., длина – 112 м., ширина – 13 м., максимальная скорость – 32 узла, максимальная дальность плавания – 4 000 морских миль, экипаж – 110 человек, автономность – 30 суток. Любопытно, что корвет должен получить противокорабельные комплексы и комплексы зенитной обороны французского производства, а артиллерийские системы производства Германии и Италии. Но пока что все технологические особенности корабля отходят на второй план при взгляде на его стоимость. Для контраста рассмотрим основных конкурентов украинского корвета.
Британский корвет проекта «Кариф» - многоцелевой корабль, длиной 99 м., шириной – 14,6 м., водоизмещением 2 500 т. Максимальная скорость 25 узлов, Дальность хода – 3500 морских миль, автономность 21 сутки. Экипаж – 100 человек. Основное ударное вооружение – ПРК MM-40 «блок-3» «Экзосет» (такой же планируется установить и на украинском корвете). Стоимость корабля – 252 млн. долларов, что почти в 2 раза меньше цены корвета пр. 58250, при равном водоизмещении судов.
Турецкий корвет «MILGEM». Программой военного строительства запланирована постройка 12 таких кораблей. Водоизмещение – 2 000 т., длина – 99 м., скорость хода – 29 узлов, максимальная дальность плавания – 3 500 морских миль, автономность – 21 сутки, экипаж – 93 человека. Предполагается, что данная серия поступит на вооружение не только Турции, но и ВМС Пакистана и Канады. Стоимость турецкого корвета – 260 млн. долларов.
Одним из самых дорогих европейских корветов является немецкий «MEKO A-100», производимый Германией. Его стоимость оценивается в 300 млн. долларов, при этом Израиль, желающий приобрести эти корабли, настаивает на 20% скидке. По мнению же немецкой стороны корвет водоизмещением в 1650 тонн был значительно усовершенствован и с кораблем 80-х годов его объединяет лишь название. Так программа его модернизации включала в себя увеличение доли полезной нагрузки, установку новых двигателей, применение стелс-технологий, открытую модульную архитектуру боевых систем и многое другое.
Есть свой корвет и у России. Сторожевой корабль проекта 20380, имеющий экспортное название «Тигр» и активно продвигаемый на мировом рынке. Его водоизмещение составляет 2 000 т., максимальная дальность хода – 4 000 морских миль, максимальная скорость – 27 узлов. Экипаж корабля, включая группу обслуживания вертолета – 100 человек. Модульный принцип его строительства снижает затраты и позволяет обеспечить модернизационный потенциал на долгие годы. В кормовой части корабля, впервые для кораблей такого водоизмещения, был расположен ангар для противолодочного вертолета и значительным (до 20 т.) запасом топлива для него. Стоимость корвета «Стерегущий», который был принят в состав флота в 2007 году, составляла 180 млн. долларов, что в 2,8 раза ниже стоимости современного украинского корвета. Конечно, с тех пор цены на данный корабль выросли, но явно не столь значительно.
Есть в арсенале нашего флота корабль с сопоставимой стоимостью, но это уже полноценный фрегат. В настоящее время в России строится серия фрегатов проекта 1135.6 для ВМС Индии. Корабль водоизмещением в 4 500 т., скоростью хода – 30 узлов, дальностью плавания 4 500 морских миль обходится Индии примерно в 500 млн. долларов. Первый корабль «Тег» был спущен на воду в 2009 году, второй «Таркаш» в 2010. Таким образом, стоимость одного российского фрегата, который имеет в 1,5 раза большее водоизмещение, сопоставима со стоимостью украинского корвета. Стоит еще учесть, что российский фрегат производится для продажи за рубеж, т.е. с целью максимального получения прибыли, в то время как Украина строит корабли для собственного использования.
При этом справедливо было бы заметить, что корветы стоимостью в 500 млн. долларов все-таки существуют. Это известный многим американский перспективный корвет класса LCS (Littoral Combat Ship) стоимость которого и достигла полумиллиарда долларов. Корабль, построенный по технологии «Стелс», малозаметен на экранах радаров, да и в целом в нем были реализованы самые современные и сверхсекретные разработки США в области военно-морских вооружений и техники. При этом анекдотичность ситуации заключается в том, что, увидев конечную цену на корабль, в одной из богатейших стран мира сочли ее завышенной. Первоначально в США рассчитывали на 220 млн. долларов и 55 кораблей данного типа. В итоге же на данном проекте был поставлен крест, построено лишь 2 корвета из так называемой демонстрационной партии, а вся программа в ближайшее время может быть просто свернута.
А еще говорят: умом Россию не понять, Украина в этом плане ничуть не лучше. У «нищих» американцев денег на постройку сверхсовременных корветов стоимостью в 500 млн. долларов нет, а у «богатой» Украины они похоже в избытке.
Использованы источники:
www.flot2017.com/show/opinions/40582
www.new-sebastopol.com/flot/Ukrainskiy_korvet_postroyat_v_Nikolaeve__v_mezhdunarodnoy_kooperacii
www.alternathistory.org.ua/korvety-proekta-58250-gaiduk-ukraina
www.nvo.ng.ru/news/2011-03-18/2_korvet.html
Информация