Странные особенности украинского кораблестроения

За все время своего существования независимый украинский флот пополнился лишь двумя новыми кораблями – корветами «Луцк» в 1997 году и «Тернополь» в 2005 году. Причем оба этих корабля были заложены еще в СССР, так с момента закладки и до ввода в состав ВМС Украины корвета «Тернополь» прошло без малого 14 лет. При этом концепция развития вооруженных сил Украины предполагает, что именно корветы должны стать основной ударной силой ВМС страны. Корабли данного класса предназначаются для охраны прибрежных районов и патрулирования, противодействия подводным лодкам, выполнению задач противолодочного дозора, охраны конвоев и гражданских кораблей, борьбы с надводными целями. Данные сравнительно небольшие корабли идеально подходят для действий в акватории Черного моря.

В настоящее время на Украине уже произвели закладку первого корвета серии из 4 единиц. Осуществлением госзаказа занимается "Черноморский судостроительный завод" в Николаеве. Первый корабль планируется ввести в состав флота в 2016 году, а к 2021 году ВМС Украины должны располагать четырьмя новыми корветами проекта 58250. Первоначально предусматривалась постройка десяти подобных кораблей для создания трех полноценных соединений, но впоследствии из-за недостатка финансирования было решено ограничиться четырьмя корветами.

Странные особенности украинского кораблестроения



Стоит отметить, что нынешняя ситуация на Украине уникальна, страна решила вернуться к проектированию и созданию собственных военных кораблей после 18 летнего простоя. За 18 лет независимости здесь не проектировали и не строили ни одного корабля по собственному проекту. При этом в стране нашли силы для того, чтобы практически «с нуля» создать новый корвет, с использованием самых современных технологий. По своим ТТХ он будет выгодно отличаться от известных ныне аналогов и будет выполнен по технологии «стесл», делающей корабль менее заметным. Корвет должен получить ряд принципиально новых украинских разработок: новую РЛС, гидроакустический комплекс, комплекс связи, дизель-газотурбинную установку, холодильные машины. Предполагается, что корвет будет производиться в кооперации с иностранными компаниями из Италии, Франции, Дании, Германии. При этом доля украинских узлов и агрегатов достигнет 60%.

Постройка подобных кораблей будет первым шагом к возрождению кораблестроения на Украине, считает директор компании "Смарт-Холдинг" Алексей Пертин. По его словам, одно рабочее место в данной сфере создает еще от 4 до 5 дополнительных рабочих мест в смежных областях – металлургии, машиностроении, электронике. Для постройки корветов предполагается задействовать мощности 23 местных предприятий, которым предстоит работать в кооперации.

По предварительным подсчетам стоимость одного корвета должна была составить около 250 млн. евро, что, по мнению представителей ВМС Украины, меньше, чем стоимость аналогичных кораблей европейского производства. Так или иначе, в марте этого года появилась информация о том, что общее финансирование программы по постройке 4-х кораблей данного класса составит 16,22 млрд. гривен, или 2 млрд. долларов, исходя из чего специалисты определили стоимость одного корвета на уровне 500 млн. долларов или около 357 млн. евро. Неудивительно, что с такой стоимостью Украине пришлось отказаться от постройки 10-и кораблей и ограничиться лишь постройкой 4-х корветов, с другой же стороны здесь где-то может закрасться ошибка. Но цифра в 2 млрд. долларов была официально озвучена министром обороны Украины Михаилом Ежелем и фигурирует во многих СМИ.

Странные особенности украинского кораблестроения
Корвет проекта 58250


Спроектированный на Украине корабль выглядит больше корвета, но меньше фрегата. Правда, стоит учесть, что конструкторы смогли оснастить его комплексом вооружений, который позволяет полноценно выполнять функции противокорабельной и противолодочной обороны, а также противоракетной и противовоздушной. Все это приближает боевую ценность корвета проекта 58250 к фрегатам водоизмещением до 3 500 тонн. Внешний его вид позволяет говорить об использовании при проектировании стелс-технологии, основное вооружение будет спрятано внутри судна. Основные характеристики судна таковы: водоизмещение – 2 500 т., длина – 112 м., ширина – 13 м., максимальная скорость – 32 узла, максимальная дальность плавания – 4 000 морских миль, экипаж – 110 человек, автономность – 30 суток. Любопытно, что корвет должен получить противокорабельные комплексы и комплексы зенитной обороны французского производства, а артиллерийские системы производства Германии и Италии. Но пока что все технологические особенности корабля отходят на второй план при взгляде на его стоимость. Для контраста рассмотрим основных конкурентов украинского корвета.

Британский корвет проекта «Кариф» - многоцелевой корабль, длиной 99 м., шириной – 14,6 м., водоизмещением 2 500 т. Максимальная скорость 25 узлов, Дальность хода – 3500 морских миль, автономность 21 сутки. Экипаж – 100 человек. Основное ударное вооружение – ПРК MM-40 «блок-3» «Экзосет» (такой же планируется установить и на украинском корвете). Стоимость корабля – 252 млн. долларов, что почти в 2 раза меньше цены корвета пр. 58250, при равном водоизмещении судов.

Странные особенности украинского кораблестроения
Британский корвет проекта «Кариф»


Турецкий корвет «MILGEM». Программой военного строительства запланирована постройка 12 таких кораблей. Водоизмещение – 2 000 т., длина – 99 м., скорость хода – 29 узлов, максимальная дальность плавания – 3 500 морских миль, автономность – 21 сутки, экипаж – 93 человека. Предполагается, что данная серия поступит на вооружение не только Турции, но и ВМС Пакистана и Канады. Стоимость турецкого корвета – 260 млн. долларов.

Странные особенности украинского кораблестроения
Турецкий корвет «MILGEM»


Одним из самых дорогих европейских корветов является немецкий «MEKO A-100», производимый Германией. Его стоимость оценивается в 300 млн. долларов, при этом Израиль, желающий приобрести эти корабли, настаивает на 20% скидке. По мнению же немецкой стороны корвет водоизмещением в 1650 тонн был значительно усовершенствован и с кораблем 80-х годов его объединяет лишь название. Так программа его модернизации включала в себя увеличение доли полезной нагрузки, установку новых двигателей, применение стелс-технологий, открытую модульную архитектуру боевых систем и многое другое.

Странные особенности украинского кораблестроения
Немецкий корвет «MEKO A-100»


Есть свой корвет и у России. Сторожевой корабль проекта 20380, имеющий экспортное название «Тигр» и активно продвигаемый на мировом рынке. Его водоизмещение составляет 2 000 т., максимальная дальность хода – 4 000 морских миль, максимальная скорость – 27 узлов. Экипаж корабля, включая группу обслуживания вертолета – 100 человек. Модульный принцип его строительства снижает затраты и позволяет обеспечить модернизационный потенциал на долгие годы. В кормовой части корабля, впервые для кораблей такого водоизмещения, был расположен ангар для противолодочного вертолета и значительным (до 20 т.) запасом топлива для него. Стоимость корвета «Стерегущий», который был принят в состав флота в 2007 году, составляла 180 млн. долларов, что в 2,8 раза ниже стоимости современного украинского корвета. Конечно, с тех пор цены на данный корабль выросли, но явно не столь значительно.

Странные особенности украинского кораблестроения
Корвет проекта 20380 «Стерегущий»


Есть в арсенале нашего флота корабль с сопоставимой стоимостью, но это уже полноценный фрегат. В настоящее время в России строится серия фрегатов проекта 1135.6 для ВМС Индии. Корабль водоизмещением в 4 500 т., скоростью хода – 30 узлов, дальностью плавания 4 500 морских миль обходится Индии примерно в 500 млн. долларов. Первый корабль «Тег» был спущен на воду в 2009 году, второй «Таркаш» в 2010. Таким образом, стоимость одного российского фрегата, который имеет в 1,5 раза большее водоизмещение, сопоставима со стоимостью украинского корвета. Стоит еще учесть, что российский фрегат производится для продажи за рубеж, т.е. с целью максимального получения прибыли, в то время как Украина строит корабли для собственного использования.

При этом справедливо было бы заметить, что корветы стоимостью в 500 млн. долларов все-таки существуют. Это известный многим американский перспективный корвет класса LCS (Littoral Combat Ship) стоимость которого и достигла полумиллиарда долларов. Корабль, построенный по технологии «Стелс», малозаметен на экранах радаров, да и в целом в нем были реализованы самые современные и сверхсекретные разработки США в области военно-морских вооружений и техники. При этом анекдотичность ситуации заключается в том, что, увидев конечную цену на корабль, в одной из богатейших стран мира сочли ее завышенной. Первоначально в США рассчитывали на 220 млн. долларов и 55 кораблей данного типа. В итоге же на данном проекте был поставлен крест, построено лишь 2 корвета из так называемой демонстрационной партии, а вся программа в ближайшее время может быть просто свернута.

Странные особенности украинского кораблестроения
Американский корвет LCS


А еще говорят: умом Россию не понять, Украина в этом плане ничуть не лучше. У «нищих» американцев денег на постройку сверхсовременных корветов стоимостью в 500 млн. долларов нет, а у «богатой» Украины они похоже в избытке.

Использованы источники:
www.flot2017.com/show/opinions/40582
www.new-sebastopol.com/flot/Ukrainskiy_korvet_postroyat_v_Nikolaeve__v_mezhdunarodnoy_kooperacii
www.alternathistory.org.ua/korvety-proekta-58250-gaiduk-ukraina
www.nvo.ng.ru/news/2011-03-18/2_korvet.html
Автор: Сергей Юферев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Splin 11 августа 2011 10:35
    Никто от постройки 10 корветов не отказывался и 2 миллиарда -это и есть сумма всего проекта. Просто пока запланированна постройка 4-х а там как пойдет. Бразилия уже хочет строить несколько штук с нами. Причем у нас это тяжелый корвет, а туда будет поставляться как легкий фрегат. Ибо он обладает всеми качествами фрегата. А западное оружие ставиться только потому что окончательный проект был сформирован при Юще, а Россия после августа 2008 года отказалась поставлять нам любые системы для корвета. Тогда подписали контракты с Европой и отказаться сейчас - себе дороже. Вот еще потому и 4-е посудины. Конструкция корвета модульная. Туда можно ставить любые системы вооружения.
    Splin
    1. SuperDuck 11 августа 2011 11:13
      Совершенно верно, мне это напоминает ситуацию с 1 лямов баксов за оплот М для Таиланда.
      SuperDuck
  2. Иван35 11 августа 2011 18:04
    Если в Украине что то строится и возникает какой то потенциал дополнителного ВПК и вообще промышленности - то это хорошо. Хуже когда (как при Ющенко) разваливается все!
    Все кто до сих пор не исключает сценарии воссоединения должны приветствовать любое укрепление - зачем нам потом "выжженная пустыня" и люди потерявшие квалификацию. Украины этим и ценна - людским ресурсом - а так 30-40 млн получить за счет средней азии не проблема
    Иван35
    1. SuperDuck 11 августа 2011 18:07
      Согласен, даже если профинансируют только НИОКР и то будет здорово.
      SuperDuck
    2. karnics 12 августа 2011 21:07
      Сценарий воссоединения это один из вариантов спасения наших братских стран и народов ...
      Иначе даже подумать страшно
      karnics
  3. APASUS 11 августа 2011 19:48
    Я так понял в цену продукта сразу включены откаты и возможность украсть!Иначе я вообще не пойму зачем строить столь дорогое судно,можно просто купить ............Очередь продавцов будет стоять .....................только плати!
    1. SuperDuck 11 августа 2011 20:00
      Думаю что с закупки отката поболе чем со строительства, если строительство конечно не запороть наглухо без закладки корпуса.
      SuperDuck
    2. Splin 11 августа 2011 20:32
      Суд продажный, откаты неимоверные. Как не понимаете что можно и заработать и без этого. Или думаете что в Украине все и думают чтоб захапать на карман. В украинских СМИ уже обсасывали эту тему о полумиллиарде за корвет, Тогда МО уточнили, что сумма правильная,но это на 10 штук корветов. Стоимость первого равна 240 млн. долларов, последующих - 210 млн.
      Splin
      1. APASUS 11 августа 2011 21:37
        210 млн умножаем на 9 штук и плюс один 240 млн и получаем 2130 мил.
        Это как ???Странная вещь украинская математика!!!Не обижайся но не катит ваш расчет!!!
        1. Splin 11 августа 2011 21:47
          На программу выделяеться 16,3 млрд гривен. Это если быть точным 2,05 млрд. долларов. Думаеться что в эти деньги проект уложиться. Мы то не знаем что там будет через 10 лет.
          Splin
  4. ПАТРОН 11 августа 2011 22:47
    Постройка подобных судов будет первым шагом к возрождению кораблестроения на Украине, считает директор компании "Смарт-Холдинг" Алексей Пертин. По его словам, одно рабочее место в данной сфере создает еще от 4 до 5 дополнительных рабочих мест в смежных областях – металлургии, машиностроении, электронике. Для постройки корветом предполагается задействовать мощности 23 местных предприятий, которым предстоит работать в кооперации-а что дальше,что мы оставим поколениям?!но никто не чешется об этом к сожалению!Думаю зря Украина связалась с Западом-они её разденут!Корвет "Стерегущий"как бы стелс,но по-моему не совсем стелс!У амеров как всегда-первоклассная машина(красотища)высокотехнологичная,но всё же им бы стоило поучится у Русских делать высокотехнологичную технику при существенно меньших затратах!
    ПАТРОН
  5. Виктор 12 августа 2011 15:01
    При любом раскладе, очень хорошо, что Украина возрождает собственную промышленность, в том числе и судостроение. С одной стороны развитие славянского, братского государства укрепляет весь славянский мир, с другой стороны заставляет шевелиться нашу военную промышленность и НИОКРы ввиду возникающей и потенциальной конкуренции и в третьих, развитие мощностей Николаевских верфей, даёт возможность России размещать заказы на боевые корабли для пополнения Черноморского флота и вводить их в строй без разных согласований с Турцией и прочими....... Поэтому можно только порадоваться за братьёв.
  6. Uralm 15 февраля 2012 09:39
    Пусть строят, все равно ничего хорошего не получиться
    Uralm
    1. lolik5036 25 февраля 2012 00:10
      Так же как и не получился Адмирал Кузнецов или минимум половина флота Советского Союза?
      lolik5036
  7. немец 12 марта 2012 11:06
    не смешите!!!! проедтесь по ЧМ побережью нашей незалежной Украины! какая постройка новых судов? старые и то не выходят в море из-за отсутстви средств на их содержание!
    немец
  8. galeo88 13 марта 2012 10:14
    Да жалко, что с Украиной Россия не совсем дружественная страна, в основном по мнению Украинцев. А для России было бы хорошо перекупить ЧСЗ, причём в срочном порядке для постройки крупнотоннажных судов к примеру: после программы перевооружения до 2020г. строить там авианосцы не меньше "Нимица", а до 2020г. провести на нём полную модернизацию оборудования и заодно крейсер "Украина" достроить и ввести в ЧФ. Для Украины с её сегодняшними экономическими проблемами была бы выгодна такая сделка, с одной стороны не малые деньги с разу и несколько тысяч рабочих мест на длительный срок. (личное мнение).
    galeo88
    1. Эней 4 февраля 2013 13:23
      ЧСЗ - собственность алигарха Новинского, можно перекупить. Алигарх к тому же российский, от тока недавно выдал финт ушами - получил от Януковича украинское гражданство. В Украине запрещено двойное гражданство, не уж-то Новинский от российского отказался!
  9. Gonoriy 11 января 2013 21:24
    Сомневаюсь что эта программа будет реализована.Деньги как всегда украдут,журналюги немного повоют и потом все забудется.
  10. wk-083 9 августа 2013 08:04
    Хотят разницу по карманам распихать!
    wk-083

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня