Французская "Цусима"
21 октября 1805 года состоялась знаменитая Трафальгарская битва между английским и франко-испанским флотами - одна наиболее эпичных морских баталий в истории. Как известно, это было последнее крупное морское сражение Франции, если не считать Мерс-эль-Кебир, более напоминавший избиение младенцев. И это сражение французы с испанцами проиграли "всухую", с разгромным счетом, потеряв 22 линкора, подавляющее большинство из которых сдались. Англичане же не потеряли ни одного корабля, а их безвозвратный урон в личном составе был в 24 раза меньше, чем у их противников.
Трафальгар поставил финальную точку в попытках Франции стать ведущей морской державой, отвоевав этот титул у "владычицы морей" - Великобритании. Но, несмотря на отдельные эпизодичеаские успехи, - не вышло. С начала XVIII века все более-менее значительные битвы французский флот неизменно проигрывал английскому. Все же, как ни крути, а рассуждения геополитиков о географическом детерминизме, теллурократиях и талассократиях отнюдь не лишены оснований.
Далее - подборка картин и книжных иллюстраций, дающих наглядное представление как о самой Трафальгарской битве, так и о ее участниках.
Сцена прощания с адмиралом Нельсоном, отправляющимся бить французов. В центре - его любовница - леди Гамильтон, пожалуй, не менее знаменитая, чем он сам.
Британский 104-пушечный трехпалубный линкор "Виктори". К 1805 году это был уже очень старый корабль, он проплавал 40 лет, пережив множество бурь и сражений. Однако адмирал Нельсон, не сомневаясь в качестве работы английских судостроителей, сделал его своим флагманом в предстоящей битве. Надо сказать, что средний срок службы деревянного боевого корабля (а других в те годы и не было) составлял всего 10-13 лет.
На строительство "Виктори" ушло 5400 дубов и более 600 деревьев других пород, что примерно эквивалентно 50 гектарам леса. Общая длина его такелажа - свыше 40 километров, общая площадь парусов - 6510 квадратных метров.
Трафальгарская битва на картине английского художника Уильяма Кларксона-Стэнфилда, нарисованной "по горячим следам" в 1806 году. Хорошо видно, на сколь коротких дистанциях проходило это сражение. Корабли стреляли почти в упор и порой буквально сталкивались бортами.
А это картина французсколго художника Луи-Филиппа Крепина с тем же сюжетом. Понятное дело, что в центре он изобразил французский корабль, отбивающийся от зажавших его с двух стоорон британских линкоров.
Кульминационный момент боя: "Виктори", ведя огонь с обоих бортов, прорывает кильватерную колонну французских линкоров и разрезает на части вражеский строй.
Лорд Нельсон с адъютантами на палубе "Виктори" во время трафальгарского сражения. Картина Уильяма Оверенда.
Геройская гибель Нельсона от пули французского снайпера - едва ли не самый распространенный сюжет английских художников-маринистов XIX века. Я выбрал картину Дениса Диджтона, нарисованную в 1825 году.
Британские моряки времен Трафальгара. Слева на переднем плане - матрос, на заднем - сам сэр Горацио Нельсон и его адъютант.
Справа по порядку: офицер морской пехоты, лейтенант флота и двое веселых хоббитов матросов, возвращающихся из паба.
Французские моряки того же периода: морской пехотинец с мушкетом и корабельным фонарем и матрос с абордажной пикой. В центре - инструменты для чистки, заряжания и разряжания орудий.
"Виктори", превращенный в корабль-музей.
Орудийная палуба "Виктори", которая одновременно являлась местом отдыха для матросов, ночевавших без особого комфорта в подвесных брезентовых гамаках вплотную друг к другу. Впрочем, французским матросам было еще более "уютно", поскольку вплоть до второй половины XIX века им приходилось спать в обнимку, по двое в одном гамаке. Неудивительно, что среди моряков других стран они имели стойкую репутацию гомиков.
Чертеж "спальни" типового британского парусного линкора. Синим помечены гамаки матросов, а красным - морских пехотинцев.
Линкор "Виктори" в разрезе.
План-схема Трафальгарского сражения. Красный цвет - британские корабли, синий - французские, черный - испанские.
Информация