Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


— Скажи, Ильич, что делать нам с собой, С сердцами, вдребезги готовыми разбиться? В боях мы были. Вновь готовы в бой!.. А он нахмурился и вдруг сказал: Учиться!

Изучение противника - одна из аксиом искусства войны. За полвека холодного противостояния, военные СССР и США потратили немало сил, чтобы заполучить новейшие образцы вражеских вооружений для "близкого знакомства" и выработки адекватных мер по противодействию этим системам. Особо пристальное внимание уделялось авиации: как самому сложному, высокотехнологичному и представляющему наибольшую опасность виду военной техники.


Первая часть статьи ("Чужой среди своих") - это рассказ о приключениях западной авиатехники в Советском Союзе. Какие иностранные самолеты успели побывать в секретных испытательных центрах ВВС? Какие последствия имело знакомство с этими машинами?

История о трех B-29 "Стратофортресс", что обрели новую жизнь в виде стратегических бомбардировщиков Ту-4, не совсем вписывается в формат данной статьи. Разговор идет о более современном периоде, когда в небе уже реяла реактивная авиация.

Достоверно известно о двух боевых самолетах иностранного производства, что проходили испытания в ЛИИ ВВС под Ахтубинском в 1976 году. Истребитель F-5E "Тайгер-II" и легкий штурмовик/самолет непосредственной огневой поддержки Cessna А-37В "Дрэгонфлай" ("стрекоза").

Оба трофейных самолета из состава ВВС Южного Вьетнама были захвачены на аэродромах во время бегства противника и немедленно переправлены в Советский Союз. Наибольший интерес представлял F-5 "Фридом Файтер" ("борец за свободу"). Нашим спецам досталась его модернизированная версия - "Тайгер-II".

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


Вкратце, что же представлял собой F-5? Американцы создавали "Фридом Файтер" как экспортный истребитель для вооружения своих непутёвых "союзничков", а также других стран "третьего мира", кто выразит желание приобрести такую машину. Простое и дешевое оружие для жестоких колониальных баталий.

Однако, знакомство с "колониальным истребителем" доставило немало удивления советским летчикам и авиационным инженерам.

…Я знал, что у каждой фирмы в своей продукции есть «изюминки». По сравнению с серийными отечественными истребителями, «Тайгер» имел тормоза на педалях, что у нас применялось только на тяжёлых машинах. Кабина не была засорена ненужными в полёте переключателями и АЗС (автомат защиты сети). Все они в одном «магазине» на горизонтальном пульте, вне рабочей зоны. F-5 далеко не самая современная модель и по своим характеристикам уступает МиГ-21.

Тем не менее, мне понравилась компоновка кабины и отличный обзор из неё. Качественная приборная доска, просветленные стекла приборов не давали бликов при любом освещении, а маленький коллиматорный прицел AN/ASQ-29 был примерно в 2 раза компактнее отечественных аналогов.

- из воспоминаний заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза полковника Владимира Кандаурова

Но главный "сюрприз" ожидал впереди. Все 18 учебных боев с МиГ-21 закончились в пользу маленького "американца". Ничего не понимая, летчики менялись машинами, но раз за разом следовал один и тот же результат. В теории МиГ-21 имел неоспоримое преимущество в скорости (2 М против 1,6 М), тяговооруженности и скороподъемности (225 м/с против 175 м/с), но дьявол крылся в мелочах. Развитые наплывы в корневых частях крыла, оригинальный "акулий нос" с вихрегенераторами, меньшая нагрузка на крыло и щелевые закрылки. В результате F-5 мог вести маневренный воздушный бой на недоступных нашим истребителям углах атаки.

На подмогу вызвали современный МиГ-23М. Тот условно "расстрелял" "Тайгер" ракетами средней дальности, но в ближнем бою был немедленно "сбит" маленьким вертким противником.

Вывод из всей этой истории был неприятный, но, одновременно, успокаивающий. За скромной внешностью "колониального истребителя" скрывался настоящий зверь. Сильный, грамотно сконструированный и добротно собранный "пелелац", превосходивший по маневренности любой истребитель в мире. С другой стороны, на вооружении основного "вероятного противника" - ВВС США - истребители данного типа практически отсутствовали. Янки недооценили легкие маневренные машины, сделав ставку на дальние ракетные бои и тяжелые "Фантомы".

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

F-4 Phantom II и F-5E Tiger. Хорошо чувствуются массогабариты машин

Немало интересных открытий подарило знакомство с другим трофеем - А-37B "Дрэгонфлай".

Поначалу, неказистая машина высотой в половину человеческого роста не вызвала никаких добрых эмоций. Дозвуковая скорость, шестиствольный пулемет и баки с напалмом. Летающий "курьез" для войны с папуасами!

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


Однако, при более тщательном знакомстве, в конструкции "Дрэгонфлая" обнаружился удивительный элемент - броня! Полностью бронированная кабина, защищавшая экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия. (Здесь стоит заметить, что причиной 3/4 всех боевых потерь ВВС США во Вьетнаме, как и авиации 40-ой армии в горах Афганистана стали обычные "берданки", "Калашниковы" и ДШК туземцев).

Много интересного нашлось внутри "Стрекозы". Противопожарный наполнитель баков на основе пенополиуретана с ячеистой структурой. "Многокилограммовый шкаф" 20-канальной УКВ-радиостанции, который по факту оказался небольшим блоком, помещающимся на ладони. Продуманная до мелочей конструкция самолета: простые и надежные фиксаторы, способ соединения проводов "обжимкой" и тысячи подобных "находок", рекомендованных к внедрению в отечественной авиации.

После серии летных испытаний "Дрэгонфлай" забрало ОКБ "Сухого", где было решено инициировать работы по созданию аналогичной машины ("изделие Т-8", позже ставшее легендарным штурмовиком Су-25).

Встреча с НЛО

Известная "городская легенда" о перелете в СССР высотного разведчика SR-71 "Черный дрозд" имеет под собой вполне реальные основания.

"Неопознанный летающий объект" был обнаружен там, где ему и следовало находится. В советской "Зоне-51" - в районе полигона Тюра-Там (Байконур). Уже с первого взгляда стало понятно, что находка являет собой что-то совершенно необычное и мистическое. "Черная кошка" - так прозвали НЛО наши специалисты.

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


Что это? Откуда оно взялось?

Посреди казахской степи лежал стелс-дрон Lockheed D-21 - сверхзвуковой беспилотник, оснащенный панорамным фотоаппаратом c функции привязки координат. Титановый корпус. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Приемы снижения заметности. Аэродинамическое и компоновочное совершенство. Маршевая скорость полета - 3,6 М. Потолок - 30 километров.

Сверхскоростные высотные роботы использовались в интересах ЦРУ для ведения стратегической разведки . Полет происходил по следующему сценарию: БПЛА отделялся от носителя (M-21 или B-52) и далее разгонялся твердотопливным ускорителем до скорости в 3000 км/ч, когда включался его маршевый ПВРД. Беспилотник вторгался в воздушное пространство противника, проводил аэрофотосъемку по выбранному маршруту, на обратном пути отстреливал над морем контейнер с пленкой и бросался в волны. Спускающийся на парашюте контейнер подхватывал уже в воздухе поисковый самолет JC-130. Работа сделана, следы отсутствуют.

9 ноября 1969 г. после съемки китайского ядерного полигона Лог-Нор беспилотник D-21B отказался лечь на обратный курс и продолжил полет в северо-западном направлении. После выработки топлива секретная машина совершила жесткую посадку в степях Казахстана.

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

За спиной у носителя (M-21 - на базе высотного разведчика A-12) виден БПЛА D-21.

Уязвленное конструкторское самолюбие не давало нашим специалистам покоя. На стол А.Н. Туполеву немедленно легла записка "Уровень развития отечественной промышленности дает возможность воспроизвести беспилотный разведчик с аналогичными ЛТХ". Так родился проект "Ворон" - еще более "крутой", чем у американцев, беспилотник для ведения оптической и радиоэлектронной разведки над любым районом планеты.

Другие ЛА

Помимо вышеуказанных раритетов, в Советском Союзе побывало немало фрагментов зарубежных самолетов. Где-то в помещениях МАИ лежит фонарь от F-111 Aadvark. В ряде военных музеев хранятся обломки высотного разведчика U-2, сбитого над Свердловском в 1960 году. Настоящей кладезью артефактов стала Вьетнамская война. Отечественные специалисты смогли ознакомиться с полным спектром авиационных вооружений ВВС и ВМС США: от забавных "безделушек", в виде обломков крыльев "Фантомов" до секретных образцов, таких как новейшие инерциальные системы навигации и неразорвавшиеся бомбы с лазерными головками наведения.

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


Последней громкой удачей стало уничтожение F-117 над Белградом в 1999 году. После окончания войны отечественные специалисты получили полный доступ к обломкам сверхсекретного "невидимки".

Автор с таким спокойствием описывает факты скрупулезного изучения американской авиатехники, с последующими приёмами промышленного шпионажа и копирования самых интересных систем в интересах отечественных ВВС, так как знает, что за океаном наблюдалась в целом похожая ситуация. Янки с не ,меньшим пристрастием "ковырялись" в отечественных "Милях" и "Мигах" и продолжают это делать по сегодняшний день. Притом они не стесняются использовать русскую авиатехнику даже в строевых подразделениях своих ВВС!

Впрочем, это уже тема для следующей статьи.

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

Так бы выглядел трофейный F-22 в окраске отечественных ВВС
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 67
  1. Bongo 24 октября 2014 09:43
    Олег, всегда с интересом читал ваши публикации, но в этот раз был несколько разочарован, часть изложенной информации носит поверхностный или не вполне достоверный характер. Например, фраза:
    Оба трофейных самолета из состава ВВС Южного Вьетнама были захвачены на аэродромах во время бегства противника и немедленно переправлены в Советский Союз.

    Мягко говоря - это не так. Существует множество свидетельств очевидцев и участников событий, которые дают несколько другую трактовку.
    На мой взгляд "фантазийные" рисунки стоит сопровождать соответствующими пояснениями.
    1. 0255 24 октября 2014 12:25
      А Фантому идут красные звёзды good
      1. Князь 26 октября 2014 17:35
        Интересно как будет выглядеть F-22 в Российской раскраске
        Князь
        1. Al_lexx 27 октября 2014 13:28
          В конце 70-х работал в КБ А.С.Яковлева. В нашем экспериментальном сборочном цехе стоял английский Си Хариер. Даже как то забрался в кабину, посидеть.
          1. Bongo 27 октября 2014 13:44
            Цитата: Al_lexx
            В нашем экспериментальном сборочном цехе стоял английский Си Хариер. Даже как то забрался в кабину, посидеть.

            Вот какие сенсации бывают на ВО recourse Вы уверены, что "Харриер" а не Як-38 ?
  2. Фкенщь13 24 октября 2014 10:02
    Где-то читал такое мнение: наши не особо гонялись за образцами трофейной технити по тому, что имели чуть ли ни полную документацию на изделия, разведка работала как надо.
    1. Nayhas 24 октября 2014 10:24
      Цитата: Фкенщь13
      Где-то читал такое мнение: наши не особо гонялись за образцами трофейной технити по тому, что имели чуть ли ни полную документацию на изделия, разведка работала как надо.

      Да ладно вам...ни одна документация пусть и самая подробная не заменит живой образец который может летать/ездить/стрелять.
      1. Штык 24 октября 2014 10:37
        Цитата: Nayhas
        ни одна документация пусть и самая подробная не заменит живой образец

        Совершенно верно! И это подтвердит любой человек связанный с техникой! На чертежах не полетаешь, не поездишь, не постреляешь!
      2. Rus2012 24 октября 2014 15:40
        Цитата: Nayhas
        е заменит живой образец который может летать/ездить/стрелять.

        ...это так! laughing
        Помниццо, в конце 80хх и позже, проезжая мимо остановки "опытное поле" по новорязанке, многие с удивлением успевали замечать промелькающий меж деревьев "иномарку" на вертолетном поле, что-то типа "кобры" времен вьетнамской войны...

        Бывали еще более интересные вещи, но уже "за закрытыми дверями" bully
      3. Фкенщь13 24 октября 2014 21:38
        С документами можно не тратится на дорогостоящий, опасный и длительный этап испытаний. За чем на практике выявлять возможности и предел машины, когда можно взять инструкции и наставления от производителя и просто перевести на русский? А уязвимые места по конструкторским документам даже лучше чем на самом изделии видно.
      4. adept666 4 ноября 2014 16:15
        ни одна документация пусть и самая подробная не заменит живой образец который может летать/ездить/стрелять.


        А самое главное пощупать в лаборатории химический состав элементов конструкции)))
  3. Ромин 24 октября 2014 10:18
    Давно уже пора иметь на наших базах искадрилью ф-16 И не только разобрать по винтику , но и моделировать бои.
    При доступности данного самолета в Латинской Америке и Египта , я считаю , что наши службы преступно халатно относятся к исполнению своих Обязанностей . Наши просто ничем не занимаются и в носу козявки гоняют.
    А Абрамсы! Да на них уже Игил ездит.
    Так же в доступе у Египта . Приезжал президент Египта к нам в гости , говорили и о ВТС . Не верю, что могли не договориться по таким интересным для нас делам. Просто наши не хотят или думаю немного другим местом. Что вообще для меня необъяснимо! Сталина на вас нет.
    1. zyablik.olga 24 октября 2014 13:54
      Цитата: Ромин
      Давно уже пора иметь на наших базах искадрилью ф-16 И не только разобрать по винтику , но и моделировать бои.

      Задачи спецслужбам ставит высшее политическое руководство, а оно как известно до последнего момента не хотело обострять отношения с "западными партнёрами". Передача актуальной техники американского производства в Россию неизбежно вызвало бы гнев США. Может быть в свете антироссийских санкций ситуация изменится? Но скорей всего наши специалисты уже ознакомились с F-16A ВВС Венесуэлы, хотя эти самолёты уже не последнее достижение американского авиапрома.
      1. vadson 24 октября 2014 15:34
        на мой взгляд не обязательно гонять чужую технику к нам в россию, интересующий блок можно и на месте снять и к нам отвезти, потом вернуть, зачем палить контору, подставлять помогающую сторону. с rq170(кажись так) в ираке скорее всего так и было, хотя тем до палева перед янкесами до фонаря
        1. Bongo 24 октября 2014 15:37
          Цитата: vadson
          на мой взгляд не обязательно гонять чужую технику к нам в россию, интересующий блок можно и на месте снять и к нам отвезти,

          Конечно можно, но оценить боевой потенциал танка или истребителя, его сильные и слабые стороны по одному снятому с него электронному блоку не возможно.
        2. Nayhas 24 октября 2014 21:40
          Цитата: vadson
          на мой взгляд не обязательно гонять чужую технику к нам в россию, интересующий блок можно и на месте снять и к нам отвезти, потом вернуть, зачем палить контору, подставлять помогающую сторону. с rq170(кажись так) в ираке скорее всего так и было, хотя тем до палева перед янкесами до фонаря

          Нет, просто в рамках сотрудничества можно проводить совместные учения выявляя на них слабые и сильные стороны того или иного образца вооружения. На пример проводя совместные учения с Индией можно проверить в учебном бою Апачи, с Египтом - Абрамсы...Было бы желание со стороны партнеров...
      2. Rus2012 24 октября 2014 15:43
        Цитата: zyablik.olga
        Передача актуальной техники американского производства в Россию неизбежно вызвало бы гнев США

        ...уважаемый коллега, такие вещи "не афишируются"...Где, что, кто -какая нафиг разница, откуда и каким образом.
        Также и наша техника к ним попадала...С300 например.
        1. Bongo 24 октября 2014 15:52
          Цитата: Rus2012
          ...уважаемый коллега, такие вещи "не афишируются".

          Безусловно...но и скрыть это не возможно. Американцы например не сильно то и скрывают.
          Спутниковый снимок элементов ЗРК С-300П на полигоне в США.
    2. тайфун7 24 октября 2014 16:18
      Сейчас не помешают "Рафаль", "Грифен","Раптор", а Ф-16 пройденный этап. По "Тайгеру", если бы он был бы таким, как описал его автор, то он моментально был бы поставлен на поток, такая машина была им нужна как воздух, ведь штаты проиграли во Вьетнаме почти в сухую, у них не было машины подобной МиГ-21. Конечно можно написать через 50 лет, что не все так однозначно, но там все как раз было однозначно. Вообще откуда вылез этот "Тайгер"? Он никогда и ни где не был сильной машиной. Он служил в ВВС США в облегченном варианте для натаскивания пилотов Ф-15, Ф-14 и Ф-16 (проводились дуэли), но не более. Автор приведите примеры, где это во Вьетнаме "Тайгеры" хотя бы у МиГ-17 выиграли, где? Этой информации даже в штатах нет, потому-что этого не было. Подвешайте на него пушку, пару ракет, поставте БРЛС и он от земли не оторвется. Учебно тренировочный самолет, не более и не вводите людей в заблуждение. Эта информация из разряда той, которую в свое время забросил профессор, про то как генерал Шаманов рассказал о нашем бессилии против беспилотников в Абхазии. Хотя их очень хорошо сбивали и Шаманов никогда бы не сказал подобных слов журналистам. МиГ-21 был бесспорным хозяином неба во Веетнаме, у штатов под конец войны уже было пару эскадрилий Ф-14, но они и их благоразумно побоялись бросать в эту мясорубку, а вы про недосамолет "Тайгер" тут пишете. Как боевая единица, он ничто и приведите мне примеры если это не так.
      тайфун7
      1. rubin6286 24 октября 2014 17:22
        Во время обучения в ВА им Гагарина на нашем курсе учились двое ребят,которые рассказывали мне про то,как облетывали Ф-5Е. Их рассказ по содержанию во многом совпадает с содержанием статьи. Проверка возможностей машины в учебных воздушных боях показала,что при определенных условиях самолет вполне может противостоять МиГ-21. Это был сигнал конструкторам самолета,бортовых систем,вооружения. Так было, так будет. МиГ-21 не мог быть во Вьетнаме хозяином неба,потому,что этих машин было в разы меньше,чем американских, аэродромы ДРВ были известны, блокировались,было трудно взлететь и еще труднее сесть. Какое уж тут господство в воздухе, да и ракеты Р-13 100% попадания не гарантировали. Что касается Ф-14 "Томкет", то эта машина нашим летчикам знакома,как и ее ракеты дальнего действия"Феникс".
        Может быть это и послужило сигналом для снятия с вооружения этой машины в США.
        1. тайфун7 24 октября 2014 19:19
          Извините, но МиГ-21 был именно хозяином неба во Вьетнаме, в девяностые, когда вроде типа дружбы было у наших господ с западом, по телевидению об этом говорили американские ветераны летчики. Я вам сейчас попробую передать пусть одну но очень значимую фразу одного из американских ветеранов:-"Для маневренного боя Фантом не годился, он превращался в бочку с топливом". А еще многие говорили, что Америка там потеряла не четыре тысячи самолетов, а гораздо больше и огромная часть из них на счету МиГ-21. Американцы также со стыдом, но все же признают что более 350-ти побед над их машинами одержали МиГ-17 и МиГ-19. На счет аэродромов, Самое большое количество бомб Американцами было сброшено не на Вьетнам, а на Лаос (если я не ошибаюсь, больше чем все государства за всю вторую мировую), а знаете почему, потому-что на границе их перехватывали МиГи и они просто тупо сбрасывали бомбы, лишь бы свалить. Так что знать где находится аэродром, еще далеко не означает что вы его разбомбите. А количество машин штатам Союз сильно уменьшил, одной из причин по которым штаты ушли из Вьетнам, была следующая. США подходили к черте, за которой они уже производили меньше самолетов, чем теряли. Советское оружие одержало чистейшую победу там. Так что МиГ-21 были именно хозяевами неба. По Тайгеру могу вам сказать следующее, Як-130 без вооружения и при определенных условиях тоже может выиграть учебный бой у МиГов и у Сушек, но с вооружением может идти только как легкий ударник, истребитель из него не получится. У Тайгера те же проблемы. Израиль взялся модернизировать Тайгеры, возможно с современной элементной базой что то и получится, она намного легче старой 60-х годов, посмотрим, но на то время нет. Иначе бы у штатов вместо Ф-16 в паре с Ф-16 были именно Тайгеры, но этого не случилось и не случится.
          тайфун7
          1. rubin6286 25 октября 2014 19:00
            Я снова повторю,что Ф-5Е -самолет простой и доступный летчику средней квалификации.Он берет свое начало от учебно-тренировочного Т-38.Создавая эту машину,американцы хотели получить самолет, близкий по характеристикам к МиГ-21. Это получилось и не случайно среди стран,покупавших Ф-5, были те,чьи пилоты летали на Мигах.До сих пор в США действует учебная эскадрилья "Агрессор",выступающая на учениях на стороне "красных" и укомплектованная Ф-5Е,окрашенными в советский камуфляж и со звездами.
            Я понимаю Ваш мальчишеский патриотизм, но как пел Высоцкий,"действительность того кошмарней".
            Именно потому,что аэродромы ДРВ блокировались,вьетнамцы умудрялись взлетать с участков асфальтированных дорог.Фам Туан сбил так Б-52. Если бы потери ВВС США над Вьетнамом превышали бы месячное производство самолетов,американцы просто стерли бы его с карты мира. У них для этого было всё."Король воздуха" -это когда МиГ в воздухе и "янки" не высовываются, но чаще было не так: 12 Фантомов гоняют пару Миг-21, как собаки зайца.
            Воюют не только умением, но и числом и такая арифметика была не в нашу пользу.
          2. rubin6286 25 октября 2014 19:18
            Про Як-130 не нужно.Вы не знаете эту машину и ее возможности, просто цветных картиночек насмотрелись.
            Что-то не ладится с Яком, хотя Иркутский завод потихоньку их делает. В войсках их пока нет и ходят слухи,что в училище на них летают только курсанты-иностранцы. т.к. машина в основном идет за рубеж - в Алжир,Сирию. Воюют не столько машины, сколько люди в них и побеждает тот,кто лучше владеет навыками пилотирования, физически более вынослив, решителен, дерзок,меток и, если хотите,везуч и удачлив.
          3. профессор 26 октября 2014 10:37
            Цитата: тайфун7
            Израиль взялся модернизировать Тайгеры, возможно с современной элементной базой что то и получится, она намного легче старой 60-х годов, посмотрим, но на то время нет.

            В Израиле их никогда не было на вооружении и он никогда их не модернизировал.
      2. Petrik66 24 октября 2014 19:15
        Согласен с автором заметки. ф 5 - король воздуха? Не смешите.
      3. 79057330785 27 марта 2015 15:10
        Тайгер прекрасно показал себя в Эфиопии 1999-2000. Наши специалисты очень высоко оценили его боевые возможности и простоту обслуживания. Боевая нагрузка больше 3т (2 Сайдвиндера и 12 500 фунтовых бомб)РЛС сильнее чем у МиГа. Встроенное пушечное вооружение 2 20мм пушки по 280 снарядов на ствол. Сколько МиГ-21 брал? 2 500-ки или 4 250-ки, 2 С-24 или 2 УБ-32-57 и 2 УБ-16-57. Это на 1-2 захода. Ну видел в Сирии по 1 бомбе он кидал за 1 заход. Какая отдача от такого удара? Правда у него не было ракет средней дальности, но они и у МиГ-21 появились только на модернизированных версиях. Зато мог использовать УАБ и ракеты Мейверик. В ирано-иракском конфликте эта машина также проявила себя с самой лучшей стороны. И сейчас Иран используя этот истребитель, создал новый своего производства. А побед над вьетнамскими самолётами он не имел так как работал в ВВС Южного Вьетнама. Построили их много и страны НАТО их с удовольствием заказывали в отличии от Старфайтера, который действительно был никудышный самолёт. В сравнительных воздушных боях в СССР с МиГ-21 Тайгер выиграл
      4. 79057330785 27 марта 2015 15:10
        Тайгер прекрасно показал себя в Эфиопии 1999-2000. Наши специалисты очень высоко оценили его боевые возможности и простоту обслуживания. Боевая нагрузка больше 3т (2 Сайдвиндера и 12 500 фунтовых бомб)РЛС сильнее чем у МиГа. Встроенное пушечное вооружение 2 20мм пушки по 280 снарядов на ствол. Сколько МиГ-21 брал? 2 500-ки или 4 250-ки, 2 С-24 или 2 УБ-32-57 и 2 УБ-16-57. Это на 1-2 захода. Ну видел в Сирии по 1 бомбе он кидал за 1 заход. Какая отдача от такого удара? Правда у него не было ракет средней дальности, но они и у МиГ-21 появились только на модернизированных версиях. Зато мог использовать УАБ и ракеты Мейверик. В ирано-иракском конфликте эта машина также проявила себя с самой лучшей стороны. И сейчас Иран используя этот истребитель, создал новый своего производства. А побед над вьетнамскими самолётами он не имел так как работал в ВВС Южного Вьетнама. Построили их много и страны НАТО их с удовольствием заказывали в отличии от Старфайтера, который действительно был никудышный самолёт. В сравнительных воздушных боях в СССР с МиГ-21 Тайгер выиграл
    3. rubin6286 24 октября 2014 17:05
      В 1987 году я некоторое время жил в Москве в гостинице МВО. Был конец октября и во всю шла подготовка к военному параду на Красной площади. В номере кроме меня жили еще 3 человека, все уже немолодые люди. Уезжали они утром,возвращались вечером. Иногда спорили чуть ли не до хрипоты.Я понял,что занимаются они бронетехникой. Позднее они рассказали мне,что все из Нижнего Тагила с Уралвагонзавода и занимаются ремонтом,обслуживанием и подготовкой к параду бронетехники - танков,БМП и БМД. Постепенно разговор сошел на то,что у кого лучше. Они мне сказали,что танк "Абрамс".БМП "Брэдли,бронетранспортер М113 знают очень хорошо, но наши разработки перспективнее,лучше, надежней и имеют больший потенциал модернизации.
    4. tkhonov66 24 октября 2014 17:16
      "...
      При доступности данного самолета в Латинской Америке и Египта , я считаю , что наши службы преступно халатно относятся к исполнению своих Обязанностей .
      ..."
      .
      Разница между вами и "секретными службами" в том, что Вы "считаете", а они - "РАБОТАЮТ"... и лично ВАМ о результатах своей работы НЕ ДОКЛАДЫВАЮТ... Как-бы это ни могло показаться лично-вам - СТРАННЫМ...
      8-))
      tkhonov66
    5. Logic72 28 октября 2014 08:40
      Уважаемый, всё что необходимо, то уже имеем, а, что не имеем найдём и заберём...
      Logic72
  4. sevtrash 24 октября 2014 10:30
    Сбитый в 78 Боинг 707 тоже вроде как использовали для поиска чего-то нового в конструкции - сотовые наполнители крыла или что-то в этом роде.
  5. karal 24 октября 2014 10:31
    Интересно, а сколько наших боевых самолетов побывало в лапах Пентагона?
    1. opus 24 октября 2014 11:15
      Цитата: karal
      Интересно, а сколько наших боевых самолетов побывало в лапах Пентагона?

      Отдел иностранных технологий (Foreign Technology Division) Министерства обороны США - был перегружен работой.
      1948г. из Грозненского летного училища в Турцию угнан истребитель Як-11.
      9 октября 1948г. с авиабазы Коломия в Австрию (посадка в районе г. Линц) летчи-
      ками П.Пироговым и А.Барсовым угнан самолета Ту-2.
      1949г. угон в Швецию истребителя Ла-9.
      20 сентября 1953г. лейтенант северокорейских ВВС Ким Сум Но по другим источникам - Но Кум-Сок или Но Гым Сок) пере летел на самолете МиГ-15 в Сеул
      первый Миг-15 ВВС США изначально имевший бортовой № 2057 в СССР

      1956г. по сообщениям западной прессы советский лётчик на истребителе МиГ
      перелетел на Запад.
      1961г. советский лётчик на новом истребителе-перехватчике Су-9 перелетел в
      иранский город Абадан. Самолёт был разобран и переправлен в США.
      1964 Операция «Пенициллин»Мунир Редфи перегнал МиГ-21 в Израиль
      1973г. летчик-инструктор Армавирского летного училища Сафронов перелетел в
      Иран.
      1 августа 1968г. лётчики девяти сирийских МиГ-17 и трёх МиГ-21 перелетели в Ирак.
      5 октября 1969г. кубинский летчик лейтенант Эдуардо Гуэрро Хименес на МиГ-17
      приземлился на американской авиабазе Хомстед где в тот момент находился самолет
      «Air Force-1» президента США!
      6 сентября 1976г. в 13:11 РЛС японских ССО на о.Хоккайдо, засекла в 200 милях к западу от острова неопознанную ВЦ, направлявшуюся к острову со скоростью 700 км/ч на высоте 6700м. МиГ-25П с бн 31 пилотировал Беленко

      После заключения в 1979г. мирных соглашений с Израилем Египет слил США:МиГ-21, МиГ-23,Су-22 (экспортная версия Су-17) был даже один МиГ-9.
      В ночь с 19 на 20 мая 1988Г. капитан Зуев угнал МиГ-29 «Fulcrum» в Турцию (Не желая портить отношения с СССР турки уже через двое суток вернули угнанный самолет).
      В июле 1988г. двое сирийских лётчиков на двух МиГ-29 бежали в Турцию.
      20 марта 1991г. майор Орестос Лоренсо Перес, выполнявший тренировочный полет на
      МиГ-23, изменил курс, и произвел посадку на аэродроме Ки-Уэст в США

      А ПОТОМ БЫЛ РАЗВАЛ СВД (ВВС ГДР особенно) и слив от всех "союзничков"...
      ------------------------------
      Что характерно, после падения "железного занавеса" бежать /угонять боевые самолеты ПЕРЕСТАЛИ.
    2. Bongo 24 октября 2014 13:17
      Цитата: karal
      Интересно, а сколько наших боевых самолетов побывало в лапах Пентагона?

      Летом на ВО была публикация «Свои среди чужих» в 2-х частях:
      http://topwar.ru/53921-svoi-sredi-chuzhih-chast-1-ya.html
      http://topwar.ru/53994-svoi-sredi-chuzhih-chast-2-ya.html
    3. rubin6286 24 октября 2014 17:31
      В разные годы американские военные специалисты могли познакомиться с такими образцами советских боевых самолетов как МиГ-15 бис,Як-23,Ил-28,МиГ-17ПФ,Су-7б,МиГ-23 и МиГ-21 различных модификаций,МиГ-25,Су-25,Су-27,МиГ-29,вертолетов Ми-8МТШ,Ми-4,Ми-24.
  6. Афиноген 24 октября 2014 10:43
    Где-то в помещениях МАИ лежит фонарь от F-111 Aadvark.


    Где-то должен быть и целый F-111 его целым захватили во Вьетнаме и по нему сделали наш Су-24.

    Вот статья про это. http://www.kommersant.ru/doc/526619
    1. klaus16 24 октября 2014 13:25
      Ну по этому факту есть большие сомнения. Да и вообще, использование каких то наработок, идей-это конечно. А просто передрать - глупо.
      1. Rus2012 24 октября 2014 15:53
        Цитата: klaus16
        А просто передрать - глупо

        даже не глупо, а просто НЕВОЗМОЖНО, в силу разных производственных платформ.
        Для этого нужно создать другую промышленность, со всеми последствиями!
        Собственно, по этой причине китайцы не могут скопировать и выпускать даже АЛ-31...:)))))))))))
        Точнее, скопировать-то они могут-только вот летать эта машина как положено - не будет...;)))))))))))
        1. Bongo 24 октября 2014 15:59
          Цитата: Rus2012
          Собственно, по этой причине китайцы не могут скопировать и выпускать даже АЛ-31

          Скопировать не могут (пока) по одной простой причине, китайцы ещё не научились делать титановые лопатки с приемлемым стабильным качеством и технологическими допусками. Тут, увы, нужны фундаментальные научные исследования, а технологией обработки титана наша страна с КНР к счастью пока делиться, не спешит.
          1. Rus2012 24 октября 2014 16:04
            Цитата: Bongo
            китайцы ещё не научились делать титановые лопатки

            уважаемый коллега, дело даже не в лопатках...просто нужно знать некоторые другие вещи, чем просто копировать. И еще-должен быть другой уровень промышленности, новая ступень или прорыв...
            Прежде чем продавать им эти двиги очень долго думали...
            Долго взвешивали и оценивали...
            Еслиб они попросили как в 50-60хх "поставить промышленность" - это одно. Попытка скопировать новое поколение на базе предыдущего уровня промышленности, как правило, ведет к неудаче...
            1. Bongo 24 октября 2014 16:14
              Цитата: Rus2012
              И еще-должен быть другой уровень промышленности, новая ступень или прорыв...


              Их промышленность уже на должном уровне не сомневайтесь...как это не неприятно для наших уря-патриотов качество изготовления самолётов(нелицензионных) в Шеньяне у них выше чем у нас в Комсомольске. Да и электронная начинка на наших "Сухих" в том числе тех что выпускаются в рамках гособоронзаказа из китайских и индийских комплектующих.
              1. Rus2012 24 октября 2014 17:03
                Цитата: Bongo
                Их промышленность уже на должном уровне не сомневайтесь

                ...а наука? и всё что вокруг него.
                Вопрос не праздный. Даже наши супер-разработчики в КБ и производственники не могут создавать двигатели следующего уровня (и даже того же существующего класса иногда), потомучто не обладают многими вещями - 3д расчеты должного уровня, расчет прочности на пределе новых материалов. Конечно они "по жизни" в ходе испытаний на собственных глазах убеждаются, что, "что-то делают не таг"...А расчетчик-матмоделей - знает. А вопрос то в том, чтобы матмодель сделать соответствующим "железу". А как?:)))

                Американцы считают, что должным матаппаратом владеют только они...и русские;) Даже не европейцы... Всё начинается отсюда...Это азбука...
                1. Bongo 24 октября 2014 17:08
                  Цитата: Rus2012
                  Американцы считают, что должным матаппаратом владеют только они...и русские;) Даже не европейцы... Всё начинается отсюда...Это азбука...

                  Ладно, давайте про азбуку и другие "фундаментальные исследования" не будем. Вопрос стоял, почему в КНР не могут полноценно скопировать АЛ-31, а это далеко не самый новый двигатель. Как уже говорилось, всё упирается в титановые лопатки для турбины.
                  1. Rus2012 24 октября 2014 18:29
                    Цитата: Bongo
                    Как уже говорилось, всё упирается в титановые лопатки для турбины.


                    Основная особенность АЛ-31Ф — уникальные по механическим и эксплуатационным характеристикам лопатки турбины, изготовленные из жаропрочного сплава с монокристаллической структурой и имеющие эффективную систему охлаждения, они вообще не титановые. Титан как правило используют в лопатках компрессора.
                    Монокристал (ноу-хау технология), система охлаждения (расчет), форма 3д(расчет) - вот основные моменты в турбине. Есть другие особенности двига - это охлаждение потока на входе в камеру сгорания (теплообменник, его расчет), повышает КПД, улучшает удельный расход топлива
      2. APASUS 24 октября 2014 22:09
        Цитата: klaus16
        Ну по этому факту есть большие сомнения. Да и вообще, использование каких то наработок, идей-это конечно. А просто передрать - глупо.

        Глупо - не глупо,наши просто взяли и скопировали американский В-29.При том приказ был однозначный и не подразумевал отклонений.Читал одну из версий,что в кабине американский пилот оставил фотоаппарат ,боясь волокиты и нагоняев наши скопировали и его.И первые серии самолетов шли в месте с фотоаппаратом.
    2. Комментарий был удален.
    3. Rus2012 24 октября 2014 15:49
      Цитата: Афиноген
      по нему сделали наш Су-24.

      ...:))))))))))))))))))))))
      не смешите, коллега!
      Даже Ту-4 не был полной копией В-29!
      Зто вам дилетантам расскажет любой авиатор-специалист:
      - двигатели были свои
      - бомбардировочное оборудование
      - артвооружение
      - парашутная система
      - даже радиооборудование было более современным, чем на родном Б-29
      ...
      1. rubin6286 24 октября 2014 17:38
        С Б-29 "сдирали" все,что было можно.На повезло,что двигатели у нас были и по характеристикам подошли. Какое там современное радиообрудование.У нас в то время все оно копировалось с американских образцов военной поставки, то же шасси, электрокабели и т.д. Было создано под Ту-4 более 120 новых предприятий и несколько отраслей промышленности.Берия над всеми "держал лапу" и в 1947 году первый Ту-4 полетел.
        1. Rus2012 24 октября 2014 18:49
          Цитата: rubin6286
          Какое там современное радиообрудование

          ...для сведения сообщаю.
          На Б-29 стояло его штатный доподобное радиооборудование. На Ту-4 поставили иное, более совершенное, созданное на основе оборудования B-25J "митчел"(последних серий), выпущенного гораздо позже. Лицензию на его производство было выкуплено у амеров;)
    4. gfs84 24 октября 2014 20:20
      Где-то должен быть и целый F-111 его целым захватили во Вьетнаме и по нему сделали наш Су-24.


      F-111 появился во вьетнаме в 1968 году, Су-24 подняли в воздух в самом начале 1970 года: даже если поверить в предположение с копированием, то и в этом случае нашим инженерам надо памятник поставить...

      А в реальности, подача желаемого за действительное...
      1. Nayhas 24 октября 2014 21:57
        Цитата: gfs84
        F-111 появился во вьетнаме в 1968 году, Су-24 подняли в воздух в самом начале 1970 года: даже если поверить в предположение с копированием, то и в этом случае нашим инженерам надо памятник поставить...

        Дело в том, что ВСЕ проекты перспективных машин в США особо не секретили, в прессе проходили постоянные обсуждения, а авиастроители выставляли макеты. Всё это естественно немедленно доходило до отечественных разработчиков по различным каналам. Помимо этого несомненно работало ГРУ. Потому и было сходство...
    5. Фкенщь13 24 октября 2014 22:03
      Цитата: Афиноген
      F-111 его целым захватили во Вьетнаме и по нему сделали наш Су-24.

      Начало эксплуатации F-111 лето 1967 года,
      в статье вроде о 1968 году идет повествование,
      первый полет Су-24 январь 1970 года.
      Хотите сказать, что за три года проделали путь от трофея до собственной летающей копии??? Или скорее их схожесть объясняется их одинаковыми задачами и концепцией применения?
    6. aviator65 26 октября 2014 22:19
      Не фонарь, а вся кабина ("капсула"), естественно уже без "потрохов". Сам видел в лаборатории кафедры Самолётостроения ещё в 91 93 г. г.. Причём в сохранившейся вьетнамской раскраске.
  7. Алексaндр 24 октября 2014 11:09
    "Так бы выглядел трофейный F-22 в окраске отечественных ВВС" думаю вот так все же
    Алексaндр
    1. Африканец 24 октября 2014 16:34
      А говорят что разведка не работает!;) Чем-то похожи. У нас ПФАК а у них РаЭптор (моль грызть). Наши молодцы. Подождали пока враги соберут статистику и сделали на основе ошибок. американцы профинансировали, а сделали)) И всё работает. Разведка работает, только иногда попадаются. Такова реальность. Наши крылья Родины лучше!
  8. opus 24 октября 2014 11:32
    Цитата: Автор
    Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

    Странно,что автор использовал мультяшный "Фантом" с ОЗ ВВС СССР
    ( зачехленный "Фантом" и еще шо-то... место съемки предположительно Ахтубинск и Раменское belay )


    и не упомянул "охоту на Сейбра"
    СССР в попытках посадки «Сейбра» на свои аэродромы.
    В конце мая 1951г. из Москвы на аэродром Аньдун прибыла группа летчиков во главе с генерал-лейтенантом авиации А.Благовещенским. Группа имела 12 самолетов МиГ-15(или БИС). Первый же вылет с задачей облета района боевых действий закончился трагически. В бою с «Сейбрами» 1х МиГ был сбит, летчик погиб, 2самолета получили серьезные повреждения. После этого последовал 8 дневный перерыв в полетах для более серьезного изучения тактики действий противника. Следующая попытка захвата также была неудачна(погиб полковник Дзюбенко самолет которого перевернулся при посадке). После этого группа Благовещенского убыла в Москву.
    И все же «Сейбр» отправился в Москву. 6 октября 1951г. Е.Пепеляев подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории северной Кореи. Первые пять цифр 49-131Х показывают,что это вероятно был F-86A-5

    Машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в СССР(полетать нему не пришлось): в ГНИКИ ВВС, затем для более детального изучения и составления подробного отчета был передан в ЦАГИ


    1. opus 24 октября 2014 11:41
      Выводы специалистов ЦАГИ:

      «В результате проведенных ... исследований ... установлено, что схема и аэродинамическая компоновка самолета не представляют особого интереса, за исключением применения:

      а) элеронов с большими относительными хордой и размахом;
      б) тормозных щитков с большой относительной площадью;
      в) эффективной посадочной механизации ввиде щелевого закрылка;
      г) предкрылка;
      д) бустерного управления элеронами и рулем высоты».

    2. aviator65 26 октября 2014 22:25
      В начале 80-х F-4 точно стоял в Монинском музее, правда зачехлённый, но характерное хвостовое оперение явно себя выдавало.
    3. tomket 27 октября 2014 13:40
      Цитата: opus
      Странно,что автор использовал мультяшный "Фантом" с ОЗ ВВС СССР

      Данный "фантом" -полноразмерный макет ,для исследования аэродинамики ,рядом стоит "Мираж" .По поводу "Фантома" в Монино ,вызывает сомнение ,поскольку к нему бы "экскурсии" водили бы,от Ф-111 есть спасательная капсула ,от А-7 -хвостовое оперение. Причем по рисунку на нем установили ,что он "герой" американской хроники ,мол герой вылетает в свой последний полет. Ходили слухи про "чебурашку" в Раменском или Ахтюбинске ,и про иранский "Томкет".В принципе набрать металлолома во Вьетнаме для СССР проблемой не было ,другое дело ,что особого интереса он видимо не вызывал.
  9. Aiviar 24 октября 2014 12:19
    Мне самому случалось бывать в той самой лаборатории МАИ и видеть не фонарь, а полностью, целиком отделяемую кабину F-111, большой кусок складного хвоста от вертолёта Caman, и ещё множество фрагментов многих летательных аппаратов разных стран и времён. Про F-111 сотрудники говорили, что экспонат был добыт из Вьетнамского болота - спасательная капсула одного из сбитых. Про целый и тем более летавший F-111 слышать не приходилось. А самое интересное воспоминание на эту тему - институтская "картошка" в 79ом, на полях непосредственно за ограждением полосы ЛИИ. Чего там только не летало! Много раз наблюдали взлёты и посадки Ту-144, Миг-29, Су-27 и Ту -22М3 (которые разумеется опознать тогда ещё не могли). Самыми впечатляющими зрелищами стали - полёт "Ильи Муромца" (позже прояснилось - летающая "реплика" и съёмки фильма "Поэма о Крыльях") и ещё одно - до сих пор так и не получившее объяснения - взлёт "чего-то", что удалось увидеть уже только "в хвост" - два пылающих форсажных сопла, с помещённой над ними "мерседесовской звездой" хвостового оперения, а так же очень характерные задранные вверх консоли крыльев. Обознаться невозможно - "Фантом"! Но потом я так никогда и не не встретил ни одного упоминания что в СССР имелся его лётный экземпляр.
    Aiviar
    1. 0255 24 октября 2014 12:46
      На сайте издательства "Авико Пресс" avicopress.ru предлагалась книга о "Фантоме", попавшем в СССР и... модернизированном на ЭМЗ Мясищева! А теперь их сайта больше нет request
  10. Рощин 24 октября 2014 13:25
    Приходилось читать воспоминания наших ПВОшников, воевавших во Вьетнаме. По их словам вьетнамцы, на официальном уровне очень не охотно, а иногда никак не делились американскими трофеями, не забывая требовать улучшения советских ЗРК. Добытые трофеи приходилось хитростями и уловками отправлять в СССР для изучения. Сейчас дело обстоит еще хуже, т.к. американцы могут напрямую или через посредников покупать экспортные варианты наших вооружений и всесторонне их изучать. А куды нашим разработчикам деваться? Хорошо еще если толкового мужика, а не блатного бездельника, командируют на выставку вооружений. А трофеями могут поделиться союзники. Да где же их союзников возьмешь?
    Рощин
    1. Rus2012 24 октября 2014 15:57
      Цитата: Рощин
      Хорошо еще если толкового мужика, а не блатного бездельника, командируют на выставку вооружений.

      ...не всё "так бледно", уважаемый коллега! laughing
      То что надо не показывать - по выставкам не возят...
      И друзьям-союзникам тоже не продают, есть для экспорта, есть "для себя";)
      1. Bongo 24 октября 2014 17:03
        Цитата: Rus2012
        И друзьям-союзникам тоже не продают, есть для экспорта, есть "для себя";)

        Подскажите пожалуйста, а что у нас "для себя" из того, что "друзьям-союзникам" не предлагали. Например, ведутся переговоры по истребителям Су-35 и ЗРК С-400 с КНР. Понятно, что экспортные версии идут в "упрощенном варианте", но это не мешает их китайцам копировать.
        1. Rus2012 24 октября 2014 17:09
          Цитата: Bongo
          Понятно, что экспортные версии идут в "упрощенном варианте", но это не мешает их китайцам копировать.

          Вы сами и ответили на свой вопрос...:)
          Экспортный вариант как правило имеет другие ТТХ.
          1. opus 24 октября 2014 18:13
            Цитата: Rus2012
            Экспортный вариант как правило имеет другие ТТХ.

            1.Он слегка урезан (например для С-300 способность работать в пасивном режиме радиолокации-такой вариант вообще не предназначен для экспорта).
            2.Подразумевается (ряд технических уловок ),что оружие не будет применено страной импортером,против экспортера,но это можно обойти

            ЗУР, изготовленная в Китае, не полетит в китайский самолёт.

            Продавая своё оружие, любая страна делает покупателя зависимым от себя в сфере безопасности. И это подчас даже более выгодно, чем просто деньги,таким образом, любая страна косвенно увеличивает собственную безопасность.
            3.Но есть и минус.

            В своё время американцам были проданы пусковые установки, ракеты и часть аппаратного комплекса ранних модификаций С-300В (кроме станции секторного обзора и наведения ракет 9С32).
            И хотя уже выпускеались ЗРС (С-300В4): уже совсем другие ЗУР (разработанные ОКБ «Новатор») и другая аппаратная база. ...
            Тем не менее такой "косяк" очень дорого стоил нам,и оченьмного съэкономил американцам.

            Даже относительно старая система содержит ряд технических решений, которые можно передавать только действительно близким друзьям, и ни в коем случае не размещать совместное производство на территории страны покупателя(Египет вчера был наш,сегодня и не наш как бы, а будет или не будет, или страны СЭВ например).
            1. Rus2012 25 октября 2014 12:03
              Цитата: opus
              Он слегка урезан (например для С-300 способность работать в пасивном режиме радиолокации-такой вариант вообще не предназначен для экспорта).

              ...это мягко сказано. С400Э будет без "длинной руки", т.е. без ракеты сверхбольшой дальности 40Н6Е.

              Искадер-Э с ракетами с дальностью 280км. А вот предельную дальность Искандера-М и К для своих войск - никто не называет...
              1. opus 25 октября 2014 13:21
                Цитата: Rus2012
                , т.е. без ракеты сверхбольшой дальности 40Н6Е.

                1.40Н6Е? ведь не самое главное в этом ЗРК?


                -9М96Е2,48НбЕ2(3) будут
                -Сопряжение со всеми гос .системами,технологические и технические решения и
                тд
                -А МНОГИМ ли нужна "длинная рука"?для ПРО ПЕКИНА разве,что?
                2. Вы уверены ,что "не будут"?
                «Технологии в машиностроении – 2014″ в Жуковском отчет руководства ГСКБ «Алмаз-Антей», зенитная ракетная система С-400 «Триумф» в настоящее время разрешена для экспорта за рубеж. С этой целью на систему получен паспорт экспортного облика. И там ПЭО на 40Н6Е =ЕСТЬ!!!(поэтому и раскрыты ТТХ ЗУР,"Е" я специально выделяю)
                ЗУР 40Н6Е? предназначена для поражения современных пилотируемых и БПЛА..., включая средства ВТО и их носители, самолеты ДРЛО, ГЗКР, тактические, оперативно-тактические БР и БРСД со скоростью до 4800 м/с

                ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
                Стартовая масса ЗУР 40Н6Е, кг 1893 МассаЗУР40Н6Е вТПК,кг 2 600
                Боевая часть ЗУР 40Н6Е: » типосколочно-фугасная
                Эксплуатационный срок ЗУР, лет 15

                3. MEADS-2 вообще не будет поставляться в 3и страны(кроме некоторых из НАТО),в Китай точно, и ЗУР PAC-3 MSE то же



                Цитата: Rus2012
                Искадер-Э с ракетами с дальностью 280км


                РФ пока не вышла из Режима нераспространения ракетных технологий и из ДРСМД


                Цитата: Rus2012
                А вот предельную дальность Искандера-М и К

                И не надо. Кому надо ,тот знает (и испытывал: пуски на предельные дальности), там еще есть возможность поколдовать,одна Р-500 что стоит
  11. Комментарий был удален.
  12. тундряк 24 октября 2014 19:45
    Ну а разведка для чего? В воспоминаниях констрктора- торпедиста (фамилию забыл) приведён случай, как к ним доставили из КГБ ИЛИ ГРУ новейшую американскую торпеду, которая якобы запутавшуюся в кубинских рыболовецких сетях. Вот только выглядела она как с конвеера и литература и тех документация к ней пахла типографской краской.
  13. Quadra 24 октября 2014 22:18
    В 2003-2004 годах продали много снятых с вооружения самолетов и вертолетов в США, типа в музеи разные, в летающие экспозиции на разных авиашоу, но и для эскадрильи "агрессор". Американец дотошный попался, у него была инфа по своим каналам какой самолет сколько и как налетал и что с ним было, чего ремонтировали и т.п. Ездили мы с ним по аэродромам и он всех изводил вопросами и наглостью своей. Но тогда в армии все еще сохранилось хоть какое-то подобие гордости, не очень ему и содействовали...
  14. Const 24 октября 2014 23:03
    Чем-то напоминает ИЛ-2.
  15. Argon 25 октября 2014 02:48
    Статья в целом бред,в лучшем случае у нас появлялись отдельные элементы,Две машины из ВЬетнама,скорее исключение,"Сейбр"получили в таком хламе,что удалось произвести только оценочный анализ систем,аналоги оборудования стали появляться только на Миг-19.
    1. Rus2012 25 октября 2014 11:58
      Цитата: Argon
      Статья в целом бред,

      ...вы не правы в целом и в деталях тоже.
      Индустриальная разведка, как и военная присутствует всегда...и любит тишину.
  16. viruvalge412ee 25 октября 2014 23:16
    Интересно так, КАК ЛЕТУНЫ СПОРЯТ!Столько всяких тайн исчезает
    viruvalge412ee
  17. Cyber_Shot 26 октября 2014 16:55
    Ребят,как вы думаете,а есть ли у РФ какая нибудь современная иностранная техника для испытаний(Абрамс,Бредли,Ф-15,Ф-16 и т.д) ну или хотя-бы их тех.документация?
    А то про нашу технику в США есть информация,а про их технику у нас нет.Неужели наши спецслужбы этим не занимаются?
  18. Prager 27 октября 2014 13:52
    интересная статья. с удовольствием прочитал и плюсую. спасибо автору.
  19. volga 27 октября 2014 22:41
    Цитата: Афиноген
    Где-то в помещениях МАИ лежит фонарь от F-111 Aadvark.


    Где-то должен быть и целый F-111 его целым захватили во Вьетнаме и по нему сделали наш Су-24.

    Вот статья про это. http://www.kommersant.ru/doc/526619

    А чего же тогда американцы слегка обсерились при виде наших СУ-24 в Черном море??????? Если у них есть аналогичная машина. Не понятно. Тем более начинка нашей Су-шки , точнее ее аналоги, думаю что у америкосов есть.
    volga
  20. volga 27 октября 2014 22:42
    А в целом статья интересная))))
    volga

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня