Транспортные средства сил специальных операций зарубежных стран. Часть 2 из 2
Flyer II с установленным комплектом бронирования. Flyer, предлагаемый General Dyamics OTS и Flyer LLC, был выбран командованием силами специальных операций в качестве автомобиля, который может перевозиться в V-22
ITV
Что касается количества, то программа командования сил специальных операций по возимому внутри конвертоплана V-22 автомобилю ITV (Internally Transported Vehicle) по сравнению с другими подобными программами кажется совсем скромной. Впрочем, с растущим применением Osprey всеми родами войск и первыми успешными шагами конвертоплана от Bell-Boeing на экспортном рынке, автомобили с хорошей подвижностью совместимые с ограничением по ширине 1,52 метра, заявленном в вышеупомянутом документе Navair Serair 435DM/5.5147, могут привлечь интерес и других армий. По плану предусматривается поставка 34 автомобилей ITV. Этап боевой оценки общей стоимостью 2,4 миллиона долларов проходит с января по декабрь 2014 года. В эту стоимость входит две машины, материально-техническое обеспечение, оборудование и запасные части. Расходы на приобретение автомобилей запланированы на 2015 финансовый год. Запрос предложений был выпущен в марте 2013 года. 21 октября 2013 года командование выдало компании General Dynamics Ordnance and Tactical Systems трехлетний контракт максимальной стоимостью 5,8 миллиона долларов на 10 автомобилей Flyer ITV.
В предварительных требованиях определена машина конфигурации 4x4, транспортируемая в V-22 и способная перевозить двое/шесть (пороговое/целевое требование) носилок с максимальной скоростью 105/120 км/ч и запасом хода 560/725 км. Типичный оперативный профиль был определен как 40% пересеченная местность, 30% временные пути, 20% второстепенные дороги и 10% основные дороги; автомобиль должен справляться с уклонами до 60%, боковыми уклонами 30/40% и иметь диаметр поворота менее 15/11 метров. Требуемая грузоподъемность для полета составляет 900/1590 кг, а полезная грузоподъемность на земле 1590/2040 кг. Вооружение может включать либо 12,7-мм пулеметы, либо 40-м автоматические гранатометы. Полный список компаний, подавших заявки по программе ITV, по всей видимости, никогда не публиковался. Впрочем, несмотря на то, что мы начали наш список с победившей машины, некоторые другие проекты, изготовленные по концепции «ширина менее 60 дюймов», определенно должны быть среди претендентов.
Победившая машина Flyer вобрала в себя опыт, приобретенный с предыдущими моделями, но в настоящее время была значительно модернизирована с целью улучшения характеристик, снижения стоимости и объема материально-технического обслуживания. При снятии внешних контейнеров для хранения с Flyer ее ширина уменьшается до 1,53 метра. Высота не меняется, но, что примечательно длина 4,6 метра ровно в три раза больше ширины. После съезда с аппарели Osprey за несколько минут контейнеры устанавливаются обратно наряду с основным пулеметом на поворотной оси. Автомобиль разработан компанией GDOTS в сотрудничестве с Flyer Defense LLC; сзади установлен 1,9-литровый двигатель мощностью 150 л.с., соединенный с шестискоростной коробкой передач. Автомобиль развивает скорость 135 км/ч, а при постоянной скорости 65 км/ч он может проехать 56 км на одном литре топлива, что трансформируется в запас хода более 720 км. Максимальное использование компонентов Hummer позволяет снизить объем материально-технического обслуживания и стоимость приобретения; Flyer ITV имеет собственную массу 1,8 тонн и грузоподъемность почти 1,59 тонны. Часть этой грузоподъемности может быть отдана на установку комплекта бронирования, разработанного компанией 3M Ceradyne. Он гарантирует уровень баллистической защиты класса B6 (пули калибра 7,62 мм) для четырех пассажиров за счет установки бронированных дверей, броневого стекла, переднего лобового стекла, защиты задней части кабины, дополнительного бронирования пола, а также бронирования крыши. В варианте эвакуации раненых в машине можно разместить до пяти носилок, четыре из них на крыше, поскольку сверху имеющегося каркаса безопасности можно быстро установить дополнительные защитные дуги, обеспечивающие защиту раненых при опрокидывании машины.
Phantom Badger был разработан на заводе Boeing Phantom Works и, хотя не был выбран для программы ITV, активно продвигается компанией на рынке
Ранее уже был упомянут автомобиль Spectre с широкой колеей, получивший дополнительную аббревиатуру WTC, оригинальный же Spectre получил добавку «NTC» (Narrow Track Configuration – конфигурация с узкой колеей). Он сохранил высокомодульную конфигурацию типа «скейтборд». При этом дорожный просвет был уменьшен с 427 мм до 305 мм с целью снижения центра тяжести. Длина варианта NTC составляет 4,71 метра, что на 0,8 метра короче, чем у WTC, в то время как максимальная высота 1,53 определяется каркасом безопасности, идущим от кабины до задней части Spectre. Силовой блок такой же, как у варианта Spectre WTC, удельная мощность гораздо больше, поскольку собственная масса NTC меньше на 1,96 тонны. Общая масса составляет 3,4 тонны, полезная грузоподъемность 1,45 тонны. Топливный бак объемом 95 литров на одну треть меньше бака варианта WTC. Как и для модели Spectre WTC передний и задний механизмы блокировки дифференциала, лебедка, воздушный компрессор и гибридный электрический привод мощностью 100 л.с. устанавливаются в качестве опции.
Хотя разочарованная результатами конкурса по V-22 ITV, компания Boeing, тем не менее, настойчиво продвигает свой автомобиль Phantom Badger, представленный в мае 2013 года. Он разрабатывался совместно с компанией MotorSport Innovations (MSI), в него установлен коммерческий многотопливный двигатель мощностью 240 л.с., максимальная скорость по дорогам с покрытием составляет 130 км/ч, а максимальный запас хода более 700 км. Особенностью автомобиля Boeing, разработанного на заводе компании Phantom Works в Калифорнии, является рулевое управление всех четырех колес, что уменьшает радиус поворота до 7,6 метра. Автомобиль может преодолевать уклоны 60% и брод почти в один метр. Заявленная полезная грузоподъемность составляет 1,36 тонны. Два человека располагаются впереди и еще два на установленных на задней платформе двух сиденьях лицом назад. Один из них может работать с пулеметом 12,7-мм, установленным на складной конструкции, что обеспечивает авиатранспортирование и быструю готовность к бою. Задняя платформа может принять ряд функциональных комплектов, включая лежачих пострадавших. Плавное движение обеспечивает гидравлическая подвеска MSI, снижающая не только физическую усталость пассажиров, но и позволяющая регулировать дорожный просвет. Автомобиль имеет 35-дюймовые колеса BF Goodrich для вязких грунтов.
Победившая в конкурсе ITV компания имеет в своем портфолио еще одну машину, совместимую с конвертопланом Osprey . Она стоит уже на вооружении американского корпуса морской пехоты и таким образом заслуживает описания в этом разделе, легкий штурмовой автомобиль Light Strike Vehicle (LSV). Автомобиль напоминает Jeep 4x4, на нем установлен четырехцилиндровый турбодизельный 2,8-литровый двигатель от Navistar мощностью 132 л.с. и крутящим моментом 312 Нм, соединенный с четырехскоростной автоматической трансмиссией GM 4L70E и ручной двухскоростной раздаточной коробкой Chrysler. На машине установлена пневматическая подвеска, позволяющая регулировать высоту автомобиля в зависимости от рельефа местности. В комбинации со складным каркасом безопасности это позволяет уменьшить высоту LSV до 1,19 метра при погрузке в V-22, тогда как на шоссе высота полностью подготовленного автомобиля –1,84 метра (или 1,92 метра при установке подвески на максимальную высоту). LSV также оборудован централизованной системой подкачки шин и рулевым приводом на четыре колеса. Грузоподъемность 900 кг позволяет перевозить четырех человек, которые располагаются на сиденьях с противоосколочным подбоем из Кевлара, трехдневные запасы и основное вооружение, варьирующееся от 7,62 или 12,7-мм пулемета до 40-мм автоматического гранатомета. Общая масса автомобиля чуть менее трех тонн, максимальная скорость по шоссе 105 км/ч. Автомобиль может идти в двух конфигурациях для морской пехоты: легкий штурмовой автомобиль M1161 и тягач M1163. Последний служит для перевозки экспедиционного комплекса огневой поддержки на базе 120-мм нарезного миномета.
Американский корпус морской пехоты несколько лет назад выбрал Light Strike Vehicle от GDOTS. LSV может перевозиться внутри Osprey; также закуплен вариант тягача минометного комплекса
За пределами США: меньшее количество, разные машины
Немногие страны имеют что-либо сравнимое с Соединенными Штатами, когда речь идет о специальных силах. Количество машин, которые они закупают для обеспечения своих мобильных возможностей, существенно меньше. При этом, независимо от своих размеров специальные силы имеют подобные подходы, когда они ищут снаряжение со специфическими требованиями. Либо это специальные системы, изготовленные с нуля (чрезвычайно дорогие), либо глубоко доработанные уже существующие системы. Особенно это касается транспортных средств.
Израиль
ZIBAR MK.2
Хотя автомобиль ZibarMk.2 производится американской компанией Zibar USA, но разработан он израильским Ido OffRoad Centre, специализирующемся на автомобилях повышенной проходимости. Автомобиль базируется на особых требованиях израильской армии, например, на него установлен чрезвычайно мощный двигатель, который дает удельную мощность почти 150 л.с./т. Автомобиль базируется на шасси с трубчатой рамой и 7,4-литровом бензиновом двигателе GM LSX 454 V-8 мощностью 620 л.с. и крутящим моментом 800 Нм, соединенном с автоматической трехскоростной коробкой передач TH400. Раздаточная коробка от B&W позволяет переключаться между режимами 2x4 и 4x4 при передаточном числе низшей передачи 1:2.75. Передний и задний мосты оборудованы пружинно-гидравлическими амортизаторами и пневматическими двухпружинными амортизаторами. На автомобиле установлены шины 42x13.5 R17, которые в спущенном состоянии до минимального давления обеспечивают низкое давление на грунт и оптимальную подвижность на мягких грунтах.
Большая мощность не только позволяет развить скорость до 200 км/ч, но также разгоняться до 100 км/ч за пять секунд. Автомобиль Zibar Mk.2 может преодолевать уклоны 100% и двигаться по боковым уклонам 60%. Ширина 2,13 метра не позволяет транспортировать его в вертолете Chinook, длина составляет 4,95 метра, колесная база 3,25 метра и высота 1,9 метра. Общая масса автомобиля 4200 кг, полезная грузоподъемность 1500 кг, в двойной кабине могут разместиться четыре человека. В варианте с длинной колесной базой и тройной кабиной размещаются до шести человек.
Также доступен вариант с усиленной защитой, его V-образное днище и дорожный просвет 530 мм (370 мм под мостами) обеспечивают хорошую противоминную защиту. Модель, которая описывается здесь, в настоящее время обозначается как Zibar Mk.2 620, хотя доступен вариант Zibar Mk.2 430 с бензиновым двигателем GM 6.2 LS3 V-8 мощностью 430 л.с. и крутящим моментом 574 Нм. Он отличается лишь меньшими максимальной скоростью (180 км/ч) и разгоном (8 секунд до 100 км/ч). Также доступна удлиненная конфигурация пикапа с грузоподъемностью 2800 кг благодаря увеличенной общей массе 5600 кг. Колесная база увеличилась с 3250 до 3600 мм, а длина до 5280 мм. С полной загрузкой все три варианта Zibar имеют запас хода 700 км.
В автомобиле Zibar Mk2 использован опыт проектирования гоночных машин. Он имеет самую высокую максимальную скорость среди машин 4х4 с высокой подвижностью
На вооружение сингапурской армии автомобили Spider второй партии поставляются, скорее всего, в обновленном варианте (на фото с комплексом ПТУР Strike)
Сингапур
SPIDER
Сингапурская компания ST Kinetics в настоящее время поставляет нераскрываемое число Spider LSV (Light Strike Vehicle – легкий штурмовой автомобиль) национальному министерству обороны по контракту стоимостью 55 миллионов долларов. Сингапурская армия уже приняла на вооружение в конце 90-х годов Spider LSV, но новые машины описываются как Spider «нового поколения». Автомобиль типа багги на базе шасси из трубчатых рам вмещает шесть человек. Собственная масса составляет всего 1,6 тонны и полезная грузоподъемность 1,2 тонны. Spider имеет удельную мощность более 46 л.с./т благодаря четырехцилиндровому дизельному двигателю с турбонаддувом Peugeot мощностью 130 л.с. и крутящим моментом 410 Нм, который позволяет развить максимальную скорость свыше 125 км/ч. На автомобиль установлена полуавтоматическая трансмиссия, рулевое управление с гидроусилением, передняя подвеска с двойными поперечными рычагами и задняя с продольными рычагами. Очень низкий центр тяжести позволяет справляться с боковыми уклонами 50° и преодолевать уклоны 60°.По данным компании запас хода превышает 700 км. Водитель размещается по центру машины, немного позади установлены еще два сиденья. Сзади установлен ряд еще из трех сидений, индивидуальное оружие может вращаться на 360°. С самого начала были учтены требования по ширине для перевозки в вертолете CH-47, ее складывающийся каркас безопасности позволяет установить одну машину на другую для транспортировки, то есть в самолет C-130 Hercules входит шесть таких машин. Было разработано несколько вариантов Spider, среди которых минометный комплекс с 120-мм гладкоствольным минометом Srams, также разработанным Singapore Technologies. Компания также предлагает гибридный вариант с мотор-генераторной установкой, который может двигаться бесшумно в непосредственной близости от противника.
Германия
MUNGO
Немецкая воздушно-десантная дивизия имеет на вооружении 420 транспортеров отделения Mungo 1. Эти машины участвовали в миссиях в Афганистане и Конго. Немецкая армия заказала вторую партию из 50 машин обеспечения Mungo 2, которые были изготовлены и поставлены в 2013 году. Это машины снабжения для пехотных подразделений и мобильные средства взводов радиационной, химической и биологической защиты. Благодаря своей ширине 1.94 метра, длине 4,47 метра Mungo может транспортироваться внутри вертолетов CH-47 и CH-53 после опускания каркаса безопасности высотой 2,44 метра. С двигателем мощностью 105 л.с. автомобиль развивает скорость 90 км/ч и имеет запас хода 500 км. При общей массе 5,3 тонны полезная грузоподъемность составляет 1,85 тонны, то есть в машине могут разместиться до 10 солдат. Три машины Mungo могут перевозиться в C-130, C-160 или A-400M.
Mungo от KMW стоит на вооружении десантных и специальных подразделений Бундесвера; также разработаны варианты технической поддержки
Еще один отпрыск внедорожного гоночного автомобиля, Supacat LRV-400, был показан на выставке DSEI 2013. Машина подходит для транспортировки в CH-47 Chinook даже по британским стандартам
Великобритания
На выставке DSEI 2013 компания Supacat показала свой легкий разведывательный автомобиль LRV 400 (Light Reconnaissance Vehicle), базирующийся на шасси гоночного автомобиля QT Services Wildcat. Военный вариант комплектуется 3,2-литровым пятицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 236 л.с. (гоночный вариант имеет бензиновый восьмицилиндровый двигатель мощностью от 430 до 640 л.с.) и ручной или автоматической коробкой передач. LRV 400 отличается приводом на 2 или 4 колеса с межосевым дифференциалом. Подвеска состоит из неразрезных мостов и гидравлических амортизаторов с «гоночным» прошлым, рулевое управление имеет гидроусиление. Размеры автомобиля – ширина и высота 1,8 метра – позволяют перевозить его в Chinook даже по строгим британским ограничениям. Топливный бак объемом 160 литров позволяет иметь запас хода 1000 км. Трубчатый каркас безопасности защищает трех пассажиров и на него может устанавливаться пулемет. Общая масса составляет 3,5 тонны, полезная грузоподъемность 1,4 тонны, что позволяет устанавливать баллистическую защиту. К другим опциям относится лебедка, которая легко переносится с передней части в заднюю за счет простого выдергивания одной шпильки.
Италия
Итальянская компания Bremach разработала универсальный внедорожный автомобиль T-Rex на базе шасси с объемной трубчатой рамой, что значительно упрочняет конструкцию. Доступны два разных шасси: одно изготовлено из труб с толщиной стенки три мм для автомобиля общей массой 3,5 тонны, а другое изготовлено из труб толщиной пять мм, что позволяет поднять общую массу до 6 тонн. Доступны 4 варианта с разными колесными базами: 2600, 3100, 3450 и 3700 мм. Все варианты с максимальным выносом переднего колеса с целью обеспечения переднего свеса 48°. Предлагаются на выбор три силовых установки – все четырехцилиндровые турбодизельные с общей топливной магистралью, являющиеся частью семейства Fiat Power Train, а именно 2,3-литровый F1A мощностью 116 л.с. и 3-литровый F1C с выходной мощностью 146 л.с. и 176 л.с. Предлагаются две трансмиссии на выбор: ручная шестиступенчатая ZF с повышающей передачей или автоматическая Allison. Компанией Bremach разработан и изготовлен понижающий редуктор, а также разрезные передний и задний мосты с установленными рессорными подвесками и телескопическими двухкамерными амортизаторами. T-Rex имеет постоянный привод на все колеса с тремя механизмами блокировки дифференциала. Для езды по бездорожью предлагаются шины 255/100R16 Michelin XZL, хотя для специфических рельефов предлагаются и другие варианты. Кабина может выдержать ускорения свыше 5g. Шасси T-MAX массой 6 тонн рассматривалось многочисленными автопризводителями. Его основное преимущество заключается в общей массе и полезной грузоподъемности, которые в два раза больше по сравнению с общей массой и полезной грузоподъемностью автомобилей подобного размера, базирующиеся, например, на шасси класса Defender. В конфигурации одинарной кабины грузоподъемность достигает 3520 кг (4000 кг с мостом тяжелого нагружения), но двойная кабина снижает ее на 200 кг. После бронирования днища и капота грузоподъемность все равно превышает 2 тонны. Кроме того, ширина шасси Bremach хорошо вписывается в ограничения транспортируемости в CH-47, 1770 мм против требуемых 80 дюймов (2032 мм), что меньше чем у большинства конкурентов.
Итальянская компания Bremach, специализирующаяся на промышленных внедорожниках, разработала шасси T-Max. Модернизированный вариант массой 7,5 тонн используется для варианта, предназначенного для специальных сил
Компания Krauss-Maffei Wegmann проявила интерес к шасси Bremach в середине 2000-х, поскольку тогда немецкие силы специального назначения имели потребность в компактном патрульном автомобиле с большим запасом хода, который мог бы перевозиться в вертолете CH-47. В 2008-2009 годах итальянская компания провела этап оценочных и квалификационных испытаний продолжительностью 11 месяцев на полигоне WTD 41 в Меппене, во время которых машина прошла более 10 000 км и продемонстрировала свои возможности. Машина преодолевала уклоны 100% и боковые уклоны 58%, а также брод глубиной 900 мм; диаметр поворота составил менее 13 метров. Инженеры Bremach с того времени плотно работали с конструкторами из KMW, в результате чего на выставке Eurosatory 2014 ожидалось представление прототипа. Автомобиль с открытым верхом может быстро реконфигурироваться в соответствии с выполняемой задачей, его смогут перевозить основные транспортные вертолеты. Автомобиль для специальных операций, созданный компанией KMW и базирующийся на шасси Bremach, должен стать первым в семействе машин на базе этого шасси.
Польша и другие
Польская компания AMZ-Kutno изготавливает на шасси Bremach автомобиль Swistak (сурок по-польски), высокой проходимости. Он имеет открытый верх, но до середины своей высоты защищен в соответствии с Уровнем 1, при этом противоминная защита соответствует Уровню Level 2a. В этой конфигурации на полезную грузоподъемность остается 2100 кг, включая личный состав. Swistak был показан на выставке MSPO 2011, он имеет трубчатый защитный каркас, на который устанавливается 7,62-мм пулемет Minigun, тогда как 5,56-мм пулемет защищает заднюю часть машины.
Компания Bremach работает над машиной предназначенной для итальянского спецназа. Был разработан первый прототип с верхней конструкцией из труб, на которую в случае необходимости можно закрепить панели и получить из полностью открытой машины полностью закрытую. Установлена складная опора для основного вооружения, что позволяет уменьшить габаритную высоту при транспортировке в вертолете CH-47. Испытания показали, что компоновка кабина была хорошей, хотя ходовые характеристики должны быть улучшены. Завершается изготовление второго прототипа с усиленными мостами, передний мост у него рассчитан на пять тонн для того, чтобы выдержать бронирование капота, а задний мост рассчитан на нагрузку 5,5 тонн. Силовая установка будет базироваться на 5,9-литровом шестицилиндровом двигателе Iveco Vector мощностью 240 л.с. Автомобиль имеет ширину почти два метра, колесная база составляет 3500 мм, он предназначен для специальных подразделений итальянской армии, ведущих патрулирование на дальние расстояния длительностью до 10 дней. Для обеспечения максимальным запасом воды нижняя часть каркаса безопасности изготовлена из полых алюминиевых труб квадратного сечения, куда можно залить до 200 литров воды. Размеры колес были увеличены до стандарта 2555/100 R16.
Машины британской армии Jackal в Афганистане. Эти автомобили базируются на Supacat HMT400 и эксплуатируются как специальными, так и обычными подразделениями
Компания Bremach также разработала менее экстремальный вариант своего шеститонного шасси, оставив ходовую часть варианта T-Rex и двигатель мощностью 176 л.с. с трансмиссией Allison 1000SP, но при этом увеличив общую массу до 7,5 тонн за счет переднего моста, рассчитанного на 3,5 тонны.
Использовав опыт разработки машин HMT 400 High Mobility Transporter (в британской армии Jackal и Jackal 2) и HMT 600 (известен в Британии как Coyote), компания Supacat разработала автомобиль Extenda в конфигурации 4x4 и 6x6. Позднее в сотрудничестве с компанией Lockheed Martin автомобиль Extenda был доработан для американцев, после чего получил обозначение CVNG (описан выше). В зависимости от конфигурации привода (4x4 и 6x6, за счет установки или снятия отдельного третьего моста) длина HMT Extenda составляет 5,93 или 7,04 метра. Хотя из-за своей ширины 2,05 метра автомобиль не соответствует британским требованиям по авиатранспортированию в CH-47, но, тем не менее, при некотором отступлении от правил (что нередко случается в специальных подразделениях) он входит в этот вертолет. Собственная масса с топливом и бронированием составляет соответственно 5,5 и 6,6 тонны, тогда как грузоподъемность меняется от 2,1 до 3,9 тонны. Независимая подвеска с пневморегулируемым дорожным просветом и шинами 335/80 R20 обеспечивает оптимальную внедорожную проходимость. Машины серии HMT стоят на вооружении множества, большей частью неназванных специальных сил по всему миру. Австралия здесь является исключением, ее спецназ объявил о приобретении 31 автомобиля HMT 400 (названы Nary в честь австралийского прапорщика погибшего в Ираке) и последующем выборе Extenda в качестве предпочтительного претендента по австралийской программе JP2097 Ph1B (Redfin). Supacat получила начальный контракт на этап разработки и оценки. Эта компания в декабре 2012 года поставила прототип с улучшенными возможностями, в частности был повышен уровень защиты экипажа.
Машины HMT 400 от компании Supacat уже эксплуатируются в Австралии под именем Nary. Также они были отобраны для программы Redfin. На снимке внизу опытный образец перед поставкой
Использованы материалы:
www.armada.ch
www.baesystems.com
www.nationalmuseum.af.mil
www.hdtglobal.com
www.bccdod.com
www.gdls.com
www.amgeneral.com
www.navistardefense.com
www.oshkoshdefense.com
www.northropgrumman.com
www.zibarusa.com
www.stengg.com
www.kmweg.com
www.bremach.it
www.supacat.com
Информация