Гигантомахия

Гигантомахия


Старые самураи помнят, что ровно 70 лет назад, 24 октября 1944 года, когда они были еще совсем юными самураями, прогремели первые залпы крупнейшего в истории морского сражения. В нем погибли 13 с половиной тысяч отважных воинов Ямато, а вместе с ними ушли на дно надежды империи на победу в великой Тихоокеанской войне. Обычно его называют сражением в заливе Лейте, хотя география этой битвы была гораздо шире и охватывала пространство почти в 1000 морских миль вдоль восточного побережья Филиппинского архипелага.

В четырехдневной битве принимали участие девять японских линкоров, в том числе два крупнейших в мире суперлинкора "Ямато" и "Мусаси", четыре авианосца, 20 крейсеров, включая 14 тяжелых, а также 35 эсминцев и более 300 самолетов. Но противостоящий им флот США был гораздо сильнее: 12 линкоров, восемь тяжелых и 24 легких авианосца, 24 крейсера, 166 миноносцев и свыше 1500 боевых самолетов.
Пятикратное превосходство американцев в воздухе решило исход боя.


Японцы были вынуждены отступить, потеряв все свои авианосцы и всю авиацию, а также - три линкора, 10 крейсеров и 11 эсминцев. Несмотря на то, что в этом сражении они впервые применили "ударные отряды специальных атак", то есть летчиков-смертников, таранивших вражеские корабли, им удалось потопить только три авианосца и три эсминца, правда, еще шесть авианосцев и ряд других кораблей получили серьезные повреждения. Зенитчики и палубные истребители сбили примерно 200 американских самолетов.

После битвы в заливе Лейте война продолжалась еще 10 месяцев, но исход ее по сути был уже предрешен. Далее - подборка картинок и фотографий с изображениями некоторых эпизодов битвы и ее участников. Рисунки - не мои, их авторов я, к сожалению, не знаю, а потому не указываю.

Гигантомахия


Легкий авианосец "Дзуйхо". Погиб 25.10.44 от попаданий четырех 500-фунтовых бомб и двух торпед.

Гигантомахия


Легкий авианосец "Читозе" ("Титосе"). Погиб утром 25.10.44, получив три торпеды и несколько бомб от американских самолетов с авианосца "Эссекс". Вместе с кораблем утонули 903 члена команды, включая капитана.

Гигантомахия


"Дзуйкаку" - единственный тяжелый авианосец японского флота, участвовавший в битве и последний японский корабль - ветеран атаки на Перл-Харбор. 25.10.44 потоплен американской авиацией в 220 милях от мыса Энганьо.

Гигантомахия


Тяжелый крейсер "Могами". 25.10.44 получил фатальные повреждения от атак американских палубных бомбардировщиков, потерял всю артиллерию, лишился хода и после эвакуации команды был добит торпедой с эсминца "Акебоно".

Гигантомахия


Крейсер "Судзуя" однотипный с "Могами". 25.10.44 совместно с другими кораблями японского ударного соединения утопил артиллерийским огнем эскортные авианосцы "Гамбьер Бей" и "Сэмюэл Робертс", а также эсминцы "Джонсон" и "Хоэл", но потом подвергся атаке палубной авиации и получил несколько бомбовых попаданий, одно из которых вызвало детонацию торпед и снарядных погребов. Погибло более 500 человек команды, уцелевшие покинули корабль, который вскоре затонул.

Гигантомахия


Японский сверхлинкор "Ямато" под ударом американских бомбардировщиков в проливе Суригао 24.10.44. Видно попадание 500-фунтовой фугасной бомбы в носовую часть, которое не нанесло кораблю серьезных повреждений. В этом сражении он выжил в отличие от своего систершипа "Мусаси", потопленного вечером того же дня.

Гигантомахия


"Мусаси". В проливе Суригао американцы поразили его двадцатью торпедами и семнадцатью бомбами массой от 500 до 1000 фунтов (250-500 кг). За этот успех они заплатили пятью самолетами, которых удалось сбить корабельным зенитчикам.

Гигантомахия


Гигантомахия


Американские линкоры и авианосцы на пути к Филиппинам.

Гигантомахия


Тяжелый авианосец "Энтерпрайз", пожалуй, самый знаменитый корабль ВМС США времен Тихоокеанской войны. В ходе сражения в заливе Лейте его самолеты сыграли главную роль в потоплении линкора "Мусаси" и трех японских авианосцев.

Гигантомахия
4

Гигантомахия


Авианосцы "Эссекс" и "Интрепид" - активные участники битвы в заливе Лейте.

Гигантомахия


Камикадзе врезается в палубу "Эссекса". Этот таран не привел к гибели корабля, но надолго вывел его из игры.

Гигантомахия


Гигантомахия


Фотография и боковая проекция малого эскортного авианосца "Сент Ло", потопленного дуновением божественного ветра утром 25.10.44. Корабль затонул через полчаса после того как "Зеро" с 250-килограммовой бомбой пробил полетную палубу и взорвался на ангарной, вызвав пожар и взрывы цистерн с бензином. Но из 889 человек команды погибли только 143, остальные успели спастись.

Гигантомахия


"Уилсон" - один из 166 американских эсминцев, принимавших участие в сражении у филиппинских берегов.

Гигантомахия


Эсминец, пораженный ударом камикадзе. Команде удалось задним ходом посадить его на прибрежную отмель и таким образом избежать затопления.

Гигантомахия


Гигантомахия


Торпедоносец "Эвенджер" и пикирующие бомбардировшики "Хеллдайвер" - виновники гибели почти всех японских кораблей, уничтоженных в сражении в заливе Лейте.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/258853.html#cutid1


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. андрей юрьевич 28 октября 2014 07:04
    поражаюсь я японцам...как их только америка не "пользовала",вплоть до атомных бомбардировок,а они всё равно покорно дружат с ними. fool
    1. Stalevar 28 октября 2014 07:08
      Великолепно иллюстрированная статья. Огромное спасибо автору! Прочёл и посмотрел с удовольствием.
    2. Alex_Popovson 28 октября 2014 07:58
      Это особенности народного менталитета.
      Alex_Popovson
    3. Rus86 28 октября 2014 08:17
      вот такие самураи остались...хотя, может это и про них, мол точат свой ятаган...
      1. RONIN-HS 28 октября 2014 10:34
        ...точат свой ятаган.....

        ...катану, у самураев меч называется катана.
        1. Rus86 28 октября 2014 14:01
          ну можно вспомнить и её, ваксидаси, разные да-то. фразу хотелось воспроизвести
    4. Nayhas 28 октября 2014 10:55
      Цитата: андрей юрьевич
      поражаюсь я японцам...как их только америка не "пользовала",вплоть до атомных бомбардировок,а они всё равно покорно дружат с ними.

      А что Германия с нами до Крыма не дружила? Или с США у них натянутые отношения? Так то американские военные базы также в Германии были как и в Японии...
      1. андрей юрьевич 28 октября 2014 13:33
        Цитата: Nayhas
        А что Германия с нами до Крыма не дружила?

        а что,дружила что ли ? laughing о какой дружбе вы говорите ?или тут простая подмена понятий? кроме взаимовыгодного сотрудничества ничего не было!относительная "дружба" была когда ЕБН с Колем обнимались,а ещё теплее когда Лёня в дёсны с Хоннекром целовался... laughing
    5. Кап-3 ссср 29 октября 2014 00:07
      Мазохисты наверное.
  2. Комментарий был удален.
  3. La-5 28 октября 2014 08:35
    Пикировщики поставили крест на линкорах, по праву можно сказать, что войну на Тихом океане выиграла авиация. Добавлю интересное фото: TBF Avenger возвращается после атаки на японский корабль.
    1. bazilio 28 октября 2014 09:30
      Цитата: La-5
      фото: TBF Avenger возвращается после атаки на японский корабль.

      Вспомнилась песенка-
      мы летим ковыляя во мгле
      мы к родной подлетаем земле
      бак пробит, хвост горит, но машина летит
      на честном слове и на одном крыле
    2. Комментарий был удален.
    3. Андрей из Челябинска 28 октября 2014 16:20
      Цитата: La-5
      Пикировщики поставили крест на линкорах

      Не пикировщики - торпедоносцы:)))
    4. roman_pilot 28 октября 2014 23:35
      Крепкий самолёт. В одном эпизоде тройка зеро покрошила целую эскадрилию эвенджеров, возвращавшихся с задания. Остался только комэска. Во время виражей, его стрелок несколько раз терял сознание. В итоге американец сумел подловить два зеро и сбил. Третий японец расстреляв все патроны пошёл в лобовую на таран. После удара крыльями у него отлетела плоскость, а эвенджер остался цел и вернулся на базу. Торпедоносец оказался крепче, как и нервы у его пилота.
      1. kirpich 29 октября 2014 10:57
        Комэска наградили,или расстреляли? Я бы расстрелял,и посмертно наградил. Это ж надо умудриться потерять всю эскадрилью от ТРЁХ!!! "Зеро", после чего в одиночку!??? сбить ДВА!!! "Зеро",с потерявшим сознание стрелком?! Принять лобовую атаку,срубить ТРЕТЬЕГО "Зеро" крылом и ЦЕЛЫМ!!! вернуться на базу... ГЕРОЙ!!! Пурпурное сердце с медалью конгресса обеспечены
        1. roman_pilot 30 октября 2014 17:46
          А за что расстреливать, он же не виноват, что его эскадрилье прикрытия не обеспечили?
          1. kirpich 30 октября 2014 21:57
            Роман,прежде чем печатать всякое,ты хотя бы прочитай ветку...
            Нет,я понимаю,что играя в "ИЛ-2"крыша съезжает. Но,всё же,постарайся держать себя в руках
    5. yehat 30 октября 2014 12:57
      нет, не пикировщики крест поставили на линкорах.
      Ямато и Мусаси утюжила хренова туча самолетов и уничтожили с большим трудом -
      бронепалубные корабли против легких пикировщиков имели шансы выстоять.
      гораздо опаснее были торпедоносцы. Одного попадания в Бисмарк оказалось достаточно, чтобы приговорить корабль. А вспомните, как англичане расстреляли итальянские линкоры.
  4. Aydar 28 октября 2014 08:38
    Цитата: андрей юрьевич
    поражаюсь я японцам...как их только америка не "пользовала",вплоть до атомных бомбардировок,а они всё равно покорно дружат с ними. fool

    Государствам "моря" понять друг друга проще чем государство "земли", если верить Гарольду Маккиндеру.
    Aydar
    1. Cristall 4 ноября 2014 01:41
      Цитата: Aydar
      Государствам "моря" понять друг друга проще чем государство "земли", если верить Гарольду Маккиндеру.

      а если покопаться то японцы вообще детище США. Ну то есть броненосный флот и его развитие. Даже авианосная школа и ТВД ТО.
      Да у них вообще много чего в ТО общего...
  5. bazilio 28 октября 2014 09:39
    ВМВ очень серьезно изменила подходы к военному делу в целом и к морским боям в частности. Один из главных выводов- мегадреднауты а-ля Ямато, Бисмарк, Тирпиц и т.п. являются пустой тратой средств, главной ударной силой на море стали авиацонные соединения авианосцев, что доказали японцы у перл харбор и американцы у мидуэй, а так же подлодки- доказанно волчьими стаями "папы Карло", адмирала Дёница и Александром Ивановичем Маринеско с его товарищами.
    1. макс702 28 октября 2014 16:44
      Цитата: bazilio
      Один из главных выводов- мегадреднауты а-ля Ямато, Бисмарк, Тирпиц и т.п. являются пустой тратой средств, главной ударной силой на море стали авиацонные соединения авианосцев,

      Это было так по причине убогих систем ПВО, что обесценило главные калибры линкоров и сделало самолеты противника трудной мишенью, а вот шагнувшие вперед ракетные технологии , корабельное ПВО как дальней так и ближней зоны ставят под вопрос эффективность авианосцев..Стоимость последних с их дорогущим авиакрылом , "бриллиантовыми" боеприпасами дает повод усомнится в их эффективности слишком дорогой и хрупкий инструмент. Действительно подводные лодки ставят крест на этих носителях демократии . а уж если с поддержкой надводных кораблей.. вот интересно если щас напихать "Ямато" или"Айову" современной электроникой и ракетми их без ЯО возможно ли завалить?
      1. Андрей из Челябинска 28 октября 2014 17:27
        Цитата: макс702
        а вот шагнувшие вперед ракетные технологии , корабельное ПВО как дальней так и ближней зоны ставят под вопрос эффективность авианосцев.

        Не ставят, так как сочетание ударной авиации с самолетами ДРЛО приводит к атаке корабельного ордера из под радиогоризонта т.е. без захода в сферу действия ЗРК
        Цитата: макс702
        вот интересно если щас напихать "Ямато" или"Айову" современной электроникой и ракетми их без ЯО возможно ли завалить?

        Реально. Причем - практически без потерь со стороны авиации
    2. Cristall 4 ноября 2014 01:45
      Цитата: bazilio
      ВМВ очень серьезно изменила подходы к военному делу в целом и к морским боям в частности

      была такая молодая фр. школа исповедующая малый флот-подлодки а не линкоры.
      После 1 мв несколько угасла линкорная гонка в Европе.
      Ведь как только утлые подводные лодки стали топить монстров без единого выстрела с их стороны...
      К 2 мв линкоры уже подходили не в лидерах..да и закатом для них был Ютланд а не залпы в собратьев итальянских, залпы американских в японские.Там уже по случаю..
      Волей судеб..как Дредноут потопил субмарину...утопившую 3 корабля сразу.
  6. il grand casino 28 октября 2014 10:24
    На редкость интересная и хорошо элюстрированная статья. Редко такое встретишь. Спасибо!
  7. Петрови42202 28 октября 2014 10:37
    В современном мире нету места подобным мастододонтам. Война уже перестала быть стенка в стенку. Да и содержать их очень дорого.
    Петрови42202
  8. nvn_co 28 октября 2014 11:48
    Да там очень жарко было, очень... Спасибо автору очень интересные фотографии и илюстрации.
  9. Demetry 28 октября 2014 12:35
    Да, логично что такие гиганты ушли с поля боя. Но немного жаль. Красивые были корабли.




    Demetry
    1. Rus86 29 октября 2014 14:53
      классные картинки)
  10. Demetry 28 октября 2014 12:39
    А это моделька одного из участников боя - линкора Ямато в Японском музее. Моделька в масштабе 1:10. Т.е. в пушки этой модели можно реально зярядить 45мм снаряд!!! А если погрузить модель в воду, для достижения нужной осадки она должна весить более 70 тонн.
    Demetry
  11. Комментарий был удален.
  12. Tigr 28 октября 2014 13:19
    Японский сверхлинкор "Ямато" под ударом американских бомбардировщиков в проливе Суригао 24.10.44. Видно попадание 500-фунтовой фугасной бомбы в носовую часть, которое не нанесло кораблю серьезных повреждений. В этом сражении он выжил в отличие от своего систершипа "Мусаси", потопленного вечером того же дня.

    Двойка автору по истории. lol А заодно и по географии.
    1. Rus86 28 октября 2014 14:03
      может имеется ввиду данное сражение, а не наличие в порту, после капитуляции.
    2. Комментарий был удален.
  13. Prager 28 октября 2014 15:53
    интересная статья, спасибо автору.
  14. voyaka uh 28 октября 2014 16:19
    Это было самое крупное сражение надводных
    флотов в мировой истории.
    В составе американского флота были 2 линкора,
    поднятые и отремонтированные после Перл-Харбора.
    Им дали возможность "отомстить" обидчикам.
  15. askold 28 октября 2014 17:07
    Предпоследнее фото:"Эвенджер"с бортовым номером 92,это там,случайно,не Джорж Буш старший выглядывает?В коментариях La-5 "Эвенджер" с перебитым крылом...интересно сядет на палубу или это уже не вариант,-левые элероны,отсутствуют.
  16. Иван Тарасов 28 октября 2014 17:53
    К 44 году проку от японских авианосцев было мало, самолеты устаревшие, ПВО кораблей крайне слабая- 25 мм автоматы со слабой баллистикой и низкой скорострельностью бесполезны против пикировщиков и торпедоносцев.
    Как им еще удалось сбить несколько американских машин, наверное пилоты зазевались.
    1. kirpich 29 октября 2014 19:13
      Цитата: Иван Тарасов
      Как им еще удалось сбить несколько американских машин, наверное пилоты зазевались.


      Уважаемый,имейте уважение к противнику. Японский "Зеро" драл американцев в хвост и в гриву.Его могли завалить только когда два-три американца наваливались на одного японца. Да и то исход боя был сомнителен.
      1. Иван Тарасов 29 октября 2014 23:57
        Уважаемый,имейте уважение к противнику. Японский "Зеро" драл американцев в хвост и в гриву.Его могли завалить только когда два-три американца наваливались на одного японца. Да и то исход боя был сомнителен.

        Ни чуть не умоляю отважность японских пилотов, многие действительно были героями, но есть один нюанс...
        Японский Зеро с двигателем Сакаэ имел превосходство над противником до появления у американцев Корсара.
        С Хелькетом еще можно было потягаться (проверено в ИЛ-2), в схватке с Корсаром шансов у Зеро не было, самолет полностью оправдывал свое название - полный ноль!
        Возможно, если бы на Зеро поставили двигатели Кинсей( на чем в 42 году настаивали конструктора), кое как еще мог бы противостоять Корсару за счет возросшей скороподъемности и разгонных характеристик, но увы, мнение специалистов учтено не было, возможно даже сознательно, слишком много подобных совпадений просматривается.
        1. yehat 30 октября 2014 13:04
          Цитата: Иван Тарасов
          С Хелькетом еще можно было потягаться (проверено в ИЛ-2), в схватке с Корсаром шансов у Зеро не было, самолет полностью оправдывал свое название - полный ноль!
          Возможно, если бы на Зеро поставили двигатели Кинсей

          вы, дорогой в ИЛ-2 профан, как и в тактике воздушного боя и в истории, кстати, тоже. Только частью преимущества Зеро была маневренность. Основным его преимуществом был запас полетного времени, что, по рассказам японских летчиков, очень часто давало возможность занять удобную позицию перед боем.
          с установкой нового двигателя Зеро приобрел бы динамичность, но потерял бы заметно в дальности, т.е. поменял бы шило на мыло. А дополнительная мощность ему мало бы чем помогла, т.к. на вертикалях сказывалась облегченная слабая конструкция планера и самолет имел существенные ограничения на нагрузку.
          1. Иван Тарасов 30 октября 2014 17:37
            Основным его преимуществом был запас полетного времени, что, по рассказам японских летчиков, очень часто давало возможность занять удобную позицию перед боем.

            В начальный период, когда на авианосцах отсутствовала РЛС подобная тактика была оправдана, после появления на кораблях РЛС истребителям прикрытия не обязательно было часами висеть в воздухе ожидая нападения, тратя драгоценное горючее, у авиа группы было 15 - 20 минут, что бы взлететь и набрать необходимую высоту, вот здесь - то и понадобилась высокая скороподъемность, которой у Зеро с маломощным двигателем не было.
      2. voyaka uh 30 октября 2014 16:44
        "Зеро" был цепкий, верткий истребитель. Потери были вначале 1:1.
        Японцев это вполне устраивало, а американцев - нет.
        Американцы взяли "паузу" в воздушных боях ( в 1943)
        и перешли на высотные мощные истребители, атакующие
        сверху и не входящие в "собачьи свалки".
  17. Cristall 4 ноября 2014 01:50
    Цитата: voyaka uh
    Японцев это вполне устраивало, а американцев - нет.

    ну преимущество то после ПХ стало японским. До Мидуэй все было отвратительно. Да и там повезло...но как
    Дело в том что японцев не устраивало это и это правильно. В схватке на износ они изначально проигрывают США. Посему 1-1 это пиррова победа...Точнее поражение.
    Вообще американцы тоже учились летать воевать...а они нация как англичане...упрямые..Перепробуют все.
    Пока найдут правильный вариант.
  18. MihailK1969 13 января 2015 02:00
    Спасибо Большое...В отличии от многих тут статей эта просто шедевр...информативна очень...Автору респект..
    MihailK1969

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня