Первый начальник российской артиллерии

Первый начальник российской артиллерииИз немногочисленных представителей грузинской колонии в Москве XVII века особый интерес вызывает личность грузинского царевича Александра, сына царя Арчила II, ставшего другом и ближайшим соратником Петра I. «Возраст и связанные с ним интересы особенно сдружили юного царя Петра и царевича Александра, который был моложе Петра на полтора года. Некоторое время спустя Александр был посвящен во все влечения Петра, включая его потешные игры в Преображенском…» [1].

В ноябре 1686 г. Александр Арчилович женился на Феодосии Ивановне Милославской [2], что «способствовало укреплению доброжелательных отношений к Арчилу со стороны царевны Софьи [3] и князя В.В. Голицына [4]» [5]. На свадьбу Софья подарила молодоженам подмосковные села Всесвятское, Красное и Пахра, а также деревню Кузнецово под Дмитровом.

«Породнение Александра Арчиловича с представителями противостоящего Петру I политического лагеря не отразилось на братской дружбе сверстников. Наоборот, их постоянное общение… настолько их сблизило и сдружило, что брачные узы царевича не смогли отвадить его от самого активного участия в потешных военных играх в Преображенском» [6].


Летом 1688 г. царь Арчил II срочно вместе с сыновьями оставил Москву для занятия престола Имеретии. Однако эта попытка одержать победу в междоусобной войне для Арчила окончилась неудачей, и уже осенью 1690 г. братья вернулись в Москву, а сам царь Арчил смог вернуться в российскую столицу лишь через десять лет.

Жена царевича Александра умерла в 1689 г., не оставив потомства. «…Русское правительство рассмотрело вопрос о закреплении за ним (Александром. — П.Г.) и его отцом после кончины Феодосии Ивановны Милославской вотчин, полученных ею в качестве приданного. В связи с тем, что царь Арчил все еще находился в Грузии и судьба его семьи, пребывавшей в Москве, пока окончательно не определилась (возможно, в случае успеха Арчила, она еще вернется в Имеретию), правительство от официального закрепления этих вотчин за ней воздержалось. Вместо этого семье царя Арчила и царевича Александра было назначено годичное жалование в сумме 4 тыс. рублей. Кроме того, по особому распоряжению правительства царевичу Александру Арчиловичу был передан в потомственное владение дворец сосланного князя В.В. Голицына в Охотном ряду, в непосредственной близости к Кремлю и официальным апартаментам Петра I» [7].

«В то время у Александра Арчиловича еще не было конкретного воинского звания, но уже тогда Петр, учитывая его способности и наклонности, предначертал ему поприще деятельности — “бомбардирское”, т.е. артиллерийское дело… Существует немало прямых и косвенных свидетельств тому, что царевич Александр весьма ответственно отнесся к поручению своего венценосного друга, показав себя с лучшей стороны при освоении этой, совершенно новой для него, военной профессии. Сохранились свидетельства, что в начале 90-х годов Петр I, сопровождаемый своими сподвижниками, и в их числе Александром Багратиони, не раз “изволил быть на Пушечном дворе у пушечного литья”» [8].

Царственных друзей вскоре постигло одинаковое горе — у них умерли родные братья: в 1693 г. — младший брат Мамука, и в 1696 г. — старший брат Иван.

В 1697 г. царь Петр отправился в «Великое посольство». В день его отъезда царевича Александра в Москве не было: он по семейным делам ездил на юг России. Вернувшись в Москву, «он узнал о распоряжении Петра I, уже выехавшего с “Великим посольством” в Западную Европу, о том, что царевич Александр, включенный в состав посольства в качестве его официального члена, должен присоединиться к ним в пути; при этом ему разрешалось взять с собой троих сопровождающих (“прислуги”) из числа своих людей. Так и произошло: Александр Арчилович догнал “Великое посольство” уже за пределами России, в Риге, и с того же времени был включен в группу примерно в шесть или семь человек, которая с начала посольства и до его окончания почти безотлучно находилась непосредственно при Петре I» [9].

В Голландии, в Гааге, царевич Александр продолжил свое обучение артиллеристскому искусству. В мае 1700 г. по указу царя Петра «которые дела были в Пушкарском приказе, ведать генералу Александру Арчиловичу» [10]. При этом он стал первым генерал-фельдцейхмейстером [11] российской армии. [12]

В ноябре 1700 г. под Нарвой Александр Арчилович попал в плен к шведам и 12 лет провел в Стокгольме, получив возможность вернуться в Россию лишь после Полтавской победы (1709), благодаря которой между сторонами начались переговоры об обмене военнопленными. Но по пути из Швеции в возрасте 37-ми лет царевич Александр скончался в шведском городе Питео и был похоронен своим отцом в московском Донском монастыре. [13]

Примечания:
[1] Ватейшвили Д.Л. Грузия и европейские страны: Очерки истории взаимоотношений XIII-XVIII вв. Т. II: Побратим Петра Великого. Жизнь и деятельность Александра Багратиони. М., 2003, с. 59.
[2] Дочь боярина Ивана Михайловича Милославского, двоюродного брата царицы Марии Ильиничны, матери царевны Софьи.
[3] Софья Алексеевна (1657-1704) — русская царевна, правительница России в 1682-1689 гг. при двух царях — ее малолетних братьях Иване V и Петре I.
[4] Голицын, Василий Васильевич (1643-1714) — боярин, фаворит царевны Софьи.
[5] Ватейшвили Д.Л. Т. II, с. 68.
[6] Там же, с. 69.
[7] Там же, с. 81.
[8] Там же, с. 79.
[9] Там же, с. 87.
[10] Богословский М.М. Петр I: Материалы для биографии. Т. IV. М., 1948, с. 271.
[11] Генерал-фельдцейхмейстер — начальник артиллерии (ист.).
[12] Хмыров М.Д. Главные начальники русской артиллерии. Первый генерал-фельдцейхмейстер царевич Александр Арчилович Имеретинский // Артиллерийский журнал. 1866, № 1, с. 31.
[13] См.: Эсадзе Б.С. Первый генерал-фельдцейхмейстер русской артиллерии при Петре Великом царевич имеретинский Александр Арчилович. — В кн.: Летопись Грузии. Тифлис, 1913. То же отдельной брошюрой: СПб., 1913.

Отрывок из сборника Павла Густерина «Российская империя и Кавказ» (Саарбрюккен, 2014)
Автор: Павел Густерин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. parusnik 29 октября 2014 09:50
    При этом он стал первым генерал-фельдцейхмейстером [11] российской армии....Попал в плен,что характерно в первой же битве, по пути из плена умер..весь вклад в развитие русской артиллерии...
    1. Павел Густерин 29 октября 2014 10:04
      Дело не в том, сколько лет царевич Александр пребывал в должности, а в том, что именно ему Петр I доверил начальствовать над артиллерией, и в том, как он себя вел в своем первом и последнем сражении. Начальник не бросил то, что ему было доверено, и не бежал с поля боя, несмотря на неминуемое поражение, а оставался при орудиях до последнего. Кстати, существует версия об отравлении царевича Александра, чтобы он не смог вернуться на службу в Россию.
      1. parusnik 29 октября 2014 12:14
        Павел, а вот вы не могли бы об этом поподробней написать.. Прочитав Вашу статью, складывается вот такое впечатление, которое я отразил в первом комментарии..статья увы, не информативна..ну , ни как не соответствует названию Первый начальник российской артиллерии...
    2. Комментарий был удален.
    3. Первуша Исаев 29 октября 2014 14:27
      Первый начальник российской артиллерии


      первый значит? а почему? артилерия была на Руси была с 14в

      вот орудие ИНРОГ Андрея Чохова длина 5м вес 7ТОНН!!! ЭТО самая Большая пушка 16века участвовала в Ливонской войне или вы считаете, что типа пушки были,а "начальника" над ними не было? так что ли?
      Первуша Исаев
      1. Павел Густерин 29 октября 2014 15:11
        Уважаемый Первуша Исаев. Делов в том, что сама должность "генерал-фельдцейхмейстер" появилась только при Петре I. Вот об этой должности я и говорю в своем отрывке.

        Кстати, Вы сами говорите:
        артилерия была на Руси была с 14в


        Назовите, пожалуйста, начальника
        артилерия была на Руси была
        в указанном Вами
        14в
        1. Первуша Исаев 29 октября 2014 17:09
          Цитата: Павел Густерин
          Назовите, пожалуйста, начальника


          "начальника"? гм странная у вас терминология,какой "начальник"? из традиционной истории ТИ известно время появления пушек на Руси -это пушка называлась ТЮФЯК http://www.portal-slovo.ru/history/35292.php, ПОТОМ "ПИЩАЛЬ" , а что касается того были ли начальники в те времена? наверно были, но почему вы именно заострили внимание на этом грузинском царевиче и чем он знаменит непонятно...
          Первуша Исаев
          1. Павел Густерин 29 октября 2014 17:30
            Вам что-нибудь говорят сложносокращенные слова "начдив", "начкар", "начпрод" и т.д.?

            Чтобы понять, чем знаменит грузинский царевич Александр, надо всего лишь прочитать мой опубликованный здесь отрывок.
          2. Комментарий был удален.
          3. Павел Густерин 29 октября 2014 19:22
            Ну, насчет "ТЮФЯКА" и "ПИЩАЛИ" Вы просто просветитель! Насколько я помню, это в 4-м классе проходят.
            1. Первуша Исаев 29 октября 2014 19:36
              Цитата: Павел Густерин
              Ну, насчет "ТЮФЯКА" и "ПИЩАЛИ" Вы просто просветитель! Насколько я помню, это в 4-м классе проходят.


              а ПЕРВОГО НАЧАЛЬНИКА РОССИЙСКОЙ АРТИЛЕРИИ ,где проходят? в 4 классе грузии или израиля?
              Первуша Исаев
              1. Павел Густерин 29 октября 2014 20:49
                Хмыров М.Д. Главные начальники русской артиллерии. Первый генерал-фельдцейхмейстер царевич Александр Арчилович Имеретинский // Артиллерийский журнал. 1866, № 1.

                Эсадзе Б.С. Первый генерал-фельдцейхмейстер русской артиллерии при Петре Великом царевич имеретинский Александр Арчилович. — В кн.: Летопись Грузии. Тифлис, 1913. То же отдельной брошюрой: СПб., 1913.

                СПб. - это Санкт-Петербург.
              2. Комментарий был удален.
          4. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. tkhonov66 29 октября 2014 17:11
        "...
        вес 7ТОНН!!! ЭТО самая Большая пушка 16века участвовала в Ливонской войне или вы считаете, что типа пушки были,а "начальника" над ними не было? так что ли?
        ..."
        .
        - да, действительно, "артилерия была на Руси была с 14в"...
        Но ни о каком МАССОВОМ производстве пушек - и речи не было!
        Эти были в основном "штучные" орудия для ОБОРОНЫ/ОСАДЫ крепостей - как вот этот чоховский МОНСТР... И отливали тогда пушки ИЗ БРОНЗЫ - а это было ну оччень ДОРОГО... и ТЯЖЕЛО (бронза это мало того, что "вааще тяжелый" металл, так он еще и менее прочный(!) по сравнению с ХОРОШИМ чугуном. А поэтому стволы бронзовых пушек приходилось делать толще, чем у чугунных... 8-). И эта "штучная" точка зрения на древние российские пушки подтверждается тем, что все такие орудия имели ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ - как корабли... или колокола... Но зато и охраны такие пушки не требовали никакой - все одно и не унесешь... и не увезешь.
        .
        Тогда-как ПетрПервый поставил НА ПОТОК (на уральских заводах) отливку дешевых и относительно легких ЧУГУННЫХ орудий ПОЛЕВОЙ артиллерии, которые ставились НА КОЛЕСНЫЕ (шведские) лафеты. Т.е. наладил производство легких(!) пушек в таком количестве - что никому и в голову не приходило - давать им имена собственные. И это позволило оказывать артиллерийскою поддержку пехоте на непосредственно на поле боя!
        .
        - но ВСЕ ЭТО давалось отнюдь не бесплатно - поскольку требовало необходимости массового производства, ХРАНЕНИЯ и ТРАНСПОРТИРОВКИ не только самих пушек - но и артиллерийский припасов (в полевых(!) условиях) - что было отнюдь НЕ ПРОСТЫМ ДЕЛОМ (так, например - порох было необходимо "держать сухим" - в ЛБОЕ ВРЕМЯ ГОДА, при ЛЮБЫХ(!) погодно-походных условиях - причем в отсутствии каких-либо водонепроницаемых полиэтиленовых пленок, и пластиковых банок с герметичными крышками 8-)
        .
        Вот этим - и обязан был заниматься "генерал-фельдцейхмейстер"...
        .
        И это уже не говоря - об обучении артиллеристов, технике безопасности, приемке и разбраковке орудий, колес, лафетов, банников, пыжей, дегтя(для смазки осей), веревок, канатов, корма лошадям, калибровке ядер, отмериванию пороха в стандартные заряды... и тд и тп.
        .
        - Артиллерия - это ВО ВСЕ ВРЕМЕНА - отнюдь не просто...
        .
        .
        Или, если коротко, то до Петра - в России были "начальники" орудий(тюфяков), а при Петре - появился НАЧАЛЬНИК АРТИЛЛЕРИИ...
        - почувствуйте разницу...
        tkhonov66
        1. Первуша Исаев 29 октября 2014 19:27
          Цитата: tkhonov66
          Но ни о каком МАССОВОМ производстве пушек - и речи не было!


          ну и неправильно,применение пушек на поле брани может быть ,только МАССОВЫМ ,а иначе нет смысла применять пушки в сражении ,может САМЫЕ первые пушки и применяли для ГРОХОТА,то сама ТАКТИКА применения орудий на поле боя диктует применение НЕСКОЛЬКИХ БАТАРЕЙ орудий,а иначе необходимого преимущества орудийный бой не даст,несколько орудий просто ОБОЙДУТ с фланга...
          Цитата: tkhonov66
          . И отливали тогда пушки ИЗ БРОНЗЫ - а это было ну оччень ДОРОГО... и ТЯЖЕЛО (бронза это мало того, что "вааще тяжелый" металл, так он еще и менее прочный(!) по сравнению с ХОРОШИМ чугуном. А поэтому стволы бронзовых пушек приходилось делать толще, чем у чугунных..


          и опять неправильно, БРОНЗА более подходящий орудийный металл по сравнению с чугуном,потому что бронза ЛЕГЧЕ- ЧУГУНА, а применяли чугун с 18в потому что он ДЕШЕВЛЕ БРОНЗЫ.
          Цитата: tkhonov66
          НА КОЛЕСНЫЕ (шведские) лафеты

          а у русских чё лафеты были не КОЛЁСНЫЕ? на салазках ,что ли?

          вот вам забытая 1 я Северная война царь Алексей осаждает свейскую Ригу обратите внимание на большое колличество пушек,как полевых ,так и осадных,а так же большое количество ТРЁХМАЧТОВЫХ СУДОВ пусть меньше шведских,но явно морских ,а нам говорят ,что ФЛОТ построил пётр...
          Первуша Исаев
  2. Павел Густерин 29 октября 2014 12:35
    Уважаемый Parusnik. Это собственно не статья, а как и было заявлено - отрывок из сборника. Моей целью было не реконструировать петровскую артиллерию, а показать обстоятельства, при которых грузинский царевич был назначен начальником российской артиллерии. Здесь даже имеет значение сам факт такого назначения. А в примечаниях я привожу названия досоветских работ, в которых каждый заинтересовавшийся темой сможет найти то, что ему интересно.
    1. parusnik 29 октября 2014 13:39
      Цитата: Павел Густерин
      А в примечаниях я привожу названия досоветских работ,

      Проще было опубликовать только названия до советских работ...показать обстоятельства, при которых грузинский царевич был назначен начальником российской артиллерии..И какие обстоятельства..Пётр и Александр были друзьям..Александр доверие оправдал..впоследствии стал первым генерал-фельдцейхмейстером..А напирать на национальность, грузинский царевич не корректно, грузины исповедовали православную веру и считались своими...
      С уважением...
      1. Павел Густерин 29 октября 2014 15:05
        И какие обстоятельства


        А такие, которые изложены в приведенном отрывке.

        Кроме этого, мною приведены названия досоветских работ.

        грузины исповедовали православную веру и считались своими..


        Восхищаюсь Вашими познаниями!

        Судя по количеству ошибок, которые Вы ляпаете в своих текстах, Вам бесполезно что-либо объяснять. Попробуйте прочитать мои комментарии еще по некольку раз. Больше я Вам ничем помочь не могу...
      2. Комментарий был удален.
  3. Prager 29 октября 2014 15:41
    много нового узнал из статьи. спасибо автору.
  4. givargi 29 октября 2014 17:34
    Ex, vernut' by gruziu v koaliciu s Rossiei... Vot moya mechta... Vmeste EvroAmerikanskix tvarei gromit'!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня