Новая жизнь уникального «Метеорита-А»

0
Новая жизнь уникального «Метеорита-А»


Международный авиасалон МАКС, который ежегодно проводится в городе Жуковском, неоднократно становился площадкой для демонстрации необычных воздушных систем вооружения. Не стал исключением и авиасалон МАКС-2007. Его главным экспонатом была авиационная крылатая сверхзвуковая ракета (СКР) «Метеорит-А». Ракета, которая была разработана под индексом 3М-25 в НПО машиностроения под руководством академика В.Н. Челомея более 25 лет назад, сегодня получила новую жизнь. «Метеорит-А», несмотря на полную техническую готовность, так и не был запущен в серийное производство, однако, по мнению ряда военных экспертов, с учетом растущего прогресса в области электроники, данный проект должен быть реанимирован. Ракета «Метеорит-А» концептуально отличается от многих других крылатых ракет стратегического назначения, созданных в 70–80-х гг., летевших к цели на предельно малых высотах с дозвуковой крейсерской скоростью. Ракета весом более 6 тонн должна была преодолевать системы ПВО противника на предельной высоте 22–25 километров со скоростью 2700–3240 км/ч. Конструкторами необычной ракеты закладывалась возможность поражения указанной цели на удалении до 3–5 тысяч километров от точки пуска. Также предполагалось, что специальная аппаратура будет формировать за СКР шлейф значительно ионизированного воздуха, который препятствует точному наведению на нее наземных зенитных ракет.

История создания ракеты следующая. В ответ на развертывание Соединенными Штатами крылатых ракет четвертого поколения, перед НПО машиностроения была поставлена задача - разработать СКР дальнего радиуса действия как одного из основных средств сохранения баланса имеющихся на то время стратегических ядерных сил. Оборудованная уникальным «интеллектом», который позволяет совершать всевозможные маневры на траектории с предельно точным выходом на указанную цель, эта ракета стала бы практически неуязвимой для средств ПВО противника.

Столкнувшись с новыми для себя техническими вопросами, включая заявленное требование длительного полета в атмосфере со сверхзвуковой скоростью, специалисты НПО нашли новые решения при выборе аэродинамической конструкции, силовой установки, конструкционных материалов, обеспечении теплового режима. К участию в разработке систем управления на совершенно новых принципах привлекались ведущие научные и конструкторские коллективы страны. Комплекс создавался под неусыпным контролем Совета главных инженеров под председательством профессора В.Н. Челомея. Защита первого эскизного проекта комплекса водного базирования состоялась в середине декабря 1978 года, а авиационного базирования - спустя месяц, в январе 1979 года.

Огромный объем наземных стендовых испытаний удалось выполнить в предельно сжатые сроки. В ходе этих испытаний было экспериментально доказано, что все технические решения были правильными. 20 мая 1980 года был проведен первый запуск СКР с испытательного наземного стенда, а в конце января 1982 года – первый запуск с погружаемой стартовой площадки из подводного положения. В качестве погружаемой площадки была выбрана переоборудованная подводная лодка проекта 667А. Запуск с площадки авиационного базирования осуществлялся со специального самолета-носителя Ту-95МА.

В ходе летных испытаний ракеты «Метеорит-А» было проведено 70 запусков – 50 с наземного стенда, подлодки и ПСК и 20 с самолета Ту-95МА. Первые испытания сверхдальней ракеты перед техническим руководством поставили ряд новых задач. Прежде всего, как оказалось, дальности трассы боевого полигона Капустин Яр для испытания ракеты подобного радиуса действия оказалось недостаточно. С целью компенсировать недостаток расстояния на траектории полета от Балхаша до Волги пришлось проводить уникальный для ракеты летящих с такой скоростью маневр по развороту на 180°. Пуски производились также и в интересах оценки степени защищенности ракеты от систем ПВО, для чего использовались два современных зенитно-ракетных комплекса. Но, несмотря на то, что траектория полета и время запуска были известны, при выключенных бортовых системах защиты и программы маневрирования выпущенные зенитные ракеты смогли уничтожить СКР только со второго пуска.

По своим тактико-техническим и боевым характеристикам ракета «Метеорит-А» значительно превосходила все имеющиеся в то время стратегические крылатые ракеты морского и авиационного базирования. При создании комплекса был разработан ряд уникальных систем. Однако «Метеориту-А» не суждено было быть принятым на вооружение. Причиной этого было принятое в начале 80-х годов решение оснастить имеющиеся стратегические бомбардировщики другой ракетой подобного типа – созданной в 1982 году в МКБ «Радуга» ракетой Х-55, которая и была в конце 1983 года принята на вооружение для установки на стратегических авиационных комплексах Ту-95МС, а затем и модернизированных Ту-160. Грозный «Метеорит» так и остался на уровне опытного образца, но, возможно, уже в ближайшее время ситуация изменится.