New life of unique "Meteorite-A"

New life of unique "Meteorite-A"


The international air show MAKS, which is held annually in the city of Zhukovsky, has repeatedly become a platform for the demonstration of unusual air weapon systems. The MAKS-2007 air show was no exception. Its main exhibit was the aviation cruise supersonic rocket (TCR) Meteorit-A. The rocket, which was developed under the index 3М-25 in the NPO Mashinostroeniya under the leadership of Academician V.N. Chelomeya more than 25 years ago, today received a new life. "Meteorit-A", despite full technical readiness, was never put into mass production, however, according to a number of military experts, given the increasing progress in the field of electronics, this project should be revived. The “Meteorit-A” rocket is conceptually different from many other strategic cruise missiles created in 70 – 80s that flew at extremely low altitudes at subsonic cruising speeds. A missile weighing more than 6 tons was supposed to overcome enemy air defense systems at the maximum height of 22 – 25 kilometers with a speed of 2700 – 3240 km / h. The designers of the unusual rocket laid the possibility of hitting the specified target at a distance of up to 3 – 5 thousands of kilometers from the launch point. It was also assumed that the special equipment will form for the TFR a plume of significantly ionized air, which prevents the ground-based anti-aircraft missiles from accurately pointing at it.


History creating a rocket next. In response to the deployment of fourth-generation cruise missiles by the United States, NPO Mechanical Engineering was tasked with developing a long-range TFR as one of the main means of maintaining the balance of the strategic nuclear forces at that time. Equipped with a unique "intelligence" that allows you to perform all sorts of maneuvers on the trajectory with extremely accurate access to the specified target, this rocket would become almost invulnerable to enemy air defenses.

Faced with new technical issues, including the stated requirement of a long flight in the atmosphere at supersonic speeds, NGO experts found new solutions for choosing the aerodynamic design, power plant, structural materials, ensuring the thermal regime. The leading research and design teams of the country were involved in the development of management systems based on completely new principles. The complex was created under the vigilant control of the Council of Chief Engineers, chaired by Professor V.N. Chelomey. The protection of the first draft of the water-based complex took place in mid-December 1978 of the year, and the airborne defense - a month later, in January 1979.

A huge amount of ground bench tests managed to perform as soon as possible. In the course of these tests, it was experimentally proven that all the technical solutions were correct. 20 May 1980 was the first launch of the TFR from the test ground stand, and at the end of January 1982 of the year - the first launch from the submersible launch site from a submerged position. A converted submarine of the 667A project was chosen as a submerged platform. The launch from the aircraft-based site was carried out from a special carrier aircraft Tu-95MA.

During the flight tests of the “Meteorit-A” missile, 70 launches were conducted - 50 from a ground stand, a submarine and PSK and 20 from a Tu-95MA aircraft. The first tests of the ultra-long-range missile before the technical management set a number of new tasks. First of all, as it turned out, the range of the Kapustin Yar combat range for testing a rocket of a similar range was not enough. In order to compensate for the lack of distance in the flight path from Balkhash to the Volga, it was necessary to conduct a unique maneuver for the rocket flying at such a speed on the turn to 180 °. The launches were also carried out in the interests of assessing the degree of protection of the missile from air defense systems, for which two modern anti-aircraft missile systems were used. But, despite the fact that the flight trajectory and launch time were known, with the onboard protection systems turned off and the maneuvering programs, the launched anti-aircraft missiles were able to destroy the TFR only from the second launch.

In terms of tactical, technical and combat characteristics, the Meteorit-A missile significantly exceeded all of the strategic naval and air-launched cruise missiles available at that time. When creating the complex, a number of unique systems were developed. However, "Meteorit-A" was not destined to be put into service. The reason for this was the decision taken at the beginning of 80's to equip existing strategic bombers with another missile of this type - created in 1982 in the Raduga ICD with the X-55 rocket, which was adopted at the end of 1983 for strategic aviation complexes Tu-95MS, and then upgraded Tu-160. Terrible "Meteorite" remained at the level of a prototype, but perhaps the situation will change in the near future.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Новая жизнь уникального «Метеорита-А»

Новая жизнь уникального «Метеорита-А»


Международный авиасалон МАКС, который ежегодно проводится в городе Жуковском, неоднократно становился площадкой для демонстрации необычных воздушных систем вооружения. Не стал исключением и авиасалон МАКС-2007. Его главным экспонатом была авиационная крылатая сверхзвуковая ракета (СКР) «Метеорит-А». Ракета, которая была разработана под индексом 3М-25 в НПО машиностроения под руководством академика В.Н. Челомея более 25 лет назад, сегодня получила новую жизнь. «Метеорит-А», несмотря на полную техническую готовность, так и не был запущен в серийное производство, однако, по мнению ряда военных экспертов, с учетом растущего прогресса в области электроники, данный проект должен быть реанимирован. Ракета «Метеорит-А» концептуально отличается от многих других крылатых ракет стратегического назначения, созданных в 70–80-х гг., летевших к цели на предельно малых высотах с дозвуковой крейсерской скоростью. Ракета весом более 6 тонн должна была преодолевать системы ПВО противника на предельной высоте 22–25 километров со скоростью 2700–3240 км/ч. Конструкторами необычной ракеты закладывалась возможность поражения указанной цели на удалении до 3–5 тысяч километров от точки пуска. Также предполагалось, что специальная аппаратура будет формировать за СКР шлейф значительно ионизированного воздуха, который препятствует точному наведению на нее наземных зенитных ракет.

История создания ракеты следующая. В ответ на развертывание Соединенными Штатами крылатых ракет четвертого поколения, перед НПО машиностроения была поставлена задача - разработать СКР дальнего радиуса действия как одного из основных средств сохранения баланса имеющихся на то время стратегических ядерных сил. Оборудованная уникальным «интеллектом», который позволяет совершать всевозможные маневры на траектории с предельно точным выходом на указанную цель, эта ракета стала бы практически неуязвимой для средств ПВО противника.


Столкнувшись с новыми для себя техническими вопросами, включая заявленное требование длительного полета в атмосфере со сверхзвуковой скоростью, специалисты НПО нашли новые решения при выборе аэродинамической конструкции, силовой установки, конструкционных материалов, обеспечении теплового режима. К участию в разработке систем управления на совершенно новых принципах привлекались ведущие научные и конструкторские коллективы страны. Комплекс создавался под неусыпным контролем Совета главных инженеров под председательством профессора В.Н. Челомея. Защита первого эскизного проекта комплекса водного базирования состоялась в середине декабря 1978 года, а авиационного базирования - спустя месяц, в январе 1979 года.

Новая жизнь уникального «Метеорита-А»Огромный объем наземных стендовых испытаний удалось выполнить в предельно сжатые сроки. В ходе этих испытаний было экспериментально доказано, что все технические решения были правильными. 20 мая 1980 года был проведен первый запуск СКР с испытательного наземного стенда, а в конце января 1982 года – первый запуск с погружаемой стартовой площадки из подводного положения. В качестве погружаемой площадки была выбрана переоборудованная подводная лодка проекта 667А. Запуск с площадки авиационного базирования осуществлялся со специального самолета-носителя Ту-95МА.

В ходе летных испытаний ракеты «Метеорит-А» было проведено 70 запусков – 50 с наземного стенда, подлодки и ПСК и 20 с самолета Ту-95МА. Первые испытания сверхдальней ракеты перед техническим руководством поставили ряд новых задач. Прежде всего, как оказалось, дальности трассы боевого полигона Капустин Яр для испытания ракеты подобного радиуса действия оказалось недостаточно. С целью компенсировать недостаток расстояния на траектории полета от Балхаша до Волги пришлось проводить уникальный для ракеты летящих с такой скоростью маневр по развороту на 180°. Пуски производились также и в интересах оценки степени защищенности ракеты от систем ПВО, для чего использовались два современных зенитно-ракетных комплекса. Но, несмотря на то, что траектория полета и время запуска были известны, при выключенных бортовых системах защиты и программы маневрирования выпущенные зенитные ракеты смогли уничтожить СКР только со второго пуска.

По своим тактико-техническим и боевым характеристикам ракета «Метеорит-А» значительно превосходила все имеющиеся в то время стратегические крылатые ракеты морского и авиационного базирования. При создании комплекса был разработан ряд уникальных систем. Однако «Метеориту-А» не суждено было быть принятым на вооружение. Причиной этого было принятое в начале 80-х годов решение оснастить имеющиеся стратегические бомбардировщики другой ракетой подобного типа – созданной в 1982 году в МКБ «Радуга» ракетой Х-55, которая и была в конце 1983 года принята на вооружение для установки на стратегических авиационных комплексах Ту-95МС, а затем и модернизированных Ту-160. Грозный «Метеорит» так и остался на уровне опытного образца, но, возможно, уже в ближайшее время ситуация изменится.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня