ДВКД типа «Мистраль»: новости, споры и грядущая передача корабля «Владивосток»

В минувший понедельник появились новые сообщения о дальнейшей судьбе российско-французского контракта на постройку двух десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) типа Mistral. В последние месяцы этот контракт стал предметом разногласий и различных заявлений руководства некоторых зарубежных государств. Согласно имеющимся планам в ближайшее время первый из заказанных кораблей должен быть передан России, что оказывает серьезное влияние на сложившуюся ситуацию и мнения сторон.




27 октября информагентство РИА Новости со ссылкой на неназванного представителя профсоюза судостроительной компании STX, опубликовало новость о дальнейшей судьбе первого «Мистраля» для России. По словам источника агентства, церемония передачи первого корабля, получившего имя «Владивосток», предварительно запланирована на 14 ноября. Эта дата пока не утверждена официально, но сотрудники профсоюза готовятся к проведению всех необходимых мероприятий именно в этот день. Таким образом, передачу первого заказанного корабля можно считать делом нескольких ближайших недель.

В понедельник во французском Ле-Бурже открылась выставка Euronaval 2014, в рамках которой делегации множества стран могут ознакомиться с последними достижениями ведущих оборонных предприятий мира. В день открытия выставки глава российской делегации, заместитель главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Анатолий Пунчук сделал несколько заявлений о текущем контракте на поставку десантных кораблей.

По словам А. Пунчука, все контрактные обязательства выполняются сторонами в полном объеме и в соответствии с установленным графиком. Как пишет РИА Новости, замдиректора ФСВТС сказал, что корабль «Владивосток» должен войти в состав военно-морского флота России до конца 2014 года. После этого судостроительный завод «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) начнет устанавливать на корабль различное вооружение и оборудование российского производства. Все необходимые работы планируется завершить к середине 2015 года.

В последние месяцы на фоне обострения ситуации на международной арене неоднократно высказывалось предположение об отказе со стороны Франции в передаче заказанных десантных кораблей России. Высказывались предположения, что два корабля типа Mistral могут быть переданы некой третьей стране. А. Пунчук считает, что вопрос о передаче кораблей третьей стране представляется преждевременным.

Новые ДВКД типа «Мистраль» французского производства предполагается оснастить различной техникой нескольких типов. В частности, два корабля смогут нести ударные вертолеты Ка-52К. А. Пунчук рассказал, что сейчас российские авиастроители занимаются сборкой четырех опытных вертолетов этого типа. Испытания этих машин запланированы на следующий год. Все работы по корабельной модификации ударного вертолета планируется завершить до конца 2015 года. В дальнейшем вертолет Ка-52К пойдет в серию и будет использоваться в качестве средства огневой поддержки десанта.

В понедельник вечером РИА Новости опубликовало слова неназванного представителя министерства иностранных дел России. Дипломат отметил юридическую простоту ситуации вокруг десантных кораблей, сложившейся в последние месяцы. Кроме того, он полагает, что информационная суета вокруг имеющегося контракта прямо говорит об интересах официального Парижа: руководство Франции заинтересовано в успешном завершении контракта больше, чем Россия.

Информация, опубликованная в минувший понедельник, является поводом для оптимизма. Профсоюз компании STX готовится к церемонии сдачи первого корабля для ВМФ России, а руководство российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству отмечает своевременное выполнение всех контрактных обязательств. Таким образом, есть все основания полагать, что ДВКД «Владивосток» действительно будет передан российскому флоту в самое ближайшее время.

Двухсторонний договор между Россией и Францией, подразумевающий строительство двух десантных кораблей, до начала этого года был делом лишь двух сторон – заказчика и исполнителя. Несколько месяцев назад это соглашение стало поводом для событий на международной арене, в которых приняли участие руководители Соединенных Штатов.

На фоне украинского кризиса официальный Вашингтон обратился к Франции с требованием прекратить выполнение российского заказа. Подобные просьбы американского руководства поставили Париж в сложное положение. Французское руководство желает сохранить хорошие отношения как с США, так и с Россией, однако продолжение работ и передача кораблей или прекращение выполнения контракта грозит ему серьезными последствиями политического и экономического характера.

Игнорирование требований Вашингтона грозит Франции серьезными последствиями. Это может быть как общее ухудшение отношений с одним из главных партнеров, так и сокращение сотрудничества в военно-технической или экономической сфере. Вряд ли президент Франсуа Олланд и его команда готовы пойти на такие риски и поссориться с американскими партнерами.

Выполнение американских требований так же будет иметь серьезные последствия. На протяжении последних месяцев в многочисленных обсуждениях сложился список последствий для Франции. Самое болезненное из них будет иметь финансовый характер. Строительство двух десантных кораблей стоит около 1,2 миллиарда евро, причем большая часть этой суммы была уже выплачена заказчиком. В случае разрыва контракта французским судостроителям придется вернуть России уплаченные деньги.

По некоторым данным, в контракте на строительство кораблей предусмотрены штрафы за невыполнение обязательств. Таким образом, Франции придется не только возвратить уже перечисленные деньги за строительство кораблей, но и уплатить неустойку. Ее размер, по разным оценкам, может достигать нескольких миллиардов евро.

Разрыв контракта будет иметь серьезные социальные последствия. Российский заказ позволил компании STX создать несколько сотен новых рабочих мест. В случае прекращения строительства кораблей фирме придется уволить большое количество работников, что может стать поводом для протестов и иной реакции общественности.

Еще один риск для Франции связан с репутацией. Если руководство страны готово разрывать контракты на поставку вооружений и военной техники по требованию третьей стороны, то это государство вряд ли можно считать надежным поставщиком. Таким образом, в случае разрыва контракта на поставку «Мистралей» компания STX рискует лишиться будущих заказов от некоторых зарубежных государств. Похожие проблемы могут начаться и у других французских производителей вооружения и техники.

Наконец, имеется специфический вопрос технологического характера. В соответствии с условиями контракта кормовые секции корпусов двух кораблей типа «Мистраль» должны строиться в России, на петербургском «Балтийском заводе». В случае разрыва контракта Россия может потребовать вернуть эти конструкции, что, в частности, не позволит французским судостроителям продать «некомплектные» корабли третьей стороне. Понадобится достраивать недостающие агрегаты либо утилизировать оставшиеся части кораблей.

Официальный Париж прекрасно понимает сложность нынешней ситуации, из-за чего время от времени появляются соответствующие заявления. К примеру, не так давно, в начале сентября президент Франции Ф. Олланд заявил, что сложившаяся международная обстановка не позволяет передать корабли заказчику. Немного позже пресс-служба французского президента разъяснила заявление Олланда. Отмечалось, что контракт не будет разорван, но французской стороне придется принять во внимание текущую политическую ситуацию.

Все предыдущие и последующие заявления французских руководителей о судьбе заказанных Россией десантных кораблей прямо говорят о том, что Ф. Олланд и его коллеги пытаются сохранить хорошие отношения как с Вашингтоном, так и с Москвой, и поэтому не спешат с принятием и оглашением окончательного решения. Иными словами, не желая ссориться с зарубежными партнерами, Париж вынужден тянуть время всеми доступными средствами.

Ранее сообщалось, что первый ДВКД типа Mistral должен быть передан России в начале ноября. Планируемые сроки передачи корабля «Владивосток» неумолимо приближаются, из-за чего, в частности, профсоюз компании STX готовится к торжественной церемонии, планируемой на середину ноября. Одновременно с этим французское руководство находится в сложнейшем положении. В кратчайшие сроки ему необходимо принять решение, которое будет иметь наименее серьезные и болезненные последствия. Каким будет это решение – станет известно в самое ближайшее время.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://itar-tass.com/
http://svpressa.ru/
http://vz.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

164 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти